Методические рекомендации по выбору темы самообразования
методическая разработка

Наральтуева Дарья Бадмажаповна
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических и практических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Педагогу не обойтись без усовершенствования знаний в области педагогики и психологии, т.к он в большей степени является наставником в развитии и воспитании обучающегося на протяжении всего образовательного процесса. В связи с этим, самосовершенствование педагога ОУ, должно стать неотъемлемой частью его работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_po_vyboru_temy_so.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по выбору и формулированию темы самообразования по ФГОС

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических и практических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Педагогу не обойтись без усовершенствования знаний в области педагогики и психологии, т.к он в большей степени является наставником в развитии и воспитании обучающегося на протяжении всего образовательного процесса. В связи с этим, самосовершенствование педагога ОУ, должно стать неотъемлемой частью его работы.

На начальным этапе самообразования педагога, может стать:

  1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам обучения;
  2. Изучение учебной и научно-методической литературы;
  3. Ознакомление с новыми достижениями педагогики;
  4. Изучение новых программ и педагогических (инновационных) технологий;
  5. Ознакомление с передовой практикой образовательных учреждений;
  6. Повышение собственного общекультурного уровня, расширения коммуникативной сферы личности.

Рекомендации самообразования, отвечающие личностным потребностям педагогов.

I группа. Рекомендации для молодых специалистов:

Необходимо осознать ценности личностно-ориентированной модели педагога, обучения и развития;

Целенаправленно формировать основы педагогического мастерства, для чего необходимо изучать видео - записи, посещать мастер-классы своих коллег;

Развивать умения и конструктивные способности на основе самодиагностической (диагностики) программы.

II группа Рекомендации для педагогов, работающих свыше пяти лет:

    Овладевать способами проектирования воспитательно - образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

    Формировать умения        анализировать  научно - методическую литературу, применять полученные знания на практике, активизировать творческие способности.

III группа Рекомендации для опытных, творчески работающих педагогов:

  • Развивать способности к перепроектированию собственной деятельности в рамках тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявлять профессиональную толерантность;
  • Пропагандировать свои достижения, через публикации в участии в методических семинарах, практических конференциях;
  • Развивать исследовательскую деятельность, включаясь в экспериментальную работу.

Выбор темы.

Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает преподаватель в процессе своей педагогической деятельности (для совершенствования своего профессионального уровня и, соответственно, решения обозначенных проблем). Например: педагогу необходимо освоить методику групповой работы, следовательно, он планирует на 3-4 года работу над темой самообразования «Совершенствование общеучебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на уроках…(предмет)».

Может быть тема самообразования педагога связана с общей стратегической целью развития общеобразовательного учреждения; если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности ОУ. Например: «Методические рекомендации по использованию рекреационных технологий на уроках … (предмет)», «Использование региональной составляющей на уроках … (предмет) как условие формирования поликультурной личности», «Использование приёмов деятельностного подхода на уроках … (предмет) для развития творческих способностей обучающихся».

Как правильно формулировать тему самообразования.

Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три части:

I часть (основная часть: содержит проблему)

II часть (связующее звено)

III часть (аспект, через который будет решаться обозначенная проблема)

Совершенствование… Формирование… Интеграция …

Развитие … Организация … Осуществление … Применение … Использование… Управление … Повышение …

Разработка … Реализация … Создание …

… как средство…

… как условие…

…аспект…

…фактор…

…основа…

…механизм…

…развития

…совершенствования

…активизации

…повышения

…оптимизации

…эффективности

…реализации

    Таким образом, темы   самообразования   в   традиционной   формулировке   звучат   так:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках… (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода», «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения», «Повышение функциональной грамотности обучающихся   на   уроках (предмет) через   использование   информационных   технологий»,

«Нетрадиционные типы уроков как средство развития творческих способностей студентов», и т.д.

    Темы могут иметь нетипичную формулировку: «Через книгу к культуре, душе …», «Как построить личностно-ориентированный урок», «Научно-практический аспект в преподавании (предмет)», «Разработка занятий-исследований» и пр.

    Темы не должны быть:

  • слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении… (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);
  • незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»)
  • слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на уроках… (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».

АЛГОРИТМ работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой)

  1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
  • ознакомление с литературой;
  • ознакомление с нормативно-правовыми документами;
  • изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
  • составление картотеки литературных источников;
  • выписки из литературных источников.

2. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно- методической работы:

  • обоснование выбора темы;
  • актуальность и новизна;
  • выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
  • формулирование цели и задач работы;
  • разработка календарного плана индивидуальной работы.

3. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

  1. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
  2. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.

Этапы работы над темой самообразования.

Тема по самообразованию подразумевает поэтапность в работе. Первое - это планирование самообразования на пять лет. В плане должны быть отражены этапы по годам, аналитическая работа, презентации наработанного материала на МО, семинарах, конференциях, в печатных изданиях по предмету, результативность.

1-й год - определение темы, фиксация

библиографии по данной теме; постановка целей и задач.

Выступление с сообщением на МО.

2-й год - выборка теоретического материала; формирование научной основы будущей

работы; подбор методов практической части.

Выступление с докладом на педсовете.

3-й год - адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (группе, предмету); апробирование на практике выбранных

методов; мониторинг, анкетирование.

Выступление на городском МО, семинаре.

4-й год - создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности,

рекомендации.

Выступление на городской, республиканской конференции, открытые уроки.

5-й год - систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите

Выступление на городской, окружной конференции, открытые уроки. Представление

собственного педагогического опыта: выступление на конференциях, печать в специализированных научно-методических журналах, мастер-классы для педагогов.

Список используемой литературы:

  1. Киреева, М.В.        Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников // Методист. – 2006.–№6.–С.54–58
  2. Кривенко, В.А.        Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007.–№1.–С.99–116.
  3. Самсонов Ю.А.        Основы управления образованием и самообразованием руководящих работников школ // Образование в современной школе. – 2001.– №7.–С.66–72.
  4. https://urencollege.ucoz.ru/uchebnay_rabota/metodicheskie_rekomendacii_vybor_i_formulirovanie_.pdf
  5. https://pandia.ru/text/80/278/9547.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к изучению темы: «Игра - одно из средств развития, воспитания и обучения школьников»

Данная тема изучается по предмету «Методика воспитательной работы» в программе подготовки студентов по дисциплине дополнительной подготовки «Воспитатель». Тема: «Игра - одно из средств развития, воспи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов Тема: "ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА"

Реферативная работа  применяется при организации самостоятельной работыстудентов в ходе подготовки к семинарам, конференциям, лекциям,предметным олимпиадам и др., а также при проведении итоговой ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогич...

Методические рекомендации по выборам

Проект «Избирательный всеобуч»: прямые ответы на прямые вопросыЗачем нужны выборы?Конституция РФ о выборах и референдумахФедеральные законы и законы субъектов федерации о выборах и референдумахКакие б...

Методические рекомендации к изучению темы «Вращения» на уроках народно - сценического танца 4 класс

Тема, требующая кропотливой подготовительной работы с первых уроков изучения дисциплины....

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....