Конспект занятия.
план-конспект занятия

Галина Шисловская

Конспект занятия. Тема: «Мой дом»

«Программа воспитания», модуль «Коррекционно-развивающая работа», раздел «Коммуникация»

Методическое объединение специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kommunikatsiya_shislovskaya_g.v._2023.docx49.13 КБ

Предварительный просмотр:

СПГБ СУСО «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия

по разделу «Коммуникация»

«Программы воспитания»

модуль «Коррекционно-развивающая работа»

Тема: «Мой дом»

Методическое объединение специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью

                                                        Шисловская Г.В., воспитатель

                                                        высшей категории.

                                                        Дата проведения: 30.05.2023

                                                        

Санкт-Петербург

2023

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Шисловская Галина Викторовна, воспитатель

Наименование учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа:

Группа 6 «А»

Дата:

30.05.2023 г.

Программа

Программа воспитания.

Раздел: «Коммуникация». 

Раздел: «Формирование навыков жестовой коммуникации».

Социально-педагогическая услуга

Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом.

Тема занятия

«Мой дом».

Форма занятия (кол-во детей)

Групповая.

Продолжительность по времени

45 минут.

Тип занятия

Комбинированный.

Цель занятия

Формирование представлений детей о своем доме с использованием средств невербальной коммуникации: жестовая речь.

Задачи занятия:

  1. Образовательная
  2. Коррекционно-развивающая
  3. Воспитательная

1. Учить детей соотносить предмет и действие предмета с жестом.

2. Развивать жестовую речь с опорой на картинку, пиктограмму.

3. Поддерживать потребность в общении.

Методы обучения

Словесный: – беседа, работа с коммуникатором.

Наглядный: – использование картинок, пиктограмм; игрушка – дом.

Практический:  выполнение упражнений

Методическое и техническое обеспечение занятия

Средства технические: коммуникатор, музыкальная колонка.

Наглядный материал: дом из картона, картинки, пиктограммы, фотокарточки.

Раздаточный материал: ковролин, картинки, разрезные картинки - «дом», пиктограммы.

Используемые жесты: «я»; «дом»; «хочу»; «тихо»; «здравствуйте»; «учиться»; «идти»; «слушать»; «смотреть»; «играть»; «большой-маленький»; «высокий–низкий»; «мыть руки»; «чистить зубы»; «спать»; «читать»; «причесаться»; «кушать»; «пить»; «сидеть»; «рисовать»; «до свидания».

Предварительная работа

Беседа о доме. Рассматривание иллюстраций с изображением домов.

Чтение стихов, сказок: «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросенка».

Игра с кубиками: «Строим дом».

Использованная литература

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // alekscdt.narod.ru. – Загл. С экрана.

Ход занятия

Название упражнения,

частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность

детей

  1. Вводная част.
  1. Организационный момент – 6 мин.

Работа у коммуникативной доски.

Глобальное

чтение

- Мы с вами подошли к коммуникативной доске.

- Покажите:

- Какое сейчас время года? (весна)

- Какой сейчас месяц? (май)

- Какой сегодня день недели? (вторник)

- Какое число? (30)

- Что у нас по режиму дня? Поставите карточку(занятие).

- Я, Г.В. иду на занятие (соотнесение фото с именем).

- Матвей, возьми карточку со своим именем приложи ее к своей фотокарточке.

(проделывает каждый ребенок).

- Скажите жестом: «Я иду на занятие».

- Молодцы. Пойдемте в группу.

Дети работают с визуальном расписанием: -ставят карточку (занятия); соотносят фото

с именем.

Ритуал –

приветствие.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости.

- Поздоровайтесь: «Здравствуйте».

- А теперь встаньте в круг.

- Поприветствуйте друг друга: «Привет».

- Расскажем, как началось наше утро.

- Мы проснулись (жест).

- Потянулись, улыбнулись (жест).

- Умывались и плескались (жест).

- Зубы вычистить пытались (жест).

- Причесались (жест).

- Приоделись (жест).

- Мы пришли сюда учиться (жест).

- Не лениться, а трудиться (жест).

- Учимся старательно (жест).

- Слушаем внимательно (жест).

Обращают внимание на гостей, приветствуют жестом.

Встают

в круг, выполняют действия (жест) по тексту.

Сообщение

темы занятия.

- Тихо сели (жест, показ пиктограммы «тихо»).

- На меня все посмотрели.

- Начинаем занятие по коммуникации.

- Скажите жестом, что мы делаем на занятии?

(слушаем, смотрим, учимся, думаем). Молодцы.

- Тема занятия «Мой дом» (картинка «Дом» + жест).

- Повторите жестом «Мой дом». Молодцы.

Отвечают на вопрос жестом.

  1. Мотивация образовательной деятельности – 4 мин.

Сюрпризный момент «Дом»

- Посмотрите, дом стоит.

- Рассмотрите дом внимательно.

- У дома есть крыша. Покажите, где крыша.

- Крыша защищает от дождя.

- У дома есть стены. Покажите, где стены.

- Стены защищают от холода.

- У дома есть окно. Покажите, где окно.

- Окно нужно, чтобы в доме было светло.

- В доме есть дверь. Покажите, где дверь.

- Дверь нужна дверь, чтобы входить и выходить из дома.

- Постучите в дверь: «Тук- тук -тук».

- Саша зайди в дом.

- Посмотри, кто в доме живет?

- В доме живет кошка.

- Это «Кошкин дом».

- Мы с вами читали сказку про Кошкин дом.

- Ребята, из чего состоит дом внутри?

- Стены, пол и потолок, дверь и окна.

- Молодцы.

- Это дом. В нем живет кошка.

Дети рассматривают дом

Дети показывают: крыша, стены, дверь, окно,

стены, пол и потолок.

Дети стучат в дверь, находят игрушку кошку

Дети показывают: стены, дверь, окно, стены, пол, потолок

  1. Пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие – 3 мин.

Д/игра «Собери дом»

- формировать представления о целостном образе предмета, учить собирать изображение предмета из отдельных частей.

- Садитесь за столы.

- Перед вами, на столе лежит картинка.

- Посмотрите на картинку.

- Скажете, жестом, что на картинке? (дом).

- Правильно, на картинке – ДОМ - Кошкин дом.

- Соберите дом для кошки из отдельных частей.

- У всех получилось, молодцы.

- Вывешиваем свои работы на доску.

Дети собирают картинку из разрезных частей.

II. Основная часть

  1. Актуализация имеющихся знаний - 4 мин.

Работа с коммуникатором

Задача: закрепить знание жестов:

большой – маленький;

высокий – низкий.

А сейчас вспомним, какие бывают дома.

Матвей, скажи, какой бывает дом?

Возьми картинку и повесь на доску.

(Воспитатель спрашивает у всех детей)

Молодцы. Вы знаете, что дома бывают разные: большие и маленькие; высокие и низкие.

Дети отвечают с помощью коммуникатора

сопровождают

жестом.

  1. Изучение нового материала - 10 мин.

Беседа «Мой дом»

- формировать представления о своем доме.

Глобальное чтение

Жестовая речь.

Связь с жизнью.

- учить детей соотносить предмет, действие предмета с жестом.

- Ребята, посмотрите на картинку. Это дом.

- Есть тут окна, есть и двери.

- В доме много этажей.

- За стеной живут соседи.

- Всем хватает места в нем.

- Это наш любимый Детский дом!

- Дом нужен, чтобы в нем жить.

- Дом – это место, где нас любят и ждут.

- Дом – это место, где о нас заботятся.

- Это Детский дом – мой дом.

- Скажите жестом «Мой дом».

- Слово «Дом» мы можем составить из букв.

- Саша, составь слово «ДОМ» из букв.

(Под картинкой д/дома реб-к выкладывает слово «ДОМ», с опорой на образец)

- Ребята, расскажите о Детском доме, используя жесты.

- Матвей: «Мой дом высокий».

- Саша: «Мой дом большой».

- Илья: «Мой дом хороший».

- Дима: «Мой дом красивый».

- Молодцы. Мы все любим Детский дом.

- Вот такой (указ на картинку) Детский дом.

- В детском доме много комнат.

- И у нас в группе много комнат.

- Это игровая комната (показ картинки, жест).

- В этой комнате играете (показ пиктограммы, жеста)

- Покажите жест «играть». Молодцы.

- В этой комнате читаете (показ пиктограммы, жеста)

- Покажите жест «читать». Молодцы.

- В этой комнате смотрите телевизор (показ пиктограммы, жеста);

- Покажите жест «смотреть телевизор». Молодцы.

- Это душевая комната (показ картинки, жест).

- В этой комнате умываетесь, чистите зубы, моетесь (показ пиктограммы, жеста).

- Покажите жест «умываться» «чистить зубы», «мыться» Молодцы.

- Это комната для сна - спальня (показ картинки, жест).

- В этой комнате спите (показ пиктограммы, жеста).

- Покажите жест «спать». Молодцы.

- Это групповая комната (показ картинки, жест).

- В этой комнате учитесь, кушаете, рисуете (показ пиктограммы, жеста).

- Покажите жест «учиться», «кушать», «рисовать.

- Молодцы!

- Еще у нас есть коридор (показ картинки, жест).

- По коридору идем, делаем «Круг приветствия» (показ пиктограммы, жеста)

- Покажите жест «идти», «круг». Молодцы.

- Эти комнаты в нашей группе.

- Детский дом (указывает на картинку) – мой дом /жест/

Рассматривают

картинку

детского

дома.

Дети говорят, используя жесты

Дети повторяют за педагогом

жесты: «играть»; «читать»; «умываться»; «идти»;

«спать»; «кушать»;

«рисовать»

«учиться»

Ребенок составляет слово из букв.

  1. Физкультминутка – 4 мин

Физминутка.

Игра малой подвижности

«Как живешь?»

- Молодцы ребята, а сейчас давайте немного отдохнём.

- Дружно встанем на разминку.

(Звучит детская песня)

- Молодцы. Садитесь за столы.

Дети

повторяют движения

  1. Первичная проверка понимания – 5 мин

Упражнение «Четвертый лишний»

Задача: учить детей соотносить предмет, действие предмета с картинкой, пиктограммой.

- Ребята, перед вами лежит картинка. Посмотрите.

- На картинке комната группы.

- У Матвея групповая комната (жест).

- У Димы игровая комната (жест).

- У Илья душевая комната (жест).

- У Саши – коридор (жест).

- У Терлана комната для сна – спальня (жест).

- Что вы делаете в этой комнате?

- Найдите картинки и приложите их к комнате.

- Сделали. Молодцы.

(Дети вешают свою работу на доску).

Дети  выполняют упражнение

Заключительная часть

  1. Закрепление нового материала - 3 мин

«Фразовый конструктор».

Задача: развивать жестовую речь с опорой на картинку, пиктограмму.

(Вос-ль подбирает группу карточек, пиктограмм и

и просит ребенка составить по ним предложение).

(В-ль вызывает к доске каждого ребенка).

- Матвей, иди к доске.

- Матвей, рассмотри пиктограммы на доске.

- С помощью жестов, расскажи, что ты увидел.

- Возьми картинку комнаты, в которой ты это делаешь, поставь на доску. Молодец, Матвей.

 (Усложнение задания для более сильных детей)

- Матвей, иди к доске.

- Перед тобой лежат картинки (пиктограммы).

- Рассмотри картинки.

- С помощью картинок (пиктограмм) расскажи, что ты хочешь.

- Возьми карточки и повесь на доску.

- Скажи жестом. Молодец.

Ребенок говорит фразу, опираясь на картинку, пиктограмму.

Ребенок самостоятель-но выбирает и составляет предложение.

  1. Подведение итогов - 5 мин

Итог занятия

- Посмотрите на меня.

- Ребята, скажите жестом, какая у нас была тема занятия?

- Скажите жестом, что вы делали на занятии?

(слушали, смотрели, учились, думали). Молодцы.

- Сегодня вы хорошо занимались, молодцы!

(Оценка деятельности каждого ребенка)

- Илья, молодец, собрал красивый дом.

- Покажи Илья свою работу (указ на работу реб-ка).

- И Терлан молодец, собрал дом.

- Саша молодец, составил слово «ДОМ».

- Дима молодец, хорошо говорил жестами.

- Матвей молодец, хорошо говорил жестами. Молодцы.

Дети отвечают на вопросы жестом.

Ритуал завершения занятия

- А сейчас мы встанем в круг.

- За руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

- Целый час мы занимались и немного баловались.

- Занятие закончилось (жест).

- Скажите, до свидания гостям.

- Пойдемте к коммуникативной доске.

- Занятие закончилось (жест).

- Уберем карточку.

Выполняют ритуал завершения занятия

Дети убирают картинку

«занятие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы-конспекты занятий по социальной психологии

Планы учебных занятий по психологии....

Конспект занятия по лепке "Птица Гамаюн"

Урок по лепке из глины посвящен знакомству учеников младших классов дхш с историей герба и флага Смоленской области посредством изучения печного изразца и лепки рельефа со  сказочной птицей по мо...

конспект занятия МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций.. Практическое занятие по теме 4. Основы расчета строительных конструкций, работающих на сжатие. Расчет стальных колонн.

МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций.  Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций. Практическое занятие по теме 4. Основы расчета строительных  к...

Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"

Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....

Конспект занятия на тему: "Вводное занятие"

Занятие на тему «Вводное занятие» является начальным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуально...

Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.

Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.Тема: «Храбрый Петушок» (рисование ладошкой)Про...