ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ГТО ЧЕРЕЗ ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА (КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ)
статья

Сопот Александр Владимирович

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ГТО ЧЕРЕЗ ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА (КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya_kvalifikatsionnaya_rabota.docx52.65 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Кафедра теории и методики физкультурно-оздоровительной работы

СОПОТ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ГТО ЧЕРЕЗ ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА (КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ)

Выпускная квалификационная работа

(квалификационная работа бакалавра)

Направление подготовки 49.03.01 – Физическая культура

Программа «Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением»

Представляется для защиты         

Зав. кафедрой__________________

Защищена на ГИА___(дата)________________        

С оценкой_____________________

Председатель ГЭК______________

        

Санкт-Петербург

 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………..…………………………………………. 3

ГЛАВА 1. НОРМЫ ГТО и ПОГДОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧИ НОРМ ГТО …………………………............................................................. 5

ГЛАВА 2. ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ (КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ) ……..............................14

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…………………………….. 34

Введение

На сегодняшний момент происходит внедрение ГТО в школы. Цель возрождение ГТО – это попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту.

Актуальность выбранной темы обусловлена возрождением Российской Федерации национальной идеи, направленной на улучшение здоровья. Значительную роль в ухудшении состояния здоровья, росте заболеваемости современных детей играют не только социальные условия, но и малоподвижный образ жизни современных школьников, чрезмерно увлеченных компьютерами, телефонами и планшетами. Снижение двигательной активности ведет к ухудшению состояния здоровья, низкому уровню физической подготовленности. В этих условиях возникает вопрос о том, какие условия необходимо создать для того, чтобы приобщить школьников к активному образу жизни, к занятиям физической культуры и спортом.

Однако, малое количество уроков по физической культуре и спорту в неделю недостаточно для полного охвата всего комплекса ГТО. Помимо этого, многие школы не обладают материально-технической базы, современных спортивных залов и их количеством. Уже сейчас, после бума рождаемости, вызванного введением так называемого материнского капитала, общеобразовательные учреждения оказались не готовы принять такое количество детей. Получается, что не хватает не только кабинетов, но и единственного на всю школу спортзала (при условии, что он вообще есть). Ведь в расписании может быть одновременно 3-4 урока физкультуры в разных классах, а это порядка 100 учеников. Разместиться в одном, как правило, небольшом, помещении тяжело. Хорошо, если погода позволяет заниматься на улице. Но и наличием оборудованных спортивных площадок могут похвастаться далеко не все школы.

Следовательно, для высокого выполнения нормативов ГТО требуются дополнительные условия для их реализации.

Объект исследования – дополнительная подготовка школьников к сдаче ГТО путем занятий в секциях восточных единоборств, как на базе образовательных учреждений, так и в спортивных секциях.

Предмет исследования – особенности подготовки в восточных единоборствах (киокусинкай каратэ)

Цель исследования – обосновать эффективность занятий восточными единоборствами при сдаче норм ГТО

Гипотеза исследования – процесс подготовки школьников к сдаче норм ГТО будет эффективным, если они будут дополнительно заниматься восточными единоборствами (киокусинкай каратэ)

Задачи исследования:

- изучить проблемы подготовки школьников к сдаче норм ГТО в научной литературе

- изучить методы тренировочного процесса в восточных единоборствах (киокусинкай каратэ)

- обосновать эффективность занятий восточными единоборствами при сдаче норм ГТО

Глава 1. Нормы ГТО и подготовка школьников к сдаче норм ГТО

На сегодняшний день, ВФСК ГТО являет собой полноценную систематичную нормативную базу физического воспитания граждан страны, предполагающую подготовку и само выполнение различными возрастными группами граждан (от 6 до 70 лет и старше; I-XI ступень) заданных нормативов по трем уровням сложности, которые соответствуют золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО). ВФСК ГТО основан на следующих принципах: а) доступности; б) добровольности; в) оздоровительной направленности; г) обязательности медицинского контроля; д) учета возрастных особенностей; е) учета региональных особенностей, национальных традиций. ВФСК ГТО состоит из двух разделов: а) первый нормативно-тестирующий раздел предполагает общее оценивание уровня физической подготовки и правильного развития физических качеств и двигательных навыков; б) второй спортивный раздел адресован на привлечение населения к регулярным занятиям спортом с учётом возрастных групп с целью продления долголетия, выполнения разрядных нормативов и получения спортивных званий. Тестовые испытания разделяются на обязательные и по выбору. Обязательные требования разработаны для каждой ступени и включают: а) тесты для выявления уровня развития скоростных способностей; б) тесты для выявления уровня развития общей выносливости; в) тесты для выявления уровня развития гибкости; г) тесты для выявления уровня развития силы. Тестовые испытания по выбору также разработаны для каждой ступени и включают: а) тесты для выявления уровня развития скоростно-силовых способностей; б) тесты для выявления уровня развития координации; в) тесты для выявления уровня развития прикладных навыков. Испытания включают в себя: – челночный бег 3×10 м; – бег 30, 60, 100 м; – бег 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 м; – прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, прыжок в длину с разбега;  – подтягивание на низкой перекладине (из виса лёжа) и высокой перекладине из виса; – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; – поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 минуту; – наклон вперёд из положения стоя на полу или гимнастической скамье; – метание спортивного снаряда в цель и на дальность; – рывок гири 16 кг; – плавание 10, 15, 25, 50 м; – бег на лыжах или кросс по пересечённой местности 1, 2, 3, 5, 10 км; – стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия из положения сидя и положения стоя; – туристический поход с проверкой туристических навыков

Тестовые испытания разделяются на обязательные и по выбору. Обязательные требования разработаны для каждой ступени и включают тесты для выявления уровня развития скоростных способностей, общей выносливости, гибкости, силы. Тестовые испытания по выбору также разработаны для каждой ступени и включают тесты для выявления уровня развития скоростно-силовых способностей, координации, прикладных навыков. Сегодня Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) является одним из эффективных и современных средств решения важных государственных задач в сфере физической культуры и спорта, таких, как улучшение здоровья населения, воспитание гуманистических идеалов, ценностей и норм, воспитание патриотизма, привитие привычки к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такие широкие возможности комплекса ГТО обусловлены тем, что часть задач были заложены в него еще на этапе начального формирования, в тридцатые годы ХХ века. Конечно, часть задач, таких, как подготовка к участию в боевых действиях, в настоящий момент не является актуальной, тем не менее, основные цели комплекса ГТО тех дней перекликаются с современными установками на развитие физической культуры и спорта. Для подготовки современной молодежи к сдаче норм ГТО необходимо, во-первых, внедрять комплекс ВФСК систематично и последовательно, во-вторых, необходимо мотивировать школьников и приобщать их к соревновательной деятельности, выработать соревновательный настрой и желание совершенствовать свои возможности. Важным условием успешной подготовки школьников к сдаче норм ГТО является учет возрастных особенностей.

Средства и методы подготовки школьников к сдаче норм ГТО

Выполнение норм комплекса ВФСК ГТО требует серьезной разнонаправленной физической подготовки. Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия обеспечения жизнедеятельности человека. Задачами физической подготовки школьников являются: 1) укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения, гармоническое физическое развитие, поддержание общего уровня функциональных возможностей организма, многолетнее сохранение высокого уровня трудоспособности; 2) развитие всех основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости; 3) создание базовой основы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности – трудовой, военной, бытовой и т. д. Подготовка школьников к сдаче норм ГТО должна осуществляться в различных формах физического воспитания. Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы – урочные и неурочные. Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся уроки и спортивно-тренировочные занятия. Урок физической культуры (по учебной дисциплине «Физическая культура») является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а также задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях. Урок физической культуры – основная форма систематического обучения учащихся физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры является обучение детей правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств. Значение урока физической культуры заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья занимающегося, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Образовательный процесс осуществляется также и во внеклассных формах работы, например, в форме секционных занятий по определенным видам спорта, различных физкультурно-массовых мероприятий – туристических походов, прогулок, экскурсий, праздников. Внеклассная работа также проводится в форме занятий в режиме продленного дня, в форме соревнований и т. п. Помимо урочной и неурочной работы проводятся внешкольные мероприятия, включающие самостоятельные занятия школьников, как групповые, так и индивидуальные, выполнение домашних заданий по физической подготовке, активный отдых с родителями или сверстниками. Данная работа направлена, в первую очередь, на оздоровление учащихся, удовлетворение потребности в двигательной активности, в развитии физических качеств. Неурочная и урочная работа по физической подготовке должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга по содержанию и решению поставленных задач. Ведущей является урочная работа, осуществляемая в форме занятий, а неурочная способствует расширению и углублению полученных знаний, закреплению сформированных умений и навыков. Также следует отметить, что неурочная работа больше ориентирована на формирование прикладных умений, привитию интереса к занятиям спортом.

Основные формы организации самостоятельной и физкультурно-оздоровительной работы, направленные на популяризацию комплекса ГТО: 1. Кружки физической культуры (кружки по общей физической подготовке) создаются для повышения уровня физической подготовленности и приобщения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Содержание занятий составляют различные физические упражнения (в соответствии с программой), подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее воздействие на развитие детей. Кроме того, в кружках проводится подготовка к участию в физкультурно-спортивных праздниках, Днях здоровья, показательных выступлениях. 2. Кружки по подготовке к сдаче нормативов ГТО. Задача – подготовить учащихся к сдаче тех или иных конкретных нормативов комплекса (например, в ходьбе на лыжах). Такой кружок организуется за 1- 1,5 месяца до проведения соревнований. После проведения соревнований кружок прекращает свою работу, а вместо него открывается кружок по другому виду программы Комплекса (например, лыжи – легкая атлетика). Кружок работает 2-3 раза в неделю по 45-60 минут, занятия носят тренировочный характер. Содержание занятий составляют в основном упражнения и нормативы Комплекса. 3. Спортивные секции по видам спорта. Решают задачи специализации в избранном виде спорта, подготовка и выступление в соревнованиях по этому виду. Занятия проводят учитель физической культуры или тренеры по видам спорта 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа в соответствии с программами ДЮСШ по виду спорта. 4. Спортивные соревнования. Спортивные соревнования проводятся в соответствии с положением и программой соревнований. Для участия в соревнованиях от каждой команды подается заявка на участие, в которой так же ставится виза врача о допуске каждого школьника к соревнованиям. 5. Массовые физкультурные мероприятия. К ним относятся Дни здоровья; физкультурно-спортивные праздники; туристические слеты и походы. Массовые мероприятия должны быть учтены в планах учебно-воспитательной и внеклассной физкультурной работы. В этих мероприятиях участвуют все учащиеся. При физическом воспитании школьников и подготовке к сдаче норм ГТО могут быть использованы различные методы. В теории физической культуры существуют различные подходы к классификации методов физической культуры, среди которых следует выделить методы строго-регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, метод словесного и сенсорного воздействия. Метод строго-регламентированного упражнения включают следующие разновидности: – метод целостного и расчлененного упражнения – выполнение упражнения в целом, освоение техники сразу после показа и объяснения либо выполнение по частям; – метод повторного упражнения – выполнение упражнения с многократным повторением с определенными интервалами отдыха; – метод равномерного упражнения – выполнение упражнения непрерывно в течение длительного времени с постоянной интенсивностью; – метод переменного упражнения – выполнение упражнения с многократным повторением через определенные интервалы отдыха; – метод интервального упражнения. Помимо игр, элементов соревнований необходимо для поддержания интереса к занятиям использовать формы коллективной и индивидуальной работы. Необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся, чтобы давать дополнительные задания сильным ученикам и тем, кто отстает от основной группы. Это могут быть дополнительные упражнения, индивидуальные задания, домашние задания, показ ошибок, их анализ и разбор, упражнения на развитие физических качеств. К методам формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом можно отнести: – игровой метод – это использование подвижных игр на занятиях; – метод круговой тренировки – это выполнение определенных заданий по кругу на «станциях» (общая физическая подготовка школьников, проводится в зале); – соревновательный метод – это включение в структуру занятий элементов состязательности, соревнований, эстафеты.

Физические упражнения – специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное, образовательное и воспитательное значение. Оздоровительное значение: выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья, и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Образовательное значение: через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела, и его частей. Воспитательное значение: физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. К средствам физической подготовки школьников можно отнести: 1) физические упражнения – основное средство физического воспитания, включает: – упражнения из различных видов спорта (легкой атлетики, гребли, спортивных игр, плавания и др.), применяемые для развития физических качеств; – упражнения общеразвивающие с предметами и без, упражнения с сопротивление партнера и упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.); – упражнения на тренажерах; 2) оздоровительные силы природы – это проведение занятий на природе, в парках и т.п.; 3) гигиенические факторы – это формирование представлений у учащихся о форме одежды, основах гигиены, режиме дня, составление дневника юного спортсмена и т.д.

Таким образом проведенный анализ научной и методической литературы свидетельствует о необходимости дополнительных занятий физической культуры, которые будут эффективно сказываться на результаты сдачи ГТО.

Кекусинкай каратэ

Кёку́синкай (яп. 極真会, «общество высшей истины»), также киокусинкай, киокушинкай или кёку́син (яп. 極真, «высшая истина»), — стиль карате, основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах. Кёкусинкай считаетсяодной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.

Стиль Кёкусинкай был создан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей карате.

За полвека существования карате Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.

Карате Кёкусинкай — чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумите) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение — запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по карате Кёкусинкай большое число зрителей.

В спортивной части в Кёкусинкай каратэ есть три дисциплины: Кумитэ (бой с противником), ката (бой с воображаемыми противниками), тамэсивари (разбивание предметов)

Что такое кумитэ? от яп. 組手 — букв. «переплетённые руки», схватка. Реальный, настоящий, контактный бой. Удары руками разрешены только в корпус и руки, если очень хочется можно рукой и в ногу ударить, но из-за малой эффективности и опасности остаться без защиты в этот момент, в ноги руками практически никто не бьет. Удары ногами разрешены в любую часть тела кроме спины, паха и прямых ударов в колено. Поэтому чтобы выйти на соревнования по кумите нужно иметь характер и силу воли, уметь терпеть, а, чтобы выиграть нужно научится еще и думать в момент боя, анализировать противника, искать его слабые места.

Ка́та — это определённые технические комплексы (последовательность движений и ударов), связанные основными принципами ведения боя с воображаемым соперником.

В ката можно увидеть не только технику и тактику ведения боя, но и увидеть боевой дух, который присутствует в Кёкусинкай каратэ

Само слово «Ката» означает «форма», внешний вид. Дословный перевод с японского —  «Форма, режущая землю».

Тамэсивари - разбивание твёрдых предметов незащищёнными частями тела. Не являясь основной целью каратэ, тамэсивари, тем не менее, очень важно́, поскольку является индикатором развития силы и техники в боевом искусстве, позволяет развить мощность удара. Тамэсивари требует исключительного чувства равновесия, техники, спокойствия и концентрации силы духа, кроме того, что важно для спортсменов, повышает самооценку и веру в свои силы.

Таким образом проведенный анализ научной и методической литературы свидетельствует о необходимости дополнительных занятий физической культуры, которые будут эффективно сказываться на результаты сдачи ГТО.

Гипотеза исследования – процесс подготовки школьников к сдаче норм ГТО будет эффективным, если они будут дополнительно заниматься восточными единоборствами (киокусинкай каратэ)

ГЛАВА 2. Формула педагогического успеха в восточных единоборствах (Кекусинкай  каратэ)

Анализируя опыт работы тренеров показывающие серьезные результаты и основываясь на собственный опыт, могу выделить основные моменты для достижения результатов в тренерской работе (формула педагогического успеха):

- путь к успеху лежит через строгую дисциплину на тренировках, через умение детей перенести ее в обыденную жизнь (школа, семья, друзья…);

- наличие постоянных ритуалов ведения тренировок, это повышает дисциплину и результативность тренировок;

- для достижения дисциплины и заинтересованности учащихся, вводится система зачетов и критерии допуска на экзамены. Зачеты необходимы для разрешения ношения кимоно, экипировки, допуска на экзамен и т.п., прослеживать свои достижения и рост;

- наличие домашних заданий, обязательная самоподготовка;

- наличие вспомогательных пособий для детей и родителей, в текстовом и видео формате;

- наличие экипировки, обширного инвентаря;

- разнообразие тренировочного процесса, умение своевременно разбавлять тренировочный процесс новыми заданиями;

- приглашаются на мастер-классы тренеры и спортсмены имеющие высокие достижения или тренеров из других видов спорта;

- умение общения тренера с родителями детей, заинтересовать их в деятельности, которую ведет их ребенок, чтобы они активно принимали в ней участие, но при этом не мешали процессу;

- выстроенная система поддержки среди учеников, закрепление за новичками более опытных;

- личностные качества тренера, тренер пример и образец;

- тренер любит свою работу, живет своей деятельностью, полностью в нее погруженный;

- тренер сам учиться, узнает новое, не останавливаться на месте, все время развиваться и самосовершенствоваться;

- тренер сам выступает на соревнованиях, сдаеть на пояса;

Ритуалы ведения тренировок

Ритуалы ведения тренировок помогают достичь дисциплины, заинтересовать спортсменов, переключают внимание с одного задания на другое, психологически важный элемент.

Несколько примеров:

Перед тем как зайти в зал дети делают поклон и говорят «ос». Перед началом тренировки все дети строятся ровно по линии, в стойку «шизентай». Далее тренер по списку называет каждого спортсмена, на свое имя ученик должен поклониться и ответить «ос». Далее все садится в положение «сейза» и звучит команда «мокусо» (закрыть глаза), по этой команде ребята должны настроится на тренировку, забыть все посторонние дела, настроить дух и тело, что они пришли стать сильнее. Далее звучит команда поклон учителю, в нашем случае «сенпани-рей», все ставят кулаки на татами и делают поклон с произношением «ос», далее звучит команда поклон друг другу «отагаи-рей», все ставят кулаки на татами и делают поклон с произношением «ос». Обязательно нужно рассказать ученикам о необходимости благодарности друг другу, что ребята становятся сильнее вместе, что они друг другу помогаю стать лучше, чем были.

Перед началом поединков и в конце ребята также кланяются друг другу и жмут руки, в благодарность за бой.

Во время тренировок, для привлечения внимание или при переходе с одного задания на другое говорится команда «шизентай», по ней все ученики становятся в стойку «шизентай» и говорят «ос», со временем по этой команде ребята на подсознании переключаются и внимание сосредоточено на тренере.

В конце тренировки так же присутствует ритуал, дети садятся в положение «сейза», звучит команда закрыть глаза «мокусо», далее учитель зачитывает клятву «додзе-кун», после каждого прочитанного абзаца ученики говорят учителю «ос»:

- мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твёрдого и непоколебимого духа.

- мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства всегда были наготове. 

- с истинным рвением мы будем развивать в себе дух самоотрицания. 

- мы будем соблюдать правила этикета, уважать старших и воздерживаться от насилия. 

- мы будем следовать нашим религиозным принципам и никогда не забудем истинную добродетель скромности. 

- мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний. 

- всю нашу жизнь через изучение карате мы будем стремиться исполнить истинное предназначение пути Киокусинкай.

Непосредственно у себя в зале я слежу чтобы дети, входя в зал аккуратно ставили свои тапки и личные вещи, если кто-то бросил их, то я возвращаю его обратно, чтобы он аккуратно все положил. При следовании в зал и обратно, дети идут строем по двое, необходимо следить чтобы они громко не разговаривали и не бегали. Для более маленьких я говорю, что мы ниндзи и должны идти тихо, чтобы никто нас не заметил. Всегда говорю детям что они должны быть примером, что они уже «воины», а не маленькие дети.  

Самое главное достичь дисциплину в самом начале, далее уже легче ее поддерживать.  

Система зачетов и критерии допуска к экзаменам

Система зачетов вводится для того чтобы дети лучше усваивали материал, видели свое продвижение, получали допуска на экзамены.

Первый зачет на кимоно, он очень важный, выстраивает дисциплину, учит детей тому, что нужно постараться чтобы что-то получить. Первый сданный зачет дает право ношения кимоно. Сам зачет включает в себя теорию (названия нескольких ударов по-японски, как зовут тренера, названия стойки) и практическую часть (правильность выполнения первых ударов). Первыми сдают зачет как правило более способные ребята, это помощь тренеру уже отметить для себя более усердных ребят.

Далее уже зачеты сдаются для получения допуска на экзамен. Ниже приведены формы фиксации образовательных результатов.

Формы фиксации образовательных результатов:

Основной формой фиксации образовательных результатов является форма учета результатов освоения программного раздела (кю) (сдача зачета)

По мере освоения двигательного действия (техника удара ногой, рукой и т.п.) в заключительной части занятия занимающимся предлагается воспроизвести двигательное действие. Оценка производится методом сверки выполненного технического действия с эталоном исполнения, с оценкой «Зачет» или «Не зачет»

При выполнении техники с искажением основы техники – выставляется оценка «Не зачет» с указанием ошибки и рекомендацией для самостоятельной отработки и исправления ошибки в качестве домашнего задания.

При выполнении техники с искажением детали техники – оценка «Не зачет» не выставляется, указывается ошибка и рекомендация для самостоятельной отработки и исправления ошибки в течении 5 минут. После чего производится повторная проверка освоения двигательного действия, если занимающийся исправляет ошибки и выполняет технику стабильно и без сбоев выставляется оценка «Зачет», результат освоения техники заносится в форму в виде галочки.

При выполнении техники без искажения – выставляется оценка «Зачет». Если занимающийся выполняет технику стабильно и без сбоев выставляется оценка «Зачет», результат освоения техники заносится в форму в виде галочки. Дается возможность сдать еще одну технику.

- эта уникальная система учета дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения и отслеживать освоение программного материала воспитанниками, вносить корректировки в образовательный и тренировочный процесс и улучшить качество обучения.

- все требования для сдачи зачетов доступны родителям воспитанников, более того, сделаны видео со всеми зачетами.

- для воспитанников данная система фиксации материала дает возможность видеть свои успехи в освоении программы.

- когда воспитанник выполняет условия всех пунктов одного раздела – выставляется подпись педагога, которая свидетельствует о полном освоении раздела.

- воспитанник, получивший подпись за все разделы направляется для прохождения аттестации на пояс (КЮ), при успешной сдачи аттестации воспитанник получает сертификат о присвоении ему очередной ученической степени (пояса, кю)

Кроме сдачи зачетов, учащиеся должны выполнить критерии допуска, ниже приведены критерии для каждой ученической степени (пояса, кю)

11 кю

Спортсмены, сдающие на 11 кю, должны заниматься не менее 3-х месяцев.

10 кю

(должно пройти не менее 3 месяцев с момента последнего экзамена)

Претендент должен быть участником турнира любого уровня по кумитэ или по ката с даты экзамена на 11 кю, (в зачет не идут турниры, проведенные более чем за 12 месяцев до даты экзамена на 11 кю).


9 кю
(должно пройти не менее 3 месяцев с момента последнего экзамена)

Претендент должен быть участником турнира любого уровня и по кумитэ и по ката с даты экзамена на 10 кю, (в зачет не идут турниры, проведенные более чем за 12 месяцев до даты экзамена на 10 кю).
8 кю
(должно пройти не менее 3 месяцев с момента последнего экзамена)

Претендент должен быть участником турнира любого уровня и по кумитэ и по ката с даты экзамена на 9 кю, (в зачет не идут турниры, проведенные более чем за 12 месяцев до даты экзамена на 9 кю).
7кю
(должно пройти не менее 3 месяцев с момента последнего экзамена)
претендент должен соответствовать одному из указанных критериев

• Иметь 3 юношеский разряд по Киокусинкай или быть участником турнира любого уровня по кумитэ или ката не менее 3 раз (минимум 1 турнир в кумитэ) с даты экзамена на 8 кю, (в зачет не идут турниры, проведенные более чем за 12 месяцев до даты экзамена на 7 кю). 

• Не менее 4 раз в течении 12 месяцев до даты экзамена принять участие в организации мероприятий в качестве волонтера, получив каждый раз оценку не ниже удовлетворительной.

6кю
(должно пройти не менее 0,5 года с момента последнего экзамена)
претендент должен соответствовать одному из указанных критериев

• Иметь 2 юношеский разряд по Киокусинкай, быть призером турнира любого уровня по кумитэ или чемпионом турнира любого уровня по ката в течении 1 календарного года до даты экзамена.

• Не менее 5 раз в течении 12 месяцев до даты экзамена принять участие в организации мероприятий в качестве волонтера, получив каждый раз оценку не ниже удовлетворительной.
5 кю
(должно пройти не менее 0,5 года с момента последнего экзамена)
претендент должен соответствовать одному из указанных критериев

• Спортсмен должен иметь 3 разряд или 1 юношеский разряд или быть чемпионом турнира любого уровня в течении 1 календарного года до даты экзамена, или призером турнира не ниже уровня открытого турнира района Санкт-Петербурга в кумитэ, или призером первенства Субъекта РФ в ката (в любой категории).

• Иметь звание "Юный судья по киокусинкай", регулярно принимать участие в судействе турниров, включая судейство турниров уровня Субъекта РФ в качестве секундометриста или судьи при участниках.

• Не менее 6 раз в течении 1 календарного года до даты экзамена принять участие в организации мероприятий в качестве волонтера, получив каждый раз оценку не ниже удовлетворительной.
4 кю 
(должно пройти не менее 0,5 года с момента последнего экзамена) 
претендент должен соответствовать одному из указанных критериев 

• Спортсмен должен иметь 2 разряд или быть чемпионом турнира не ниже уровня открытого турнира района Санкт-Петербурга в кумитэ, или призером первенства Субъекта РФ в кумитэ, или Чемпионом первенства Субъекта РФ или призером турнира уровня выше в ката (в основной категории) 

• С3К (Судья 3 категории),, регулярно принимать участие в судействе турниров, включая судейство турниров уровня Субъекта РФ. 

• Должен регулярно принимать участие в организационной работе клуба, уметь проводить тренировки, не менее 5 раз в течении года замещать основного инструктора.

3 кю
(должно пройти не менее 0,5 года с момента последнего экзамена)
претендент должен соответствовать одному из указанных критериев

• 1 спортивный разряд или входить в состав сборной команды Санкт-Петербурга

• С2К (Судья 2 категории), регулярно принимать участие в судействе турниров, включая судейство турниров уровня Субъекта РФ.

• инструктор иметь постоянную группу спортсменов или регулярно вести тренировки, замещая основного тренера.

• должен регулярно принимать участие в организационной работе клуба.
2 кю 
(не моложе 14 лет, должно пройти не менее 1 года с момента последнего экзамена)
претендент должен соответствовать одному из указанных критериев

• 1 разряд, входить в состав сборной команды Санкт-Петербурга

• С2К (Судья 2 категории), регулярно принимать участие в судействе турниров, включая судейство турниров уровня Субъекта РФ.

• инструктор иметь постоянную группу спортсменов, регулярно вести тренировки, спортсмены инструктора регулярно принимают участие в спортивных мероприятиях клуба.

• Должен регулярно принимать участие в организационной работе клуба.
1 кю 
(должно пройти не менее 1 года с момента последнего экзамена) 
претендент должен соответствовать одному из указанных критериев

• КМС (Кандидат в Мастера спорта) по Киокусинкай, входить в состав сборной команды Санкт-Петербурга 

• СПК (Судья 1 категории), регулярно принимать участие в судействе турниров, включая судейство турниров уровня Субъекта РФ. 

• инструктор должен иметь не менее 20 спортсменов, спортсмены инструктора регулярно принимают участие в спортивных мероприятиях клуба. 

• должен регулярно принимать участие в организационной работе клуба. 

Значение пояса

Пояса - это символы того, что ожидать от тренировки, а также награда за усилия. Очень неверно - рассматривать экзамены на степень только с технической и физической точки зрения. Жизненно важно для каждого учащихся видеть не только улучшение в здоровье, физической силе и технике. Одновременно, учащийся должен проявлять новые уровни зрелости, его характер должен становится шире и более уравновешенным с каждым новым уровнем. Учащийся должен научиться не поддаваться искушению быстро прорваться через все степени. Нужно научиться сначала ползать, а потом ходить. Работать как можно усерднее, и быть терпеливее. Свыше всего, учащийся должен понимать, что самым тяжелым врагом, которого ему необходимо победить, является эгоизм. Занятие каратэ дает возможность увидеть, как бесполезно тщеславие. Один из самых важных принципов занятий каратэ - это терпение. Нужно быть терпеливым, сталкиваясь, с казалось бы, не имеющим практического значения повторением основ. Так просто. Однако, с опытом терпение теряется. Печально слышать, как сегодняшняя молодежь кричит: “Мне скучно!” Мало значения предается сейчас развитию терпеливости и самодисциплине. Конечно, детям прививается дисциплина во многих вещах, но им не говорят зачем это нужно. Сегодня большинство молодых людей относится к терпеливости и самодисциплине так как к дополнительной работе, которую они могут выполнять по желанию, и имеют право выбирать сами, нужна она им или нет. Но правда состоит в том, что терпение и дисциплина могут рассматриваться как ключи к счастью и самореализации в жизни. Если бы каратэ было предметом обучения для всех детей, оно послужило бы к всеобщему изменению отношения - оно показывает скрытую красоту дисциплины и самоконтроля, и демонстрирует через систему степеней, что длительно завоевываемые награды терпения значительно более важнее, чем коротко-срочные “достижения” нетерпеливости. Пояс темнеет, начиная с первой тренировки, но как только учащийся получает черный пояс, круг замыкается, и все вновь идет по кругу. Пояс медленно становится все светлее, так как он становится изношенный и оборванный, и, в конце концов, становится вновь белым.

Наличие домашних заданий и самоподготовка.

Наличие вспомогательных пособий для детей и родителей,

 в текстовом и видео формате.

После каждой тренировки учащимся задается домашняя работа, которая включает в себя задания по отработки сдачи зачетов, повторение нового и пройденного материала, задания с участием родителей (пример - совместная утренняя зарядка).

Для того чтобы учащиеся и их родители могли более подробнее изучить пройденный материал, были сделаны помогающие видео, на которых показана техника выполнения ударов, блоков, технических связок и иные упражнения. В текстовом формате идут пособия по теоретической части.

Наличие экипировки, обширного инвентаря.

Каждый учащийся должен иметь всю необходимую экипировку, это снижает риск получения травм. Так же защитная экипировка помогает морально-психологически не боятся боя. Для более подготовленных спортсменов практикуется применения усиленной экипировки для возможности нанесения ударов с большей силой, но при этом не приводящих к ущербу для здоровья.

Наличие обширного инвентаря позволяет разнообразить тренировки, увеличить их эффективность, способствует лучшему усвоению более сложных элементов.

Разнообразие тренировочного процесса, умение своевременно разбавлять тренировочный процесс новыми заданиями.

Приглашать на мастер-классы тренеров и спортсменов имеющие высокие достижения или тренеров из других видов спорта.

Для улучшения функциональной и боевой подготовки учащихся, а также для разнообразия тренировок, вводятся упражнения и инвентарь из других видов спорта, таких как детского кроссфита, бокса, дзюдо и т.д.

Приглашение титулованных спортсменов и тренеров позволяет ребятам лично с ними познакомиться, вызывает новые эмоции, позволяет взглянуть новым взглядом на технику выполнения упражнений, способствует лучшему усвоению материала. Приглашение тренеров и спортсменов из других видов спорта позволяет разнообразить тренировочный процесс, технический арсенал учащихся.

Умение общения тренера с родителями детей, заинтересовать их в деятельности, которую ведет их ребенок, чтобы они активно принимали в ней участие, но при этом не мешали процессу.

Очень важным элементом, как показывает практика, является заинтересованность родителей в том, чем занимается их ребенок. Если родители поддерживают своего ребенка, интересуются его успехами, то ребенок занимается более усердней.

Тренер же должен уметь общаться с родителями, проводить родительские собрания, должен рассказать про вид спорта, его правила, соревнования, экзамены и прочее.

Для оперативного общения с родителями создана группа в социальной сети «ВКонтакте», там сообщаются все новости, выкладываются фото и видео с тренировок и соревнований, присутствуют видео пособия и иные материалы.

Многие родители активно участвуют в жизни секции, помогают в организации соревнований в качестве волонтеров, секретариата, представителей команд, участвуют в выездных соревнованиях, организуют клуб болельщиков и поддержки.

Выстроить систему поддержки среди учеников,

закрепить за новичками более опытных

Когда учащиеся достигают определенного уровня, они учатся самостоятельно проводить разминку, этот процесс способствует тому, что ребята могут попробовать себя в качестве инструктора. Данный процесс способствует лучшему усвоению материала спортсменом ведущему разминку, улучшению навыка общения с окружающими.

Также к более опытным учащимся прикрепляются вновь пришедшие или отстающие ребята. На них возлагается задача перед тренировкой и после нее отработать по одному техническому действую.

Во время тренировок все ребята всегда поддерживают друг друга и помогают в заданиях, если это необходимо и разрешено.  

Внешний вид и поведение тренера

Для многих детей внешний образ тренера вызывает уважение и восхищение, белое кимоно с иероглифами и повязанным черным поясом делает образ тренера фантастическим. Кимоно на каждый день чистое и поглаженное, в идеале иметь несколько комплектов кимоно (для своих тренировок – 2 шт., для ведения тренировок – 2шт., для участия в турнирах – 1 шт.). Следить чтобы куртка кимоно всегда была заправлена, пояс при необходимости затягивать.

При общении с детьми голос тренера должен быть спокойным, твердым. Сила тренера находится внутри него, одного взгляда должно быть достаточно чтобы привлечь внимание детей.

Необходимо добиться чтобы дети уважали тренера, а не боялись. Уметь быть строгим и в тоже время иногда пошутить и повеселить ребят.

Тренер должен сам учиться, узнавать новое, не останавливаться на месте, все время развиваться и самосовершенствоваться.

Тренеру необходимо быть постоянно в курсе всех событий в избранном виде спорта, а лучше и не только в нем. Необходимо постоянно повышать уровень знаний и умений.

Каждый год я прохожу курсы по повышению квалификации, принимаю участие в мастер-классах у тренеров и спортсменов с высокими достижениями.

Ежегодно в России проводятся Всероссийские учебно-тренировочные инструкторские сборы по повышению квалификации под руководством российских и японских мастеров. В течении недели проводятся интенсивные тренировки на которых изучается техника каратэ Киокусинкай, методика подготовки спортсменов высокого уровня, методика тренировки и обучения разных возрастных групп, новые методы повышения физической формы и психологической подготовки спортсменов.

Тренер сам должен выступать на соревнованиях, сдавать на пояса.

Тренер должен быть примером для своих учеников, и пока есть возможность я сам принимаю участие в турнирах различного уровня, от городских до чемпионатов Европы. В 2019 году я стал бронзовым призером Чемпионата России, победителем Всероссийского турнира «Медный Всадник», в декабре 2019 года в составе сборной России занял 3 место на Кубке Европы, который прошел в республике Беларусь. В 2020 году 2 место на Кубке России, 1 место Всероссийского турнира «Медный Всадник»

Тренировочный процесс

В каратэ развиваются все основные физические качества: Скорость, выносливость, гибкость, сила, ловкость

Развитие быстроты осуществлялось посредством повторного метода. Развитие скоростно-силовых качеств осуществлялось посредством прыжков – в длину, высоту, на скакалке, в том числе в движении, прыжки на месте на одной и обеих ногах и в движении, прыжки вверх и положения приседа, прыжки из положения упор присев, прыжки по возвышению, прыжки по ступеням. Для развития координационных способностей также использовались упражнения в прыжках, а также лазание, перелезание, подъемы и спуски по наклонной скамейке. Для развития выносливости применялись бег и ходьба в равномерном темпе, пробегание отрезков на различные дистанции, изменяя темп, продолжительность, скорость бега. Также использовались упражнения «Колесо», «Бег командами» и другие, а также упражнения для круговой тренировки. Развитию гибкости способствовали упражнения на растягивание в статическом и динамическом режиме. Это махи, наклоны, упражнения, выполняемые с большой амплитудой как самостоятельно, так и с помощью партнера. Также использовались упражнения из стретчинга. Дозировка нагрузки на урока регулируется за счет: – изменения интенсивности упражнений; – изменения интервалов отдыха. Задачи заключительной части: – заминка; – подведение итогов. Для приведения организма в спокойное состояние используются различные дыхательные упражнения. В заключительную часть помимо дыхательных упражнений включены игры малой подвижности, игры на развитие внимания, навыков самоконтроля. Помимо тренировок, в процессе подготовки проводятся различные спортивные мероприятия (соревнования, учебно-тренировочное сборы, мастер-классы и прочее).

Развитие скорости и умение ориентироваться в пространстве очень важно для бойца, поэтому в программу подготовки входить бег на короткие дистанции, челночный бег, эстафеты, полосы препятствия.

Для развития скорости серий используется часто «УДАРНЫЙ МЕТОД» профессора Юрия Верхошанского, или называется метод «ПЛИОМЕТРИКА».

ПЛИОМЕТРИКА — это метод для развития скорости, суть которого заключается в ударном растягивании мышц сразу перед сокращением.

Пример: Прыжок в глубину — это прыжок вниз с высоты (50 см) + моментальное выпрыгивание вверх. Можно прыгать просто вверх, а можно прыгать обратно на возвышение. Очень важно, чтоб в нижней точке контакт с землей или полом был как можно короче (только коснулись носки и обратно).

В киоксинкай каратэ важно иметь высокую общую выносливость, это как база. Развитие общей выносливости обязательное для всех бойцов, ведь спарринг на татами может продлиться до 10 минут, на всех учебно-тренировочных сбор, лагерях присутствуют тренировки на средние и длинные дистанции, утренние пробежки.

Выносливость (или работоспособность) базовое качество которое позволяет реализоваться в киокусинкай каратэ. Пожалуй, на сегодняшний день это качество доминирует. Если при равных технических возможностях спортсмен обладаете лучшей выносливостью, он однозначно побеждает. И даже если один из бойцов выше технически, но на фоне усталости он не может проявлять своей подготовленности, он проигрываете не техничному, но выносливому бойцу.

Кроме обычного бега на УТС используется плавание на разные дистанции.

При ударе рукой (составляющей около 6% веса тела) или ногой (соответственно около 18%) необходимо развивать большую силу для того, чтобы придать ускорение сопротивляющейся массе собственной руки или ноги.

Подтягивание/отжимание – входит в обязательный перечень требований к сдаче на пояса. Кисти, предплечье, плечо, все мышцы кора – важная часть бойца. Руками наносятся удары. В киокусинкай используется большое разнообразие упражнений для их укрепления. Разные виды отжиманий и подтягиваний, упражнения с собственным телом (ходьба на руках и др.) и с отягощением (медболлы, гантели и др.), тренировки с партнером

Физические упражнения, направленные на совершенствование нервно-мышечной системы:

  1. с массой собственного тела; 
  2. с партнером;
  3. с отягощением (в том числе с упругими сопротивлениями - эспандером и т.д.) 

Первые два вида упражнений, которые не требуют специального оборудования, могут применяться и применяются в обычном тренировочном занятии. 

Упражнения с массой собственного тела - это всевозможные отжимания, подтягивания, приседания, прыжки, подъемы туловища из положения лежа и т.д. Как правило, эти упражнения для развития силы применяются в начальных группах. Более подготовленным спортсменам упражнения, в которых преодолевается масса собственного тела, также могут помочь увеличить взрывную силу или силовую выносливость. Однако, как правило, для развития максимальной силы одних этих упражнений недостаточно, т.к. нагрузки в них слишком малы. Одним из исключений из этого правила являются обыкновенные отжимания в упоре лежа и приседания, с помощью которых можно развивать все компоненты силы. Так, при отжиманиях на одной руке развивается максимальная сила, при "отпрыгиваниях" от опоры -взрывная, а при отжиманиях на двух руках "до отказа" - силовая выносливость. Аналогично выполняются приседания. 

Упражнения с партнером, т.е. упражнения, выполняемые с помощью партнера или с преодолением сопротивления, оказываемого им, - очень разнообразны. С их помощью можно развивать все силовые качества - силовую выносливость, максимальную или взрывную силу. Нагрузкой можно управлять с помощью партнеров (легкий - тяжелый, слабый - сильный). Нагрузкой можно управлять также косвенно, увеличивая число повторений. 
Последний вид упражнений - упражнения с отягощениями (штанга, гантели, гири, различные грузы) и упражнения с упругими сопротивлениями, обычно выделяемые в отдельный вид упражнений, но, в целях упрощения, объединенные с упражнениями с отягощениями. В отличие от упражнений на преодоление собственной массы или с партнером, упражнения с отягощением можно относительно точно дозировать и измерять нагрузку. Несмотря на это, упражнения с отягощениями, за исключением упражнений с упругим сопротивлением, рекомендуются для развития силы квалифицированным спортсменам; помимо разрядно-поясной квалификации необходимо строго соблюдать возрастные ограничения, т.е. включать упражнения с субмаксимальными и максимальными отягощениями в тренировочные циклы только тех спортсменов, которые достигли возраста 16-18 лет. Упражнения с упругим сопротивлением (резиновые жгуты, различные эспандеры) используются для увеличения нагрузки при выполнении различных действий руками и ногами и применяются, в основном, для развития взрывной силы и силовой выносливости.

 

Эффективность спортивной подготовки, а особенно в техническом компоненте, связана с важным свойством опорно-двигательного аппарата способности к мышечной релаксации – гибкостью.

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой.

Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и, снижая экономичность работы организма, и зачастую приводит к серьёзным травмам мышц и связок.

Для детей, занимающихся киокусинкай, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде каратэ.

Ученые и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармоничного физического развития.

Для занимающихся боевыми искусствами специальная гибкость связана, прежде всего, с подвижностью в тазобедренных суставах, а также с подвижностью позвоночника, плечевых и голеностопных суставов. Развивают гибкость с помощью специально подобранных упражнений. Различают динамические, статические и смешанные стато-динамические упражнения на растягивание.

ГЛАВА 3. Результаты

Среди занимающихся киокусинкай каратэ был проведен опрос по количеству сдавших нормы ГТО и имеющихся у них оценок по физической культуре и спорту. Из 30 человек (три группы) следующие результаты:

- нормы ГТО сдавали 11 человек, и все получили значки, 5 золотой, 5 серебряный, 1 бронзовый.

- из 30 человек 28 имеют оценку «отлично» и 2 «хорошо» по физической культуре и спорту

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для эффективной сдачи норм ГТО необходимы урочные и неурочные занятия физической культурой и спортом. Процесс подготовки школьников к сдаче норм ГТО будет эффективным, если они будут дополнительно заниматься восточными единоборствами (киокусинкай каратэ).

Список литературы

  1. Галагузова, Ю. Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как воспитательная система / Ю. Н. Галагузова, Т. И. Мясникова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 33–36.
  2. Гулидов, П. Комплекс ГТО : от советского периода до наших дней / П. Гулидов // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2014. – № 11. – С. 14–37.
  3. Енченко, И. В. Реализация ВФСК «Готов к труду и обороне» в Российской Федерации / И. В. Енченко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 7 (161). – С. 74–79.
  4. Зюрин, Э. А. Управление физическим воспитанием учащихся образовательных учреждений в условиях деятельности школьного физкультурно-спортивного клуба / Э. А. Зюрин, В. А. Куренцов, М. Р. Сяфуков // Вестник спортивной науки. – 2017. – № 3. – С. 45–49
  5. Леньшина, М. В. Программно-нормативные основы физического воспитания школьников / М. В. Леньшина, О. Н. Савинкова. – Воронеж : Научная книга, 2014. – 210 с.
  6. Лубышева, Л. И. Система базовых условий для подготовки школьников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО / Л. И. Лубышева, Л. А. Семенов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 2. – С. 2–7.
  7. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2010. – 128 с.
  8. Миронова, О. В. Комплекс ГТО как мобилизационный инструмент капитализации человеческих ресурсов / О. В. Миронова, К. Н. Дементьев, В. И. Григорьев, О. В. Пристав // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 39–42.
  9. Сальникова, Г. П. Физическое развитие школьников / Г. П. Сальникова. – М. : Просвещение, 1998. – 126 с.
  10. Синяева, З. К. Методические рекомендации для оценки физического развития школьников / З. К. Синяева. – Улан-Удэ, 2015. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коучинг по теме: «Повышение эффективности подготовки к ЕНТ через стратегии развития критического мышления».

Автор коучинга: Каламов Жорабек Аманжолович учитель истории и географии ГУ «Абайская СОШ» Иртышского раойна, предший 3 уровень Программы курсов повышения квалификации педагогических работников.Коучинг...

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) на тему: Повышение эффективности пассажирских перевозок на пригородных и городских маршрутах

Методическое пособие предназначено для выполнения выпускной квалификационной работы для обучающихся по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) на тему: "...

Повышение эффективности урока, развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с освоением наиболее рациональных технологий

В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено и...

Подготовка школьников к выполнению норм и требований ВФСК ГТО

Указом президента Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был возрождён комплекс «Готов к труду и обороне». Правительству РФ совместно с региональными властями поручено разр...