Проблемы адаптации детей-инвалидов
презентация к уроку

Елена Анатольевна Любимцева

кто такие дети-инвалиды? Как помочь таким детям адаптироваться в современном обществе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_adaptatsii_detey-invalidov.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новосибирск, 2020 «Проблема адаптации детей – инвалидов в семьях группы риска. Социально-педагогические технологии сопровождения данной группы детей».

Слайд 2

Семья-это окружение ребёнка, которое является главным звеном в его воспитании, социализации, удовлетворения потребностей, обучения. Семья-микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребёнка, но и устанавливаются его моральные качества. Существует большая зависимость развития ребёнка от семейного фактора: чем больше проявляется семейное неблагополучие, тем все больше выражены нарушения развития ребёнка.

Слайд 4

Функции семьи, воспитывающей ребёнка инвалида, могут быть нарушены под влиянием некоторых факторов, в том числе особенностей личности её членов и взаимоотношений между ними, условия жизни семьи, нарушение её структуры и др. В исследованиях Татаренко Д.Л., Шульги Т.И. показано, что проблема ребенка с инвалидностью чаще всего заключается в нарушении его взаимосвязи с внешним миром, в ограниченной мобильности, сужении контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности для них ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Это является следствием не только субъективного фактора, которым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом воспитания таких детей в семьях. Особенно болезненна данная проблема для детей инвалидов в неблагополучных семьях, когда родители не уделяют достаточного внимания удовлетворению их потребностей, воспитанию.

Слайд 5

Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке. Поэтому в центрах социальной поддержки семей создаются программы, одним из направлений которых является работа с такими семьями, включающая комплексную диагностику, реабилитационные мероприятия с семьёй. Для родителей проводятся психологические тренинги, тематические консультации, практикумы, правовые лектории с привлечением сотрудников правоохранительных органов, их приглашают на мероприятия по социально-правовой защите прав детей для помощи в разрешении семейных проблем.

Слайд 6

Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов 1. Тематические экскурсии 2. Семейные вечера отдыха 3. Дискотеки 4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах 5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку 6. Концерты детей-инвалидов 7. Праздники, посвященные дням рождения детей-инвалидов с вручением памятных подарков, праздничным обедом и развлекательной программой 8. Организация и поддержка обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов 9. Установление взаимодействия обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов с благотворительными фондами и обществами 10. Организация в рамках спартакиад (зимняя и летняя), соревнований по настольному теннису, мини-футболу, шашкам, шахматам и др. 11. Организация выставок творческих работ детей-инвалидов 12. Праздники тематические 13. Благотворительные экологические праздники 14. Творческие встречи с интересными людьми с инвалидностью и ОВЗ 15. Организация театрализованных представлений, в т.ч. спектаклей с участием детей-инвалидов 16. Разрабатываются и выполняются программы социальной реабилитации детей-инвалидов 17. Создаются и обновляются банки данных по детям-инвалидам

Слайд 7

Виды помощи детям -инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов 1. Профессиональная ориентация и подготовка. 2. Трудоустройство детей-инвалидов и их родителей. 3. Проведение отдыха и оздоровления детей-инвалидов . 4. Приобретение средств передвижения. 5. Адресная материальная (продовольственная, вещевая, денежная) помощь. 6. Улучшение жилищных условий. 7. Создание структур (кружков, секций), работающих по месту жительства с детьми-инвалидами. 8. Медико-социально-психологическая помощь (бесплатно). 9. Юридические консультации (бесплатно). 10. Приобретение необходимого инвентаря и приспособлений для детей-инвалидов. 11. Обслуживание в отделениях помощи семье и детям при ЦСО. 12. Выделение денежных средств для приобретения лекарств. 13. Обеспечение бесплатными билетами на аттракционы, в театры и т.п. 14. Строительство пандусов и поручней возле аптек, поликлиник. 15. Благотворительные обеды в ресторанах "Макдональдс" с развлекательной программой.

Слайд 8

Технологии обучения здоровому образу жизни : Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, беседы, этюды, игры разной степени подвижности; игротерапия; самомассаж и точечный массаж; сухой бассейн; рисование. Телесно ориентированные технологии — глазодвигательные упражнения, кинезиологические упражнения, игровой самомассаж.

Слайд 9

Коррекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога : элементы сказкотерапии, арттерапии, песочная терапия, акватерапия Технология коллективного творческого дела (модифицированный элемент технологии И . П. Иванова) — коллажи, макеты, совместные работы . Личностно-ориентированные технологии (гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям ОРДД; технология сотрудничества реализует принцип демократизации, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок» . Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам; а так же ритуалы приветствия и прощания).

Слайд 11

технологии музыкального воздействия Музыкальная терапия Применима в целях эффективности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с физическими , эмоциональными, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями. Активные формы музыкотерапии : ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия . Пассивные формы музыкотерапии : коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком, реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта , регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения) . Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах

Слайд 12

Кинезитерапия - дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций . Кинезитерапия включает в себя : психогимнастику , ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства : рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Слайд 13

технологии воздействия цветом (хромотерапия) Цветовые игротренинги по Нищевой Н. В и Погосовой Н. М.

Слайд 14

Рефлексотерапия — воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками : массаж Су- Джок (массажное воздействие на рецепторные точки воздействия шипованным шариком или спиралью, шары здоровья (акупунктурное лечебное воздействие деревянными шарами) ; гидрогелевый арт массаж, арт массаж кинетическим песком. Элементы релаксационных методов по Джекобсону и Семенович А. А. - мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы) : дыхательные упражнения, упражнения на внимание, глазодвигательные упражнения, создание управляемых визуальных образов, расслабление мышц.

Слайд 15

Психогимнастика (Алябьевой Е. А. и Чистяковой М. И.) - этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка с ОВЗ и ребёнка-инвалида (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) .

Слайд 16

ТРИЗ технология Т . С. Альтшуллера (нетрадиционные формы работы , которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» ).

Слайд 17

ИКТ технологии (в методической работе психолога , мини-презентации на занятиях, в коррекционно-развивающей работе — возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, иллюстрированные развивающие программы (частично, направленные на развитие памяти, внимания, мышления ( «На что похоже?» , «Найди лишнее» , «Запомни и назови» , «Игры для тигры» , игры – раскраски и др )). Интерактивные методы работы с детьми с проблемами в развитии и их родителями, необходимые для психолого-педагогического сопровождения : «мозговой штурм» ; техники «Разбивания льда» , разминочные упражнения ( «Ледоколы» ).

Слайд 18

Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно : игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой , быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Слайд 19

Рефлексивная технология (по Кашлеву С. С.) — модификация рефлексивного круга, отреагирование, обсуждение, подведение итогов в конце занятия.

Слайд 20

Список литературы Галасюк И.Н. Родительские позиции в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2014. № 3. С. 52–64. Игры и занятия с детьми раннего возраста , имеющими отклонения в психофизическом развитии : Книга для педагогов / Под ред. Е. А. Стребелевой , Г. А. Мишиной. М.: « Полиграфсервис » , 2002. – 128 Копытин А. И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002. Кулясова , Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю. А. Кулясова . — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 804-806. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9152/ (дата обращения: 03.02.2021). Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными , агрессивными, тревожными и аутичными детьми . - М., 2000 Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - Спб . ,2003. Назарова С. В. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями.// Журнал. Социальная педагогика. 2013. №1. С. 25-31. Огарков М. Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения. 2001. №11. С. 15-17. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия . – М., 2000 Погосова Н. М. Цветовой игротренинг . – СПб.: Речь, 2003. 152 Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология, 2006. 320 с. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. М.: Дашков и К, 2009. 212 с. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2013. 326 с. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: метод. рекомендации. М.: ИУУ МГОУ, 2015. 204 с

Слайд 21

Новосибирск, 2020 «Проблема адаптации детей – инвалидов в семьях группы риска. Социально-педагогические технологии сопровождения данной группы детей». Выполнил: Магистрант 2 курса, направление «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Социально-педагогическое сопровождение семьи», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВО НГПУ. группа (4.068.2.19): Любимцева Е.А..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении

Актуальность и постановка проблемы исследования.За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогн...

Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора

Актуальные проблемы адаптации нового контингента обучающихся...

« Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже  является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека...

Проблемы адаптации первокурсников

ВведениеЭкономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей с...

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Презентация для родительского собрания. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе"....

Проблемы адаптации студентов-первокурсников в учебном заведении.

В данной статье раскрываются основные проблемы адаптации студентов-первокурсников в учреждении среднего профессионального образования, а также методы и формы работы педагогического коллектива, куратор...

Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...