"Атмосфера жизни семьи, как фактор физического и психического здоровья ребенка"
опыты и эксперименты на тему

Жабрикова Ольга Ивановна

Материал подготовлен с учетом особенностей воспитанников детского дома, Речь идет о "Семье" в детском доме об условиях их роживания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение для детей сирот и детей,        оставшихся без попечения родителей «Елабужский детский дом»

Выступление на тему:

Атмосфера жизни семьи как фактор физического и   психического здоровья ребенка.

                                           Выступление подготовила:

                                              воспитатель 1 квалификационной категории                              

                                                     Жабрикова Ольга Ивановна

               г.Елабуга  2016 год.

Семья как институт естественной биологической и социальной защиты ребенка, выступает источником и опосредующим звеном передачи ребенку жизненного опыта. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни маленького человека, которая оставляет глубокий след в его душе и коренным образом меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру. Все это оборачивается для детей детского дома тяжелыми последствиями для психического и физического развития ребенка, а зачастую как мы уже знаем, и нарушения здоровья.

Ребенок – сирота  требует специфических методов организации воспитания.

Отличительной  особенностью нашего детского дома является проживание в семье братьев и сестер. И наша задача – сохранение и формирование в лучших традициях родственных чувств между детьми, что должно быть основой в их дальнейшей жизни.

 За время работы в  условиях детского дома семейного типа, мы убедились, что жизнь в небольшом  по количеству детей детском доме положительно сказывается на развитии ребенка, улучшает его психическое состояние, позволяет воспитателям лучше его понять, приблизится к его проблемам, своевременно поддержать, помочь ему.  В этих условиях легче компенсировать утраченные детьми семейные связи, любовь, доверие, взаимопомощь.

 Основным источником психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к  воспитанию.

Такой подход возможен при создании  условий жизни, максимально приближенных к условиям в семье, теплой дружеской обстановки, которая  способствует взаимопониманию между детьми и взрослыми.

 В нашем доме четыре семьи, в каждой такой семье живут дети разного возраста, с разными характерами и темпераментами. Одни дети устают от непрерывного пребывания на людях, уединение для них чрезвычайно важно, уединяясь они сбрасывают психологическую нагрузку, осмысливают новое течение своей жизни, фантазируют. Для этого здесь созданы условия, ребенок может уединиться в своей комнате. Другие же, наоборот, стараются быть в центре внимания и таким образом компенсируют недостаток общения прошлой жизни. Каждый в отдельности требует особого внимания, индивидуального подхода и, конечно, тепла и домашнего уюта. Ведь всем известно, что если хорошо дома, то и разные неприятности переносятся легче.

 Руководствуясь основной задачей формирования духовно-нравственной личности, адаптированной к современным жизненным условиям посредством занятия спортом и приобщения к здоровому образу жизни, мы используем все формы и виды совместной деятельности детей: трудовую, игровую, учебную, спортивную, общественную, а также поддержание добрых семейных традиций, общий режим дня.  Все это сплачивает детей, способствует укреплению дружеских  родственных чувств.

Общие интересы объединяют детей, создают эмоциональный комфорт, опять же,  атмосферу доверия, что так необходимо для ощущения состояния уверенности, надежности.

Задачи воспитания « Спортивной семейки»:

  • Овладение детьми определенным кругом знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;
  • Повышение общего уровня здоровья воспитанников посредством приобщения к здоровому образу жизни, занятие туризмом, плаванием, закаливанием организма;
  • Формирование у ребят устойчивых интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.

 Непременным условием является обеспечение определённого уровня валеологической граммотности  воспитанников, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни. Для этого регулярно проводим с детьми различные мероприятия, занятия, например: «От вредной привычки до болезни всего один шаг»; «Алкоголю скажем «нет!», «Я выбираю здоровье!» и т.д.

 А что такое ЗОЖ?

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.

  1. Принцип ответственности за свое здоровье (каждый человек должен понимать, что его здоровье – это спокойствие близких, будущее его детей)
  2. Принцип комплексности (нельзя сохранять здоровье по частям, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни).
  3. Принцип индивидуализации обусловлен тем, что каждый человек уникален как с точки зрения биологической, так и психологической, и социальной.
  4. Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха.  «Люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно» (Введенский Н.Е. физиолог).

 

 Наша цель  способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни детей.

Образ жизни меняется с возрастом, поэтому  мы совместно с медперсоналом работаем над этим с учетом возрастных, физических и психических особенностей, где  предполагается воспитание культуры поведения, физической культуры и спорт, лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, учебно-воспитательная работа.

Воспитание культуры поведения: 

  • Гигиена тела (Прививаем детям навыки гигиены…., соблюдения режима).
  • Культура питания; ( дети учатся эстетично накрывать на стол, при этом соблюдая правила этикета: «Здоровое питание – отличное настроение», «Вкусные истории» и т.д.
  • Культура общения;  «Искусство общения»,  
  • Воспитание нравственности;
  • Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Физическая культура и спорт: 

  • Физкультурные досуги и развлечения
  • Дни здоровья;
  • Занятия в спортивных секциях: Ребята посещают футбольную секцию, еженедельно посещают бассейн, ледовый Дворец,
  •  В спартакиадах и соревнованиях наши воспитанники принимают участие ежегодно.

Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия: 

  • Комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног) – это летом, в оздоровительном лагере.
  • Лечебная физкультура  проводится мед. персоналом по семьям, согласно планированию.
  • Укрепляющая фитотерапия;
  • Контроль часто болеющих детей;  

Учебно-воспитательная работа:

 1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):

  • Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж; можно проводить и индивидуально и группами, нам удобно сейчас, когда у нас в семье дети почти одного возраста.
  • Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.); (используя ролевые игры, прививаем детям навыки оказания первой помощи.
  • Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).

2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:

  • Физкультминутки во время занятий;
  • Проветривание и влажная уборка помещений;
  •  Витаминотерапия – контролируется диетсестрой.
  • Функциональная музыка на занятиях, уроках.
  • Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью важно, как для школьников, так и дошколят

3. Специально организованная двигательная активность детей  - мероприятия с подвижными играми, занятия оздоровительной физкультурой с участием медперсонала, подвижные игры  дома и на свежем воздухе проводим ежедневно опять же  с учетом возрастных особенностей детей.

4. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведённой диагностики состояния физического и психологического здоровья детей , профилактические занятия, уроки, массовые оздоровительные мероприятия, спортивные оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья        выход на природу, экскурсии. «Малая олимпиада» , «Богатырские забавы»

     Важным условием в работе педагогического коллектива считаю

  • Владение методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;
  • Способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • Планомерное продвижение к достижению общего результата.
  •  И ,наконец ,здоровье самого педагога должно являться примером ЗОЖ.
  •  Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы.

Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы – это уже не мы, мы полностью вошли в роль .А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой – отдыхающим, собой – любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.

Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во-вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции  детей. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Пропишите себе рецепт оздоровления … и вновь творите. К  примеру, сделав утром зарядку, похвалите себя.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:

“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

В статье представлен первый опыт организации и проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физич...

Консультация" Роль музыкальных игр в воспитании физически и психически здорового ребенка".

Детская игра  - это собирание своего «Я», сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации, так считает американский психолог Джорж Мид. Другими словами в игре наибо...

" Здоровый образ жизни как способ сохранения, укрепления и восстановления здоровья ребенка"

В представленной работе отмечено формирование ответственного отношения детей к собственному здоровью, воспитание у них здоровых привычек и навыков. Поставлены задачи такие как:формирование знаний, уме...

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по профессиональному модулю ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Комплект оценочных средств по ПМ 01. Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста содержит практические задания для студентов ...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"

В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Искусственное и смешанное вскармливание"

Рассматриваются вопросы исусственного и смешанного вскармливания: определение, причины перевода, показания и правила кормления, отличие грудного молока от смеси, виды смесей....

«Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств». собрание

Тема: «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств».Класс: 3Цель: создание условий для формирования у родителей отчётливого представл...