Методическая разработка психологического занятия «Мы вместе»
методическая разработка

Монид Ксения Николаевна

На подростковом этапе,  у учащихся  с большой активностью происходит  формирование самосознания и выработка  собственной независимой оценки самого себя,  что  является  важным  в процессе развития личности.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Методическая разработка психологического занятия

«Мы вместе», по профилактике асоциальных проявлений детей и подростков.

                                                                                  Составитель: 

                                                                      Монид Ксения Николаевна,

                                                                      педагог-психолог,                                                                                                        

                                                                      первая квалификационная категория               

г. Зима, 2021 год

Актуальность

     

В  подростковый  период у обучающихся  активно  формируется самосознание и

вырабатывается  собственная  независимая  система  самооценки,  что  очень  важно  для

процесса развития личности. 

Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения определяется

стойкими  тенденциями,  характеризующими  рост  числа  проблем  в  подростковой

среде.  Сейчас  в  условиях  экономической  и  социальной  нестабильности  в  стране

возрастает число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними

и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. 

Несовершеннолетние  правонарушители  сегодня  представляют

многочисленную  и  весьма  неоднородную  категорию  детей,  нуждающихся  в

психолого-педагогической, социально-психологической помощи. 

Основные  задачи  психолого-педагогической  профилактики  заключаются  в

формировании  у  подростка  стойкой  установки  не  пробовать  ПАВ,  снижении

потребности  в  самоутверждении  посредством  демонстративного  отклоняющегося

поведения,  формировании  адекватной  самооценки,  повышении  правовой

грамотности  и  ответственности  за  свое  поведение.  Для  этого,  подростки  должны

успешно  строить  отношения  с  окружающим  миром  –  решать  проблемы,

реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. 

Помогая  подростку  социализироваться,  приобретать  умение  сопротивляться

невзгодам,  педагог  тем  самым  повышает  жизнестойкость  подростка  и  создает

условия для защиты его от аддиктивного, делинквентного поведения. 

Девиантное  поведение  подростков  характеризуется  использованием

собственных  приемов  самовыражения:  сленг,  стиль,  символика,  мода,  манера,

проступок.  Но  если  одеждой  и  приверженностью  к  какому-либо  стилю

самовыражения  подросток    не  приносит  вреда  окружающим,    а  только  лишь

вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и

другим людям.

В  подростковый  период у обучающихся  активно  формируется самосознание и вырабатывается  собственная  независимая  система  самооценки,  что  очень  важно  для процесса развития личности. Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения определяется стойкими  тенденциями,  характеризующими  рост  числа  проблем  в  подростковой среде.  Сейчас  в  условиях  экономической  и  социальной  нестабильности  в  стране возрастает число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Несовершеннолетние  правонарушители  сегодня  представляют многочисленную  и  весьма  неоднородную  категорию  детей,  нуждающихся  в психолого-педагогической, социально-психологической помощи. Основные  задачи  психолого-педагогической  профилактики  заключаются  в формировании  у  подростка  стойкой  установки  не  пробовать  ПАВ,  снижении потребности  в  самоутверждении  посредством  демонстративного  отклоняющегося поведения,  формировании  адекватной  самооценки,  повышении  правовой грамотности  и  ответственности  за  свое  поведение.  Для  этого,  подростки  должны успешно  строить  отношения  с  окружающим  миром  –  решать  проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. Помогая  подростку  социализироваться,  приобретать  умение  сопротивляться невзгодам,  педагог  тем  самым  повышает  жизнестойкость  подростка  и  создает условия для защиты его от аддиктивного, делинквентного поведения. Девиантное  поведение  подростков  характеризуется  использованием собственных  приемов  самовыражения:  сленг,  стиль,  символика,  мода,  манера, проступок.  Но  если  одеждой  и  приверженностью  к  какому-либо  стилю самовыражения  подросток    не  приносит  вреда  окружающим,    а  только  лишь вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и другим людям.  

     На подростковом этапе,  у учащихся  с большой активностью происходит  формирование самосознания и выработка  собственной независимой оценки самого себя,  что  является  важным  в процессе развития личности.    

    Актуальностью проблемной ситуации профилактического этапа асоциальных поведенческих реакций, идет определение стойких тенденций,  которые характеризуются  ростом числа проблем  в подростковом возрасте.    

    Основными задачами психологической  и профилактической работы заключается  в том, чтобы снизить потребность  в собственном утверждении,  посредствами  демонстрации  отклоняющихся поведенческих реакций,  также, формировать адекватную самооценку, повышение мотивационных аспектов. А для этого,  ребятам важно уметь успешно  выстраивать  взаимоотношения  с социумом  –  путем решения проблем, реализации возникающих потребностей,  учитывая собственные знания и умения. Если помочь подросткам  в социализации,  приобрести умение сопротивляться трудностям,  педагоги  таким образом  повышают уровень жизнестойкости у подростков и  создают условие для сохранения обучающихся от  аддиктивных, делинквентных  поведенческих факторов.  Дивиантный вид поведения  у подростка  обуславливается характеристиками  использования собственного приема  выражения себя:  различные сленги,  стили,  символики,  манеры.  Если одежда и приверженность  к каким-то конкретным стилям самовыражений  подростки    не  приносят  вред  социуму,    а всего лишь вызывают некоторые недовольства, то если исходить из  проступков, то они могут  нанести определенный ущерб как себе, так и другим людям.

     Цель: Создание таких условий, которые способствовали бы удовлетворению потребности в самореализации и  самоутверждении.

     Задачи:

  1. Способствовать установлению доверительных отношений между обучающимися в классном коллективе;
  2. Способствовать обучению снижения эмоционального напряжения;
  3. Способствовать созданию положительного эмоционального фона.

     Ожидаемые результаты:

  1. Сформированный  уровень адекватной самооценки;
  2. Сплоченность участников коррекционно-развивающего занятия;
  3. Повышение мотивационных аспектов.

     Вид занятия: комплексное, с элементами тренинга.

     Форма занятия: подгрупповая.

     Продолжительность занятия: 40 минут.

     Формы, приемы  и методы: Диалог и дискуссия, групповая, обучающая работа, индивидуальная работа и работа в группе, индивидуальная творческая работа, обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия), релаксация для снятия психомышечного напряжения.Данные методы выбраны с учетом возрастных особенностей детей – подростков.

     Коррекционно-развивающее занятие построено в партнерской форме: Взрослый – партнёр, рядом с детьми вместе, разрешается свободное перемещение детей в процессе деятельности.

     Методы наглядные (плакат с правилами группы в виде солнца с лучиками)

     Методы словесные (Игра-знакомство «Красивые слова», мышечная релаксационная гимнастика «Муха»)

     Методы игровыеь                     (Упражнение «Мусорная корзинка», Упражнение «Пирамида любви», Упражнение «Псикреты»)

     Методы практические (Задание «Учебные ситуации», Упражнение «Прививка против страха»).

Ход занятия

     Приветствие

     Психолог: Доброе утро ребята. Я очень рада видеть вас на нашем занятии!  

     Это замечательно, что мы смогли встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и о других ребятах что-то новое. Давайте познакомимся. А поможет нам в этом:

     Игра-знакомство: «Красивые слова»

     Цель: знакомство участников друг с другом, сокращение психологической дистанции, создание доверительной атмосферы.

     Правила проведения:  В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и говорю   о  себе, какая я,  называю свое лучшее качество, характеристику (Меня зовут Ксения Николаевна, я веселая) и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя, озвучивает свою характеристику и передаёт его соседу справа от него, и так по кругу.  

     Клубочек вернулся ко мне. «На что похоже то, что у нас получилось?».    

     Посмотрите – мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились. Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.

     Для снятия напряжения и расслабления мышц лица выполним: 

     Мышечная релаксационная гимнастика «Муха»

     Цель: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, преодоление состояния тревожности у детей.

     А сейчас прилетает надоедливая муха и садится на Ваш нос. Постарайтесь прогнать ее без рук… Сморщите нос до морщинок, подтяните нос вверх… Сильно подвигайте…. сожмите все морщинки… Расслабьте все лицо…. 2 раза. Вот опять прилетела муха.    

     Прогоните ее…

     Обратите внимание, как напрягается нос… все лицо… щеки, лоб…

     Когда мы еще можем морщить лоб? При каких ситуациях (невкусно, не нравится, не то сказали…)

     Ребята, а вспомните, когда мы боимся, что происходит с нашим лицом? (оно напрягается)

     И то, что мы чувствуем в жизни: беспокойство, страх – морщится и напрягается все лицо. И часто мы даже не замечаем этого… Когда мы расслаблены – нос… все лицо…расслаблены и спокойны. Очень часто мы можем слышать выражение, У тебя все на лице написано. Как вы понимаете это выражение? (когда у Вас плохое настроение – ваше лицо Вас выдает, видно как вы расстроены, напряжены все части)

    Я предлагаю Вам выполнить следующее упражнение, которое поможет нам определить    

    Ваше эмоциональное состояние.

    Упражнение «Мусорная корзинка»

    Цель: избавление от негативных эмоций.

    В школьной жизни бывают такие моменты, которые вызывают напряжение, беспокойство, а чего вы боитесь больше всего, нарисуйте, для этого возьмите в руки планшет с бумагой и карандаши, нарисуйте, кто или что вызывает у вас тревогу.

    На выполнение этого задания вам отводиться 5 минут. Мне не важно, как вы нарисуете, мне важно, чтобы вы показали в этом рисунке свои страхи, тревоги.

   Дети рисуют.

     По завершению работы психолог просит рассказать о том, что они изобразили.

     Задаются вопросы:

     - что ты изобразил?

     - чем оно тебя пугает?

     Не мешает ли это вам жить?

     Психолог ставит на середину комнаты небольшую корзину.

     Как вы думаете, а зачем человеку нужна мусорная корзина? Почему необходимо постоянно освобождать корзину от мусора? Представьте себе жизнь без мусорной корзины, когда мусор постепенно наполняет комнаты, где мы живём, невозможно передвигаться, становиться тяжело дышать, люди начинают болеть. Представили.

     Но ведь также с чувствами, чувства накапливаются, часто ненужные, вредные (обиды, страхи, тревоги).

     Для того, чтобы не копить в себе тревогу, страхи, необходимо от них избавляться.

     Сейчас мы этим и займемся, порвите свои нарисованные листочки со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны». Выкиньте ненужные, вредные чувства в мусорную корзину, представляя как вы, побеждаете свои страхи, тревогу».

     Участники рвут свои объекты страха, тревоги.

     Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Какое сейчас у вас настроение

     А теперь, я вам предлагаю разделиться на 2 группы для выполнения следующего задания.     Сейчас, мы с вами будем просматривать различные ситуации, в ходе которых мы увидим проявление негативных эмоций, и способы их решения. По одному человеку от каждой группы подойдите и возьмите свое задание.

 

Упражнение «Псикреты» (Психологические секреты)

     Цель: выявление скрытых переживаний ребенка; уровня эмоционального дискомфорта.

     Да-да, именно "псикреты", мы не ошиблись. Псикеры - это "психологические секреты".    

    Это те особенности нашего поведения, те привычки, интересы и представления, о которых мы часто не задумываемся и не рассказываем другим, но которые влияют на наши отношения с миром, с окружающими. 

     Эта игра - повод поделиться своими "псикретами" друг с другом, внимательнее отнестись к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям.

     В процессе игры участники начинают осознавать свои чувства и бережно к ним относиться, что редко удается в повседневной жизни. В силу возраста ребенку сложно видеть причины и последствия поступков, поэтому, играя, он учится осмысливать свое поведение, поведение других людей и сравнивать их с общепринятыми нормами.

     Ребятам предлагаются карточки, с так называемыми «псикретами», содержание которых включает в себя незаконченные мысли; Учащимся нужно вытянуть карточку, и нераздумывая продолжить мысль, которая спрятана в выбранной ребенком карточке. Тем самым, они смогут поделиться «псикретом», связанный с личностными особенностями; (моментами школьной жизни).

     Задание «Учебные ситуации»: Как бы я поступил, если бы…..

     Цель: создание такой среды, которая позволила бы ученикам проанализировать себя, свои действия в создавшейся ситуации, и получить собственную продукцию определенного качества.

     Вам необходимо прочитать ситуацию,   внутри группы проанализировать ее, как – бы вы поступили.  А затем нужно будет разыграть и представить всем нам выход из этой ситуации.  т.е. вы будете героями сценки. Подумайте, кто какую роль возмет на себя, что вы будете говорить и как действовать.    

     Даю вам на подготовку 2 минуты.

     1) Ты пошел в школу, и на первом уроке учитель дает контрольную работу, но вдруг ты понимаешь, что не подготовился к ней. Какой выход ты найдешь в этой ситуации?

     2) Ты вышел к доске, и не можешь справиться с заданием, и вдруг ты ощутил насмешки своих одноклассников в свой адрес. Какие будут твои действия в данный момент?

     Дети показали игровые ситуации. Давайте поделимся впечатлениями о проделанном задании. Что вы чувствовали в момент, когда нужно было изобразить тревогу, волнение?    

     Бывает ли у вас такое в настоящей жизни? Мешает ли это вам? Как вы от этого избавляетесь? Может быть кто-нибудь поделится своими способами избавления от волнения?

     Предлагаю вам вернуться  в наш круг, где мы с вами познакомились. Я попрошу вас, взять ниточку, и одеть ее на руку, и мы с вами поделимся впечатлениями о нашем занятии. (Что вам понравилось на занятии? Как вы справлялись со своими переживаниями? Какое упражнение больше всего вам понравилось?)

     А теперь давайте с вами скрутим наш клубок, мы будем по очереди снимать нитку с руки, и закручивать в клубок.  Выполняя, вы проговариваетее, что вы оставляете в этом клубке (свои страхи, тревоги, неприятности, плохое настроение).  Я оставляю в этом клубке  свои переживания и тревоги и передаешь……..

     В этом клубке остались все ваши отрицательные эмоции, и тревога. И мы убираем этот клубок.

      Я хочу вам предложить свою руку, на которую вы можете опереться, даже если вам очень тяжело.

     Упражнение «Прививка против страха».

     Цель: Преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, преодоление состояния тревожности у детей. 

     Давайте выберем для себя самые стрессовые или которые причиняют  наибольшее беспокойство в вашей школьной жизни. В школьной жизни, это может быть страх получить плохую отметку, опоздать на урок, не подготовиться к контрольной работе, выйти к доске, и др. Запишите их.    

     Далее, мысленно проиграйте эту ситуацию, в которой сталкиваетесь с одной из самых стрессовых для вас школьных или личных проблем.    

     Наблюдайте себя в этих условиях. В данной ситуации важно, чтобы вы ощущали страх и неуверенность в себе на протяжении нескольких вдохов и выдохов, чтобы снять с себя этот груз, который сопровождается  вашими страхами.

     Упражнение «Пирамида любви».  (Ритуал завершения занятия)

     Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

     - Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по-разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу.

     - Расскажите и вы, кого и что любите вы! - А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что – то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду). - Вы чувствуете тепло рук? - Вам приятно это состояние? - Посмотрите, какая высокая получилась пирамида, потому что, мы все любим и уважаем друг друга, и у нас хорошее настроение.

     Я хочу Вам пожелать: уважать своих одноклассников, родителей и учителей. Быть терпимее друг к другу и помогать своим товарищам. На этом, наше занятие подошло к концу. До свидания!

Материально-техническое обеспечение содержания внеклассного мероприятия:

     Для реализации занятия необходимо помещение или класс, в котором у ребят будет возможность свободно передвигаться. В помещении, в котором будет проходить мероприятие должны быть места для сидения по количеству участников занятия, желательно наличие большого стола для выполнения групповых творческих заданий и упражнений или можно приготовить два небольших стола. Также, наличие класной доски.    

      В процессе выполнения обучающимися упражнений и заданий, можно использовать классическую и инструментальную музыку.

     Для занятий потребуются средства творческого самовыражения (карандаши, мелки, бумага разных цветов), плакат правила группы в виде солнца с лучиками, клубок - талисман группы, мусорная корзина, планшет, магнитофон, инструментальная музыка.


Список используемой литературы:

  1. Баранова Н. Н. Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы [Электронный ресурс] // Слово : православный образов. портал. - [б.м], 2010. - URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37952.php (18.03.10).
  2. Гениатулина И. Ю. Помощь психолога в адаптации пятиклассников [Электронный ресурс] // ИД «Первое сентября» : [сайт]. – М., 2003-2010. - URL : http://festival.1september.ru/articles/501832/ (18.03.10).
  3. Дендебер И. А. Теоретические основы интеллектуальной адаптации учащихся // Образование и о-во. - 2008. - № 5. - С. 56-61.
  4. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Нар. образование. – 2002. - № 8. - С. 99-105.
  5. Индивидуализация познавательной деятельности как средство адаптации учащихся 5-х классов к многопредметному обучению. Проблемы. Концепции. Перспективы : материалы регион. межвуз. науч.-метод. конф., нояб. форум, 2008. - М. : Компания Спутник+, 2008. - 175 с.
  6. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе / Е. Г. Коблик. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.
  7. Крайнова Ю. Н. Адаптация школьников к обучению в среднем звене, как психологическая проблема // Практ. психология и логопедия. - 2009. - № 1. - С. 51-54.
  8. Кривощекова Л. Н. Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников в адаптационный период // Класс. рук. – 2005. - № 5. - С. 40-43.
  9. Кузнецова Ю. М. Сюжетный тренинг для пятиклассников // Образование в современ. шк. - 2008. - № 10. - С. 53-58.
  10.  Матвеева О. А. Помощь в адаптации к средней школе: психологопедагогическое сопровождение V-VI классов // Психолог. наука и образование. – 2001. - № 3. - С. 57-79.
  11.  Славутская Е. В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих "дезаптационный синдром пятого класса" // Психология обучения. - 2008. - № 12. - С. 103-112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия с активным участием студентов «Мы такие разные, но все таки мы вместе!»

Большинство обучающихся Технологического колледжа № 28 проживает в Юго-восточном административном округе в котором находятся все подразделения колледжа. Социальный состав населения можно назвать ...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка практического занятия Психологический тренинг «Эффективность общения»

Методическая разработка практического занятия для студентов СПО по специальности "Программирование в компьютерных системах" по дисциплине "Психология и этика деловых отношений"  - психологический...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «Психология общения с клиентом в салоне красоты. Психологические типы клиентов»

Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и закрепления изученног...

Методическая разработка психологического занятия «Будущее начинается сегодня»

Профилактика асоциальных проявлений детей и подростков...