ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ А. С. МАКАРЕНКО
статья

Шолина Татьяна Александровна

В статье рассматривается взгляд автора на профессиональное трудовое воспитание студентов на основе государственных стандартов. В ФГОС СПО определено одно из направлений духовно-нравственного развития личности - воспитание трудолюбия, формирование уважительного отношения к труду, человеку труда, развитие опыта участия в социально значимом труде. У студентов в процессе обучения должны сформироваться такие общепрофессиональные компетенции как, трудолюбие, ответственность за свои решения, умение работать в коллективе, а также самостоятельность, самоконтроль и творческая активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalno-trudovoe_vosptanie_studentov.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ А. С. МАКАРЕНКО

 Т.А. Шолина

Мариинско-Посадский технологический

техникум Минобразования Чувашии,

г. Мариинский Посад

Главной задачей системы профессионального образования на современном этапе является повышение качества подготовки специалистов. В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, которое направлено на развитие у обучающихся потребности к учебе, труду и профессиональному определению.

В отсутствие четких ориентиров в обществе молодые люди все чаще отдают предпочтение бессмысленному времяпровождению, погоне за удовольствиями и легким заработкам. В эпоху всеобщего потребления, подрастающее поколение часто не осознает важность трудовой деятельности, тем более, что активное внедрение техники на производствах все более отдаляет человека от использования его физических и психологических данных, как основы «труда». Но в   условиях рыночных экономических отношений роль человеческого фактора на производстве играет решающую роль. Поэтому одной из главных ценностей общества становится труд.

 В ФГОС СПО определено одно из направлений духовно-нравственного развития личности - воспитание трудолюбия, формирование уважительного отношения к труду, человеку труда, развитие опыта участия в социально значимом труде. У студентов в процессе обучения должны сформироваться такие общепрофессиональные компетенции как, трудолюбие, ответственность за свои решения, умение работать в коллективе, а также самостоятельность, самоконтроль и творческая активность.

Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители науки педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогических трудов А. С. Макаренко. «Правильное воспитание, - пишет он в своей статье «Воспитание в труде» - невозможно себе представить, как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры». [5]

Я являюсь куратором в группе по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». Именно идея великого педагога: воспитания личности в труде, кажется мне первостепенной для обучения ребят в стенах нашего техникума.

Антон Семенович Макаренко известен в нашей стране и за рубежом как выдающийся педагог и писатель. «Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке. [6] Его труды и в настоящее время не утратили своей актуальности.

Антон Семенович Макаренко родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии, Украина. В 1905 году окончил одногодичные педагогические курсы в Кременчуге, а в 1914 - 1917 годах учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Дипломную работу писал на тему: «Кризис современной педагогики». Затем по поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка. С 1927 по 1935 год был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова.  В колониях Макаренко на практике воплощал разработанную им воспитательно-педагогическую систему [6].

 Особые достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи, в частности   из числа бывших беспризорников, их успешная социализация, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой педагогики. С 1934 года он стал членом Союза советских писателей.

С 1935 по 1936 год Антон Семенович работал на должности помощника начальника отдела трудовых отношений НКВД УССР в Киеве. Затем Москва, где занимался литературной деятельностью, выступал перед читателями, педагогическим активом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б). Макаренко скончался скоропостижно в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. [7]

В  творчестве Макаренко  получили  развитие такие педагогические идеи, как  единая трудовая политехническая школа, соединение общего образования с производительным трудом, воспитание в труде и коллективе, формирование личности рачительного хозяина-труженика, общественное мнение и самоуправление в коллективе, гуманное отношение между педагогами и воспитанниками, реализация новой экономической политики в хозяйстве колонистов, связь с жизнью трудового народа и окружающей средой, организация жизнедеятельности воспитанников в атмосфере удовлетворения как общественных, так и личных интересов.[4]

Уже тогда, в середине 30-х годов XX века, почти все коммунары получали полное среднее образование. Работая на передовом машиностроительном заводе, выпускавшем сначала электроинструменты, а затем и лучший на то время советский фотоаппарат «ФЭД», они обеспечили перевод коммуны на хозрасчет и, кроме того, приобретали по три-четыре профессии на уровне высоких разрядов. Это ли не является тем желаемым результатом для наших выпускников?!

 Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем: «В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей». [8] Это ли не формирование общепрофессиональных компетенций наших будущих специалистов?!

Организация современного образовательного процесса строится на практической реализации трудового воспитания. Основной путь формирования профессионального интереса у обучающихся, развития потребностей в приобретении знаний, выработки умений и навыков – максимальное приближение учебного процесса к практике (дуальное обучение) [5].

Начальный уровень профессионального интереса определяется на I курсе, когда важно вызвать и закрепить положительное отношение студентов к выбранной профессии или специальности. Затем, усложняясь от курса к курсу, происходит процесс перерастания от простого любопытства к осознанию социальной значимости выбранной специальности. Этому способствует учебная практика, которая проходит у нас в техникуме на полях учебного хозяйства. На территории учебного хозяйства также имеются 3 склада для зерна, ангар для техники, открытый ток, склад удобрений, склад запчастей, овощехранилище, заправочная станция с хранилищем для топлива, столовая, общежитие, площадка для хранения техники, овощной участок с водонапорной башней, хозяйственные постройки. Парк техникума состоит из 24 автомобилей, 18 тракторов, 4 комбайна, 2 прицепа. [3] 208 из 214 гектар пахотных земель используются у нас по прямому назначению.  Ребята под руководством мастеров производственного обучения производят полный цикл сельскохозяйственных работ- от посевной до уборочной страды. Мы выращиваем озимую и яровую пшеницу, рожь ячмень, овес и показатели урожайности нашего учебного хозяйства не хуже показателей других сельхозпредприятий района. Например, в 2021 году составила 33 ц, а в 2022-55 ц с гектара. [2] Практика по профилю профессии направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППКРС и ППССЗ по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по профессии и специальности. При подборе баз практики уделяется особое внимание наличию отраслей деятельности программы практики, специальности студентов, квалификации специалистов-руководителей практики от предприятия, возможности обеспечения практикантов рабочими местами, с учетом перспективы их трудоустройства. У техникума заключены договора на прохождение производственной практики с сельхозпредприятиями Мариинско-Посадского района: ООО «ТП Сувар-2»», ООО «НамЭКО», специализирующихся на выращивании КРС и продукции растениеводства (пшеница, ячмень, овощи), КФК Григорьев А.В., КФК Тагеев М.П., КФК Клементьев А.Н., КФК Федоров А.В., основным видом деятельности которых является производство пшеницы и картофеля, животноводство. В Цивильском районе КФК Хорошавин А.В. также успешно сотрудничает с нашим образовательным учреждением. [1]  В данных хозяйствах имеются собственные машинно-тракторные парки, где студенты закрепляют все теоретические знания по профессиям «Тракторист-машинист» и специальности «Техник –механик».

В целях реализации профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку кадров и повышение квалификации сотрудников в рамках реализации на территории Чувашской Республики проекта «УПК 21 - Учебно-производственные классы» в техникуме организован агрокласс со школьниками Октябрьской СОШ Мариинско-Посадского района и ведется подготовка по профессии «Тракторист» категории «В» и «С». [4]

А. С. Макаренко называет труд могучим воспитателем. Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает не просто результат труда, он преобразует окружающий мир. Как человек разумный и творческий – он создает красоту.

 Одной из важнейших характеристик конкурентоспособности выпускников техникума является их социальная компетентность, т.е. сформированность знаний, навыков межличностного делового общения, социального имиджа, обусловленного не только особенностями личности, но и характером приобретаемой профессии. Выпускники специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», получая квалификацию техника-механика призваны выполнять роли руководителей первичных трудовых коллективов. Например, ПК 4.1. Планировать основные производственные показатели машинно-тракторного парка в соответствии с технологической картой, ПК 4.2. Планировать выполнение работ персоналом машинно-тракторного парка и ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами в соответствии с технологической картой именно эти компетенции формируются в процессе трудовой деятельности студентов на полях учебного хозяйства, руководством, клиентами. Возможность получения управленческой практики в рамках коллектива – это и есть путь формирования данной компетенции. Как писал А. С. Макаренко: «участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда». [9]

Трудовое воспитание - процесс формирования творческой, трудолюбивой личности, умелого хозяина, который владеет соответствующими навыками и умениями, профессиональным мастерством, на основе современных знаний о рыночной экономике, может самостоятельно найти применение собственным знаниям и талантам в жизни, формирования социальной активности и ответственности личности. «Хорошо организованное трудовое воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника и семьянина.» [6]. Гениальность педагогики А. С. Макаренко состоит в том, что она всегда современна, ибо главным здесь является жизнь, законы развития человека в единстве с природой и обществом, в какие бы периоды развития общества это не происходило.

Список использованных источников:

  1. Положение об учебной и производственной практике обучающихся. Приказ №173 от 30.09.2014. https://mptt-marpos.edu21.cap.ru/info/ 
  2. Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур в 2022 году. Статистическая отчетность Мариинско-Посадского технологического техникума

Минобразования Чувашии. Форма 29-СХ.

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности ГАПОУЧР « Мариинско-Посадский технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. –Мариинский Посад.2023.
  2. О координаторе проекта «УПК-21-Учебно-производственные классы» Приказ №165 от 12.09.2022.
  3. Курпяков Н.В. Педагогические взгляды и идеи А.С. Макаренко и их актуальность в современной образовательной системе. –М.2017. https://publikacia.net/archive/2016/6/5/5
  4. Макаренко, Антон Семёнович / Богуславский М. В. // Ломоносов — Манизер [Электронный ресурс]. — 2011. — С. 499. — (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 18). — ISBN 978-5-85270-351-4.
  5. Воспоминания о Макаренко: сб. материалов / сост. Н. А. Лялин и Н. А. Морозова; коммент. Н. А. Морозовой. -- Л.: Лениздат, 1960.
  6. Васильева З. И. и др. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Андреева И.Н., Буторина Т.С., под ред. З. И. Васильевой. 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 432с.

http://www.zpujournal.ru/zpu/contents/2009/1/Sikorskaia/28.pdf

      8. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса [Электронный ресурс]: монография.  -    Электрон. дан.     -     СПб.:     Лань, 2013. -24 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com

 9. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987. – 573с.  https://potapova3080.ucoz.ru/publ/1-1-0-6

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению в 8 классе

Тема программы: Обойные работы.Тема урока: Подготовка обоев к наклеиванию.Цели урока: Повторить материал по теме: Обои, фризы и бордюры....

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА –ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

   В данной статье дается содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения в виде схемы построения  личного профессионального плана по Е.А.Климову, излагаютс...

Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, преподавателей, молодых ученых

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСборник материаловIV Всероссийской научно-практической конференции студентов,  преподавателей, молодых ученых21 – 22 ап...

Профессионально-трудовое воспитание студентов в процессе проведения практики и дуального обучения

Профессионально-трудовое воспитание студентов в процессе проведения практики и дуального обучения...

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» 20-23 АПРЕЛЯ 2023 ГОДА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТВ СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ«ФИЗИЧЕСКАЯ...