профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
методическая разработка на тему

Томберг Светлана Евгеньевна

В материалах содержатся рекомендации по  организации работы с детьми  в школе по профилактике детского травматизма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр Петродворцового района

Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»

Методические рекомендации

по проведению

работы по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учереждении

       

                     

 Коллектив авторов:

Смирнова Татьяна Евгеньевна,

 педагог дополнительного образования; Томберг Светлана Евгеньевна,

 педагог дополнительного образования, Ружицкая Анна Владимировна,

педагог-организатор

Санкт-Петербург

                                                      2015 учебный год

Мы с вами в ответе за жизнь каждого ребенка. Безопасность детей – прежде всего забота взрослых.  Спасая маленьких граждан, мы заботимся о будущем. Это мы должны научить детей безопасному поведению на дорогах. Уберечь от дорожно-транспортных происшествий.

Данные методические рекомендации предназначены для ответственных за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в любом образовательном учреждении (для заместителей директора, методистов, учителей, учителей ОБЖ, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования).

 Методические рекомендации помогут облегчить работу и получить результат. Результат - это снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей в районе.

Рекомендации составлены на базе опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которая ведется уже более десяти лет на базе ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ».

Методические рекомендации разработаны коллективом авторов:

Смирнова Т.Е., педагог дополнительного образования, ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», контактный телефон: 8- 905-232-12-16;

Томберг С.Е., педагог дополнительного образования, ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», 8-911-799-76-32;

Ружицкая А.В., педагог-организатор, ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», 8-921-334-76-20.

Содержание:

  • Пояснительная записка                                                                                    
  • Содержание
  • 1.Организация работы

  • 2.Обязательные мероприятия

  • 3.Традиционные формы и методы работы

  • 4. Технологии использования  материалов  краеведения в работе  по ПДДТТ                        
  • 5.Фиксация  результатов. Примеры диагностики                                                                                                    

             3.Приложения                                                                                                      

Сокращения:

ПДД-правила дорожного движения

ПДДТТ – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

ДТП – дорожно-транспортное происшествие

РОЦ БДД – районный опорный центр безопасности дорожного движения

ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения

УВД – управление внутренних дел

ОУ – образовательное учреждение

Пояснительная записка.

Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в образовательных учреждениях образования. Ребенок должен усвоить основные правила дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге. ПДД в школе – это довольно большой комплекс мер, которые включают в себя как теоретические знания, так и практические мероприятия, направленные на выявление пробелов в знаниях по правилам дорожного движения. 

Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах по статистике -  являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП). Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ). Это актуально для всей системы образования, которая включает в себя и дошкольные образовательные учреждения, и средние образовательные учреждения.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету:

 Зарубежные экономисты подсчитали, что профилактическая работа с детьми по изучению правил дорожного движения экономически выгодна: на каждую вложенную единицу - в будущем четыре единицы прибыли. Это значит, что потом не придётся тратить средства на покрытие расходов по лечению людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, на восстановление послеаварийной техники, дорожного полотна и оборудования.

 Единственное, что может спасти ребенка на дороге - это вера в «запретительные» свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить - взрослый человек. И единственным способом – личным примером.

Основными причинами ДТП, по статистике Петродворцового района Санкт - Петербурга совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, пострадавших в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.  Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика ДДТТ, являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.

Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов движения, но и необходимых разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников дорожного движения – пешеходов, пассажиров, водителей.

Так как сегодняшние водители-нарушители - это вчерашние невоспитанные дети, необученные пешеходы.

Нам всем дороги дети, за жизнь и здоровье которых мы отвечаем. Жизнь и здоровье детей - не повод для проявления формализма и беспечности взрослых, когда речь идёт о безопасности школьников на дорогах, о формировании культуры поведения подрастающего поколения.

Данные методические рекомендации необходимы для создания в образовательных учреждениях устойчивой методической базы для обучения детей правилам дорожного движения с целью снижения уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей.

 Обучение правилам дорожного движения должно носить систематический характер, с постоянно обновляющимися методиками обучения.

В данных методических рекомендациях мы предлагаем для сотрудников образовательных учреждений: инструкции ответственных за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; планы работ на год и месяц, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; перечень документации; методы организации работы; описание содержания уголков по правилам дорожного движения; описание содержания кабинетов по пдд;

Данные методические рекомендации должны способствовать систематизации непрерывного процесса обучения в образовательных учреждениях, которые построены по принципу «от начальных базовых знаний до сформированных умений и навыков безопасного поведения на дороге».

 Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении включает в себя не только работу с обучающимися, но и непрерывную работу с родителями, что способствует повышению наглядности собственного примера родителя для ребенка на дороге.

Новизна данных методических рекомендаций заключается в том, что данное направление работы относительно ново и сама работа, и методы ее организации совершенствуются с полученным опытом, с совершенствованием системы обучения правилам дорожного движения, с актуализацией данного направления работы в районе.

Методические рекомендации применяются при работе в образовательных учреждениях района по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Содержание.

  1. Организация работы по ПДДТТ.

Работа по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма начинается с приказа о назначении ответственного лица за работу по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в образовательном учреждении. (Приложение1)

Следующим шагом для верно построенной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ПДДТТ),  планирование работы на год по учреждению и на более конкретизированный ежемесячный план. (Приложение 2)

Все выше изложенные документы представляются в опорный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, (далее -  РОЦ БДД) для дальнейшего сотрудничества.

 Далее проводится совещание ответственных, где им предлагаются инструкции (Приложение 3), рекомендуемые документы, которые находятся на базе опорного центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (Приложение 4).

  1. Обязательные  мероприятия

  Существует ряд мероприятий, по направленности, которые, обязательны при планировании работы по ПДДТТ:

  • 4 раза в год проводится акция «Внимание, дети!»

Акция проводится в преддверии каникул, и в начале учебного года. Перед началом проведения акции образовательные учреждения присылают планы работы, а после окончания проведения акции - отчеты о проведении.

  • В феврале проводится месячник по ПДДТТ, перед его проведением присылаются планы работы на это время, и после высылается отчет о его проведении.

3. Формы и методы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:

В планах работы на год указываются темы бесед по правилам дорожного движения. Для помощи педагогу можно использовать памятки. Данные беседы включаются в любой момент урока (занятия). (Приложение 5)

Предлагаем несколько примеров игровой деятельности по правилам дорожного движения. А именно: дидактическую игру, игру-упражнение, ролевые игры - как лучшие формы игр на занятиях при объяснении любой темы по правилам дорожного движения.

Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, социально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Игра-упражнение, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести на улицах и дорогах.

Ролевая игра, она в носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. (Приложение 6)

Еще одним и не последним является экскурсия (наблюдение). Экскурсия – проводится для ознакомления с дорожной средой и закреплением учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание на опасные места вокруг школы (детского сада), объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д. (Приложение 7)

  1. Технологии использования  материалов  краеведения в работе по БДД

Не секрет, что работа по  профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  суховата по своему содержанию и заключена  в жесткие рамки  « Правил дорожного  движения»Чтобы максимально  приблизить   обучение  к реальной жизни, показать на практических примерах межпредметные связи, поможет использование материалов краеведения. Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании  системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее в ходе изучения материалов  по пдд.

В основу этой идеи легли следующие принципы:

1. Принцип историзма

Он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни)

2. Принцип гуманизации

Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера.

3. Принцип дифференциации

Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями города сочетаю разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности

Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с Тирасполем практически нет. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

6. Принцип развивающего обучения

Использовать в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации в сложных ситуациях по ПДДТ.

Работа по этим направлениям может  быть разбита на пять этапов:

информационный; технологический; -организационный; -практический; -результативный.

Таблица 1 - Методы ознакомления детей с окружающей деятельностью

Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова)

Методы повышения эмоциональной активности (С.А. Козлова)

Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности (С.А.Козлова)

Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьяков)

Методы ТРИЗ

Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экс-периментирова-ние и опыты.

Игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка.

Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное планирование; использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность.

Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);

прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее);

игровые примеры;

юмор, шутка; детское экс-перементи-ро-вание;

проблемные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения.

     

Метод проб и ошибок (МП и О);

метод протии-воречий; метод морфологического анализа (МА); метод фокальных объектов; метод мозгового штурма; метод синекси-ки;

метод контрольных вопросов; оператор РВС; системный оператор (СО); ресурсы; моделирование

                                                      Примеры занятий по ПДД

Дорога и ее элементы

Занятие №1

История города. Элементы дороги

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории родного города, чувство любви и патриотизма Познакомиться с дорогами в городе

Занятие № 2 Виды  светофоров

Улицы родного города Цель: познакомить детей с названиями улиц города, с названием улицы, где живут; рассказать, в честь кого названы улицы. Рассмотреть  светофоры

Занятие № 3 Вводное занятие. Край, в кором я живу

Знакомство с государственной символикой города

Цель: познакомить детей с государственными символами города: флагом, гербом, мелодией гимна. Раскрыть значение государственных символов. О труде людей. Сравнение – дорожные знаки- символы

Занятие № 4 Виды транспорта. Наблюдение, Сюжетно- ролевые игры

Цель: познакомить детей с трудом людей работающих на транспорте (пассажирском и грузовом).

Занятие № 5» Регулирование движения

Цель: познакомить детей с профессией регулировщика

Приложение

Анкета для детей «Что ты знаешь о своем городе?»

1. Как называется наша страна?

2. Как называется город, в котором ты живешь?

3. Кто основал наш город?

4. Сколько городу лет?

5. Какие главные улицы и площади ты знаешь?

6. Как называется улица, которой ты живешь? Почему она так называется?

7. Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?

8. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?

9. Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

10. Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?

Анкета для родителей «Наш город»

1.Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу?

2.Как проявляется этот интерес?

3.Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т.д.)?

4.Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?

5.Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?

6.Какую помощь Вы хотели бы получить от школы по данному вопросу.

Экскурсия в городской краеведческий музей.

Экскурсия к железнодорожному вокзалу.

Посещение Детской городской библиотеки.

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в городе.

Рисование: «Что больше всего запомнилось с экскурсии»

Экскурсии по улицам города:

Советская, Лермонтова, Пушкина,

Карбышева и др.

Сюжетно- ролевая игра «Почта»

(название адреса дома, школы

сада). Экскурсия  « Работа  регулировщика»

Краеведение - неисчерпаемый материал для интегрированного обучения, воспитания и в коррекционной работы с детьми. Несомненно, каждый учитель использует этот материал в своей работе. Но, чаще, к теме краеведения, истории города мы обращаемся перед историческими праздниками. Если занятия по краеведению не проводятся систематически, - конечно, полученные знания забываются детьми. Особенно быстро забывают дети, имеющие ОНР. Наиболее эффективное изучение материалов краеведения в коррекционной работе с дошкольниками и младшими школьниками - это систематическое обращение к истории родного города. Если посмотреть с этой точки зрения на план работы учителя (воспитателя, учителя-логопеда), можно увидеть, что практически любая тема совместима с материалами краеведения. Уделяя исторической теме несколько минут два-три раза в неделю, к концу учебного года, ребенок получает необходимую систему знаний.

Вот несколько видов работ для использования в интегрированных занятиях с детьми

.Развитие мелкой моторики.

"Бордюр". Предварительная подготовка: Выбираем наиболее простые орнаменты из краеведческого материала. Например: зубчатое украшение башни, фрагмент ограды или решетки мостика, фрагмент орнамента народной вышивки и т.д. Задание: Один из фрагментов орнамента, как образец будущего рисунка, предлагаем рассмотреть детям (Рисунок 6). Затем показываем 2-3 иллюстрации краеведческого материала, в одном из которых есть этот фрагмент (Рисунок 7). Дети выбирают нужную картинку. Можно перевести цвет фрагмента из белого - в черный или серый для удобства рисования (Рисунок 8). В подготовительной группе - дети дают название исторического материала. Выполняются рисунки самостоятельно или помощью шаблонов, словесных описаний учителя.

http://festival.1september.ru/articles/622086/6.jpg

Рис. 6

http://festival.1september.ru/articles/622086/7.jpg

Рис. 7

http://festival.1september.ru/articles/622086/8.jpg

Рис. 8

Сложить целую картинку из 3-5 частей. (Разрезаются картинки без изображения людей и животных, например: чаша, колокол, башня).

Обвести предмет по точкам. Узнать его.

Работа над звукопроизношением.

Использовать слова краеведческого материала для автоматизации звуков. Сначала необходимо выписать все слова по краеведению. Затем выбрать слова на определенный звук (в начале слова, в середине, в конце). Составить простые, сложные предложения, рассказ.

Полученный материал очень эффективен для автоматизации звуков. Все слова знакомы ребенку и понятные для восприятия. Распространенные скороговорки (например, о Саше, шоссе и сушках), оказываются менее эффективными, чем стихотворение местного поэта с таким же набором актуальных звуков.

Таким образом, используя краеведческие материалы в интегрированных занятиях с детьми, можно придумать разнообразные коррекционные виды работ на всех занятиях. Предложенные мною виды работ, возможно, станут полезными для педагогов любого города нашей страны.


Изучение лексических тем

В каждой лексической теме можно отразить местный исторический материал. При изучении темы "Сезонные особенности дороги", можно показать исторические события в городе в это время года, фольклорный материал, картины местных авторов и другие произведения искусства.

Во время изучения тем о домашних и диких животных, птицах, деревьях и растениях, об урожае (овощи, фрукты, ягоды, грибы) - нужно использовать материалы Красной книги данного региона и местные легенды. Рассмотреть возможную связь изучаемой темы с названиями рек, озер, районов города, улиц.

При изучении темы "Профессии" обращаем внимание детей на особые профессии города, района в современной жизни и в прошлом. Например, в городе или районе, где профессия ткач, сталевар, шахтёр, тракторист - массовая, эта тема постоянно окружает ребенка и наиболее ему понятна.  По теме БДД  сравнение- сколько городовых было раньше в Петергофе- сколько сейчас. Изучение такой темы в историческом прошлом, ( в доступной форме), интересно ребенку, т.к. она близко соприкасается с историей семьи, города. Большую помощь здесь могут оказать родители.

5.Фиксация результатов

Для фиксации результатов полученных знаний в течение учебного года ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» проводит ряд традиционных массовых мероприятий по ПДДТТ:

 «Красный, желтый, зеленый» для обучающихся третьих классов. Игра – соревнование направлена на формирование навыков безопасного движения, теоретических знаний по правилам дорожного движения. Игра проводится в форме игры-соревнования по станциям.

«Безопасное колесо» для обучающихся четвертых классов. Соревнование, районный этап городских соревнований, направлены на выявление уровня теоретических и практических знаний по правилам дорожного движения.

«Светофория» для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Направлена на закрепление знаний по правилам дорожного движения.

Этап «Велофигурка» в рамках оборонно-спортивной игры «Зарница» для обучающихся средних и старших классов, с целью проверки умений вождения велосипеда.

Районный конкурс «Дорога и мы» в рамках городского открытого конкурса детского творчества «Дорога и мы», проводится сбор материалов для предоставления на городской конкурс. (Приложение 8)

К данным методическим рекомендациям, прикладывается примерный перечень мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (Приложение 9), примерный перечень материалов, располагаемых на стендах (уголках) по правилам дорожного движения (Приложение 10).

Приложение 1

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение ______________________________________________________

(название образовательного учреждения, № ОУ)

ПРИКАЗ

Дата                                                                                                                                                №

«Об организации работы по

профилактике детского

дорожно-транспортного

травматизма»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Назначить ответственной за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ____________________________________.

                                                                            (ФИО полностью, должность)

Директор школы

С приказом ознакомлен

 Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ______________________________

____________________________________________

«___» ______________  201_ г.

ПЛАН РАБОТЫ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ И БДД НА ______________ УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Содержание работы

Методическая работа

Сроки

Ответственные

Ответственный за организацию работы

 по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма                                    ___________________________

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

 на  _________________ месяц

Дата, время

Наименование мероприятия

Краткое содержание

Ответственный

Участники

взрослые

дети

Ответственный за организацию работы

 по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма                                    ___________________________

Приложение № 3

ИНСТРУКЦИЯ

лицу ответственному за работу по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ)

в образовательном учреждении

Ответственное лицо назначается приказом директора образовательного учреждения перед началом учебного года и работает под непосредственным руководством директора в контакте с завучем и заместителем директора по воспитательной работе.

Задача ответственного лица — организация работы по предупреждению ДДТТ среди учащихся.

1. В своей работе ответственное лицо руководствуется Законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», основополагающими положениями «Правил дорожного движения Российской Федерации», приказами, инструкциями и другими соответствующими документами.

2. В обязанности ответственного лица входит:

2.1.Организация плановой учебной и воспитательной работы с учащимися;

2.2.Осуществление систематического контроля за выполнением учебной Программы по «Правилам дорожного движения» (ПДД) и воспитательных мероприятий в соответствии с планом учреждения по профилактике ДДТТ;

2.3.Участвует в составлении плана учреждения по разделу «Профилактика ДДТТ»;

2.4.Участвует в организации методической работы по тематике «Профилактика ДДТТ и БДД» с педагогами и контролирует ее;

2.5. Участвует в организации работы по профилактике ДДТТ и БДД с родителями (законными представителями);

2.6.Осуществляет постоянные рабочие контакты с районной ГИБДД, ЦДТТ «Город Мастеров»;

2.7.Участвует в создании и оборудовании кабинета и уголков по ПДД, специальной площадки для практических занятий и информационных уголков по безопасности движения;

2.8.Участвует в разработке безопасных путей движения учащихся в микрорайоне учреждения, в создании соответствующей схемы;

2.9.Контролирует работу по постоянному обновлению ин
формации по БДД и схемы безопасного движения учащихся в
микрорайоне учреждения;

2.10.При участии учащихся в различных мероприятиях, связанных с их передвижением по городу, принимает меры по предупреждению ДТП, контролирует (или проводит) инструктажи по безопасности движения учащихся группами и в транспорте.

3.Ответственное лицо представляет учреждение в местных государственных и общественных организациях по вопросам обучения учащихся ПДД и обеспечения их безопасности в дорожном движении.

4.Вся работа учреждения по вопросам безопасности движения проводится по утвержденному годовому и месячным планам. Проект плана мероприятий должен быть предварительно рассмотрен на педсовете школы.

О выполнении плана мероприятий по предупреждению ДДТТ ответственное лицо регулярно информирует директора учреждения. Отчеты о выполнении плана направляет в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Приложение 4

Перечень Законов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по профилактике, предупреждению ДДТТ и пропаганде БДД:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании» с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12.06.95 г., одобренными Советом Федерации 05.01.96 г.;
  • Федеральный закон РФ от 10.12.95 г. №196-ФЗ (с изменениями от 02.03.99 г., от

25.04.02 г., от 10.01.03 г., от 22.08.04 г.) «О безопасности дорожного движения»;

  • Федеральный закон РФ от21.05.99 г. № 120-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.01.01 г., от 07.07.03 г. №111-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»;
  • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 году»
  • «Правила дорожного движения Российской Федерации», утвержденные

постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.93 г. №1090; с изменениями согласно постановлению Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 767и от 28.02.2006 г. № 109; №84 от 16.02 2008 г.

  • Приказ Министерства образования от 09.07.96 г. №354 «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»;
  • Приказ МВД России от 02.12.03 г. № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации по пропаганде дорожного движения»;
  • Приказ МВД РФ от 02.07.02 № 627 «О совершенствовании деятельности ГИБДД и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения мерах»
  • Распоряжение Комитета по образованию от 26.11.04 г., №506 - р «Об усилении ответственности руководителей образовательных учреждений при организации

туристско-экскурсионных перевозок детей»;

  • Распоряжение Комитета по образованию № 986 от12.06.07 «Об организации деятельности образовательных рождений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дороже паспортного травматизма»
  • Распоряжение Комитета по образованию от 12 апреля 2006 года № 335-р «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского  дорожно-транспортного травматизма»
  • Информационно-методическое письмо Комитета по образованию «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» от 03.12.2008 № 04- 5389/08
  • Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, от 21.09.06 г.;
  • Порядок направления заявок на сопровождение транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции: при организованных перевозках групп детей и учащихся. (Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга (От 21.04.08),

Комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области (24.02.08), Главного Управления внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (17.04.08);

  • Ежегодные распоряжения, приказы, указания, информационно-методические письма Комитета по образованию и УГИБДД УВД.
  • Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними нарушителями норм и правил в сфере безопасности дорожного движения (в соответствии со ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.05.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними».

Перечень необходимых документов для ответственных за профилактику ДДТТ и БДД в образовательных учреждениях

1.        Нормативно-правовые документы Федерального, регионального и городского уровней, регламентирующих деятельность образовательных учреждений по профилактике ДДТТ и БДД.

2.        Нормативные документы образовательного учреждения, регламентирующие учебно-воспитательную и внешкольную работу по профилактике ДДТТ:

2.1.        Инструкции:

•Инструкции по охране труда при проведении внешкольных мероприятий;

  • Инструкция для педагогических работников ОУ по предупреждению ДТТ с
    обучающимися и воспитанниками;
  • Инструкция для ответственного за работу по профилактике ДДТТ в ОУ;
  • Журналы инструктажа на рабочем месте;
  • Журналы проведения инструктажей с учащимися

2.2.        Приказы и другая документация:

  • Выписка из приказа о назначении ответственного за профилактику ДДТТ в
    образовательном учреждении;
  • Приказы о возложении ответственности за жизнь и здоровье учащихся при проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций (внешкольных мероприятий);
  • Заявки на разрешение проведения внешкольных мероприятий;

•Лист учета нарушений ПДД детьми с последующей отработкой карточек нарушений

ПДД детьми, копии справок о проделанной работе, предоставляемых в ОГИБДД;

•        Лист учета ДТП с учащимися, копии справок о проделанной работе, предоставляемых в ОГИБДД;

•        Договора о совместном и безвозмездном сотрудничестве школы и районного опорного учреждения по оказанию образовательных услуг по БДД;  

•        Договора или другая документация по сотрудничеству с общественными или другими организациями по профилактике ДДТТ;

3.        Организационно-методическая документация по профилактике ДДТТ в ОУ

3.1.        Планирование:

  • План работы по профилактике ДДТТ на учебный год в образовательном учреждении
  • Планирование (тематический план) классных часов с 1-9 классы
  • План совместных мероприятий по профилактике ДДТТ с ОГИБДД района и Районным опорным учреждением БДД
  • План работы с родителями по БДД
  • Отчеты, аналитические справки по проведению мероприятий по БДД
  • Аналитические справки по состоянию ДТТ с участием детей в районе и ОУ
  • Материалы, отражающие результативность деятельности по профилактике ДДТТ в ОУ (результаты диагностики, награждения: грамоты, дипломы и т.д.)

3.2.        Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и массовых мероприятий по БДД

  • Программа обучения ПДД
  • Материалы для диагностики уровня сформированости знаний, умений, навыков по ПДД, мотиваций к изучению и выполнению ПДД и других показателей
  • Положения о районных этапах конкурсов, соревнований, олимпиад по БДД;
  • Сменный материал для информационных уголков по БДД в ОУ
  • Методическая литература и пособия с 2005 (1997) г.
  • Методические разработки по ПДД педагогов ОУ
  • Методический материал, предоставляемый Районным опорным центрам

Приложение5

Предлагаем несколько тем для примера бесед и памяток по правилам дорожного движения:

Виды перекрестков;

Правила перехода регулируемого пешеходного перехода;

Правила перехода нерегулируемого пешеходного перехода;

Виды светофоров;

Сигналы регулировщика;

Правила поведения в общественном транспорте;

Виды дорожных знаков;

Темное время суток и правила поведения на дороге;

Сезонные изменения и дорога:

Дорога осенью;

Дорога зимой;

Дорога весной;

Пример беседы:

Тема: Виды светофоров.

Цель беседы: закрепление знаний обучающихся о светофоре, его видах и правилах поведения на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах.

Задачи:

Научить различать виды светофоров;

Научить правильному и безопасному поведению на регулируемом и нерегулируемых пешеходных переходах.

Развивать навык безопасного поведения на дороге;

План  беседы:

Что такое светофор;

 История создания светофора;

Какие виды светофоров бывают;

Зачем они нужны;

Как правильно переходить проезжую часть на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе.

Приложение 6

Игровая деятельность на занятиях по правилам дорожного движения может быть использована в любом моменте урока (занятия):

Предлагаем несколько вариантов игр по разным темам, с целью формирования безопасного поведения на дороге.

  1. Дидактическая игра «Автобус»

Цель: формирование навыка безопасного поведения на остановке, в общественном транспорте.

Расставлены стулья как места в автобусе. Знак автобусная остановка. Водитель автобуса. Дети ждут автобуса. Отработка навыков поведения в автобусе. Правила входа в автобус, выхода из автобуса.

  1. Игра – упражнение «Пешеходы»

Цель: формирования навыка безопасного поведения на пешеходном переходе, понимания правостороннего движения.

Учащиеся разбиваются на группы по 5 человек. Педагог определяет, как обучающиеся понимают, где левая и правая сторона и что такое правостороннее движение. Методом упражнение отрабатывают двигательные умения и навыки с поворотами головы: переход дороги на зеленый сигнал светофора; переход дороги под прямым углом к краю проезжей части; перехода дороги по пешеходному переходу.

Одна группа  придумывает опасные ситуации, вторая отрабатывает безопасные действия выхода из них. Потом меняются местами. Педагог оценивает действия обучающихся.

  1. Ролевая игра «Перекресток»

Цель: осознание себя в разных ролях, с умением применит полученные знания, и формирование навыков безопасного поведения.

Учащиеся разбиваются на группы «водителей» и «пешеходов» и переходят «регулируемый перекресток» отрабатывают переход по зеленому сигналу светофора.

Затем «водители», держа красные кружки. Делают повороты «автомобиля» налево и направо, «пешеходы» делают повороты головой, учитывая возможные повороты «автомобилей».

В данную игру можно добавить после теоретической части практическую часть с отработкой практических навыков поведения в данной ситуации. Педагог оценивает результат и разъясняет ошибки, допущенные и «водителями», и «пешеходами». Затем обучающиеся меняются местами, и игра проводится еще раз.

Приложение 7

Как способ проверки и закрепления навыков безопасного поведения на дороге можно использовать метод наблюдения, в данным методических рекомендациях предлагаем как вид наблюдения экскурсию.

 Экскурсия: «Я – пешеход»

Цель экскурсии:

Показать обучающимся железнодорожный переезд, настил, шлагбаум, светофор и повторить с ними материал о переходе железнодорожных путей.

Показать обучающимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить  теоретический и практический материал о переходе перекрестка.

Приложение 8

Положения дорога и мы , к ж з, б к, д и м, схема велофигурки, сценарий светофории.

Приложение 9

Примерный перечень мероприятий по профилактике ДДТТ в ОУ

  1. Учебный процесс

проведение занятий и бесед с учащимися в рамках программы по ОБЖ;

изучение ПДД по другим программам (должны быть согласованы на педсоветах,  либо в НМЦ, либо в УПМ);

изучение ПДД по  договору с УПК, МУК, УДОД;

проведение учебных экскурсий;

показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;

включение темы "Дорога и мы" в планирование уроков ИЗО, трудового обучения, информатики и ИКТ,  истории, экономики и др.

  1.  Внеурочная деятельность

проведение тематических классных часов;

проведение "минуток" по БДД;

организация игр, соревнований и т.п. в школе;

беседы инспекторов ГИБДД с учащимися, в т.ч. в рамках проведения Дня правовых знаний;

участие в мероприятиях по БДД, проводимых в районе и городе;

организация праздников по БДД;

участие в проведении "Недели безопасности";

участие в проведении профилактических операций "Внимание - дети!";

проведение бесед с учащимися-нарушителями ПДД (сообщения, карточки учета нарушений);

ознакомление учащихся с аналитическими данными о ДТП;

ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места;

создание отряда юных инспекторов движения.

  1. Информационное и материально-техническое обеспечение

размещение стенда по БДД, схемы безопасного подхода к школе, уголков по БДД в начальной школе и своевременная смена информации;

наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;

инструктаж педагогов, классных руководителей на МО, совещаниях классных руководителей, педагогических советах;

создание кабинета по БДД, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению, программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя, преподавателя ОБЖ, инструктора по БДД (ответственного за ДДТТ); создание фонда видео- и киноматериалов, компьютерных разработок;  нормативно-правовые документы по БДД; и пр.

  1. Работа с родителями

обсуждение вопросов БДД на родительских собраниях;

обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению ДДТТ на заседаниях родительского комитета;

проведение бесед с родителями по сообщениям о ДТП, карточкам учета нарушений ПДД.

Организация и проведение совместных обучающих и досуговых программ по БДД «Школа - дети - семья» (игровые программы, соревнования, олимпиады,  выполнение совместных заданий родителей с детьми  на уроках  или занятиях др. формы)

  1. Контроль со стороны администрации

проверка правильности и систематичности заполнения журналов со стороны  администрации  ОУ;

обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению ДДТТ на производственных совещаниях у директора, педагогических советах и т.п.;

посещение школьных и внеклассных мероприятий администрацией школы, ответственным по профилактике ДДТТ (инструктором по БДД).

Приложение 10

Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах

  1. Стенд «Дорожная безопасность»

Выписка из приказа руководителя образовательного учреждения о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, фамилии, имени, отчества).

Информация (по согласованию с районным отделом ГИБДД) о закреплении за образовательным учреждением сотрудников ГИБДД и дружинников с указанием фамилий.

Информация, предоставленная ГИБДД:

О состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в районе (ежеквартальные данные);

О дорожно-транспортных нарушениях с участием учащихся образовательного учреждения с приложением схем ДТП и указанием пунктов ПДД, нарушение требований которых привело к происшествию;

О нарушителях ПДД - учащихся школы, с указанием фамилий, класса, характера нарушения, со ссылкой на ПДД, и о мерах принятых к нарушителям.

Информация для родителей:

Поурочное планирование уроков (занятий) по безопасному поведению на дорогах из курса ОБЖ. Это необходимо для того, чтобы не было противоречий в изложении учебного материала педагога на уроке (занятии) и поведением родителей в реальных дорожных ситуациях, что, к сожалению нередко случается.

Содержание проводимых уроков (занятий) по ПДД. Родители получают информацию о ПДД, на которую нужно обратить внимание ребенка;

Советы родителям по обеспечению безопасного поведения на дорогах в совместной деятельности с детьми (во внешкольное время);

О совместных мероприятиях «Семья – Дети - Образовательное учреждение» с приглашением представителей ГИБДД: уроки (занятия), соревнования, выставки, родительские собрания и др.

Обсуждение конкретных дорожных ситуаций, участниками которых они становятся вместе с детьми, повышает эффективность обучения, помогает формировать у детей привычки безопасного поведения на дорогах

Внимание родителей должно быть обращено не только на ту информацию, которая относится непосредственно к ним, но и на ту, с которой школа обращается к детям. Примеры обращений к родителям с подробным содержанием занятий изложены в учебно-методическом пособии по ПДД для учителей начальной школы "Учись быть пешеходом", Е. М. Сосуновой и М. Л. Форштата (издательство "МиМ", СПб, 1997, стр.102).

Информация о проводимых в образовательном учреждении мероприятиях, связанных с тематикой безопасности дорожного движения: игровые программы, конкурсы, соревнования и т.п. с обязательными сообщениями о ходе подготовки к ним, в дальнейшем  о победителях и призерах.

Информационные материалы:

Сообщение о работе, проведенной с учащимися школы и родителями в связи с происшедшим ДТП.

В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации можно использовать некоторые учебные материалы по ПДД. Например, по темам: "Причины ДТП", "Бытовым привычкам не место на дороге" ("Ловушки"), "Как избежать опасности на дороге" и т.п.

Информационные плакаты (формат А4) для учащихся и родителей по безопасному поведению на дорогах (серия плакатов А.Д. Добрушина из газет «Добрая дорога детства»).

Газетные и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения.

  1. Стенд «Схема безопасных маршрутов к образовательному учреждению»

Стенд должен содержать полезную информацию о движении к образовательному учреждению. Это должна быть не просто схема микрорайона ОУ. На схеме необходимо указать:

дорожные знаки, используемые пешеходами;

дороги, наличие дорожной разметки;

наличие пешеходных переходов и светофоров;

наличие ограждений, стоянок транспортных средств;

наличие остановок транспорта общего пользования и станций метро;

временные препятствия, ремонт дорог и другие данные, влияющие на безопасность движения;

строения, зеленые насаждения.

При выполнении схемы надо подобрать приемлемый масштаб и соблюсти его. Схема должна легко читаться, поэтому обозначать надо основные и понятные ориентиры ,  надписи должны выполняться четко, разборчиво. Обязательно обозначаются все дороги со всеми элементами (проезжая часть, трамвайные пути, тротуар, разделительная полоса), пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и разметка. Расположение светофоров, дорожных знаков и разметки должно соответствовать их действительным местам расположения. Хорошо видимой линией (при необходимости со стрелками, обозначающими направление движения) должны быть обозначены все основные пути движения учащихся к ОУ (и обратно) от близлежащих станций метро, остановок маршрутного транспорта и основных мест проживания учащихся. Должны быть отмечены участки с интенсивным движением транспортных средств.

Схема безопасного маршрута движения учащихся по территории микрорайона ОУ должна быть утверждена ГИБДД.

Критерии оценки безопасности маршрута движения учащихся на участках дорог, прилегающих к территории образовательного учреждения (для составления  «Схемы безопасного маршрута движения учащихся)

1. Дорожный знак "Дети" (2 шт.): наличие, состояние, правильность установки (расстояние, высота, освещенность).

2.  Состояние дорожного покрова (проезжей части и тротуаров) и их освещенность.

3. Наличие остановок и стоянок транспортных средств, объездных путей, влияющих на пешеходное движение.

4. Наличие постоянных и временных сооружений и предметов, захламленность на территории, прилегающей к школе, которые могут повлечь ухудшение обзора, вынужденное нарушение маршрутов детей.

5.  Наличие (при  необходимости) и состояние пешеходных ограждений в местах подходов детей к школе.

6. Наличие и состояние пешеходных переходов и их обозначений (светофоры, знаки, разметка)

7. Соблюдение скоростного режима транспортными средствами.

8. Направление движения транспортных потоков (необходимость переключения на другие направления).

9. Организация дежурства сотрудников ГИБДД, учителей, родителей, старших школьников (в пределах целесообразности) или наличие ближайшего поста ГИБДД.

Технология работы с информацией стенда

 «Схема безопасных маршрутов к образовательному учреждению»

Оценив степень безопасности дорожного движения, состояния школьной территории и всего микрорайона школы, необходимо специальными условными значками (например, красный флажок, а при необходимости с дополнительной надписью) обозначить опасные места на схеме.

Опасность временного характера (ремонт тротуара, складирование какого-либо материала и т. д.) лучше обозначить легкосъемными значками, например на булавках, а если схема имеет остекление, то - приклеиванием к стеклу.

Если территория школы не имеет своего ограждения, то ее границы (а лучше всю площадь) следует обозначить на схеме.

Все изменения, происходящие на территории микрорайона школы должны оперативно отражаться на схеме, путем внесения соответствующих поправок об изменениях, носящих особо серьезный характер (например, вынужденное изменение маршрута движения учащихся), учащиеся должны быть оповещены также специальной письменной информацией, размещаемой рядом со схемой.

Если в микрорайоне школы когда-либо происходили ДТП (с участием или без участия учащихся школы), то места этих ДТП должны быть отмечены на схеме.

На конкретных примерах дорожной обстановки на дорогах и территории микрорайона школы можно вести занятия по различным темам учебной программы БДД: перекрестки, пешеходные переходы, сигналы светофора и регулировщика, дорожные знаки и разметка и т.д. А также занятия о безопасном поведении на конкретных путях движения пешеходов в школу, домой и по другим направлениям.

Любые информационные и пропагандистские материалы, вывешиваемые на стендах и щитах должны нести свою, вполне определенную нагрузку, должны быть работающими на выполнение конкретной задачи. Случайных материалов быть не должно! Прежде чем вывешивать какой-либо материал необходимо решить: зачем он нужен, чем он полезен, насколько он актуален. Материалы должны обновляться  один раз в полугодие. С целью выполнения дидактической  функции информацию стендов необходимо использовать на уроках (занятиях) по БДД.

  1. Информация по БДД для учащихся начальных классов общеобразовательной школы

«Уголки  дорожной безопасности»

Располагаются в кабинетах начальных классов. Содержат плакаты  или иллюстрации  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, материалы к урокам  по БДД, рисунки учащихся и  другие результаты  учебной    и детской творческой деятельности. Рекомендуется расположить на стенде знак «Пешеходный переход».

Схема безопасного маршрута к школе.

Представляет уменьшенную копию одноименного стенда, вклеивается  на внутреннюю сторону обложки дневников  учащихся  начальной школы. Используется учителем  и родителями как учебное пособие.



Предварительный просмотр:

Медведев Дмитрий Анатольевич - TORI

        

Nederland 1 Logo.svg

                Памятка

11 шагов -

и АГИТБРИГАДА

в действии

Дорогие коллеги !Сердечно поздравляем ...

Рекомендации для участников слета отрядов ЮИД

города Санкт-Петербурга

Всегда контролируйте вашу скорость ...

                   20-22 ноября 2015года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» для занятий с воспитанниками летнего лагеря МБУДОД ЦВР "Радуга"

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся в условиях нахождения в летнем лагере детей МБУДОД ЦВР «Радуга». Программа раз...

Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся начальной и средней школы, разработана в рамках Федерального закона № 196-ФЗ о...

профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Рекомендации по  организации  профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для работы педагогов начальной школыОбеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цив...

Сценарий КВЕСТА «Дорога без опасности» из цикла мероприятий по безопасности детского дорожного транспортного травматизма «Дорожный марафон»

Методическая разработкаСценарий КВЕСТА «Дорога без опасности» из цикла мероприятийпо безопасности детского дорожного транспортного травматизма«Дорожный марафон»Цель - проф...

Выступление на Межрегиональной конференции «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников: теория и практика» План-конспект обучающего занятия для дошкольников «Исто

В работе представлен План-конспект обучающего занятия для дошкольников «История дорог и транспорта», проведенного в рамках выступления на Межрегиональной конференции «Орган...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Квест «Дорога без опасности» из цикла мероприятий по безопасности детского дорожного транспортного травматизма «Дорожный марафон»

В работе представлен ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Квест «Дорога без опасности» из цикла мероприятий по безопасности детского дорожного транспортного травматизма «Дорожны...