«Использование инновационных технологий в педагогической деятельности СРЦ» ноябрь 2023г
статья
Статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных технологий в педагогической деятельности СРЦ»
Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Ряд изменений, которые происходят в нашей стране в последнее десятилетие, заставляет воспитателей и специалистов реабилитационных центров работать и вносить в свою работу ряд серьезных изменений в обучение и воспитание детей:
· обновлять содержание коррекционно-развивающих программ;
· внедрять новые педагогические технологии, обеспечивающие развитие личности.
Педагогические технологии, которые используются в работе, направлены на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость воспитательно-реабилитационного процесса, повышает познавательный интерес воспитанников, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в воспитательно-реабилитационный процесс современных технологий воспитанники центра реабилитации имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
В воспитательно-реабилитационном процессе я применяю разнообразные методы: логические, проблемные, игровые, дифференцированные. Использую все методы мотивации: эмоциональную, познавательную, социальную. Кроме того, использую новые педагогические технологии.
К числу современных инновационных технологий относятся:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технологии проектной деятельности.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Игровая технология.
- Личностно - ориентированная технология.
Здоровьесберегающие технологии.
Основной целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения и укрепления здоровья, формирование необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу и использование полученных знаний в повседневной жизни. Это создание благоприятных условий ребенку в центре (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик воспитания); рациональная организация процесса реабилитации в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями. Это соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Для меня главными задачами здоровьесберегающих технологий являются:
- воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;
- организация реабилитационного процесса, который не навредит здоровью ребенка;
- использование доступных средств охраны здоровья и развития воспитанника.
Проведение тематических бесед, дискуссий, практических занятий позволяет обогатить представление воспитанников о культурно-гигиенических нормах, закрепить навыки самообслуживания, сформировать представление о личной гигиене и профилактики различных заболеваний. Обучение детей, привитие им элементарных культурно-гигиенических навыков осуществляется на фронтальных занятиях, во время дежурств, на прогулке, в режимные моменты, на экскурсиях.
Физкультурно-спортивные игры направлены на развитие физических качеств, организацию двигательной активности, воспитание привычки повседневной физической активности. В соответствии с режимом дня организуется утренняя гимнастика, прогулки, игры на свежем воздухе, подвижные игры. Следующий компонент здорового образа жизни - это недопущение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. В рамках программы реабилитации воспитанники учатся ответственно относиться к своему здоровью, участвуют в занятиях, направленных на формирование культурно – гигиенических навыков, регулярно принимают участие в различных конкурсах.
Технологии проектной деятельности
Одним из средств обучения и воспитания детей в социально - реабилитационном центре является метод проектов. Проект - это специально организованный воспитателем и выполняемый совместно с детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. В ходе совместной творческой деятельности воспитателя и ребенка изготавливаем подарки к праздникам, поздравительные газеты, открытки, продукты художественного творчества для участия в конкурсах и выставках. Проводим праздники нацеленные на развитие творческого потенциала ребенка.
Любой проект – продукт сотрудничества детей и взрослых. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся жизненной ситуации.
Информационно-коммуникационные технологии
Подразумевают использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Основными направлениями использования ИКТ являются: приобщение детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Т. е. ИКТ как средство интерактивного обучения позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Использование в процессе воспитания интерактивных средств позволяет мне производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.
Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками. Дети и подростки считают, что занятия с показом мультипликационных фильмов, презентаций гораздо интереснее, чем рассказ воспитателя с применением печатного раздаточного материала.
Игровая технология
С целью вызвать у детей интерес, придать занимательность коррекционно-образовательному процессу использую в своей педагогической деятельности игровую технологию. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. Игра – это тот вид деятельности, где дети учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстников. В своей работе применяю следующие формы проведения игр: дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры-развлечения, викторины, конкурсы, народные, подвижные и малоподвижные, спортивно-оздоровительные игры.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр педагогического процесса личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Считаю, что каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе. В нашем центре разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей, учитывая личностное отношение воспитанников к окружающему миру.
Использование личностно-ориентированных технологий, здоровье сберегающих технологий, ИКТ, в том числе и развлекательно-игровых, являются важной составной частью программ по социально-педагогической реабилитации детей и подростков. Кроме того, очень важно, чтобы каждый ребенок, находящийся в реабилитационном пространстве чувствовал себя в коллективе нужным, важным и востребованным.
В реабилитационном центре созданы все условия для активной познавательной деятельности воспитанников, раскрытия их индивидуальности, приобретения опыта познания и самопознания. Дети смело проявляют творческие способности. В ходе получения познавательной информации, ребята учатся находить необходимую информацию, приобретают навыки поисково-исследовательской деятельности и пробуют применять свои знания в практике. Дети учатся правильно оценивать свои знания, культурно общаться, полноценно реализовывать имеющиеся у них возможности в соответствии с их желаниями и потребностями – это доказывает эффективность использования в работе инновационных технологий. Таким образом, новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения и воспитания. В условиях социально- реабилитационного центра ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ребенка, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ...

Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии
Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствов...
Презентация "Использование инновационных технологий на уроках учебной практики"
Виды инновационных технологий используемых на уроках учебной практики...
Использование инновационных технологий на уроках английского языка
В настоящее время все преподаватели учебных заведений работают по новым образовательным стандартам. Для повышения мотивации студентов, их общих и профессиональных компетенци...

Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знани...
Методическая разработка занятия по физической культуре, Тема: "Использование инновационных технологий (оздоровительные системы) на занятиях физической культуры. Гимнастика с элементами фитнес – технологий"
В методической разработке описывается выполнение физических упражненний для оздоровления различных систем организма....

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности по обществознанию
Общеобразовательные дисциплины, такие как обществознание, должны сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственност...
