Выступление на ГУМО «Особенности организации и проведения профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения в Московском районе СПб» План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход»
план-конспект занятия

Славная Алина Яковлевна

В работе представлен План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход», проведенного в рамках выступления на ГУМО «Особенности организации и проведения профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения в Московском районе СПб» .

План занятия:

№ п/п

Блоки

Время, мин.

Техническое обеспечение

1.

Вводная часть: Разделение на группы.

5

Закрытая площадка Автогородка

2.

Основная часть

50

 

2.1.

Теоретическая

 

Дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры, дорожные объекты

2.1.1.

Викторина «Правила дорожного движения».

20

2.1.2.

Игра «Средства организации дорожного движения».

10

2.1.3.

Игра «Из чего состоит веломобиль»

 

 

2.2.

Практическая:

 

Веломобили, дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры, дорожные объекты

2.2.1.

Игра «Пройди заданный маршрут»

10

2.2.2.

Игра «Движение на веломобиле».

10

3.

Заключительная часть: Закрепление и обобщение пройденного материала. Безопасность УДД.

5

Закрытая площадка Автогородка

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГУМО «Особенности организации и проведения профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения в Московском районе СПб» 16.05.2018.

План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход»

Место проведения: ГБУ ДО ДДЮТ Московского района ИУЦ «Автоград» (закрытая учебная площадка – Автогородок)

Дата и время проведения: 16 мая 2018 года

Продолжительность: 2 учебных часа (60 минут).

Ведущий: педагог дополнительного  ДД(Ю)Т  Московского р-на Славная А.Я. 

Цель:         Осуществить на закрытой от других участников дорожного движения площадке  имитацию городской дороги для наиболее полного погружения детей в дорожную ситуацию и развития у них навыков безопасного поведения на дороге  

 Задачи: 1. Закрепить у ребят первоначальные навыки безопасного поведения на дороге.

2. Закрепить знания  понятий: дорога и ее элементы, дорожное движение и участники дорожного движения, виды транспортных средств (механические и немеханические), технической организации дорожного движения.

3. Отработать навыки безопасного движения в пределах дороги в соответствии с требованиями дорожных знаков, разметки.

5. Развивать произвольное внимание.

6.Упражнять в умении анализировать дорожную ситуацию.

7. Воспитывать культуру взаимоотношений участников дорожного движения.

Материал:

1. Веломобили, светофоры, дорожные знаки и дорожная разметка, дорожные объекты.

2.Учебные пособия по Правилам дорожного движения . М.Л.Форштат

Методы и формы:

  • Беседа
  • Развивающие игры
  • Практическое вождение веломобилей

План занятия:

№ п/п

Блоки

Время, мин.

Техническое обеспечение

1.

Вводная часть: Разделение на группы.

5

Закрытая площадка Автогородка

2.

Основная часть

50

2.1.

Теоретическая

Дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры, дорожные объекты

2.1.1.

Викторина «Правила дорожного движения».

20

2.1.2.

Игра «Средства организации дорожного движения».

10

2.1.3.

Игра «Из чего состоит веломобиль»

2.2.

Практическая:

Веломобили, дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры, дорожные объекты

2.2.1.

Игра «Пройди заданный маршрут»

10

2.2.2.

Игра «Движение на веломобиле».

10

3.

Заключительная часть: Закрепление и обобщение пройденного материала. Безопасность УДД.

5

Закрытая площадка Автогородка


Приложение к плану занятия

1. Вводная часть: Тема и основные вопросы: понятия дорога и ее элементы, участники дорожного движения, виды транспортных средств, средства регулирования и технической организации дорожного движения, безопасное движение по дороге в качестве водителей веломобилей, пешеходов. Разделение на группы. Техника безопасного нахождения на площадке Автогородка.

                    2. Основная часть:

2.1. Теоретическая

2.1.1. Викторина «Правила дорожного движения». Закон о безопасности дорожного движения, дорога и ее элементы, виды дорог (городская и загородная дороги), ПДД, участники дорожного движения (водитель, пешеход, пассажир).

2.1.2. Игра «Средства организации дорожного движения». Дорожные знаки и разметка. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.

2.1.3. Игра «Из чего состоит веломобиль». Немеханическое транспортное средство – веломобиль. Основные агрегаты веломобиля: рулевое управление, стояночный тормоз. Техника безопасного управления веломобилем.

2.2. Практическая:

2.2.1. Игра ««Пройди заданный маршрут». Движение пешеходов по заданному маршруту (до   автозаправочной станции или тоннеля) с использованием при движении только тротуаров и пешеходных переходов.

2.2.2. Игра «Движение на веломобиле. Движение по дороге пешеходов и водителей веломобилей. Отработка навыков безопасного движения водителей и пешеходов по городской дороге. Движение по нерегулируемому перекрестку. Пешеходный переход, преимущество пешехода.

3. Заключительная часть: Закрепление и обобщение пройденного материала. Обеспечение безопасности каждого участника дорожного движения.


Ход занятия «История дорог и транспорта»:

  1. Вводная часть. 5 минут

Педагог: Заранее подготавливает площадку для проведения занятия.

Приветствует ребят и знакомит с темой занятия и основными вопросами для закрепления материала.

Педагог: Сегодня мы вспомним, что является основой безопасного поведения на дороге, что такое  дорога и каковы ее элементы, кто участвует в дорожном движении, что является средствами технической организации дорожного движения,  виды транспортных средств (механические и немеханические) и закрепим навыки безопасного движения по дороге в качестве пешеходов и водителей веломобилей в соответствии с сигналами регулировщика, светофора, требованием дорожных знаков и разметки.

Педагог: предлагает обучающимся разделиться на несколько групп по 5-7 человек.

Обучающиеся: делятся на группы.

Педагог: предлагает каждой команде выбрать себе название и капитана каждой команды.

Обучающиеся: выбирают и располагаются на площадке в соответствии с выбранной командой.

  1. Основная часть (теоретическая и практическая): 50 минут
  1. Теоретическая: 30 минут
  1. Викторина «Правила дорожного движения».

Педагог: Давайте поиграем в игру «Правила дорожного движения». Для этого, я буду задавать вопросы и каждая команда мне будет отвечать. Тот, кто знает ответ, поднимает руку. Кто первый поднял руку – тот и получает право отвечать. Начнем.

Педагог:        Ребята, давайте вспомним, что самое главное для каждого из нас, когда мы находимся на дороге? (безопасность)

Обучающиеся: работают группами, отвечают.

Педагог: На основании какого закон написаны Правила дорожного движения?

 (на основании Закона о безопасности дорожного движения РФ)

Обучающиеся: с помощью педагога отвечают

Педагог: В случае отсутствия верного ответа подводит обучающихся к ответу.

Педагог: Давайте вспомним, что такое дорога? Для чего она нужна?

(Дорога – это полоса земли или поверхность искусственного сооружения, предназначенная для движения, по дороге двигаются транспортные средства и люди).

Обучающиеся: работая группами, отвечают: дорога нужна для движения транспортных средств.

Педагог: А кто еще, кроме транспортных средств двигается по дороге? (люди)

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: Как называются эти  люди? Давайте поточнее назовем участников дорожного движения. ( Водитель, пассажир и пешеход)

Обучающиеся: обсуждают группами и отвечают.

Педагог: А кто такой водитель? (человек, управляющий транспортным средством).

Обучающиеся: группами отвечают.

Педагог: выбирает наиболее точный ответ.

Педагог: А кто еще находится в транспортном средстве, но им не управляет? (пассажир)

Обучающиеся: дают верный ответ.

Педагог: обсуждает с обучающимися, где находится пассажир в легковом автомобиле, как перевозят детей до 12 лет (пассажир может находиться, как спереди, так и сзади в автомобиле, но должен быть пристегнут типовым ремнем безопасности. Дети до 12 лет должны находиться в специальных детских удерживающих устройствах, соответствующих росту и весу ребенка).

Обучающиеся: отвечают и обсуждают с педагогом наличие таких устройств в своих автомобилях.

Педагог: Кто еще двигается по дороге, уже вне транспортного средства? (пешеход).

Обучающиеся: быстро дают правильный ответ.

Педагог: А кто из участников дорожного движения несет ответственность за несоблюдение относящихся к ним требований правил дорожного движения?

(все участники дорожного движения: водитель, пешеход и пассажир)

Обучающиеся: с помощью педагога отвечают.

Педагог: А помните ли вы, какое у нас в России движение? Правосторонее или левостороннее? (правостороннее)

Обучающиеся: сразу дают правильный ответ.

Педагог: А в чем принцип правостороннего движения?

 (все транспортные средства придерживаются при движении правой стороны. Пешеходы тоже придерживаются этого принципа при движении по тротуару, пешеходной дорожке, пешеходному переходу)

Обучающиеся: с помощью педагога, отвечают.

Педагог: А в каких странах сохранился принцип левостороннего движения?

 (Англия, Япония, Кипр и т.п.)

Педагог: А какие вы знаете элементы городской дороги? 

(проезжая часть, разделительная полоса, поребрик, тротуар, пешеходный переход, трамвайные пути).

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: А для чего нужен каждый элемент? 

(проезжая часть – для движения безрельсовых транспортны средств, трамвайные пути – для движения трамваев, разделительная полоса – для разделения проезжих частей, пешеходный переход – для пересечения пешеходами проезжей части, тротуар – для движения пешеходов, поребрик – для отделения тротуара от проезжей части.)

Обучающиеся: с помощью педагога дают правильный ответ.

Педагог: А какие вы знаете элементы загородной дороги?

 (проезжая часть, обочина , кювет).

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: Для чего нужен каждый элемент? (обочина – для движения и остановки транспорта, кювет (с французского «емкость для сбора воды» -для отвода воды с поверхности дороги)

Обучающиеся: с помощью педагога отвечают.

Педагог: Как двигается пешеход по обочине? (лицом навстречу движению транспорта).

Обучающиеся: быстро дают правильный ответ.

Педагог: Для чего нам необходимо знать части дороги? (для безопасного нахождения на дороге).

Обучающиеся: с помощью педагога дают наиболее точный ответ.

  1. Игра «Средства организации дорожного движения».

Педагог: предлагает обучающимся поиграть в игру «Средства организации дорожного движения».

Педагог: Вы уже знаете, как двигаются транспортные средства и пешеходы, а как организуется их движение? Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.

Итак, назовите способы организации дорожного движения (регулировщик, светофор, работающий в нормальном режиме, дорожные знаки, дорожная разметка и дорожное покрытие).

Обучающиеся: отвечают с помощью преподавателя.

Педагог: А кто является главным лицом на дороге? (регулировшик, он своими сигналами отменяет сигналы светофора, а при необходимости требования дорожный знаков и разметки).

Обучающиеся: отвечают, педагог ,при необходимости, их поправляет.

Педагог: Какие вы знаете средства технического регулирования дорожного движения? (дорожные знаки и разметка).

Обучающиеся: отвечают и показывают их.

Педагог: Для чего нужны дорожные знаки дорожная разметка? (это наиболее наглядные  и доступные способы технической организации дорожного движения).

Обучающиеся: с помощью педагога отвечают.

Педагог: Сколько всего дорожных знаков и разметок? (знаков – более 300, разметок – 40).

Обучающиеся: отвечают, педагог помогает.

Педагог: Сколько вы знаете групп знаков? Назовите их (8 групп: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, особых предписаний, информационные, сервиса, дополнительной информации).

Обучающиеся: отвечают группами, не всегда сразу.

Педагог: А какие вы знаете виды разметок? (горизонтальная и вертикальная)

Обучающиеся: с помощью педагога отвечают.

Педагог: А чем удобна разметка, в отличие от знака? (может восприниматься периферическим зрением, не требует перенесения на нее взгляда)

Обучающиеся: затрудняются с ответом, с помощью педагога отвечают.

Педагог: А в чем «минус» разметки? (не всегда видна на дороге: грязь снег, наносится краской или пластиком и постепенно разрушается).

Обучающиеся: группами отвечают.

Педагог: выбирает наиболее точный ответ.

  1. Игра «Из чего состоит веломобиль» 

Педагог: Давайте поиграем в игру «Из чего состоит веломобиль». Но прежде вспомним, какие вы знаете виды транспортных средств? (механические и немеханические)

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: А в чем разница этих транспортных средств?

 (механические приводятся в движение с помощью двигателя объемом более 50куб.см, а немеханические – мускульной силой людей (велосипед) или двигателем, объемом не более 50 куб.см(мопед).

Обучающиеся: дают ответ, не всегда правильный.

Педагог: помогает наводящими вопросами прийти к верном ответу.

Педагог:  По каким элементам дороги двигаются механические транспортные средства? (безрельсовые механические – по проезжей части, трамваи – по трамвайным путям, велосипеды и мопеды – по велосипедной дорожке или, при ее отсутствии – по правому краю проезжей части).

Обучающиеся:  отвечают группами.

Педагог: Вы уже знаете, как двигаются транспортные средства и пешеходы по дорогам и сегодня продемонстрируете свои знания, навыки и умения. Но сперва давайте вспомним, из чего состоит веломобиль, каковы его основные агрегаты и правила безопасного управления веломобилем.

Показывает веломобиль и задает вопрос: Веломобиль - это механическое или немеханическое транспортное средство? (немеханическое)

Обучающиеся: уверенно отвечают.

Педагог: Правильно. Это немеханическое транспортное средство, у него нет двигателя и оно приводится в движение вашей мускульной силой (вы крутите педали вперед и веломобиль едет вперед, крутите назад – он едет назад).

Обучающиеся: внимательно смотрят и слушают.

Педагог: А какие основные агрегаты у веломобиля и для чего они нужны? (Рулевое управление – руль задает направление движения веломобиля и удерживает его движение в заданном направлении, при повороте руля сперва поворачиваются направляющие передние колеса, затем задние и весь веломобиль. Тормозная система – стояночный тормоз, расположенный справа, необходим для остановки веломобиля.)

Обучающиеся: отвечают.

2.2. Практическая: 20 минут

2.2.1. Игра ««Пройди заданный маршрут».

Педагог: Давайте вспомним, как по дороге двигаются пешеходы? (по тротуару с правой стороны).

 Обучающиеся: отвечают, педагог, при необходимости, их поправляет.

Педагог: А как и где пешеход переходит дорогу? (по пешеходным переходам регулируемым и нерегулируемым, обозначенным знаками и разметкой).

Обучающиеся: отвечают.

Педагог: А теперь давайте поиграем в игру « Пройди заданный маршрут». Правила игры таковы: Каждая команда проходит пешеходный маршрут (до автозаправочной станции или тоннеля), используя при движении только тротуары и пешеходные переходы. Нужно подсчитать количество пройденных переходов.

Побеждает та команда, которая безопасно и по кратчайшему пути первая пройдет заданный маршрут.

Обучающиеся: двигаются группами по дороге с выполнением правил безопасности.

2.2.2. Игра «Движение на веломобиле».

Педагог: Давайте поиграем в игру «Движение на веломобиле»

Педагог: Перед началом движения давайте вспомним правила безопасного поведения на площадке и управления веломобилем: Во время движения веломобиля все находятся на тротуаре. Выходим на проезжую часть только после полной остановки веломобиля. Выйдя на проезжую часть водитель с левой стороны подходит к веломобилю, садится, подстраивает сидение, кладет руки на руль, проверяет работу стояночного тормоза, подняв его до упора  и готовится к движению. По команде педагога приступает к движению, двигаясь только по правой стороне своей полосы вдоль поребрика – правостороннее движение). Во время движения обе руки держим на руле, ноги на педалях. Опускать ноги на землю можно только после полной остановки веломобиля.

Обучающиеся: внимательно слушают, смотрят и готовятся повторить.

Сейчас по дороге одновременно будут двигаться пешеходы и водители транспортных средств - веломобилей.

Педагог: Кто должен уступить дорогу на нерегулируемом пешеходном переходе? (водитель).

Обучающиеся: отвечают.

Педагог: Может ли пешеход выходить на проезжую часть, не убедившись, что его пропускают? (Нет).

Обучающиеся: правильно отвечают. При необходимости, педагог поправляет их.

Педагог: А прошу водителей и пешеходов занять свои места и приготовиться к движению.

Водители перед началом движения убеждаются в отсутствии пешеходов на пешеходном переходе, а при их наличии, поднимают вверх руку, пропуская пешеходов и только потом приступают к движению. Перед каждым пешеходным переходом останавливаются при наличии на нем пешеходов, пропускают их и продолжают движение.

Пешеходы становятся перед пешеходным переходом с правой стороны, смотрят налево, убеждаются в отсутствии транспортных средств или в том, что они остановились, их пропуская, и приступают к движению.

Обучающиеся: на веломобилях и пешком двигаются по заданному педагогом маршруту.

Заключительная часть:  5 минут

Закрепление и общение пройденного материала.

Педагог: подводит итоги занятия, определяет победившую команду.

        Сегодня мы с вами убедились что дорога необходима каждому участнику движения для безопасного передвижения по ней, вспомнили, какие элементы дороги необходимы для каждого из участника дорожного движения, как безопасно двигаться по дороге в качестве водителя веломобиля и пешехода. В дальнейшем, вы продолжите изучение правил дорожного движения, но уже сегодня, вы убедились в необходимости хорошего знания и выполнения всех правил, необходимых для безопасности нашей жизни на дороге. До новых встреч! Удачи вам на дорогах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ПОВЫШАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В статье рассматривается решение проблемы дорожно-транспортных происшествий среди пешеходов на автомобильных дорогах федерального значения. Приведена статистика дорожно-транспортных происшествий ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Правила и безопасность дорожного движения

Рабочая программа составлена на основе региональной примерной программы учебной дисциплины и Федерального государственного образовательного стандарта. Программа учебной дисциплины является единой для ...

технологическая карта занятия по учебной дисциплине Правила и безопасность дорожного движения

технологическая карта занятия по учебной дисциплине Правила и безопасность дорожного движения...

«Тестовые задания к образовательному модулю по направлению спортивно-технического творчества учащихся объединений «Безопасность дорожного движения», «Юный мотоциклист», Юный водитель».

В работе представлен методический материал в виде тестовых заданий по следующим блокам:- история создания и развития дорожных сводов, кодексов и Правил Дорожного Движения,- знание основных разделов Пр...

Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №5 Организация работы службы безопасности движения в автотранспортных организациях

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал ...

Выступление на ГУМО «Включение родителей в образовательный процесс учебного центра «Автоград» в целях пропаганды, профилактики безопасности дорожного движения и организации семейного досуга»

В работе представлено выступление на ГУМО «Включение родителей в образовательный процесс учебного центра «Автоград» в целях пропаганды, профилактики безопасности дорожного движения и...

выступление на педагогической конференции «Создание условий формирования ОК и ПК в рамках ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02.01. Сестринское дело и особенности сформированности компетенций.

ОК И ПК можно сформировать и проверить у обучающихся на : уроке, практическом занятии, учебной и производственной практике и на защите выпускной квалификационной работе.Решая разные игровые зада...