Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении
методическая разработка на тему

Актуальность и постановка проблемы исследования.

За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн. Исследование возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 – 14 лет (47%); на втором месте – дети 5 – 9 лет (29%); на третьем – дети в возрасте 0 – 4 года (14%). Дети от 15 до 18 лет составляют 10% [Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2006 г.]. Увеличение численности детей-инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям. Уменьшение их численности в возрасте 15 лет и старше можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие критерии.

Основные причины роста численности детей-инвалидов в России вызваны неблагоприятными социально-экономическими условиями, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния; ухудшение экологической обстановки; ухудшение условий труда; резкое сокращение потенциала здоровья новорожденных; ухудшение репродуктивного здоровья родителей; утрата культуры здорового образа жизни.

Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля. Для их реабилитации должна широко применяться спортивно-оздоровительная работа.

Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов способствуют полному раскрытию физических возможностей, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни. Человек, имеющий отклонения в физическом развитии, с помощью спорта получает возможность самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. Занятия по физической культуренаправлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Все это позволит повысить уровень адаптивной работы и обеспечит успешную социализацию и полноценное участие в жизни общества детей с ограниченными возможностями.

Спорт открывает перед ребенком новые горизонты, учит стойкости и выносливости, заставляет их радоваться жизни, преодолевать страхи и болезни.

В школе проводится работа по привлечению детей-инвалидов в общешкольные мероприятия воспитательной, культурно-развлекательной направленности. Возникла мысль к привлечению таких детей к спортивным мероприятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_deti_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении


Данные о разработчиках проекта

Наименование  проекта:

Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении.

Организация:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Курганинска.

Регион:

Краснодарский край, г. Курганинск.

Разработчики проекта:

Порфирьева Екатерина Александровна – учитель физической культуры.

Силантьев Алексей Николаевич – учитель биологии, кандидат биологических наук.

Кадырова Кристина Анзоровна – ученица 10 «А» класса.

Руководители проекта:

Порфирьева Екатерина Александровна – учитель физической культуры.

Силантьев Алексей Николаевич – учитель биологии, кандидат биологических наук.

Паспорт проекта

Наименование  проекта:

 

Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении.

Цели проекта:

1. Развитие технологии реабилитации детей-инвалидов и их родителей.

2. Создание безбарьерной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья среди здоровых сверстников.

3. Привлечение детей-инвалидов к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи проекта:

1. Улучшение психического и физического состояния здоровья детей-инвалидов.

2. Создание  условий  для приобщения детей – инвалидов и к спорту, возможности их общения, и как следствие реабилитации и социальной адаптации в обществе.

3. Развитие навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Сроки и продолжительность проекта:

Проект рассчитан на 2009 – 2012 годы и осуществляется в 3 этапа:

1-й этап подготовительный – 2009-2010 уч. год;

2-й этап формирующий – 2010-2011 учебный год;

3-й этап итоговый – 2011- 2012 учебный год.

Ожидаемые конечные результаты проекта:

1. Повышение физического и психического здоровья детей-инвалидов, возможностей приобщения их к физкультурной и спортивной жизни, реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей, облегчение их социальной адаптации.

2. Пропаганда спорта среди детей-инвалидов.

3. Приобретение детьми-инвалидами навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Система организации контроля за ходом исполнения проекта:

Мониторинг уровня физической подготовленности; функциональных возможностей; корректировка проекта.


Актуальность и постановка проблемы исследования.

За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн. Исследование возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 – 14 лет (47%); на втором месте – дети 5 – 9 лет (29%); на третьем – дети в возрасте 0 – 4 года (14%). Дети от 15 до 18 лет составляют 10% [Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2006 г.]. Увеличение численности детей-инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям. Уменьшение их численности в возрасте 15 лет и старше можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие критерии.

Основные причины роста численности детей-инвалидов в России вызваны неблагоприятными социально-экономическими условиями, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния; ухудшение экологической обстановки; ухудшение условий труда; резкое сокращение потенциала здоровья новорожденных; ухудшение репродуктивного здоровья родителей; утрата культуры здорового образа жизни.

Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля. Для их реабилитации должна широко применяться спортивно-оздоровительная работа.

Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов способствуют полному раскрытию физических возможностей, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни. Человек, имеющий отклонения в физическом развитии, с помощью спорта получает возможность самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. Занятия по физической культуре направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Все это позволит повысить уровень адаптивной работы и обеспечит успешную социализацию и полноценное участие в жизни общества детей с ограниченными возможностями.

Спорт открывает перед ребенком новые горизонты, учит стойкости и выносливости, заставляет их радоваться жизни, преодолевать страхи и болезни.

В школе проводится работа по привлечению детей-инвалидов в общешкольные мероприятия воспитательной, культурно-развлекательной направленности. Возникла мысль к привлечению таких детей к спортивным мероприятиям.

Итак, актуальность исследования обусловлена необходимостью убеждения и привлечения наибольшего количества детей-инвалидов к занятиям спортом.

Цель исследования:

1. Развитие психолого-педагогических технологий реабилитации детей-инвалидов и их родителей средствами физической культуры.

2.Создание безбарьерной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья среди здоровых сверстников.

3.Привлечение детей-инвалидов к занятиям физической культурой и спортом.

Объект исследования: 

Спортивно-оздоровительные мероприятия с детьми – инвалидами: летние и зимние параолимпийские игры.

Предмет исследования: 

Методика спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на повышение физической работоспособности и нормализацию психического состояния детей – инвалидов, имеющих различные дефекты в состоянии здоровья.

Гипотеза исследования:

Каждое спортивно - оздоровительное мероприятие с детьми - инвалидами, должно иметь две составляющие: базовую, учитывающую одинаковые возможности занимающихся и вариативную, ориентированную на их индивидуальные возможности. Это позволит эффективно решать задачи повышения общей физической работоспособности детей - инвалидов, улучшения их самочувствия, активности и настроения, адаптацию к современным условиям жизнедеятельности, внутри группового общения занимающихся.

Информационную базу исследования составили результаты исследования потребностей детей-инвалидов и социально-экономических характеристик их семей. Данные, включающие медико-экспертные данные (диагноз заболевания, характер и степень нарушения функций организма, виды и степень жизнедеятельности, уровень реабилитационного потенциала ребенка), заполнялись из личных медицинских карт детей.

На основе поставленной цели и сформированной гипотезы были определены задачи исследования:

1. Улучшение психического и физического состояния здоровья детей-инвалидов.

2. Создание условий для общения социально отделенных детей, приобщения детей – инвалидов к спорту, и как следствие реабилитации и социальной адаптации в обществе.

3. Развитие навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1.Изучение и анализ научно-методической литературы.

2.Анкетирование, опросы, беседы.

3.Педагогические наблюдения.

4.Тестирование по определению уровня физической подготовленности, функциональных возможностей организма.

5.Педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость заключается в развитии представлений о влиянии физических упражнений на организм детей - инвалидов с различными отклонениями в состоянии здоровья, в оздоровительной направленности спортивных мероприятий.

Практическая значимость предполагает разработку методических рекомендаций лечебно-оздоровительной направленности, что позволит расширить и углубить знания об особенностях физического состояния, двигательной сферы и функциональных возможностей детей – инвалидов.

Организация исследования. Организация исследования осуществляется в три этапа с учетом особенностей каждой из решаемых в работе задач.

На первом подготовительном этапе (2009-2010гг.) изучалась научно-методическая литература по данной проблеме, осуществлялось накопление материала путем обобщения опыта работы с детьми-инвалидами; разрабатывались коррекционно-развивающие, спортивно-оздоровительные программы.

На втором формирующем этапе (2010—2011 гг.) проводится основной эксперимент, теоретическое обоснование и практическое внедрение с целью определения эффективности разработанных спортивно-оздоровительных мероприятий в системе физкультурного образования детей – инвалидов.

Третий итоговый этап (2011–2012 гг.) - анализ и обобщение результатов, корректировка и оформление опытно-экспериментальной работы.

Содержание работы.

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки [В. Г. Дмитриев]. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность - важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации, а применение их (физических упражнений) — всегда педагогический, образовательный процесс. В результате спортивно-оздоровительной работы механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность ребенка-инвалида, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.

Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, трудотерапия и др.; к пассивным - массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы; к психорегулирующим - аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

Компоненты методики физической реабилитации:

1. Используемые средства физического воспитания: ОРУ, направленные на развитие крупных мышечных групп; ОРУ, направленные на развитие мелких мышечных групп; циклические упражнения (бег, ходьба); ациклические упражнения; звуко-речевые упражнения (методика Стрельцовой); дыхательные упражнения (методика Стрельниковой); подвижные игры (игры средней и малой подвижности); упражнения с предметами и на предметах (фитбол, гимнастические палки, мячи, и т.д.); элементы йоги (асаны в упрощенных исходных положениях, асаны с использованием фитбола); элементы хореографии (хореографические этюды народных танцев, хореография рук).

2. Используемые методы: равномерный (занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно с относительно постоянной интенсивностью); повторный (многократное выполнение упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности); игровой (упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации).

3. Формы проведения занятий: групповая (5-7 учащихся); малогрупповая (2-3 человека); индивидуальная.

Одной из форм групповых занятий являются спортивные праздники: Летние и Зимние Параолимпийские игры (проводятся 2 раза в год) и спортивный праздник Семьи (1 раз в год), отличительными особенностями которых являются положительное психоэмоциональное состояние, желание общаться и работать в команде, удовольствие, получаемое в процессе соревнований.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

В результате реализации данного проекта ожидается: повышение физического здоровья детей-инвалидов; возможность приобщения их к физкультурной и спортивной жизни; реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей; социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; приобретение детьми-инвалидами навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

В результате опытно-экспериментального исследования можно заметить, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки, развивать до оптимальных уровней его физические способности в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт, особенно людей, имеющих отклонения в физическом здоровье. Предполагаем, что проведение работы по воспитанию у детей - инвалидов стойкого интереса к физическим упражнениям посредством спортивных праздников с эстетическими и эмоционально насыщенными видами двигательной деятельности, с использованием упражнений игрового и неигрового характера с разнообразным инвентарем мобилизует важнейшие адаптационные ресурсы.

Надеемся, что результаты опытно-экспериментальной работы покажут улучшение психоэмоционального и физического состояния ребенка-инвалида и его семьи, которое является самым значимым мотивом для достижения социальной гармонии.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении Зимних (Летних) Параолимпийских игр среди детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Цели и задачи:

Пропаганда занятий физической культурой и спортом среди детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.

Повышение двигательной активности средствами физической культуры и спорта.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социально- экономическую, духовно-нравственную и культурную жизнь общества.

2. Руководство соревнований:

Общее руководство подготовкой и проведением зимних параолимпийских игр осуществляет центр диагностики и реабилитации детей, непосредственное проведение возлагается на главную судейскую коллегию в составе: педагог-психолог МОУ СОШ № 5 Герасименко Л.С., социальный педагог МОУ СОШ № 5 Антонец Ю.Н., учитель физической культуры МОУ СОШ № 5 Порфирьева Е.А., руководитель ОБЖ МОУ СОШ № 5 Черников О.А.

3. Программа соревнований:

Зимние Параолимпийские игры:

  1. «Хоккеист» (забрасывание мяча клюшкой в малые ворота).

2. «Меткий снайпер» (стрельба из пневматической винтовки по воздушным шарам).

3. «Биатлон» (броски теннисных мячей в вертикальную цель).

4. «Полоса препятствий».

Летние Параолимпийские игры:

1. «Меткий снайпер» (стрельба из пневматической винтовки по воздушным шарам).

2. «Юный циркач» (ведение воздушного шарика теннисной ракеткой).

3. «Туристическая тропа».

4. «Полоса препятствий».

4. Участники соревнований:

К участию в соревнованиях допускаются дети с ограниченными возможностями здоровья разного возраста и пола.

5. Награждение:

Все участники соревнований награждаются грамотами и подарками.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Спортивный праздник Семьи

«Семейные старты – старты надежд»

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, подлинные любители физической культуры, ценители красоты и здоровья! Сегодня у нас праздник Семьи, праздник семейных команд. (Знакомлю с участниками семейных стартов, рассказываю о родителях и их детях.)

Судить состязания будут самые достойные, справедливые и умелые (жюри, судьи-помощники приветствуют участников, гостей праздника).

Ведущий 2: 

Мальчишки и девчонки, а также их родители,

Во дворец спортивный наш, скорее поспешите Вы.

Здесь будут состязания детишек, пап и мам,

Кто будет победителем, потом расскажем Вам!

Клоун 1:

Добро пожаловать, гости дорогие!

Веселья вам да радости желаем!

Давно мы вас ждем-поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

Клоун 2: 

Песнею звонкой,

Дружным парадом

Мы начинаем Спартакиаду!

Дружно крикнем, детвора,

Празднику смелых,

Празднику ловких,

Празднику сильных…

Все. Ура! Ура! Ура!

Клоун 1:

Кто ловок, крепок, строен,

В Спортландию спешат.

Всегда в ней ждут и взрослых,

И маленьких ребят.

Привет, страна Спортландия,

Мир спорта, игр, детей! 

К тебе, страна Спортландия,

Ведем своих друзей.

(В зал вбегает клоун Спортик).

Клоун Спортик:

А про меня вы забыли? Как можно без меня начинать соревнования?

Солнце, воздух и вода

Наши лучшие друзья!

Ребята, я затейник,

Я Спортиком зовусь.

И если будет скучно,

Вмиг разгоню я грусть.

Мой папа – Спорт,

А мама – Физкультура,

Все виды спорта – близкая родня.

Объездил все я страны мира,

Ребята всюду ждут меня.

Как песня, нужен друг в пути,

Его я должен здесь найти!

Клоун 2:

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит.

Клоун 1:

И так, друзья в путь!!!

Программа спортивных мероприятий

Конкурс - разминка 1. «Светофор»

Инвентарь: три цветных картонных кружочка (зеленый, желтый, красный).

Ведущий: Наш первый конкурс-экзамен на внимание. Зеленый свет – идем. Желтый – приготовиться. Красный – ждем. А теперь будьте внимательны. Видите? У меня в руках три картонных кружочка. Это светофоры. Как только покажу кружок зеленого цвета – поднять руки вверх. Желтый – дружно похлопать в ладоши. На красный свет замолкаете и не двигаетесь. 

Конкурс 2. «Закати мяч»

Перед каждой командой на расстоянии 5 м ставят «ворота» (барьеры). У каждого играющего по два мяча. По сигналу ребенок  катит (по одному) свои мячи в «ворота», затем мама или папа выполняют то же упражнение.

Побеждает та команда, которая забросила больше мячей.

Выступление участника соревнований с номером художественной самодеятельности.

Конкурс для родителей 3. «Снайперы»

Набрасывание колец на стойку. Каждому дается по 5 колец. Побеждает тот родитель, который забросил больше колец.

Клоун 1:

В спорте нет путей коротких,

И удач случайных нет,

Познаем на играх,

Все мы формулы побед.

Это стойкость и отвага,

Сила рук и зоркость глаз,

Это честь родной семьи,

Окрыляющая нас.

Конкурс для детей 4. «Меткий стрелок»

Стрельба из пневматической винтовки по воздушным шарам. Выполняют дети. Каждому дается по 3 выстрела. Побеждает  ребенок, сбивший  больше шаров.

Выступление участника соревнований с номером художественной самодеятельности.

Конкурс 5. «Туристическая тропа» (комбинированная эстафета)

Дети собирают рюкзак  туриста с необходимыми принадлежностями, родитель, надев рюкзак, преодолевает болото (перепрыгивает из обруча в обруч), добегает до скамьи, проползает по ней, назад возвращается на самокате.

Клоун 2:

Отдохнули мы на славу,

Победили вы по праву.

Похвал достойны и награды,

И мы призы вручить вам рады!

Награждение участников соревнований.

Ведущие: 

Мы желаем вам, ребята,

Быть здоровыми всегда!

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться –

Каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться.

Руки вымойте водой,

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь –

Это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите,

Он вам силы даст, друзья!

Мы открыли вам секреты,

Как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!

До свидания, ребята,

Приходите в гости к нам,

Будем очень рады вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК ПМ 06.02 «Преподавание музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности в общеобразовательных учреждениях»

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ «Преподавание музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности в общеобразовательных учреждениях» МДК «Теория  и методика музыкального воспитан...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Спортивно-оздоровительный туризм

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности «Спортивно-оздоровительный туризм»  и составляющих его п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...

Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительной направленности «Пионербол»

Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительной направленности  «Пионербол» ориентирована на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституци...

Социально-психологическая адаптация и реабилитация средствами арттерапии.

Материал представляет собой описание системы психокоррекционной работы посредством арттерапии....

Проблемы адаптации детей-инвалидов

кто такие дети-инвалиды? Как помочь таким детям адаптироваться в современном обществе?...