Семья в жизни человека
методическая разработка

Грицюк Ольга Николаевна

Воспитание уважительного отношения к институту семьи как одному из вариантов ответственного жизненного выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Многопрофильный лицей»

«Семья

в

жизни человека».

(час общения)

Подготовила и провела воспитатель Грицюк О.Н.

Амурзет

апрель

2022 – 2023 г.

Актуальность выбранной темы:

Российская семья последнего десятилетия, как и всё общество в целом, испытала переход в новое качество жизни, неожиданно оказавшись в совершенно иных социально-экономических условиях.  Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на семью. Многие семьи испытывают финансовые трудности. Поэтому с детьми надо говорить о деньгах, для того, чтобы  дети научились ценить деньги; чтобы были бережливыми; могли разумно тратить деньги. Помимо умения разумно использовать карманные деньги, дети должны иметь представление о семейном бюджете, знать основные источники формирования семейного бюджета, бережно относиться, ценить труд всех членов семьи.  В современных условиях жизни планирование семейного  бюджета очень важно. Деньги являются важнейшим атрибутом семьи. Деньги необходимы для того, чтобы обеспечить существование семьи. Из денежных поступлений складывается семейный бюджет. А дети, как члены семьи, как потребители должны понимать роль доходов и рационального использования денежных поступлений в семейный бюджет. Совместное планирование бюджета поможет детям увидеть, на что тратятся в семье деньги, а на чем можно сэкономить, чтобы в впоследствии приобрести необходимую вещь или скопить средства на семейный отдых. От правильно составленного семейного бюджета зависит благополучие семьи. -В сложных условиях ожесточения жизни семья становится для человека психологическим убежищем от столкновений с внешним миром, местом восстановления его духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. Однако все перечисленное обеспечивается лишь в благополучных, внутренне сплочённых семьях. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее актуальных. Её значимость определяется тем, что семья - один из основных социальных институтов общества и этот институт в настоящее время переживает кризис: и в росте числа разводов, и в увеличении количества добрачных и внебрачных детей, и во взаимном отчуждении членов семьи, и в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей, и в увеличении числа неполных семей.

Поэтому одно из направлений  деятельности в нашей воспитательной работе – это формирование у обучающихся  нравственных  представлений о семье, где отношения основаны на любви и уважении друг к другу, гордости за свою семью.  

 Цель:

Воспитание уважительного отношения к институту семьи как одному из вариантов ответственного жизненного выбора.

 Задачи:

  • Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия.
  • Способствовать подготовке обучающихся к самостоятельной жизни.
  • Формировать представление о структуре семейного бюджета.
  • Практическое закрепление навыков распределение поступивших доходов, сведение баланса доходов и расходов
  • Формирование умений коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время.
  • Воспитывать организованность, бережливость, умение жить по средствам, ответственность перед другими членами семьи за принятое решение.
  • Развитие стремления к самопознанию и познанию основ полоролевого взаимодействия.  
  • Ознакомление участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, практическое закрепление навыков распределение поступивших доходов, сведение баланса доходов и расходов; формирование умений коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время.

ОК-2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК-6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, обучающимися, родителями.

ЛР -7  Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР -11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР -22 Способный к самостоятельному решению вопросов жизнеустройства.

ЛР -23  Владеющий навыками принятия решений социально-бытовых вопросов.

Место проведения: общежитие.

Оформление и оборудование: ноутбук, экран, презентация, 4 бланка, карандаши, 2 листа для описания, круги красного и зелёного цвета.

Участники мероприятия: студенты, проживающие в общежитии лицея. (слайд 2)

                                                                                        Эпиграф

                                                                                      Семья - это форма человеческого

духовного единения. И только через нее

 человек способен подняться к другим

нормам  духовного единения – Родине

                                              и государству.  

                                                                                             

  Русский философ И.А. Ильин

Ход занятия:

Воспитатель: Дорогие ребята! Не за горами время, когда вы вступите в самостоятельную жизнь и перед вами встанут совсем не детские проблемы, связанные с созданием семьи, рождением и воспитанием своих детей. Вы уже многое знаете о браке и семье, о любви и влюблённости, об отношениях, складывающих между мужчиной и женщиной.  Сегодня наш разговор пойдёт о семье в жизни человека.

Семья. 
Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? 

А как Вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?  (ответы учащихся)

Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта - это единение.  

(слайд 3) Как же важно это сейчас, в наши дни!
Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.

В. Маяковский

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Теперь ответьте на вопрос: (слайд 4) Что главное в семье? 

  • штамп в паспорте
  • совместное проживание
  • любовь, доверие, понимание

- Мы видим, что большинство ответили: любовь, доверие, понимание.

- А из каких еще понятий складывается семья? (ответы обучающихся) (слайд 5)

СЕМЬЯ

ГАРМОНИЯ

ПОДДЕРЖКА

ВЗАИМОПОМОЩЬ

ДОВЕРИЕ

ПОНИМАНИЕ

ЛЮБОВЬ

Подведем итог:  - Мы разобрались с понятием семья и пришли к единому мнению, Для жизни семьи важны: гармония, поддержка, взаимопомощь, доверие, понимание, любовь.

Семья - это союз двух человек, мужчины и женщины, которые в процессе совместного жития готовы разделять как радости, так и горести.)

-    Давайте разберёмся о правах и обязанностях в семье. (слайд 6)

1. Упражнение «Права и обязанности».

-    Как вы относитесь к смысловой стороне поговорки: «Мужчина - голова семьи, а жена - шея»? (Высказывания ребят.)

Предлагаю обучающимся рассчитаться на 1, 2-й. Первые номера - это одна группа, а вторые номера - вторая.

1-я группа - опишите, что должен делать мужчина в семье.

2-я группа - опишите, что должна делать женщина в семье.

Общее задание - составьте перечень прав, которые имеют оба супруга.

Время на выполнение заданий до 5 минут, помогаю группам сформулировать ответы, задаю наводящие вопросы.

Обсуждение обязанностей, нахождение общих и затем переход к обсуждению представленных прав.

Напоминаю о том, что у каждого есть право на свое мнение, уважение, на отдых, на хобби.

Воспитатель: (слайд 7) Значимость понятия «семья» очень велика. Есть в семье родители, есть дети, есть одна крыша над головой, одна фамилия, документы о родстве. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными.

2. Давайте решим несколько жизненных задач: (слайд 8)

1. Вы просите сходить ребенка по делам, а он отказывается. Каковы ваши действия?

2. Вы застаете сына курящим. Каковы ваши действия?

3. Дочь требует дорогие туфли, а денег нет. Каковы ваши действия?

4. Ребенку надо вымыть посуду, а он смотрит телевизор. Каковы ваши действия?

Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

        Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

        Главный закон в семье – забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребёнок в семье твёрдо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.

Воспитатель: Многие семьи в наше время испытывают финансовые трудности. Поэтому мы сегодня будем говорить о деньгах, для того, чтобы  научиться ценить деньги; чтобы были бережливыми, чтобы могли разумно тратить деньги. Помимо умения разумно использовать карманные деньги, вы должны иметь представление о семейном бюджете, знать основные источники формирования семейного бюджета, бережно относиться, ценить труд всех членов семьи.  В современных условиях жизни планирование семейного  бюджета очень важно.

Как вы понимаете слово – бюджет? (ответы обучающихся)

Бюджет в переводе с английского означает денежная сумка. С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.

Доходы семьи - это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Расходы - затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет - это своеобразный план семьи. А с планом жить намного легче.

Для чего составляется бюджет? (ответы обучающихся)

Воспитатель: Чтобы заранее знать источники доходов и предстоящие расходы. Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи. Я предлагаю вам создать 2 группы – 2 семьи Ивановы и Петровы (в составе каждой семьи 6 человек: (муж, жена, сын, дочь и бабушка с дедушкой).

Воспитатель: Каждая семья имеет свой доход, который необходимо рационально распределить. Предлагаю вам это сделать с помощью игры. (слайд 9)

3. Деловая игра «Распределение семейного бюджета».

Суть семейной экономики – это умение семьи распределять доходы по основным расходным статьям бюджета, сведение баланса доходной и расходной части семейного бюджета. Она базируется на трёх основных законах:

1-й закон гласит, что семейный бюджет создаётся всеми членами семьи и всеми же планируется и расходуется. Здесь нельзя делить функции так: ты зарабатываешь, я трачу. Делать покупки без согласования друг с другом можно только на обязательные приобретения.

2-й закон: доходы и расходы должны быть сбалансированы и по возможности содержать элементы экономии.

3-й закон: планирование, учёт, контроль и организация как взаимосвязанные составные части семейного бюджета. Планирование должно включать в себя расходы по четырём основным направлениям:

- питание;

- одежда и обувь;

- хозтовары;

- обеспечение досуга и отдыха.

Для учёта рекомендуется иметь тетрадь расходов с графами:

- дата покупок:

- вид расхода;

- количество товаров;

- сумма расходов;

- остаток средств.

Сегодня, мы с вами объединимся в семьи и вы самостоятельно распределите игровые роли:

1. Муж.

2. Жена.

3.Сын.

4. Дочь.

5.Бабушка.

6. Дедушка.

При неполной семье желательно распределить сначала первые роли.

Роли распределены, сейчас, вы составите характеристику семьи: игровое имя и возраст каждого члена семьи, предполагаемое место работы (профессия, квалификация) или учёбы, наличие пенсии, Предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи, возможные источники других доходов семьи (их размер и законность), итоговая сумма ежемесячного дохода семьи. Все эти данные каждая семья оформляет на бланке №1 (слайд 10)

Бланк №1

Игровое имя и возраст каждого члена семьи, предполагаемое место работы (профессия, квалификация) или учёбы, наличие пенсии, Предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи, возможные источники других доходов семьи (их размер и законность), итоговая сумма ежемесячного дохода семьи.

Член семьи

возраст

Место работы

Размер заработной платы

Другие доходы

Их размер

Итоговая сумма

муж

жена

сын

дочь

бабушка

дедушка

итого

-------------

-----------

-----------

Составлена характеристика семьи, теперь семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье выделяется Бланк №2, содержащий основные статьи расходов. Обращаю особое внимание участников на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, то есть сумма расходов должна совпадать с размерами доходов каждой семьи. Кроме того, участники должны учесть, что при распределении денежных средств необходимо выделить определённые суммы на каждую статью расходов. (слайд11)

Бланк №2

семья

Доходы, руб.

Пита

ние.

Одежда, обувь, бельё.

Оплата ЖКХ, интернета, мобильной связи

Куль

турно-бытовые нужды

Тран

спортные

Расходы.

Канц-товары.

Плате

жи,сбо

ры. Налоги.

Мебель, предметы домашнего обихода.

Накопления, сбережения

Расходы,

руб.

итого

Если баланс доходов и расходов отрицательный, это означает, что данная семья живёт в долг и она должна объяснить. Где взяты недостающие деньги (или где семья собирается их взять). На каких условиях семья собирается воспользоваться кредитом, может быть взять в долг у родственников, знакомых?

Если баланс положительный, следовательно, семья закончила этот месяц с определённой экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце? Эти сэкономленные суммы приплюсовываются к статье « Накопления, сбережения».

Воспитатель:  Предлагаю  вам:

 

4. Семейная викторина.

«Родственные отношения»

1.Сын моей матери (брат)

2.Мой родитель (отец)

3.Девочка которая имеет родителей как у меня (сестра)

4.Та что дала нам жизнь (мать)

5.Сестра мамы или папы (тётя)

6.Сын моего ребёнка (внук)

7.Мой наследник (сын)

8.Сын моей сестры или брата ( племянник)

9.Мать мужа (свекровь)

10.Дочь моего внука ( правнучка)

Загадки.

1.Заботливая, ласковая. строгая,

Почти что молодая, длинноногая.

ей хочется всегда, чтоб мы поели.

Не сердится. Но это еле-еле,

Особенно, когда молчу упрямою

Вы догадались? Это наша (Мама).

2.Кого всегда с работы ждём,

А он несётся под дождём?

Всем очень нужный и родной.

Картошки купит в выходной,

Починит чайник и утюг.

Мне и братишке - лучший друг.

Он ростом чуть пониже шкафа.

Давно всем ясно! Это (Папа).

На Волге живут мои дяди и тёти.

3.Меня на каникулах там вы найдёте.

Он стар, но это ничего,

Его добрее нет.

Он папа папы моего,

А для меня он (Дед).

4. Она совсем не старая,

Хотя совсем седая,

Она расскажет сказку мне,

На картах погадает.

Я сяду с нею рядышком:

- Продолжи сказку, ( Бабушка).

5.Она всё на свете помнит и знает,

И бабушка мамой её называет!

И часто приходят к ней в дом доктора,

Она же мне пра, она же мне пра (Прабабушка).

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче ещё прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне ( Сестрёнка).

7.В доме всё стоит вверх дном,

Разговоры все о нём.

Он в своей кроватке улыбается.

На него глядят и восхищаются.

Я, конечно, тоже рад:

Появился младший ( Брат).

8.От мамы и папы к ним я посланник,

Меня они любят, ведь я же ( Племяник).

10. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

он твердит, в глаза мне глядя:

- Руку жми, ведь я твой (Дядя).

11.У мамы сестра,

Вы добрей не найдёте.

Я очень горжусь,

Ведь она моя ( Тётя)

 «И в шутку и в серьёз».

1.До какого события, согласно поговорке, должна зажить любая травма человека? (До свадьбы.)

а) До помолвки;

б) До регистрации;

в) До свадьбы;

г) До первого свидания.

2.Что в известной русской сказке пустили Иван-царевич и его братья, желая найти себе жен? (Стрелу.)

а) Пулю;

б) Стрелу;

в) Копьё;

г) Бумеранг.

3.Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка).

4.Как называют ребёнка, который в семье родился первым? (Первенец.)

5.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносит сор из избы).

6.Назовите самую семейную геометрическую фигуру. Круг (в тесном семейном кругу).

Ребёнок моего отца, мне не брат. Кто это? (Сестра)

7.Какое выражение стало символом большой семьи?   (Семеро по лавкам.)

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

 Воспитатель: Какие пословицы о семье вы знаете? Какой смысл в них заложен?    (Вся семья вместе, так и душа  на месте.  Яблоко от яблони недалеко падает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрые дети -  дому  венец, а плохие дети - дому конец. Мать  кормит детей, как Земля  людей В семье дружат, живут не тужат. Где семья дружна, не страшна беда, В семье разлад так и дому не рад. Зачем клад, коли в семье лад. Семейное согласие,  всего дороже).

Воспитатель:  Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно же, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Издавна  люди чтили своих предков. И в честь них называли своих  детей,  бережно хранили фотографии и вещи, продолжали семейные традиции. Это объединяло и укрепляло семью.

- Завершить тему нашего разговора я хочу стихотворением (слайд 12)

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
- Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!


- Ребята! Так что является опорой в нашей жизни? (семья, любовь).

Рефлексия.


А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить наш разговор. Для этого вам нужно выбрать по цвету тот, который соответствует вашему мнению о теме часа общения.
Красный цвет 
Я получил новые знания, показал свои. Понимал все, о чем говорилось и что делалось. 
Зеленый цвет

Я не всегда понимал, о чем идет речь.

Мне это не очень нужно. (слайд 13)


Помните:

  • Счастье семьи - это взаимопонимание, уважение и любовь супругов;
  • Счастье семьи - это здоровый ребенок, его воспитание — радость для родителей;
  • Счастье семьи - это равноправие в решении семейных дел и взаимозаменяемость в быту;    
  • Счастье семьи - это материальное благополучие;
  • Счастье семьи - это общение с близкими людьми;
  • Счастье семьи - это многодетная семья, радость общения с детьми.

Воспитатель:  (слайд 14)  Спасибо за активное участие в часе общения.

Список использованных источников:

https://multiurok.ru/files/vospitatelnoe-meropriiatie-igra-viktorina-semeinyi.html

https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/02/08/klassnyy-chas-rol-semi-v-zhizni-cheloveka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода в жизни человека

Международное десятилетие действий «Вода для жизни» на 2005-2015 годы, объявленное Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году по инициативе Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова, предс...

Статья на тему "Роль семьи в жизни общества"

Семья и брак относятся к явлениям, которые интересовали и будут интересовать огромное количество людей в обществе. Семья является один из наиболее древних и значимых социальных институтов....

Семья в жизни человека

Цель мероприятия:1. личностные: формировать у студентов нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи;2. метапредметные: развивать у студентов умение анализировать и объяснять свою точку зр...

Классный час « Роль семьи в жизни человека»

- сформировать представление о семье как малой социальной группе, привести к пониманию функций семьи, ее видов, познакомить с политикой государства по отношению к семье;- развивать речь, коммуник...

Особенности групповой работы с учащимися содержащимися в пенитенциарных заведениях: метод беседы «Роль семьи в жизни человека».

Групповая работа с учащимися, содержащимися в пенитенциарных заведениях, представляет собой важную и эффективную меру для их ресоциализации. Один из способов достичь этой цели - проведение групповых б...