Экспериментальное занятие с подростками "Конформизм. Раскрой свою индивидуальность"
видеоурок

Ольга Ивановна Кожухова

Конформизм в настоящее время является распространенным явлением. 

Цели экспериментального занятия:

Сформировать у обучающихся представлений о понятии «конформность», как об одной из черт  характера, способствующей появлению разного рода зависимостей.

Учить задавать разные типы вопросов собеседнику.

Способствовать развитию самосознания, пониманию своих сильных и слабых сторон характера, их укреплению.

Развивать доверие, уверенность в себе и коммуникативные навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konformizm.docx686.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конформизм, как общественное явление.


Конформизм или конформность ( от лат. подобие) -это следование правилам, установкам и нормам группы, под влиянием реального или воображаемого давления.

Человек осознанно или подсознательно пытающийся соответствовать и следовать поведению группы становиться конформистом. Он может менять собственное мнение и поведение в угоду толпы. Конформист не готов идти на конфликт даже если это расходиться с его собственными принципами.Такой человек лишён осознанности, внутреннего стержня и не находиться в позиции ребёнка.

Противоположный тип личности - нонконформист - это человек свободный от влияния толпы, самодостаточный, уверенный в своих убеждениях и ценностях.Таких людей подавляющее меньшинство, но они, как правило, управляет большинством, так как имеют твёрдую жизненную позицию, способны её отстаивать и находятся в позиции взрослого.
Предлагаю посмотреть ролик, который ярко демонстрирует оба типа поведения. Обратите внимание, что из всей группы только один ребёнок оказался не подвержен влиянию большинства.
 https://www.youtube.com/watch?v=Rs81plZZSdo

Эксперимент

Нескольким участникам присваиваются номера и перемешивают, чтобы последним сидел №8. Участникам выдаётся задание 2 и последнему №8 задание1. Все по очереди называют ответы, последний должен принять решение о конформности.

1.Перед вами логическая задача, вы должны её решить в уме за определённое время и не раздумывая дать ответ, когда вас спросят. Во время выполнения запрещено любое обсуждение. Также вы должны сохранять молчание при ответах других участников.

2. Эксперимент проводиться над участником номер 8. В целях эксперимента, когда вас попросят дать ответ на решение задачи, вы никак себя не выдав – с серьёзным видом, должны ответить: «80». Обсуждение с другими участниками во время эксперимента запрещено.

                                     C:\Users\1\Desktop\rj-HhzV1HyQ.jpg

Данное явление носит название конформность- изменение в поведении или мнении человека под воздействием реального или воображаемого влияния со стороны другого человека или группы людей. 

Ролик с кашей

Как вы думаете какие причины могут стоять за конформным поведением?

Это явление очень ярко проиллюстрировал психолог Стэнли Милгрэм в 1963г.  Будучи евреем, Милгрэм пытался понять причины холокоста и поведение нацистов во времена ВОВ. Он выдвинул гипотезу, что граждане Германии не были по природе жестокими палачами, а лишь следовали приказу авторитетов, имея психологическую склонность к конформному поведению.

Суть данного эксперимента в том, чтобы выявить уровень склонности к зависимому подчинению и снятию с себя ответственности. Выбирались 2 человека, один из которых- ученик, подключался к специальному аппарату, генерирующему разряды тока, от слабых до очень сильных. Другой, учитель, при каждой ошибке должен был наказывать ученика разрядом тока. Самый первый разряд был очень слабым, всего 15 Вольт, но с каждой ошибкой сила тока увеличивалась еще на 15 вольт. Максимальная величина разряда составляла 450 вольт. Это в два раза больше, чем в обычной бытовой розетке, то есть достаточно много, чтобы нанести серьезные физические повреждения. Как вы думаете сколько % доходили до последней отметки в эксперименте?

https://youtu.be/9uAD7OMgZYs  Каковы причины конформного поведения людей при эксперименте?  Почему последний испытуемый, на ваш взгляд, отказался? Как вы его можете охарактеризовать? Какие качества в нём преобладают?

Таких людей называют нонконформистами.  Нонконформист- это человек свободный от влияния толпы, самодостаточный, уверенный в своих убеждениях и ценностях. Таких людей подавляющее меньшинство, но они, как правило, управляет большинством, так как имеют твёрдую жизненную позицию, способны её отстаивать и находятся в позиции взрослого.

Предлагаю посмотреть ещё один ролик и выявить ещё одну причину конформного поведения   https://youtu.be/LhzF47zjUhs 

Причины конформизма могут быть абсолютно разные: влияние авторитета, коллективное давление, эмоциональное воздействие, следование идее, боязнь критики, неуверенность в себе, но так или иначе конформное мышление присутствует у подавляющего большинства.

По мнению Эриха Фромма, социального психолага, подсознательная выгода конформного поведения заключается в возможности избежать тревоги и одиночества, но цена слишком большая- потеря собственного Я.

Почему люди подвержены внешнему влиянию? Каких качеств не хватает для противопоставления себя другим?

Уверенности https://youtu.be/LrO_ohHZ_cc

 Смелости https://youtu.be/9q3TFFfhc_w

 Отстаивание границ https://youtu.be/zqTPmW1og0s

 Эмоциональной устойчивости https://youtu.be/qY7bJVKOlJ0

Давайте сейчас попробуем по 10бальной шкале оценить насколько развито у вас каждое из качеств. Все эти качества являются показателем ассертивной личности.

Давайте представим ситуацию где большинство высказывает точку зрения, с которой вы не согласны. Ваши действия:

  1. Согласитесь, так как мнение большинства показатель истинности
  2. Согласитесь, так как не видите смысла вступать в спор с подавляющей массой
  3. Будете отстаивать свою точку зрения ни смотря ни на что
  4. Воздержитесь, так как не имеете достаточно аргументов

Ассертивность в самом ярком её проявлении демонстрирует Генри Фонда в феноменальной картине «12 разгневанных мужчин» https://youtu.be/KfwrXjNiIaQ

 .     Он отчётливо понимает, чего хочет и что чувствует

  • Умеет отстаивать свою точку зрения без агрессии и грубости, не реагируя на неконструктивную критику и манипулятивные выпады
  • Относится к окружающим с уважением, не нарушает их границы
  • Умеет слушать других, принимать во внимание их мнение
  • Принимая решения, учитывая объективные факторы, а не эмоции
  • Не боится брать ответственность за свои мысли, слова, действия
  • Независим от чужих оценок
  • Легко и эффективно строит коммуникацию
  • Уверен в себе и эмоционально устойчив

Главный герой в фильме демонстрирует как подавляющее меньшинство, управляет большинством, имея твёрдую жизненную позицию, конструктивный подход и независимость от любого влияния. В конечном итоге, все присяжные проголосовали против смертной казни, благодаря тому, что №8 противопоставил стереотипам, категоричности и тоннельному мышлению аргументы, логику и умение коммуницировать. Очень рекомендую эту картину к просмотру как пример зрелой жизненной позиции, умения вести переговоры и отстаивать свою точку зрения.

Эксперимент

Кто знает этого человека или эксперимент прошу поднять руку.

Выбирается 6 человек. Троих выводят из комнаты, остальным троим дается характеристика 1 и задается вопрос. Затем входят остальные, которым дается вторая характеристика и задается этот же вопрос.

Ваша задача описать этого человека. Какие у него черты лица? О чём говорят глаза? Какой на ваш взгляд характер? Как вы думаете, каков этот человек?

1.Немецкий оберштурмбаннфюрер СС, непосредственно отвечавшего за преследование, изгнание и депортацию евреев и тем самым за «окончательное решение еврейского вопроса», следствием чего стала гибель до 6 млн человек. Известен как «архитектор Холокоста».C:\Users\1\Desktop\52504753320_e02f3e3ee0_h.jpg

2.Австрийский композитор, музыкальный педагог, дирижёр и общественный деятель известный в первую очередь своими симфониями, которые отличаются богатым гармоническим языком и сложной полифонией.

Эксперимент

                    C:\Users\1\Desktop\0-a-a-.jpg

На фото мать, которая переживает утрату ребёнка

На фото преступница, которой только что вынесли приговор за жестокое преступление

Постарайтесь дать объективную характеристику портрета. Как вы считаете, какие чувства, эмоции она испытывает? Какой у неё характер? О чём говорят её глаза? Постарайтесь угадать её мысли.

Эксперимент

Группа делиться поровну, сначала задается вопрос одной группе, без присутствия первой, затем, выводиться вторая и задается следующий вопрос второй.

«Данная картина нарисована очень талантливым, но еще неизвестным художником, постепенно набирающим популярность. По оценкам независимых экспертов стоимость данной картины может достигнуть 50 000 долларов. Вопрос к вам.

При условии, что у вас есть вполне приличная сумма свободных денег в наличии, сколько бы вы лично заплатили за эту картину максимально? Если вы любитель искусства, и она вам нравится, вы можете ее оставить ее у себя дома. Если вы инвестор, вы можете затем, продать ее, имея информацию, что популярность данного художника растет.

               C:\Users\1\Desktop\Jackson_Pollok-Nomer5_1948.jpg

«Данная картина нарисована моим знакомым, который решил попробовать себя в рисовании. По оценкам независимых оценщиков стоимость данной картины максимум может быть около 50 долларов

Вопрос к вам.

При условии, что у вас не так много денег, но вы можете потратить пару лишних баксов, сколько бы вы лично заплатили за эту картину?

Сравниваются результаты. Как думаете, почему такие разные результаты?

Каждой группе давалась разная информация, которая влияла на психологическое сознание. В первом случае оказывалось эмоциональное влияние, во втором влияние авторитетного мнения, что в очередной раз доказывает силу внешнего воздействия на человека.

Своего рода это манипуляции, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Мы не не осознаём, как ежедневно сами манипулируем людьми или становиться объектом манипуляции.

             Что такое манипуляции? Как вы к ним относитесь?

Слово «манипуляции», как правило, вызывает у людей какие-то негативные реакции, в глазах появляется беспокойство, возникает нервозность. Манипуляцию люди воспринимают как агрессивное поведение, нарушение границ, но так ли это на самом деле?

Нужно понимать, что склонность к манипуляциям заложена у нас рождения, мы впитываем манипулятивные действия с молоком матери, с воспитанием, с самых ранних контактов с другими людьми. Вся педагогика основана на манипуляциях. И все это переходит во взрослую жизнь, практически без трансформации. Ребенок прекрасно видит, как манипулируют им и друг другом его родители, и сам потихоньку начинает использовать эту стратегию воздействия. Но не всегда, манипулируя нами, нас хотят обмануть, использовать, иногда манипулятор преследуем благие цели, например- забота, справедливость и пр. Как же понять, манипуляции – это помощь или агрессия, необходимость в решении определенных жизненно важных вопросов или все-таки нарушение границ и лишение человека права выбора?

В целом это явление нейтральное.
Манипуляция - это способ воздействия на человека с определённой целью. По своей сути манипуляции - это инструмент, который может быть использован по-разному. Психотерапевт Д.Устинов сравнивает понятие манипуляция с ножом: «В зависимости от того, в каких руках он находится, нож может служить как инструментом для хирургических операций, так и орудием убийства».

Ответьте честно на вопрос: использовали ли вы людей для достижения определённых целей? В каких ситуациях это происходило? Замечали ли вы как сами становились объектом манипулятора?

Мы всегда преследуют определённые цели. Эти цели могут быть как позитивными, преследующими благие намерения, так и негативными, используемые в своих интересах. Важно так же понимать, что манипуляторы всегда воздействуют на чувства другого, вызывая жалость, гнев, удовольствие, страх или вину. Необходимо научиться различать допустимую и недопустимую манипуляции.

Позитивная манипуляция может использоваться в образовании, как средство развития, в семье, как защитная функция, в работе специалистов (коуч, психолог), для улучшения качества жизни. Это могут быть: комплименты, похвала, вовлечение, интерес, побуждение к действию.

Негативная манипуляция всегда направлена на подчинение своим интересам. Она может выражаться в обиде, критике, оценке, сравнении, провокациях, шантаже, жалости, игнорировании.
С каким видом манипуляции вы сталкивались? Привести примеры.


В роликах представлено несколько видов манипуляции. Попробуйте определить их вид, цель и чувство на которое воздействуют манипуляторы?

Практическое применение выводов исследования состоит в следующем:

Можно научить людей чувствовать себя более ответственными: тогда они смогут сопротивляться неуместным и вредным приказам.

Если люди, которые следуют приказам, чувствуют пониженное чувство ответственности за свои действия, то, возможно, люди, которые отдают приказы, должны чувствовать повышенную ответственность. Общество должно тщательно управлять таким распределением ответственности.

Если большинство людей будут брать на себя ответственность и понимать, где простираются ее границы, то, возможно, наше общество станет лучше. От управления «человеческими ресурсами» люди придут к осознанному сотрудничеству. Пока что об этом остается только мечтать, но даже небольшое движение в эту сторону было бы полезно для социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия – лабораторная работа «Экспериментальное исследование при взбивании сливок и желе для приготовления крема и мусса» по ПМ. 07 «Приготовление сладких блюд и напитков», профессия 260807.01 «Повар, кондитер»

Методическая разработка занятия  – лабораторная работа  «Экспериментальное исследование при взбивании сливок и желе для приготовления крема и мусса» по ПМ. 07 «Приготовление сладких блюд и н...

Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе . «Посадка лука».

Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе . «Посадка лука»....

Экспериментальная работа по теме "Влияние занятий физической культуры на уровень физической подготовленности студентов "Саратовского политехнического колледжа"

Для мониторенга берется группа студентов. При поступление в колледж проводится входной контроль физического развития, анкетирование. При окончание второго курса студенты контрольной группы проходят ко...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Где жевет вода?» Подготовила: воспитатель Байбара Е.Н.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе  «Царица – водица»...

Презентация к уроку по профессиональному модулю ПМ 03 Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновлении изделий тема: "Виды раскладок лекал при изготовлении изделий по индивидуальным заказам"

Учебный материал по профессиональному модулю ПМ 03 Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновлении изделий тема: "Виды раскладок лекал при изготовлении изделий по индивидуальным заказ...

Экологический фестиваль-конкурс "Раскрась свой мир"

27 апреля во Дворце учащейся молодёжи Хильмонович Виктория приняла участие​ экологическом фестивале-конкурсе ​ "Раскрась свой мир", который​ посвящен ​ Дню Земли. Участвовала в номинации экологический...

Экологический фестиваль-конкурс "Раскрась свой мир"

27 апреля студенты 17-2 группы посетили мероприятия "Раскрась свой мир", где приняли участие в экологическом квизе. Где получили положительные эмоции, цветные браслеты в подарок. С каждым годом участ...