О важности Нейропсихологии в работе с дошкольниками.
консультация

Першина Татьяна Петровна

 Трудности в обучении, повышенная возбудимость, ранимость ребёнка -часто эти и другие особенности связаны с механизмом работы мозга и нервной системы. Справиться с этим детям помогают нейропсихологические методы, которые предполагают коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи).

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.

 Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

1 БЛОК мозга  - Энергетический

Нарушения в работе первого блока мозга могут проявляться в снижении уровня психической активности, быстрой истощаемости ребенка, проблемы с концентрацией внимания, плохо запоминают, вялые.

Таким детям необходима стимуляция активности, поднятия энергетического тонуса.

Комплексы нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включают в себя:

Дыхательные упражнения, Глазодвигательные упражнения, Нейрогимнастика, Растяжки ..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_neiropsihologiya_u_doshkolnikov.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Важность нейропсихологии для дошкольников».

 Трудности в обучении, повышенная возбудимость, ранимость ребёнка -часто эти и другие особенности связаны с механизмом работы мозга и нервной системы. Справиться с этим детям помогают нейропсихологические методы, которые предполагают коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи).

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.

 Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

1 БЛОК мозга  - Энергетический

Нарушения в работе первого блока мозга могут проявляться в снижении уровня психической активности, быстрой истощаемости ребенка, проблемы с концентрацией внимания, плохо запоминают, вялые.

Таким детям необходима стимуляция активности, поднятия энергетического тонуса.

Комплексы нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включают в себя:

Дыхательные упражнения

  • На занятиях мы учимся правильно дышать носом и осваиваем основные техники дыхания,   прежде всего это полное диафрагмальное  дыхание (сочетание брюшного и грудного дыхания) которое  наполняет кислородом все наши органы, мышцы и клетки тела, успокаивает нервную систему и укрепляет иммунитет .Начинать выполнять его лучше из положения лёжа, затем, сидя. Одну руку кладём на грудь другую на живот ,делаем вдох через носик и представляем  как в нашем животике начинает надуваться золотистый шарик, как он растёт, выдвигая живот вперёд, расширяя грудную клетку с помощью межрёберных мышц, приподнимает грудину и ключицу, наполняя воздухом верхушки лёгких(это всё вдох).На выдохе мы одним пальчиком делаем укольчик в животик и шарик начинает сдуваться , также медленно. Живот начинает втягиваться, рёбра, грудина, ключицы опускаться, выпуская воздух из верхушек лёгких. Следим, чтобы во время дыхания работала диафрагма  а, плечи не поднимались. И ребёнок не наклонялся вперёд.

Медленное, свободное диафрагмальное дыхание снижает уровень тревожности успокаивает нервную систему.

Когда диафрагма напряжена, мы не можем дышать полностью лёгкими, а это приводит к снижению скорости выведения токсинов, создаются предпосылки к частым инфекциям. Из- за напряжённой диафрагмы приходится дышать чаще, а это приводит к тревоге и стрессам.

Работа над дыханием улучшает ритмику всего организма, развивает самоконтроль.  

Существует несколько разновидностей дыхательных техник работы с детьми. Мы используем еще такое упражнение

КРОЛЬЧОНОК

  • Сядем поудобнее. Хорошенько выпрямим спину и шею, подбородок пусть чуть-чуть опустится к груди. Теперь сделаем 4-6 коротких, быстрых вдохов через нос – нос смешно морщится при каждом вдохе, как у кролика. Теперь выдохнем через рот одним длинным, плавным выдохом. Повторим 4 раза. Ну как, прибавилось сил у Крольчонка?
  • По мере того, как мы становимся сильнее и наше дыхание мощнее, будем увеличивать количество вдохов и удлинять выдохи!
  • Дыхание Крольчонка успокаивает и в то же время заряжает энергией                        . Быстрые последовательные вдохи обеспечивают моментальный приток кислорода в кровь – а значит, к мозгу.
  • После него мы чувствуем себя отдохнувшими и внимательными
  •  оптимальное сочетание для успешной учебы!    

  ДЫШАЩИЙ ДРАКОН

Сядем поудобнее в любое сидячее положение и положим ладони на живот. Делаем резкий шумный выдох через нос и толкаем живот ладонями внутрь к позвоночнику. Если мы понаблюдаем за выдохом, то почувствуем, как немного воздуха сразу
же входит в нос после такого резкого выдоха, автоматически и совершенно естественно. Значит, нам не нужно думать о вдохе – все внимание на выдох. Делаем 4-6 Драконьих выдохов - и отдыхаем, дышим как обычно, потом снова по-драконьи, постепенно добавляя количество выдохов. С практикой наше Драконье дыхание станет гораздо сильнее!

  • Это упражнение отлично укрепляет
    живот и всю область ,стимулирует выделительную систему и помогает
    при запорах. Если ребенок почувствовал головокружение
    – не волнуйтесь, это происходит потому, что легкие начинают получать больше кислорода чем обычно. Просто сделайте несколько обычных вдохов и выдохов и всё  пройдёт.

Вслед за дыхательными упражнениями приступаем к

Глазодвигательным упражнениям.

Глазодвигательные упражнения тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память) так -как они стимулируют работу мозолистого тела, которое   отвечает за межполушарное взаимодействие. Дети с хорошо развитым мозолистым телом успешны во всех областях.

Упражнение «Глаз – путешественник».

Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

Упражнение «Циферблат»  для старших дошкольников.

После этого упражнения можно сделать массаж ушных раковин. Начните сверху и, мягко нажимая, двигайтесь вниз к мочке уха, затем обратно.

Рисование «восьмёрок» по горизонтали и вертикале.

Затем приступаем к самомассажу ушных раковин и пальчиков, кистей рук, растираем ладошки .

Следующий этап занятия- это упражнения из нейрогимнастики

Нейроупражнения развивают все три блока мозга!

Улучшают мыслительную деятельность, повышают концентрацию внимания, улучшают память, развивают межполушарные связи.

Начинаем с простых упражнений, синхронно. Двумя руками, затем добавляем усложнения в виде ускорения темпа, хлопка, скороговорки и в последнюю очередь выполняем асинхронно.

Помним, что наш мозг не любит ничего нового и польза от этих упражнений лишь в процессе обучения, пока сложно.

Упражнения:

Тучка и Солнышко

Яблоко и Червяк

Класс и Фигушка

Классный заяц

Классная Лисица

Классная Коза

«Капитан»

Упражнения на мелкую моторику:

«Колечки» (привет-пока)

«Ребро . Кулак. Ладонь»

Упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковая. гимнастика

«Колечко»

Цель - развитие мозолистого тела.

Затем переходим к упражнениям для укрепления мышц спины, пресса и кора , прогибам  и растяжкам.

Растяжки – это система специальных упражнений, при выполнении которых в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения.

Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний  таких как гипотонуса (вялость)- или гипертонусов-повышенного двигательного беспокойства,  снятию мышечных зажимов.

Когда мыщцы  растягиваются и принимают нормальное  естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном ,спокойном  состоянии и о его готовности к познавательной работе.

Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.

 Есть много разных упражнений на растяжку из положения сидя, лёжа, на четвереньках . Такие как «Кошечка», «Черепашка», «Складочка»,   «Качалочка» , «Лодочка» и т.д.

  В конце занятия обязательно -релаксация. Чтобы дети смогли отдохнуть и набраться сил. Можно использовать приятную медитативную музыку .

2 БЛОК  Функциональный блок мозга является блоком приема, переработки и хранения исходящей извне информации.

 Работа соответствующих анализаторных систем позволяет нам видеть, слышать, а также запоминать и воспроизводить эту информацию, сопоставлять ее с предыдущим опытом.

Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.

Комплексы нейропсихологичекого сопровождения 2-го блока мозга включают в себя:

дыхательные упражнения,

глазодвигательные упражнения

упражнения на развитие межполушарного взаимодействия ,развития мозолистого тела

Нейрогимнастика ( упражнения для рук и всех частей тела, синхронные, асинхронные, перекрёстные)

Упражнения для развития памяти, концентрации внимания, креативного мышления (упражнения и игры  с мячом, «хлопки», музыкально-ритмические упражнения и игры)

Игры на развитие креативного мышления («как можно использовать стеклянную банку». Нужно придумать как можно больше разных вариантов.

Игра «Найди 10 различий» по двум картинкам

Игра «Дудлы»

Нейропсихологические (сенсомоторные) двигательные и игровые упражнения решают следующие задачи:

Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только).

Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

Развивается слуховое и зрительное внимание.

Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Для результативности развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

Упражнения проводятся по 10-15 минут.

Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков..

Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.

Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность и значимость кружковой работы с умственно отсталыми детьми

статья о кружковой работе в Волгодонском доме-интернате для умственно отсталых детей...

Игровые формы в работе с дошкольниками

Реферат на тему игровых подходов в работе с дошкольниками в музыкальной школе. Специфика работы с детьми дошкольного возраста . Рассмотрение конкретных примеров....

Рекомендации по работе с дошкольниками разных типов высшей нервной деятельности

Рекомендации помогут педагогу в работе с детьми разных типов ВНД...

Выступление на Межрегиональной конференции «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников: теория и практика» План-конспект обучающего занятия для дошкольников «Исто

В работе представлен План-конспект обучающего занятия для дошкольников «История дорог и транспорта», проведенного в рамках выступления на Межрегиональной конференции «Орган...

Важность правильной работы системы охлаждения для нормальной работы двигателя

В статье говорится о важности правильной работы системы охлаждения для нормальной работы двигателя....

Применение интеллект-карт в работе с дошкольниками

Методическая разработка может использоваться в работе с детьмистаршего дошкольного возраста воспитателем. Интеллектуальная карта –одна из современных образовательных методик, которая предлагает ...

Нейропсихология в образовательном процессе медицинского колледжа

Презентация адресована студентам медицинского колледжа. В презентации представлен теоретический материал и упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия.Данную презентацию мо...