Методическая разработка психологического занятия «Будущее начинается сегодня»
методическая разработка
Профилактика асоциальных проявлений детей и подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Методическая разработка психологического занятия
«Будущее начинается сегодня», по профилактике асоциальных проявлений детей и подростков.
Составитель:
Монид Ксения Николаевна,
педагог-психолог,
первая квалификационная категория
г. Зима, 2022 год
Актуальность
В подростковый период у обучающихся активно формируется самосознание и
вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для
процесса развития личности.
Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения определяется
стойкими тенденциями, характеризующими рост числа проблем в подростковой
среде. Сейчас в условиях экономической и социальной нестабильности в стране
возрастает число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними
и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Несовершеннолетние правонарушители сегодня представляют
многочисленную и весьма неоднородную категорию детей, нуждающихся в
психолого-педагогической, социально-психологической помощи.
Основные задачи психолого-педагогической профилактики заключаются в
формировании у подростка стойкой установки не пробовать ПАВ, снижении
потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося
поведения, формировании адекватной самооценки, повышении правовой
грамотности и ответственности за свое поведение. Для этого, подростки должны
успешно строить отношения с окружающим миром – решать проблемы,
реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений.
Помогая подростку социализироваться, приобретать умение сопротивляться
невзгодам, педагог тем самым повышает жизнестойкость подростка и создает
условия для защиты его от аддиктивного, делинквентного поведения.
Девиантное поведение подростков характеризуется использованием
собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера,
проступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю
самовыражения подросток не приносит вреда окружающим, а только лишь
вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и
другим людям.
В подростковый период у обучающихся активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности. Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения определяется стойкими тенденциями, характеризующими рост числа проблем в подростковой среде. Сейчас в условиях экономической и социальной нестабильности в стране возрастает число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Несовершеннолетние правонарушители сегодня представляют многочисленную и весьма неоднородную категорию детей, нуждающихся в психолого-педагогической, социально-психологической помощи. Основные задачи психолого-педагогической профилактики заключаются в формировании у подростка стойкой установки не пробовать ПАВ, снижении потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения, формировании адекватной самооценки, повышении правовой грамотности и ответственности за свое поведение. Для этого, подростки должны успешно строить отношения с окружающим миром – решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. Помогая подростку социализироваться, приобретать умение сопротивляться невзгодам, педагог тем самым повышает жизнестойкость подростка и создает условия для защиты его от аддиктивного, делинквентного поведения. Девиантное поведение подростков характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, проступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не приносит вреда окружающим, а только лишь вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и другим людям.
Изменения, происходящие в обществе в последние годы, касаются самых разных сторон жизни. В настоящее время наблюдается рост количества детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами и склонных к асоциальному и деликвентному поведению. Помочь этим подросткам повысить адаптивные возможности, сформировать позитивное отношение к самому себе и окружающим, развить навыки конструктивного общения, способности к адекватной оценке своего поведения в проблемной ситуации за счет мнений других, терпимость к различным мнениям - позволит комплекс занятий и упражнений с элементами тренинга.
Цель: выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.
Задачи:
1. Развитие личностных качеств, способствующих самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;
2. Сопротивление давлению сверстников, умение отказать в ситуациях вовлечения к употреблению ПАВ;
3. Обучение приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.
Целевая группа: подростки в возрасте от 12 до 17 лет.
Ход занятия
Привеﹶтствие
Психолог: Доброеﹶ утро ребята. Я очень рада видеть вас на нашем занятии!
Это замечательно, что мы смогли встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и о других ребятах что-то новое. Давайтеﹶ познакомимся. А поможет нам в этом:
Игра-знакомство: «Красивые слова»
Цеﹶль: знакомство участников друг с другом, сокращеﹶниеﹶ психологичеﹶской дистанции, созданиеﹶ довеﹶритеﹶльной атмосфеﹶры.
Правила проведения: В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и говорю о себе, какая я, называю свое лучшее качество, характеристику (Меня зовут Ксения Николаевна, я веселая) и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя, озвучивает свою характеристику и передаёт его соседу справа от него, и так по кругу.
Клубочек вернулся ко мне. «На что похоже то, что у нас получилось?».
Посмотрите – мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились. Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.
Мозговой штурм «Составление портрета современного подростка»
Цель: Создание на основе представлений участников собирательного образа современного подростка.
Содержание: Подросткам предлагается составить словесный портрет современного подростка, обозначив его основные черты личности, увлечения, моду в одежде, в музыке, в спорте. Необходимо, чтобы были обозначены и негативные черты: портрет не должен быть идеализированным.
Предложения участников записываются на листе ватмана и оставляются до последнего занятия. Ведущий объясняет, что этот портрет понадобится на последнем занятии, а для чего, ребята поймут сами.
Заметки для ведущего Могут возникнуть трудности в определении черт современного подростка. В этом случае нужно предложить ребятам посмотреть на своих соседей по парте.
Упражнение «Я хочу – Я могу»
Цель: Осознание подростками своих реальных желаний и возможностей.
Содержание: Участникам группы предлагается составить список своих желаний и возможностей. В группе проводится обсуждение на тему: «Все ли мои желания исполнимы и что необходимо, чтобы они исполнились».
Ведущий спрашивает ребят: «Могут ли предпринимаемые вами действия для достижения цели испортить жизнь другим людям, повлечь за собой нанесение какого-либо ущерба?» В обсуждении заостряется внимание на том, что только позитивные действия приводят к положительным результатам. Лишь соблюдая права других людей, человек может испытать полное удовлетворе-ние от своих действий, а нарушив их, он, напротив, будет иметь неприятности с законом.
Заметки для ведущего Если ребята напишут какие-то желания, противоречащие установленным моральным нормам, порицать их за это не следует. Но в обсуждении необходимо заострить внимание на том, что в случае желаний такого рода нарушаются права других людей.
Упражнение «Руки моих друзей»
Цель: развитие групповой сплоченности, эмоционального мира, доверительных отношений.
Подростки с закрытыми глазами свободно перемещаются по комнате и ищут руки друзей. Важно, чтобы это были руки разных участников, не рядом стоящих. Затем по сигналу ведущего открывают глаза и распутываются, не расцепляя рук, образуя большой круг.
Инструкция: «Закройте глаза. Сейчас вы будете свободно перемещаться по комнате и искать руки друзей. Как только ваши руки найдут руки друзей, возьмитесь за них. Необходимо, чтобы это были руки разных участников, не рядом стоящих. Когда у всех руки встретятся, свободных рук не останется, я дам сигнал, и вы откроете глаза, но не расцепляйтесь. Не отпуская рук, надо распутаться и образовать большой круг. Спасибо.
Анализ: Что легко, а что тяжело удавалось? Сразу ли вы нашли руки друзей? Сложно ли было распутываться или не очень? Что больше всего понравилось вам?
Анализ занятия. Упражнение «Волшебное колечко»
Цель: получение обратной связи о занятии, выяснение интереса к происходящему.
Материал: колечко.
Техника проведения: участники делятся впечатлениями от занятия.
Инструкция: «У меня есть волшебное колечко. Я сейчас дам его кому-нибудь из вас. Тот, у кого окажется колечко, что ему дало это занятие, что он узнал нового, интересного. После этого он предлагает колечко другому участнику, по желанию».
Анализ: Какие открытия сделали вы для себя сегодня? Помогла ли наша сегодняшняя встреча узнать что-то новое о себе и других? Что было неожиданного? Что понравилось в занятии, а что нет? Довольны ли вы собой и своим поведением?
Ритуал окончания занятия. Упражнение «На сегодня все!»
Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.
Подростки придумывают фразу, характеризующую занятие и высказывают пожелания на следующую встречу.
Инструкция: «Предлагаю вам несколько секунд помолчать и прокрутить наше занятие от начала до конца. Придумайте фразу, которая характеризовала бы наше занятие. Выскажите свое отношение к сегодняшнему занятию.
Теперь давайте поблагодарим друг друга за прекрасную работу бурными и продолжительными аплодисментами и расстанемся с массой чудесных пожеланий.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-593000-1424072914.jpg)
Методическая разработка студенческой конференции «Акушерство: вчера, сегодня, завтра»
Методическая разработка конференции на тему: «Акушерство: вчера, сегодня, завтра», составлена в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероп...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/07/picture-706650-1459977243.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА тема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» 55-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТА посвящается
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА 55-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТАтема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-26029-1444581437.jpg)
Методическая разработка классного часа на тему: "Сегодня в моде здоровый образ жизни"
Мтодическая разработка о пользе здорового образа жизни для студентов первого курса профессиональных образовательных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-847542-1485707193.jpg)
Методическая разработка открытого классного часа в группе 4 « М» на тему: «Завтра начинается сегодня или на пороге взрослой жизни».
Цель: создание условий для формирования у выпускников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Начинаем судебный процесс»
Внеклассное мероприятие направлено на побуждение познавательной активности обучающихся к изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей, развитию понимания тесной взаимосвязи и соотношени...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1407588-1666187749.jpg)
Методическая разработка психологического занятия «Мы вместе»
На подростковом этапе, у учащихся с большой активностью происходит формирование самосознания и выработка собственной независимой оценки самого себя, что является...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/19/picture-1104804-1547927027.png)
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Туберкулез вчера, сегодня, завтра"
Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия на тему «Туберкулез вчера, сегодня, завтра» по итогам изучения студентами специальности Сестринское дело 34....