"Без срока давности"
классный час

19.04.2023 был проведен воспитательный час на тему: «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны».

Цель занятия: формирование понимания необходимости сохранения исторической памяти о геноциде мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945гг.

19 апреля день особенный – это День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В этот день мы не просто вспоминаем о тех трагических днях, мы объединяемся в борьбе с любыми современными проявлениями нацизма и геноцида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genotsid.docx425.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»

Воспитательный час на тему:

«День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны»

https://wp-uploads.storage.yandexcloud.net/uploads/2022/04/den-edinyh.jpg

Подготовила:

Литвиненко Виктория Александровна,

преподаватель

Луганск

2023

Цель занятия: формирование понимания необходимости сохранения исторической памяти о геноциде мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

19 апреля день особенный – это День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В этот день мы не просто вспоминаем о тех трагических днях, мы объединяемся в борьбе с любыми современными проявлениями нацизма и геноцида.

В нашем мире есть люди, которые совершают преступления. Ребята, что такое преступление?

Преступление — это опасное действие, несущее угрозу государству, обществу или отдельной личности. Оно описано в уголовном законодательстве, влечет наступление уголовной ответственности: штрафы, ограничение свободы, лишение свободы на разный срок в зависимости от тяжести и др.)

Напавшие на нашу страну нацисты совершали страшные преступления, которые сейчас мы называем геноцид.

Давайте разберемся с этим понятием более подробно.

Геноцид — это преступления, совершаемые по отношению к группе людей какой-либо национальности, проживающей на территории одного или нескольких государств, с целью её уничтожения

Жертвами геноцида могут стать и говорящие на одном языке люди разных национальностей. К сожалению, есть в истории примеры, когда уничтожаются сразу несколько народов одного большого многонационального государства.

Уничтожение людей может осуществляться не только массовыми убийствами. Угон в рабство или ссылка в концлагерь, непосильный труд, голод, нанесение телесных повреждений — всё это акты геноцида.

27 января мы с вами отмечали День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Говорили о том, как 872 дня жил, работал и сражался с врагом осажденный город. Город, жители которого умирали от голода и холода. За все время блокады в Ленинграде погибло более одного миллиона человек. И это очевидный факт геноцида нашего народа! К сожалению, далеко не единственный.

В годы Великой Отечественной войны нацисты совершали геноцид по истреблению народов нашей страны. Получилось ли у них это?

У нацистов была разработана целая программа по истреблению других народов. Если вспомнить историю, то по плану «Барбаросса» земли нашей страны планировалось раздать немцам, а жителей – сделать рабами или уничтожить.

Сегодня на воспитательном часе мы вспомним некоторые факты геноцида советского народа на оккупированной нацистами территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и задумаемся, а нужно ли нам, нашему народу, всему миру сейчас помнить о них.

Давайте прочитаем небольшой фрагмент исторического источника – документа, который очень красноречиво говорит о целях нацистов.

Документ

«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста. …Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год…».

Из «Генерального плана Ост»

Вопросы для обсуждения с обучающимися

  1. Почему в документе особо акцентируется внимание на этнической принадлежности жителей России?
  2. Почему нацисты считали своими врагами образованных людей?
  3. Можно ли рассматривать данный документ как призыв к геноциду? Дайте моральную оценку данному документу.

В каждом оккупированном нацистами городе создавались немецкие застенки – тюрьмы (гестапо). Там орудовали гестаповские следователи. Чудовищными пытками и истязаниями они «вытягивали» у заключенных сведения о советских гражданах, подлежащих уничтожению в первую очередь. Пребывание в тюрьмах было недолгим и, как правило, заканчивалось казнью.

Особенно широко использовали фашисты для уничтожения советских граждан газвагены, получившие известность под названием душегубок. Это были специально оборудованные грузовые автомашины с герметически закрытыми кузовами. Загнанных в эти фургоны людей отравляли отработанными газами дизельных моторов.

Люди самых разных национальностей попадали в концентрационные лагеря (концлагеря). История знает страшные цифры: узниками нацистских концлагерей были не менее 18 миллионов человек, из которых уничтожено более 11 миллионов человек. В рабство было вывезено около 5 млн советских граждан. В живых осталась только пятая часть. Несмотря на террор, ужасные условия содержания, все попытки нацистов вытравить из людей все человеческое, узники смогли сохранить в себе лучшие качества и проявляли сопротивление. Их патриотизм, любовь к жизни и свободе вдохновляют, восхищают нас и по сей день.

Всему миру известны названия таких концлагерей как Освенцим, Бухенвальд, Майданек, Равенсбрюк и другие. Но мало кто знает о концлагерях, которые находились на оккупированной территории Советского Союза. Масштабы преступлений, совершенных нацистами в таких лагерях, не могут оставить равнодушными. Слышали вы когда-нибудь о таких лагерях?

Самое страшное – это лагеря для детей. Да, некоторые концлагеря были полностью детскими. Туда нацисты собирали самых незащищенных, самых слабых маленьких жителей нашей страны, которых гитлеровская машина не щадила и не жалела.

Давайте обратимся к еще одному документальному свидетельству.

Фотография

https://cdn.culture.ru/images/23cb7df7-d71a-5c15-bc6b-c95045c58390

Рассмотрите фотографию советских детей – узников финского концлагеря № 6 в Петрозаводске в день освобождения 29.06.1944 г. Какое название Вы могли бы придумать для этой фотографии?

Казалось бы, зачем содержать в лагере узников, да еще и детей. Надо их кормить, дать им жилье, а это дополнительные траты. Предположите, какую роль отводили нацисты детям в этих лагерях?

Так же в центре небольшого шахтерского городка Макеевка, что под Донецком, стоит зловещее здание с пустыми холодными глазницами.

В феврале 1942 года в нем немцы организовали так называемый приют

«Призрение». Узниками этого концлагеря стали дети. Фашисты использовали их в качестве доноров крови для своих раненных солдат.

Это строки из сочинения Тианы Барташ. Ученицы 7 класса школы № 90 города Макеевки, Донецкой Народной Республики. Тиана приняла участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности».

«С детьми в приюте фашисты обращались очень жестоко. Их очень плохо кормили. Из одежды на детях была лишь медицинская ночная рубашка, а в любое время суток у слабых, изможденных голодом и страхом ребятишек, брали кровь. Самые слабые дети умирали после первого забора крови. А те, что были покрепче, выдерживали несколько процедур. Я уверена, что их спасала надежда, надежда на то, что это скоро закончится. Они не знали, что тех, кто пропадал, закапывали в ямы прямо возле приюта.

Я считаю, что долг ныне живущих поколений всегда чтить память о жертвах фашизма, а тем более об этих незащищенных детских душах! Помню, в детстве мы с мамой часто ездили с цветами и игрушками к единственному в мире памятнику подневольным детям-донорам».

Самому младшему узнику приюта «Призрение» было 6 месяцев, самому старшему всего 12 лет. Так фашисты уничтожали будущее нашего народа.

Трагедия макеевского приюта «Призрение» является настоящим символом геноцида против советских детей в годы Великой Отечественной войны.

Как вы думаете, для чего еще нужны были люди в концлагерях? Какие цели преследовали нацисты?

Заключенные были материалом для проверки человеческого организма на устойчивость. Сколько времени человек выдержит на морозе, какие препараты и в какой дозировке лечат человека, а в какой – убивают. Каким газом или ядом эффективнее уничтожить человека. Да, теперь наука имеет эти сведения. Они были добыты в нацистских концлагерях.

Мы храним память тех ужасных дней в нашей истории, в нашем сердце. После войны по всей стране были установлены сотни памятников узникам концлагерей, и они устанавливаются до сих пор.

На единственном в мире памятнике детям-донорам в Макеевке  написаны слова бывшей узницы Освенцима, макеевчанки Ларисы Симоновой:

Земля, дай разум всем живущим людям. Дай силу тем, кто сможет защитить.

Добра тому, кто добр со слабым будет.

Дай память всем, чтобы о прошлом не забыть!

На юге нашей страны есть еще мемориал, напоминающий нам о действиях нацистов во время Великой Отечественной войны против нашего народа. Ребята, кто-нибудь знает мемориал жертвам фашизма под Симферополем?

Крым тоже был оккупирован нацистами. С осени 1941 и до весны 1944 года. Это было страшное время для всех жителей полуострова.

По последним данным, за два с половиной года оккупации полуострова нацисты расстреляли 72000 мирных жителей, включая женщин и детей. И 19000 военнопленных. Одним из самых страшных мест, унесшим пятнадцать тысяч жизней наших соотечественников, был лагерь смерти «Красный», под Симферополем.

По разным оценкам, в лагере могло разместиться до 2 000 узников. Многие из них умирали от истощения, непосильного труда, болезней. Гитлеровцы запрягали пленных в телеги и заставляли катать себя по городу. Возили на них землю и камни. Узники сами рыли шахты, куда потом фашисты сбрасывали трупы расстрелянных людей. Порой заключенных сжигали живьем.

8 мая 2015 года, накануне 70-летия Победы, на месте концлагеря был торжественно открыт мемориал. Его ежегодно посещают тысячи студентов, школьников, артековцев.

Это «Красный» — самый крупный в Крыму концлагерь. До его освобождения Красной Армией в 1944 году, в лагере было замучено около 15 тысяч человек военнопленных, мирных жителей и членов их семей. Лагерь был окружен двойным кольцом колючей проволоки, его узники содержались в бараках, томились голодом и холодом.

Все несправедливости когда-нибудь заканчиваются, виновные несут наказание. Так и произошло с нацистской Германией и ее пособниками. Нацистских преступников судили за их злодеяния, за геноцид советского народа.

События Второй мировой и борьбы с фашизмом до сих пор являются актуальной политической повесткой.

Скоро мы будем отмечать День Победы, победы в одной из самых страшных войн в истории человечества. Согласно статье I Международной Конвенции 1968 года, срок давности не применяется к военным преступлениям и преступлениям против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время.

Преступления нацизма не имеют срока давности, как юридически, так и практически. Поэтому столь символично и название нашего общенародного проекта по сохранению исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны — «Без срока давности».

Для Дня единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны разработан хэштэг - #безсрокадавности. Используя его, мы можем узнать больше о том, что делают другие и показать всем, что делаем мы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока : Плоды субтропические и тропические :ассортимент , показатели качества , дефекты, условия и сроки хранения.

Презентация очеь интересная ,познавательная ,содержит много картинок с изображенияями субтропических и тропических плодов....

Программа по физической культуре для специальности парикмахерское искусство ,срок обучения 2г 10 мес.

Программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессии среднего профессионального образования, входящей в сос...

Программа по направлению работы с родителями «Семья и школа» Возраст детей 7-16 лет Срок реализации программы - 3 года

   Программа «Семья и школа» разработана для родителей (законных представителей), прародителей, опекунов и приемных родителей подготовительных и начальных классов и реализуется на баз...

«Лес и человек»(дополнительная образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста срок реализации 5 лет срок обучения 5 лет)

1.1 Актуальность программыВоспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.         В условия...

Без срока давности

Министерская присылка. Хорошая презентация для класссного часа накануне Дня Победы....

"БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ"

laquo;Без срока  давности»      Геноцид советских граждан со  стороны нацистов и их  пособников в годы Великой  Отечественной войны Геноцид &nd...