РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 "Анатомия и физиология человека", Специальность 34.02.01 "Сестринское дело"
рабочая программа

Лебедева Татьяна Николаевна

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области анатомии и физиологии человека для успешного дальнейшего освоения профессиональных модулей.

В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op._02_rp_anatomiya_i_fiziologiya_o-z_obuchenie.docx60.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Анатомия и физиология человека

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

На базе среднего общего образования 

основного общего образования / среднего общего образования

Форма обучения очно-заочная

очная / очно-заочная

Курс 1 семестр 1-2

Год начала подготовки 2022

Форма промежуточной аттестации комплексный экзамен

2022 г.


РАССМОТРЕНА

Протокол заседания предметно-

цикловой комиссии №___

от «____» _________________ 20___ г.

Председатель предметно-цикловой

комиссии №___

__________________/________________/

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (код, наименование специальности) 34.02.01 Сестринское дело и учебного плана.

ОДОБРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК № ___»

Протокол № ___

от «____» _________________ 20___ г.

СОГЛАСОВАНА

Заведующий библиотекой

__________________/________________/

Начальник методического отдела /

старший методист

__________________/________________/

Состав рабочей группы

по разработке рабочей программы дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень, звание

Занимаемая должность

Место работы

Надеждин Антон Игоревич

Преподаватель

ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»

Лебедева Татьяна Николаевна

Преподаватель

ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Балян Нана Сейрановна

Преподаватель

ГБПОУ ДЗМ «МК № 5»

Шахмарданов Аслан Зияудинович

Кандидат биологических наук

Преподаватель

ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

Четвертных Мария Дмитриевна

Преподаватель

ГБПОУ ДЗМ «МК № 7»

Рецензенты:

  1. ___________________________________________________

(ФИО, ученое звание, должность, место работы)

  1. ____________

(ФИО, ученое звание, должность, место работы)

  1. _________

(ФИО, ученое звание, должность, место работы)

  1. ______

(ФИО, ученое звание, должность, место работы)

  1. ____________ (ФИО, ученое звание, должность, место работы)

  1. _____________

(ФИО, ученое звание, должность, место работы)


СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

23

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

24


1.        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.        Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина ОП.02 Анатомия и физиология человека является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1 - 6, 8, 11, ПК 1.1.-1.3, ПК 2.1.-2.8., ПК 3.1-.3.3

1.2.        Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области анатомии и физиологии человека для успешного дальнейшего освоения профессиональных модулей.

В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1

Применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ОК 2

Применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ОК 3

Применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ОК 4

Нахождение информации о топографии органов и систем в различных источниках, в т.ч. сети Internet

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ОК 5

Применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ОК 6

Применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ОК 8

Применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ОК 11

Применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ПК 1.1

Проведение мероприятий по сохранения и укреплению здоровья человека с учетом знаний о физиологии процессов, проходимых в его организме

Закономерности и результат влияния мероприятий по укрепление здоровья человека на его организм

ПК 1.2

Проведение мероприятий по сохранения и укреплению здоровья человека с учетом знаний о физиологии процессов, проходимых в его организме

Закономерности и результат влияния мероприятий по укрепление здоровья человека на его организм

ПК 1.3

Проведение мероприятий по сохранения и укреплению здоровья человека с учетом знаний о физиологии процессов, проходимых в его организме

Закономерности и результат влияния мероприятий по укрепление здоровья человека на его организм

ПК 2.1

Предоставление информации о строении органов и их топографии в доступном для пациента виде

Анатомическая терминология, строение и топография органов человека

ПК 2.2

Применение знаний анатомии и физиологии человека при осуществлении лечебно-диагностических мероприятий

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ПК 2.3

Применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ПК 2.4

Применение знаний анатомии и физиологии человека при введении лекарственных средств

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ПК 2.5

Применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ПК 2.6

Применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ПК 2.7

Применение знаний анатомии и физиологии человека при проведении реабилитационных мероприятий

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ПК 2.8

Применение знаний анатомии и физиологии человека при оказании паллиативной помощи

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ПК 3.1

Применение знаний анатомии и физиологии человека при оказании неотложной помощи в различных ситуациях

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ПК 3.2

Применение знаний анатомии и физиологии человека при оказании неотложной помощи в различных ситуациях

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

ПК 3.3

Применение знаний анатомии и физиологии человека при оказании неотложной помощи в различных ситуациях

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой


2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.        Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины

Вид учебной работы

Количество ак.час.

Максимальная учебная нагрузка

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

76

- теоретические занятия

38

- практические занятия

38

Курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа

86

Рабочая программа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается индивидуально с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

2.2.        Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в ак.час.

Коды компетенций,

формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Анатомия и физиология как науки

Тема 1

Предметы анатомия и физиология

Содержание учебного материала

1

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Положение человека в природе. Значение изучения анатомии и физиологии для специалиста 34.02.01 Сестринское дело. Части тела человека. Оси, плоскости, условные линии, определяющие положение органов. Анатомическая номенклатура. Орган. Классификация на полые и паренхиматозные. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция.

Раздел 2. Основы гистологии

Тема 1

Основы гистологии

Содержание учебного материала

1

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Ткань-определение, классификация, функциональные различия. Эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани – классификация, расположение, строение и функции.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №1.

Изучение различных видов тканей.

Раздел 3. Анатомия и физиологии опорно-двигательного аппарата

Тема 1.  Опорно-двигательный аппарат. Осевой и добавочный скелет

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Опорно-двигательный аппарат, определение, функции. Кость как орган, химический состав костей, возрастные изменения, виды костей, строение. Скелет туловища, структуры, его составляющие. Позвоночный столб, отделы, количество позвонков в них и строение; физиологические изгибы. Строение грудины, ребра. Виды ребер. Грудная клетка, грудная полость, апертуры, реберные дуги. Формы грудной клетки. Кости черепа, особенности их строения. Черепные ямки, глазницы, полость носа, полость рта: строение, функции.  Череп в целом – свод, внутреннее и наружное основание, кости их образующие, структуры костей. Швы черепа. Череп новорожденного.

Кости верхних и нижних конечностей, отделы. Скелет пояса конечностей и свободной конечности, кости их образующие, строение. Таз в целом. Большой и малый таз. Половые различия таза. Размеры женского таза. Соединения костей, классификация, различия. Классификация и строение суставов.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №2.

Изучение осевого и добавочного скелета.

Тема 2. Миология

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Мышцы головы и шеи, спины и живота, верхних и нижних конечностей: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции. Слабые места передней брюшной стенки.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №3.

Изучение скелетных мышц человека.

Раздел 4. Внутренняя среда организма. Кровь

Тема 1

Внутренняя среда организма. Система гемостаза. Группы крови

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Состав и функции внутренней среды. Гомеостаз. Состав и функции крови. Физико-химические показатели. Состав плазмы. Эритроциты, строение, функции Гемоглобин. СОЭ. Лейкоциты, строение, функции. Лейкоцитарная формула, ее использование в профессиональной деятельности медицинской сестры. Система РАСК. Группы крови. Rh-фактор. Донорство.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №4.

Изучение состава, свойств и функций крови, системы гемостаза групп крови

Раздел 5. Анатомия и физиология сердечно - сосудистой системы человека

Тема 1.

Анатомия и физиология сердца

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Процесс кровообращения - определение; структуры, осуществляющие процесс кровообращения.  Сердце: расположение, строение, проекция структур на поверхность грудной клетки.  Камеры сердца, отверстия, расположение и строение клапанов, принцип работы, проекция. Строение стенки сердца: расположение, строение, функции слоев. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца. Значение коронарного кровообращения. интервалы. Физиологические свойства миокарда.

 Сердечный цикл, его фазы, продолжительность и характеристика. Внешние проявления сердечной деятельности: сердечный толчок, тоны сердца. Регуляция деятельности сердца: местные и центральные механизмы, сердечно-сосудистый центр. Линейная и объемная скорость кровотока.  Показатели кровообращения: минутный и систолический объемы кровообращения. Систолическое, диастолическое давление, пульсовое давление. Факторы, влияющие на давление. Определение пульса. Характеристики пульса. Артериальный пульс: определение, сосуды.  Места прижатия артерий для остановки кровотечений.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №5.

Изучение анатомии и физиологии сердца.

Тема 2.

Кровеносная и лимфатическая системы

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Функциональные группы сосудов. Система микроциркуляции. Строение стенки сосудов.  Круги кровообращения: функциональное значение, сосуды. Сосуды малого круга кровообращения, механизм кровоснабжения легких. Сосуды коронарного круга. Сосуды большого круга кровообращения. Аорта - отделы, артерии, от них отходящие.  Артерии шеи и головы: области кровоснабжения.  Артерии верхних конечностей: расположение, области кровоснабжения.  Артерии нижних конечностей: расположение, области кровоснабжения.  Артерии таза: расположение, области кровоснабжения.  Артерии грудной и брюшной полости (пристеночные и внутренностные ветви): расположение, области кровоснабжения. Система верхней полой вены: образование, притоки, области оттока крови. Вены головы и шеи, грудной клетки, верхней конечности - области оттока крови в них. Система нижней полой вены: образование, притоки, области оттока крови. Вены брюшной полости, таза, нижних конечностей - области оттока крови в них. Система воротной вены. Кровоснабжение печени. Кровообращение плода. Строение лимфатической системы. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование.  Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки.  Строение стенки лимфатических сосудов.  Функции лимфатической системы, связь лимфатической системы с иммунной системой.  Строение и функции лимфатического узла. Группы лимфатических узлов. Причины движения лимфы по лимфатическим сосудам. Регуляция системы лимфообращения.

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие №6.

Изучение артериальной системы.

Практическое занятие №7.

Изучение венозной и лимфатической систем

Раздел 6. Анатомия и физиология дыхательной системы

Тема 1.

Анатомия и физиология дыхательной системы

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Структуры организма человека, обеспечивающие процесс дыхания. Дыхательный аппарат. Дыхательная система. Верхние дыхательные пути (полость носа, части глотки), расположение, строение, функции. Нижние дыхательные пути (гортань, трахея, главные бронхи), их расположение, строение и функции. Легкие – топография, внешнее строение, поверхности, края, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Плевра, плевральная полость, значение, пневмоторакс, виды. Средостение - границы, значение.  Процесс дыхания, определения, этапы. Внешнее дыхание, транспорт газов кровью, тканевое дыхание. Механизм вдоха и выдоха, показатели. Механизм первого вдоха новорождённого. Нервная, гуморальная регуляция дыхания.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №8.

Изучение анатомии и физиологии дыхательной системы.

Раздел 7. Обмен веществ и энергии

Тема 1.

Обмен веществ и энергии

Содержание учебного материала

2

Обмен веществ, определение.  Обмен белков, жиров, углеводов: функции, суточная потребность, азотистый, липидный и углеводный баланс, конечные продукты обмена веществ.  Водно-солевой обмен: содержание и количество воды в организме, потребность в воде.  Продукты, содержащие минеральные вещества. Значение минеральных веществ в организме.  Витамины - понятие, биологическая ценность, классификация витаминов. Источники витаминов. Терморегуляция.

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Раздел 8. Анатомия и физиология пищеварительной системы

Тема 1.

Анатомия пищеварительной системы

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Пищеварительная система: функции, органы, строение стенок полых органов. Полость рта, строение, отделы, функции и органы. Строение и функции языка. Зубы. Слюнные железы.  Глотка - расположение, строение стенки, отделы, функции. Пищевод - расположение, отделы, физиологические сужения, строение стенки, функции.  Желудок - расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, строение и функции. Желудочный сок. Тонкий кишечник: отделы и их расположение, проекция на переднюю брюшную стенку.  Строение стенки отделов тонкого кишечника, функции. Строение кишечных ворсинок. Толстый кишечник: отделы, их расположение, проекция, строение стенки, функции.   Брюшина, строение, отношение брюшины к органам. Образования брюшины. Брюшинная полость.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №9.

Изучение анатомии пищеварительной системы.

Тема 2.

Физиология пищеварительной системы. Пищеварительные железы

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Печень: расположение, границы, проекция, функции, строение, структурные единицы.  Структурно-функциональная единица печени - долька печени, строение, функции.  Состав и функции желчи, панкреатического сока, регуляция образования, отделения.  Желчный пузырь: расположение, функции, проекция, части, строение стенки. Желчные протоки. Поджелудочная железа: расположение, строение, части, их функции, выводные протоки. Процесс питания: определение, этапы. Пищеварение в полости рта. Слюна: состав, свойства, функции. Всасывание в полости рта. Пищеварение в желудке. Желудочный сок - свойства, состав, функции. Всасывание, моторика. Пищеварение в 12-перстной кишке, в тощей и подвздошной кишке: моторика, расщепление, всасывание. Состав и функции кишечного сока толстой и тонкой кишки. Микрофлора. Моторика толстого кишечника. Формирование каловых масс. Акт дефекации. Мотивация голода и насыщения. Регуляция пищеварения. Моторика и всасывание.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №10.

Изучение пищеварительных желез и физиологии пищеварительной системы.

Раздел 9. Анатомия и физиология мочевыделительной системы

Тема 1.

Мочевыделительная система

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Процесс выделения: органы, структуры, выполняющие эти функции, и этапы процесса выделения. Почки: расположение, проекция, строение почки, фиксирующий аппарат, структурные единицы. Строение и функции частей нефрона. Юкстагломерулярный аппарат почки, структуры, отводящие мочу от почки. Кровоснабжение почки, чудесная артериальная сеть почки. Этапы образования мочи. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Состав первичной и вторичной мочи. Мочеточники, мочевой пузырь: расположение, строение, отношение к брюшине. Мочеиспускательный канал женский и мужской. Строение мочеполовой диафрагмы. Нервная и гуморальная регуляция. Критерии оценки процесса выделения. Этапы образования мочи. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Состав первичной и вторичной мочи. Механизм отделения мочи из нефрона, чашечек, лоханок, мочеточников. Регуляция мочевыделения (ФУС мочевыделения). Центры мочеиспускания. Количество и состав мочи.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №11.

Изучение мочевыделительной системы.

Раздел 10. Анатомия и физиология репродуктивной системы

Тема 1.

Репродуктивная система

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Процесс репродукции, значение, структуры, этапы процесса репродукции.  Мужские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы: топография, строение. Яички, придаток яичка, проток придатка, семявыносящий, семявыбрасывающий протоки, семенные пузырьки, предстательная железа – расположение, оболочки, внутреннее строение, функции.  Семенной канатик – расположение, структуры, его составляющие. Сперма. Женские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы: расположение, строение. Яичник: расположение, функции, строение. Менструальный цикл. Маточная труба, матка, – расположение, функции, части, строение стенки. Параметрий. Молочная железа – функция, расположение, внешнее и внутреннее строение. Мужская и женская промежность. Прямокишечно-маточное пространство.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №12.

Изучение репродуктивной системы.

Раздел 11. Анатомия и физиология эндокринной системы

Тема 1.

Эндокринная система.

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Гипоталамо-гипофизарная система - структуры, ее образующие, связь между ними. Гипофиз - расположение, строение, доли. Гормоны: передней, средней, задней доли, их эффекты. Эпифиз - расположение, строение, гормоны, их физиологические эффекты. Щитовидная железа - расположение, внешнее строение, внутреннее строение. Гормоны щитовидной железы (тиреоидные, тиреокальцитонин), их физиологические эффекты. Паращитовидные железы: количество, расположение, физиологические эффекты паратгормона. Надпочечники - расположение, строение. Гормоны коркового и мозгового вещества, их физиологические эффекты.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №13.

Изучение эндокринных желез.

Раздел 12. Анатомия и физиология нервной системы

Тема 1.

Нервная система. Спинной мозг

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Центральная нервная система - определение, функции, форма деятельности (рефлекторная дуга). Спинной мозг - расположение, внешнее строение, полость, отделы, микроструктура. Оболочки. Сегмент-понятие, виды, латинские обозначения. Проводниковая функция спинного мозга, проводящие пути. Рефлекторная функция спинного мозга, рефлексы спинного мозга. Нервные центры спинного мозга.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №14.

Изучение строения и функций спинного мозга.

Тема 2.

Головной мозг

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Головной мозг: расположение, отделы.  Ствол мозга: отделы, структуры, их составляющие. Продолговатый мозг: расположение, строение, центры, функции. Средний мозг (ножки мозга, четверохолмие): расположение, строение, центры, функции. Задний мозг (мост и мозжечок): расположение, строение, центры, функции. Оболочки мозга, расположение, строение, сосудистые сплетения. Полости головного мозга. Промежуточный мозг (таламус, гипоталамус, III желудочек) – структуры, его образующие, расположение, структуры, ядра, функции.  Ретикулярная формация, лимбическая система: строение, функции, структуры, функции.  Обонятельный мозг - отделы, функция, роль в удовлетворении потребностей человека Конечный мозг – внешнее строение, внутреннее строение. Базальные ядра – виды, расположение, функции. Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля и их функции. Физиологические свойства коры. Понятие о высшей нервной деятельности, структуры, осуществляющие психическую деятельность. Инстинкты, условные рефлексы, теории И.П. Павлова. Принципы условных рефлексов. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Свойство коры, электрические явления в коре, биоритмы мозга. Сигнальные системы. Деятельность 1-й, 2-й сигнальных систем. Типы ВНД. Циркадные ритмы.

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие №15.

Изучение продолговатого, заднего и среднего мозга.

Практическое занятие №16.

Изучение промежуточного и конечного мозга.

Тема 3.

Периферическая нервная система

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Периферическая нервная система, структуры, функции. Количество черепно-мозговых нервов (ЧМН), соответствие названия ЧМН номеру. Функциональные виды ЧМН (чувствительные, двигательные, смешанные). Принцип образования чувствительных, двигательных, и парасимпатических волокон ЧМН. Характеристика ЧМН, области иннервации. Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие. Ветви спинномозговых нервов, функциональные виды нервных волокон, идущих в их составе. Грудные спинномозговые нервы. Сплетения (шейное, плечевое, поясничное, крестцовое) передних ветвей спинномозговых нервов, нервные стволы, области иннервации.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №17.

Изучение периферической нервной системы.

Тема 4.

Вегетативная нервная система

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Области иннервации и функции ВНС. Классификация ВНС.  Симпатическая, парасимпатическая НС: центральный и периферический отделы, характеристика. Симпатическая и парасимпатическая рефлекторные дуги, медиаторы в их синапсах. Влияние симпатической и парасимпатической НС на деятельность органов и состояние структур. Принципы образования и расположение симпатических сплетений.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №18.

Изучение вегетативной нервной системы.

Раздел 13. Анатомия и физиология сенсорных систем

Тема 1.

Анализаторы.

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Определение сенсорной системы, ее значение. Классификация сенсорных систем. Органы чувств, их вспомогательный аппарат. Виды рецепторов, функции. Сенсорные системы: соматическая, обонятельная, вкусовая, зрительная, слуховая и вестибулярная. Анализатор, функциональная структура; Отделы анализатора. Виды анализаторов, функции. Орган вкуса: отделы, расположение, строение, функции. Орган обоняния: отделы, расположение, строение, функции. Кожный анализатор: отделы, расположение, строение, функции. Орган зрения: отделы, расположение, строение и функции. Орган слуха и равновесия: отделы, расположение, строение, функции.

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие №19.

Изучение анализаторов

Раздел 14. Анатомия и физиология иммунной системы

Тема 1.

Иммунная система

Содержание учебного материала

2

ОК1 - 6, 8, 11

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3

Иммунитет. Иммунная система, определение, функции, центральные и периферические органы. Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка, миндалины, вилочковая железа – строение, расположение, роль в иммунном процессе. Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем. Виды иммунитета.  Специфические и неспецифические факторы иммунитета. Врожденные механизмы: безусловные защитные рефлексы, барьерные механизмы защиты. Защитные функции эритроцитов, тромбоцитов. Приспособительные реакции организма: срочные и долговременные. Приобретенные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита. Нейрогуморальный механизм регуляции иммунитета.

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

76

Самостоятельная работа

86

Максимальная учебная нагрузка

162

3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены специальные помещения

Кабинет «Анатомии и физиологии человека» оснащённый оборудованием:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • доска классная;
  • и т.д.

Технические средства обучения, необходимые для реализации программы:

  • мультимедийная установка;
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • муляжи
  • плакаты
  • схемы
  • барельефы

3.2.        Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1.        Основные печатные издания

  1. Гайворонский И.В., Анатомия и физиология человека / И.В. Гайворонский, Г.И. Нечипорук, А.И. Гайворонский. – М.: Академия, 2020.
  2. Никитюк Д.Б. Анатомия и физиология человека: атлас. / Д.Б. Никитюк, Н.Т. Алексеева, С.В. Клочкова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020
  3. Самусев Р.П. Атлас анатомии и физиологии человека: учебное пособие / Р.П. Самусев, Н.Н. Сентябрев – 3-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа: Мир и Образование, 2020, 768 с.
  4. Сапин М.Р., Анатомия человека. Атлас / М.Р. Сапин, С.В. Клочкова, З.Г. Брыскина – ГЭОТАр-Медиа, 2022 – 376
  5. Смольянникова Н.В., Анатомия и физиология: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 – 560 с.
  6. Смольянникова Н.В., Анатомия и физиология: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018 – 559 с.

3.2.2.        Электронные издания

  1. Сапин М.Р. Анатомия человека: атлас / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2019, 376 с. - URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970447604.html?SSr=3801343c5210748a704d568 - Режим доступа: Электронная библиотека медицинского колледжа Консультант студента. - Текст: электронный.
  2. Смольянникова Н.В.  Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун  - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2020, 560 с. - URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440957.html?SSr=3801343c5210748a704d568  - Режим доступа: Электронная библиотека медицинского колледжа Консультант студента. - Текст: электронный.

3.2.3.        Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. www.studentlibrary.ru
  2. www.medcollegelib.ru 

3.2.4.        Дополнительные источники

  1. Гайваронский И.В Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / И.В. Гайваронский - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2019, 672 с.
  2. Федюкович Н.И., Анатомия и физиология человека. / Н.И.Федюкович – Ростов н/Д: Феникс. 2020, 573

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.        Планируемые результаты освоения дисциплины

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

Закономерности и результат влияния мероприятий по укрепление здоровья человека на его организм

Анатомическая терминология, строение и топография органов человека

Развернутость ответа на поставленные вопросы, владение медицинский и анатомической терминологией, логичность, последовательность ответа

Текущий        контроль по каждой теме:

  • устный опрос;
  • письменный опрос;
  • решение ситуационных задач.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена комплексного. Экзамен включает в себя контроль усвоения теоретического материала; контроль усвоения практических умений.

Умения:

Применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи

Нахождение информации о топографии органов и систем в различных источниках, в т.ч. сети Internet

Проведение мероприятий по сохранения и укреплению здоровья человека с учетом знаний о физиологии процессов, проходимых в его организме

Предоставление информации о строении органов и их топографии в доступном для пациента виде

Применение знаний анатомии и физиологии человека при осуществлении лечебно-диагностических мероприятий

Применение знаний анатомии и физиологии человека при введении лекарственных средств

Применение знаний анатомии и физиологии человека при проведении реабилитационных мероприятий

Применение знаний анатомии и физиологии человека при оказании паллиативной помощи

Применение знаний анатомии и физиологии человека при оказании неотложной помощи в различных ситуациях

Полнота и полноценность действий при демонстрации умений, степень ориентации в топографии различных органов и систем

  • оценка результатов выполнения практической работы;
  • экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы.

4.2.        Текущий контроль успеваемости

К формам текущего контроля относятся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменная работа, задача (практическое задание), интерактивные тренажеры, собеседование, тест, деловая и/или ролевая игра, учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.), коллоквиум, контрольная работа, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, портфолио, учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.), рабочая тетрадь, разноуровневые задачи и задания, расчетно-графическая работа, построение и заполнение графических органайзеров (диаграмма Венна, диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), кластер, категориальная таблица, концептуальная таблица и др.), эссе, реферат, доклад, сообщение и другие формы текущего контроля.

Примеры форм текущего контроля и краткая характеристика оценочных средств представлены в Приложении 1.

4.3.        Промежуточная аттестация

Форма промежуточной аттестации: комплексный экзамен. Способ проведения комплексного экзамена: устный по вопросам и заданиям билета.

Приложение 1

Формы текущего контроля успеваемости и соответствующих оценочных средств

№ п/п

Наименование формы контроля (оценочного средства)

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

Устный опрос (индивидуальный, фронтальный)

Устный опрос предназначен для закрепления изученного материала. Устный опрос проводится как беседа преподавателя с обучающим(и)ся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающего(их)ся по определенному разделу, теме, и т.п.

Вопросы для устного опроса (индивидуального, фронтального), эталоны ответов, критерии оценки

Письменная работа

Самостоятельная письменная работа, направленная на творческое освоение дисциплины и выработку соответствующих профессиональных компетенций.

Перечень вопросов, комплект заданий для письменной работы, эталоны ответов, критерии оценки

Задача (практическое задание)

Средство оценки умения применять полученные теоретические знания в практической ситуации. Задача (задание) должна быть направлена на оценивание тех компетенций, которые подлежат освоению в данной дисциплине, должна содержать четкую инструкцию по выполнению или алгоритм действий.

Комплект задач (практических заданий), эталоны ответов, критерии оценки

Интерактивные тренажеры

Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных обучающимся профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом.

Комплект заданий для работы на тренажере, эталоны ответов, критерии оценки

Собеседование

Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Вопросы по темам/ разделам дисциплины, представленные в привязке к компетенциям, предусмотренным рабочей программой, эталоны ответов, критерии оценки

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Фонд тестовых заданий, эталоны ответов, критерии оценки

Деловая и/или ролевая игра

Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

Тема (проблема), концепция, сценарий, роли и ожидаемый результат по каждой игре, критерии оценки

Учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.)

Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

Комплект заданий для решения учебных кейсов, эталоны ответов, критерии оценки

Коллоквиум

Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

Вопросы по темам/ разделам дисциплины, эталоны ответов, критерии оценки

Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу дисциплины.

Комплект контрольных заданий по вариантам, эталоны ответов, критерии оценки

Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты

Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов, критерии оценки

Портфолио

Целевая подборка работ обучающихся, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких дисциплинах.

Структура портфолио, образец портфолио, критерии оценки

Учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.)

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных проектов, образец проекта, критерии оценки

Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.

Образец рабочей тетради, критерии оценки

Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:

а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей.

Комплект разноуровневых задач и заданий, эталоны ответов, критерии оценки

Расчетно-графическая работа

Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по дисциплине.

Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы, эталоны ответов, критерии оценки

Построение и заполнение графических органайзеров (диаграмма Венна, диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), кластер, категориальная таблица, концептуальная таблица и др.)

Графический органайзер представляет собой средство наглядного представления мыслительных процессов. Диаграмма Венна используется для сравнения или сопоставления, или противопоставления 2-3-х аспектов и показа общих черт. Диаграмма Исикавы («рыбий скелет») позволяет описать целый круг (поле) проблемы и попытаться решить ее. Кластер – способ составления карты информации – сбора идей вокруг какого-либо основного фактора для фокусирования и определения смысла всей конструкции. Категория – признак (общий), отражающий существенные свойства и отношения. Категории оформляют в виде таблицы. Идеи/ информацию распределяют в таблице по соответствующим категориям. Концептуальная таблица обеспечивает сравнение изучаемых явлений, понятий, взглядов, тем и пр. по двум и более аспектам.

Комплект макетов тематических графических органайзеров, критерии оценки

Эссе

Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Темы эссе, образец эссе, критерии оценки

Реферат

Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Темы рефератов, образец реферата, критерии оценки

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.

Темы докладов, сообщений образец доклада, сообщения, критерии оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки)

1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 34.02.01 Сестринское дело (...

Глоссарий по дисциплине ОП 02. Анатомия и физиология человека, специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Словарь предназначается для самоподготовки студентов к терминологическим диктантам, контрольным работам и промежуточной аттестации по дисциплине....

Тестовые задания к практическому занятию дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности (34.02.01 Сестринское дело)

Материал составлен согласно программе дисциплины"Анатомия и физиология человека" специальности "34.02.01 Сестринское дело " и может быть для проверки знаний по теме;"Пищ...

УМК Раздел № 6 «Анатомо–физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы» ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля для каждой дисциплины...

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека               Специальность 34.02.01 Сестринское делоВот...