Воспитательный час: "Еще раз о вежливости"
классный час

Курячая Ольга Александровна

Воспитательный час, который помагает обучающимся понять, зачем человеку быть вежливым

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshche_raz_o_vezhlivosti.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»

Воспитательный час на тему:

«Еще раз о вежливости»

Классный руководитель:                                          Курячая О.А.

Луганск 2023-01-25

Воспитательный час «Еще раз о вежливости»

Цель: усвоение обучающимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди- быть вежливыми.

Задачи: воспитывать вежливое отношение к окружающим людям; научить правильно, употреблять слова вежливости; научить различать вежливое поведение и вежливую речь; научить вежливо приветствовать, прощаться, выражать просьбу;

Формы, методы: слово преподавателя, беседа, групповая и индивидуальная работа

Оформление:

1. Мультимедийная презентация;

2.   Плакаты с высказываниями.

Ход классного часа:

  1. Организационный момент:
  2. Вводная часть:

Преподаватель: Здравствуйте ребята! Я очень рада, что именно в этот час я вместе с вами.

  1. Основная часть:

“Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”. Сервантес 

“Вежливость порождает вежливость”. 

Э.Роттердамский.

“Не делай другому того, чего не желаешь себе”.

Все эти фразы взяты неслучайно, т.к. речь сегодня будет идти о том, что такое вежливость, кого мы считаем вежливым человеком.

В начале урока мы с вами поздоровались. Сказали друг другу – «здравствуйте!». А кто из вас знает, что оно означает? (ответы детей)

В этом слове приветствия заключен большой и важный смысл, оно означает: "Я вас вижу, вы мне приятны, я вас уважаю и желаю здоровья, добра".

     Когда человек здоровается с другим, он тем самым проявляет уважительное,  доброе отношение к окружающим, показывает уровень своей воспитанности.

         Тема доброго отношения друг к другу, тема вежливости, воспитанности  и будет основной темой нашей сегодняшней встречи. Мы посмотрим, кто из вас знает, помнит и умеет применять в жизни правила вежливого поведения.

         Преподаватель: А как вы думаете, можно ли нам научиться вежливости? Предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет.

 (Ералаш «Давайте говорить друг другу комплименты»)

Преподаватель: Как вы считаете, нужна ли такая вежливость?

Что, по вашему мнению, что называется вежливостью?

Все ваши ответы правильные, но есть более точное понятие: вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения.

Преподаватель: Ребята, какие приветствия знаете вы? (ответы детей)

- Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима, приклонялись на колени перед вышестоящими обнажали свои головы;

- Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы;

- Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе;

- Военные отдают друг другу воинское приветствие.

Преподаватель: А что  всё это объединяет? Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

  А сейчас, давайте все вместе отгадать загадки

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь: «добрый …. день»!

Друг другу на прощание

Мы скажем …  «до свидания».

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое … «здравствуй».

Когда виноваты, сказать спешите:

«Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

Друга не стоит в обиде винить,

Лучше скорее его ….извинить.

До чего ж оно красиво,

Слово доброе …«спасибо».

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не … перебивай

Ни один человек в своей жизни не избежал напоминаний или указаний о том, что надо уметь для того, чтобы хорошо себя вести. Это говорят родители дома, учителя в школе, взрослые на улице…

И, как правило, эти замечания делаются за то, что вовремя не сказал "здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста" или "извините".

Выходит, что если вовремя научиться вставлять эти 3-4 "волшебных слова", то, действительно, человек умеет себя вести. Но тогда откуда в нашей жизни столько проблем, недоразумений, конфликтов, почему люди не всегда понимают друг друга?  А всё просто,   нужно начинать с себя: с воспитания в самом себе вежливости, приветливости, умения сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить настроение другим, быть всегда ровным в обращении с окружающими людьми.

Проведем небольшое тестирование, выясним, вежливый  ли вы человек?

1.    Выходя из дома, вы:

а)  так хлопаете дверью, что огромная люстра в зале начинает раскачиваться, а случайный прохожий вздрагивает и чуть не падает с ног.  (5 баллов)

б)  придерживаете дверь, чтобы она не хлопнула. (1 балл)

2.    В узком переходе, в котором невозможно разойтись двоим, вы сталкиваетесь с прохожим, идущим навстречу. Ваши действия:

а) делаете шаг в сторону и пропускаете его. (2 балла)

б) замираете на месте  и тоном, не терпящим возражений, приказываете себе: « Ни шагу в сторону!» ( 4 балла)

3.    В толпе, спешащей по своим делам, случайно наступил вам на пятку прохожий, идущий сзади. Вы:

а) оборачиваетесь, улыбаетесь и произносите: « Ничего страшного. Мне не больно!» ( 2 балла)

б) немедленно обрушиваете на обидчика поток слов и выражений, среди которых самым безобидным является « медведь неуклюжий»  (4 балла)

4.    Когда ты встретишь мальчика, который обижает девочку, ты:

а) толкнёшь его, тоже обидишь; (3 балла)

б) объяснишь ему, растолкуешь словом, поговоришь с ним (2 балла)

в) пройдёшь мимо (4 балла)

5.    Старушка попросила перевести её через дорогу. Вы:

а) скажете, что вам некогда, что спешите на спортивную секцию или кружок. ( 5 баллов)

б) возьмёте её под руку и переведёте через дорогу, соблюдая все правила дорожного движения. ( 1 балл)

Подведение итогов теста:

Менее 10 баллов: Вы на верном пути. Вы вежливый человек.

От 10 баллов- до 20 баллов. У вас возникают проблемы в общении с другими людьми. Но у вас есть возможность исправить это!

Более 20 баллов: Увы! Вас приняли за разбойника!

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих.

Давайте поиграем в речевой этикет. (Каждому раздаются карточки)

        Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила вежливости, правила этикета.

Сейчас я хочу предложить вам обсудить, как поступите вы в следующих ситуациях (раздаю карточки)

Вот, например, тебя пригласили в гости, как следует вести себя?

Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто еще на лестнице. Не входи в комнату, не постучавшись. Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдет много времени, и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным слегка поклониться и сказать: «Здравствуйте». Не садись, пока не сядут старшие. Если в комнату вошла девочка,  уступи ей свое место, а себе принеси другой стул.

1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

2. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

3. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

Молодцы!

А сейчас викторина для всех – “Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. Ходить в театр в спортивном костюме?

4. Случайно задев кого-либо, наступить на ногу, … вежливо извиниться.

6. Уходя с урока, крикнуть учителю: «Пока!»

А закончить наш урок я хотела бы пожеланием  всем ребятам: будьте вежливы, чаще улыбайтесь, приносите добро людям, будьте красивы душой,

Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все: и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, любите жизнь – и только тогда вы почувствуете себя счастливыми! Дорожите счастьем, дорожите!

Помните:  Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.  Спасибо, ребята за поддержку, я рада нашему знакомству. И в память о нашей встрече я дарю вам вот эти памятки.    

ПАМЯТКА

 1.Надо вежливо обращаться к другим людям.

 2.Правильно вести себя в чужом доме.

 3.Быть гостеприимным хозяином.

 4.Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

 5.Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

 6.Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.

 7.Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

 8.От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.

 9.Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

 10.В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.

 11.Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рыцарский турнир вежливости

Данный классный час направлен на формирование у обучающихся  общепринятых норм и правил поведения в различных жизненных ситуациях: в обществе, семье, быту, учебе и межличностных отношениях....

Да здравствует вежливость и добрата

Закрепить умение употреблять в речи вежливые слова в различных ситуациях, способствовать воспитанию толерантности....

Вежливость

презентация, о вежливости и ее приемуществах!!!...

Внеклассное мероприятие "Вежливый ли вы человек"

Данное мероприятие способствовует воспитанию вежливого отношения друг к другу и взрослым, развивыает умение общаться в коллективе....

Правила водительской вежливости

правила водительской вежливости...

Картотека "Стишки для воспитания вежливости".

Данная картотека содержит короткие стишки, обучающие детей правилам вежливости....