МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов Тема: "ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА"
учебно-методический материал на тему

Реферативная работа  применяется при организации самостоятельной работы

студентов в ходе подготовки к семинарам, конференциям, лекциям,

предметным олимпиадам и др., а также при проведении итоговой аттестации

выпускников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rekomen._referat_2015_g._portal.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Медицинский колледж №1»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов

Тема: «ПОДГОТОВКА  И  ОФОРМЛЕНИЕ  РЕФЕРАТА»

Преподаватель: Нарматова Г. А.

Санкт-Петербург

2012 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Цель методической рекомендации - помочь студентам освоить методику работы с источниками информации, изложить требования к написанию текста, научить правильно в соответствии с требованиями ГОСТ оформить реферат.

В условиях постоянного нарастания информации важно не растеряться перед морем фактов, сведений, точек зрений. Мерилом уровня развития современного человека становится его умение работать с информацией. Поэтому студент должен уметь самостоятельно найти необходимые сведения, аргументировать собственное отношение к проблеме, владеть умениями и навыками поиска, сбора, анализа, и обобщения полезной информации.

Таким образом, в ходе реферирования приобретаются навыки исследовательской работы. Развитие навыков исследовательской работы поможет студенту лучше ориентироваться в современной информационной

ситуаций, грамотнее применять теоретические знания на практике.

Реферативная работа  применяется при организации самостоятельной работы

студентов в ходе подготовки к семинарам, конференциям, лекциям,

предметным олимпиадам и др., а также при проведении итоговой аттестации

выпускников.


ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТА И ЕЕ ФОРМУЛИРОВКА

Работа над рефератом начинается с выбора темы.

Выбор темы реферата определяется интересом автора к той или иной проблеме; от постановки вопроса.

 От правильно сформулированной темы во многом зависит успех всей работы. При выборе темы следует обязательно учитывать значимость,

актуальность, и наличие круга источников. Желательно, чтобы проблема содержала элементы новизны, ориентировала на поисковое творчество, углубленное  изучение рассматриваемого вопроса.

ОТБОР ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Процесс выявления литературы по теме – фундамент для написания реферата.

Это не механический, сложный творческий процесс.

Учащиеся подбирают литературу и источники под руководством преподавателя.

    Рекомендуется изучать проблему с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах избранной темы.

    Сначала изучаются работы; вышедшие за последние годы: в них дается обзор источников по проблеме, имеется библиография. Затем просматриваются материалы,  вышедшие в более раннее время.

    Для подбора литературы необходимо обратиться к справочно-библиографическим каталогам, картотекам в читальных залах и библиотеках. В  случае затруднения полезно проконсультироваться с библиографом.

    При поиске определенной книги целесообразно пользоваться информацией алфавитного каталога.

    При отборе литературы по интересующей проблеме следует обращаться и к систематическому каталогу, (карточки по отдельным отраслям знаний), а также к предметному каталогу ( по отдельным  предметам, направлениям).

    Можно также обратиться к материалам библиотечных картотек

(информация о статьях по различной тематике).

    Стали доступными и компьютерные универсальные источники информации.

    Еще более широкие возможности открывает Интернет –   источник информации пользователь находит по электронным адресам.

    Затем составляется список необходимой (или имеющейся) литературы или

оформляются карточки с обязательным указанием данных об авторе (если есть автор), полном названии, месте и времени издания и количестве страниц  книги.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

 

   После выбора темы составляется рабочий план. В ходе написания

реферата он уточняется.

      План представляет собой проектирование будущей работы, ее общий замысел.

План может быть простым (содержит лишь основные пункты), и сложным

(иметь главные и раскрывающие их второстепенные пункты).

Основные пункты нумеруются римскими цифрами, а подчиненные – арабскими цифрами или буквами.

Главные пункты располагаются ближе к левому краю, а второстепенные – под ними, с отступом на несколько букв.

     На основании плана ведется накопление материала и целенаправленный отбор необходимого материала, определяется деление текста на соподчиненные элементы, даются названия частям реферата, составляется его оглавление (содержание).                                                      

 

СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

  Реферат имеет следующую структуру:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение
  • список использованной литературы;
  • приложения    

                                   

                                 

1.ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

  На титульном листе (обложке реферата) указываются:

  • полное название образовательного учреждения;
  • указывается место и год выполнения без слова « год »

          (см. приложение 1).

  • название темы (без кавычек и точки в конце);
  • фамилия, имя автора работы;
  • группа;
  • фамилия, имя, отчество преподавателя;

2. ОГЛАВЛЕНИЕ

В оглавлении последовательно представляются точные названия пунктов плана реферата, четко отражается структура реферативной работы, ее внутренняя логика «(см. приложение 2)».

Формулировки оглавления должны четко повторять заголовки глав и параграфов в тексте, быть краткими и понятными.

3.ВВЕДЕНИЕ

Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса (например, материалы могут использоваться на уроках, во внеклассной работе т. п.). Здесь же после определения цели называются конкретные задачи, которые предстоит решить. Также дается краткий обзор литературы и важнейших источников, на основе которых готовился реферат.

Введение – очень ответственная часть работы, так как ориентирует на последующее раскрытие темы. Полностью введение лучше написать после окончания работы над основной частью, когда точно будут видны результаты реферирования.

Объем введения составляет десятую часть от общего объема реферата.

4.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основную часть входят главы пунктов плана. В них рассматривается история развития вопроса, раскрывается поставленная во введении проблема, различные точки зрения на нее и собственная позиция автора реферата.

      Работа должна быть логически выдержана, все части в ней должны быть связаны, поскольку располагаются в строгой последовательности.

Текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками, диаграммами.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении содержится итог работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор, указывается их практическое значение, отмечается, что нового получил для себя в результате работы над данной темой.

      Важнейшим требованием к заключению является его логичность. Заключение по объему не должно превышать введения (около 5% всего текста).

6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованной литературы или библиография завершает работу

и помещается после заключения. В нем фиксируются только те источники, с которыми непосредственно работал автор реферата. Страницы списка литературы входят в единую нумерацию страниц текста. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг (см. приложение3).

При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Можно представить список по двум разделам: сначала называются первоисточники, затем – вся остальная литература. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются.

Иностранные источники перечисляются в конце всего списка.

7. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение - вспомогательная часть реферата, в которую могут входить

графики, таблицы, статистически обработанные данные, материалы наблюдений, иной илл6юстративный материал. Приложение должно

 иметь название или пояснительную подпись. Кроме того, нужно указывать вид прилагаемой информации – схема, рисунок, список, таблица и т. д. Этот источник также вносится в список использованной литературы.

Приложения могут располагаться в тексте реферата или в  конце всей  работы.

Каждое приложение начинается с нового листа и нумеруется в порядке их

упоминания в тексте с использованием круглых скобок, например (см. приложение 3).

Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

Если в таком приложении нет необходимости, оно может просто отсутствовать, так как не является обязательной частью реферата.

ОФОРМЛЕНИЕ  РЕФЕРАТА

Реферат должен соответствовать определенным требованиям не только по содержанию, но и по оформлению.

 1.Реферат может быть представлен в рукописном, машинописном или в компъютерном исполнении.

 2.Текст печатается на стандартных листах формата А 4 (210 х 297мм). В соответствии с ГОСТ Р6. 30 -97 количество строк на листе не более 30, а длина строк - примерно – 60 знаков, включая пробелы между словами и

знаки препинания. Страницы нумеруются со второй, арабскими цифрами

(2,3.4…).Номер проставляется снизу в центре страницы. Текст печатается

с одной стороны, соблюдая размеры полей:

  • слева –  3 см;
  • справа –1 см;
  • сверху - 2см;
  • снизу  -2,5см

Текст печатается с абзацами, заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелами в 3 интервала.

Листы скрепляются слева.

2.Объем реферата – примерно 20 -25 печатных машинописных страниц через два межстрочных интервала или полуторный интервал на компъютере (размер шрифта -14).

Реферат по теме или разделу печатается в объеме 5 – 10 страниц.

3.Язык реферата должен быть простым, понятным. Стиль – безличное предложение типа «Считается…», « Рекомендуется…», или от 1 лица мн. числа « Мы считаем…».   

РУКОВОДСТВО РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ

     Руководство работы над рефератом осуществляется преподавателями, методистами, занимающимися научными исследованиями.

     В обязанности руководителя входит:

  • вводный инструктаж студентов по написанию и оформлению реферата;
  • помощь студенту в определении круга вопросов по изучаемой теме и

     разработке общего графика на период написания реферата;

  • рекомендации в подборе необходимой литературы по выбранной теме;
  • консультирование студента по ходу работы над рефератом;
  • контроль этапов выполнения работы в соответствии с планом;
  • проверка и рецензирование реферата;
  • написание отзыва на готовый текст работы, допуск ее защите;
  • подготовка студента к процедуре защиты.

Соответственно и студент имеет определенные обязанности в процессе

написания реферата. Студент обязан:

  • вести систематическую подготовительную работу с научной литера - турой в библиотеке;
  • поддерживать связь с руководителем, регулярно информируя его о

     ходе работы;

  • по мере написания глав и параграфов работы показывать черновой

    текст руководителю и вносить необходимые исправления и изменения

     в соответствии с его замечаниями и рекомендациями;  

  • в установленный срок сдать готовый текст работы руководителю.

ЗАЩИТА  РЕФЕРАТА

Защита реферата проходит по определенной процедуре:

  • Устное изложение автором работы - короткое сообщение (до 1 0 мин.) по заявленной теме.
  • Ответы автора на вопросы членов комиссии по содержанию представленной работы.
  • Оценка членами комиссии, жюри данной работы.

К устной защите целесообразно заранее составить письменные тезисы сообщения и проговорить вслух свой доклад, засекая время.

Необходимо до предела насытить полезной и интересной информацией  свое  выступление, отбросить все лишнее и логично, убедительно изложить цель проделанной работы, основные положения ее содержания, дать свои выводы

Можно иллюстрировать свое сообщение таблицами, рисунками и т. п. Отвечать на вопросы нужно четко, обоснованно.

                                                     

Основаниями для оценки являются:

  • Актуальность проблемы и степень раскрытия темы;
  • Творческий подход при решении поставленных задач;
  • Способность кратко и грамотно излагать суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения;
  • Уровень подготовки, проявленный во время ответов на устные вопросы

          членов комиссии, жюри;              

  • Культура оформления представленных материалов.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ

   

  1.Введение……………………………………………………………….. 3

 

  2.История создания Свято-Троицкой общины………………………… 4

                                                                   

  3.Участие сестер милосердия общины в работе госпиталя на театре

  военных действий………………………………………………………...6

  4.Кублицкая Е. А. - настоятельница  Свято-Троицкой общины………9    

 

  5. Баронесса  Ю.П. Вревская сестра милосердия………………………12                            

 

  6. Деятельность сестер милосердия в мирное время…………………..14

 

  7.Реорганизация  Свято-Троицкой общины после

  Октября 1917 года……………………………………………………….18

 

 8.Заключение……………………………………………………………..20

  9.Список литературы……………………………………………………22

  10.Приложения……………………………………………………………25    

 

             

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованной литературы

1.Анненкова Э. А., Голиков Ю. П. Русские Ольденбургские и их дворницы.

СПб. 1997.С. 175.

2. Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия в Санк- Петербурге за 50- летие. 1884-1894. СПб.,1895. С. 6. 

3. Волькович А. Ю. Свято-Троицкой общины сестер милосердия// Сестры милосердия России// СПб., 2005. С. 61-68.

4.Кузионов В.П. Участие женщин в помощи раненым и больным во время

Крымской и русско – турецкой войн // Мед. сестра. 1988. №2. С. 47-49.

5.Максимова Л. Б. Княгиня Наталия Борисовна Шаховская и основанная ею община «Утоли моя печали»/ Л. Б. Максимова вестник церковной истории// М., 2006.- 4.-С. 237-240.
6.Милашкин А. Г. Наставления Н. И. Пирогова  медицинским сестрам –

участницам Крымской войны ( 1853 - 1856 ).С. 48 - 50.

7.Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского

дела: Учебное пособие. М. 1996.

8.Правила для сестер милосердия, назначаемых для ухода за больными и

ранеными в военных госпиталях.// Вестник Общества попечения раненых и больных. 1871.№12. С. 4 - 5.

9.Описание Санкт – Петербургского заведения общины сестер милосердия

СПб.1850. С. 23.

10.Романюк В. П., Лапотников В. А., Накатис Я. А. История сестринского

дела в России. СПб.1998.С. 35 - 60.

11.Сестры милосердия России; монография. /С. Н. Акишина и др.; (под. общ. ред. Н. А. Белякова).СПб.; Лики России, 2005. – 392е.,ил.

12. Сорокина Т. С. Российские сестры милосердия в Крымской компании

1854 – 1856 гг. (к 100- летию со дня смерти Екатерины Михайловны Бакуни- ной – 1812 – 1894). // Пробл. соц. гиг. и история мед. 1994. № 6. С. 51 – 53.

13. Черкасова А. Е., Давыдова Л. П. Общины сестер милосердия: прошлое, настоящее и будущее. Мед. сестра. № . 2000. С.44 – 46.

14.  Цит. по:ПроскуровскаяЮ И.Сестра милосердияЮлия Вревская// Вопросы истории, № 11-12 1992 года. С. 170 

15Шибков А. А. Женщины России в медицинской школе и на войне (до ХХ                    в.).1957 Л.. С. 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Экзаменационные тестовые задания по химии для студентов заочников; Контрольные задания и методические указания по их выполнению для студентов заочников 3 курса

Экзаменационные тестовые задания по химии для студентов заочниковКонтрольные задания и методические указания по их выполнению для студентов заочников 3 курса...

Тестовые задания 1 семестра по биологии для студентов 1 курса ; Тестовые задания 5 семестра по пищевой химии для студентов 3 курса по специальностям: 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

Тестовые задания 1 семестра по биологии для студентов 1 курсаТестовые задания 5 семестра по пищевой химии для студентов 3 курса по специальностям: 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА для студентов обучающихся по специальности 43.02.10 Туризм

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ"ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА" для студентов обучающихся по  специальности 43.02.10 Туризм...