Выступление на Межрегиональной конференции «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников: теория и практика» План-конспект обучающего занятия для дошкольников «Исто
учебно-методический материал

Славная Алина Яковлевна

В работе представлен План-конспект обучающего занятия для дошкольников «История дорог и транспорта», проведенного в рамках выступления на Межрегиональной конференции «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников: теория и практика» .

Цель:     Осуществить на закрытой от других участников дорожного движения площадке  имитацию городской дороги для наиболее полного погружения детей в дорожную ситуацию и развития у них навыков безопасного поведения на дороге 

 Задачи: 1. Выявить у ребят первоначальные навыки безопасного поведения на дороге.

2. Познакомить ребят  с историей возникновения транспорта,  понятиями дорога и ее элементы, понятие дорожного движения и участников дорожного движения.

3. Познакомить ребят с видами транспортных средств (механические и немеханические)

4. Отработать у ребят навыки движения в пределах дороги.

5. Развивать произвольное внимание.

6.Упражнять в умении анализировать дорожную ситуацию.

7. Воспитывать культуру взаимоотношений участников дорожного движения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межрегиональная конференция «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников: теория и практика» (из опыта работы Московского района Санкт-Петербурга)

План-конспект обучающего занятия для дошкольников «История дорог и транспорта»

Место проведения: ГБУ ДО ДДЮТ Московского района ИУЦ «Автоград» (закрытая учебная площадка – Автогородок)

Дата и время проведения: 6 июня 2016 г.

Продолжительность: 2 учебных часа (60 минут).

Ведущий: педагог дополнительного  ДД(Ю)Т  Московского р-на Славная А.Я. 

Цель:         Осуществить на закрытой от других участников дорожного движения площадке  имитацию городской дороги для наиболее полного погружения детей в дорожную ситуацию и развития у них навыков безопасного поведения на дороге  

 Задачи: 1. Выявить у ребят первоначальные навыки безопасного поведения на дороге.

2. Познакомить ребят  с историей возникновения транспорта,  понятиями дорога и ее элементы, понятие дорожного движения и участников дорожного движения.

3. Познакомить ребят с видами транспортных средств (механические и немеханические)

4. Отработать у ребят навыки движения в пределах дороги.

5. Развивать произвольное внимание.

6.Упражнять в умении анализировать дорожную ситуацию.

7. Воспитывать культуру взаимоотношений участников дорожного движения.

Материал:

1. Мобильный автогородок (веломобили, светофор, дорожные знаки и дорожная разметка)

2.Учебные пособия по Правилам дорожного движения . М.Л.Форштат

Методы и формы:

  • Беседа
  • Развивающие игры
  • Практическое вождение веломобилей

План занятия:

№ п/п

Блоки

Время, мин.

Техническое обеспечение

1.

Вводная часть: Знакомство с группой обучающихся. Игра: «Давайте познакомимся». Знакомство с ДДЮТ ИУЦ»Автоград». Разделение на группы.

5

Закрытая площадка Автогородка

2.

Основная часть

50

2.1.

Теоретическая

Дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры, дорожные объекты

2.1.1.

Викторина «Правила дорожного движения»: дорога и ее элементы, история ПДД, участники дорожного движения.

20

2.1.2.

Игра «Правостороннее и левостороннее движение». История появления право-и-левостороннего движения.

10

2.2.

Практическая:

Веломобили, дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры, дорожные объекты

2.2.1.

Игра «Из чего состоит веломобиль»

10

2.2.2.

Игра «Городская и загородная дорога». Движение по дороге пешеходов и водителей веломобилей.

10

3.

Заключительная часть: Закрепление и обобщение пройденного материала. Обеспечение безопасности каждого участника дорожного движения.

5

Закрытая площадка Автогородка

Приложение к плану занятия

1. Вводная часть: Знакомство с группой обучающихся. Игра: «Давайте познакомимся». Знакомство с ДДЮТ ИУЦ»Автоград». Разделение на группы. Тема и основные вопросы: история возникновения дорог,  понятия дорога и ее элементы, участники дорожного движения, виды транспортных средств, как безопасно двигаться по дороге.

                    2. Основная часть:

2.1. Теоретическая

2.1.1. Викторина «Правила дорожного движения». Закон о безопасности дорожного движения, дорога и ее элементы, виды дорог (городская и загородная дороги), история дорог, ПДД, участники дорожного движения (водитель, пешеход, пассажир).

2.1.2. Игра «Правостороннее и левостороннее движение». История появления право-и-левостороннего движения: движение путников, всадников и карет). Страны с право – и левосторонним движением. Правостороннее движение пешехода  и транспорта по дороге. Пешеходные переходы.

2.2. Практическая:

2.2.1. Игра «Из чего состоит веломобиль». Немеханическое транспортное средство – веломобиль. Основные агрегаты веломобиля: рулевое управление, стояночный тормоз. Техника безопасного управления веломобилем.

2.2.2. Игра «Городская и загородная дорога». Движение по дороге пешеходов и водителей веломобилей. Отработка навыков безопасного движения водителей и пешеходов по городской и загородной дорогам. Движение по нерегулируемому перекрестку. Пешеходный переход, преимущество пешехода.

3. Заключительная часть: Закрепление и обобщение пройденного материала. Обеспечение безопасности каждого участника дорожного движения.


Ход занятия «История дорог и транспорта»:

Вводная часть. 5 минут

Знакомство с группой обучающихся. Игра «Давайте познакомимся».

Педагог: Заранее подготавливает площадку для проведения занятия.

Приветствует ребят и знакомит с Дворцом детского (юношеского) творчества ИУЦ «Автоград». Представляется.

Педагог: Сегодня мы разберем, что является основой безопасного поведения на дороге, познакомимся с историей возникновения дорог,  понятиями дорога и ее элементы, определим, кто участвует в дорожном движении, узнаем, что является средствами технического регулирования дорожного движения,  познакомимся с видами транспортных средств и научимся правильно двигаться по дороге.

Педагог:        предлагает обучающимся разделиться на несколько групп по 5-7 человек.

Обучающиеся:         делятся на группы.

Педагог: предлагает каждой команде выбрать себе название и капитана каждой команды.

Обучающиеся: выбирают и располагаются на площадке в соответствии с выбранной командой.

Основная часть (теоретическая и практическая): 50 минут

Теоретическая: 30 минут

Педагог:        Ребята, что самое главное для каждого из нас, когда мы находимся на дороге? (безопасность)

Обучающиеся: работают группами, отвечают.

Педагог: На основании какого закон написаны Правила дорожного движения?

 (на основании Закона о безопасности дорожного движения РФ)

Обучающиеся: с помощью педагога отвечают

Педагог: В случае отсутствия верного ответа подводит обучающихся к ответу.

Педагог: Как вы думаете, что такое дорога? Для чего она нужна?

(Дорога – это полоса земли или поверхность искусственного сооружения, предназначенная для движения, по дороге двигаются транспортные средства и люди).

Обучающиеся: работая группами, отвечают: дорога нужна для движения транспортных средств.

Педагог: А кто еще, кроме транспортных средств двигается по дороге? (люди)

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: Как называются эти  люди? Кто участвует в дорожном движении?

( Водитель, пассажир и пешеход)

Обучающиеся: обсуждают группами и отвечают.

Педагог: А кто такой водитель? (человек, управляющий транспортным средством).

Обучающиеся: группами отвечают.

Педагог: выбирает наиболее точный ответ.

Педагог: А как называли раньше водителя? (шофер)

Обучающиеся: затрудняются дать правильный ответ.

Педагог: Шофер.

Педагог: А кто знает, из какого языка пришло к нам это слово и как оно переводится?

 (из французского, обозначает «кочегар»)

Обучающиеся: пытаются ответить на этот вопрос, педагог им помогает.

Педагог: в случае отсутствия верного ответа, сам отвечает на этот вопрос. А кто такие кочегары? (люди, которые топят печь)

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: выбирает наиболее верный ответ.

А почему кочегара называли шофером или водителем?

 (Первые автомобили появились во Франции в 1769 году и они двигались на пару. Тот, кто кидал угли в печь и приводил в движение транспортное средство. Но на сегодняшний день это понятие устарело, так как паровых автомобилей сейчас нет).

Педагог: А кто еще находится в транспортном средстве, но им не управляет? (пассажир)

Обучающиеся: дают верный ответ.

Педагог: обсуждает с обучающимися, где находится пассажир в легковом автомобиле, как перевозят детей до 12 лет ( пассажир может находиться, как спереди, так и сзади в автомобиле, но должен быть пристегнут типовым ремнем безопасности. Дети до 12 лет должны находиться в специальных детских удерживающих устройствах, соответствующих росту и весу ребенка).

Обучающиеся: отвечают и обсуждают с педагогом наличие таких устройств в своих автомобилях.

Педагог: Кто еще двигается по дороге, уже вне транспортного средства? (пешеход).

Обучающиеся: быстро дают ответ.

Педагог: А кто из участников дорожного движения несет ответственность за несоблюдение относящихся к ним требований правил дорожного движения?

(все участники дорожного движения: водитель, пешеход и пассажир)

Обучающиеся: с помощью педагога отвечают.

Педагог: обсуждает с ребятами историю появления первых дорог.

Как давно появилась первая дорога? Предлагает варианты ответов (10 лет, сотни, сотни тысяч лет назад). Верный ответ: сотни тысяч лет назад.

Обучающиеся: работая командами выбирают вариант ответа.

 Педагог: А откуда появились первые дороги?

(Точного ответа нет, но человек, еще не умея сам прокладывать дороги использовал для своих перекочевок речные долины, а также тропы, проложенные дикими животными.)

Обучающиеся: пытаются дать правильный ответ и с помощью педагога, отвечают.

Педагог: обсуждает с ребятами, какие животные проложили первые дороги в Америке (стада бизонов), пустынях Аравии (верблюды), в Африке (слоны).

Обучающиеся: командами с помощью педагога, отвечают.

Педагог: рассказывает, что на Руси первые мощеные бревнами и камнем дороги появились в 8-9 веках, во Франции – в 14 веке, а в Англии – в 15.

Педагог: рассказывает, что еще во времена конных экипажей, дорогу поделили между пешеходами и экипажами, в СПб это произошло 300 лет назад, а спустя 70 лет во Франции этот участок назвали тротуаром (французское слово, обозначающее «топтать»).

Педагог: А знаете ли вы, какое у нас в России движение? Правосторонее или левостороннее? (правостороннее)

Обучающиеся: не сразу, но дают правильный ответ.

Педагог: А в чем принцип правостороннего движения?

 (все транспортные средства придерживаются при движении правой стороны. Пешеходы тоже придерживаются этого принципа.)

Обучающиеся: с помощью педагога, отвечают.

Педагог: А в каких странах сохранился принцип левостороннего движения?

 (Англия, Япония, Кипр и т.п.)

Педагог: предлагает обучающимся поиграть в игру «Правостороннее и левостороннее движение».

Педагог: А какие вы знаете дороги в зависимости от скоростного режима? (автомагистрали, дороги вне населенных пунктов (загородные) дороги в населенных пунктах (городские).

Обучающиеся: отвечают группами с помощью педагога .

Педагог: А в чем особенности скоростного движения на этих дорогах? (Максимальная скорость движения по автомагистрали -110 км/час, вне населенных пунктов -90 км/час, в населенных пунктах – 60 км/час).

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: А какие вы знаете элементы городской дороги? 

(проезжая часть, разделительная полоса, поребрик, тротуар, пешеходный переход, трамвайные пути).

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: А для чего нужен каждый элемент? 

(проезжая часть – для движения безрельсовых транспортны средств, трамвайные пути – для движения трамваев, разделительная полоса – для разделения проезжих частей, пешеходный переход – для пересечения пешеходами проезжей части, тротуар – для движения пешеходов, поребрик – для отделения тротуара от проезжей части.)

Обучающиеся: с помощью педагога дают правильный ответ.

Педагог: А какие вы знаете элементы загородной дороги?

 (проезжая часть, обочина , кювет).

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: Для чего нужен каждый элемент? (обочина – для движения и остановки транспорта, кювет (с французского «емкость для сбора воды» -для отвода воды с поверхности дороги)

Обучающиеся: с помощью педагога отвечают.

Педагог: Как двигается пешеход по обочине? (лицом навстречу движению транспортных средств).

Обучающиеся: быстро дают правильный ответ.

Педагог: Для чего нам необходимо знать части дороги? (для безопасного нахождения на дороге).

Обучающиеся: с помощью педагога дают наиболее точный ответ.

Практическая часть: 20 минут

Педагог: Давайте поиграем в игру «Городская и загородная дорога»

Обучающиеся: вместе с педагогом разбирают правила безопасного передвижения по дороге.

Педагог: А какие вы знаете виды транспортных средств? (механические и немеханические)

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: А в чем разница этих транспортных средств?

 (механические приводятся в движение с помощью двигателя объемом более 50куб.см, а немеханические – мускульной силой людей (велосипед) или двигателем, объемом не более 50 куб.см(мопед).

Обучающиеся: дают ответ, не всегда правильный.

Педагог: помогает наводящими вопросами прийти к верном ответу.

Педагог:  По каким элементам дороги двигаются механические транспортные средства? (безрельсовые механические – по проезжей части, трамваи – по трамвайным путям, велосипеды и мопеды – по велосипедной дорожке или, при ее отсутствии – по правому краю проезжей части).

Обучающиеся:  отвечают группами.

Педагог: Вы уже знаете, как двигаются транспортные средства и пешеходы, а теперь вы сами станете водителями и пешеходами и научитесь безопасно двигаться по дороге. Начнем с водителей. Сегодня вы научитесь управлять веломобилем. Давайте познакомимся с этим транспортным средством: основными агрегатами и правилами безопасного управления веломобилем.

Показывает веломобиль и задает вопрос: Как вы думаете, это механическое или немеханическое транспортное средство? (немеханическое)

Обучающиеся: отвечают с помощью преподавателя.

Педагог: Правильно. Это немеханическое транспортное средство, у него нет двигателя и оно приводится в движение вашей мускульной силой (вы крутите педали вперед и веломобиль едет вперед, крутите назад – он едет назад). Показывает.

Обучающиеся: внимательно смотрят и слушают.

Педагог: А какие основные агрегаты у веломобиля и для чего они нужны? (Рулевое управление – руль задает направление движения веломобиля и удерживает его движение в заданном направлении, при повороте руля сперва поворачиваются направляющие передние колеса, затем задние и весь веломобиль. Тормозная система – стояночный тормоз, расположенный справа, необходим для остановки веломобиля.)

Обучающиеся: отвечают с помощью преподавателя.

Педагог: А теперь прослушайте правила безопасного поведения на площадке и управления веломобилем: Во время движения веломобиля все находятся на тротуаре. Выходим на проезжую часть только после полной остановки веломобиля. Выйдя на проезжую часть водитель с левой стороны подходит к веломобилю, садится, подстраивает сидение, кладет руки на руль, проверяет работу стояночного тормоза, подняв его до упора  и готовится к движению. По команде педагога приступает к движению, двигаясь только по правой стороне своей полосы вдоль поребрика – правостороннее движение).

Обучающиеся: внимательно слушают, смотрят, запоминают и готовятся повторить.

Педагог: А как двигаются пешеходы? (по тротуару с правой стороны).

 Обучающиеся: отвечают, педагог, при необходимости, их поправляет.

Педагог: А как и где пешеход переходит дорогу? (по пешеходным переходам регулируемым и нерегулируемым, обозначенным знаками и разметкой).

Обучающиеся: отвечают.

Педагог: А кто должен уступить дорогу на нерегулируемом пешеходном переходе? (водитель).

Обучающиеся: отвечают.

Педагог: Может ли пешеход выходить на проезжую часть, не убедившись, что его пропускают? (Нет).

Обучающиеся: правильно отвечают. При необходимости, педагог поправляет их.

Педагог: А теперь рассмотрим дорожную ситуацию (при неработающих светофорах).

Обучающиеся: на веломобилях и пешком двигаются по заданному педагогом маршруту.

Заключительная часть:  5 минут

Закрепление и общение пройденного материала.

Педагог: подводит итоги занятия, определяет по количеству правильны ответов (набранных баллов) победившую команду.

        Сегодня мы с вами узнали, что дорога необходима каждому участнику движения для безопасного передвижения по ней, вы узнали, какие элементы дороги необходимы для каждого из участника дорожного движения, научились безопасно двигаться по дороге в качестве водителя веломобиля и пешехода. Вы знаете, какие виды транспортных средств двигаются по дороге. В дальнейшем, вы продолжите изучение правил дорожного движения, но уже сегодня, вы убедились в необходимости хорошего знания и выполнения всех правил, необходимых для безопасности нашей жизни на дороге.

Игра-разминка «Правостороннее и левостороннее движение»

Цель: Дать представление о принципах право- и левостороннего движения.

Правила игры:

Дети должны выбрать действия из двух предложенных педагогом.

Ход игры:

1. Педагог выбирает двух участников дорожного движения и отправляет их в Средневнековье, предлагая одну из предположительных версий возникновения принципа правостороннего движения. Участникам движение предлагается представить себя рыцарями. Рыцари берут в правые руки копья, а в левые – щиты. Двигаясь навстречу друг другу, не зная намерений друг друга, рыцари прикрываются щитами  и разъезжаются левыми боками ( то есть щитами). Копья остаются в правых руках на случай внезапного нападения одного из участников движения.

Преподаватель, в заключении игры, комментируя, сообщает о удобстве использования этого принципа и в наши дни.

2. Педагог отправляет ребят в Англию, в период развития  морского пароходства.

Английское морское пароходство огласило принцип безопасного движения пароходов: пароходы разъезжаются «по ходу движения солнца. Солнце встает на востоке и заходит на западе.

Выбирается два участника движения и наглядно демонстрируют принцип разъезда двух пароходов (принцип левостороннего движения).

В заключении игры, преподаватель подводит итоги: в каких странах используется принцип правостороннего движения, а в каких – левостороннего.

Игры – разминки:

 «Дорога и ее элементы». « Городская и загородная дорога».

Цель: Закрепить у обучающихся понятия «городская» и «загородная» дороги. Дать навыки движения в качестве водителей и пешеходов.

Правила игры:

Детям предлагается с использованием автогородка правильно выбрать действия  соответственно дорожной ситуации на загородной и городской дорогев качестве  водителя велосипеда, веломобиля и пешехода.

Ход игры:

 Разбирается  городская дорога: проезжать часть, тротуар, поребрик, линии разметки и пешеходный переход; средства технического регулирования дорожного движения - дорожные знаки;  средства регулирования движения  (светофор, работающий в нормальном режиме и регулировщик).

Преподаватель напоминает обучающимся основные элементы городской дороги: проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, поребрик.

Вызывается 2 участника дорожного движения в качестве пешеходов и два участника движения в качестве водителей.

Разбирается конструкция веломобиля. Общее и отличие веломобиля от велосипеда, механического транспортного средства. Органы управления веломобилем. Правила безопасного движения на веломобиле.

Обучающиеся самостоятельно передвигаются по площадке, имитирующей городскую дорогу на веломобиле. 

Используя принцип правостороннего движения, водители и пешеходы, не мешая друг другу, двигаются по макету городской дороги.

Дается задача: прямолинейное движения по элементу дороги, предназначенному для движения каждого их участника, разворот и движение в обратном направлении.

Отрабатываются задачи движения пешеходов и транспортных средств через регулируемый и нерегулируемый пешеходный переходы.

Разбирается перекресток и отрабатываются навыки безопасного движения через регулируемый и нерегулируемый перекресток.

Одновременно разбираются различные дорожные ситуации.

Разбирается загородная дорога.

Повторяются основные элементы загородной дороги: проезжая часть, обочина и кювет.

Два водителя и два пешехода отрабатывают безопасные навыки движения по загородной дороге в светлое и темное время суток, использую принцип правостороннего движения. При движении по обочине идут с левой стороны лицом навстречу транспорту.Дается та же задача, что и на городской дороге: движение в прямом направлении, разворот и движение в обратном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» для занятий с воспитанниками летнего лагеря МБУДОД ЦВР "Радуга"

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся в условиях нахождения в летнем лагере детей МБУДОД ЦВР «Радуга». Программа раз...

Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся начальной и средней школы, разработана в рамках Федерального закона № 196-ФЗ о...

профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

В материалах содержатся рекомендации по  организации работы с детьми  в школе по профилактике детского травматизма...

профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Рекомендации по  организации  профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для работы педагогов начальной школыОбеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цив...

Сценарий КВЕСТА «Дорога без опасности» из цикла мероприятий по безопасности детского дорожного транспортного травматизма «Дорожный марафон»

Методическая разработкаСценарий КВЕСТА «Дорога без опасности» из цикла мероприятийпо безопасности детского дорожного транспортного травматизма«Дорожный марафон»Цель - проф...

Выступление на ГУМО «Особенности организации и проведения профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения в Московском районе СПб» План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход»

В работе представлен План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход», проведенного в рамках выступления на ГУМО «Особенности о...