Доклад: методы производственного обучения
статья

Бокатанов Василий Александрович

В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти новые умения должны базироваться на приобретенных ранее. Правильный выбор и применение эффективных методов и средств производственного обучения являются решающими в осуществлении этой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bokatanov_metody_proizvodstvennogo_obucheniya_doklad.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 190

ФКП образовательное учреждение № 190

________________________________________________________________

Школа молодого педагога

«Методы производственного обучения»

(Доклад)

ноябрь  2017 г.

Составитель: мастер производственного обучения В.А. Бокатанов

Каменский, 2017

I. Введение

Учебные заведения системы профобразования много лет остаются основными учебными заведениями, где готовят рабочих массовых профессией. Необходимо, чтобы современный рабочий был хорошо подготовлен, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти новые умения должны базироваться на приобретенных ранее. Правильный выбор и применение эффективных методов и средств производственного обучения являются решающими в осуществлении этой задачи.

II. Методы производственного обучения

1. Общие требования к методам производственного обучения

Успешное проведение занятий с учащимися зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения.

Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям: воспитывающий характер производственного обучении; политехническая направленность; проведение обучения на основе производительного труда учащихся; доступность и посильность обучения, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; сочетание наглядности с развивающим характером обучения; систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений в производственном обучении.        

Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства.  

Методы производственного обучения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Если на уроках теоретического обучения преобладают фронтальные формы, когда преподаватель сообщает более или менее законченный учебный материал всем учащимся группы, в процессе производственного обучения чаще всего приходится проводить занятий с отдельными подгруппами, звеньями и индивидуально. Основными источниками информации во всяком учебном процессе являются наглядность и практическая деятельность. В связи с этим можно выделить три группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой. Устное и письменное инструктирование. Производственные семинары.

Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.

Практические методы - упражнения в выполнении трудовых действий. В основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность учащихся (решение производственно - технических задач, лабораторно - практические работы, обучение на тренажерах). Кроме перечисленных групп общих методов производственного обучения некоторые специалисты выделяют группу методов проверки и контроля знаний, навыков и умений в производственном обучении.

2. Словесные методы производственного обучения

а) Рассказ и объяснение

Рассказ, как словесный метод представляет собой изложение в форме повествования и описания свойств и признаков труда, а также их изменений в ходе технологических процессов. Во время рассказа возможно использование наглядных пособий, учащимся могут задавать вопросы для проверки понимания ими сообщаемого материала.

Объяснение - это изложение, имеющее характер рассуждений и доказательств, обоснований тех или иных признаков, свойств, предметов, а также явлений и процессов. В ходе объяснения особенностей трудовой операции мастер обосновывает назначение и способы выполнения отдельных приёмов, сравнивает изучаемую операцию с уже известными учащимися. Связывает новое с имеющимся у них опытом. При этом объясняется особенности той или иной операции, правила безопасности труда.

В производственном обучении рассказ и объяснение чаще всего объединяется. При этом рассказ служит основной для объяснения и обычно ему предшествует. Так как мастеру необходимо больше объяснять, чем рассказывать, это требования программы производственного обучения.

б) Инструктаж и беседа

Инструктаж - важнейшая форма методического руководства обучением в ОУ. В инструктаже сочетается различные методы обучения, но преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений от ошибочных действий, вместе с тем широко применяются показ приемов и средств наглядности натуральных объектов. Инструктаж проводится как правило, для тех учащихся, которые уже имеют первоначальные знаний и навыки.

Инструктаж должен иметь указания о возможных неполадках в работе оборудования, ошибках в выполнении действий, нарушениях правил технической эксплуатации, правил безопасности труда.

Беседа - как самостоятельный метод обучения, применяется очень широко. Условно различают 3 вида бесед. Беседы по изучению нового материала. В таких беседах мастер, опираясь на знания, практический опыт и наблюдение учащихся.

В беседах, проводимых для обобщающих повторений, решаются вопросы закрепления, углубления и систематизации знаний учащихся по определенной теме.

Третий вид беседы, проводимый для проверки знаний учащихся, используется при контроле и оценке результатов производственного обучения. Такие беседы лучше проводить в развернутой форме, когда все учащиеся вовлекаются в работу, задавая вопросы отвечающему, исправляя и добавляя его ответы.

в) Письменное инструктирование

Наиболее распространенный вид работы с печатным текстом в ходе выполнения практических заданий и работ. Особенно широкого распространены такие варианты письменного инструктирования, как инструкционные карты, карты - задания, информационные карты и т.д. При разработке инструкционных материалов следует учитывать, что они не являются простой памяткой, а служат средством организации познавательной деятельности. При этом чисто текстовые, т.е. словесные инструкции лучше заменить картами со схематическими рисунком.

Это не только сокращает размеры карт, но и способствует большой четкости в обозначении и запоминании последовательности действий. Кроме письменных инструкций широко используются различные виды производственно - технической документации - чертежи, схемы, технологические карты, и т.д.

В связи с этим необходимо объяснить правила пользования справочниками, показать, как находить в них требуемые данные. Как делать необходимые записи их расчеты по формулам и таблицам. Следует шире использовать в производственном обучении домашнее задания в ходе подготовки к очередной теме или для повторения в связи с предстоящими контрольными работами или экзаменам.

III. Наглядные методы производственного обучения

а) Демонстрация объектов и наглядных пособий

 Представляет собой метод наглядно - чувственного ознакомления с изучаемыми предметами, явлениями, процессами. Однако не следует перегружать занятие чересчур большим количеством демонстраций. Наглядные пособия могут быть натуральными, представляющими различные объекты в естественном виде и изобразительные в виде чертежей, схем, фотоснимков, моделей, макетов. К наглядным пособиям относятся и производственно - технические документы - рабочие чертежи, технологические карты, технические инструкции, схемы, графики. Слайды, диафильмы, видеофильмы, презентации, относящихся к экранным средствам и пособиям находят все более широкое применение в учебном процессе.

б) Практический показ мастером трудовых процессов

Как источник информации слово в учебном процессе сохраняет свое значение лишь при условии, если оно опирается на непосредственно восприятие предметов и явлений. Практический показ необходимо применять во всех случаях. Необходимо сформировать у учащихся правильный образ трудовых действий, например при управлении механизмами и машинами.

Сначала мастер объясняет последовательность изучаемых действий, а затем проводит показ их выполнения в нормальном, а затем в замедленном темпе. Замедление темпа позволяет учащимся лучше понять, из каких составных частей это действие состоит, каковы особенности и последовательность отдельных приемов и движений. После того, как показаны отдельные приемы в замедленном темпе и с остановками, следует снова показать целое действие в нормальном рабочем темпе.

Метод практического показа рекомендуется применять в качестве основного на занятиях для практической подготовки учащихся к выполнению упражнений.

К показу как к методу обучения, предъявляются следующие требования: а) правильный выбор объема практического показа. б) поддержание внимания учащихся во время показа.

в) Наблюдение учащихся

Развитие у учащихся способности правильно воспринимать производственно - технические явления и объекты можно только при умении самостоятельного наблюдения. Проведение самостоятельных наблюдений в ходе обучения требует от учащихся целенаправленного внимания, настойчивости и терпения, т.е. усилия воли. Задача мастера в этом случае учить их культуре наблюдения, проводя специальные упражнения с использованием наглядных пособий и тренировочных устройств.

IV. Практические методы производственного обучения

а) Метод упражнений

Среди практических методов производственного обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основа упражнений - целенаправленное и многократно проводимое под руководством мастера повторение изучаемых трудовых действий и приемов, цель которого последовательное их совершенствование в ходе овладения профессиональными навыками и умениями. Практические упражнения приводят к постепенному формированию профессионального мастерства.

б) Лабораторно-практические работы и решение производственно-технических задач

Метод производственного обучения, в результате которого учащиеся приучаются самостоятельно наблюдать и анализировать явления, формировать выводы, глубже осознавать связь теоретических знаний с практикой. Проведение лабораторно-практических работ начинается с предварительного инструктажа о целях, порядке выполнения и специальных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать.

Решение производственно-технических задач - важное средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В ходе обучения решению производственно - технических задач необходимо учить учащихся умению самостоятельно обнаруживать сам факт возникновения неполадок, выявлять их причины и способы устранения. Устанавливая все более жесткие нормы на их выполнение, мастер развивает у учащихся профессиональную самостоятельность, способствует проявлению инициативы и поиска, творческий подход к делу.

Заключение

Задача мастера производственного обучения – правильно сочетать различные методы производственного обучения в зависимости от поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы производственного обучения

В этом пособии дан перечень методических приемов, используемых на уроках; краткая характеристика ряда методов и компоненты процесса производственного обучения....

Наглядные методы производственного обучения.

Подымается вопрос о наглядности обучения....

Формы и методы производственного обучения, стимулирующие творческую активность обучающихся

Тема: «Использование электронных образовательных ресурсов для развития творческого профессионального мышления в условиях организации учебно-производственной деятельности обучающихся в процессе подгото...

доклад "Использование кейс метода на уроках производственного обучения"

Повышение  эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения.  Для достижения  новых результатов  в образовании  необходимо  использовать  новые ...

Доклад "Современные методы проведения уроков производственного обучения"

Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:Формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию;Разнообразие организационны...

Методы производственного обучения

Методы производственного обучения ...