Теория и методика физического воспитания в системе образования.
презентация к уроку

Презентационный материал по учебной дисциплине МДК 03.01"Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту"  Раздел 1. Методическое обеспечение и технология физкультурной деятельности. 

Тема 1. Теория и методика физического воспитания в системе образования.  Теория и методика как учебная и научная дисциплина. Источники и этапы развития. Основные понятия.Система физического воспитания в Российской Федерации. Понятие о системе физического воспитания. Структура системы физического воспитания: цели, задачи, основы, принципы. Основные направления реализации системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lektsiya_1_timfv_v_sisteme_obrazovaniya.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МП. 03 Методическое обеспечение организации физкультурно-спортивной деятельности МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту

Слайд 2

РАЗДЕЛ № 1 Методическое обеспечение и технология физкультурной деятельности Лекции №1 Теория и методика физического воспитания в системе образования. Система физического воспитания в Российской Федерации

Слайд 3

ТиПАМР как учебно-научная, профилирующая дисциплина ТиПАМР в средних и высших профильных заведениях является учебно-научной профильной дисциплиной ТиПАМР призвана сформировать у будущего учителя ФК его пед. кредо, научить его видеть цель, определять ближайшие задачи и правильно подбирать средства, методы и формы их реализации

Слайд 4

Одна из главных задач ТМФВ: Вооружить буд. учителя умением интегрировать междисциплинарные знания и знания, полученные при изучении частных методик, находить пути реализации этих знаний в практической деятельности. ТМФВ состоит из двух неразрывно связанных между собой частей: теории физического воспитания (ТФВ) и методики физического воспитания (МФВ)

Слайд 5

Предмет изучения ТФВ: общие закономерности ФВ как педагогического процесса, которые в равной мере свойственны физическому воспитанию разных слоев населения: детей и взрослых начинающих и квалифицированных спортсменов. Теория возникает, постоянно развивается, уточняется, дополняется, обновляется, жизнеутверждается

Слайд 6

ТФВ имеет как научно-познавательное, так и практическое значение. Полученные в результате научных исследований данные обобщаются, теоретически осмысливаются, что позволяет отбирать, рекомендовать и использовать наиболее эффективные средства и методы ФВ для каждого конкретного случая (применительно к любой возрастной группе, для групп различного уровня подготовленности и т.д.).

Слайд 7

Предмет изучения МФВ - частные закономерности ФВ и реализация общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность (профессионально-прикладная подготовка, спортивная подготовка) Таким образом, ТМФВ изучает ФВ как явление общественной жизни, выясняя его цель и задачи, взаимосвязь с другими сторонами воспитания личности (нравственным, умственным, эстетическим, трудовым и т.д.)

Слайд 8

Основные понятия, применяемые в ТМФВ 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА « Физическая культура – вид материальной культуры, характеризующая степень достижения физического совершенства как человеком в отдельности, так и общества в целом » (Сулейманов И.И., Михалев В.И., Шнайдер В.Х ) ФК – самое емкое понятие по содержанию

Слайд 11

ФК относится к материальным видам культуры, так как ее объектом является человеческое тело (материальный субстракт) ФК – важное средство воспитания, поскольку ее средствами можно существенно расширить функциональные резервы организма, повысить уровень общей дееспособности и выработать устойчивую переносимость ко многим неблагоприятным воздействиям внешней среды (войны, лишения, катаклизмы и т.д.)

Слайд 12

ФК развивается в ходе созидательной деятельности общества и дополняется видами

Слайд 13

Базовая ФК – стержневая форма ФК, направленная на формирование основ фундамента физического воспитания Базовая ФК включает: дошкольная школьная

Слайд 14

Прикладная ФК – форма ФК, направленная на формирование той части физического совершенства, которая обеспечивает выполнение той или иной человеческой деятельности Бытовая ФК – характеризует уровень развития личных потребностей человека и степень исполнения двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни

Слайд 15

ФК личности – достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни Показателями ФК личности являются: Сила Выносливость Быстрота Гибкость Ловкость Объем освоенных двигательных умений и навыков (прежде всего жизненно необходимых: плавание, бег, прыжки, метания, передвижение на лыжах и т.д.)

Слайд 16

Функции ФК: Материально-преобразующая (повышение профессиональной работоспособности, реабилитация – восстановление физического потенциала) Социально-политическая – военно-прикладное и социально-профилактическое (отвлечение от пьянства, наркомании и т.д.) назначение Духовная (формирование «физкультурной» души) – ценностные мотивы, ценностные нормативы, эстетические идеалы, нравственные идеалы

Слайд 17

Социальная структура ФК включает подсистемы: Физкультурная деятельность Личностная подсистема – активность отдельной личности Общественная подсистема – создание обществом необходимых условий для физического совершенствования

Слайд 18

Исходя из вышеизложенного под теорией ФК понимают форму научного знания, дающего наиболее целостное представление о существенных закономерностях достижения физического совершенства

Слайд 19

2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ФВ – образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками ФВ – процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей (Матвеев Л.П.)

Слайд 20

ФВ – есть педагогическая система физического совершенствования личности (ребенка, взрослого, спортсмена и т.д.) Решение тех или иных задач позволяет выделить три основных направления в ФВ: Общее ФВ – направлено на укрепление здоровья и поддержание работоспособности и учебной или трудовой деятельности ФВ с проф. направленностью – призвано обеспечить уровень физической подготовленности, необходимый человеку в той или иной деятельности

Слайд 21

ФВ со спортивной направленностью – обеспечивает возможность специализироваться в избранной виде физических упражнений и достигать в них максимальных результатов ФВ , направленное на подготовку к высоким достижениям в избранной виде спорта, называют спортивной тренировкой

Слайд 22

Общая характеристика теории и методики физического воспитания План 3. Физическое развитие 4. Физическое образование 5. Физкультурное образование. Непрерывное образование 6. Физическое движение 7. Спорт 8. Знания как компонент физического образования 9. Система физического воспитания 10. Деятельность

Слайд 23

3. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФР – процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе В зависимости от совокупности факторов и условий физического развития ФВ может иметь различный характер – может стать всесторонним и гармоничным, либо ограниченным и дисгармоничным

Слайд 24

На ФР человека оказывают влияние ряд факторов: биологические (наследственные) – рост, вес, морфологические факторы Климатогеографические – климат, метеорологические условия Социальные – условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности

Слайд 25

4. ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФО – процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в процессе жизнедеятельности (Матвеев Л.П.) Специальные знания – те знания, которые отражают закономерности физического воспитания

Слайд 26

ФО человек получает в результате обучения с опорой на соответствующие знания и в единстве с воспитанием физических способностей. П.Ф. Лесгафт создал учение о «физическом образовании» : «неверно изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом и возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу»

Слайд 27

5. Физкультурное образование. Непрерывное образование Физкультурное образование определяет меру профессиональной педагогической подготовки и может быть средним или высшим, что удостоверяется соответствующим дипломом (Сулейманов И.И.) Цель ФО – формирование у занимающихся знаний, умений и навыков. Их физического совершенствования

Слайд 28

Цель ФО регулируется следующими задачами: Воспитательные задачи Задачи развития координационных способностей и личностных качеств Задачи формирования знаний, умений и навыков физкультурной деятельности Задачи и содержание ФО способствуют более успешному осуществлению деятельности в различных сферах жизнедеятельности человека

Слайд 29

Для выполнения задач ФО необходимо заниматься непрерывно - отсюда необходимость « непрерывного образования » Цель НО – развитие личности во все периоды ее жизненного пути (от младенчества до старости) НО – система, совокупность взаимосвязанных элементов, включающая преемственность его звеньев: дошкольное образование общее среднее образование начальное профессиональное образование среднее профессиональное образование высшее образование аспирантура и докторантура повышение квалификации и переподготовка кадров

Слайд 30

6. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ФД – специфическая форма социального движения, задачей которого выступает содействие повышению уровня ФК населения и развитию спорта. 1918г. – Всеобщее военное обучение (Всевобуч) Октябрь 1919г. – Петроградский ин-т ФО им. П.Ф.Лесгафта Декабрь 1920г. – гос. Центральный. Ин-т ФК (ГЦФК) До 1925г. – принят ряд постановлений

Слайд 31

1931-1934г.г. – введен Всесоюзный физк. Комплекс ГТО 1935-37г.г. – разработана и введена Всесоюзная спортивная классификация 1939г. Пересмотрены школьные программы по ФВ 1972г. – новый комплекс ГТО С 1981г. – движение «Стартуют все!» по наст. Время 2014г. Повторное обращение к комплексу ГТО

Слайд 32

7. СПОРТ Спорт – деятельность, которая исторически выделилась и оформилась в виде состязаний, непосредственно направленных на демонстрацию достижений в ней. Спорт в широком понятии охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специальные межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности

Слайд 35

Организующие факторы спорта: Правила соревнований Положения – определяют цели и задачи Календари соревнований – упорядочивают состязания по целям, задачам и месту проведения Классификационные системы – определяют уровни спортивной квалификации Генеральный атрибут спорта - соревнования

Слайд 36

8. Знания как компонент физического образования Знания в общем смысле – совокупность накопленных в процессе общественно-исторической практики человечества сведений о природе, обществе, технике и самом человеке. Знание в физическом воспитании определяют то значение и то содержание, без которых невозможен ни один акт сознательной деятельности человека по овладению физическими упражнениями, использованию их в целях собственного физического развития и укрепления здоровья.

Слайд 38

Источником знаний в процессе учебного познания является не только информация учителя, но и сама двигательная деятельность занимающихся Цель приобретения знаний – применение их на практике Главное предназначение ФК (цель) – способствовать достижению физического совершенства подрастающим поколением

Слайд 39

9. Система физического воспитания Эффективность использования ФУ зависит от : Организации пед. процесса Уровня материального и научного обеспечения Совершенства органов руководства и контроля Система ФВ - это целенаправленное взаимодействие всех перечисленных частей

Слайд 40

Главная функция системы ФВ – способствовать физическому совершенствованию людей Цель системы ФВ в советском обществе – формирование физически совершенных людей, обладающих духовным богатством, моральной чистотой и способных к творческому труду и защите Родины Действенность системы обусловлена основными принципами: Всестороннего развития общества Оздоровительной направленности ФВ Связи ФВ с трудовой и оборонной практи кой

Слайд 41

И дополнительными принципами: Непрерывности развития Целостности развития – единство телесного, интеллектуального и социально-психологического компонентов в формировании ФК Деятельностного подхода Вариативности и многообразия содержания форм ФВ Оптимизации – необходимость приведения средств, методов, нагрузок, организационных форм занятий в соответствие с целями и содержанием пед. процесса, индивид. способностями, мотивацией и уровнем притязаний занимающегося, внешними условиями деятельности.

Слайд 42

Социально-экономические основы

Слайд 43

Система ФВ в системе социальной деятельности

Слайд 44

10. Деятельность Согласно словарным определениям деятельность - специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование Характеристики деятельности: активность целесообразность

Слайд 45

Педагогическая деятельность

Слайд 46

Показатели ФД: Состояние здоровья Количество занимающихся (общее) Количество занимающихся (СМГ) Качество – показатель отличных, хороших, удовлетворительных, неудовлетворительных оценок Сравнение показателей в начале и в конце учебного года

Слайд 47

Физическое совершенство - это оптимальный уровень двигательной подготовленности и физического развития человека применительно к современным условиям жизни

Слайд 48

Система физического воспитания, ее основы Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Слайд 49

Система физического воспитания это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий

Слайд 50

Мировоззренческие основы Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоническому развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

Слайд 51

Теоретико-методические основы Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения: естественных наук (анатомия, физиология, биохимия), педагогических наук (педагогика, психология), общественных наук (философия, социология).

Слайд 52

Программно-нормативные основы Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно-обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований

Слайд 53

Программно-нормативные основы системы ФВ конкретизируются применительно: к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии)

Слайд 54

в двух основных направлениях:

Слайд 55

Организационные основы Организационную структуру системы ФВ составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

Слайд 56

По государственной линии предусматриваются: систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях, занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Слайд 57

По государственной линии Контроль за организацией, осуществлением и результатами ФВ по государственной линии обеспечивают Комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские отделы по физической культуре и спорту. а также соответствующие отделы министерства образования РФ.

Слайд 58

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий во многом зависит от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

Слайд 59

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц

Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...

Рабочая тетрадь к учебнику О.В.Гончаровой, Ю.С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания по междисциплинарному курсу МДК.02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРАКТИКУМОМ для специальности 44.02.01«Дошкольное образование

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образо...

Рабочая программа_МДК.01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом

Методика преподавания  физической культуры в начальной школе...

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю...

Рабочая тетрадь по Теории и методике физического воспитания. Раздел 2

В данной тетради вы найдёте задания ко 2 разделу программы МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания....

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Учебник предназначен для студентов высших физкуль­турных учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура и спорт», квалификации — бакалавр, специалист...