индивидуальный план самообразования учителя дефектолога
материал

KuzminaRegina

Тема " Развитие познавательных процессов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

посредством чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Индивидуальный план самообразования

учителя-дефектолога

Кузьминой Регины Вениаминовны

на 2019 - 2024 учебный год.

Тема самообразования:

«Развитие познавательных процессов

у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

посредством чтения».

C:\Users\User\Desktop\

Педагогический стаж: 15 лет

первая категория (декабрь 2023 г.)

срок реализации плана: 2019-2024 г.г.

Самообразовательная работа над темой

Пояснительная записка:

Реализация процесса социализации, развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья я обуславливает поиск и использование эффективных коррекционно-развивающих технологий, которые способствовали бы качественному преобразованию личности.

Чтение – является фундаментом получения образования. Это один из основных способов получения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся с ограниченными возможностями здоровья важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию у школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому своей первостепенной задачей, как учителя дефектолога, работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья начальных классов способствовать тому, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное, которое складывается из двух основных компонентов: смыслового и технического.

Индивидуальная тема самообразования: «Развитие познавательных процессов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством чтения».

Цель: развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими развитие жизненных компетенций и успешной социализации с учетом их особых образовательных потребностей.

Задачи:

1. Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии через участие в методических семинарах, вебинарах;

2. Продолжать освоение деятельностного и дифференцированного подходов, осуществление которых предполагает: признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования;

3. Работать над совершенствованием условий образовательного процесса, в первую очередь, учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью;

4. Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

5. Проведение текущей и промежуточной аттестации обучающихся;

6. Активизировать участие обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.

Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, участие в работе методического объединения учителей - дефектологов, мастер-классы.

Формы самообразования:

1. Индивидуальная – через индивидуальный план,

2. Групповая – через участие в деятельности методического объединения учителей- дефектологов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Ожидаемые результаты:

повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;

разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных процессов учащихся;

разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;

доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;

продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов;

активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.

План самообразования

Направления самообразования

Период

1.

Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ.

Изучение ФГОС для обучающихся с ОВЗ

По мере внесения изменений

Нормативные документы ОУ.

Регулярно

2

Аналитическое направление

Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся.

Регулярно

Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.

Регулярно

Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет.

Регулярно

3

Консультативно-просветительское.

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы, на персональном сайте.

Регулярно

Выступление на родительских собраниях по проблемам и особенностям в развитии.

Регулярно

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы.

Регулярно

Разработка памяток для родителей, педагогов, по развитию и формированию познавательных процессов, положительной мотивации к обучению у обучающихся.

По запросу

4

Организационно-методическая деятельность

Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Регулярно

Выступление с докладами по теме самообразования.

По плану ОУ

Подготовка обучающихся c ОВЗ к участию в конкурсах творческих работ, олимпиадах, дистанционных викторинах и олимпиадах.

Регулярно

Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий.

2021-2023

Методическое обеспечение

Книги

  • Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для ВУЗов / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 320 с. - (Коррекционная педагогика).
  • Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева [и др.]. - М. : Академия, 2001. - 248 с. - (Педагогическое образование).
  • Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика : психологопедагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников : учебное пособие / С. Ю. Бородулина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 352 с. - (Учебники, учебные пособия).
  • Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 656 с.
  • Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М. : Академия, 2004. - 272 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
  • Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании : учебное пособие / А. А. Дмитриев. - М. : Академия, 2002. - 176 с. - (Высшее образование).
  • Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учебное пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М. : НЦ ЭНАС, 2002. - (Коррекционная школа).
  • Коррекционная педагогика : учебное пособие. / И. А. Зайцев [и др.] ; под ред. В. С. Кукушина. - Ростов-на-Дону : МарТ
  • Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учебное пособие. / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
  • Специальная педагогика : учебное пособие / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2000. - 400 с. - (Высшее образование).
  • Шамарина, Е. В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Е. В. Шамарина. - М. : Книголюб, 2007. - 248 с. : ил.
  • Г.Абдулова.- М:издательство АСТ, 2018. – 255, : ил.- (Быстрое обучение чтению)

Статьи

1. Аслаева, Р. Г. Интегрированное обучение : опыт решения проблемы "кадрового голода" в Республике Башкортостан / Р. Г. Аслаева // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 78-85. - (Обсуждаем проблемы интеграции).

2. Боброва, С. В. Работа со слабоуспевающими детьми / С. В. Боброва // Русский язык в школе. - 2008. - № 5. - С. 3-6. - (Методика и опыт).

3. Буторина, О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Буторина // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 40-44.

4. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев [и др.] // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 6-22. - (Федеральная целевая программа развития

5. Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 21-27. - (Специальная психология: исследования и практика).

6. Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование : актуальные проблемы теории и практики / Галина Кумарина // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 184- 192. - (Школа здоровья).

7. Лаврентьева, Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных детейдошкольников / Лаврентьева, Н. Б. // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 52-64. - (Обучение и воспитание школьников).

8. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 60-68. - (Ранняя помощь).

9. Медведева, Е. А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства / Е. А. Медведева // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 10-18. - (Специальная психология: исследования и практика).

10. Никольская, О. С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра : (макет) / О. С. Никольская // Дефектология. - 2010. – № 2. - С. 3-18. - (Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.).

11. Печерский, В. Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с легкой умственной отсталостью / В. Г. Печерский // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 3-9. - (Специальная психология: исследования и практика).

12. Холмогорова, А. Б. Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей : состояние проблемы, методы исследования / А. Б. Холмогорова, Н. #1057;. Смирнова // Дефектология. - 2007. - N 5. - С. 84-90. - (Психическое развитие и социальная депривация).

  1. 13. Чудова, А. В. Психолого-педагогическое изучение готовности к школе учащихся с нарушением интеллектуального развития (по результатам экспериментального исследования)/ А. В. Чудова // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 42-48. - (Обучение и воспитание школьников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Разработка индивидуального плана самообразования...

Индивидуальный план самообразования педагога - психолога 2016-2021г

ГБУ для детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей «Елабужский детский дом» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КУРБАНГАЛИЕВОЙ АЛЬБИНЫ АЛЬФИТОВНЫ...

Индивидуальный план самообразования профессионального роста учителя

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.  Счит...

Перспективный годовой план работы учителя-дефектолога

Годовой план работы учителя-дефектолога по направлениям ( диагностическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское)...

План самообразования учителя технологии (индустриальные технологии)

Для того, чтобы ученик последовал за учителем , нужно не только учить  , но в первую очередь нужно самому учиться каждый день , каждый час!...

План самообразования учителя английского языка (на 5 лет)

Методическая тема для самообразования  "Использование инновационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся и мотивации к изучению английского языка " была выбрана в ...