Эссе «Педагогика – искусство или нет?»
материал

Пильщикова София Ильинична

Эссе по технологиям профессиональной коммуникации на тему: "Педагогика - искусство или нет?".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования

имени К. Д. Ушинского

Учебный корпус «Колледж Медведково»

ЭССЕ

по технологиям профессиональной коммуникации

Тема: «Педагогика – искусство или нет?»

Выполнила: ст. гр. 21 К

Пильщикова С. И.

Проверил: Купчинов Р. Ю.

Москва, 2021

ВВЕДЕНИЕ: Педагогика – очень интересная наука. Интересна история ее развития, с ошибками, различными заблуждениями, открытиями. И сколько же споров на тему «Педагогика - искусство или нет?», сколько различных точек зрения, в том числе и мнений известных педагогов и психологов.

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Следовательно, можно сказать, что дословный перевод paidagogike означает «детовождение». С течением времени, слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», воспитывать, обучать его.

АРГУМЕНТАЦИЯ: Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник русской научной педагогики, постоянно подчеркивал мнение, что педагогика – это не наука, но искусство, которое требует всего человека со всеми его способностями. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания» Ушинский говорит: «… Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. И далее: Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку…».

Существует и противоположное мнение о педагогике. Так, например, русский философ и психолог П. П. Блонский утверждал: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как развитое мастерство в какой-то определённой области. Также достаточно долго искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному.

Вместе с эволюцией социальных эстетических норм искусством получила право называться всякая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение. Если рассматривать искусство как вид деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному, или направленный на создание эстетически-выразительных форм, то да, безусловно, педагогика – это искусство.

Для меня искусство – это часть духовной культуры человечества, выражение внутреннего и внешнего мира. Почему педагогика не может быть искусством? Она также вносит частичку в духовную сферу деятельности, также загадочна и никогда не будет изучена на 100%. Хорошим примером из жизни является работа моего преподавателя начальных классов. Она всегда, в любой ситуации найдёт подход к абсолютно любому ученику, даже с самым трудным характером, ведь показателем искусства воспитания служит умение обращаться со всяким возрастом и характером. Хочется сказать, что искусство педагогики связано с индивидуальными особенностями воспитателя или педагога, это искусство велико по своему диапазону и почти безгранично.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять. Миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог – мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески. Таким образом, могу сказать, что педагогика – наука и искусство.

Педагогика – есть особенная тонкая наука,
предполагающая в себе многие знания и в исполнении
требующая много наблюдательного духа, внимания и
просвещенного практического рассудка.
Новиков Н. И.

Специфика педагогики, как науки и искусства дает

основание несведущим людям недооценивать ее

значение как важной теоретической отрасли значения и

сводить все только к воспитательным умениям.

Харламов И. Ф.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Т. А. Писарева «Общие основы педагогики. Конспект лекций» (Лекция1);
  2. В. Ю. Микрюков «Краткий курс педагогики» (Глава 2 Педагогика: наука или искусство);
  3. http://www.bibliofond.ru/;
  4. https://studopedia.ru/19_27540_pedagogika-kak-iskusstvo.html;
  5. https://en.ppt-online.org/157036.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01. Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Специальность:44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по...

Эссе Хоменковой Натальи Герасимовны по педагогике

Эссе о педагогической деятельности...

Эссе «Педагогика-мое призвание»

Мир детства сладостен и тонок, как флейты плавающей звук.                           Пока смеется мне ребенок, я знаю, что не зря ж...

Комплект КОС по учебной дисциплине Педагогика для 2 курса специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Комплект оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 54.02.06 Изобразительное искусство ...

Презентация к уроку "Природа спора" ПМ 4 «Организация информационно-экскурсионной деятельности» МДК 04-4 "Ораторское искусство»  специальность: 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» Преподаватель Семеренко И.Г. 

Презентация к уроку МДК 04. "Ораторское искусство" по теме "Природа спора". Рассмотрены основные вопросы плана, даны ссылки на дополнительные источники изучения темы....

©Пахомова И.А. Эссе к городскому творческому фестивалю "Психология искусства" 2021 г.

С 4 по 11 февраля 2021 года в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Департамента здравоохранения города Москвы "Медицинский колледж № 6" прошел готодской твор...

Календарно-тематическое планирование практики по декоративно-прикладному искусству", специальность СПО "Педагогика дополнительного образования"

В календарно-тематическом планировании отражены темы практики по декоративно-прикладному творчеству....