Консультация" Роль музыкальных игр в воспитании физически и психически здорового ребенка".
консультация на тему

Першина Татьяна Петровна

Детская игра  - это собирание своего «Я», сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации, так считает американский психолог Джорж Мид. Другими словами в игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Подвижная игра служит для ребенка лекарством от стресса и усталости, развивает физические качества, повышает выносливость всех систем организма. Ведь из всех видов физической нагрузки аэробной направленности, которые повышают психическое здоровье, бег является наиболее популярным.

Совмещение в деятельности ребенка элементов различных игр и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности создает условия способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение для его учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкальных игр в воспитании физически и психически здорового ребенка.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение.Именно в этот период на помощь ребенку приходит игра.

Детская игра  - это собирание своего «Я», сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации, так считает американский психолог Джорж Мид. Другими словами в игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Подвижная игра служит для ребенка лекарством от стресса и усталости, развивает физические качества, повышает выносливость всех систем организма. Ведь из всех видов физической нагрузки аэробной направленности, которые повышают психическое здоровье, бег является наиболее популярным.

Совмещение в деятельности ребенка элементов различных игр и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности создает условия способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение для его учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества, корригировать имеющиеся проблемы физического развития.

А.М. Горький писал: «Игра - путь детей к познанию мира,  в котором они живут, и который призваны изменить». Игра как бы создает перед малышом подобие жизни, которая ещё только ждёт его впереди. Чтобы ребенку было интересно жить и познавать новое, его нужно научить играть.

 Особенно эффективно внедрять игровые практики в другие сферы развития детей, например, в музыкальное развитие. Способность музыки и игры проникать во все сферы жизни ребенка и оказывать влияние на его всестороннее развитие и формирование его личности, способствуют  их интеграции  в педагогический процесс, организованном как дидактическая игра и направленном на формирование музыкально-эстетических интересов.

В музыкальной педагогике раннего возраста музыкально-игровая деятельность организуется посредством музыкальной и музыкально-дидактической игры, а также с помощью множества игровых приемов, позволяющих порадовать и заинтересовать ребенка, создать или поддержать определенное эмоциональное состояние, вовлечь в разные виды музыкальной деятельности, дать элементарные представления о сенсорных особенностях музыкального языка. Музыкальную основу этих игр составляют народные песни и классические произведения.

Музыкально-дидактическая игра рассматривается как деятельность ребенка, которая связана с выполнением определенных музыкальных заданий с целью развития музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, совершенствования движений. Однако, только наиболее простые из музыкально-дидактических игр предназначены для детей раннего возраста. Как правило, они представляют собой игровые задания, направленные непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение высоты, длительности, силы и тембра звука) и зачастую проводятся вне музыкального контекста.

Другой разновидностью игр, применяемых в музыкальном воспитании детей раннего возраста, являются игры, направленные на отражение характера музыки и ее сенсорных особенностей посредством движения. Такие игры называют музыкальными, но относят к типу дидактических, поскольку движение рассматривается как одно из средств музыкального воспитания. Совершенно очевидно, что осуществление подобной музыкально-игровой деятельности возможно только в том случае, если ребенок способен прислушаться к музыке и посредством движения прочувствовать и отразить не только общее настроение музыкального произведения, но и его форму, темповые, тембровые, ритмические и звуковысотные особенности. Однако, ребенок раннего возраста обладает весьма ограниченным запасом движений, которые чаще всего носят непроизвольный характер, зачастую не прислушивается к музыке и не имеет опыта ее осмысленного восприятия. Приобрести такой опыт ребенок может в процессе дидактической игры, основанной на музыке, созданной специально для детей, содержащей близкие и понятные ему образы, и помогающей освоить не только определенные двигательные навыки, но и элементарные связи между музыкой и движением. В противном случае его игровая деятельность будет представлять собой игру под музыку, которая выполняет вспомогательную функцию и служит лишь для сопровождения движений и создания определенной эмоциональной атмосферы. Поэтому дидактическая игра, помогающая приобрести определенные двигательные навыки, на основе которых ребенок сможет освоить элементарные связи между музыкой и движением, является исходной формой музыкальной и музыкально-дидактической игры, а также неотъемлемым компонентом других видов музыкальной деятельности ребенка раннего возраста, имеющих эстетический характер.

Таким  образом, дидактическая игра представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом методов музыкального воспитания, обеспечивающих интеграционный подход к формированию музыкально-эстетических интересов ребенка раннего возраста, осуществляемому в неразрывной связи с целостным формированием его личности и познанием окружающей действительности. Объединяя музыку, поэтическое слово, пластическое движение, драматическое действие, художественные объекты и игру, дидактическая игра осуществляет формирование музыкально-эстетических интересов средствами разных видов искусства и различных видов музыкально-эстетической деятельности и создает условия для интеграции в области: физического, психического и эстетического развития; развития психических процессов; развития эмоционально-чувственной и интеллектуальной сферы; организации учебного процесса; освоения различных видов музыкальной деятельности; приобретения жизненного и музыкального опыта. Кроме того, в дидактической игре музыкально-эстетические интересы формируются в неразрывной связи с познавательным и нравственным интересами, образуя единую группу интересов, объединенных общей направленностью на освоение культурных ценностей, созданных в области музыкального искусства. При этом дидактическая игра выполняет функцию стержневого содержания музыкально-эстетической деятельности ребенка, а эмоционально-чувственное восприятие музыки, выраженное в движении — механизма, обеспечивающего интеграционные процессы в формировании его музыкально-эстетических интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

В статье представлен первый опыт организации и проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физич...

"Атмосфера жизни семьи, как фактор физического и психического здоровья ребенка"

Материал подготовлен с учетом особенностей воспитанников детского дома, Речь идет о "Семье" в детском доме об условиях их роживания....

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по профессиональному модулю ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Комплект оценочных средств по ПМ 01. Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста содержит практические задания для студентов ...

Методические рекомендации по организации педагогической практики в ДОО: УП.01.01 Наблюдение мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Методические рекомендации по организации педагогической практики в ДОО: «УП.01.01 Наблюдение мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие»[[{"type":"m...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и...

Польза лечебной физической культуры для физического и морального здоровья студентов БУ "Сургутский музыкальный колледж".

Польза лечебной физической культуры для физического и морального здоровья студентов СМК...