Научная статья: "Оценка осведомленности студентов-медиков о ГМО" Арутюнова О.А., Тарасова Т.Н., Санатуллоева Г.Г., Смыслова О.А.
статья

 Смыслова Ольга Александровна
  • Межрегиональная научно-практическая конференция «Лечебно-профилактическая деятельность медицинского работника» (организатор ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»)

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sertifikat.pdf452.68 КБ
Файл statya_smyslova.docx52.57 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА ОСВЕДОМЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ О ГМО

Арутюнова О.А., Тарасова Т.Н., Санатуллоева Г.Г., г. Москва

Научный руководитель к.ф.н. Смыслова О.А.

ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»

Введение

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, «Генетически модифицированные организмы (ГМО)  это организмы (растения, животные или микроорганизмы), чей генетический материал (ДНК) был изменен, причем такие изменения были бы невозможны в природе в результате размножения или естественной рекомбинации».

Впервые рекомбинантная ДНК была получена в 1972 г. американским биохимиком Бергом и его коллегами. В 1983 г. в США с помощью генной инженерии были выращены первые растения табака со встроенными генами из микроорганизмов, которым дали название трансгенные. В 1992 г. в Китае начали выращивать табак, устойчивый к насекомым-вредителям. В 1994 г. американской компанией «Кэлджин» произведён первый, генетически модифицированный помидор, который выдерживал длительную транспортировку и имел срок хранения до 6 месяцев. В 1996 году на американских полях был выращен модифицированный картофель, устойчивый к колорадскому жуку. В этом же году генетически модифицированные растения широко внедряются в производство и занимали уже более 1,8 мин. га в год.

Культивированием ГМ-растений занимаются 28 стран, из них лидерами являются: США (164 млн. га), Индия (174 млн. га), КНР (114 млн. га) Канада (43 млн. га), Бразилия (70 млн. га). В странах-лидерах проживает 41% населения Земли и там выращивается 48% мировой генетически модифицированной продукции [3].

Вопрос о безвредности ГМ-продуктов для здоровья человека во всем мире пока остаётся открытым.

Согласно данным проведенных исследований было выявлено следующее негативное влияние ГМ-продуктов на здоровье человека.

Снижение общей резистентности, обменных процессов, возникновение аллергии. Дело в том, что встроенные в геном новые гены отвечают за синтез белков, которые прежде не употреблялись человеком. Со временем они могут стать потенциальными аллергенами. Одним из примеров является развитие аллергической реакции на сорт кукурузы «Starlink», созданной американской компанией. В кукурузе содержался белок, благодаря которому она не была восприимчива к кукурузным червям. Данный протеин плохо усваивался в организме человека, практически не разрушался при высокой температуре и являлся сильным аллергеном

Нарушение здоровья, связанное с появлением в ГМО новых незапланированных белков и токсических веществ. Уже доказано, что изменение генома растений при встраивании в них новых генов, приводит к изменению химического состава ГМО и появлению новых свойств, в том числе токсических. Так, в результате использования пищевой добавки – аминокислоты L-триптофана, полученной из бактерии Bacillus amyloliquefaciens, в США в 1989 году погибло 37 человек и свыше 5000 человек стало инвалидами. У пострадавших было обнаружено поражение кровеносной системы – синдром эозинофилии-миалгии. В ходе исследований было выявлено, что в ходе генетических манипуляций бактерия приобрела свойства синтезировать этиленбис-триптофан, который и стал причиной заболевания.

Развитие резистентности патогенных микроорганизмов к антибиотикам. В генной инженерии помимо «целевых» генов так же используются гены устойчивости к антибиотикам, которые могут проникнуть в микрофлору кишечника и способствовать развитию резистентности патогенных бактерий к антибиотикам. С декабря 2004 года Европейский союз запретил продажу ГМО с использованием генов устойчивости к антибиотикам.

Отрицательные изменения в организме, связанные с накопление гербицидов. Большинство ГМ-растений не погибают под действием гербицидов и способны их аккумулировать. Например, генетически модифицированная сахарная свекла устойчива к глифосату (гербициду) и способна накапливать его токсические метаболиты.

Снижение поступления в организм питательных веществ. Например, вызывает сомнение тот факт, является ли состав обычных соевых бобов и генетически модифицированных аналогов одинаковым или нет.

На сегодняшний день ГМО – наиболее дешевый способ для производства пищевых продуктов. Повышенная урожайность модифицированных растений позволит сократить использование минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов, инсектицидов, отрицательно влияющих на организм человека. Другого мнения придерживаются противники ГМО. Культивирование ТГК может нарушить биологическое разнообразие регионов, вытеснив из среды обитания привычные виды. Неизвестно, как семена трансгенных растений, перенесенные птицами на далекие расстояния, поведут себя в других биоценозах. Перенос генов измененных растений в хромосомы сорняков может привести к появлению новых организмов с непредсказуемыми, в том числе потенциально опасными, свойствами. Так, перенос пыльцы насекомыми-опылителями с трансгенных растений на обычные растения может привести к появлению суперсорняков [1,2].

Методы исследования

Исследование проводилось путем анкетирования студентов медицинского колледжа. Методы исследования: теоретический анализ исследуемой литературы; анкетирование; статистическая обработка полученных результатов с помощью программы Microsoft Excel.

Результаты и их обсуждение

Опрос «Что Вы знаете про ГМО?», проведенный в нашем колледже, помог узнать больше об отношении студентов-медиков и их вовлеченности в актуальные вопросы соответствующей темы.

В опросе приняли участие 236 студентов разных специальностей и курсов, преимущественно женского пола (87%), большую часть которых представляют молодые люди в возрасте от 16 до 19 лет (67%) и от 20 до 30 лет (24,8%).

В результате проведенного опроса было выявлено, что 88,3% студентов знают расшифровку понятия ГМО, остальные 11,7% – такими знаниями не обладают.

Более половины респондентов 63,5% считают генетически модифицированные продукты опасными для здоровья, 36,5% – считают ГМО безопасными (рисунок 1).

Считаете ли Вы ГМ-продукты опасными для здоровья_  – количество

Рисунок 1. Считаете ли Вы ГМ-продукты опасными для здоровья?

На вопрос о том, знают ли они, какой вред могут нанести человеку продукты, содержащие ГМО, преобладающее большинство студентов (62,2%) ответили положительно.

Также, студентам-медикам было предложено дать развернутый ответ на вопрос «Объясните своими словами, что такое ГМО». Согласно полученным данным, более 95% студентов представили правильное объяснение понятия «ГМО», кроме того, более 20% представили метод получения генетически модифицированных организмов – с помощью генной инженерии, что показывает высокую осведомлённость у респондентов в данной теме.

На вопрос о том, смотрят ли студенты на маркировку ГМО, покупая продукты питания, 88 опрошенных (37%) ответили, что смотрят только в некоторых продуктах; 67 человек (29%) - смотрят всегда и 81 респондент (34%) не обращает внимания на маркировку (рисунок 2).

Смотрите ли Вы на маркировку ГМО, покупая продукты питания_ – количество

Рисунок 2. Смотрите ли Вы на маркировку ГМО, покупая продукты питания?

Согласно данным опроса употребляют ГМ-продукты в повседневной жизни 31% респондент, около 41% не отслеживают содержание ГМО в продуктах питания и 28% опрошенных полностью отказались от употребления ГМ-продуктов.

Кроме того, респонденты показали высокую осведомленность о перечне ГМ-продуктов – это 73,5% и 26,5% не смогут назвать ГМ-содержащие продукты.

Из полученных данных на заключительный вопрос, было определено, что только 39% студентов-медиков осведомлены, что с 2016 года в РФ действует закон о запрете на выращивание и разведение в России генно-модифицированных организмов и продукции с их использованием (за исключением для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ).

Заключение

Таким образом, можно отметить, что большинство студентов-медиков осведомлены о ГМО и продуктах и 2/3 респондентов регулярно отслеживают наличие или отсутствие ГМ-составляющих в продуктах, что указывает на актуальность данной темы и заботу о собственном здоровье.

Список литературы

  1. Вершинина, З.Р. ГМО запретить невозможно разрешить! / З.Р. Вершинина, Б.Р. Кулуев, И.В. Максимов и др. // Биомика. – 2020. – № 1. – С. 81-97.
  2. Хуторская, Я.А. Влияние генетических модифицированных продуктов на здоровье человека. / Я.А. Хуторская, В.А. Глизнуца и др. // DocuFreezzer. – 2019. – № 3. – С. 7-12.
  3. Чучулина, Е.О. ГМО: польза или вред. / Е.О. Чучулина // Вестник науки. – 2019. – № 6. – С. 130-134.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении информатике студентов медиков

На уроках Информатики целенаправленно работаю над формированием  и  подготовкой специалиста для конкретной профессиональной деятельности, который должен быть конкурентоспособным, высококвали...

"Формирование коммуникативной компетенции у студентов медиков"- выступление на ЦМК

Анализ исследования по коммуникативным компетенциям среди студентов медиков первых и четвертых курсов....

Доклад на городской конференции преподавателей "Применение профессиональных задач на уроках математики для мотивации студентов-медиков"

Данный доклад был представлен на городской конференции преподавателей "Личностно-ориентированное обучение: опыт, проблемы"...

Организация волонтёрского движения: студенты-медики 21 группы

Выступление на Методическом объединении классных руководителей "Организация волонтёрского движения: студенты-медики 21 группы"...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главной особенностью подготовки будущих медицинских работников среднего звена является комплексный характер подхода к формированию общих и профессиональных компетенций и повышению уровня познавательно...

Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий

Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий...

Самопрезентация студента-медика и медицинское образование в России

Данное методическое пособие разработано для студентов Миасского медицинского колледжа специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Стоматология ортопедическая&raq...