индивидуальный план самообразования учителя дефектолога
материал

KuzminaRegina

Тема " Развитие познавательных процессов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

посредством чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Индивидуальный план самообразования

учителя-дефектолога

Кузьминой Регины Вениаминовны

на 2019 - 2024 учебный год.

Тема самообразования:

«Развитие познавательных процессов

у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

посредством чтения».

C:\Users\User\Desktop\

Педагогический стаж: 15 лет

первая категория (декабрь 2023 г.)

срок реализации плана: 2019-2024 г.г.

Самообразовательная работа над темой

Пояснительная записка:

Реализация процесса социализации, развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья я обуславливает поиск и использование эффективных коррекционно-развивающих технологий, которые способствовали бы качественному преобразованию личности.

Чтение – является фундаментом получения образования. Это один из основных способов получения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся с ограниченными возможностями здоровья важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию у школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому своей первостепенной задачей, как учителя дефектолога, работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья начальных классов способствовать тому, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное, которое складывается из двух основных компонентов: смыслового и технического.

Индивидуальная тема самообразования: «Развитие познавательных процессов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством чтения».

Цель: развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими развитие жизненных компетенций и успешной социализации с учетом их особых образовательных потребностей.

Задачи:

1. Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии через участие в методических семинарах, вебинарах;

2. Продолжать освоение деятельностного и дифференцированного подходов, осуществление которых предполагает: признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования;

3. Работать над совершенствованием условий образовательного процесса, в первую очередь, учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью;

4. Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

5. Проведение текущей и промежуточной аттестации обучающихся;

6. Активизировать участие обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.

Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, участие в работе методического объединения учителей - дефектологов, мастер-классы.

Формы самообразования:

1. Индивидуальная – через индивидуальный план,

2. Групповая – через участие в деятельности методического объединения учителей- дефектологов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Ожидаемые результаты:

повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;

разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных процессов учащихся;

разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;

доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;

продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов;

активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.

План самообразования

Направления самообразования

Период

1.

Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ.

Изучение ФГОС для обучающихся с ОВЗ

По мере внесения изменений

Нормативные документы ОУ.

Регулярно

2

Аналитическое направление

Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся.

Регулярно

Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.

Регулярно

Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет.

Регулярно

3

Консультативно-просветительское.

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы, на персональном сайте.

Регулярно

Выступление на родительских собраниях по проблемам и особенностям в развитии.

Регулярно

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы.

Регулярно

Разработка памяток для родителей, педагогов, по развитию и формированию познавательных процессов, положительной мотивации к обучению у обучающихся.

По запросу

4

Организационно-методическая деятельность

Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Регулярно

Выступление с докладами по теме самообразования.

По плану ОУ

Подготовка обучающихся c ОВЗ к участию в конкурсах творческих работ, олимпиадах, дистанционных викторинах и олимпиадах.

Регулярно

Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий.

2021-2023

Методическое обеспечение

Книги

  • Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для ВУЗов / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 320 с. - (Коррекционная педагогика).
  • Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева [и др.]. - М. : Академия, 2001. - 248 с. - (Педагогическое образование).
  • Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика : психологопедагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников : учебное пособие / С. Ю. Бородулина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 352 с. - (Учебники, учебные пособия).
  • Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 656 с.
  • Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М. : Академия, 2004. - 272 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
  • Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании : учебное пособие / А. А. Дмитриев. - М. : Академия, 2002. - 176 с. - (Высшее образование).
  • Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учебное пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М. : НЦ ЭНАС, 2002. - (Коррекционная школа).
  • Коррекционная педагогика : учебное пособие. / И. А. Зайцев [и др.] ; под ред. В. С. Кукушина. - Ростов-на-Дону : МарТ
  • Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учебное пособие. / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
  • Специальная педагогика : учебное пособие / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2000. - 400 с. - (Высшее образование).
  • Шамарина, Е. В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Е. В. Шамарина. - М. : Книголюб, 2007. - 248 с. : ил.
  • Г.Абдулова.- М:издательство АСТ, 2018. – 255, : ил.- (Быстрое обучение чтению)

Статьи

1. Аслаева, Р. Г. Интегрированное обучение : опыт решения проблемы "кадрового голода" в Республике Башкортостан / Р. Г. Аслаева // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 78-85. - (Обсуждаем проблемы интеграции).

2. Боброва, С. В. Работа со слабоуспевающими детьми / С. В. Боброва // Русский язык в школе. - 2008. - № 5. - С. 3-6. - (Методика и опыт).

3. Буторина, О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Буторина // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 40-44.

4. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев [и др.] // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 6-22. - (Федеральная целевая программа развития

5. Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 21-27. - (Специальная психология: исследования и практика).

6. Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование : актуальные проблемы теории и практики / Галина Кумарина // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 184- 192. - (Школа здоровья).

7. Лаврентьева, Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных детейдошкольников / Лаврентьева, Н. Б. // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 52-64. - (Обучение и воспитание школьников).

8. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 60-68. - (Ранняя помощь).

9. Медведева, Е. А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства / Е. А. Медведева // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 10-18. - (Специальная психология: исследования и практика).

10. Никольская, О. С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра : (макет) / О. С. Никольская // Дефектология. - 2010. – № 2. - С. 3-18. - (Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.).

11. Печерский, В. Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с легкой умственной отсталостью / В. Г. Печерский // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 3-9. - (Специальная психология: исследования и практика).

12. Холмогорова, А. Б. Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей : состояние проблемы, методы исследования / А. Б. Холмогорова, Н. #1057;. Смирнова // Дефектология. - 2007. - N 5. - С. 84-90. - (Психическое развитие и социальная депривация).

  1. 13. Чудова, А. В. Психолого-педагогическое изучение готовности к школе учащихся с нарушением интеллектуального развития (по результатам экспериментального исследования)/ А. В. Чудова // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 42-48. - (Обучение и воспитание школьников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Разработка индивидуального плана самообразования...

Индивидуальный план самообразования педагога - психолога 2016-2021г

ГБУ для детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей «Елабужский детский дом» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КУРБАНГАЛИЕВОЙ АЛЬБИНЫ АЛЬФИТОВНЫ...

индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня преподавателя дисциплина Файзуллиной М.Я...

Индивидуальный план самообразования

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

Индивидуальный план самообразования профессионального роста учителя

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.  Счит...

Перспективный годовой план работы учителя-дефектолога

Годовой план работы учителя-дефектолога по направлениям ( диагностическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское)...