Методы производственного обучения
план-конспект занятия

Методы производственного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Методы производственного обучения

1.        Аннотация

Задачи подготовки всесторонне развитых, технически образованных молодых квалифицированных рабочих решаются в процессе производственного обучения.

Процесс производственного обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий мастера и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ мировоззрения.

Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием основных его компонентов: содержание обучения; преподавание, т.е. деятельность преподавателя; учение - деятельность учащихся; средства обучения.

Особенности производственного обучения:

  • ·процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии; это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес учащихся к специальным предметам и производственному обучению;
  • ·существует тесная связь обучения с производительным трудом учащихся; это определяет общую прикладную профессиональную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение учащимися умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития учащихся я целей формирования их технического мышления;
  • ·особую роль в училище играют мастера производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся; это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса в училищах и во многом определяет специфику деятельности преподавателей по обучению и воспитанию учащихся;
  • ·учащиеся в средних профтехучилищах одновременно получают общеобразовательную и профессионально-техническую подготовку, что обусловливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;
  • ·режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным, как правило, по целым дням.

Специфическая особенность учебного процесса производственного обучения в необходимости повышения развивающей его функции. Для ряда современных профессий (а их становится все больше) основным содержанием труда рабочих является не столько непосредственное обслуживание машин и механизмов, сколько контроль за автоматически действующим оборудованием, наладка его, планирование работы.

Данная тема актуальна, так как правильный выбор и использование методов производственного обучения является главной составляющей при организации всего процесса обучения.

2.        Аналитическая часть

2.1.        Понятия «метод обучения» и «прием обучения»

Важным компонентом процесса профессионального обучения являются методы и приемы организации учебной деятельности. Слово «метод» произошло от греческого слова methodos (путь исследования, путь познания).

Метод обучения – это способ совместной деятельности педагога (учителя, преподавателя, мастера производственного обучения) и учащихся, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения [Проблемы методов...; Бабанский].

От правильного выбора методов обучения зависит эффективность процесса обучения.

Прием обучения – составная часть, деталь, элемент метода обучения [Коджаспирова, Коджаспиров].

Отличие метода от приема обучения:

1. прием не имеет самостоятельной учебной задачи, а выполняет ту учебную задачу, что и метод, конкретизируя и дополняя ее. Например: метод – рассказ (задача: сообщение образовательной информации), приемы – объяснение, демонстрация, беседа;

2. один и тот же метод может включать разные приемы. Например: метод – рассказ может иметь приемы – работа с учебником, иллюстрация;

3. одинаковые приемы обучения могут быть использованы в разных методах обучения. Например: прием беседы может быть использован в методе рассказа, а может быть использован и в методе объяснения.

2.2         Классификации методов обучения

Актуальной проблемой теории обучения является вопрос систематизации методов обучения – классификации данных структурных элементов дидактического процесса. Классификация методов обучения представляет собой упорядоченную по определенному признаку систему методов обучения. Рассмотрим несколько основных классификаций методов обучения.

1. По источнику знаний (С.И. Петровский, Е.Я. Голант):

а) словесные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой (источник знаний – слово);

б) наглядные методы обучения: наблюдение, демонстрация, иллюстрация (источник знаний – наглядность, образ);

в) практические методы обучения: упражнение, лабораторная работа, практическая работа (источник знаний – практика).

2. По характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер):

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод;

б) репродуктивный метод;

в) метод проблемного изложения;

г) частично-поисковый (эвристический) метод;

д) исследовательский метод.

3. По дидактическим задачам (М.А. Данилов, Б.П. Есипов):

а) методы приобретения знаний: рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация;

б) методы формирования умений и навыков: упражнение, практическая работа;

в) методы применения полученных знаний на практике: упражнение, лабораторная работа;

г) методы закрепления: беседа, работа с книгой;

д) методы проверки знаний, умений и навыков: опрос, наблюдение за работой;

е) методы творческой деятельности: доклад, реферат.

4. По месту в структуре деятельности (Ю.К. Бабанский):

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: рассказ, беседа, лекция, иллюстрация, демонстрация, упражнение, практическая работа, лабораторная работа;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры; дискуссии; создания ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний; поощрение и наказание; разъяснение значимости учения; требование;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

5. Классификация методов профессионального образования по видам профессионального обучения (В.Д. Симоненко):

а) методы теоретического обучения:

  • методы устного изложения учебного материала (рассказ, объяснение, беседа, работа обучающихся с книгой, лекция);
  • наглядные методы профессионального обучения (иллюстрация, демонстрация, видеометод, наблюдения учащихся);
  • анализ проблемной ситуации;

б) методы производственного обучения – практические методы:

  • метод упражнения (репродуктивные упражнения, творческие упражнения, упражнения по проектированию);
  • лабораторный метод;
  • стажировка с выполнением должностных ролей;
  • имитационный тренинг;
  • метод решения производственно-технических задач;
  • моделирование производственных ситуаций.

6. Квалификация методов профессионального обучения по видам профессионального обучения с точки зрения проблемного подхода (Н.Е. Эрганова):

а) методы теоретического обучения: монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный;

б) методы производственного обучения: показа трудовых действий, диалогический, тренировочный, алгоритмический, эвристический.

7. Активные методы профессионального обучения (С.М. Вишнякова):

а) активные методы обучения, направленные на овладение знаниями, умениями и навыками (проблемно-поисковые методы): проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа, исследовательская курсовая работа;

б) активные методы обучения, направленные на закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (творческие методы): сочинение, вариативные упражнения, задачи с разветвлением, лабораторная работа исследовательского характера, анализ производственных ситуаций, ситуационные производственные задачи, деловая игра.

3.        Нормативы

Статьей 43 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" провозгласило область образования приоритетной.

Согласно Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

Определены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Государственный стандарт профессионального образования включает в себя общие требования к системе образования, его структуре, к основным образовательным программам, условия их реализации, классификатор направлений и специальностей. Образовательный стандарт является базовым нормативным документом, который определяет структуру и содержание  образования  независимо от форм получения образования. Государственные стандарты профессионального образования утверждаются приказами министерства образования Российской Федерации.

Приказом Министерства труда Российской Федерации от 08.09.2015 № 608 был утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Стандарт распространяет свое действие на широкий круг педагогических работников, в частности на преподавателей и мастеров производственного обучения.

профессионального стандарта во многом повторяет требования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, утвержденного Приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н.

Однако, профессиональный стандарт педагога гораздо подробнее описывает трудовые функции педагогических работников, детальнее конкретизирует требования к их знаниям и умениям. Кроме того, профессиональный стандарт накладывает дополнительные ограничения на право занимать должность преподавателя или мастера производственного обучения

4.        Стратегические решения. Характеристика методов обучения.

4.1.        Словесные методы обучения

1. Метод рассказа . Рассказ может быть использован в любой части урока.

Рассказ – это способ изложения учебного материала, который носит преимущественно описательный характер; это образное, эмоциональное сообщение.

Виды рассказов: повествование (изложение событий о жизни и деятельности ученого, изложение исторических событий и т.п.) и описание (описание строения растения, описание конструкции прибора и т.д.).

Требования к методу рассказа:

  • содержание рассказа должно быть достоверным, включать научные факты;
  • определенность темы – должна быть четко выделена главная мысль рассказа;
  • рассказ должен строиться по плану, предусматривать повторение учащимися наиболее важных положений рассказа;
  • эмоциональность;
  • сопровождение наглядностью;
  • длительность рассказа должна соответствовать возрасту учащихся;
  • должны быть сделаны выводы и обобщения.

Достоинства метода: экономия времени, доступность. Недостатки: нет обратной связи, у учащихся не развиваются методы самостоятельной работы. Поэтому метод рассказа необходимо сочетать с другими более активными методами обучения.

2. Метод объяснения . Объяснение используется при изучении нового материала, при закреплении (но в том случае, когда обучающиеся что-то не поняли).

Объяснение – это вид изложения учебного материала, в котором раскрываются новые понятия и термины, устанавливаются причинно-следственные связи; это рассказ в доказательной форме.

Основные черты объяснения: логичность, аргументированность, доказательность, наличие суждений, умозаключений, выводов.

Требования к методу объяснения:

  • точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса;
  • последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументация и доказательства;
  • использование сравнений, сопоставлений, аналогий;
  • привлечение ярких примеров;
  • безукоризненная логика изложения.

Достоинства метода: экономичен во времени; создает стройное, логически последовательное представление об изучаемом вопросе; способствует развитию мышления учащихся, так как при объяснении мысль обучающегося следует за мыслью педагога и он последовательно проходит те же мыслительные операции, что и педагог. Недостатки: нет обратной связи, у обучающихся не развиваются навыки самостоятельной работы. Поэтому метод объяснения необходимо сочетать с другими методами обучения.

3. Метод беседы. Метод беседы используется в любой части урока.

Беседа – вопросно-ответный метод обучения.

Метод беседы издавна используется в обучении, например: «сократовская беседа». Беседы классифицируют по следующим основаниям:

а) по сущностным характеристикам и назначению:

  • эвристическая беседа – используется при проблемном обучении. Педагог, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов;
  • водная беседа – используется, чтобы подготовить обучающихся к восприятию нового материала, настроить их психологически и эмоционально, вызвать интерес, выявить имеющиеся знания по изучаемому вопросу;
  • сообщающая беседа используется при сообщении новых знаний;
  • воспроизводящая (повторительная) беседа используется для повторения, закрепления знаний, приведения их в систему.

б) по форме:

  • индивидуальная беседа;
  • групповая беседа;
  • фронтальная беседа.

Требования к вопросам педагога во время проведения беседы: вопросы должны быть полными и ясными, задаваться в логической последовательности, будить мысль обучающегося, развивать его мышление, быть разнообразными и конкретными; недопустимы двойные вопросы.

Требования к ответам учащихся: ответы должны быть полными с целью развития речи обучающихся, грамотно оформленными, точными и ясными, сознательными и аргументированными.

Требования к организации беседы как метода обучения:

  • постановка вопроса для всех учащихся;
  • пауза;
  • спросить конкретного обучающегося;
  • сформулировать наводящие и дополнительные вопросы;
  • выслушать учащегося; внести необходимые поправки; дополнить ответ учащегося с помощью других обучающихся; литературно оформить.

Достоинства метода: развивает речь и мышление учащихся, является активным способом взаимодействия с ними, дает возможность ближе их узнать, помогает учащимся самореализоваться, способствует развитию их коммуникабельности. Недостатки: затратен по времени, учащиеся могут не почувствовать логики вопросов, не уловить главного вопроса, сути беседы, слабые обучающиеся пассивно воспринимают учебный материал. Поэтому метод беседы необходимо сочетать с другими методами обучения.

4. Метод работы с книгой. Работа с книгой может быть использована в любой части урока.

Основные виды записей при работе с книгой:

а) составление плана (план может быть простой или сложный);

б) написание тезисов (кратких записей основных положений);

в) конспектирование (сжатое изложение всего прочитанного с приведением фактов, примеров, доказательств).

Виды конспектирования:

  •  текстуальное (приближенное к тексту);
  •  смешанное (сочетание выписок, цитат, собственных мыслей);
  •  свободное (изложение мыслей своими словами);

г) цитирование (дословная выписка из текста; при этом должны указываться выходные данные цитируемого литературного источника – автор, название работы, место издания, время издания, страницы);

д) аннотирование (краткое, свернутое изложение содержания прочитанного);

е) рецензирование (написание краткого отзыва с выражением собственного отношения к прочитанному).

Достоинство метода: у обучающихся формируются умения и навыки самостоятельной работы. Недостаток: неэкономичность по времени. Поэтому метод работы с книгой необходимо сочетать с другими методами обучения.

5. Метод дискуссии. Данный метод используется, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать, обосновывать свою точку зрения.

Дискуссия – метод обучения, который основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственные мнения участников или опираются на мнения других лиц.

Достоинства метода: учит более глубокому пониманию проблемы, формирует умение защищать свою позицию, считаться с мнением других людей; развивается мышление, речь учащихся. Недостатки: неэкономичен по времени; у обучающихся не развиваются умения и навыки самостоятельной работы. Поэтому метод дискуссии следует сочетать с другими методами обучения.

6. Метод лекции. Используется данный метод, как правило, в старших классах, образовательных организациях профессионального образования и занимает весь или почти весь урок.

Лекция – монологический способ изложения объемного учебного материала.

Достоинства метода: обеспечивает законченность и целостность восприятия учебного материала темы; экономичен по времени. Недостатки: у обучающихся не формируются практические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы; нет обратной связи. Поэтому метод лекции необходимо сочетать с другими методами обучения.

4.2.        Наглядные методы обучения

К наглядным методам обучения относятся методы демонстрации, иллюстрации и наблюдения.

Метод демонстрации – это метод обучения, который связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, видеофильмов, диафильмов и др. [Педагогика, 2002].

Метод иллюстрации – показ учащимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Требования к использованию наглядности:

1. демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем;

2. необходимое пособие показывают только в момент объяснения, не до него и не после;

3. необходимо обращать внимание учащихся лишь на те свойства и стороны демонстрируемого, которые связаны с сообщаемыми знаниями;

4. должно быть словесное описание демонстрируемого объекта;

5. необходима формулировка выводов по результатам наблюдений;

6. соответствие возрасту учащихся;

7. должно соблюдаться чувство меры в использовании наглядности.

Наблюдение – это метод обучения, заключающийся в организации целенаправленного, планомерного восприятия учащимися предметов окружающей действительности.

Виды наблюдений подразделяются по подходам:

1. с точки зрения условий наблюдения,

2. по времени проведения.

Первый подход:

  •  наблюдение в естественной обстановке, например в лесу, на производстве;
  •  наблюдение в условиях опыта.

Второй подход:

  • – длительное наблюдение, например за сезонными изменениями в природе;
  • – непродолжительное наблюдение, например в течение урока.

Требования к наблюдениям:

1. целенаправленность;

2. планомерность;

3. активность;

4. законченность (итоговая беседа, выводы и т.п.).

Таким образом, наглядные методы обучения необходимо сочетать со словесными и практическими методами.

4.3.        Практические методы обучения

        

Практические методы обучения: упражнение, лабораторная и практическая работа.

Все умения достигаются путем упражнений.

Упражнение – это многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.

Виды упражнений подразделяются по подходам:

1. по способу выполнения,

2. по дидактическим целям.

Первый подход:

  • устные упражнения;
  • письменные упражнения;
  • практические упражнения, например, работа с приборами, инструментами;
  • графические упражнения, например, построение схем, чертежей, графиков и др.

Второй подход:

  • подготовительные упражнения. Цель: подготовить к изучению нового материала;
  • упражнения для сообщения новых знаний. Цель: создание условий для овладения новыми знаниями, сообщение новых знаний;
  • тренировочные упражнения. Цель: закрепление нового материала. Данные упражнения могут осуществляться по образцу или по инструкции;
  • комментированные упражнения (полусамостоятельные). Значение: упражнения важны после изучения нового материала, так как многие учащиеся чувствуют себя неуверенно;
  • творческие упражнения. Цель: развитие креативных способностей школьников и др., например написание сочинения;
  • контрольные упражнения. Цель: контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся, например контрольный диктант, изготовление изделия и др.

Требования к упражнениям:

1. сознательное выполнение учащимися упражнений;

2. упражнения должны способствовать дальнейшему углублению знаний;

3. систематичность;

4. разнообразие;

5. учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при подборе и выполнении упражнений;

6. упражнения должны способствовать развитию творческих способностей учащихся;

7. проверка и оценка выполненных упражнений.

Лабораторная работа – метод обучения, при котором учащиеся под руководством педагога проводят опыты с использованием специальных инструментов и приборов.

Практическая работа – метод обучения, при котором обучающиеся выполняют задания по обработке материалов, изготовлению изделий, продуктов, работают на приусадебном участке, в мастерских [Воронов].

Значение методов лабораторной, практической работы

  • повышение познавательной активности учащихся;
  • приобретение учащимися практических умений и навыков;
  • приближение обучение к жизни.

Организация практических и лабораторных работ:

1. объявление темы и постановка цели работы;

2. определение порядка лабораторной или практической работы:

  • инструктаж (разъяснение) письменный или устный с определением техники безопасности;
  • показ выполнения отдельных операций;

3. самостоятельное выполнение работы учащимися. Контроль педагога за ходом выполнения работы. Соблюдение техники безопасности;

4. итог работы. Анализ и оценка результатов работы.

Отметим, что практические методы обучения необходимо сочетать со словесными и наглядными методами.

4.4.        Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению следующие.

1. Методы эмоционального стимулирования :

  • через содержание учебного материала – возникают и сохраняются эмоции;
  • через процесс общения – возникают положительные эмоции.

Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием, душевным волнением (сочувствие, радость, гнев, удивление). В таком состоянии сопереживания процессы восприятия, осмысления, запоминания протекают более эффективно.

2. Метод занимательности – игра. Особенностью метода является то, что вначале обучающиеся, как правило, проявляют интерес к самой игре, а затем через игру – к тому учебному материалу, который предлагает педагог.

Функции игры как метода обучения:

а) образовательная (во время игры учащиеся получают знания, приобретают необходимые умения и навыки);

б) развивающая (развивается память, мышление, воображение, речь);

в) воспитательная (воспитываются общественно и личностно значимые качества, профессионально необходимые качества личности);

г) организующая;

д) развлекательная (профилактика переутомления учащихся, снятие умственного и физического напряжения).

Виды познавательных игр: дидактические, викторины, ролевые, деловые.

Методика проведения игры:

а) сообщение названия игры;

б) объяснение условий и правил;

в) пробные действия;

г) проведение игры;

д) подведение итогов.

3. Создание ситуаций познавательного спора (дискуссий).

4. Анализ жизненных и профессиональных ситуаций.

5. Создание ситуаций успеха в учении.

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении:

а) требованием;

б) разъяснением значимости учения;

в) поощрением и наказанием.

Стимулирующая роль всех методов обучения: яркий, образный рассказ; наглядность; практическая работа; проблемно-поисковый метод и др.

Таким образом, важным условием эффективного построения процесса обучения в современных условиях является основательное владение педагогом необходимым спектром методов педагогического взаимодействия

Выводы.

Выбор методов профессионального обучения зависит от цели и задач обучения, содержания урока, принципов обучения, особенностей изучаемой учебной дисциплины, возрастных и индивидуальных особенностей личности, образовательного и воспитательного уровня развития личности, количества учащихся в группе, отведенного времени на обучение, возможностей мастера производственного обучени (педагогический опыт, теоретическая подготовленность, профессиональные умения, личностные качества), материального оснащения образовательной организации, внешних условий (географические и производственное окружение образовательной организации и др.).

Различные классификации методов обучения не противоречат, а взаимодополняют друг друга, позволяют лучше понять характер познавательной деятельности обучающихся. Эффективность обучения (профессионального обучения) во многом определяется умелым выбором методов обучения.

6.        Использованная литература.

Основная

Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: учеб. пособие / под общ. ред. Г.П. Скамницкой. М.: Гардарики, 2005. 382 с.

Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007. 365 с.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 6-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 576 с.

Дополнительная

Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2009. 335 с.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. 192 с.

Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 448 с.

Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): учеб. пособие. М.: МарТ, 2003. 368 с.

Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 432 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы производственного обучения

В этом пособии дан перечень методических приемов, используемых на уроках; краткая характеристика ряда методов и компоненты процесса производственного обучения....

Наглядные методы производственного обучения.

Подымается вопрос о наглядности обучения....

Кейс-метод при изучении спецдисциплин и проведении производственного обучения и производственной практики

Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истиннос...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Формы и методы производственного обучения, стимулирующие творческую активность обучающихся

Тема: «Использование электронных образовательных ресурсов для развития творческого профессионального мышления в условиях организации учебно-производственной деятельности обучающихся в процессе подгото...

Доклад: методы производственного обучения

В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти...