Технология использования морской соли
учебно-методический материал

Мягкая Татьяна Юрьевна

Поскольку современная жизнь удаляет человека от природных факторов и велико вредное воздействие современных технических средств (длительное нахождение в закрытых помещениях, скопление электрических приборов, работа с компьютером и т.д.), возможно и необходимо использовать природные материалы в НОД с воспитанниками по развитию мелкой моторики руки. Тем самым не только разнообразится этот вид детской деятельности, но и внедряется здоровьесозедающий компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ispolzovaniya_morskoy_soli.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой   морской соли.

Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития, показывает, насколько важно развивать у таких воспитанников мелкую моторику руки.

Поскольку современная жизнь удаляет человека от природных факторов и велико вредное воздействие современных технических средств (длительное нахождение в закрытых помещениях, скопление электрических приборов, работа с компьютером и т.д.), возможно и необходимо использовать природные материалы в НОД с воспитанниками по развитию мелкой моторики руки. Тем самым не только разнообразится этот вид детской деятельности, но и внедряется здоровьесозедающий компонент.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Специфика нетрадиционных методов коррекции направлена на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Методики нетрадиционных форм предназначены для восстановления умственной и физической работоспособности, устранение усталости, вялости, астенического синдрома. Также может служить как профилактика нарушений мозгового кровообращения, устранение бессонницы, нервозности. 

О пользе морской соли знают все. Морская соль всегда у нас ассоциируется с летним отдыхом, морем, отличным настроением, да и целебные свойства моря нам известны с давних времен. Морская соль по сути это хлорид натрия, но в нем содержится огромное количество макро, микроэлементов, минеральных веществ. Все элементы, которые входят в состав морской соли положительно влияют на наш организм в целом. Соответственно, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух оздоравливающими испарениями.  Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, органов дыхания, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, раздражая нервные окончания, развивая  мелкую моторику рук. Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. 
        Игры в морской соли способствуют развитию воображения ребенка и формированию связной речи, так как оречевляя свои действия, воспитанники активизируют свой словарный запас, продолжают овладевать навыками правильного построения своих высказываний.   

Учитывая все выше изложенные факты, нами был разработан комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли. Этот комплекс может быть использован с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях.

Разработанный цикл упражнений направлен на максимально эффективное развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование упражнений с применением морской соли.

Данный цикл упражнений помогает решить следующие задачи:

  • развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимает мышечную напряжённость;
  • совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствует расширению словарного запаса;
  • позволяет развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • повышает мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.
  • Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания.

Необходимые оборудование и материалы: сухая морская соль, контейнеры с крышкой, бумажные салфетки, мелкие предметы (крышки от пластиковых бутылок, детали от конструктора «лего», игрушки «киндер» и т.д.).

С целью усиления оздоравливающего эффекта один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, что бы обогащать воздух целебными свойствами.

Правила и требования к занятиям с морской солью:

1. Чисто вымытые, сухие руки.

2. Открытие контейнера с солью непосредственно перед занятием.

3. Использование бумажных салфеток после окончания занятия.

4. Предварительное изучение (по согласию родителей или законных представителей) медицинских карт воспитанников с целью выяснения анамнеза.

Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с морской  солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словесной инструкцией.

При обучении движениям кистей рук и пальцев используются:

  • Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражания образам окружающей жизни, использование зрительных ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии)
  • Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся у детей жизненный опыт.
  • Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины).

Выделяют основные движения, которыми ребенок должен владеть:

- сжимание кисти в кулак и разжимание

- вращательные движения указательными пальцами

- потирание ладони о ладонь

- соединение пальцев каждой руки в щепоть

- удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша

Ребенку разрешается потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы. Детям можно рассказать сказку или рассказ  о море, можно организовать  исследовательскую  деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире. Все упражнения  сопровождаются стихотворным двустишием. При проговаривании особое внимание уделяется звукопроизношению: закрепляется правильность произношения определённых звуков.

«Комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли»

Все упражнения сопровождаются стихотворным двустишием, которое на начальных этапах проговаривает педагог, затем это может делать ребенок. При проговаривании особое внимание уделяется звукопроизношению: закрепляется правильность произношения определенных звуков.

Упражнения для пальцев и кисти руки:

Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.

«Повара»

Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.

Мы варили, мы солили

Вкусным супом угостили

«Карусель»

Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения.

Еле еле еле еле

Закружились карусели

«Кошечка»

Описание: мягко погрузить в соль только подушечки пальцев.

Идёт кошечка на лапках

Осторожно, мягко, мягко

«Дождик»

Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.

Мы с дождиком играли

И ладошки подставляли

«Силачи»

Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.

Крепко соль в кулак зажали

Подержали и зажали

«Стирка»

Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.

Мы стираем, мы стираем

Крепко, крепко отжимаем

«Птичка»

Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.

Птичка зёрнышки нашла

Поклевала, не спеша

« Гуси»

Описание: пальцы щипают соль.

Гуси- гуси га - га – га

Щиплют травку у пруда

«Лягушки»

Описание: раскрывать кулачки.

Вот лягушки по дорожке

Скачут вытянувши ножки

«Топ - Хлоп»

Описание: похлопывать поочерёдно кулачками и ладонями о солёную поверхность.

Топ – топ – ножки

Хлоп – хлоп – хлопают ладошки

Упражнения и игры с использованием речевого материала:

 Упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия

Задание: Если ты услышишь звук [р], спрячь ладошки в соли. На другие звуки – руки держи над солью (воспитатель произносит согласные звуки, ребёнок выполняет соответствующие движения).

 Упражнение на автоматизацию  изолированных звуков

Задание: Возьми в оба кулачка соль и насыпь ее горкой, произнося  при этом «ж-ж-ж». Теперь разрушь свою горку со звуком «з-з-з».

 Упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков в слоге

Задание: Из ракушек построй дорожку на соли. Шагай двумя  пальчиками по дорожке и повторяй «шла-шло-шлу», «сла-сло-слу» и т.д.

 Упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков в слове

Задание: В соли   для тебя закопаны игрушки. Аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [Ш] и [Ж] произноси правильно. Разложи игрушки к картинкам - со звуком [Ш] к «шмелю», со звуком [Ж] к «жуку». 

  Упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков во фразе

Задание:  в левом верхнем углу нарисуй девочку. Придумай ей имя со звуком [с] (Соня, Саша, Света). Соня нарисовала воздушный шар.  Нарисуй  справа внизу от Сони свой воздушный шар. Придумай предложение про Соню и воздушный шар (Соня купила воздушный шар. Соня надула воздушный шар. и т.д.)

 Упражнения на развитие связной речи.

Задание: Подул сильный ветер, и разлетелись все странички  из книжки, да еще и солью морской их припорошило. Найди все странички и составь рассказ.

Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология использования веб- квестов на уроках обществознания, истории и философии как инструмента активизации познавательной самостоятельности студентов в рамках внедрения нового Стандарта ФГОС.

Аннотация.          Системно-деятельностный подход, выступающий методологической основой нового Стандарта, актуализирует особое внимание учителя к формиров...

Материалы дифференцированного зачета по МДК.05.01 Технология использования прикладного прогораммного обеспечения ПК

Контрольно-измерительные материалы предназначены для контроля и оценки результатов освоения МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспечения персонального компьютера&raqu...

Буклет "Автоматизация звуков через комплекс упражнений и игр с морской солью"

Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с ...

Использование морского пектина «D-зостерол», при производстве кондитерских изделий

Наша природа богата растениями, обладающими полезными и лечебными свойствами, а глубины океанов и морей - это кладезь витаминов и биологически активных веществ.Применение природного сырья в пищевой пр...

Методическая разработка "Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр" Деловая игра "Суд идет".

В работе представлена Деловая игра "Суд идет", посвященная профилактике дорожно-транспортного травматизма в ходе которой обучающиеся объединения "Юный водитель", разбирая реальный ...

ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМИ В ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое "СМИ"? Каким образом СМИ влияют на современных обучающихся? Какие технологии использоваия СМИ в процессе обучения, в том числе по ОБЖ, наиболее эффективны? Примеры использования СМ...