Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный путешественник»
учебно-методический материал

Дешевых Татьяна Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный путешественник» имеет туристско-краеведческую направленность, относится к программам базового уровня освоения.

Активно работает Всероссийское движение школьников «Школа безопасности», в рамках движения проводятся туристские слеты, соревнования, походы.  Лето – наиболее благоприятный период для организации и проведения туристских походов, которые являются эффективным и доступным средством общего оздоровления, изучения природных и географических особенностей родного края. Это обеспечивает актуальность составления программы «Юный путешественник». Максимально актуален для современности и воспитательный потенциал туристской деятельности, который позволяет педагогу работать над формированием личностных качеств, сплочением детского коллектива, духовно-нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_puteshestvennik.docx469.35 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\tk-yu\OneDrive\Рабочий стол\11.jpg

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка………………………………………..…

3

1.2. Цели и задачи программы …………………………………….…

5

1.3. Содержание программы …………………………………………

7

Учебный план программы ……………………...…………………….

7

Содержание учебного плана программы ……………………………

8

1.4. Планируемые результаты освоения программы ………………...

10

2. Комплекс организационно-педагогических условий

11

2.1.  Календарный учебный график ………………………………

11

2.2. Условия реализации программы ……………………………….

12

2.3. Формы аттестации и контроля …………………………………

12

2.4. Оценочные материалы …………………………………………

13

2.5. Образовательные и учебные форматы …………………………

13

Список литературы для педагога…….………………………………

14

Электронные ресурсы …………………………………………………

16

Список литературы для учащихся……….…………………………...

17

Приложение 1. Оценочные материалы по

программе «Юный путешественник» …………………...……………

18

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный путешественник» имеет туристско-краеведческую направленность, относится к программам базового уровня освоения.

Активно работает Всероссийское движение школьников «Школа безопасности», в рамках движения проводятся туристские слеты, соревнования, походы.  Лето – наиболее благоприятный период для организации и проведения туристских походов, которые являются эффективным и доступным средством общего оздоровления, изучения природных и географических особенностей родного края. Это обеспечивает актуальность составления программы «Юный путешественник». Максимально актуален для современности и воспитательный потенциал туристской деятельности, который позволяет педагогу работать над формированием личностных качеств, сплочением детского коллектива, духовно-нравственных ценностей.

Программа составлена на основе нормативных и правовых документов:

  • «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21.12.2012, одобрен Советом Федерации 26.12.2012];
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
  • СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: принят постановлением Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.;
  •  Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Департамента государственной политики в сфере  воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»:  постановление Правительства Российской Федерации от 154.12.2015 № 1493;
  • Закон «Об образовании в Кемеровской области» от  05.07.2013 №86-ОЗ  [принят Советом народных депутатов Кемеровской области 03.07.2013];
  • Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области: приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.05.2019г. №740;
  • Устав МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»: [принят постановлением Администрации города Юрги от 11.02.2019 № 123].

Программа «Юный путешественник» составлена на основе федеральной Программы детского объединения участников движения «Школа безопасности»  (А.Г. Маслов, [31]).  Новизна программы в том, что её содержание предполагает непосредственное участие детей и их родителей в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности, обучение пониманию природы, умению пользоваться ее благами, не нанося природе вреда.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы «Юный путешественник» – от 10 до 12 лет (4-6 классы общеобразовательной школы).

Программа реализуется в очной форме, в период летних каникул, занятия проводятся с группами постоянного состава.

Режим занятий

Объем программы

Общее количество часов

Количество часов за период обучения

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятия

Количество часов в неделю

1 месяц обучения

46 часов

46 часов

2

2 академичес-ких часа

4 часа

В том числе 30 часов на зачетный степенной поход по муниципальному округу.

Кол-во часов

Вид туризма

Кол-во дней

Кол-во ночевок

30

пеший

3

2

Рекомендуемый состав группы от 10 до 15 человек.

Состав учащихся. Объединение формируется из учащихся:

- освоивших туристско-краеведческую программу (в объеме не менее 1 года обучения);

- принявших участие в однодневном учебно-тренировочном походе;

- принявшие участие в походе выходного дня;

- допущенных к занятиям по состоянию здоровья медработником;

- прослушавших вводный инструктаж по ТБ.  Содержание инструктажа по ТБ включает: правила поведения и меры безопасности во время туристского похода; сохранение порядка и чистоты на местности; противопожарная безопасность; ПДД, меры безопасности во время движения в транспорте и пешим порядком.

Для занятий учащимся необходимо иметь: спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

1.2. Цели и задачи

Целью программы «Юный путешественник» является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туризмом, формирование культуры здорового образа жизни.

Программа направлена на решение следующих задач.

Образовательные:

  • формировать у учащихся знания, умения по основам пешего туризма;
  • привить детям и подросткам туристские умения и навыки;
  • сформировать у школьников основные сведения о природе нашего края.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся морально-волевые качества, гражданственность, чувство любви к Родине и патриотизм;
  • развивать сплоченность коллектива детско-юношеского объединения, взаимопомощь и умение действовать в команде;
  • формировать у ребят навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье школьников.

Развивающие:

  • развивать мотивацию учащихся к здоровому образу жизни через занятия туризмом;
  • осуществлять всестороннее физическое развитие и общую физическую подготовку учащихся;
  • формировать потребности детей и подростков в саморазвитии, работать над формированием активной жизненной позиции, ответственности.

1.3. Содержание программы

Учебный план программы «Юный путешественник»

п/п

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

В том числе

Теория

Прак-тика

Введение.

Основы туристской подготовки

6

2

4

Участие викторине по  туризму  

Организация и проведение походов

8

2

6

Участие в квест-игре

Туристский поход

30

-

30

Участие в зачетном  туристском походе

Закрепление пройденного материала. Контроль освоения программы

1

-

1

Диагностика качества обученности – тестовые задания, квест-игра

Подведение итогов

1

-

1

Беседа

Итого за учебный год:

46

4

42

Содержание учебного плана программы

1. Введение. Основы туристской подготовки (6 часов)

Теория. Знакомство с содержанием курса. Права и обязанности учащихся.

Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Инструктаж по технике безопасности учащихся: техника безопасности на занятиях и тренировках, правила поведения в учреждении, обеспечение пожарной безопасности, порядок эвакуации из здания, действия при возникновении ЧС. Правила дорожного движения.  Правила поведения в незнакомом населенном пункте.  

        Перечень личного снаряжения для прогулки и однодневного похода, требования к нему.  Правила размещения предметов в рюкзаке. Как подготовить личное снаряжение к походу.

        Групповое снаряжение, требование к нему. Типы палаток. Походная посуда.  

Должности в группе постоянные и временные.        

Практика. Личное туристское снаряжение. Подготовка снаряжения (личной одежды) и уход за ним. Групповое туристское снаряжение, установка и сбор палаток. Игры «Что мы возьмем в поход», «Выбираем снаряжение».

Игра «Что возьмем с собой в поход?», эстафета «Кто быстрее соберет рюкзак». Прогулка с рюкзаком.

2. Организация и проведение походов (8 часов)

Теория. Подготовка к туристскому походу. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в походе. Правила поведения в палатке. Установка палаток. Виды костров

Правила разведения костра. Типы костров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Питание в туристском походе. Питьевой режим на маршруте.

Порядок движения группы на маршруте.

Практика. 

Подготовка личного и группового снаряжения. Установка палаток. Размещение вещей в них. Разведение костра, заготовка дров.

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

3. Туристский поход (30 часов)

Участие в зачетном туристском походе по родному краю.

4. Закрепление пройденного материала.

Контроль освоения программы (1 час)

Практика. Диагностика качества освоения программы – тестовые задания. Квест-игра по туризму.

5. Подведение итогов (1 час)

        Практика. Подведение итогов деятельности в учебном году. Перспективы работы объединения.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

После  курса обучения учащиеся знают:

  • правила техники безопасности на занятиях, в спортивном зале, на спортивной площадке, в лесу;
  • виды и предназначение туристского снаряжения

        учащиеся умеют:

  • работать с туристским снаряжением:
  • устанавливать палатку;
  • устанавливать бивак;
  • укладывать рюкзак;
  • подбирать одежду и обуви для тренировок, ухаживать за ними.
  • правила разведение костра, виды костров;
  • правила укладки рюкзака;
  • порядок движения группы на маршруте.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Дата начала учебного периода

Дата окончания учебного периода

4 недели

11 дней

1 июня

30 июня

 Календарно-тематическое планирование

Тема учебного плана

Тема занятия

К-во часов

Дата проведе-ния

  1. Введение. Основы туристской подготовки

(6 часов)

ТБ на занятиях и в походе.

2

Личное туристское снаряжение

2

Групповое туристское снаряжение

2

  1. Организация и проведение походов

(8 часов)

Подготовка к туристскому походу

2

Установка палаток. Виды костров

2

Питание в туристском походе

2

Отработка движения колонной

2

  1. Туристский поход

(30 часов)

Туристский поход

30

3. Закрепление пройденного материала. Контроль освоения программы (1 час)

1

4. Подведение итогов (1 час)

1

Всего часов за учебный год:

46

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия по программе проводятся в помещении МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги», которое соответствует СанПиН, помещение оснащено необходимым количеством мебели, инвентарем и оборудованием для проведения занятий.  Учебная аудитория для проведения занятий оборудована демонстрационными стендами и наглядными пособиями.

Рекомендуемый перечень учебного оборудования,

туристского снаряжения и инвентаря  (на 15 человек)

  1. Аптечка походная         1 шт.
  2. Накидка от дождя        15 шт.
  3. Костровое оборудование        1 комплект
  4. Каны (котлы) туристские        2 комплекта
  5. Спальные мешки        15 шт.
  6. Палатки туристские походные        5 шт.
  7. Коврики        15 шт.
  8. Рюкзаки        15 шт.
  9. Тент        2шт.
  10. Ремонтный набор        1 шт.

Кадровое обеспечение. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории с педагогическим образованием, опытом организации туристской деятельности школьников.

2.3. Формы аттестации

        Формы подведения итогов реализации программы:

  • участие в конкурсах, викторинах;  
  • участие в мини-соревнованиях по туризму;
  • участие в зачетном учебно-тренировочном походе.

2.4. Оценочные материалы по программе

В качестве форм фиксации результатов применяются: аналитические материалы по итогам проведения контрольно-оценочной деятельности, журнал учета работы педагога. (Форма анализа результатов и примеры оценочных материалов приведены в Приложении 1.

По итогам реализации программы проводится зачетный учебно-тренировочный поход. В ходе подготовки оформляется маршрутный лист (документация МКК), при проведении похода накапливаются фото- и видеоматериалы, по итогам составляется отчет о походе.

2.5. Образовательные и учебные форматы

Основные формы организации образовательно-воспитательного процесса: мини-соревнования, тренировка; кроме того, в группе проводятся конкурсы, игры, организация досуговой деятельности проходит в форме праздников, тематических вечеров. Более значительная часть программы отведена практическим занятиям, как на местности, так и в помещении.

        Методы организации обучения:

  • методы практико-ориентированной деятельности: тренировки, упражнения на отработку умений и навыков;
  • словесные методы: объяснение, рассказ, диалог, консультация;
  • наглядные методы: демонстрация фото- и видеоматериалов;
  • игровые методы: дидактические и развивающие игры, ролевые, народные игры.

        Формы и методы даны по классификации С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко, [24, с. 48].

Список литературы для педагога

  1. 1000 + 1 совет туристу: Школа выживания/ Авт.-сост.  Н.Б. Садикова. Мн.: 2000. 352 с.
  2. Алексеев А.А. Питание в туристском походе М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. 193  с.
  3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред.  В.С. Мухина, А.А. Хвостов.  5-е изд., испр.  М.: Изд. центр «Академия», 2005.  С. 188–195.
  4. Волков Б.Н. Выживание в экстремальных условиях. М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.  252 с.
  5. Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга/ Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова.  Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004.  144 с.
  6. Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания/ Изд. 2-е, испр., доп. и перераб.  М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с.
  7. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.  М.: Сфера, 2004.  224 с.  
  8. Константинов, Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся.  М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.  134 с.
  9. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ,1997. 52с.
  10. Кульневич С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба: Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко; под общ. ред. С.В. Кульневича.  Ростов н/Д: Учитель, 2005.  324 с.
  11. Маслов А.Г.; Константинов Ю.С. Программы обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования /  А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов -  М.: МТО-ХОЛДИНГ, 2001. 74 с.
  12. Маслов, А.Г. Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности»/ А.Г. Маслов.  М.: ФЦДЮТиК, 2007.  72 с.
  13. Обучение правилам пожарной безопасности в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие.  Кемерово: ДО Администрации Кемеровской обл., Кемеровский Обл ИУУ, ОГПС №1 г. Кемерово, 2001. 70 с.    
  14. Обучение работников организаций и населения основам гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях/ Под ред. М.И. Фалеева.  М.: Институт риска и безопасности, 2003.  360 с.  
  15. Первая помощь / Под общ. ред. Ф.Е.. Вартаняна; Пер.  с англ. В.Н. Бормоткин.  Российское общество Красного Креста, 1997.  215 с.  
  16. Популярная энциклопедия выживания/ Сост. Н.Н. Немо. М.:  ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с.  
  17. М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха.  М.: Просвещение, 1991.  207 с.
  18. Шабалин, В.М. Тайны имен земли Кузнецкой: Краткий топонимический словарь Кемеровской области. Кемерово, 1994. 223 с.
  19. Шаров Г.Н., Надлер Ю.С. Заповедные геологические памятники Кемеровской области. Новокузнецк,   2001.  160 с.    
  20. Шмаков С.А. Игры-потехи, забавы-утехи. Саратов, 1998.  52 с.
  21. Энциклопедия туриста/ Под ред. Э. Тамм. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.  510 с.

Электронные ресурсы

  1. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Сайт]. URL:  http://минобрнауки.рф/.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Сайт]. URL:  http://school-collection.edu.ru/.
  3.  Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Сайт]. URL:  http://window.edu.ru/.
  4. Интернет-портал «1 сентября» [Электронный ресурс]. URL:  http://1сентября.рф/  .
  5. Сайт ГАУ ДО «Кузбасский центр детского и юношеского туризма и экскурсий»  [Сайт]. URL: http://www.kuztur42.narod.ru  .
  6. Сайт Министерства образования и науки Кузбасса [Сайт]. URL:  http://образование42.рф  .
  7. Сайт ФГБОУДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения [Сайт]. URL: https://fcdtk.ru  .

Список литературы для учащихся

  1. 1000 + 1 совет туристу: Школа выживания/ Авт.-сост.  Н.Б. Садикова. Мн.: 2000. 352 с.
  2. Алексеев А.А. Питание в туристском походе М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. 193  с.
  3. Балабанов И.В. Узлы: справочное издание. М.: 2003. 80 с.
  4. Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания/ Изд. 2-е, испр., доп. и перераб.  М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с.
  5. История Кузбасса/ отв. Ред. Н.П. Шуранов.  Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006.  360 с.
  6. Первая помощь / Под общ. ред. Ф.Е.. Вартаняна; Пер.  с англ. В.Н. Бормоткин.  Российское общество Красного Креста, 1997.  215 с.  
  7. Популярная энциклопедия выживания/ Сост. Н.Н. Немо. М.:  ЭКСМО-Пресс, 1999.  488 с.  
  8. Энциклопедия туриста/ Под ред. Э. Тамм. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.  510 с.

Приложение 1.

Оценочные материалы по программе «Юный путешественник»

Результаты контроля по разделам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Юный путешественник»

Учащиеся _______ года обучения, группа _______

 № п/п

Раздел/тема

Дата

ФИ учащихся

 

Доля учащихся, освоивших раздел(тему) на «хорошо» и «отлично»

Общий % учащихся, освоивших программу на «хорошо» и «отлично»__________

Примеры тестовых заданий

 

1. Два ремня висят на мне, есть карманы на спине, коль в поход идёшь со мной, я повисну за спиной.  (Найди соответствие рисунков)

а) Рюкзак;

б) Портфель;

в) Сумка;

г) Жилет.

Открытый рюкзак походный картинка для детей — купить по ...Школьный портфель — скачать и распечатать. Дом, предметы ...Сумка для инструмента, желтая, D4Детский спасательный жилет Юниор (ГОСТ Р 58108-2019) купить в магазине  производителя!

                  а)                           б)                          в)                                г)

2. И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет. А как спать в ней сладко!

Что это?

1. рюкзак    

2. спальник  

3. палатка

4. тент   Рисунок палатка и костер - 45 фотоТент групповой SI 3х4 м — Снаряжение — — Тенты — купить в ...

Открытый рюкзак походный картинка для детей — купить по ...Спальник «Путник» СП-3 одеяло с подголовником (3 слоя ...

а)                       б)                                в)                                        г)                                  

3.  Он в походе  очень,  нужен, он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить, чай  душистый кипятить

. котелок клипарт: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

                                        Кастрюля Tefal Illico 2,6л (G7024414) - ОтзывыWMF, Сковорода для духовки PERMADUR EXCELL 28 см

       

а)                                                       б)                       в)              

Игра «Собери рюкзак»

Задача игры: закрепить название и назначение предметов в походе. Играют две команды. На линии финиша, на коврике разложены различные предметы, как необходимые, так и совершенно не нужные в походе (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор, шампунь и др.) Дети по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаются с ним и складывают в рюкзак

Игра «Крокодил»

Задача игры: закрепить название и назначение туристского снаряжения. Команда вытягивает карточку с заданием, при помощи жестов, мимики, поз должны показать предмет другой команде. Говорить нельзя. Команда должна угадать, задавая вопросы. Показывающий кивком отвечает «да» или «нет». Объясняющий правила обычно загадывает первое слово -«поход».

 Карточки со словами примеры

  1. палатка,
  2. рюкзак,
  3. спальный мешок,
  4. котелок,
  5. топор,
  6. костёр,

«Полоса препятствий»

1 этап - Паутина

Между  двумя  деревьями натягивается веревка в виде «паутины», дети должны по очереди пролезать через веревку.

2 этап - Болото

На траве раскладываются  кусочки нарезанного  леннолеума, круглой формы - это «кочки». Дети поочередно преодолевают препятствие, прыгая на двух ногах.

3 этап – Овраг

         Между деревьями натягивается веревка параллельно  друг другу.

(участники должны держась руками за верхнюю веревку, передвигаться по нижней)

4 этап - Бревно

По бревну участникам нужно перебраться с одного берега на другой, держась за маятниковую веревку, прикрепленною к опоре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный кулинар"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)  программа "Юный кулинар" предназначена для обучающихся 15-21 лет. срок реализации программы - 3 года. В прграмме изложен курс подготовки обуч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные журналисты».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные журналисты» социально-педагогической направленности призвана помочь детям и подросткам адаптироваться в современной жизни...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные журналисты».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные журналисты» социально-педагогической направленности призвана помочь детям и подросткам адаптироваться в современной жизни...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДВИЖЕНИЯ»

         Программа объединения «Юные инспектора движения» в 5-7 классах разработана       в рамках Федерального закона «...

Дополнительная образовательная программа "Юный защитник Отечества"

Пояснительная запискаВоспитание патриотизма, любви к Родине это одна из важнейших задач современного общества. Каждый гражданин должен уметь и быть готовым защитить свою Родину. Для этого необход...

Сетевая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»

Данная программа содержит материал по истории Староюрьевского района. Одной из главных задач программы является развития патриотизма и уважения к истории своей малой Родины....

Учебная презентация "Компьютерные и механические автотренажеры" к образовательной программе «Юный водитель» Раздел: 1. Презентация программы. Тема Р.1.Т.1. Презентация программы.

В работе представлена учебная презентация "Компьютерные и механические автотренажеры" к образовательной программе «Юный водитель» Раздел: 1.  Презентация программы. Тем...