Рабочая программа по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития (по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)
рабочая программа

Программа профессионального модуля разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование входящий в состав укрупненной группы специальностей  44.00.00 Образование и педагогические науки в части освоения основного вида профессиональной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_pm.01_15_gruppa.doc423 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

государственное бюджетное профессиональное  образовательное

учреждение Самарской области

«Борский государственный техникум»

«Согласовано»

Руководитель МК

________Л.В. Блинкова

«___»   августа   2017 г.

Протокол № _____

от «___»________2017 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УПР

________С.В. Ситников

«___»    августа   2017 г.

«Утверждаю»

Директор

________А.В. Антимонов

«___»  августа   2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля   ПМ.01  Организация мероприятий,

             направленных на укрепление здоровья  

             ребенка и его физического развития

 

для специальности                    44.02.01 Дошкольное образование

                                                           (гуманитарный профиль)

с.  Борское  

2017 г.

Программа профессионального модуля разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование входящий в состав укрупненной группы специальностей  44.00.00 Образование и педагогические науки

 

Организация-разработчик: ГБПОУ СО Борский государственный техникум

Разработчик: О.П.Долгих, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на

укрепление здоровья ребенка и его физического развития

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование входящий в состав укрупненной группы специальностей  44.00.00 Образование и педагогические науки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

          ПК 1.1 Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

         ПК 1.2 Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

         ПК 1.3 Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

          ПК 1.4 Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

         Программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке по направлению  Дошкольное образование.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля, требования к результатам освоения профессионального модуля

освоение содержания профессионального модуля  ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на  укрепление здоровья ребенка и его физического развития обеспечивает достижение следующих результатов: обучающийся должен

иметь практический опыт:

  • планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
  • организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;
  • организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
  • организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
  • взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;
  • диагностики результатов физического воспитания и развития;
  • наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
  • разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;

уметь:

  • определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
  • организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
  • создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
  • проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
  • проводить работу по предупреждению  детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
  • использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе  образовательного процесса;
  • показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
  • определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
  • определять способы педагогической поддержки воспитанников;
  • анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения;

знать:

  • теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
  • особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
  • теоретические основы режима дня;
  • методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в  соответствии с возрастом;
  • теоретические основы двигательной активности;
  • основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
  • методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
  • особенности детского травматизма и его профилактику;
  • требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  • требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
  • наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
  • особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;
  • основы педагогического контроля состояния физического здоровья и  психического благополучия детей;
  • особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;
  • теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;
  • методику проведения диагностики физического развития детей.

1.3. Количество часов для освоения программы профессионального модуля:

Всего – 465 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 357 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 238 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 119 часа;

учебной практики – 36 часов;

производственной практики – 72 часа.

В том числе часов вариативной части учебных циклов ППССЗ:

МДК.01.02 – 46 часов;

МДК,01.03 – 46 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на

укрепление здоровья ребенка и его физического развития 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2

Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3

Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4

Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 5.1

Разрабатывать методические материалы на основе

примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2

 Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3

 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и

образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 5.4

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности

в области дошкольного образования.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,  профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях  обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением  регулирующих ее правовых норм.

3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля  

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 5.1-5.5

Раздел ПМ 1. Изучение теоретико-методических основ укрепления здоровья   дошкольников и организации здоровьесберегающей среды

84

56

26

0

28

0

0

0

ПК 1.1

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 5.1-5.5

Раздел ПМ 2. Изучение теоретико-методических основ физического воспитания и развития дошкольников, развитие   двигательных умений и навыков

381

182

132

0

91

0

36

72

Всего:

465

238

158

0

119

0

36

72

3.2. Содержание  обучения  по профессиональному  модулю

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Изучение теоретико-методических основ укрепления здоровья   дошкольников и организации здоровьесберегающей среды

84

МДК.01.01. Медико-

биологические и

социальные основы здоровья 

56

Тема 1.1.  Основы гигиены

Содержание  

12

2

1.

Гигиенические требования к организации внешней  среды

2.

Особенности влияния факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье ребенка.

3.

Гигиенические требования к режиму дня, питанию и физическому воспитанию дошкольника

4.

Понятие рационального питания. Основные требования к режиму и рациону питания.  

5.

Формирование правильной осанки. Профилактика плоскостопия.

6.

Особенности, принципы, виды и формы закаливания

Практические занятия

8

3

1.

Анализ нормативно-правовой документации по гигиеническим требованиям

2.

Анализ требования к режиму и рациону питания по СанПиНу. Проектирование режима дня

3.

Значение гигиены окружающей среды для укрепления и сохранения здоровья

4.

Проектирование закаливающих мероприятий. Проектирование расстановки оборудования и мебели

Тема 1.2.  Детские болезни и их профилактика. Санитарно-просветительская работа

 

Содержание

12

2

1.

Заболевания нервной системы и их предупреждение

2.

Нарушения обмена веществ  и его профилактика

3.

Болезни органов дыхания.

4.

Инфекционные заболевания, их профилактика

5.

Аллергические состояния

6.

Кожные болезни. Инфекционные заболевания кожи

Практические занятия

6

3

1.

Психологический климат, как профилактика заболеваний в ДОО

2.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ДОО

3.

Санитарно-просветительская работа в ДОО.  Проектирование «Уголка здоровья»

Тема 1.3.  Первая помощь при неотложных состояниях и несчастных случаях.

Содержание

6

2

1.

Общие принципы оказания первой помощи при неотложных состояниях

2.

Первая помощь при закрытых повреждениях. Первая помощь при открытых повреждениях

3.

Меры предупреждения несчастных случаев и травматизма в ДОО и семье

Практические занятия

12

1.

Отработка алгоритма оказания первой помощи при травмах

2.

Отработка  техники наложения повязок на различные части тела

3.

Виды кровотечений, оказание первой помощи при различных видах кровотечений

4.

Отработка алгоритма оказания помощи при травматическом шоке.  Отработка способов остановки кровотечения

5.

Отработка  алгоритма проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца

6.

Отработка алгоритма оказания первой помощи при различного рода ранениях

Дифференцированный зачёт

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, научно-методической, нормативно-правовой литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к семинарским и практическим занятиям с использованием рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов, подготовка к их защите.

28

Тематика самостоятельной работы

Изучение нормативно-правовых документов, определяющих требования к содержанию помещения и оборудования.

Изучение нормативно-правовых документов, определяющих требования к режиму дня детей дошкольного возраста.

Изучение гигиенических требований к режиму дня, питанию и физическому воспитанию дошкольника.

Заболевания нервной системы и их предупреждение.

Составление схемы, отражающей причины и механизм развития неврозов.

Разработка рекомендаций для родителей, чьи дети страдают невротическими расстройствами.

Составление  сообщений на тему  «Профилактика и лечение невротических расстройств у детей дошкольного возраста».

Болезни органов дыхания
Разработка краткого словаря-справочника «Детские заболевания органов дыхания»,  который включает: определение заболевания, инкубационный период, специфические симптомы, карантин, профилактику.

Инфекционные заболевания, их профилактика.

Заполнение  таблицы «Инфекционные заболевания» на основе изученной литературы.

Подготовка презентаций по теме: «Детские инфекционные заболевания».

Раздел ПМ 2 . Изучение теоретико-методических основ  физического воспитания и развития дошкольников, развитие двигательных умений и навыков

381

  МДК.01.02.

Теоретические и

методические основы

физического воспитания

и развития детей раннего

и дошкольного возраста

96

Тема 2.1. Предмет теории физического воспитания. Основные понятия.

Содержание

8

2

1.

Теория физического воспитания

2.

Задачи физического воспитания

3.

Средства физического воспитания

4.

Методы и приемы физического воспитания

Практические занятия

6

3

1.

Изучение и анализ ФГОС по физическому воспитанию и развитию дошкольников

2.

Изучение и анализ содержания  программ физического воспитания и развития (в разных возрастных группа)

3.

Проектирование планов закаливания детского организма

Тема 2.2. Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания.

Содержание

8

2

1.

Содержание обучения в процессе физического воспитания

2.

 Этапы обучения физическим упражнениям

3.

Методика развития физических качеств, методика формирования навыков правильной осанки

Практические занятия

6

3

1.

Определение методов и приемов обучения физическим упражнениям

2.

Составление комплекса упражнений поэтапного развития ловкости у детей дошкольного возраста

3.

Подбор и анализ упражнений на формирование навыков правильной осанки для разных возрастных групп

Тема 2.3. Методика обучения физическим упражнениям.

Содержание

8

3

1.

Методика обучения гимнастике и строевым упражнениям детей разных возрастных групп

2.

 Методика обучения основным движениям детей разных возрастных групп

3.

 Методика обучения общеразвивающим  упражнениям детей  разных возрастных групп

4.

Общая характеристика спортивных упражнений и их значение и место в режиме дня в дошкольных учреждениях и в семье

Практические занятия

10

3

1.

Методика обучения гимнастике и строевым упражнениям детей разных возрастных групп

2.

Методика проведения подвижных игр для детей разных возрастных групп в разное время года.

3.

Проектирование и анализ  комплекса  упражнений,   физминуток  для разных возрастных групп

4.

Составление комплекса утренней гимнастики  для разных возрастных групп

5.

Подбор и анализ видов строевых упражнений для разных возрастных групп

6.

Проектирование и анализ фрагмента занятия по физическому воспитанию и развитию с использованием ОРУ

Тема 2.4. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

Содержание

12

3

1.

Задачи, содержание, типы и структура физкультурных занятий,  методика проведения физкультурных занятий с детьми разных возрастных групп

2.

Формы работы по физическому воспитанию и их взаимосвязь с другими видами деятельности  

3.

Режим двигательной деятельности детей разных возрастных групп в различное время года

4.

 Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

5.

 Повседневная работа по физическому воспитанию

6.

Индивидуальная работа с детьми  и занятия с подгруппами

7.

Методика проведения физкультурных прогулок с детьми разных возрастных групп

8.

Физкультурные досуги, значение, содержание досугов и их место в режиме дня

9.

Физкультурные праздники, особенности содержания и построения физкультурного праздника  

Практические занятия

12

3

1.

Анализ  задач, содержания и структуры  физкультурного занятия

2.

Анализ  многообразия форм работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и их взаимосвязь

3.

Проектирование задач, содержания и структуры  физкультурных занятий для разных возрастных групп

4.

Анализ организации индивидуальной работы с детьми

5.

Проектирование и анализ  подготовки и проведения физкультурного досуга  для разных возрастных групп

6.

Проектирование и анализ  подготовки и проведения физкультурного праздника  для разных возрастных групп

Тема 2.5. Планирование и учёт работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

Содержание

6

2

1.

Планирование работы по физическому воспитанию, виды планов, требования к планированию

2.

Учёт работы по физическому воспитанию

3.

Составление характеристик на детей

Практические занятия

6

3

1.

Проектирование  различных видов планов работы по физическому воспитанию

2.

Анализ предложенных планов работы по физическому воспитанию и развитию дошкольников

3.

Изучение и анализ учетной работы по физическому воспитанию

Тема 2.6. Оборудование и инвентарь для работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

Содержание

6

2

1.

 Значение материальной базы для работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении

2.

Требования к физкультурному оборудованию и инвентарю

3.

Оборудование и  его размещение в физкультурном зале, условия  хранения физкультурного инвентаря и оборудования

Практические занятия

8

3

1.

Изучение и анализ материальной базы дошкольного образовательного учреждения

2.

Составление  количественно-качественной  характеристики физкультурного оборудования и инвентаря

3.

Отбор физкультурного инвентаря в соответствии с целями и задачами занятий

4.

Нестандартное физкультурное  оборудование

МДК.01.03.

Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков                                          

86

Тема 3.1. Формирование правильной осанки

Содержание

1

2

1.

Основные движения: повороты, перевороты, ходьба на носках, гимнастические упражнения.

Практические занятия

20

3

1.

 Отработка навыков показа строевых упражнений: построения, перестроения

2.

Отработка навыков показа упражнений на гимнастических матах

3.

Отработка навыков показа упражнений на гимнастической скамье

4.

Отработка навыков показа упражнений на гимнастической лестнице

5.

Моделирование проведения подвижных игр, содержащих основные движения.

6.

Отработка навыков показа физических упражнений с использованием  гимнастических предметов

Тема 3.2. Укрепление мышц стопы и голени

Содержание

1

2

1.

Виды ходьбы, упражнения с различными  гимнастическими предметами

Практические занятия

22

3

1.

Отработка навыков показа различных видов ходьбы:

- гладкая ходьба;

- на носках;

- на пятках;

- на внешней и внутренней сторонах стоп.

2.

Отработка навыков показа упражнений на гимнастической лестнице.

3.

Отработка навыков показа  упражнений со скакалкой

4.

Моделирование проведения подвижных игр со скакалкой и другими гимнастическими предметами.

Тема 3.3. Развитие основных мышечных групп

Практические занятия

42

3

1.

Отработка навыков показа упражнений на развитие координации:

- упражнения на гимнастической лестнице;

- упражнения с гимнастическими предметами;

- выполнение прыжков на точность приземления;

- бег  с изменяющимися заданиями;

- бросание и ловля мячей и других предметов;

- катание  и броски мяча на точность;

- подвижные игры

2.

Отработка навыков показа упражнений на развитие выносливости:

- бег с разным темпом и в разных направлениях;

- прыжки через скакалку;

- прыжки через предметы;

- ходьба с заданиями;

- подвижные игры

3.

Отработка навыков показа упражнений на развитие гибкости:

- ходьба с высоким подниманием колена;

- ходьба с выпадами;

- ходьба с наклонами и поворотами туловища;

- ходьба в полуприседе, приседе;

- упражнения на гимнастических матах;

- подвижные игры с гимнастическими предметами

4.

Отработка навыков показа упражнений на развитие скоростно-силовых способностей:

- прыжки через предметы и на предметы;

- метание  различных предметов на дальность;

- подвижные игры

5.

Отработка упражнений мелкой моторики

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной , научно-методической, нормативно-правовой литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к семинарским и практическим занятиям с использованием рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов, подготовка к их защите.

Разработка планов-конспектов физкультурных занятий и утренних гимнастик, подвижных игр

91

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Изучение нормативно-правовых документов, определяющих требования к содержанию помещения, игровых и спортивных площадок и оборудования .

Изучение нормативно-правовых документов, определяющих требования к организации и проведению различных видов физкультурно-оздоровительной работы

Подготовка сообщения об организации двигательной активности детей на прогулке (для разных возрастных групп в разное время года)

Подготовка сообщения о значении подвижной игры в эмоционально-волевом развитии дошкольника

Конспектирование  и анализ публикаций по вопросам физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Подготовка мультимедийных презентаций по  вопросам физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Изучение и анализ методических рекомендаций к подготовке и проведению физкультурных занятий

Изучение и анализ методических рекомендаций к подготовке и проведению физкультурных досугов

Изучение и анализ методических рекомендаций к подготовке и проведению физкультурных праздников

Разработка кластера основных видов занятий по физическому воспитанию и развитию.

Разработка и оформление конспектов  различных  форм организации   и проведения физического воспитания и развития (утренней гимнастики, подвижных игр, упражнений, досугов, праздников и т.д.)

Проведение самотестирования по основным двигательным умениям и навыкам

Подготовка комплекса  строевых упражнений: построения, перестроения (отдельно по каждой возрастной группе).

Подготовка игрового занятия с использованием различных видов ходьбы.

Подготовка комплекса упражнений на развитие координации движений (по разным возрастным группам)

Подготовка комплекса упражнений на  развитие выносливости, гибкости, скоростно-силовых способностей (по разным возрастным группам)

Упражнение в совершенствовании  навыков выполнения физических упражнений, входящих в программу детского сада

Повышение уровня личной физической подготовленности

Упражнение в объяснении физических упражнений, указаний, в подаче команд, распоряжений на разных этапах обучения (по разным возрастным группам)

Учебная практика

Виды работ

1. Наблюдение и анализ подготовки и проведения физкультурных занятий в разных возрастных группах

2. Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах

3. Наблюдение и анализ проведения подвижных игр в группе и на свежем воздухе

4. Наблюдение и анализ  физкультурного досуга

5. Наблюдение и анализ физкультурного праздника

6. Наблюдение и анализ спортивного соревноания

36

Производственная практика   

Виды работ

  1. Подготовка, проведение и анализ физкультурных занятий в разных возрастных группах
  2. Подготовка, проведение и анализ утренней гимнастики в разных возрастных группах
  3. Подготовка, проведение и анализ подвижных игр в группе и на свежем воздухе
  4. Подготовка, проведение и анализ  физкультурного досуга
  5. Подготовка, проведение и анализ физкультурного праздника
  6. Подготовка, проведение и анализ спортивного соревнования

72

Всего

465

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация профессионального модуля предполагает наличие  учебного кабинета по педагогике.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:  аудиторные столы, стол преподавателя, стулья.

Учебно-методический комплекс: рабочая программа по профессиональному модулю, календарно-тематическое планирование профессионального модуля, контрольно-оценочные средства  по профессиональному модулю,  методические указания по выполнению самостоятельной работы.

Технические средства обучения: компьютер, принтер, сканер.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2015

Статьи:

  1. Алямовская В. Г. Опыт, традиции, принципы семейного воспитания в оздоровительной деятельности дошкольного учреждения / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 23. - С.8
  2. Архипов Б. Технологии здоровья / Б. Архипов // Обруч. - 2007. - N 4. - С. 20-22 Опыт создания программы оздоровления дошкольников. Примеры комплексов оздоровительных упражнений.
  3.  Волошина Л. Играйте на здоровье / Л. Волошина // Дошкольное образование. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - N 5. -
  4.  Волошина Л. Педагогическое наблюдение за двигательной активностью / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 6. - C.90-92
  5.  Героева В. Формы и методы закаливания / В. Героева // Детский сад со всех сторон. - 2006. - N 9. - С.2 (Приложение "Здоровье")
  6.  Киргинцева И. Физвоспитание круглый год: перспективное планирование / И. Киргинцева // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. - С.9-14. - Начало в N 9, окончание в N 12
  7.  Колесникова Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым / Т. Колесникова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 1. - С.83-87
  8.  Корнеева Т. В. Психическое здоровье дошкольника и телевидение / Т. В. Корнеева // Ребенок в детском саду. - 2007. - N 2. - С.84-88
  9.  Кудрявцева С. Г. Организация физкультурно-оздоровительной  работы с детьми раннего возраста / С. Г. Кудрявцева // Ребенок в детском саду. - 2005. - N 2. - С.60-64
  10.  Лысюк О. Л. Чтобы день стал добрым: примерный комплекс зарядки на неделю / О. Л. Лысюк // Ребенок в детском саду. - 2006. - N 5. - С.46-48
  11.  Полтавцева Н.О значении физвоспитания в развитии учебной деятельности / Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 6. - С.9-13
  12.  Свитцова Т. Физическое воспитание: формы организации / Т. Свитцова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 12. - С.23-24
  13.  Тема номера: "Физическое воспитание дошкольников" // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - С.37-70. - Содержание: Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников / А. Фролова. Умеете ли вы общаться со своим ребенком? Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры / С. Прищепа. Всей семьей на старт! Сценарий семейного спортивного праздника для детей старшей и подготовительной к школе групп / Т. Киреева. Утренняя гимнастика для малышей / Т. Харченко. Утренняя гимнастика для профилактики нарушений осанки и деформации позвоночника / Е. Подольская.
  14. Тимошкина Н. А. Подвижные игры - средство формирования готовности детей к обучению в школе / Н. А. Тимошкина // Начальная школа. - 2007. - N 8. - С.16-18
  15.  Толстикова Т. Растим здорового ребенка / Т. Толстикова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 4. - С.19-23
  16.  Шарманова С. Лето к нам пришло! / С. Шарманова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 7. - С.62-66
  17.  Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна / В. Якименко // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 2. - С.28-31

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.detskiysad.ru - информационно-образовательный ресурс, на страницах которого Вы сможете найти сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях и о многом другом. Материалы сайта будут полезными не только для молодых родителей, но и для студентов, воспитателей и методистов детских садов.
  2. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N2/p56-59.htm - научно-методический журнал «Физическая культура» – статья «Физическое воспитание дошкольников»
  3. http://festival.1september.ru/subjects/16 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - раздел «Работа с дошкольниками»
  4. http://www.sportfamily.ru - Спорт и семья: Все о Здоровом образе жизни для детей и их родителей
  5. http://www.ivalex.vistcom.ru/helth.htm - Все для детского сада: раздел «Здоровье малышей»

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Обязательным условием допуска к производственной практике  в рамках профессионального модуля ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития  является освоение  учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю - наличие высшего профессионального образования.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Осуществляет планирование мероприятий, направленных на развитие здоровья ребенка и его физическое развитие в соответствии с методическими требованиями

Практическая работа

Оценка продукта деятельности (планы работы)

Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом

Организует и проводит режимные моменты в разных возрастных группах

Практическая работа

Оценка продукта деятельности (планы работы)

Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима

Выбирает и проводит мероприятия в соответствии с возрастными и временными нормативами

Формализованное наблюдение

Оценка продукта деятельности (конспект)

Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии

Проводит педагогическое наблюдение за состоянием здоровья детей, заносит данные в карту  наблюдений за состоянием здоровья ребенка

Информационная документация составлена и заполнена  в соответствии с  заданной формой

 Оценка продукта деятельности (портфолио)

Самостоятельная работа

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

Методические материалы разработаны с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников    

Самостоятельная работа

Оценка продукта деятельности (методические материалы)

Создавать в группе предметно-развивающую среду

Спроектированная предметно-развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим нормам, возрасту детей и методическим рекомендациям

Самостоятельная работа

Оценка продукта деятельности (проект)

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования

на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Анализ педагогического опыта и образовательных технологий проведен по алгоритму

 Педагогический опыт, образовательные технологии систематизированы  по выбранной теме

Самоанализ различных видов деятельности проведен в соответствии с методическими рекомендациями

Самостоятельная работа

Тематические презентации

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,

рефератов, выступлений

Педагогические разработки, отчеты, рефераты, выступления соответствуют методическим рекомендациям учебного заведения

Оценка продуктов деятельности (разработка, отчет, реферат, выступление)

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности

в области дошкольного образования

 Продукт и защита исследовательской и проектной деятельности соответствует  методическим рекомендациям

 

Защита работы

Оценка продукта деятельности (реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрирует интерес к будущей специальности

Формализованное наблюдение

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Разбивает поставленную цель на задачи, подбирая из числа известных технологий (элементы технологий), позволяющие  решить каждую из задач

Выбирает способ (технологию) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

Самостоятельно задает критерии для анализа педагогической ситуации на основе смоделированной и обоснованной идеальной ситуации

Определяет проблему на основе самостоятельно проведенного анализа педагогической ситуации

Предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов текущего контроля

Формализованное наблюдение

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,  профессионального и личностного развития

Формулирует вопросы, нацеленные на получение недостающей информации

Характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей информационного поиска

Формализованное наблюдение

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

 Выбирает способ мотивации в соответствии с заданными критериями и ставит цель деятельности

Использует приемы организации и контроля работы воспитанников, резюмирует причины недостигнутых результатов, проводит рефлексию выполнения задания

Формализованное наблюдение

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях  обновления ее целей, содержания, смены технологий

Задает критерии  для сравнительного анализа информации в соответствии с  условиями обновления целей профессиональной деятельности, смены технологий

Делает выводы о применимости общей закономерности в конкретных условиях

Формализованное наблюдение

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

Определяет реальный уровень состояния материально технической базы, спортивного и игрового оборудования, места проведения занятий в соответствии с критериями и требованиями техники безопасности

Проводит инструктаж по технике безопасности

Отслеживает  вид нагрузки в соответствии с уровнем физической подготовленности и состоянием здоровья ребенка  

Формализованное наблюдение

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы

Оценка продуктов деятельности (журнал по технике безопасности)

Строить профессиональную деятельность с соблюдением  регулирующих ее правовых норм

Соблюдает правовые нормы,  регламентирующие профессиональную деятельность

Формализованное наблюдение

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01  Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья

ребенка и его физического развития

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

Нормативный срок освоения ОПОП:  3 года 10 месяцев

Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения модуля:

освоение содержания профессионального модуля ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития обеспечивает достижение следующих результатов, обучающийся должен

иметь практический опыт:

- планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;

- организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;

- организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;

- организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;

- взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;

- диагностики результатов физического воспитания и развития;

- наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;

- разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;

уметь:

- определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;

- планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;

- организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;

- создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;

- проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;

- проводить работу по предупреждению  детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;

- использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе  образовательного процесса;

- показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;

- определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;

- определять способы педагогической поддержки воспитанников;

- анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения;

знать:

- теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;

- особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);

- теоретические основы режима дня;

- методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в  соответствии с возрастом;

- теоретические основы двигательной активности;

- основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;

- методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;

- особенности детского травматизма и его профилактику;

- требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;

- наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;

- особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;

- основы педагогического контроля состояния физического здоровья и  психического благополучия детей;

- особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;

- теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;

- методику проведения диагностики физического развития детей.

       Освоение содержания профессионального модуля ПМ.01  Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития обеспечивает формирование и развитие профессиональной деятельности и универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования профессиональных и общих компетенций.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2.  Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК.11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её профессиональных норм.

Наименование разделов профессионального модуля ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития:

Раздел ПМ 1. Изучение теоретико-методических основ укрепления здоровья   дошкольников и организации здоровьесберегающей среды.

Раздел ПМ 2.  Изучение теоретико-методических основ физического воспитания и развития дошкольников, развитие   двигательных умений и навыков.

Учебная практика.

Производственная практика.

Программой профессионального модуля предусмотрены  виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

465

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

238

в том числе:

     практические занятия

158

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

119

Учебная практика

36

Производственная практика

72

Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ 44.02.01 Дошкольное образование.

Методическое и информационное обеспечение профессионального модуля:

1. Рабочая программа по профессиональному модулю.

2. Календарно-тематическое планирование  профессионального  модуля.

3. Контрольно-оценочные средства  по профессиональному модулю.

4. Методические указания по выполнению самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

В статье представлен первый опыт организации и проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физич...

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по профессиональному модулю ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Комплект оценочных средств по ПМ 01. Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста содержит практические задания для студентов ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и...

Рабочая программа профессионального модуля Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01 Д...

Методические рекомендации по учебной и производственной практике по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Педагогическая практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления о воспитательно – образовательном к...

Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Комплект контрольно-оценочных средств  предназначен для проверки итоговых образовательных результатов освоения ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физ...