Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»
статья по теме

Кузнецова Лариса Михайловна

В статье представлен первый опыт организации и проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития», который представляет собой совокупность регламентированных процедур, посредством которого членами аттестационно - квалификационной комиссии производится оценка профессиональной квалификации обучающегося.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, квалификационный экзамен, профессиональный модуль, общие и профессиональные компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznetsova_l.m._statya_kvalifikatsionnyy_ekzamen.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

Кузнецова Лариса Михайловна

ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 «Митино»

методист, преподаватель

В статье представлен первый опыт организации и проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития», который представляет собой совокупность регламентированных процедур, посредством которого членами аттестационно - квалификационной комиссии производится оценка профессиональной квалификации обучающегося.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, квалификационный экзамен, профессиональный модуль, общие и профессиональные компетенции.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе обеспечение их эмоционального благополучия, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), является неотъемлемой частью педагогического процесса в образовательном учреждении. В указанном стандарте большее внимание, чем это было прежде, уделяется физическому развитию и воспитанию дошкольников, ориентированного на приобретение опыта в различных видах поведения детей: например, в двигательном поведении (при выполнении упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость). Фактически ФГОС ДО изменил сам подход к содержанию среднего профессионального образования специалистов, сделав приоритетной задачу охраны и укрепления физического, психического здоровья детей и их эмоционального благополучия.

При реализации ФГОС ДО на уровне среднего профессионального образования, по которому осуществляется обучение будущих специалистов в педагогическом колледже №18 «Митино» с сентября 2011 года, в подготовке обучающихся по специальности 050144 «Дошкольное образование», является профессиональный модуль 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие», по которому проводился первый квалификационный экзамен.

Значимо, что в федеральном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» в качестве результатов образования обозначены не только те, которые могут быть количественно измерены в ходе контроля, но и те, что с трудом подвергаются аналитическому разложению, связанные в первую очередь с воспитывающей и развивающей функцией образования. В связи с этим важно подготовить студентов и к проведению диагностической работы, позволяющей оценивать планируемые результаты освоения образовательной программы дошкольного образования, использовать разнообразные методы и формы оценки эффективности деятельности, а затем проверить сформированность у студента определённые стандартом компетенции.

Изучение профессионального модуля ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие» предполагает освоение обучающимися следующих профессиональных компетенций: планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, и т.д.

Единственной формой квалификационной аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный), который представляет собой совокупность регламентированных процедур, посредством которого членами аттестационной комиссии производится оценка профессиональной квалификации обучающегося или ее части (совокупности компетенций профессиональных и общих) одним или несколькими способами, что определенно в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО.

Квалификационный экзамен представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей. Условием допуска к квалификационному экзамену является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля, в том числе междисциплинарного курса (курсов) и предусмотренных программой модуля практик.

Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен) на экзамене квалификационном являлась положительная оценка освоения всех профессиональных компетенций по всем контролируемым показателям. Итогом экзамена явилось однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/ не освоен».

С целью подготовки к организации и проведению квалификационного экзамена в колледже для педагогов, реализующий данный модуль, была разработана и проведена серия обучающих семинаров и индивидуальных консультаций. В результате проведения семинаров с участием преподавателей профессионального модуля обсудили процедуру проведения экзамена, рассмотрены требования к проведению экзамена. Профессиональные и общие компетенции сгруппировали, таким образом, чтобы была возможность комплексно проверить их на основании общего задания, таким образом определили форму проведения экзамена - накопительный. Изучены особенности формулировки практических заданий, разработаны задания и критерии их оценивания, определена структура и критерии оценки проекта и портфолио, разработано «Положении о порядке организации и проведения квалификационного экзамена для оценки результатов освоения профессионального модуля студентами». Данное Положение определяет требования к итоговой аттестации по профессиональному модулю основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования, в том числе к содержанию и процедуре экзамена.

Для проведения квалификационного экзамена в ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 «Митино» составлен комплект контрольно-оценочных материалов, который включает: экзаменационные билеты, пакет экзаменатора, оценочный лист работы студента, оценочную ведомость по профессиональному модулю, экзаменационную ведомость.

Для оценки результатов обучения по профессиональному модулю «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» используется сбор порфолио, наблюдение за деятельностью студентов, проектирование и проведение режимных моментов, пробных физкультурных занятий и занятий по ЗОЖ, физкультурных досугов и праздников, проверку, анализ и оценку ведения документации. Как показала практика, данные методы и способы оценки повышают эффективность обучения, которое осуществляется студентами более осознанно.

Определив форму организации экзамена как накопительный (из нескольких этапов проведения). Так как

1. Необходимо оценить большое количество компетенций - всего 15.

2. Различаются два вида профессиональных компетенций- первый вид требует обязательное проведение мероприятий предусмотренных модулем (например:  Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом), второй вид – компетенции, которые можно оценить по подготовленным материалам (к примеру: Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие). Поэтому условно, квалификационный экзамен, мы разделили на две части:

Первая часть проходит на производственной практике в естественных условиях, непосредственно в образовательном учреждении, где обучающийся выполняет практическое задание «роль», то есть проведение режимных моментов с видео-фиксацией. Так как это требует первый вид пяти компетенций – непосредственное проведение. Комиссия проверяет и оценивает видео-ролики по разработанным ранее критериям. Таким образом данный этап квалификационного экзамена позволил комиссии оценить обоснованность методов и приемов организации режимных процессов для детей разных возрастных групп.

Вторая часть проходит в учебной аудитории, для защиты проекта, просмотра портфолио и выполнения кейс-заданий. То есть экзамен проведен в форме «здесь и сейчас» оценивающий девять оставшихся компетенции профессионального модуля.

Оценка освоения компетенций по организации и планированию мероприятий направленных на укрепление здоровья и его физическое развитие и ряда общих компетенций, проводилась на защите проекта. Для организации проектной деятельности были подготовлены требования к разработке проекта, его защите и критерии оценивания, с которыми студенты были ознакомлены заранее и разрабатывали проект по одной из двадцати предложенных темам, так к примеру по теме «Путешествие в страну Здоровья» - праздничная неделя в ДО обучающий разработал серию развивающих занятий по здоровому образу жизни и конспект музыкально-спортивного праздника «Путешествие в страну здоровья»; по теме «Веселая физкультура для детей и их родителей» - студент разработал комплексы оздоровительных мероприятий с фитболом для детей старшего дошкольного возраст. Таким образом каждый студент оценивался по усвоенным компетенциям, которые заложены в критериях оценивания. И смог максимально раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя индивидуально, показать свои знания, продемонстрировать публично достигнутый результат на защите проекта.

После защиты проекта студент получал кейс задания, которые предусматривали выявление усвоенных следующих профессиональных компетенций – «Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии» и др.,  и общих компетенций «Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей».

Выполнение кейса оценивался также по разработанным критериям. К примеру умение анализировать ситуацию и находить оптимальное количества решений; умение работать с информацией, и др.

Не все компетенции могут быть полностью оценены в ходе квалификационного экзамена и поэтому требуют отдельной формы проверки, результаты которой подтверждаются документами портфолио. Мы определили тип портфолио смешанный и предложили обучающимся примерную структуру портфолио. В состав портфолио входили документы, подтверждающие практический опыт, сформированность компетенций и качество освоения вида профессиональной деятельности. Основными принципами составления портфолио явилось системность, полнота, конкретность предоставляемых сведений; объективность информации, презентабельность. Студент имел право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. В портфолио были помещены иллюстративные фотоматериалы, отражающие производственную деятельность студента. Процедура экзамена не предполагала защиту портфолио, а сводилась к смотру портфолио членами экзаменационной комиссии.

Таким образом, квалификационный экзамен проводился как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателей, а именно старший воспитатель ГБОУ ДОУ №2320 «Маленькая страна» Зайцева Т.Ю. и старший воспитатель ГБОУ СОШ №1489 дошкольного отделения Ковалева О.Г. и, в целом, направлена на оценку овладения квалификацией. Серьезным вызовом стандарта стал факт значительного повышения роли работодателей в оценке квалификации студентов. Вместе с тем, опыт первых лет показывает, что работодатель пока не очень охотно принимает на себя возложенную государственным документом функцию. Представителям работодателей до сформированности у них экспертной позиции предстоит пройти достаточно трудный путь.

Проанализировав итоги квалификационного экзамена в 2013 году в педагогическом колледже №18 «Митино», сделан вывод о том, что реализация программы профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» прошла успешно.

Но, проведенный экзамена высветил ряд моментов, на которые необходимо обратить внимание, всем кому предстоит организовывать экзамен по профессиональному модулю:

  1. Формы оценки усвоения компетенций предлагаемые на квалификационном экзамене используются в текущей деятельности очень мало (такие как проект, кейс и др.) поэтому для студентов это вызывают большие трудности;
  2. Необходимо совместная и скоординированная работа по контрольно-оценочным средствам для экзамена всем работающим по профессиональному модулю;
  3. Необходима рациональная группировка оцениваемых компетенций по модулю для подготовки более точной формы задания, позволяющей верно оценить проверяемые компетенции;
  4. Необходимо более тщательнее подходить к разработке критериев по каждому заданию.

Интеграция теоретического и практического обучения в ходе квалификационного экзамена позволяет переосмыслить роль общих и профессиональных компетенций выпускников СПО в рамках стандарта нового поколения.

Литература:

  1. Организация образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных стандартов СПО: сборник метод. Рекомендаций. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012. – 136с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО

Кузнецова Лариса Михайловна

ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 «Митино» методист, преподаватель

г. Москва ул. Авангардная д.14А кв.48

тел. (495) 233-75-54

Laro.82@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по профессиональному модулю ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Комплект оценочных средств по ПМ 01. Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста содержит практические задания для студентов ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и...

Рабочая программа профессионального модуля Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01 Д...

Методические рекомендации по учебной и производственной практике по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Педагогическая практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления о воспитательно – образовательном к...

Рабочая программа по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития (по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)

Программа профессионального модуля разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности 44.02...

Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Комплект контрольно-оценочных средств  предназначен для проверки итоговых образовательных результатов освоения ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физ...