Роль сказки в психическом развитии дошкольников
творческая работа учащихся на тему

Семёнова Наталья Григорьевна

Описано влияние сказски на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Описаны обучающие и воспитательные свойства сказки. Предложены различные приемы работы со сказками, которые модно использовать в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_psihicheskom_razvitii_doshkolnikov.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СКАЗКИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ачева Вероника, студентка ГБПОУ Самарской области «Самарский

 социально-педагогический колледж», 2 курс

Научный руководитель – Семёнова Наталья Григорьевна,

                                                                                                      преподаватель психологии

Не многие задумываются о том, почему уже несколько веков подряд живут всем известные сказки «Золушка», «Маша и медведи», «Кот в сапогах» и др. А ведь в каждой сказке отображается определенная модель поведения, которая чему-то учит ребенка. Получается что, читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, любовь, дружба и справедливость.

К сожалению, современные родители, занятые зарабатыванием денег, не всегда уделяют достаточно времени своему ребенку. Все чаще у детей с малых лет игрушки заменяются на компьютерные игры, а сказки на мультики и телевизор. А ведь сказки из поколения в поколение передают народную мудрость.

С помощью сказки мы можем оградить малыша от различных внутренних страхов и недостатков в поведении, аккуратно приготовить ребенка к беседам о сексуальном воспитании. Сказка формирует будущую личность ребенка, закладывает основы мировосприятия и отношения с окружающими людьми и миром. Подчас то, что вплетается в наше воображение в детстве, остается там надолго, возможно, и на всю жизнь.

Сказка может завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Чтобы понять, как сказка может повлиять на малыша, нужно разбираться в механизме её влияния, знать, каким образом сказка воздействует на психику ребёнка.

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития дошкольника, которое во все времена использовали и воспитатели, и родители.

Сказка не только позволяет освоить ребёнку накопленный социально-культурный опыт человечества, но и создаёт у ребенка чувство психологической защищенности. Сказка вводит дошкольников в определенные воображаемые ситуации и заставляет пережить вместе с героями не только ситуации, но и ощутить чувства героев. Сказка, по мнению исследователя И. А. Ильина «есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния» [1].

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в тоже время загадочна.

Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. В сказке герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем, т.к. это для него более привлекательно.

Стиль сказки также понятен ребенку. Он еще не умеет мыслить логически и сказка не утруждает ребенка какими - то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Она предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию.

Таким образом, можно отметить, что сказка - это сгусток человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отображены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времен. Сказка формирует и поддерживает у детей созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте можно использовать различные приемы работы со сказками:

- сказкотерапевтическое рисование - дети рисуют сказки, что является прекрасным средством проявления творчества и фантазии;

- решение сказочных задач, при котором дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные способы взаимодействия с миром;

- самостоятельное сочинение сказок, при котором ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

На основе сказки можно играть.

Сказка помогает ребенку совершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять ее героев и отношения между ними.

Таким образом, именно сказка понятная любому малышу, может помочь воспитателям и родителям привить ребёнку правила поведения в обществе, научить дружить, помогает избавиться от тревоги и страхов, способствует развитию речи. Значимость данного исследования состоит в возможности использования полученных знаний  родителями и воспитателями в работе с дошкольниками.

Использованные источники:

  1. Беттельхейм Б. Польза и значение волшебной сказки. /учебное пособие. - М.: Лаффонт, 1998г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Роль занимательных игр для всестороннего развития дошкольников через LEGO - конструирование "

Опыт работы по теме:«Роль занимательных игр во  всестороннем развитии дошкольников через LEGO - конструирование»     Чернышова Оксана Ивановнавоспитатель перв...

Презентация "Обучение и его ведущая роль в умственном развитии дошкольников"

Презентация "Обучение и его ведущая роль в умственном развитии дошкольников"...

РОЛЬ НАРОДНЫХ СКАЗОК В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ И УМЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир...

Статья на тему: «Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей»

Статья на тему: «Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей» Сказки – древнейшее средство нравственного, этического воспитания, они формируют поведенческие ст...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии детской эмоциональности"

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращен...

"Роль дидактических игр в развитие речи дошкольника."

Дидактические игры играют огромную роль в развитие речи детей: пополняется и активизируется словар, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно произносить сво...