Семинар
учебно-методический материал

Яковкина Екатерина Петровна

«Современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар:

«Современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании»

 

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов, развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов, выработка единой педагогической позиции.

1.     Знакомство с темой, постановка цели семинара.

2.     Активизация: «Что помогает педагогу в работе?» по первым буквам слова «образование» (оптимизм, интуиция, борьба и т. д.), «воспитание» (вера, оптимизм, стремление, положительные эмоции, интуиция…)

3.     Теоретическая часть:

В научной интерпретации академика РАО Е.В. Бондаревской подход - это осознанная ориентация педагога-исследователя или педагога-практика на реализацию в своей деятельности определенной совокупности взаимосвязанных ценностей, целей, принципов, методов исследовательской или практической педагогической деятельности, соответствующая требованиям принятой образовательной парадигмы.

Современный подход к обучению имеет своей целью: становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы (законопроект «Об Образовании в Российской Федерации»).

В связи с этим выделяются современные подходы к организации процесса обучения.

Личностно-ориентированный подход

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума.

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.   Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Интерактивный подход

Интерактивные подходы: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)»; разрешение проблем («Дерево решений.)

Развивающее обучение

Основу содержания обучения должна составлять система научных понятий. Усвоение знаний, умений и выработка навыков не являются конечной целью, а только средством развития обучающихся.

В процессе развивающего обучения качественно меняется тип мышления от конкретно-образного к абстрактно- логическому, в дальнейшем к теоретическому.

Игровые подходы

Игровое обучение- это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Проблемный подход ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя; можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств.

Проблемный подход ориентирует на изучение как тех проблем, которые принято считать вечными, и которые каждое молодое поколение решает для себя (жизненного выбора, самоопределения, отношения к ценностям взрослых и т. д.), так и тех проблем, которые приобрели особую актуальность для данного поколения учащихся в связи с изменениями, происходящими в обществе.

Программированное обучение

Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных.

Развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.

 В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а в случае необходимости, регулированию программных действий.

Метод проектов.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Коммуникативный подход в обучении.

 «Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.

Коммуникативный подход в обучении означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.

Компетентностный подход.

«Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Технологический подход.

В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как "технологический", конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

Поисковый подход.

В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Рассмотрев современные подходы к организации процесса обучения, мы можем сделать вывод: все эти подходы ориентированы на самостоятельность в добывании знаний, свободное развитие каждого ученика как субъекта учения и как личности, способность самостоятельного решения поставленных проблем. Меняется также и роль педагога, теперь педагог не только «источник информации», но и «контролер». Учитель, проводя занятие с большой группой детей, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, что полностью соответствует требованиям современного общества к обучению.

Инновационный подход на уроках.

«Инновационные уроки, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

Рекомендации по организации современного процесса обучения.

Использование современных подходов играет большую роль в обучении, но следует также признать, что в организации современного процесса обучения имеются и свои недостатки.

Можно дать некоторые рекомендации по организации процесса обучения, которые бы в значительной мере улучшили его качество, помогали бы учителю в достижении поставленной обществом задачи.

1.  Материально-техническая база. Необходимо чтобы каждая школа была оснащена всеми необходимыми техническими средствами, к которым можно отнести не только компьютеры, но и интерактивные доски и проекторы, без которых учитель не может на практике в полной мере использовать интерактивный подход к обучению. Также к материально-технической базе можно отнести электронно-библиотечную систему, с помощью которой каждый ученик имел бы доступ к электронным ресурсам сети Интернет, что значительно помогает в процессе обучения.

2.  Высокий профессионализм учителей. Необходимо, чтобы учителя регулярно повышали свою квалификацию.

3.  Сотрудничество с учреждениями.

4.  Научно-методическое оснащение школ. Наличие специальной и учебной литературы, наглядных пособий и материалов в школах должно быть доступным для пользования школьников и учителей. Обеспечение учеников учебниками и пособиями играет важную роль в обучении, для этого должны использоваться не только утвержденные учебники, но и учебно-методические пособия выпущенные учителями конкретной школы.

5.  Участие родителей в жизни школы. Проведение родительских собраний, на которых обсуждаются проблемы обучения. Важным является работа учителя с родителями конкретного ребенка, для того чтобы родители со своей стороны тоже могли способствовать успешному обучению в школе. Родители не должны перекладывать все обязанности на школу, потому как семья является неотъемлемым фактором становления личности.

6.  Применение авторских методик. Учителя должны не только пользоваться уже разработанными методами, но и вносить в них изменения, добавлять в них что-то новое, ранее не использовавшееся. Самостоятельно разработанные методики в свою очередь должны соответствовать законодательству и требованиям к организации процесса обучения. Также возможны различные «мастер-классы», в которых педагоги делились бы своим профессиональным опытом с коллегами.

7.  Внеклассная работа с учащимися. Классный руководитель, для того чтобы лучше разобраться в индивидуальных особенностях каждого из своих учеников должен проводить классные часы, на которых он может проводить использовать современные подходы в виде различных тренингов и игр для выявления каких-либо личностных качеств школьников. Также возможны различные экскурсии и турпоходы всего класса с целью приобретения новых практических знаний и опыта. Такие походы в свою очередь выполняют и другую немаловажную роль, они помогают ученикам сблизится, сплотиться в одну команду, ближе узнать друг друга.

8.  Комнаты отдыха. Каждая школа должна иметь комнату, в которой ученики могли бы проводить время на перемене или после уроков. Комната должна обладать релаксирующими свойствами, чтобы каждый находящийся в ней ребенок мог расслабиться, отдохнуть или просто в спокойной обстановке подготовиться к следующему уроку. Такие комнаты можно использовать и для групп продленного дня.

9.  Спонсорство и благотворительность. Оборудовать школу согласно современным требованиям, очень дорого, и бюджетных средств на это хватает не у каждой школы. Организации и предприятия могут и должны помогать школам в этом отношении.

10.  Организация благоприятной атмосферы в классе. Основной составляющей успешного процесса обучения является желание учеников работать на уроке, получать новые знания, добывать их самостоятельно. Чтобы у ребенка было такое желание, учитель должен со своей стороны уважительно относиться к каждому ученику, не разделять их на так называемых «любимчиков», уметь так организовать урок, чтобы дети шли на него с удовольствием, а не со страхом. Правильное отношение педагога к ученикам уже верный залог успешного обучения.

11. Дополнительное образование детей- кружки, секции, мини-театры.

Данные рекомендации по организации современного процесса обучения, должны применяться и дорабатываться во всех школах. Только тогда можно будет считать школу готовой к выполнению тех задач, которые ставит перед ней современное общество, потому как в обратном случае очень тяжело добиться успехов в становлении каждого отдельного ученика, как самостоятельной личности, способной быстро и правильно решать проблемы, которые будет ставить перед ним общество.

Вывод.

Использование современных подходов к организации процесса обучения на уроке реализует требование современного общества - становление гармонично развитой самостоятельной личности. Комплексное использование современных подходов имеет большое значение в организации процесса обучения и воспитания.

(слайд 5) Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

•        иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

•        быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

•        основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого-педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;

•        базироваться на развивающих методах обучения детей.

 

  Задача дополнительного образования – в одном потоке объединить самых разных детей, сильных и слабых, с разным уровнем мотивации. Образовательное пространство должно быть комфортным для любого ребенка. Учитывая это мы должны строить свою работу по следующим принципам:

         учеба не должна доминировать на столько, чтобы затмевать другие стороны его жизнедеятельности,

         ребенок должен найти область достижения своей успешности, что
станет стимулом его развития, а педагог (воспитатель)  должен поддержать его в этом и создать условия для самореализации,  

         открытость пространства в жизнедеятельности детей.

Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

•    образовательных результатов;

•    организации образовательного процесса;

•    квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.

В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

Для обучающихся:

        с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

        с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

        с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;

Для родителей:

        с получением знаний, умений и навыков добиться уважения окружающих его людей;

        с умением учащихся применить полученные знания в жизни;

         с умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для педагогов (воспитателей):

        с умением воспитанника самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

        с дополнительным образованием, где учитываются индивидуальные особенности ребенка, их способности и потребности; где педагоги придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

        с профессиональной позицией, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь.

 

(слайд 6) От чего зависит качество преподавания?

        Методическая подготовка - …

        Психолого-педагогическая подготовка - …

        Педагогическое мастерство - …

        Психолого-педагогическое взаимодействие с коллегами, учащимися, родителями - …

        Желание нововведений - …

        Научная организация труда педагога и учащихся - …

        Состояние учебно-методической базы - …

        Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип и т.п.)знаний

 

(слайд 7) От чего зависит качество знаний учащихся?

        Уровень профессионального мастерства педагога -…

        Традиции и новации в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения). - …

        Состояние учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) - …

        Внешнее влияние (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т.п.) - …

        Физиологические и санитарно-гигиенические факторы

        Система оценивания знаний учащихся - …

        Педагогическое взаимодействие детей и взрослых. Уровень коммуникативных отношений -…

 

 

(слайд 8) 4. Практическая работа.

(продолжить предложения из опыта работы)

Алгоритм деятельности педагога дополнительного образования

ФИО_________________________

Создаю условия для развития

Обращаю внимание детей на

Реализую

Ввожу

Обучаю детей

С уважением отношусь

Выявляю

Сотрудничаю

 

Вывод: (используем прием «Верите ли вы, что…»)

  • Образовательное учреждение с его программой, квалифицированный педагогический персонал – один из важнейших факторов, не влияющих на повышение качества знаний учащихся;
  • Система мониторинга активно входит в работу по определению качества обучения;
  • Педагоги, учащиеся и родители не являются единым сплоченным коллективом;
  • Весь образовательный процесс и работа его участников направлены на достижение конечного результата: повышение качества знаний.

 

5.Выступления педагогов и воспитателей по теме семинара (из опыта работы).

 

6. Подведение итогов семинара. Выводы и предложения.

Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию.

 Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.

 Позиция педагога дополнительного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Презентация к семинару "Проектирование учебного занятия"

Эта презентация предназначена для проведения семинара "Проектирование учебного занятия"....

План работы семинара классных руководителей

Представлен План работы семинара классных рководителей в колледже...

Семинары по детской литературе

Вопросы к семинарским занятиям...

Семинары по страноведению

Вопросы к семинарским занятиям....

Обучающий семинар

Обучающий семинар...