Урок по окружающему миру
методическая разработка

Виноградова Любовь Александровна

Урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_21_veka.docx485.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  с использованием ИКТ - технологий

с применением модели "Перевёрнутый класс"

Модель «Перевёрнутый класс» (FlippedClassroom), используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению учебного материала. Для модели характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения вне школы: учитель предоставляет доступ к ЭОР для предварительной теоретической подготовки дома. В школе организуется практическая деятельность. (см. приложение 1)

Тема урока: «Тела, вещества, частицы»

Цель урока: способствовать формированию представлений о телах, веществах, частицах

Задачи:

  • познакомить обучающихся с многообразием тел, веществ;
  • создавать условия для формирования навыка исследовательского поведения (познавательной активности учащихся)
  • развивать умение аргументировано защищать свою точку зрения, работать в паре; отрабатывать умение внимательно слушать и слышать собеседника.

Планируемые  результаты:

  • Метапредметные:

Регулятивные: уметь контролировать свою готовность к уроку; уметь ставить цель урока; уметь составлять план и последовательность действий; уметь проводить самоанализ и самооценку.

Познавательные: уметь выдвигать гипотезы; уметь выделять познавательную цель; уметь ставить и формулировать проблему; уметь искать и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать изображения; уметь анализировать текст; уметь выбирать основания для классификации; уметь извлекать информацию из прослушанного текста; уметь структурировать знания.

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь управлять поведением партнера.

  • Предметные:

Знать: что такое тело, вещество и частица;

Уметь: классифицировать тела и вещества; выдвигать предположения; определять состояния частиц с помощью моделей.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

Компьютер, гаджеты, учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России»  3кл, 1ч., маршрутные листы с QR кодами для самопроверки, колбы с водой, пипетки, йод, кусковой сахар,  апельсин, деревянный кубик, клубни картофеля.

Этапы урока:

  1. Организационный этап
  2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
  3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
  4. Выявление места и причины затруднения. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  5. Поиск решения проблемы
  6. Физминутка        
  7. Первичное закрепление. Практическая работа
  8. Включение в систему знаний и повторение
  9. Рефлексия
  10. Домашнее задание

N

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Часть 1 Работа дома.

Отправить ссылку видеороликана платформу «РЭШ», проверить задания после ролика.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5559/conspect/155138/

Просмотреть видеоролик на платформе «РЭШ», выполнить задания после ролика.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5559/conspect/155138/- знать основные понятия урока, продумать и записать вопросы, которые

могут возникнуть после просмотра этого видеоролика или же задать

вопрос учителю в режиме онлайн в Google форме.

Л: формирование устойчивых учебных мотивов , готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися Р: Формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу

2.

Часть 2. Работа в классе

1.Организационный момент.

 (На фоне музыки)Э.Григ. Утро.

Дорогие ребята, здравствуйте! Закройте глазки и представьте, что на ваших ладонях лежит цветок добра он согревает ваши сердца, вы чувствуете его тепло на своих ладонях. приятный аромат струится, заряжает вас энергией, бодростью , ощущение творчества. Пусть эта позитивная энергия добра и творчества сопутствует вам на протяжении всего урока.

Приветствуют учителя, слушают

П:умение выделять существенную информацию

К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции, достаточно полное и точное выражение своих мыслей

Р: развитие самоконтроля

2Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Наш сегодняшний урок я бы хотела начать для всех вас знакомой игры в твисторы. Сейчас я порошу вас выбрать удобное для вас место, какое вам нравится и занять его. Посмотрите друг на друга, как вы думаете модель чего мы  с вами представляем?

Если представим, что температура поднимется градусов на 15,можете ли вы продемонстрировать, что будет происходить?

Молодцы! Прошу вас остановиться и продолжить работу в тех командах, где вы оказались. Займите свои места.

   Продолжим открывать тайны в интересном предмете: «Окружающий мир».

Вспомним, какими способами мы можем воспользоваться, чтобы получить новые знания:

Выбирают место, занимают его

Тело, вещества, частицы

Ребята двигаются быстро

 Проходят и занимают места, согласно цветам ,которые выбрали в игре.

-  спросить у взрослого,

-  прочитать,

- понаблюдать,

- провести опыт.

П:умение выделять существенную информацию

К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции, достаточно полное и точное выражение своих мыслей

Р: развитие самоконтроля

3.        Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Мы закончили изучение раздела «Как устроен мир». Говорили о природе и человеке, об  окружающей среде и экологических связях. Но все ли мы уже знаем об устройстве мира?

Дома вы изучили видеоролик по теме, рассматриваемой нами сегодня. Попробуем применить те знания, которые вы получили дома.

Перед вами два объекта. Сравним их. Что значит сравнить? Каким способом получения знаний воспользуемся? (наблюдение) По какому признаку?

- Я утверждаю, что эти объекты разные.

(Вызвать одного человека попробовать)

-Почему вода стала сладкой?

- Где же находится сахар? Что с ним произошло? Почему мы его не видим?

Ответим на эти вопросы в конце урока.

Отвечают на вопросы

Наблюдение

Называют сходства и различия

Наблюдают за объектами

Затруднение у учащихся

Р: Формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

П: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

К: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

4.Выявление места и причины затруднения.

Давайте сейчас обозначим тему нашего урока, накидаем корзину идей: сформулируем цели и задачи урока. Смогли   ли вы сейчас ответить почему вода стала сладкой?

- Где же находится сахар? Что с ним произошло? Почему мы его не видим?

Формулируют тему урока

Отвечают на вопросы

П: развивать умения выделять   и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы

К: развивать умения  внимательно слушать и слышать, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

5.Поиск решения проблемы

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

6.Физминутка (Молекулы)

7.Первичное закрепление. Практическая работа.

8.Включение в систему знаний и повторение

У вас на столах лежат папки, папка желтого цвета для первого этапа урока с маршрутными листами и QR кодами для самопроверки, после того как выполните задания ,вы должны с помощью гаджетов сделать самопроверку и раскодировать QR код. Папка синего цвета, там инструкции к следующему этапу урока: к исследовательской работе, для проведения опытов.

А так же перед вами компьютеры с ссылкой на видеофрагмент по теме урока, если у вас на первом этапе возникнут вопросы, можете обратиться к фрагменту, с которым работали дома.

И перед вами учебники ,которые будут являться дополнительным источником информации и листы самооценки, фишки для поощрения активных участников ,которые внесут большой вклад в урок, в течение всего урока вы будите самостоятельно оценивать свою работу, а в конце урока сдадите листы самооценки мне в конверте в почтовый ящик.

Работа в группах:

Сейчас мы с вами приступаем к работе, будет запущен таймер "Быстрый счетчик",который будет вам сигнализировать сколько времени осталось.

В каждой группе у нас есть ответственный, лаборанты, секретари),не забываем о правилах работы в группе.

Мы- молекулы жидкости

Температура повышается

Понижается

Очистим апельсин. Почему апельсин почистили у доски, а приятный аромат распространился по всему классу?

Сейчас ребята продолжим свою работу и приступим к второму этапу нашей работы, папка синего цвета с инструкциями для исследовательской работы для каждой группы.

Группа №1

Цель: Доказать, что жидкость, в которой растворился кусочек сахара, состоит из нескольких веществ.

  1. Запиши свойства воды и сахара в таблицу.
  2. Опусти кусочек сахара в стакан  с водой.
  3. Перемешай вещества в стакане до полного растворения.
  4. Попробуй на вкус получившееся вещество.
  5. Сделайте вывод.

Группа №2

Цель: Определить наличие крахмала в клубнях картофеля.

  1. Запишите в таблицу результат наблюдения.
  2. Рассматриваем срезы клубня картофеля.
  3. Капаем пипеткой несколько капель йода на срез клубня картофеля.
  4. Проведите наблюдение за происходящими изменениями.
  5. Сделайте вывод.

Группа №3

Цель :  Доказать ,что древесина твердое вещество.

1.Запишите результат наблюдения в таблицу.

2.Рассмотрите предмет .

3.Капните несколько капель воды  с помощью пипетки на кубик.

4.Проведите наблюдение, что происходит с жидкостью и телом.

5.Сделайте вывод.


Ребята давайте повторим с вами. Что же такое вещества, тела частицы?

Давайте сейчас ребята вернемся к корзине идей и проанализируем, удалось ли нам достигнуть свои цели и задачи на уроке?

Распределить по группам

Озвучивают правила работы в группе.

Работают в группах с разными источниками информации.

Работают с маршрутными листами. Делают самопроверку по QR кодам.

Делают выводы по первому этапу, оценивают свою работу.

покачиваются на месте и прыгают

движения становятся быстрее

молекулы замедляют свое движение.

Молекулы  газа,  двигаются   во всех  направлениях, стремительно заполняют весь предоставленный им объём, классная ли комната, маленькая ли коробочка. Воздух – это газообразное вещество.

Проводят исследования, делают выводы, оценивают свою работу.

 вода

Подводят итоги, делают анализ.

Р:Формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

П:Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

К:Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Р:Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать собственную учебную деятельность

П:Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Л:Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

К:Развивать умения работать фронтально, в группах, внимательно слушать, договариваться между собой, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

9.Рефлексивный экран.

10.Домашнее задание

Попрошу листы самооценки, заполненные в течении урока, вложить в конверты и секретарю групп сдать. Предлагаю вам прочитать фразы которые представлены на экране и если вы готовы поделиться теми знаниями которые получили, с родителями, с друзьями, то попрошу вас занять область твердое тело. Если вы хотели бы использовать эту тему в исследовательской работе и вам вам хотелось бы изучать дальше эту тему, углубиться, то попрошу вас занять позицию молекула. Если у вас в ходе урока остались не решенные вопросы и вы бы хотели получить дополнительную консультацию и помощь, то займите позицию частицы.

На образовательной платформе ,выполнить задания  от учителя :уровень 1 карточка №1

уровень2 карточка №2

уровень 3 карточка №3

Спасибо за урок! Вы сегодня замечательно поработали, молодцы! Хорошего продолжения дня!

 Сдают листы в почтовый ящик.

Читают фразы на экране, занимают позиции.

Л:Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р:Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

П:Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

К:Развитие умений работать фронтально, внимательно слушать, уметь оформлять мысли в письменной и устной  форме

Приложение 1

Маршрутный лист для группы N1 с QR-кодами для самопроверки

Работа с видеофрагментом

Пройдите по ссылке, просмотрите видео, ответьте на вопросы

Сделайте самопроверку. Желаю удачи!

Что такое тела?

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

E:\18\IMG-11a5d86f1a27a96e6186bde26ef584fd-V.jpg

Выберите вариант ответа, где указаны только тела.

Тарелка, чайник, вода, стакан

Доска, парта, стул, стол

Ручка, пенал, сахар, тетрадь

E:\18\IMG-498bf208ab42322e4fc8da95ff72c3db-V.jpg

Какие они бывают?

___________________________________________

___________________________________________

E:\18\IMG-1caf856af478d4d2293cccff1323240a-V.jpg

Оцените свою работу

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05b1/00103250-7aecb312/hello_html_m25e87a56.jpg

Ключевой вопрос урока________________________________________

Ответили? ДА,НЕТ

Маршрутный лист для группы N2 с QR-кодами для самопроверки

Работа с видеофрагментом

Пройдите по ссылке, просмотрите видео, ответьте на вопросы

Сделайте самопроверку. Желаю удачи!

Что такое вещества?

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

E:\18\IMG-9dedc4f371ba2b205ac4b4db2ba6da55-V.jpg

Заполните пропуски в тексте. Вставьте пропущенные слова .

Тела состоят из  , а вещества состоят из  . Тела бывают естественные и  .

E:\18\IMG-80772a825565c31049da91f17bbb3d98-V.jpg

Какими они бывают по агрегатному состоянию?

        ________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

E:\18\IMG-9ee931d3c7b069c86b745eff5e4fa6d2-V.jpg

Оцените свою работу

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05b1/00103250-7aecb312/hello_html_m25e87a56.jpg

Ключевой вопрос урока________________________________________

Ответили? ДА,НЕТ

Маршрутный лист для группы N3 с QR-кодами для самопроверки

Работа с видеофрагментом

Пройдите по ссылке, просмотрите видео, ответьте на вопросы

Сделайте самопроверку. Желаю удачи!

Что такое частицы?

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

E:\18\IMG-35d4355d88f07a2eb0115b3b627137f9-V.jpg

Что на моделях показали учёные?

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

E:\18\IMG-3fa88a368c1621bc99e2dec6c4881346-V.jpg

Из каких вещества состоят частицы.

___________________________________________

___________________________________________

E:\18\IMG-aa6f83eb5aec098c508ed580fe8f5a05-V.jpg

Оцените свою работу

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05b1/00103250-7aecb312/hello_html_m25e87a56.jpg

Ключевой вопрос урока________________________________________

Ответили? ДА,НЕТ

Приложение 2

Инструкция для проведения опыта.

Группа 3


Цель: Доказать, что жидкость, в которой растворился кусочек сахара, состоит из нескольких веществ.

  1. Запиши свойства воды и сахара в таблицу.
  2. Опусти кусочек сахара в стакан  с водой.
  3. Перемешай вещества в стакане до полного растворения.
  4. Попробуй на вкус получившееся вещество.
  5. Сделайте вывод.


Инструкция для проведения опыта.

Группа 2

Цель: Определить наличие крахмала в клубнях картофеля.

  1. Запишите в таблицу результат наблюдения.
  2. Рассматриваем срезы клубня картофеля.
  3. Капаем пипеткой несколько капель йода на срез клубня картофеля.
  4. Проведите наблюдение за происходящими изменениями.
  5. Сделайте вывод.


Инструкция для проведения опыта.

Группа 3

Цель :  Доказать ,что древесина твердое вещество.

1.Запишите результат наблюдения в таблицу.

2.Рассмотрите предмет .

3.Капните несколько капель воды  с помощью пипетки на кубик.

4.Проведите наблюдение, что происходит с жидкостью и телом.

5.Сделайте вывод.


Приложение 3

Результаты опыта

Группа 1


  1. Опиши свойства воды и сахара.

вода

сахар

Цвет

Вкус

  1. Сколько веществ в стакане? ____________________
  2. Вы видите сахар в стакане? ______________________
  3. Как доказать, что сахар по-прежнему в стакане?

_____________________________________________

  1. Можно ли сказать, что жидкость, в которой растворился кусочек сахара, состоит из нескольких веществ? (Назови их)

___________________________________________________

Вывод: __________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________


                                                                                   

 

Результаты опыта

Группа 3

  1. Опиши свойства воды и тела.

Вода

Тело

Свойства

Результат

___________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________


Результаты опыта

Группа 2

1. Опишите цвет клубня картофеля до опыта. _____________________________

 2.Опишите цвет клубня картофеля после того, как вы капнули на него йод _________________________________________

2. Какое  вещество повлияло на изменение цвета  картофеля? _____________________________

3. Можно ли сказать, что картофель состоит из нескольких веществ?

___________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

__________________________________________________


Приложение 4


                                                               

                                                  Лист самооценки

Группа №1

Ф.И. (учащихся)________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии

Баллы

Готовность к уроку

Личный вклад в работу группы

Самостоя- тельная работа

Активность на уроке

Итоговый балл

Оцени

от 1 до 5

баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.





 

Лист самооценки

Группа №2

Ф.И.__(учащихся)______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________


Критерии

Баллы

Готовность к уроку

Личный вклад в работу группы

Самостоя -тельная работа

Активность на уроке

Итоговый балл

Оцени

от 1 до 5

баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


                                                                                                       

                                                                                                       

Лист самооценки

Группа №3

Ф.И._(учащихся)_______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Критерии

Баллы

Готовность к уроку

Личный вклад в работу группы

Самостоя- тельная работа

Активность на уроке

Итоговый балл

Оцени

от 1 до 5

баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.



Часть 1. Работа дома.

- Просмотреть видеоролик на платформе «Яндекс.Учебник», выполнить задания после ролика.

https://education.yandex.ru/lab/classes/56467/lessons/nature/active/

- знать основные понятия урока, продумать и записать вопросы, которые

могут возникнуть после просмотра этого видеоролика или же задать

вопрос учителю в режиме онлайн в Viber.

Часть 2. Работа в классе

1.        Организационный момент.

Сядьте, закройте глаза.

(На фоне музыки)Э.Григ. Утро.

Ребята, закройте глазки и представьте, что на ваших ладонях лежит цветок добра. он согревает ваши сердца, вы чувствуете его тепло на своих ладонях. приятный аромат струится, заряжает вас энергией, бодростью , ощущение творчества. Пусть эта позитивная энергия добра и творчества сопутствует вам на протяжении всего урока.

2.        Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Сегодня мы с вами продолжим открывать тайны в интересном предмете: «Окружающий мир».

Вспомним, какими способами мы можем воспользоваться, чтобы получить новые знания:

-  спросить у взрослого,

-  прочитать,

- понаблюдать,

- провести опыт.

3.        Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Мы закончили изучение раздела «Как устроен мир». Говорили о природе и человеке, об  окружающей среде и экологических связях. Но все ли мы уже знаем об устройстве мира?

Дома вы изучили видеоролик по теме, рассматриваемой нами сегодня. Попробуем применить те знания, которые вы получили дома.

Перед вами два объекта. Сравним их. Что значит сравнить? Назовем сходства и различия. Каким способом получения знаний воспользуемся? (наблюдение) По какому признаку?

Сладкая вода

Пресная вода

- Я утверждаю, что эти объекты разные.

(Вызвать одного человека попробовать)

- Почему вода стала сладкой?

Сладкая вода

- Где же находится сахар? Что с ним произошло? Почему мы его не видим?

Ответим на эти вопросы в конце урока.

4.         Выявление места и причины затруднения.

Тема нашего урока «Тела. Вещества. Частицы». Можете ли вы сейчас определить где перед нами тело, где вещество, где частицы?

- И у меня есть вопрос: Как они связаны между собой?

5.        Поиск решения проблемы

Перед нами список объектов. Что мы можем сейчас с ним сделать? (Распределить по группам) Воспользуемся своими знаниями и опытом.

 Молекула, соль, облако, стол, железо, кошка, атом, береза, луна, стекло, ваза, воздух, вода

Тела        

Вещества

          Частицы

Работа в парах.

Фронтально на доске сгруппировали.

- Варианты распределения разные. Какой верный? Будем разбираться.

-Прочитаем слова из первого столбика «Тела». Каким способом проверить правильность составленного списка?

- Что такое тела? (Любой предмет, любое живое существо).

- Если вас попросят изобразить тела на бумаге, легко ли вы справитесь с этим заданием? (Легко)

- Почему? Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания

- Что еще узнали про тела? Бывают искусственными и природными.

- Распределим.

- Можно ли еще распределить тела внутри групп? (Природные: живые и неживые)

-А что же такое ВЕЩЕСТВО?

- Прочитаем названия объектов из второго столбика. Эти объекты не имеют определенной формы, у них нет четких очертаний, но они тесно связаны с телами.

- Какая связь между ними и телами? (Вещество – это то, из чего состоит тело)

- Найдем связи.

- Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества. Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.

- Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?

- Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик

- Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш.

- Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.

- Все вещества по своему агрегатному состоянию делятся на 3 группы. Распределите на группы: газообразные, жидкие, твердые.

Ученым удалось в микроскоп рассмотреть вещества из этих групп. Они изобразили их строение в виде моделей.

- Что показали на моделях ученые? (Частички)

Еще в Древней Греции ученые предположили, что все вещества состоят из мельчайших, невидимых глазу, частиц, которые назвали АТОМ – неделимый. Некоторые атомы могут объединяться и образовывать более крупные частицы – МОЛЕКУЛЫ.

Как буквы алфавита соединяются в тысячи слов, так из одних и тех же атомов образуются молекулы и кристаллы самых разных веществ из которых состоит окружающий мир.

Одна молекула меньше небольшого яблока во столько раз, во сколько яблоко меньше земного шара. Молекулы принято изображать в виде шариков, связанных друг с другом. Шарики – это атомы, которые образуют разные молекулы.

 - Что еще можем увидеть на моделях?  (Между частицами – разные  расстояния. Частицы отличаются по размеру и форме.)

- Молекулы любого вещества находятся в постоянном движении.

- Как будут двигаться частицы в этих веществах?

Молекулы колеблются относительно друг друга, не разрушая его форму, могут свободно перемещаться относительно друг друга, находятся на значительном расстоянии друг от друга (иногда расстояние между частицами больше их самих) и непрерывно и стремительно движутся.

- Догадайтесь, где показано жидкое, твердое, газообразное вещество? (Предположение)

hello_html_6ae985f4.gif

6. Физминутка        

Через 15 -20 мин. от начала урока, по мере утомляемости учащихся, после логического завершения этапа урока, определённого вида деятельности.

Предлагаю вам встать и изобразить тело в твердом, жидком и газообразном состоянии.

7.        Первичное закрепление. Практическая работа.

Очистим апельсин.Почему апельсин почистили у доски, а приятный аромат распространился по всему классу?

- Молекулы  газа,  двигаются   во всех  направлениях, стремительно заполняют весь предоставленный им объём, классная ли комната, маленькая ли коробочка. Воздух – это газообразное вещество.

Капнем краску в воду (жидкость). Что наблюдаем? Краска распространяется медленно. Частички, из которых состоит краска, проходят между частичками воды. Они могут свободно перемещаться относительно друг друга.

Капаем воду на деревянный кубик. Что произошло с водой? Не может попасть внутрь кубика. Древесина – твердое вещество.

 Молекулы крепко сцеплены, лишь немного колеблются относительно друг друга

8.        Включение в систему знаний и повторение

Можете ли вы сейчас определить где перед нами тело, где вещество, где частицы?

Сладкая вода

   Где же находится сахар? Что с ним произошло? Почему мы его не видим?

Тело: кусок сахара. Состоит из вещества.

Вещество: сахар белого цвета, сладкое на вкус – твердое. Состоит из частиц. Как показать?

В стакан налито вещество ВОДА – жидкое. Состоит из частиц. Как показать?

Что происходит с куском сахара? Помещаем в воду.

Что будет происходить с куском сахара в воде. Твердое вещество, из которого он состоит,  начнет рассыпаться на частички, которые занимают место между частичками воды. Смешиваются. ИЗОБРАЗИТЕ НА ЛИСТОЧКАХ.

?

КАКОЙ СДЕЛАЕМ ВЫВОД

 Вывод: Изменилось тело – оно рассыпалось. А сахар не исчез после растворения и не перестал быть сахаром, потому что остался в воде. Вещество состоит из мельчайших частиц, невидимых глазу (молекул).

9.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Что же мы узнали сегодня об устройстве мира?

– Что называется телом? Какие они бывают?

– Что такое вещество? Какими они бывают по агрегатному состоянию?

– Из чего состоят вещества?

– Что можете рассказать о частицах?

Согласны ли вы с  утверждениями?    Если да, ставим «+» , если нет «–«

 -  Все  тела созданы природой. (-)

 - Предметы, имеющие форму, очертания, которые можно представить точно - называются телами. (+)

 - Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными. (+)

 - Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов). (+)

- Все тела состоят только из одного вещества. (-)

Самопроверка по эталону

        - Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в группах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок?

10.        Рефлексивный экран.

        Предлагаю вам начало фразы, а вы выбираете близкую вам и заканчиваете ее.

- Я сегодня на уроке…

- На уроке мне было интересно …

- Мне было трудно …

11. Домашнее задание

Изучив параграф, подготовить ответы на вопросы и выполнить задания на стр.37, поработать с толковым словарем, задание в тетради по данной теме выполните по желанию. Есть вопросы по домашнему заданию?

Эмоциональная разрядка

Метод сигнальных карточек «Светофор»

Учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь. Учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Путешествие по Золотому кольцу России" 3класс

Урок по окружающему миру "Путешествие по Золотому кольцу России"  можно использовать материал на 3урока.  Данный урок был предоставлен на конкурс "Моя методическая находка" - 2 место в район...

Открытый урок по окружающему миру, 3 класс

"Невидимые нити в живой природе."...

Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (4 класс)

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси " УМК "Школа России". В конспекте приводится подробное описание деятельности учителя...

Конспект урока по Окружающему миру "Жизнь леса"

Интегрированный урок в четвертом классе ( Окружающий мир и Английский язык)Разработка содержит карту урока и презентацию к нему...