Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность 34.02.01 Сестринское дело
рабочая программа

Лебедева Татьяна Николаевна

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека  

             Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Вот ее краткое содержание:
Дисциплина «ОП.02 Анатомия и физиология человека» является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело и учебного плана.

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «ОП.02 Анатомия и физиология человека» является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области анатомии и физиологии человека для успешного дальнейшего освоения профессиональных модулей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

        


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Анатомия и физиология человека

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

На базе среднего общего образования

Форма обучения очно-заочная

Курс 1 семестр 1-2

Год начала подготовки 2023

Форма промежуточной аттестации комплексный экзамен

2023 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

22

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

24


1.        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.        Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «ОП.02 Анатомия и физиология человека» является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело и учебного плана.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК  01, ОК 03, ОК 04,ПК 4.1, ПК 5.1.

1.2.        Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «ОП.02 Анатомия и физиология человека» является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области анатомии и физиологии человека для успешного дальнейшего освоения профессиональных модулей.

В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:

Код

ПК, ОК

Планируемые результаты

Умения

Знания

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ОК 4

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ПК 4.1

Проводить оценку состояния пациента

Проводит оценку состояния пациента

ПК 5.1

Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни

Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой


2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.        Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины

Вид учебной работы

Количество ак.час.

Обязательная учебная нагрузка

68

- теоретическое обучение

28

- практические занятия

40

Самостоятельная работа

16

Промежуточная аттестация (комплексный экзамен)

8

Рабочая программа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается индивидуально с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

2.2.        Тематический план и содержание дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в ак.час.

Коды компетенций,

формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Анатомия и физиология – науки, изучающие человека

Тема 1.1

Определение органа. Системы органов

 Основы гистологии. Классификация тканей Эпителиальная, соединительная,

мышечная и нервная ткани

Содержание учебного материала

4

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

Теоретическое занятие № 1

1. Характеристика организма человека как целостной биологической системы и социального существа.

2. Значение изучения анатомии и физиологии для специалиста 34.02.01 Сестринское дело.

3. Части тела человека.

4. Оси, плоскости, условные линии, определяющие положение органов. Анатомическая номенклатура.

5. Орган. Системы органов.

6. Основы гистологии.

7. Классификация тканей.

2

Самостоятельная работа № 1

Составление сравнительной таблицы эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

1

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 1

1. Изучение эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.

2

Раздел  2. Морфофункциональная характеристика опорно-двигательного аппарата

Процесс движения

Тема 2.1

Кость как орган.       Соединения костей.

Основы миологии

 

Содержание учебного материала

2

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

Теоретическое занятие № 3.

1. Общий план строения скелета человека.

2. Строение кости как органа, классификация костей скелета человека.

3.Соединения костей.

4. Строение сустава. Классификация суставов, биомеханика суставов.

5. Скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей.

6. Мышца как орган. Вспомогательный аппарат мышц.

7. Классификация мышц, группы мышц.

8. Мышечное сокращение. Утомление мышц.

9. Мышцы головы и шеи, туловища, верхних и нижних конечностей.

2

 

Самостоятельная работа № 2

Составление таблицы соединения костей туловища.

1

В том числе практических занятий

10

Морфофункциональной характеристики скелета и аппарата движения:

Практическое занятие № 2.

Изучение строения костей черепа (мозговой и лицевой отделы).

1. Соединений костей черепа.

2. Изучение особенностей черепа новорожденного.

3.Проецирование на поверхности тела отдельных костей и их частей: сосцевидный отросток височной кости, наружный затылочный бугор, теменные и лобные бугры.

4. Мышцы головы (жевательные и мимические, их расположение и функции).

2

Самостоятельная работа № 3

Составление таблицы «Классификация мышц по топографии».

1

Практическое занятие № 3.

Изучение строения и соединения позвоночного столба, грудной клетки.

1. Проецирование на поверхности тела отдельных костей и их частей: яремной вырезки грудины, мечевидного отростка грудины, остистых отростков позвонков.

2

Практическое занятие № 4.

Изучение мышц груди, живота, спины.

1. Классификация, топография, начало и прикрепление, функции.

2. Слабые места передней брюшной стенки.

2

Самостоятельная работа № 4

Составление таблицы «Слабые места передней брюшной стенки».

1

Практическое занятие № 5.

Изучение скелета верхней и нижней конечностей, его отделов.

1. Строение лопатки и ключицы, костей свободной верхней конечности.

2. Изучение движений в суставах верхней конечности (плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти).

3. Скелет тазового пояса и свободной нижней конечности.

4. Стопа, своды стопы; таз как целое.

5. Половые различия таза.

6. Изучение движений в суставах свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы, суставы стопы).

7. Типичные места переломов  конечностей.

2

Практическое занятие № 6.

Изучение мышц верхней и нижней конечностей.

1. Расположение, функции.

2. Топографические образования (подмышечная впадина, локтевая ямка).

3. Мышцы таза, мышцы бедра, мышцы голени, мышцы стопы.

4. Движения в суставах при сокращении мышц.

5. Мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты.

6. Топографические образования нижней конечности. 

2

Раздел 3. Морфофункциональная характеристика системы органов дыхания. Процесс дыхания

Тема 3.1.

Строение и

и физиология

органов дыхательной системы

Содержание учебного материала

4

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

Теоретическое занятие № 3

1. Обзор дыхательной системы. Роль системы дыхания для организма. Значение кислорода.

2. Этапы дыхания.

3. Строение и функции органов дыхательной системы.

4. Потребность дышать, структуры организма человека, её удовлетворяющие.

5. Условно-рефлекторная и произвольная регуляция дыхания.

6. Дыхание при физической работе, при повышенном и пониженном барометрическом давлении.

7. Резервные возможности системы дыхания.

8. Защитные дыхательные рефлексы. Дыхание при речи.

9.Функциональная система поддержания постоянства газового состава крови.

2

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 7

Изучение анатомии системы органов дыхания.

1. Полость носа, гортань, трахея, главные бронхи, легкие.

2. Демонстрация на муляже проекции хрящей гортани, бифуркации трахеи, правого и левого главных бронхов.

3.Изучение строения плевры, плевральной полости.

4.Опасность перелома ребер при сердечно-легочной реанимации.

5. Демонстрация на муляже верхних и нижних границ легких.

6. Определение частоты дыхательных движений в минуту в покое и после физической нагрузки.

7. Спирометрия. Дыхательные объёмы.

2

Раздел 4. Морфофункциональная характеристика системы кровообращения. Процесс кровообращения и  лимфообращения

Тема 4.1.

Общие данные о строении

и функциях сердечно-сосудистой системы. Строение и деятельность сердца

Содержание учебного материала

8

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

 

Теоретическое занятие № 4

1. Кровообращение. Общий план строения сердечно-сосудистой системы.

2. Морфофункциональная характеристика системы крово- и лимфообращения.

3. Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

4. Роль и место системы кровообращения в поддержании жизнедеятельности организма.

5. Изменение органного кровообращения при мышечной нагрузке, приеме пищи, при гипоксии, стрессе и других состояниях.

6. Микроциркуляция, её роль в механизме обмена жидкости различных веществ между кровью и тканями.

7. Положение и строение сердца, границы и проекция на грудную клетку.

8. Цикл сердечной деятельности.

9. Особенности свойств сердечной мышцы. Понятие о возбудимости, проводимости, сократимости и автоматии сердца.

10. Проводящая система сердца, её функциональные особенности.

11. Сердечный цикл и его фазовая структура.

12. Систолический и минутный объемы крови, сердечный индекс.

13. Работа сердца. Регуляция сердечной деятельности.

14. Принципы наружного массажа сердца при сердечно-легочной реанимации.

2

 

 

Самостоятельная работа № 5

Подготовка доклада по теме: «Проводящая система сердца»

1

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие № 8

1. С помощью фантомов, муляжей изучение пространственного представления о сердечно-сосудистой системе. Изучение на фантоме проекции границ сердца.

2. Изучение строения сердца.

3. Сравнительная характеристика каждого отдела сердца и деятельности клапанного аппарата.

2

Самостоятельная работа № 6

Схематический рисунок «Внутреннее строение сердца».

1

Практическое занятие № 9

Изучение артерий и вен большого круга кровообращения. Система воротной вены

1. Места наиболее поверхностного расположения крупных сосудов и точки их прижатия в случае кровотечения общей сонной артерии, плечевой артерии, бедренной артерии, большеберцовой артерии.

2. Изучение топографии крупных вен системы верхней и нижней полых вен, системы воротной вены.

3. Венозные анастомозы.

 

2

 

Самостоятельная работа № 7

Схематический рисунок «Виллизиев круг»

1

Тема 4.3.

Лимфатическая система

Содержание учебного материала

4

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

Теоретическое занятие № 5

1. Значение лимфатической системы.

2. Лимфа и ее состав.

3. Лимфатические сосуды.

4. Движение лимфы.

5. Критерии оценки деятельности лимфатической системы.

2

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №10

Изучение лимфатической системы. Критерии оценки деятельности лимфатической системы.

1. Месторасположение поверхностных лимфаузлов (затылочных, околоушных, шейных, поднижнечелюстных, подмышечных, локтевых, паховых).

2. Лимфатические сосуды, лимфоидные органы, функции лимфатической системы.

3. Критерии оценки деятельности лимфатической системы.

2

1

 

Самостоятельная работа № 8

Составление рисунка-схемы «Кровообращение плода».

Раздел  5. Морфофункциональная характеристика системы органов пищеварения.

Процесс пищеварения. Обмен веществ и энергии

Тема 5.1

Строение и функции пищеварительной системы

Содержание учебного материала

6

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

Теоретическое занятие № 6

1. Общий план строения пищеварительной системы.

2. Значение пищеварения и методы его исследования.

3. Переваривающая, всасывающая и двигательная функции органов пищеварения.

4. Строение стенки желудочно-кишечного тракта и пищеварительных желез.

5. Топография и строение органов желудочно-кишечного тракта, печени, поджелудочной железы.

6. Брюшина, строение. Образования брюшины: связки, брыжейки, сальники.

7. Отношение органов брюшной полости к брюшине.

2

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие № 11

Изучение строения ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника.

1. Топография органов пищеварительного тракта с характеристикой их функции.

2. Изучение строения и функций полости рта, органов полости рта. Изучение строения и функций глотки, пищевода. Изучение расположения, места открытия выводных протоков слюнных желез.

3. Определение проекции желудка на поверхности передней брюшной стенки на фантоме. Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов желудка, функции органа.

4. Изучение состава и свойств желудочного сока.

5.Тонкая кишка – расположение, проекция на переднюю брюшную стенку.

6. Изучение пищеварения в тонкой кишке.

7. Изучение строения толстой кишки. Проекция отделов толстой кишки на брюшную стенку.

8. Изучение пищеварения в толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий. Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Акт дефекации, его регуляция.

9. Составление сравнительной характеристики строения стенки желудка, тонкой и толстой кишки и характеристики процессов пищеварения в различных отделах пищеварительного  тракта.

2

Практическое занятие № 12

Изучение строения и функций печени, желчного пузыря, поджелудочной железы.

1. Определение проекции поджелудочной железы, печени, желчного пузыря на поверхности передней брюшной стенки на  фантоме. Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов поджелудочной железы, печени, желчного пузыря.

2. Желчь, состав, свойства. Изучение желчевыводящих путей.

2

Раздел 6. Морфофункциональная характеристика органов выделения. Процесс выделения. Система органов репродукции

Тема 6.1.

Общие вопросы анатомии и физиологии мочевыделительной системы.

Строение и функции почек, мочевыводящих путей

Содержание учебного материала

10

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

Теоретическое занятие № 7

1. Процесс выделения. Роль выделительных органов в поддержании постоянства внутренней среды. Выделительная функция других систем организма.

2. Топография и строение органов мочевыделительной системы.

3. Критерии оценки деятельности мочевыделительной системы.

4. Механизм образования мочи. Состав и свойства первичной и вторичной мочи в норме.

5. Регуляция деятельности почек  нервной и эндокринной системами.

6. Адаптивные изменения функции почек при различных условиях внешней среды.

7. Клиническое значение исследования мочи.

8. Понятие о полиурии, анурии, олигурии, гематурии.

2

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 13

  1. Изучение строения и функции почек, мочевыводящих путей.
  2. Особенности кровоснабжения почек.
  3. Фиксирующий аппарат, структурно-функциональная единица почки – нефрон.
  4. Определение топографии органов мочевыделительной системы на муляжах, таблицах с указанием функциональной особенностей каждого органа.
  5. Строение мочевыводящих путей: мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал (мужской и женский).
  6. Критерии оценки процесса выделения. Изучение клинических анализов мочи. Наличие клеток эпителия, лейкоцитов, эритроцитов, белка, сахара как свидетельство патологических процессов в организме.

2

Самостоятельная работа № 9

Изображение схемы нейрона.

1

Тема 6.2.

Процесс репродукции. Половая система человека

Содержание учебного материала

2

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

Теоретическое занятие № 8

1. Первичные и вторичные половые признаки.

2. Наружные и внутренние половые органы мужчины. Топография и строение органов мужской половой системы.

3. Особенности гистологического строения мужских половых желез.

4. Эндокринная деятельность половых желез.

5. Наружные и внутренние половые органы женщины.

6.Топография и строение органов женской половой системы.

7. Особенности гистологического строения женских половых желез.

8. Менструальный цикл.

2

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие № 14

1. Изучение топографии и строения органов мужской   половой системы на муляжах и таблицах.

2. Функциональная характеристика репродуктивной системы мужского организма.

2

Практическое занятие № 15

1. Изучение топографии и строения органов женской половой системы на муляжах и таблицах.

2. Функциональная характеристика репродуктивной системы

женского организма.

2

Раздел  7. Внутренняя среда организма. Система крови

Тема 7.1

Кровь: состав и функции.

 Органы кроветворения  

Содержание учебного материала

4

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

 

Теоретическое занятие № 9

1. Внутренняя среда организма, постоянство ее состава.

2. Кровь как часть внутренней среды организма.

3. Количество крови, состав крови: плазма – химические свойства, физиологические показатели, значение; форменные элементы крови – гистологическая и функциональная характеристика.

4. Группы крови. Резус-фактор.

5. Свертывание крови.

2

Самостоятельная работа № 10

Составление таблицы «Форменные элементы крови».

1

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 16

Изучение форменных элементов крови, определения группы крови, резус-фактора, клинических анализов.

1. Принцип  определения группы крови и резус-фактора. Свертывающая и противосвертывающая система крови (основные факторы свертывания, плазменные, тромбоцитарные ингибиторы свертывания крови).

2

  

Раздел  8. Система управления в организме. Физиологические основы процессов регуляции

Тема 8.1

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

Анатомо-

физиологическая

характеристика эндокринных желёз

Содержание учебного материала

4

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

Теоретическое занятие № 10

1. Понятие гуморальной регуляции деятельности организма человека.

2. Гормоны, их структура, значение. Тканевые гормоны.

3. Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе.

4. Нарушения функции эндокринных желез.

5. Классификация желез внутренней секреции.

6. Топография эндокринных желез, особенности строения.

7. Механизмы действия гормонов, биологический эффект.

2

Самостоятельная работа №11

Заполнение таблицы «Функции гормонов».

1

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 17

1. Изучение строения гипофиза, эпифиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, поджелудочной железы, половых желез.

2. Функциональная характеристика гормонов, с указанием проявлений гипо- и гиперфункции.

3. Гормоны вилочковой железы.

2

Тема 8.2

Нервная регуляция процессов

жизнедеятельности.

Общая характеристика строения и деятельности нервной системы. Головной и спинной мозг

Содержание учебного материала

6

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

Теоретическое занятие № 11

1. Интегрирующая роль нервной системы.

2. Центральная и периферическая нервная система.

3. Соматическая и вегетативная нервная система.

4. Деятельность нервной системы  (виды нейронов, рефлекторная дуга, синапс, медиаторы).

5. Понятие рефлекса, классификация  рефлексов

6.. Спинной мозг: строение и функции.

7. Головной мозг: строение и функции.

8. Топография, строение и функции отделов головного мозга, оболочки мозга. Кора больших полушарий. Локализация функций в коре головного мозга.

9. Спинномозговые нервы. Черепные нервы.

10. Вегетативная нервная система.

2

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие № 18

Изучение строения и функций спинного мозга.

(утолщения, борозды, конский хвост, центральный канал, серое и белое вещество, сегменты, корешки, проводящие пути, оболочки)

1. Расположение спинного мозга с указанием взаимоотношения между серым и белым веществом и особенностями формирования спинномозговых нервов.

2. Изучение строения головного мозга с помощью препаратов, муляжей, таблиц.

2

Самостоятельная работа № 12

Составление схем рефлекторных дуг.

1

Практическое занятие № 19

Изучение строения и функций головного мозга.

1. Определение и описание топографии отделов головного мозга с характеристикой строения и функции их образований.

2

Самостоятельная работа № 13

Зарисовка схем полостей головного мозга.

1

Тема 8.3

Периферическая нервная система

Содержание учебного материала

2

Теоретическое занятие № 12

1. Периферическая нервная система.

2. Спинномозговые         нервы.

3. Нервные сплетения.

4. Черепные нервы.

2

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

Самостоятельная работа № 14

Составление сравнительной таблицы черепно-мозговых нервов.

1

Тема 8.4.

Вегетативная нервная система. Высшая нервная деятельность

 

Содержание учебного материала

2

Теоретическое занятие № 13

1. Вегетативная нервная система, симпатический парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

2. Вегетативные сплетения.

4. Понятие о высшей нервной деятельности.

5. Инстинкты, условные рефлексы. Особенности образования условных рефлексов, механизмы.

6. Торможение условных рефлексов.  Динамический стереотип.

7. Психическая деятельность (ВНД) - физиологическая основа психосоциальных потребностей, структура ее осуществляющая, свойства коры, лежащие в основе условно- рефлекторной деятельности.

8. Формы психической деятельности: память, мышление, сознание, речь.

9. Сигнальные системы. Деятельность I-ой сигнальной системы. Деятельность II-ой сигнальной системы. Типы высшей нервной деятельности человека.

2

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1.

 

Самостоятельная работа № 15

Зарисовка схемы «Функциональные зоны коры».

1

Тема 8.5.

Сенсорные системы организма. Анатомия и физиология анализаторов

 

 

Содержание учебного материала

4

Теоретическое занятие № 14

1. Учение И.П.Павлова об анализаторах.

2. Общий план строения анализатора.

3. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный.

4. Строение зрительного анализатора, вспомогательного

аппарата глаза, зрение.                                                                                                   5. Строение слухового и вестибулярного аппарата, их деятельность.

6. Строение и значение органов вкуса и обоняния.

2

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ПК- 4.1.

ПК-5.1

Самостоятельная работа № 16

Зарисовка схемы строения кожи и ее производных.

1

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №20

Изучение зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов.

  1. Строение зрительного анализатора, вспомогательного аппарата глаза, зрение.
  2. Характеристика зрительного анализатора по схеме: периферический нервный прибор – проводниковый аппарат – центральный отдел анализатора.

  3.  Характеристика слухового и вестибулярного анализаторов по схеме: периферический нервный прибор – проводниковый аппарат –центральный отдел анализатора.

 

2

 

 

 

Всего

68

Промежуточная аттестация (комплексный экзамен)

8

 Самостоятельная работа

16

Итого

92


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки)

1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 34.02.01 Сестринское дело (...

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 33.02.01 Фармация (базовой подготовки)

1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 Фармация ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: "Органы дыхательной системы" Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность: Сестринское дело

Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды приводят к росту заболеваемости органов дыхательной системы.Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения способствуют выработке клин...

Глоссарий по дисциплине ОП 02. Анатомия и физиология человека, специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Словарь предназначается для самоподготовки студентов к терминологическим диктантам, контрольным работам и промежуточной аттестации по дисциплине....

КТП учебной дисциплины ОП 02. Анатомии и физиологии человека. Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Календарно-тематический план (КТП) - это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика. В нем раскрывает...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для практических занятий для студентов учебной дисциплины ОП. 02 «Анатомия и физиология человека» специальность 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

    Методические рекомендации  предназначены для практических занятий по дисциплине «Анатомия и физиология человека» для студентов специальности «Сестринское де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 "Анатомия и физиология человека", Специальность 34.02.01 "Сестринское дело"

Цель и планируемые результаты освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений...