Педагогические технологии организации досуга детей
учебно-методический материал

Арина Александровна Исак

Данный материал содержит в себе полезную информацию для студентов специальности "Педагог дополнительного образования" и "Социокультурная деятельность", а также педагогов-организаторов.

Содержание материала:

  1. Методика подготовки, организации и проведения массовых форм досуга.
  2. Сценарно-режиссерские основы мероприятия.
  3. Статичные формы представления.
  4. Созидание-гуляние как особый тип форм работы.
  5. Формы культурно-досуговой работы типа «путешествие».
  6. Основные направления и принципы культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками.
  7. Организация отдыха детей и подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_organizatsii_dosuga_detey.docx53.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методика подготовки, организации и проведения массовых форм досуга

Методика подготовки, организации и проведения массовых форм досуга.

Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм досуговой деятельности определяет уровень технических организаторских способностей специалистов культурно-досуговых учреждений, позволяет проверить правильность технологического процесса, так как массовые формы являются самыми трудоемкими и сложными в организации и проведении.  Методика подготовки и проведения массовых форм досуга включает в себя систему знаний: о формировании содержательной насыщенности мероприятия, о характере, специфике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения.  Здесь можно выделить 2 критерия: содержание и художественность (драматургическая организация материала).

В каждой массовой форме имеются 4 основных компонента методики:

  1. содержание;
  2. композиция;
  3. набор средств художественного воздействия;
  4. аудитория, и ее расположение в пространстве.

Массовые формы - театрализованные праздники, зрелища, представления, обряды, торжественные реквиемы, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы, конкурсы, праздник улиц, городов, районов, фестивали, гала-концерты. Они многофункциональны, носят комплексный характер, могут видоизменяться, обретать новое звучание, оттенки, определяемые происходящими переменами в общественной психологии, которое оказывает непосредственное влияние на их подготовку и проведение.

Подготовительная организационно-методическая работа включает:

  1. определение формы будущей массовой КДП (культурно-досуговой программы) с ориентацией на определенную аудиторию;
  2. специфику режиссуры;
  3. написание режиссерского сценария;
  4. уточнение и утверждение программы на художественном совете;
  5. распределение функций каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации подготовки и проведения программы;
  6. составление сметы расходов, которая контролируется членами совета культурно-досуговых учреждений.

Успех программы во многом зависит от того, насколько точно учитываются социально-психологические механизмы работы с людьми, эмоциональный настрой ее организаторов.

Важную роль в методике подготовки и проведения программы играет группа технического и экономического обеспечения, которая осуществляет звуковое    и    световое оформление, транспортное обеспечение; группа материального и хозяйственного обеспечения, которая организует питание, торговое обслуживание; группа, обеспечивающая охрану порядка и медицинское обслуживание.  

Условия эффективной подготовки проведения массового досуга:

  1. четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;
  2. анализ вида, типа и жанра массовой формы;
  3. создание организационно – педагогических условий для осуществления сценарии и режиссёрского замыслов программы:
  4. органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный коммуникативный процесс;
  5. выбор рациональных методов организации аудитории, для которых он проводится, обеспечение максимальной активности зрителя.

Каждая массовая форма (культурно–досуговая программа) имеет свою специфику. Среди них наиболее ответственны по подготовке, сложны по своей структуре театрализованные праздники и обряды, т. к. участие в них поможет удовлетворять различные общественные материальные и духовные потребности, побуждающие к деятельности. При этом специалистам надо знать   историю возникновения и развития праздников, их специфические черты, присущие им в современном обществе. Содержательную основу, подготовку и проведение составляет событие, которому он посвящен.

Раскрыть значимость события, донести его до зрителей - цель, стоящая перед специалистами.

Среди массовых форм наиболее популярными и действенными остаются тематические вечера, которые классифицируются по признакам:

  1. по содержанию;
  2. по драматургической композиции материала (митинг, вечер дружбы, вечер отдыха).

Плохо проведенные тематические вечера создают отрицательные эмоции, чувства неудовлетворенности, недовольство. Отсюда следует вывод, что не следует гнаться за количеством проводимых мероприятий, а в первую очередь добиваться их качества, глубокого эмоционального воздействия; не только сопереживания, но и деятельного сотворчества (зритель становится участником: поет, танцует, играет).

Основы культурно-досуговой деятельности

Сценарно-режиссерские основы мероприятия.

Драматургия культурно-досуговой программы включает в себя следующие обязательные элементы: цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников; характеристику соответствующего методического принципа (или принципов); логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор условий ее эффективной реализации.

Тогда в структурном отношении каждый сценарий культурно- досуговых программ может соответствовать требованиям ценностно- ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждении культуры.

И здесь обязательными компонентами драматургии являются количественные и качественные показатели, которые обладают следующими характеристиками:

  1. актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных задач, стоящих перед обществом;
  2. преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так в педагогическом и художественном аспектах;
  3. жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.

Драматургию культурно-досуговой программы можно рассматривать как уникальный организм, как галерею живых лиц. А сценарное мастерство характеризуется наличием у специалиста художественного мышления как основы сценарной деятельности. Специфика драматургии определяется художественно-выразительными средствами культурно-досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно-композиционным построением и сценическим воплощением программы.

Замысел представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения. Сценарист культурно-досуговой программы в процессе работы над замыслом посредством художественных образов, типичных обстоятельств воспроизводит доступными ему средствами реальную жизнь в своем воображении и фантазии, воплощая ее в новую сценическую форму, которая, в свою очередь, через материализованную авторскую мысль воздействует на восприятие зрителей и уже опосредованно влияет на реальный мир.

В основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение, те явления и связи, которые он считает наиболее важными и характерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которые они вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции.

Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.

Следующая важная конструктивная деталь замысла - содержание и форма. Идейно-тематический план цепко держит фантазию и воображение автора, направляя творческий поиск содержательного материала по заданному маршруту. Просмотр концертных номеров художественной самодеятельности или профессиональных артистов, увиденный спектакль, танцевальная сюита, услышанная музыка, прочитанная книга - все оказывает влияние на отбор содержания. Авторская мысль ищет наиболее выразительные жанры литературы и искусства, документальные материалы, способные адекватно отразить идейно-тематическую направленность будущей программы.

Многообразие форм культурно-досуговых программ: театрализованные представления, праздники, гала-концерты и просто разнообразные концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы, ток-шоу и т.п., диктует и свои законы в выборе соответствующего драматургического решения. Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы - поэзии, прозы, публицистики, документальных материалов, инструментальной музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга. Тогда как гала-концерт раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющимися основными конструктивными составляющими, несущими основной смысл концерта. Активно развивающиеся формы авторских программ развлекательных ток-шоу, к примеру, таких как телевизионные программы "Угадай мелодию", "Я сама", предполагают  каркасную разработку формы, рассчитанной на конкретного ведущего - автора программы, а строгая периодичность выпуска формирует свою аудиторию и позволяет системно воздействовать на развитие культурных интересов зрителей. Замысел программы требует однажды выбранную форму использовать наиболее полно уже не через поиск выразительных средств или обновление самой формы, а через поиск неординарного содержания, участников - героев программы, разработку "острых" вопросов, умелого и убедительного комментария к ним. Личность ведущего, способная импровизировать, становится важным условием успеха, создавая неповторимый имидж подобных программ.

Свойственные различным формам культурно-досуговых программ яркая образность, зрелищность стимулируют эмоции, эстетические переживания, способствуют возникновению коллективных эмоций, организуют общение зрителей между собой и участниками программы. Организация общения людей разных по возрасту, образованию, интересам является важным инструментом воспитательного воздействия на аудиторию.

Решая задачу вовлечения зрителей в процесс общения, сценарист уже на этапе работы над замыслом внутренним взором видит реакцию зрителей на программу в целом и отдельные ее эпизоды или номера и программирует реакцию зрителей. Путем использования специальных приемов, активизирующих участие зрителей в программе, автор моделирует дальнейшее развитие действия в сценарии.

А если в структуру сценария по замыслу вошли комплексы разнообразных культурно-досуговых программ: шествие, театрализованное представление, встречи, ярмарки, игрища, кинопоказы, конкурсные состязания, то все их многообразие предполагает точный расчет, прогнозирование активной деятельности зрителей. Сценарист уже на уровне замысла ставит зрителей в условия активной духовной деятельности, максимального самовыражения, расширения границ и возможностей для общения.

Замысел сценария культурно-досуговой программы требует закрепления в каких-то устойчивых материальных средствах - звуках, пластике, человеческой речи. И пока содержание художественно-творческого процесса не закрепится в соответствующей материальной форме - сценарии, - замысел будет существовать лишь в воображении автора. “Сценаристу всегда нужно помнить, что каждая фраза, написанная им, в конце концов должна быть выражена пластически в каких-то видимых формах на экране, и, следовательно, важны не те слова, которые он пишет, а те внешние выражения, пластические образы, которые он этими словами описывает. Нужно выразить свою мысль зрительным образом”.

Сценарий культурно-досуговой программы не всегда легко можно записать. Часто режиссерский замысел, фантазия опережают возможности литературной записи, поэтому уточнение, изменение, шлифовка сценария происходят на всем протяжении работы над программой - от замысла до воплощения на сцене. Но, порой, и прекрасно сделанная программа теряет свою неповторимость, снижает впечатление при неумелой записи ее на листе бумаги.

В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различные уровни сценарной записи. Среди них можно выделить: сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристикой аудитории; либретто - более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального  произведения; литературный сценарий - подробная литературная  разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб; режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы:

  1. Отклик на "социальный заказ" общества, сбор и поиск материала.
  2. План творческой деятельности. Определение тематической основы будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач.
  3. Кристаллизация плана, обрастание содержательным материалом, поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа с ними и над документами.
  4. Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала.
  5. Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности.
  6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.
  7. Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла.

Классификация традиционных форм досуговой работы

Статичные формы представления.

К ним относятся: линейка, митинг, КВН, концерт, спектакль, лекция, фронтальная беседа, диспут, дискуссия, просмотр кино-, видео-, телефильма.

Все эти формы объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. Среди основных методов, определяющих конструкцию данных форм, - «демонстрация», «ритуал» и «диалог» (беседа).

М.М.  Громыко  называет  несколько  имеющих  дохристианское происхождение ритуалов-молитв, являющихся важной формой организации жизнедеятельности  крестьянского  мира:  «празднование  на  зеленях»  - молебен,  который  служили  при  появлении  первых  всходов,  «массовые богослужения перед посевом, при первом выгоне скота, во время летней засухи, градобития, пожаров, падежа скота». Одной из важнейших форм жизнедеятельности крестьянской общины, по мнению автора монографии, была мирская сходка. На мирских сходках крестьяне обсуждали важнейшие вопросы своей жизни: распределение и перераспределение наделов между собой, разбирали конфликты, в том числе и внутрисемейные, организации общественных работ (рытье каналов для осушения полей и лугов, строительство мостов, дорог, огораживание полей), сроки и приёмы некоторых хозяйственных работ и совместных дел (сенокос, выпас, рыбная ловля и другое), принимали решения о строительстве школ,  библиотек  и церквей.  

«Разумеется, - пишет М.М. Громыко, - решение этих вопросов на мирских сходках происходило не всегда гладко, много спорили, шумели».

В своих рассуждениях мы далеки от того, чтобы ограничивать историю возникновения «статических» форм воспитательной работы. Так, к примеру, кроме ритуала молитвы и схода базовыми формами жизнедеятельности могут быть названы «встречи-сборища» В подтверждение приведём отрывок из книги «Мир русской деревни».  «...Повсеместно были распространены встречи крестьян среднего и старшего возраста, собиравшихся для бесед о текущих хозяйственных делах, новостях. Сборища возникали стихийно или по приглашению, хозяина какой-либо избы, а иногда в постоянном месте, куда было принято ходить в определенные часы.  На таких беседах увязывались сроки сельскохозяйственных работ, шел обмен опытом, вырабатывалось общее мнение о политических, социальных местных новостях, возникали разговоры про старину...  Серьезное обсуждение прерывалось остротами, поговорками: здесь же звучало множество быличек, сказок, воспоминаний...».

Характерной чертой представлений, как уже говорилось, является ярко выраженный центр внимания. Остановимся на происхождении этого явления.

В работе Т.А. Пигиловой «Русский дом» указывается на сакральное значение стола в жилище русского крестьянина. «Стол – это жертвенник, - пишет она. -  Приготовление и поедание пищи - жертва, и люди сначала благодарили творца за то, что они имели, потом уж только принимали пищу. Это ритуал. За столом решались многие проблемы. И сейчас, когда в дом приходят люди с важным, нужным разговором, сначала сажают их за стол, угощают чаем, а затем решают проблемы...»

Дадим краткую характеристику формам, возникшим из деревенского схода и молитвы, сборища-встречи.

1.  Линейка (торжественная церемония) ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке.

Функции субъектов взаимодействия:

  • ведущий линейки (находится в центре внимания);
  • выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);
  • зрители;
  • исполнители ритуальных действий.

Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации.  Важным представляется замечание С.П. Афанасьева о том, что происхождение линейки связано с построением войск. «В древних армиях перед сражением и после них было принято выстраивать войска и обращаться к ним с призывным или благодарственным словом, так и в древней школе (где обучались практически только мальчики – будущие воины) учеников время от времени выводили на общее построение для поздравлений, для молитв и экзекуций». До сих пор в армии сохранились такие формы, как утренний осмотр, утренний развод, развод наряда для несения службы, представляющие собой общие построения. В работе «Первый звонок» С.П. Афанасьев подчеркивает первостепенную роль ритуалов при проведении линейки.  Он  напоминает десять  достаточно  известных  ритуалов  (подъем  государственного  флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов, перекличка, награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов) и более десятка новых  (вручение  верительных  грамот,  символов,  амулетов,  ритуал «обращения  к  Повелителю  Пятерок»,  ритуал  «изгнания  двоек»,  ритуал «втирания бальзама усердия» и другие).

Большой опыт использования ритуалов был накоплен в пионерской, комсомольской организациях. Основные условия его проведения: ритуал должен обязательно быть в центре внимания или доступным для наблюдения всеми участниками. Весьма показателен ритуал выноса знамени. Как правило, он предусматривает движение ритуальной группы по всему периметру строя и остановку в центре. Здесь могли происходить передача знамени, смена почетного караула и т.п. Затем, после окончания церемонии, ритуальная группа уже могла не обходить строй, чтобы избежать, однообразия.  

2. Спектакль - представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.  Как справедливо указал С.П. Афанасьев, уже много столетий, существует такая форма, как «рождественский спектакль»: «в стародавние года на Рождество актеры-профессионалы и актеры-любители играли сцены из жизни Христа». Разновидностями спектакля являются устный журнал (газета), выступление агитбригады, т.е.  демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме.  Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка.

3.  Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами. Другими словами, концерт – это представление, предполагающее демонстрацию выступающими зрителям художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.).  

Несмотря на широкую известность концерта как формы воспитательной работы, позволим себе обратить внимание на такую деталь, как ритм совместного действия. Если в спектакле он диктуется замыслом автора пьесы, то сложность концерта как раз и состоит в том, чтобы разные номера выстроить в последовательные части: завязка, развитие, кульминация, развязка и финал. Устроители шоу-программ часто используют для их завершения финальную песню, которую поют все участники по строчке или куплету.

4. Просмотр кино-, видео, телефильма, спектакля - представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.  В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия – зритель и организатор просмотра. Мы различили просмотр концерта (спектакля, фильма и т.п.), подготовленного кем-либо, и спектакль (концерт), где выступают сами воспитанники.  Основанием для такого разделения являются признаки формы воспитательной работы. Также, по нашему мнению, необходимо отличать от концерта и спектакля такую форму совместной    организации деятельности, какой является подготовка к представлению.

5. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) – представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. В российской деревне, по свидетельству источников, использованных М.М.  Громыко, соревнование происходило в конной езде, кулачном бою, различных играх с мячом и т.п.

Разновидности: конкурсная программа на сцене или спортивные игры на площадке. Эта форма является достаточно популярной. Вспомнить хотя бы КВН, рыцарский турнир (демонстративное соревнование в искусстве владения игровым оружием, соревнование фехтовальщиков, проходящее в антураже средневекового турнира благородных рыцарей), познавательно-интеллектуальную игру, спортивные командные игры.   Спортивные игры могут быть как традиционными, так и шутливыми – «Дворницкие баталии», «Велородео», «Ботлбол».  

6. Лекция (публичное выступление) представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Анализируя правила устного выступления, И.М. Юсупов называет принципы, лежащие в основе речевого воздействия на сознание: доступность информации, аргументированность доводов, интенсивность, ассоциативность, наглядность, экспрессивность, ясность выражений.

7. Фронтальная беседа –    специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) («Встреча с интересным человеком», «Орлятский огонек»).   Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок добра», «Урок фантазии» и т.п.), имитирующий школьное занятие.  Ведущий    приобретает роль учителя, остальные участники - учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока.

8.  Митинг – собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.  Торжественное собрание, описанное С.П. Афанасьевым, по сути своей близко к митингу, отличаясь от последнего характером действия и тем, что оно проводится, как правило, в зрительном зале.

9. Диспут - специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

10. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения.  М.В. Кларин предлагает различать следующие разновидности дискуссии: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание».   Общеизвестно, что эффективность дискуссии зависит от соблюдения участниками определенных правил. Вот что пишет о правилах поведения на деревенской ходке М.М. Громыко: «Словесные оскорбления, произнесённые на сходке, считались позорящими. Оскорбленный должен был непременно искать удовлетворения, иначе все будут над ним смеяться.  Он требовал доказательств.  Если оскорбитель представлял удовлетворяющие сход доказательства, оскорбленный не имел права мстить.  При попытке наброситься на оскорбителя его останавливали.  Если же доказательства признавались тёмными, т.е.  не убеждали сходку, то оскорбленный имел право бить клеветника на людях – никто за него не заступался. Драки на сходках были запрещены обычаем.  Крестьянское общественное мнение считало уместным драку на базаре или в кабаке».  

11. Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Достаточно популярной является такая разновидность этой формы, как «Защита фантастических проектов». Функции участников взаимодействия: ведущий зритель- коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует такая форма, как подготовка к представлению – придумывание, разработка и оформление проекта.

Созидание-гуляние как особый тип форм работы.

Второй тип досуговой воспитательной работы с   коллективом назвали статистически-динамическим, или «созидание-гуляние». Такое двойное название связано с этнокультурным аналогом форм коллективной (соборной) жизнедеятельности русской общины - совместный труд в помощь соседям: «помочи» и совместное гуляние после «сделанного дела».  

Вышеназванные явления в результате исторической трансформации дали следующие формы воспитательной работы с детским объединением: ярмарка (народное гуляние), субботник (трудовая акция), изготовление выставки, газеты, подготовка к представлению, представление в кругу ситуационно-ролевая игра, вечер общения в импровизированном кафе, продуктивная игра.  

Характерной чертой форм этого типа является то, что они не предусматривают одного центра внимания.

Центры внимания разбросаны по площадке, что позволяет каждому участнику выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы.

1.  Ярмарка (народное гуляние) - развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.  

Исходя из определенного нами признака формы, обозначим черты (процедуры, акты и ситуации), Присущие ярмарке-гулянию. Во-первых, это свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки - аттракционы.  За участие в аттракционах выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкусное или полезное. Этим обычно обеспечивается вовлечение в аттракционы.  Существует возможность развернуть целую экономическую игру. Известны случаи, когда в самом начале и финале ярмарки жетоны обменивались на настоящие деньги.  

Во-вторых, следует определить специфику аттракциона как специфического конкурса, не требующего особых умений, длительного времени на выполнение задания.

В-третьих, ярмарка обычно начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов.

В-четвертых, финал ярмарки может проходить в виде аукциона-распродажи, где участники смогут использовать оставшиеся у них жетоны, приобретая памятные призы и сувениры.

Алгоритм проведения ярмарки включает в себя:

  • общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием;
  • свободное движение участников по пространству;
  • свободный выбор аттракциона и участие в нем;
  • финальный сбор, с аукционом или без него.

2.  Представление в круге – ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т.п.), предполагающее перемещение участников по кругу. Представление в круге происходит, по нашему мнению, из хоровода. Вот несколько выдержек из книги М.М. Громыко, подтверждающих это: «В самый день праздника молодежь...  шла в лес «завивать венки»; на лесной поляне собирались парни и девушки из нескольких соседних деревень: водили хороводы, играли в игры («горелки», «столбики») ...празднование на лесной поляне включало элементы: костер, приготовление определенного набора блюд, завивание венков...» Большое оживление в Троицкий хоровод вносил обычай исполнения роли березки  одною  из  девушек.  Сначала готовили настоящее деревце: срубали березку с двумя вершинами, свивали их венком и на образовавшуюся «голову» надевали кокошник или платок. Две ветки отводили в качестве рук и надевали кофту, юбку, фартук. Наряд завершался лентами, бусами и полевыми цветами. Под юбку наряженной березки подбегала девочка 10-12 лет «пошустрее», с репутацией хорошей плясуньи».

3. Танцевальная программа (дискотека) – специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Существует разновидность танцевальной программы с элементами соревнования – так называемый «Стартинейджер».

4.  Вечер общения в импровизационном кафе – специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье.

Разновидности данной формы: «вечеринка», «посиделки», «салон», «клуб», «прием», «ассамблея». Данная форма предполагает такие атрибуты кафе, как столики, приглушенное освещение, угощение и т.д. Возможны «посиделки и без угощения» - «Алфавитные концовки», «Блокнот интерпретатора».

Очевидно, что прообразом вечера общения в импровизированном кафе являются братчина и молодежные посиделки. Вот, что пишет М.М. Громыко: «Возрастной состав посиделок различается в зависимости от местной традиции.  Нижняя его граница определялась наличием или отсутствием самостоятельных посиделок подростков.  В самой общей форме можно сказать, что он совпадал с составом хоровода: определенный возрастной рубеж, признаваемый в этом районе, как достаточный для приобретения качеств жениха или невесты, открывал для юного крестьянина и двери посиделок...».  

5. Субботник (трудовая акция) – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.  Только «субботник» не является научным, только он результат культурно-исторического процесса, поэтому его используют вполне, на наш взгляд, допустимо. О себе субботник может предполагать и, однако, возможно превратить уборку территории, закрепленной за коллективом младших школьников, в секретную миссию по задержанию диверсантов – фантиков.  Интересным представляется описанное С.П. Афанасьевым и С.В. Коморин отрядное дело «Бунт», сочетающее в себе митинг и трудовую акцию.

6.  Подготовка выставки (газеты, книги, летописи и т.д.)  – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо. В процессе взаимодействия функции участников рельефно выражены, так как в основе данной формы лежит предметно-практическая деятельность. При изготовлении выставки необходимы те, кто организует совместное и индивидуальное творчество, и те, кто непосредственно выполняет задания. С точки зрения организации пространства и времени видно, что эта форма является дискретной.  В воспитательных целях изготовление выставки, газеты, летописи и т.д.  может использоваться для приобретения детьми опыта деятельности, формирование эмоционально-ценностных отношений, а также для отдыха.

7.  Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п.  Возможно выделение каждого этапа, как отдельной формы работы: придумывание (разновидности: «мозговой штурм», «принудительное ассоциирование», «классификация» и т.п.), реализация замысла (репетиция). Как правило, данная форма рассматривается как первая часть представления.

8.    Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.  В наших работах представлены разновидности ситуационно-ролевой игры: малая игра (МИГ), большая ролевая игра (БРИГ), игра-эпопея. Как показывает наш опыт практического использования  и  эмпирического  изучения  ситуационно-ролевой  игры, последняя  характеризуется  тем,  что,  во-первых,  участники деятельности выполняют функции игроков (в малой игре их от 13 до 20, оптимально - 15, в большой игре -  от 30 до 300 и более, в игре  -  эпопее -  от 100 до 700), организаторов, чаще называемых «мастерами игры», функция зрителей для данной формы не предусмотрена. С помощью ситуационно-ролевой игры можно развивать коммуникативные способности, способствовать самопознанию и самоопределению участников как субъектов взаимодействия, стимулировать интерес к познавательной деятельности в таких сферах, как история, литература, культурология и др. Время, оптимальное для проведения малой ситуационно-ролевой игры (игрового ролевого взаимодействия), - от одного часа до двух, для большой - от 12 часов до 3 суток, игры- эпопеи одна-две недели. Классический вариант проведения данной формы предполагает ознакомление участников с правилами игры, общей легендой и индивидуальными вводными, непосредственно само игровое ролевое взаимодействие, обмен впечатлениями после игры. Наша собственная опытно - экспериментальная работа свидетельствует, что эффективность использования ситуационно-ролевой игры обеспечивается следующим алгоритмом: авансирование, информирование, опробование, индивидуальное ориентирование, инструментирование, игровое ролевое взаимодействие, вербализация игровых ощущений, реконструирование (анализ), рефлексия, упражнение в коммуникации.

Весьма интересно происхождение ситуационно-ролевой игры как формы время препровождения: «(Взятие, снежного городка, увековеченное в известной картине В.И. Сурикова (по непосредственным наблюдениям художника), бытовало преимущественно на Урале и в Сибири. Эта сложная затея, включавшая в равной мере и элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и катание с ледяных гор, участием молодежи в строительстве специального сооружения. Одна партия занимала крепость.

Другая - шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота.

Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить отступить обратно... Потом победители шли торжественно по селению...»

9. Продуктивная (инновационная) игра совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов.  Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом черт:

  1. наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;
  2. разделение участников на небольшие (8-12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;
  3. прохождение  каждой  группой  всех  процедур  (разбор  задачи, диагностика  ситуации,  диагностика  и  постановка  проблем, определение  целей,  выработка  решений,  разработка  проекта, разработка программы его реализации) в ходе игры с обсуждением результатов  работы  группы  на  общей  дискуссии  после  каждой процедуры;
  4. наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.

Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам и общий сбор-финиш (подведение итогов). Поэтому продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму, как «Защита проектов».

Объединяет все формы статично-динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, процедуры (способы) движения могут быть жестко или не жестко заданы.

Формы культурно-досуговой работы типа «путешествие».

Третьим выступает такая разновидность, как «путешествие», или, в нашей интерпретации, динамико-статичный тип форм досуговой работы. К этому типу мы относим такие известные формы, как игра-путешествие, экскурсия, поход, парад (карнавальное шествие).

Остановимся более подробно на формах воспитательной работы, рожденных из путешествия.

1.  Игра – путешествие имеет и другие названия: «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Мы прибегли к определению С.П. Афанасьева, так как он кажется наиболее удачным. Назначение игры – путешествия вариативно: эта форма может использоваться для:

  • информирование воспитанников;
  • отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);
  • контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами-участницами;
  • формирования взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций;
  • организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще, игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

Рассмотрим набор актов, ситуаций и процедур взаимодействия, характеризующих игру-путешествие. Главное, что отличает игру-путешествие — это процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры-эстафеты.

Первая модификация - маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок.

Вторая - в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по определенной территории, и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок.

Третья модификация - порядок движения известен только проводнику. Возможны варианты по количеству участников в командах: от одного - двух человек до восьмидесяти. Особая процедура — это передвижение команд.  Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика).

Следующая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке.  Деятельность на площадке может быть организацией целенаправленного восприятия информации, выполнением задания, спонтанного реагирования на ситуацию. При определении порядка прохождения командой площадок важно помнить, что однотипные, задания и действия быстро утомляют участников.  Поэтому часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Вообще, организаторам игры-путешествия можно посоветовать разработать эмоциональную партитуру деятельности и строго («по нотам») разыграть ее в ходе игры-путешествия. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено и команде следует передвигаться далее по маршруту.

Третья процедура — это общий сбор участников игры-путешествия, который проводится дважды. Мы условно назвали процедуру первого сбора - «сбор-старт», а последнего - «сбор-финиш».  На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители.

Реализация игрой-эстафетой педагогической цели зависит и от того, как участники будут подготовлены к восприятию предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для школьников задач. Последействие должно создать условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных) и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участника игры-путешествия.

Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

  • подготовку участников к восприятию игры-путешествия;
  • сбор-старт;
  • движение команд по маршруту;
  • участие команд в организуемой на площадках деятельности;
  • сбор-финиш;
  • организация последействия.

2. Экскурсия - специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. А.Е. Сейненский предлагает понимать под экскурсией «форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и прочее».  Автор указывает, что «для успешного проведения экскурсии необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для учащихся». А.Е. Сейненский так определяет функции участников экскурсии: с одной стороны - организация наблюдений, консультирование, сообщение необходимых сведений, с другой самостоятельное наблюдение, ведение обычных и магнитофонных записей, фото и видеосъемки.

Как показывает анализ литературы, наиболее часто упоминаются авторами учебные, производственные и краеведческие экскурсии. Экскурсия может быть шутливо-ироничной.  Подобный вариант ее проведения («3акоулочная экскурсия») описан С.П.  Афанасьевым и С.В. Комориным.

З. Экспедиция - коллективное путешествие куда-либо, посещение каких-либо объектов с исследовательской целью. Родство экспедиции с экскурсией и походом, несомненно, мы бы даже позволили себе заметить, что экспедиция занимает среднее положение между этими двумя формами. В Российской педагогической энциклопедии экспедиция, кратко характеризуется в статье об экскурсии.  

4. Поход – дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).

Поход как форма воспитательной работы, по мнению Ю. Козлова и В. Ященко, обладает существенным педагогических потенциалом.  Ими называются следующие его составляющие. Во-первых, использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива. Совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе. Во-вторых, при определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников. И, в-третьих, в походе создаются благоприятные условия для формирования ценностного отношения к природе и историческому наследию той территории, по пространству которой происходит передвижение группы.

Характерной чертой всех форм воспитательной работы типа «путешествие» является оформление схемы маршрута. В игре-путешествии, как и в походе, схема движения обычно называется маршрутным листом.

Однако в первом случае маршрутный лист во многом – атрибут игры.

В походе маршрутный лист необходим, - указывают Ю. Козлов и В. Ященко, - как одно из средств обеспечения безопасного его проведения; как документ группы на маршруте, дающий, в частности, право льготного проезда на железнодорожном транспорте; как отчетный документ, который является основанием для оформления туристских значков и разрядов.

При проведении похода трудно переоценить значение безопасности жизни и здоровья участников путешествия.  Безопасность обеспечивается выполнением следующих условий:

  • соблюдение всеми участниками похода правил техники безопасности;
  • четкая и правильная организация питания;
  • грамотная организация движения группы;
  • укомплектованность группы необходимым снаряжением (в том числе и медицинской аптечкой) и одеждой, соответствующей сезону.

Большую роль в реализации воспитательных возможностей похода и обеспечении безопасности жизни и здоровья участников играет подготовительная работа. Являясь самостоятельной частью воспитывающей деятельности, она представляет собой совокупность ряда форм и методов.

Так, подготовительная работа, направленная на увеличение познавательного эффекта похода, может включать беседу, исследовательские задания, заочное путешествие (по карте предстоящего маршрута).  Накануне похода проводятся также инструктаж по технике безопасности, упражнения в выполнении участниками ряда предстоящих действий.

По итогам похода желательно провести беседу-обсуждение итогов похода, просмотр кино- (фото-) видеоматериалов, отснятых в ходе путешествия, оформить выставку, альбом и др.

5. Парад (карнавальное шествие) ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в настоящее время используется достаточно редко, хотя долгое время была непременным атрибутом празднования в школе 23 февраля. В лагерях старшеклассников Костромской области карнавальное шествие нередко предваряет собой праздничное гуляние (ярмарку). В этом случае каждое временное объединение изображает делегацию какой-либо экзотической страны. Наиболее выигрышно, хотя и несколько комично, выглядят группы, утрированно изображающие индийцев, шотландцев, японцев или китайцев, испанцев, швейцарцев или баварцев, аборигенов Аляски и т.п.

Дифференцированный подход в организации культурно- досуговых программ

Основные направления и принципы культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками.

Воспитание - процесс систематического и целенаправленного действия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности.

Основная цель педагогического процесса - развитие личности. Раскрыть индивидуальные дарования личности и сделать их социально плодотворными.

Воспитание — это также и социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется социальными институтами: семьей, школой, учреждениями культуры.

В культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками выделяют четыре основные направления:

  • познавательная деятельность;
  • воспитательная деятельность;
  • творческая деятельность;
  • реакционная деятельность.  

1. Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности.

Её цель - формирование отношения к познанию, науке, книге, учению.

Познавательная деятельность открывает ребёнку окно в мир знаний, мир удивительных открытий. В процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры детей. Необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной деятельности.  Можно использовать образы сказочных героев, которые приходят к детям (Мудрец, Волшебник, Сказочник, Незнайка, мудрая книга Энциклопедия и т. д.). Сказочные рисунки, соответствующая музыка, таинственные знаки и вещи — это особенно характерно в работе для младших школьников, которые в силу своего возраста эмоциональны, динамичны и чувствительны. На первых порах красочные элементы познавательных дел их привлекают больше, чем само содержание. А потом уже появляется вкус к познанию, к поиску познавательного материала.

Важным условием успешности познавательной деятельности можно назвать и включение каждого ребенка в её осуществление при разнообразии его ролей в этой работе. Ребёнок должен ощутить свою причастность к познавательным делам. И, если на первых порах он чаще выступает в роли слушателя, зрителя, исполнителя, то в дальнейшем он становится участником   планирования, обсуждения, организатором.

2. Воспитательная деятельность.

С момента возникновения    человеческого   общества начинается процесс воспитания.

Воспитание - управление процессом развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий.

Воспитание в широком смысле — овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными, нравственными и эстетическими отношениями.

Система воспитательной работы — это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Итоговая цель воспитания - стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности, как основа для дальнейшего её развития, помощь личности в жизненном самоуправлении.  Формирование базовой культуры личности включает культуру жизненного самоуправления, семейных отношений, культуру общения интеллектуальную, нравственную, художественную, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребёнка.

По существу, воспитывать — это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Особенности воспитательно деятельности в учреждениях культуры состоят в том, что дети более раскованы, свободны в выборе занятий, работа строится на добровольных началах и на интересе детей и подростков. Поэтому детский досуг должен быть занимательным, социально-значимым, духовно богатым.  В нем должно сочетаться воспитание с самовоспитанием, отдых с развлечением.  Следовательно, учреждения культуры должны:

  • содействовать развитию интеллектуальных способностей детей;
  • формировать моральный облик ребёнка;
  • развивать творческие способности личности через систему самодеятельного творчества детей и подростков (кружки и коллективы, студии художественной самодеятельности);
  • укреплять физическое здоровье (спортивные секции, соревнования);  
  • воспитывать патриота-гражданина.  

Направления работы учреждений культуры:

  • нравственное      воспитание   направлено на формирование нравственной культуры ребенка, на формирование таких качеств как совесть, правдивость, справедливость, вежливость, чуткость, развитие таких способностей как сострадание, любовь.  Достичь это можно через нравственное просвещение, создание воспитывающих ситуаций, большое влияние на формирование нравственного облика детей имеют фольклор, мифы, легенды, былины;
  • правовое воспитание осуществляется через разъяснение законов, правовых норм, а также организацию поведения детей и подростков. В этих целях можно использовать разнообразные формы работы детские утренники, беседы, конкурсы, игры, клубы «Подросток и закон» и др.;
  • эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.  Воспитание эстетического вкуса, приобщение к искусству возможно через массовые формы работы - праздники искусств, конкурсы, музыкальные игры, дни театра, дни музыки, книжные именины, вечера сказок и т.д. Значительное разнообразие в культурную жизнь ребёнка вносят художественные выставки, музыкальные и литературные салоны, театральные гостиные, фольклорные праздники, фестивали искусств. Эстетическое воспитание реализуется и через участие ребят в кружках, студиях, группах художественной самодеятельности;
  • экологическое воспитание подрастающего поколения очень актуально в современных условиях, это обусловлено грозящей нам экологической катастрофой и варварским отношением к окружающей среде самого человека. В учреждениях культуры экологическое воспитание может вестись по двум направлениям: экологическое просвещение и природоохранная деятельность. Формы работы самые разнообразные: циклы бесед, вечера-конкурсы, праздники, экскурсии, полевые игры, лесная аптека, аукционы книг о природе, ботанические и зоологические эстафеты. В рамках природоохранной деятельности хорошо себя зарекомендовали такие привлекательные формы как «Зеленый патруль», «Голубой патруль», клубы любителей природы и т. д.

Раскрывая каждое направление воспитательного процесса, можно руководствоваться следующей схемой: направление - цель - задачи - средства и методы - формы организации - ожидаемый результат.

3. Творческая деятельность.

Здесь необходимо подчеркнуть значение деятельного художественного творчества в жизни ребёнка.

Самодеятельное художественное творчество развивает различные творческие способности детей и подростков помогает познать мир изобразительного, музыкального, театрального, циркового искусства, мир народного фольклора.

Формы работы: групповые — это целая сеть кружков и объединений по различным жанрам, а также вечера поэзии, выставки творческих работ, концерты, конкурсы бальных танцев, конкурсы «Утренняя звезда», «Волшебный микрофон», проведение фестивалей искусств.

Рассмотрим работу крупного внешкольного учреждения.

Отдел технического творчества:

  • Компьютерный.
  • Планетарный.
  • Техническое моделирование.
  • Автомобильный.
  • Умелые руки.
  • Студия мультипликации.
  • Радиотехнический.
  • Фотошкола.
  • Судомодельный.
  • Авиамодельный.
  • Начальное моделирование.

Декоративно-прикладного творчества:

  • Макраме.
  • Художественная роспись.
  • Мягкая игрушка.
  • Юный парикмахер.
  • Лоскутная радуга.
  • Искусство делать цветы.
  • Народное творчество.
  • Умелые руки.
  • Плетение из бересты.  
  • Театральная кукла.

Музыкальный отдел:

Домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара, фортепиано, скрипка, саксофон и др.

Отдел художественного воспитания:

  • Театр-студия «Мистерия».
  • Театр-студия «Сказка».
  • Изостудия «Кройка и шитьё».
  • Танцевальная студия «Романтики» и др.

Занятия в кружках для детей определяют их дальнейшую судьбу.

Организация отдыха детей и подростков.

Отдых — это психологическое состояние человека, достигаемое в результате переключения с одного вида занятий на другой. Участие детей и подростков во внешкольной деятельности как раз и составляет сферу отдыха. Здесь дети переходят от умственных занятий к физическим занятиям, т.е.  участвуют в вечерах отдыха, танцевальных вечерах, балах, карнавалах и т. д.

Задача педагогов-организаторов состоит в том, чтобы научить детей и подростков рационально и с пользой проводить свой досуг, культурно отдыхать. При организации отдыха необходимо учитывать: возрастные особенности детей и подростков, физические возможности, психологические особенности, быструю утомляемость, интересы и запросы детей, время года.

В летний период дети проводят большую часть свободного времени на воздухе, в загородных, городских оздоровительных лагерях, на турбазах и т. д. Широко применяются формы отдыха: походы, экскурсии, прогулки в лес, на речку и т. д. Используются летние виды спорта: плавание, футбол, теннис, бадминтон, лапта, подвижные игры на воздухе и аттракционы.

В зимний период досуговая деятельность переносится в помещение. Это пора активной кружковой и массовой работы. В период зимних каникул значительная часть досуговых занятий переносится на воздух. В этот период проводится соревнования по зимним видам спорта, непродолжительные лыжные прогулки, праздники первого снега, новогодние ёлки, Рождество. Не прекращается и кружковая работа. На период каникул культурно-досуговыми учреждениями разрабатывается специальный план, многообразный и содержательный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ВКР «Педагогические условия организации музыкально – досуговой деятельности детей в ДОУ»

Речь для  выпускной квалификационной работы                 (доклад)Уважаемые члены итоговой государственной комисс...

«Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»

Статья авторская. В этой статье вы познакомитесь с организацией психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей....

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

КТП  МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста...

"Мнемотехника - как психолого- педагогическая технология в развитии речи и психических функций у детей с ОВЗ"

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.  Еще Л.С. Выготский говорил: «Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь есть,...

Рабочая программа МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Обоснованы исходные методологические и теоретические подходы. Рабочая программа определила результаты освоения междисциплинарного курса, егоструктуру и содержание. Рабочая программа включает усло...

Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико

Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...

Инновационные педагогические технологии в системе Дополнительного образования детей

Инновационные технологии в дополнительном образовании дают возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений, это связано непосредственно с будущей...