ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
статья

Emelyanova.Ekaterina

В нашей статье мы обсудим влияние компьютерных игра на психическое здоровье дошкольника.
      Также поговорим о позитивном влиянии и отрицательном влиянии компьютерных игр на здоровье дошкольника.
 
       Дадим несколько рекомендаций.

Ключевые слова: Здоровье, компьютеризация, компьютерная зависимость, тревожные сигналы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4969ad581cdcbcbcf8576d740508504f.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

   Авторы работы: Емельянова                            

                                                                                      Екатерина Андреевна ,

                                                                            Яровая Евгения Николаевна

                                                                          Должность: воспитатель

                                                                          Место работы: Детский сад №9

В нашей статье мы обсудим влияние компьютерных игра на психическое здоровье дошкольника. Также поговорим о позитивном влиянии и отрицательном влиянии компьютерных игр на здоровье дошкольника. Дадим несколько рекомендаций.

Ключевые слова: Здоровье, компьютеризация, компьютерная зависимость, тревожные сигналы.

Здоровье – важнейшая ценность для каждого человека. Это тот фундамент, на котором стоится вся жизнь. Только здоровый человек способен полноценно жить, реализовывать себя в обществе. Все понимают ценность здоровья, однако далеко не все стремятся сохранять и оберегать эту ценность.

В современном обществе одним из факторов, разрушающих здоровье ребенка, является компьютеризация. У многих детей наблюдается компьютерная зависимость. Уже в детских садах у большинства дошкольников имеются современные телефоны, и даже планшеты.

Практически в каждой семье есть компьютеры, и родители часто разрешают своим детям играть в компьютерные игры. Так, ребенок играет и не мешает родителям заниматься своими делами. Однако большинство компьютерных игр катастрофически влияют на психику ребенка.

Для начала давайте поговорим о положительных чертах компьютерных игр:

  1. Развивают логическое мышление, память и внимание. Некоторые виды игр положительно влияют на ребенка. Например, программы жанра «платформеры» развивают ориентацию в пространстве, стратегическое планирование, логику и стимулируют работу памяти.
  2. Игры-головоломки помогают избавляться от тревожных мыслей, снижают тягу к перееданию и даже позволяют излечивать расстройства.
  3. Улучшают реакцию. Несмотря на то что длительное времяпрепровождение за экраном компьютера негативно влияет на зрение, существуют игры, которые оказывают положительное влияние на глаза ребенка. Популярные шутеры улучшают способность различать самые мелкие детали и тонкие оттенки серого. Они также стимулируют работу теменной и лобной долей мозга.
  4. Снимают стрессовое напряжение. Компьютерные игры приносят пользу для психики ребенка: снимают стресс, помогают избавиться от депрессии и поднимают настроение.

У компьютерных игр есть положительные качества, но отрицательных намного больше, давайте рассмотрим их:

Если с влиянием компьютерных игр на неокрепший детский организм все более-менее понятно, потому что появляются жалобы на самочувствие, то психика – материя тонкая. Тут все может быть не настолько очевидно, но и последствия для нервно-психического здоровья ребенка могут быть гораздо тяжелее.

Однозначно стоит обратить внимание на такие признаки: ваш сын или дочка, регулярно играющие в компьютерные игры, стали раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез.

 Исследования показали, что зацикленные на играх люди чаще переживают депрессивные и беспокойные состояния, чем остальные. У детей это выражается в повышенной возбудимости, отсутствии навыков общения.

Тревожные сигналы:

  1. неспособность сконцентрироваться
  2. нарушение сна
  3. тревога
  4. раздражение и социальные фобии

У детей, которые играют в игры с элементами жестокости, чаше возникают фантазии, связанные с агрессией; они больше склонны к агрессивному поведению. Кроме того, они и сами с большей вероятностью могут стать жертвами чужой агрессии). Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения  В некоторых случаях увлечение играми может вызывать судороги. Научных доказательств того, что компьютерные игры могут спровоцировать припадок обычной эпилепсии, не существует. А вот припадок фотосенситивной эпилепсии может быть вызван такими визуальными раздражителями, как мигающий свет, ряд повторяющихся геометрических форм или движущихся объектов.

Зависимость от компьютерных игр – это расстройство контроля импульсов, похожее на то, что возникает у пристрастившимся к азартным играм (вроде рулетки). Симптомы включают изменения веса (в любую сторону), пренебрежение личной гигиеной, снижение социальных взаимодействий и нарушение сна).

Искаженное мировосприятие – беда современных детей. Отдельно хочется сказать про влияние компьютерных игр, связанных с насилием, на психику детей, особенно мальчиков 8-15 лет, так как они традиционно являются целевой аудиторией игр, связанных с военными кампаниями, спецоперациями, битвами с монстрами и т.д.
СМИ, медики и учителя бьют в набат по поводу обострившейся проблемы детской ЖЕСТОКОСТИ. Случаи, когда дети и подростки убивают своих сверстников, уже настолько часты, что даже перестали шокировать. А истоки этой «звериной» жестокости во многом оттуда, из компьютерных «игрушек», культивирующих силу. У детей, много и часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие
:

  1. Ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;
  2. Ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;

За самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет!

Просто задайте себе вопрос: хотите ли вы, чтобы ваш ребенок жил в социуме по законам «стрелялки»? Вместо навыков общения, умения находить компромиссы и слышать других, решал все проблемы, как мускулистые мужики в играх, обвешанные оружием?
При этом не стоит думать, что уж ваша-то дочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности. 

Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. 
Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает. Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.

Что же можем сделать мы, родители, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние компьютерных игр на своего ребенка?
Ничего нового тут не придумать – интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним времени, показывайте ему, что есть другие формы досуга – спорт, книги, настольные игры, хобби.
Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка вместо вас;

  1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. Если родители разрешают играть ребенку не более 30 минут в день, то сам не должен играть по два часа.
  2.  Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что ребенок может проводить за компьютером 30 минут в день, 2-3 раза в неделю, но обязательно с перерывами.
  3. Предложите ребенку составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, прогулку на природу, игра в шахматы, совместное рисование, дидактические игры, чтение и т. д.)
  4.  Не использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя убранные игрушки, съеденную кашу, быстрое одевание и т. д).
  5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т. к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
  6.  Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. 
  7.  При выборе игры учитывать особенности темперамента ребенка – меланхолику лучше предложить игры с элементами соревнований, холерику- интеллектуальные, флегматику – спортивные, а для сангвиника полезны игры- конструкторы. Правильно подобранные игры помогут скорректировать недостатки, присущие тому или иному типу темперамента.
  8. Предпочтение следует отдавать играм с исследовательской направленностью, которые формируют у ребенка познавательную активность, являющуюся залогом успешного обучения в школе в дальнейшем;
  9. Компьютерные игры должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка, поскольку прохождение слишком легкой игры не окажет развивающего эффекта, а слишком сложная или не по возрасту, скажется на психике ребенка отрицательно
  10. Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля, а также возможно установить запрет к отдельным играм, сайтам, программам и ограничить время пребывания ребенка за компьютером.

Список литературы

  1. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр
  2.  Викентьева Е. Компьютер как диагноз. Эпидемия электронной наркомании // Еженедельная газета интеллигенции. № 12 (7220) 6 - 12 апреля 2000 г.
  3. Типы компьютерных игр и как они влияют на детей  http://tamtararam.ru/informacionnye-texnologii-i-internet/vliyanie-kompyuternyx-igr-na-detej.html
  4. Глотова А. Г. Психические расстройства связанные с компьютером
  5. Баранова С.В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 186с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария конференции, посвященной Дню психического здоровья "Странные люди"

10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. День установлен по решению Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения в 1992 году.Целью В...

Роль сказки в психическом развитии дошкольников

Описано влияние сказски на психическое развитие детей дошкольного возраста.Описаны обучающие и воспитательные свойства сказки. Предложены различные приемы работы со сказками, которые модно использоват...

Исследовательская работа "Влияние компьютерных игр на здоровье"

Исследовательская работа "Влияние компьютерных игр на здоровье...

Статья: "Влияние компьютерных игр на здоровье детей"

Влияние компьютерных игр на детей опаснее, чем думают родители. Почему я решила напомнить им об этом? В моей группе периодически одна девочка рассказывает, как ей ночью страшно спать. Она дрожит и нак...

Влияние алкоголя и наркотиков на психическое здоровье молодежи.

Влияние алкоголя и наркотиков на психическое здоровье молодежи....

Участие в конкурсе буклетов «Психическое здоровье доступно всем», посвященного Всемирному дню здоровья.11.04.2022г.

Хизриева Хадижат Пашаевна,специальность 34.02.01. Сестринское делоКурс: III, группа: С926-2. представила буклет. Тематическое направление конкурснойработы: Психогигиена учебной деятельности студентов....

Городской конкурс буклетов «Психическое здоровье доступно всем», посвященного Всемирному дню здоровья.

Жюри в Городском конкурсе буклетов «Психическое здоровье доступно всем», посвященного Всемирному дню здоровья. МК№1...