Профессионально-трудовое воспитание студентов в процессе проведения практики и дуального обучения
статья

Профессионально-трудовое воспитание студентов в процессе проведения практики и дуального обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессионально-трудовое воспитание студентов в процессе проведения практики и дуального обучения

Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание.

А. де Сент-Экзюпери

Проблема подготовки специалиста качественно нового уровня  ясно прослеживается в   ФГОС профессионального образования четвертого поколения. Качество образования связывают с формированием компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности.

 Осознание того, что поступательное развитие общества, экономическое развитие страны, профессиональная состоятельность выпускника не могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса, привело к тому, что мотивация в профессиональном образовании смещается в сторону формирования выпускника как сознательного и активного гражданина, патриота своей страны.

Востребована новая личность, ориентированная на общечеловеческие, нравственные, духовные ценности, обладающая такими качествами как самостоятельность, сознательность, толерантность, коммуникабельность, интеллигентность, контактность в различных социальных группах. Учитывая, что в период обучения студенты проходят важнейший этап социализации, гражданственности, у них развиваются личностные качества, связанные с активным формированием социальной зрелости, интенсивным нравственно-эстетическим становлением, моделированием профессионального жизненного пути, ценным становится развитие и таких личностных качеств обучаемых как гибкое мышление, установка на диалог и сотрудничество, критическое отношение к себе, умение работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций, готовность к нестандартным жизненным ситуациям, умение анализировать ситуацию и прогнозировать последствия.

Практика по получению первичных профессиональных навыков, как учебная, так и производственная,  является важной частью педагогического процесса, источником познавательной деятельности, областью приложения результатов познания и других видов деятельности.

 Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

   Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

   Современный специалист должен обладать глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности.  Сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению обучающихся к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в своем труде – это важное условие для развития профессиональных способностей. Если обучающийся выбрал профессию, полюбил её, то, безусловно, он будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе.

Практика, как вид трудовой деятельности,  имеет большие возможности воспитания профессионально-трудовой культуры будущих специалистов. В процессе прохождения практики студенты приобретают набор необходимых знаний, умений и навыков, узнают специфику выбранной специальности, знакомятся с передовыми методами труда, учатся работать в трудовых коллективах. Производственная практика непосредственно раскрывает содержание и характер современных требований к специалисту. Повышению эффективности этой формы подготовки специалистов, способствует закрепление за колледжем  якорных предприятий, которые организуют места для прохождения практики.

Профессионально-трудовое воспитание студентов является в колледже специально организованным и контролируемым процессом приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанным с экономическим, экологическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики.

В ходе профессионально-трудового воспитания, по мере приобщения к профессии, решается целый ряд взаимосвязанных задач:

-  формирование сознательного отношения к выбранной профессии;

- воспитание чести, гордости, любви к профессии, сознательного отношения к профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность;

- развитие профессиональной психологии специалиста-профессионала как свободно определяющегося в данной области труда;

- формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения;

- формирование социальной компетентности и другие задачи, связанные с имиджем профессии и авторитетом.

Для решения задач профессионально-трудового воспитания студентов необходимо:

- формировать личность студента в процессе включения его в трудовую деятельность;

- стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с

требовательностью к ней;

        - открывать перспективу роста студента, опираясь на положительные качества его

личности;

- учитывать индивидуальные и возрастные особенности студента;

-  воспитывать студента профессионально в учебном коллективе и через коллектив в единстве и согласованности педагогических усилий.

 В процессе прохождения практик по профессиональным модулям ПМ.01  и ПМ.06 специальности 35.02.15 Кинология у студентов воспитывается любовь к изучаемой профессии, привычки к регулярному труду, аккуратность и добросовестность в работе. Обучающиеся не теряются перед трудностями, доводят начатое дело до конца, могут сознательно применять усвоенные знания в практической работе. Опыт показывает, что сознательное отношение к труду у обучающихся проявляется при участии в общественном труде, под которым обычно понимают различные виды трудовой деятельности, выполняемые бесплатно. Это:

- уборка непосредственно вольеров, где содержатся собаки;

- уборка прилегающей территории;

- уборка кинодромов;

- строительство дрессировочных площадок.

Коллективная общественно полезная деятельность помогает обучающимся лучше узнать друг друга, составить правильное мнение об отдельных обучающихся, которые недостаточно добросовестно относятся к труду.

В процессе обучения у студентов  воспитывается  важная черта- чувство коллективизма и дружбы, умение жить и работать в коллективе, уважение к товарищам, готовность оказать помощь в трудную минуту.

В процессе проведения практики руководитель из числа преподавателей делит студентов на группы  по 3–5 человек. Каждая группа получает свое задание. Во время выполнения заданий, обучающиеся самостоятельно определяют свой круг обязанностей в соответствии с заданным видом работ, а также прогнозируют результаты выполнения каждого шага и возможные последствия неверных действий. Практика обучающихся оказывает определённое влияние на формирование их нравственных качеств: дисциплинированности, организованности, обязанности, аккуратности, ответственности, бережливости, корректности в отношениях с коллегами по работе. Существенное значение для трудового воспитания студентов имеет творческий характер труда. Подбирая задачи соответствующей сложности, студентов привлекают к совершенствованию производственных процессов (орудий труда, технологии, организации труда). Для этого им приходится вносить свои предложения, опираясь на собственный опыт, применять свои знания и умения в новых условиях.

Учебная и производственная практики дополняют и обогащают теоретическую подготовку обучающихся, развивают навыки и умения профессиональной деятельности; формируют личностные важные качества и свойства специалиста; способствуют развитию и саморазвитию личности обучающегося в реальных ситуациях.

Важнейшей задачей трудового воспитания студентов является формирование у них профессиональных способностей и потребностей, умений, навыков, привычек профессионального назначения, психологическая подготовка к труду по избранной специальности; воспитание воли, терпения и настойчивости в преодолении трудностей.

Эффективность трудового воспитания в СПО в значительной степени зависит от нескольких факторов:

- определение цели трудового воспитания для каждого курса и на перспективу, а также форм, направлений, средств и методов для ее достижения;

- учет индивидуальных особенностей студентов;

- умение предвидеть результаты воздействия запланированных мероприятий по последовательным усложнением задач трудового воспитания;

- широкого использования всех средств трудового воспитания, побуждения студентов к трудовой самовоспитания, самовыражения, самоконтроля и самооценки.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Трудовое  воспитание есть процесс формирования у учащихся сознательного отношения к труду: трудолюбия, аккуратности, добросовестности к выполняемой работе, стремления к достижению более высоких результатов, проявлению инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи и т. д. приведенные положения показывают, что трудовое воспитание связано с формированием различных сторон добросовестного отношения к трудовой деятельности, что, как известно, ведет к формированию соответствующих личностных качеств. В развитии и закреплении этих личностных качеств и состоит сущность и задача трудового воспитания.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, добрый совет. Добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствует воспитанию положительных черт личности.

Список литературы:

1. Андреева Е.В. Педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов ССУЗа в процессе внеучебной деятельности.: дис. кандидат пед. наук. -Якутск, 2010. -с.193  

2. Артемьев М.В. Внеучебная деятельность как фактор, влияющий на выбор будущей профессии. Психологическая наука и образование.2003.№3.-с. 100-105                                3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург, Деловая книга.1999.-с.329  

4. Битянова М.Р. Социальная психология. Учебное пособие.-СПб.: Питер-Юг,2008.-с.368

5. Бурцева Т.А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеаудиторной деятельности студента вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома.2005.-с.23

6. Вульфов Б.Э. Педагогика рефлексии.2-е изд.,М.: Магистр,1999.-с.112  

7. Галеева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Красноярск, 2008.-с.24

8. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной деятельности вуза на процесс социализации молодёжи. Автореф.дисс.канд.социол.наук.Тюмень,2007.-с.25

9. Заец С.Г. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума.:дис. на канд.пед.наук.Калуга,2002.-с.224

10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. -М.: Академический проект, 2006.-с.228

11. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения. Педагогическая психология. Учебник 21 века.М.:Логос,2006.-с.384.

12. Иванайская Г.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента.: дисс. канд. пед. наук. Оренбург. 2010. -с.206  

13. Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 2001.-с.223

14. Ломакина Т.Ю. Современные принципы развития  непрерывного образования. -М.: Наука,2006  

15. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика,1988. -с.144

 16. Новиков А. М. Методология образования. -М.: Эгвес,2006.-с.668

17. Орлов А.Б. Психология индивидуальности: новые модели и концепции. Под ред. А.Б.Орлов, В.Б.Шумской, М.:НОУ ВПО МПСИ.2009,-c332

18. Попова В.И. Профессионально - педагогическая направленность внеаудиторной  деятельности студентов. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. -с.364

19. Равен.Дж Компетентность в современном обществе. Пер. с англ.-М.: Когито-центр, 2002, -с.396.5.

20. Селиванов В.С. Воспитательная деятельность педагога.под ред. В.А.Сластенина В.А.Колесниковой учебное пособие для студентов вузов. М.:Магистр,1997.-с.224  

 21. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. М.:Академия,2008.-с.336

22. Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность. -М.: Магистр,997.-с.224

23. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя. Монография. Оренбург. Изд-во ОГПУ,2003.-с.352  

24. Чистякова С.Н. Технология: профессиональный успех. Учебник 10-11 класс. М.: Просвещение,2007.-с.98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Внедрение дуального обучения в производственную практику студентов СПб ГБПОУ КСиПТ на предприятии ООО «Балтийский завод – Судостроение».

Наш колледж, СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий», готовит рабочих для судостроительной промышленности Санкт-Петербурга по таким востребованным профессиям, как «Судостроитель-судор...

Доклад на тему: «Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении»

Главная цель работы преподавателей физкультуры – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже. Для этого необходимо:-...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ И ДУАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Правила оформления характеристики по итогам учебной и производственной практики...

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ А. С. МАКАРЕНКО

В статье рассматривается взгляд автора на профессиональное трудовое воспитание студентов на основе государственных стандартов. В ФГОС СПО определено одно из направлений духовно-нравственного развития ...

Развитие творческого потенциала и самореализация личности студентов в процессе прохождения практики по внеучебной воспитательной работе

Статья раскрывает характер деятельности студентов в период прохождения практики. Четко прослеживается взаимосвязь активной творческой деятельности студентов во время практики и развитие их творческого...