Активизация познавательной активности студентов на занятиях по инженерной графике
статья

Для успешного изучения курса инженерной графики, необходимо наряду с усвоением многочисленных и разнообразных понятий, охватывающих проекционную суть чертежа, условностей и упрощений, правил, изложенных в стандартах ЕСКД и СПДС, сформировать подвижные пространственные представления и овладеть техникой графической работы. Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений студентами является собственная познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача преподавателя. Реализация данной задачи возможна через повышение эффективности урока, использование современных форм учебного процесса, широкого спектра внеклассной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_deyatelnosti_na_ig.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация  познавательной активности студентов  на занятиях по инженерной графике

Воловодова Л.М.

Содержание

I. Введение                                                                                                                   3

II. Основная часть

          1.Влияние мотивации обучения на активизацию познавательной деятельности студентов на уроках инженерной графики…

          2. Роль инженерной графики в профессиональном обучении                       4

          3. Пути активизации познавательной деятельности студентов                     5

          4. Применение мультимедийных презентаций – один из способов

активизации познавательной деятельности студентов

5 Вопросы – как способ активизации познавательной деятельности студентов на уроках инженерной графики

6  Самостоятельная работа студентов по инженерной графике – важнейшее направление активизации познавательной деятельности студентов

III. Заключение                                                                                                             8

IV. Литература                                                                                                             9

 

Введение

Государственный образовательный стандарт СПО ставит перед средними специальными учебными заведениями задачу поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, применения новых технологий обучения студентов. Реализация государственного стандарта среднего профессионального образования предусматривает значительное повышение качества подготовки специалистов, способных успешно решать свои профессиональные задачи в современных условиях.

Основные задачи колледжа

- формировать мыслящих специалистов;

- воспитывать у студентов потребность в обучении;

- вырабатывать у студентов умения приобретать, перерабатывать и самостоятельно обновлять полученные знания;

- выпускать специалистов, способных использовать усвоенные знания в новых условиях, самостоятельно решать возникающие проблемы и др.

Для успешного изучения курса инженерной графики, необходимо наряду с усвоением многочисленных и разнообразных понятий, охватывающих проекционную суть чертежа, условностей и упрощений, правил, изложенных в стандартах ЕСКД и СПДС, сформировать подвижные пространственные представления и овладеть техникой графической работы. Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений студентами является собственная познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача преподавателя. Реализация данной задачи возможна через повышение эффективности урока, использование современных форм учебного процесса, широкого спектра внеклассной работы.

Опыт практической реализации программы дисциплины «Инженерная графика» показал, что успешность её освоения намного повышается при использовании в процессе обучения разных форм деятельности: деловые игры, игровые ситуации, тесты, творческие задания, занимательные задачи.

Активность в обучении характеризуется проявлением устойчивого интереса к изучаемой теме, возникшей проблеме, задаче, направленностью внимания и мыслительных операций (исследования объекта, анализа и синтеза, сравнения и сопоставления и др.), пониманием изучаемого материала. Активизация учебно-познавательной деятельности способствует формированию личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно и критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять свои знания и применять их в трудовой деятельности. Чертежи наряду с устной и письменной речью служат средством общения между людьми. Чертеж, называемый языком техники, является международным языком. В процессе своего развития он приобретает все большее значение, без него невозможен дальнейший прогресс во многих сферах человеческой деятельности, обмен научно-технической информацией между народами.

В процессе овладения и оперирования графическими средствами заметно развиваются творческие возможности личности. Кроме того, без умения читать и выполнять чертежи, нет и не может быть профессиональной подготовки по подавляющему большинству профессий.

           1.Влияние мотивации обучения на активизацию познавательной деятельности студентов на уроках инженерной графики

Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. Отношение студентов к учению напрямую зависит от совокупности мотивов, которая определяет их учебную деятельность.

Студент осознает, что в современных условиях востребованным будет специалист, способный грамотно читать и понимать чертежи, умеющий по этим чертежам выполнить качественное изделие.

Важным моментом при проведении занятия является прослеживание межпредметных связей, что добавляет значимости изучаемому материалу. Все это направлено на то, чтобы у студента сложилось представление о том, что данное занятие - важный этап в профессиональной подготовке, а, следовательно, и в дальнейшей жизни.

 2. Роль инженерной графики в профессиональном обучении

Чертежи наряду с устной и письменной речью служат средством общения между людьми. Чертеж, называемый языком техники, является международным языком. В процессе своего развития он все больше интернационализируется, приобретает значения средства, без которого невозможен прогресс во многих сферах человеческой деятельности, обмен научно-технической информацией между народами.

Графические средства информации, и в частности чертежи, наиболее точны, емки и кратки. Без чертежей, умения их разрабатывать и читать немыслима деятельность практически всего народного хозяйства.

Вместе с тем общепризнано значение графической грамотности для воспитания всестороннее развитой личности в целом. Графические средства информации необходимы не только для успешного участия в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности. Вопрос стоит шире. В процессе овладения и оперирования графическими средствами заметно развиваются творческие возможности личности.

Курс инженерной графики (как учебная дисциплина) влияет на качество профессиональной подготовки по подавляющему большинству профессий.

Для того чтобы по плоским изображениям чертежа  во всех подробностях представить себе объемную форму изображенного предмета, необходимо выработать хорошо развитые пространственные представления и пространственное воображение.

Для успешного развития пространственных представлений необходимо по меньшей мере три фактора: систематическое изложение преподавателем курса (с привлечением учебной литературы), использование учебно-наглядных пособий и практическая работы студентов (упражнения). Упражнениям при изучении инженерной графики должен быть отдан приоритет. Особое внимание при этом уделяется заданиям, которые благодаря своей специфике позволяют связать процессы подачи и переработки информации, за очень короткое время проделать значительное количество упражнений, активизировать мышление учащихся, повысить интерес к изучению дисциплины.

3       Пути активизации познавательной деятельности студентов

 Пути активизации познавательной деятельности студентов

Классно-урочная система обучения таит в себе противоречие. Форма обучения на уроке — коллективная, процесс же усвоения остается индивидуальным. Это противоречие между коллективной формой и индивидуальным процессом усвоения зачастую приводит к уравнительному подходу, к равнению на «среднего» студента. Поэтому важно в преподавание дисциплины вносить новизну, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям - это особенности, составляющие сущность занимательности., создать условия для индивидуального обучения при коллективной форме проведения занятий. Поэтому одно из главных требований к современному уроку — дифференциация обучения. Отсюда следует, что фронтальную форму проведения занятий нельзя признать универсальной. Преподаватель должен искать оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной форм организации учебной работы.

В преподавании инженерной графики для этих поисков имеются широкие возможности. Работа студентов на занятиях большей частью проходит по индивидуальным заданиям. Активизация познавательной деятельности студентов на занятиях — один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления студентов имеет программированное и проблемное обучение. Что же может побудить студентов к активной мыслительной деятельности? Эмоционально-познавательное отношение к учебной деятельности возникает тогда, когда она организована как поиск ответа на вопрос, как решение возникающей перед ними задачи. Таким образом, ключ к интеллектуальной активности - исследование задачи, поиск ответа на вопрос.

В процессе обучения вопросы должны ставиться так, чтобы количество требуемой информации в них было оптимальным, т.е. не слишком малым и не слишком большим. Например: почему в черчении при изображении деталей пользуются параллельным, а не центральным проецированием? Чем отличается технический рисунок от аксонометрической проекции? И т.д. Вопросы должны заставлять студентов анализировать, исследовать, обобщать, делать выводы.

Значительно повышают эмоциональную привлекательность обучения элементы занимательности на уроке. В зависимости от поставленной преподавателем цели занимательность можно использовать перед объяснением нового ( в этом случае занимательная задача может выступать как проблема), в ходе объяснения нового (переключение внимания студентов), перед закреплением материала - словом, на любом этапе обучения. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Основа учебно - воспитательного процесса - в целеустремленной интеллектуальной активности, а не в эмоциональной впечатлительности.

Любое чередование заданий должно быть направлено в первую очередь на изменение в характере или темпе мыслительной деятельности. В связи с этим предусматривается смена учебной деятельности студентов путем введения коротких заданий на моделирование, сравнение изображений, поиск ошибок на чертежах, нанесение недостающих линий, реконструкцию изображений и др.

          4. Применение мультимедийных презентаций – один из способов

активизации познавательной деятельности студентов

Демонстрация мультимедийных презентаций относится к наглядным методам обучения. Мультимедийные презентации представляют собой совокупность слайдов, содержащих текст, рисунки, графики, анимации, звуковые и видеофрагменты. Суть применения мультимедийных презентаций состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию посредством показа слайдов, а студенты воспринимают, осознают ее и фиксируют в памяти.

Мультимедийные презентации, как и все наглядные пособия, помогают активизировать мышление студентов, сосредоточить их внимание на изучаемом объекте, помогают в обобщенном, схематичном виде представить изучаемые явления, дают возможность студентам представить взаимосвязь, последовательность различных частей в учебном материале.

Например, в презентации занятия по теме «Взаимное пересечение поверхностей тел» с помощью слайдов наглядно показывается последовательность построения линии пересечения двух фигур. А формулирование студентами правил выполнения и оформления разрезов по теме «Разрезы» было бы невозможным без сравнительного анализа деталей, чертежи которых демонстрируются на слайдах презентации к этой теме.

5 Вопросы – как способ активизации познавательной деятельности студентов на уроках инженерной графики

Современный уровень развития техники и технологи требует не просто профессионального, но творческого подхода к техническим специальностям, основанного на достаточно высоком уровне общеобразовательных, профессиональных знаний и навыков. Потребность в конкурентоспособных и мобильных специалистах диктует требование подготовки специалистов широкого профиля.

Необходимость активизации познавательной деятельности студентов и усиления их самостоятельности в получении знаний выдвинули проблемный метод обучения при изучении дисциплины «Инженерная графика».

При актуализации и закреплении знаний по данной дисциплине применяю проблемный метод, который целенаправленно ориентирует студентов на аналитический подход к формулированию ответа. Ответ на вопрос требует от студента логического мышления, применения соответствующих приемов умственной деятельности.

Таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность студентов при актуализации и закреплении знаний, на мой взгляд, следует ставить перед ними вопросы такого типа, которые бы вызывали у них активную мыслительную деятельность. Мы знаем, что не всякий вопрос может этого достичь.

Например, на такой вопрос, как «Влияет ли разрез на другие виды?» студент ответит, скорее всего, однозначно «Нет». Вряд ли по своей воле он будет продолжать дальнейшее рассуждение. По-другому будет проходить мыслительный процесс студента, если вопрос будет сформулирован, примерно, так: «Почему разрез не влияет на другие виды?». Он ставит перед студентом проблему.

Или вопрос, «Какие сложные разрезы вы знаете?» повлечет механическое перечисление этих разрезов. Но вопросы типа, «В каких случаях применяются ступенчатые разрезы?», «В чем особенность изображения ломаного разреза?», «Почему эти разрезы называют сложными?» прививают студентам навыки самостоятельного мышления.

Постановкой таких вопросов преподаватель добивается усвоения глубоких знаний, развития мышления студентов. Он учит студентов приемам умственной деятельности.

Вопросы на развитие мышления, а их называют познавательными, проблемными и логическими занимают в практике обучения технических дисциплин важное место. Это вопросы типа:

Ø    зачем?

Ø    почему?

Ø    каковы причины?

Ø    как объяснить?

Ø    как применить?

Ø    чем обусловлено?

Ø    от чего зависит? и т.п.

В практике обучения по дисциплине «Инженерная графика» использую и те, и другие вопросы. Умелое сочетание разных  видов вопросов способствует прочному усвоению готовых знаний и развитию мышления студентов. Такое сочетание основывается на психологических процессах, на совместной деятельности мышления и памяти.

6  Самостоятельная работа студентов по инженерной графике – важнейшее направление активизации познавательной деятельности студентов

Немаловажная роль в формировании технического мышления,  активизации познавательной деятельности студентов принадлежит самостоятельной работе.

Чтобы знания носили действенный характер, необходимо применять в системе учебных занятий наиболее эффективные методы и приемы организации обучения студентов, способствующие развитию у них познавательной активности. При этом надо помнить, что активизация мыслительной деятельности студентов при объяснении материала, очень важная, но лишь первоначальная ступень учебной работы. Не менее важно, чтобы первичное закрепление и проверка знаний так же проводились на основе активной умственной деятельности студентов.

Заключение

Подводя итог сказанному выше, необходимо отметить особую роль инженерной графики в профессиональном обучении.. Курс «Инженерная графика» направлен на формирование графической культуры учащихся; содействие активному развитию пространственных представлений и пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей студентов; обеспечение умения читать и выполнять различную чертёжно-графическую документацию; формирование личности студента, развивая его характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность. Курс даёт возможность студентам утвердиться в правильности выбора будущей профессии, освоить основы профессионального языка делового общения, увидеть сферы приложения своих профессиональных умений.

 Важнейшая способность, которую должен приобрести студент колледжа- это собственно способность учиться, которая радикальным образом скажется как на его профессиональном становлении, так и на возможности его последующего образования. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее - способность самостоятельного добывания знаний, основанная на творческом мышлении.При этом очень важным моментом является то, что все приведенные приемы и методы активизации студентов обеспечивают: обратную связь преподаватель – студент. Студенты более свободно и уверенно высказывали свои точки зрения. Налицо было лучшее усвоение студентами учебного материала. Словом, активизация мышления студентов является залогом его успешного образования, воспитания и развития.

 

Литература

 

 

1. Байкова Л.А.: Учеб. пособие для студ. высш .пед. учеб. заведений / Л.А.Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; Под ред. Л.А. Байковой.– М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 160с.

2. Воротников И.А. Занимательное черчение: Учебное издание / И.А. Воротников. - Просвещение, 1989.- 223 с.

3. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под общей ред. Проф. Г.П. Скамницкой. – М.:Гардарики, 2020. – 382с.

4. Кузьменко В.И.: Методика преподавания черчения: Пособие длч учащихся пед. училищ / Под ред. В.И. Кузьменко. – М.: Просвещение, 1981. – 272 с., ил.

5. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А.  Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕАУДИТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ "ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА ПРОТИВ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация Данная разработка позволяет объединить несколько дисциплин в одном занятии, учащиеся могут стать участниками настоящего судебного разбирательства. Возможность высказывать открыто свои мысли ...

Вводное занятие по инженерной графике

Презентация к вводному занятию по дисциплине инженерная графика. В нее входит: иллюстрированный материал по истории развития инженерной графики; иллюстрации к первой теме учебного занятия....

Открытое занятие по инженерной графике

Тема: «Соединение болтом, винтом, шпилькой»Специальность: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...

КОМПЛЕКСНЫЕ ЧЕРТЕЖИ МОДЕЛЕЙ Методические указания к практическому занятию по дисциплине Инженерная графика

Построение комплексных чертежей модели и основные правила построения чертежей . Алгоритм построения  аксонометрических проекций модели ....

Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D» занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме

Технология урока   по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D»занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме Этапы учебного занятияВремяЗ...

Внеаудиторное занятие по дисциплине профессионального цикла Инженерная графика на тему "Занимательная инженерная графика"

Цели:Мотивация обучающихся к познавательной деятельности.Повторение и обобщение знаний.Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.Формирование общеобразовательных и общек...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» ПО ТЕМЕ: «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»

Цели методической разработки:Оказание методической помощи начинающим преподавателям;Углубление знаний учащихся;Активизация познавательной деятельности учащихся;Выявление индивидуальных способностей уч...