"Без срока давности"
классный час
19.04.2023 был проведен воспитательный час на тему: «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны».
Цель занятия: формирование понимания необходимости сохранения исторической памяти о геноциде мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945гг.
19 апреля день особенный – это День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В этот день мы не просто вспоминаем о тех трагических днях, мы объединяемся в борьбе с любыми современными проявлениями нацизма и геноцида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 425.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»
Воспитательный час на тему:
«День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны»
Подготовила:
Литвиненко Виктория Александровна,
преподаватель
Луганск
2023
Цель занятия: формирование понимания необходимости сохранения исторической памяти о геноциде мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
19 апреля день особенный – это День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В этот день мы не просто вспоминаем о тех трагических днях, мы объединяемся в борьбе с любыми современными проявлениями нацизма и геноцида.
В нашем мире есть люди, которые совершают преступления. Ребята, что такое преступление?
Преступление — это опасное действие, несущее угрозу государству, обществу или отдельной личности. Оно описано в уголовном законодательстве, влечет наступление уголовной ответственности: штрафы, ограничение свободы, лишение свободы на разный срок в зависимости от тяжести и др.)
Напавшие на нашу страну нацисты совершали страшные преступления, которые сейчас мы называем геноцид.
Давайте разберемся с этим понятием более подробно.
Геноцид — это преступления, совершаемые по отношению к группе людей какой-либо национальности, проживающей на территории одного или нескольких государств, с целью её уничтожения
Жертвами геноцида могут стать и говорящие на одном языке люди разных национальностей. К сожалению, есть в истории примеры, когда уничтожаются сразу несколько народов одного большого многонационального государства.
Уничтожение людей может осуществляться не только массовыми убийствами. Угон в рабство или ссылка в концлагерь, непосильный труд, голод, нанесение телесных повреждений — всё это акты геноцида.
27 января мы с вами отмечали День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Говорили о том, как 872 дня жил, работал и сражался с врагом осажденный город. Город, жители которого умирали от голода и холода. За все время блокады в Ленинграде погибло более одного миллиона человек. И это очевидный факт геноцида нашего народа! К сожалению, далеко не единственный.
В годы Великой Отечественной войны нацисты совершали геноцид по истреблению народов нашей страны. Получилось ли у них это?
У нацистов была разработана целая программа по истреблению других народов. Если вспомнить историю, то по плану «Барбаросса» земли нашей страны планировалось раздать немцам, а жителей – сделать рабами или уничтожить.
Сегодня на воспитательном часе мы вспомним некоторые факты геноцида советского народа на оккупированной нацистами территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и задумаемся, а нужно ли нам, нашему народу, всему миру сейчас помнить о них.
Давайте прочитаем небольшой фрагмент исторического источника – документа, который очень красноречиво говорит о целях нацистов.
Документ
«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста. …Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год…».
Из «Генерального плана Ост»
Вопросы для обсуждения с обучающимися
- Почему в документе особо акцентируется внимание на этнической принадлежности жителей России?
- Почему нацисты считали своими врагами образованных людей?
- Можно ли рассматривать данный документ как призыв к геноциду? Дайте моральную оценку данному документу.
В каждом оккупированном нацистами городе создавались немецкие застенки – тюрьмы (гестапо). Там орудовали гестаповские следователи. Чудовищными пытками и истязаниями они «вытягивали» у заключенных сведения о советских гражданах, подлежащих уничтожению в первую очередь. Пребывание в тюрьмах было недолгим и, как правило, заканчивалось казнью.
Особенно широко использовали фашисты для уничтожения советских граждан газвагены, получившие известность под названием душегубок. Это были специально оборудованные грузовые автомашины с герметически закрытыми кузовами. Загнанных в эти фургоны людей отравляли отработанными газами дизельных моторов.
Люди самых разных национальностей попадали в концентрационные лагеря (концлагеря). История знает страшные цифры: узниками нацистских концлагерей были не менее 18 миллионов человек, из которых уничтожено более 11 миллионов человек. В рабство было вывезено около 5 млн советских граждан. В живых осталась только пятая часть. Несмотря на террор, ужасные условия содержания, все попытки нацистов вытравить из людей все человеческое, узники смогли сохранить в себе лучшие качества и проявляли сопротивление. Их патриотизм, любовь к жизни и свободе вдохновляют, восхищают нас и по сей день.
Всему миру известны названия таких концлагерей как Освенцим, Бухенвальд, Майданек, Равенсбрюк и другие. Но мало кто знает о концлагерях, которые находились на оккупированной территории Советского Союза. Масштабы преступлений, совершенных нацистами в таких лагерях, не могут оставить равнодушными. Слышали вы когда-нибудь о таких лагерях?
Самое страшное – это лагеря для детей. Да, некоторые концлагеря были полностью детскими. Туда нацисты собирали самых незащищенных, самых слабых маленьких жителей нашей страны, которых гитлеровская машина не щадила и не жалела.
Давайте обратимся к еще одному документальному свидетельству.
Фотография
Рассмотрите фотографию советских детей – узников финского концлагеря № 6 в Петрозаводске в день освобождения 29.06.1944 г. Какое название Вы могли бы придумать для этой фотографии?
Казалось бы, зачем содержать в лагере узников, да еще и детей. Надо их кормить, дать им жилье, а это дополнительные траты. Предположите, какую роль отводили нацисты детям в этих лагерях?
Так же в центре небольшого шахтерского городка Макеевка, что под Донецком, стоит зловещее здание с пустыми холодными глазницами.
В феврале 1942 года в нем немцы организовали так называемый приют
«Призрение». Узниками этого концлагеря стали дети. Фашисты использовали их в качестве доноров крови для своих раненных солдат.
Это строки из сочинения Тианы Барташ. Ученицы 7 класса школы № 90 города Макеевки, Донецкой Народной Республики. Тиана приняла участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности».
«С детьми в приюте фашисты обращались очень жестоко. Их очень плохо кормили. Из одежды на детях была лишь медицинская ночная рубашка, а в любое время суток у слабых, изможденных голодом и страхом ребятишек, брали кровь. Самые слабые дети умирали после первого забора крови. А те, что были покрепче, выдерживали несколько процедур. Я уверена, что их спасала надежда, надежда на то, что это скоро закончится. Они не знали, что тех, кто пропадал, закапывали в ямы прямо возле приюта.
Я считаю, что долг ныне живущих поколений всегда чтить память о жертвах фашизма, а тем более об этих незащищенных детских душах! Помню, в детстве мы с мамой часто ездили с цветами и игрушками к единственному в мире памятнику подневольным детям-донорам».
Самому младшему узнику приюта «Призрение» было 6 месяцев, самому старшему всего 12 лет. Так фашисты уничтожали будущее нашего народа.
Трагедия макеевского приюта «Призрение» является настоящим символом геноцида против советских детей в годы Великой Отечественной войны.
Как вы думаете, для чего еще нужны были люди в концлагерях? Какие цели преследовали нацисты?
Заключенные были материалом для проверки человеческого организма на устойчивость. Сколько времени человек выдержит на морозе, какие препараты и в какой дозировке лечат человека, а в какой – убивают. Каким газом или ядом эффективнее уничтожить человека. Да, теперь наука имеет эти сведения. Они были добыты в нацистских концлагерях.
Мы храним память тех ужасных дней в нашей истории, в нашем сердце. После войны по всей стране были установлены сотни памятников узникам концлагерей, и они устанавливаются до сих пор.
На единственном в мире памятнике детям-донорам в Макеевке написаны слова бывшей узницы Освенцима, макеевчанки Ларисы Симоновой:
Земля, дай разум всем живущим людям. Дай силу тем, кто сможет защитить.
Добра тому, кто добр со слабым будет.
Дай память всем, чтобы о прошлом не забыть!
На юге нашей страны есть еще мемориал, напоминающий нам о действиях нацистов во время Великой Отечественной войны против нашего народа. Ребята, кто-нибудь знает мемориал жертвам фашизма под Симферополем?
Крым тоже был оккупирован нацистами. С осени 1941 и до весны 1944 года. Это было страшное время для всех жителей полуострова.
По последним данным, за два с половиной года оккупации полуострова нацисты расстреляли 72000 мирных жителей, включая женщин и детей. И 19000 военнопленных. Одним из самых страшных мест, унесшим пятнадцать тысяч жизней наших соотечественников, был лагерь смерти «Красный», под Симферополем.
По разным оценкам, в лагере могло разместиться до 2 000 узников. Многие из них умирали от истощения, непосильного труда, болезней. Гитлеровцы запрягали пленных в телеги и заставляли катать себя по городу. Возили на них землю и камни. Узники сами рыли шахты, куда потом фашисты сбрасывали трупы расстрелянных людей. Порой заключенных сжигали живьем.
8 мая 2015 года, накануне 70-летия Победы, на месте концлагеря был торжественно открыт мемориал. Его ежегодно посещают тысячи студентов, школьников, артековцев.
Это «Красный» — самый крупный в Крыму концлагерь. До его освобождения Красной Армией в 1944 году, в лагере было замучено около 15 тысяч человек военнопленных, мирных жителей и членов их семей. Лагерь был окружен двойным кольцом колючей проволоки, его узники содержались в бараках, томились голодом и холодом.
Все несправедливости когда-нибудь заканчиваются, виновные несут наказание. Так и произошло с нацистской Германией и ее пособниками. Нацистских преступников судили за их злодеяния, за геноцид советского народа.
События Второй мировой и борьбы с фашизмом до сих пор являются актуальной политической повесткой.
Скоро мы будем отмечать День Победы, победы в одной из самых страшных войн в истории человечества. Согласно статье I Международной Конвенции 1968 года, срок давности не применяется к военным преступлениям и преступлениям против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время.
Преступления нацизма не имеют срока давности, как юридически, так и практически. Поэтому столь символично и название нашего общенародного проекта по сохранению исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны — «Без срока давности».
Для Дня единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны разработан хэштэг - #безсрокадавности. Используя его, мы можем узнать больше о том, что делают другие и показать всем, что делаем мы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-257967-1379176080.png)
Тема урока : Плоды субтропические и тропические :ассортимент , показатели качества , дефекты, условия и сроки хранения.
Презентация очеь интересная ,познавательная ,содержит много картинок с изображенияями субтропических и тропических плодов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-76270-1479237571.jpg)
Программа по физической культуре для специальности парикмахерское искусство ,срок обучения 2г 10 мес.
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессии среднего профессионального образования, входящей в сос...
Программа по направлению работы с родителями «Семья и школа» Возраст детей 7-16 лет Срок реализации программы - 3 года
Программа «Семья и школа» разработана для родителей (законных представителей), прародителей, опекунов и приемных родителей подготовительных и начальных классов и реализуется на баз...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/01/picture-56005-1493627168.jpg)
«Лес и человек»(дополнительная образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста срок реализации 5 лет срок обучения 5 лет)
1.1 Актуальность программыВоспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условия...
Без срока давности
Министерская присылка. Хорошая презентация для класссного часа накануне Дня Победы....
"БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ"
laquo;Без срока давности» Геноцид советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны Геноцид &nd...