Методическая разработка психологического занятия «Будущее начинается сегодня»
методическая разработка

Монид Ксения Николаевна

Профилактика асоциальных проявлений детей и подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Методическая разработка психологического занятия

«Будущее начинается сегодня», по профилактике асоциальных проявлений детей и подростков.

                                                                                  Составитель: 

                                                                      Монид Ксения Николаевна,

                                                                      педагог-психолог,                                                                                                        

                                                                      первая квалификационная категория               

г. Зима, 2022 год

Актуальность

     

В  подростковый  период у обучающихся  активно  формируется самосознание и

вырабатывается  собственная  независимая  система  самооценки,  что  очень  важно  для

процесса развития личности. 

Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения определяется

стойкими  тенденциями,  характеризующими  рост  числа  проблем  в  подростковой

среде.  Сейчас  в  условиях  экономической  и  социальной  нестабильности  в  стране

возрастает число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними

и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. 

Несовершеннолетние  правонарушители  сегодня  представляют

многочисленную  и  весьма  неоднородную  категорию  детей,  нуждающихся  в

психолого-педагогической, социально-психологической помощи. 

Основные  задачи  психолого-педагогической  профилактики  заключаются  в

формировании  у  подростка  стойкой  установки  не  пробовать  ПАВ,  снижении

потребности  в  самоутверждении  посредством  демонстративного  отклоняющегося

поведения,  формировании  адекватной  самооценки,  повышении  правовой

грамотности  и  ответственности  за  свое  поведение.  Для  этого,  подростки  должны

успешно  строить  отношения  с  окружающим  миром  –  решать  проблемы,

реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. 

Помогая  подростку  социализироваться,  приобретать  умение  сопротивляться

невзгодам,  педагог  тем  самым  повышает  жизнестойкость  подростка  и  создает

условия для защиты его от аддиктивного, делинквентного поведения. 

Девиантное  поведение  подростков  характеризуется  использованием

собственных  приемов  самовыражения:  сленг,  стиль,  символика,  мода,  манера,

проступок.  Но  если  одеждой  и  приверженностью  к  какому-либо  стилю

самовыражения  подросток    не  приносит  вреда  окружающим,    а  только  лишь

вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и

другим людям.

В  подростковый  период у обучающихся  активно  формируется самосознание и вырабатывается  собственная  независимая  система  самооценки,  что  очень  важно  для процесса развития личности. Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения определяется стойкими  тенденциями,  характеризующими  рост  числа  проблем  в  подростковой среде.  Сейчас  в  условиях  экономической  и  социальной  нестабильности  в  стране возрастает число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Несовершеннолетние  правонарушители  сегодня  представляют многочисленную  и  весьма  неоднородную  категорию  детей,  нуждающихся  в психолого-педагогической, социально-психологической помощи. Основные  задачи  психолого-педагогической  профилактики  заключаются  в формировании  у  подростка  стойкой  установки  не  пробовать  ПАВ,  снижении потребности  в  самоутверждении  посредством  демонстративного  отклоняющегося поведения,  формировании  адекватной  самооценки,  повышении  правовой грамотности  и  ответственности  за  свое  поведение.  Для  этого,  подростки  должны успешно  строить  отношения  с  окружающим  миром  –  решать  проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. Помогая  подростку  социализироваться,  приобретать  умение  сопротивляться невзгодам,  педагог  тем  самым  повышает  жизнестойкость  подростка  и  создает условия для защиты его от аддиктивного, делинквентного поведения. Девиантное  поведение  подростков  характеризуется  использованием собственных  приемов  самовыражения:  сленг,  стиль,  символика,  мода,  манера, проступок.  Но  если  одеждой  и  приверженностью  к  какому-либо  стилю самовыражения  подросток    не  приносит  вреда  окружающим,    а  только  лишь вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и другим людям.  

     Изменения, происходящие в обществе в последние годы, касаются самых разных сторон жизни. В настоящее время наблюдается рост количества детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами и склонных к асоциальному и деликвентному поведению. Помочь этим подросткам повысить адаптивные возможности, сформировать позитивное отношение к самому себе и окружающим, развить навыки конструктивного общения, способности к адекватной оценке своего поведения в проблемной ситуации за счет мнений других, терпимость к различным мнениям - позволит комплекс занятий и упражнений с элементами тренинга.

     Цель: выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.

     Задачи:

     1. Развитие личностных качеств, способствующих самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;

     2. Сопротивление давлению сверстников, умение отказать в ситуациях вовлечения к употреблению ПАВ;

     3. Обучение приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.

     Целевая группа:  подростки в возрасте от 12 до 17 лет.

Ход занятия

     Приветствие

     Психолог: Доброе утро ребята. Я очень рада видеть вас на нашем занятии!  

     Это замечательно, что мы смогли встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и о других ребятах что-то новое. Давайте познакомимся. А поможет нам в этом:

     Игра-знакомство: «Красивые слова»

     Цель: знакомство участников друг с другом, сокращение психологической дистанции, создание доверительной атмосферы.

     Правила проведения:  В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и говорю   о  себе, какая я,  называю свое лучшее качество, характеристику (Меня зовут Ксения Николаевна, я веселая) и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя, озвучивает свою характеристику и передаёт его соседу справа от него, и так по кругу.  

     Клубочек вернулся ко мне. «На что похоже то, что у нас получилось?».    

     Посмотрите – мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились. Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.

Мозговой штурм «Составление портрета современного подростка»

     Цель: Создание на основе представлений участников собирательного образа современного подростка.

     Содержание: Подросткам предлагается составить словесный портрет современного подростка, обозначив его основные черты личности, увлечения, моду в одежде, в музыке, в спорте. Необходимо, чтобы были обозначены и негативные черты: портрет не должен быть идеализированным.    

     Предложения участников записываются на листе ватмана и оставляются до последнего занятия. Ведущий объясняет, что этот портрет понадобится на последнем занятии, а для чего, ребята поймут сами.

     Заметки для ведущего Могут возникнуть трудности в определении черт современного подростка. В этом случае нужно предложить ребятам посмотреть на своих соседей по парте.

Упражнение «Я хочу – Я могу»

     Цель: Осознание подростками своих реальных желаний и возможностей.

     Содержание: Участникам группы предлагается составить список своих желаний и возможностей. В группе проводится обсуждение на тему: «Все ли мои желания исполнимы и что необходимо, чтобы они исполнились».      

     Ведущий спрашивает ребят: «Могут ли предпринимаемые вами действия для достижения цели испортить жизнь другим людям, повлечь за собой нанесение какого-либо ущерба?» В обсуждении заостряется внимание на том, что только позитивные действия приводят к положительным результатам. Лишь соблюдая права других людей, человек может испытать полное удовлетворе-ние от своих действий, а нарушив их, он, напротив, будет иметь неприятности с законом.

     Заметки для ведущего Если ребята напишут какие-то желания, противоречащие установленным моральным нормам, порицать их за это не следует. Но в обсуждении необходимо заострить внимание на том, что в случае желаний такого рода нарушаются права других людей.

Упражнение «Руки моих друзей»

     Цель: развитие групповой сплоченности, эмоционального мира, доверительных отношений.

     Подростки с закрытыми глазами свободно перемещаются по комнате и ищут руки друзей. Важно, чтобы это были руки разных участников, не рядом стоящих. Затем по сигналу ведущего открывают глаза и распутываются, не расцепляя рук, образуя большой круг.

     Инструкция: «Закройте глаза. Сейчас вы будете свободно перемещаться по комнате и искать руки друзей. Как только ваши руки найдут руки друзей, возьмитесь за них. Необходимо, чтобы это были руки разных участников, не рядом стоящих. Когда у всех руки встретятся, свободных рук не останется, я дам сигнал, и вы откроете глаза, но не расцепляйтесь. Не отпуская рук, надо распутаться и образовать большой круг. Спасибо.

     Анализ: Что легко, а что тяжело удавалось? Сразу ли вы нашли руки друзей? Сложно ли было распутываться или не очень? Что больше всего понравилось вам?

Анализ занятия. Упражнение «Волшебное колечко»

     Цель: получение обратной связи о занятии, выяснение интереса к происходящему.

     Материал: колечко.

     Техника проведения: участники делятся впечатлениями от занятия.

     Инструкция: «У меня есть волшебное колечко. Я сейчас дам его кому-нибудь из вас. Тот, у кого окажется колечко, что ему дало это занятие, что он узнал нового, интересного. После этого он предлагает колечко другому участнику, по желанию».

     Анализ: Какие открытия сделали вы для себя сегодня? Помогла ли наша сегодняшняя встреча узнать что-то новое о себе и других? Что было неожиданного? Что понравилось в занятии, а что нет? Довольны ли вы собой и своим поведением?

Ритуал окончания занятия. Упражнение «На сегодня все!»

     Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.

     Подростки придумывают фразу, характеризующую занятие и высказывают пожелания на следующую встречу.

     Инструкция: «Предлагаю вам несколько секунд помолчать и прокрутить наше занятие от начала до конца. Придумайте фразу, которая характеризовала бы наше занятие. Выскажите свое отношение к сегодняшнему занятию.

     Теперь давайте поблагодарим друг друга за прекрасную работу бурными и продолжительными аплодисментами и расстанемся с массой чудесных пожеланий.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка студенческой конференции «Акушерство: вчера, сегодня, завтра»

Методическая разработка конференции на тему: «Акушерство: вчера, сегодня, завтра», составлена в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероп...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА тема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» 55-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТА посвящается

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА   ПРОЕКТА 55-ЛЕТИЮ  ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТАтема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»...

Методическая разработка классного часа на тему: "Сегодня в моде здоровый образ жизни"

Мтодическая разработка о пользе здорового образа жизни для студентов первого курса профессиональных образовательных учреждений....

Методическая разработка открытого классного часа в группе 4 « М» на тему: «Завтра начинается сегодня или на пороге взрослой жизни».

Цель: создание условий для формирования у  выпускников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Начинаем судебный процесс»

Внеклассное мероприятие  направлено на побуждение познавательной активности обучающихся к изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей, развитию понимания тесной взаимосвязи и соотношени...

Методическая разработка психологического занятия «Мы вместе»

На подростковом этапе,  у учащихся  с большой активностью происходит  формирование самосознания и выработка  собственной независимой оценки самого себя,  что  является...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Туберкулез вчера, сегодня, завтра"

Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия на тему «Туберкулез вчера, сегодня, завтра» по итогам изучения студентами специальности Сестринское дело 34....