Храмовая архитектура
план-конспект занятия

Сиянко Кристина Юрьевна

Программные задачи:

1.  Закрепить знания детей о храмовой архитектуре, активизировать историко-культурный словарь.

2.  Уточнить понятия архитектура, архитектор.

3.  Прививать детям интерес и любовь к родному краю, Родине.

4.  Воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному наследию.

5.  Познакомить детей с назначением, внешним видом и устройством храма: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом).

Материал: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация слайдов, фрагменты аудиозаписи колокольного звона, музыкальный центр, материал для творческой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hramovaya_arhitektura.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №3 города Лабинска

Занятие по приобщению к социокультурным ценностям

(образовательная область – познание)

«Храмовая архитектура»

Подготовила:

Воспитатель Сиянко К.Ю.

Лабинск - 2023

Программные задачи:

1.  Закрепить знания детей о храмовой архитектуре, активизировать историко-культурный словарь.

2.  Уточнить понятия архитектура, архитектор.

3.  Прививать детям интерес и любовь к родному краю, Родине.

4.  Воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному наследию.

5.  Познакомить детей с назначением, внешним видом и устройством храма: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом).

Материал: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация слайдов, фрагменты аудиозаписи колокольного звона, музыкальный центр, материал для творческой деятельности детей.

Ход занятия.

I. Орг.момент.

В.: Дети, сегодня мы отправимся в необычное путешествие на машине времени, мы отправимся в далекое прошлое (закрывают глаза).

(Воспитатель располагает на доске увеличенную репродукцию картины  В.Поленова «Московский дворик»)

- Мы очутились в старинной Москве. Что вы видите перед собой? (дворик, ребенка, женщину с ведром, старые здания)

- Обратите внимание на здание, как оно выглядит? (Мы видим одноэтажный дом, построенный из камня, с железной треугольной крышей, дом светло-розового цвета, а за домом располагаются деревянные строения, возможно сараи).

- Так выглядели дома старой Москвы. Первоначально дома в Москве были построены из дерева, скажите, такие дома могли считаться долговечными? (нет)

- И после большого пожара дома в Москве стали строить из светлого камня, Москву так и называли – белокаменная. Для зданий того времени характерны высокие потолки, окна, сами дома были большими и в таком большом доме жила одна семья.

- Но какое же строение мы видим на заднем плане картины?  (храм)

- Для чего строили церкви? (ответы детей)

- Сможете описать внешний вид храм во дворике старой Москвы? (ответы детей)

- Вспомните, как одним словом можно назвать искусство стоить здания обычных домов, мостов, учреждений, храмов? (архитектура)

- Сегодня мы поговорим о храмовой архитектуре.

Светлым облаком сияет

В дворике московском  храм –

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам. 

II. Знакомство с новым материалом.

- Можно ли представить себе русский город, деревню без храма? Где бы не расселился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм.

Издавна храмы строили в самых красивых местах. Храм по своему внешнему виду отличается от других зданий. (Воспитатель называет все части храма). Дети повторяют: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом).

- Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (Форму луковицы, пламя свечи). Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Показать на проекторе несколько соборов:

1. Собор Успения Пресвятой Богородицы – в Астрахани.

2. Благовещенский собор – в Казани.

3. Никольский морской собор – в Санкт-Петербурге.

Дети должны сделать вывод: храмы разные, все красивые.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, т.е. башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву.

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола.

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть смогла.

Звон в один колокол называется «благовест» (т.е. радостная весть). Несколько одновременно звонящих колоколов называется «трезвон». Торжественный, радостный звон во все колокола называется «перезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перебор».

Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

Вы услышите несколько видов колокольных звонов.

После прослушивания колокольных звонов воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику:

Слышен нам со всех сторон

Колокольный звон

Динь – Дон

Динь – Дон

Динь – Дон

Сердцу – благостно,

Сердцу – трепетно,

Сердцу – сладостно,

Сердцу – нежно,

И радостно

Мир вокруг становится светлее,

А душа наша добрее.

Итак, ещё раз вспомним, кто придумывает внешний вид храма (архитектор). Что он делает (чертит чертеж здания, рисунок, делает макет здания, придумывает из чего строить, как отделать здание.

III. Самостоятельная работа.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать архитекторами и построить свой макет храма.

(У каждого ребенка лист картона и изготовленные из бумаги элементы храмовой архитектуры: колонны, купола, украшения. Дети из элементов составляют объемную аппликацию)

Воспитатель:

- Какие красивые храмы у вас получились. Но нам пора возвращаться в современное время.

(Дети снова закрывают глаза, воспитатель меняет картину В. Поленова на современную фотографию храма в Москве)

- Мы очутились в настоящее время и вот так сейчас выглядит московский дворик. Скажите, как изменилась архитектура домов вокруг храма? (ответы детей) Изменился ли сам храм? (ответы детей)

IV. Итог.

- Мы оставим наши архитектурные проекты в Москве и, возможно, по ним построят самые настоящие храмы.

- Что вы узнали сегодня?

- Что показалось вам трудным?

- Вы получили радость от своего труда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прорамма 3 поколения ФГОС СПО по дисциплине Архитектура КС

Представляю Рабочую программу учебной дисциплины Архитектура КС, разработанную на основе государственного образовательного стандарта (ФГОС) 3 поколения по специальности среднего профессионального обра...

Презентация на тему: "Древнерусская архитектура"

Работу выполнил обучающийся 2 курса профессии "Реставратор строительный". Презентация посвящена историческому развитию русского зодчества. Выполнена в едином стилевом оформлении, наполнена графическим...

«Война 1812 года в русской литературе, живописи, архитектуре, музыке»

Художники, поэты, писатели, архитекторы о Войне 1812 года...

Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»

Цель  работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

тест для дифференцированного зачета по дисциплине "Архитектура ЭВМ"

Тест для дифференцированного зачета по дисциплине "Архитектура ЭВМ". Тест содержит в себе вопросы и ответы по темам курса....

Символика цвета в храмовом зодчестве Воронежа.

Студенческая научно-исследовательская работа....

4. Сборник презентаций – «Храмовая архитектура»

Сборник презентаций знакомит обучающихся  с историческими особенностями храмового строительства,  с оригинальностью конструкций храмов.  Кроме этого сборник презентаций  поможет об...