Введение. А.С. Пушкин. Тема одиночества человека в творчестве М.Ю. Лермонтова, 2024
презентация к уроку
К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружием в борьбе за новое гуманное устройство жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Золотой век» русской литературы К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружием в борьбе за новое гуманное устройство жизни. Литература XIX века получила название «Золотого века русской литературы», а первая треть столетия осталась в истории как «Золотой век русской поэзии».
В развитии мировой литературы XIX века выделяют четыре периода, которые хронологически выходят за рамки одного столетия 1789 – 1830 –е годы – время зарождения и расцвета романтизма 1830-1840-е годы – период, когда наряду с романтизмом существует и постепенно набирает силу реализм 1850 – 1870-е годы - развитие критического реализма 1880 – 1910-е годы - кризисные явления в реализме, изменения в реализме под влиянием модернизма
Сентиментализм начал развиваться в самом начале 19 века. Он делает упор на чувственность. В русской литературе 18 века уже прослеживались первые черты этого направления. Самыми яркими авторами русского сентиментализма считаются Муравьев, Дмитриев, Карамзин, Жуковский и Радищев. Карамзину удалось раскрыть его во всех проявлениях. Сентиментализм в нашей стране имел два течения: Дворянский. Данное направление было достаточно лояльно. Говоря о чувствах и человеческой душе, авторы не пропагандировали отмену крепостного права. В рамках данного направления было написано знаменитое произведение Карамзина «Бедная Лиза». В основу повести был заложен классовый конфликт. В итоге автор выдвигает вперед именно человеческий фактор, а уже потом смотрит на социальные различия. Тем не менее, повесть не протестует против существующего в обществе порядка вещей. Революционный. В отличие от «дворянского сентиментализма», произведения революционного течения пропагандировали ликвидацию крепостного права. В них на первое место ставится человек с его правом на свободную жизнь и счастливое существование.
Романтизм направление в литературе конца XVIII – первой половины XIХ века., изображавшее исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Возникновение романтизма было вызвано развитием капиталистических отношений, идеями Великой французской революции, в которых европейское общество быстро разочаровалось. Изменения в общественном сознании, социально-экономические преобразования, новые политические течения, а также научные достижения первой трети XIХ века подготовили условия для становления в мировой и русской литературе реализма. В этом направлении творили: Е. Баратынский; К. Н. Батюшков; А. Бестужев; А. Дельвиг ; К. Рылеев.
Реализм направление в литературе, сформировавшееся в середине XIX века, отражавшее типичного героя в типичных обстоятельствах. В 1820—1830-е годы в русской литературе происходит становление реализма. В это время был сформирован литературный русский язык. Р еализм этого периода называется синкретическим, т.к. наблюдается соединение реализма с другими художественными направлениями (классицизмом и романтизмом)
В середине ХIХ века, прежде всего в произведениях Н. В. Гоголя, проявляется новый этап в развитии реализма. Он получил название «натуральная школа». В её рамках начинали своё творчество И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и др.
Критический реализм Русский критический реализм возникает во время кризиса системы крепостного права. Особое внимание обращается на точность передачи мыслей и переживаний героев, их внешнего вида, жестов, движений и т.д. Правдиво показываются также детали обстановки, где происходит действие. При обрисовке образов и создании художественных картин, окружающих человека обстоятельств писатели-реалисты обычно сохраняют жизненную правдоподобность. Выступление в 60-е годы революционных демократов во главе с Н. Чернышевским придает новые черты русскому критическому реализму (революционный характер критики, образы новых людей). Особое место в истории русского реализма принадлежит Л. Толстому и Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрел мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в «диалектику души» открывали путь художественным исканиям писателей XX века. Реализм в XX веке во всем мире несет на себе отпечаток эстетических открытий Толстого и Достоевского.
Модернизм Символизм - направление в литературе и изобразительном искусстве Европы конца 19 века - начала 20 века. Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Все случающееся с нами и вокруг нас символисты считали порождением цепи причин, сокрытых от обыденного сознания, а единственным путем достижения истины, моментом прозрения - творческий процесс. Художник становится посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью, выражая в зрительных образах «идею в форме чувств».
Задания Какие исторические события 19 века повлияли на развитие национального самосознания? Заполнить таблицу: Периодизация русской литературы 19 века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров Литература в 1790-е – 1830 годов Литература 1830 – 1850 годов Литература 1850-1900 годов
А.С. Пушкин как национальный гений и символ
А. С. Пушкин является величайшим русским поэтом и основоположником реалистичной литературы. В его творчестве прекрасно прослеживаются черты русского характера. Основными мотивами пушкинской поэзии является тема любовных отношений, жизненного смысла . Также поэта волновали темы вечности, памяти и забвения . Пушкин любил восхищаться красотой и гармонией природы, мира. Он ценил человеческие отношения. Тема дружбы является одной из главных в его лирике. Многие свои стихи он адресовал приятелям. Годы жизни 1799-1811 г.г . Детство Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве. Его отец, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старому, некогда богатому, дворянскому роду, а мать была внучкой ,,Арапа Петра Великого” (позднее – русского генерала Ганнибала). Отец и мать, захваченные великосветской жизнью, обращали мало внимания на детей, из которых выросли только трое: старшая дочь Ольга, сыновья Александр и Лев. Остальные дети умерли еще в детстве. Их воспитанием занимались часто менявшиеся иностранные гувернеры, о которых у А. С. Пушкина остались неприятные воспоминания. В детские годы его лучшим другом была няня Арина Родионовна, неграмотная крепостная крестьянка, песни и сказки которой привили ее воспитаннику любовь к народной поэзии.
1811-1817 г.г . Лицейские годы А. Пушкин поступил в Лицей 19 октября 1811 г. Эти годы сформировали мироощущение, политические убеждения поэта. Лицейская лирика Пушкина преисполнена радости жизни. В лицее поэт написал около 130 стихотворений. По словам В. Г. Белинского, уже в лицейских стихотворениях виден «будущий национальный поэт». В начале июня 1817 г. у лицеистов состоялись выпускные экзамены. По окончании лицея Пушкин был принят на службу в коллегию иностранных дел. Началась самостоятельная жизнь поэта. 1817-1820 г.г . Петербургский период Годы жизни в Петербурге были для Пушкина не только порой веселой, беззаботной жизни, но и периодом быстрого духовного роста. Молодой Пушкин проявил себя носителем либеральных настроений, которыми жила прогрессивная патриотически настроенная дворянская молодежь. В конце 1817 г. он пишет знаменитую оду «Вольность». Имя Пушкина становилось все более известным, его творчество вызывало интерес, особенно большой популярностью пользовались его политические стихотворения. Недовольный Александр I принимает решение сослать его в Сибирь. Только заступничество Карамзина и Жуковского спасло поэта от более сурового наказания: Пушкин был сослан на юг. Официально эта ссылка была оформлена как «перевод по службе».
1820-1822 г.г . Южная ссылка Годы, проведенные А. С. Пушкиным в южной ссылке, – не только разнообразные и прожитые с настроением, но и период интенсивного творчества, время глубоких размышлений. Там создана романтическая элегия «Погасло дневное светило», поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». 1824-1825 г.г . Ссылка в Михайловское Здесь он провел два года, много читал и творил, по вечерам слушал сказки няни Арины Родионовны. В его одинокую жизнь вносили разнообразие поездки к соседской помещице Осиповой. У нее он познакомился с Анной Керн. В Михайловском поэт увидел вблизи жизнь крепостных крестьян. Написал поэму « Цыганы » – свое последнее произведение чисто романтического характера. Его внимание привлекают исторические темы, особенно периоды переворотов и исторических кризисов. В Михайловском с большим душевным подъемом он пишет историческую драму «Борис Годунов», продолжает роман в стихах «Евгений Онегин».
Брак с Натальей Гончаровой 18 февраля 1831 г. А. С. Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой. Брак стал для него и источником счастья, и причиной смерти. «Я женат – и счастлив, - писал поэт. – Одно желание мое, чтоб ничего в жизни не изменилось, лучшего не дождусь.» После свадьбы Пушкин с женой переселились в Петербург. Царь произвел его в камер-юнкеры при дворе. Даруя поэту придворное звание, обычно даваемое лишь молодым людям, царь надеялся не только унизить Пушкина, но и подорвать его общественный вес. Кроме того, Николай I хотел видеть во дворце жену поэта, привлекшую его внимание. В таких условиях творческая работа поэта не могла быть интенсивной. Все хуже становились и финансовые дела. Широкий образ жизни требовал больших расходов. Выросла семья. Родились дети Мария, Александр, Григорий и Наталья. Вместе с Пушкиными жили и две сестры жены. Поэт понемногу залезал в долги не только перед частными лицами, но и перед государством: одалживая деньги Пушкину, царь надеялся поработить поэта и привязать его ко двору.
Дуэль и смерть С 1836 г. петербургское аристократическое общество оплело А. С. Пушкина и его жену сетью интриг и гнусной клеветы. Этому содействовал скиталец по свету, французский эмигрант, офицер Дантес, настойчиво ухаживавший за женой Пушкина. Ситуация стала невыносимой, и 27 января 1837 г. состоялась дуэль между Дантесом и Пушкиным. На ней поэт был смертельно ранен. После страшных мучений поэт скончался 29 января 1837 г. в своей петербургской квартире на улице Мойке, 12. 6 февраля 1837 г. А. С. Пушкин был похоронен рядом с матерью на кладбище Святогорского монастыря.
На первый взгляд может показаться, что писать о Пушкине легко и просто: никто не сомневается в его гениальности и креативности. На самом деле писать о Пушкине очень и очень трудно. Во-первых, Пушкин не просто гений, а уникальный гений. Уникальность его прежде всего состояла в том, что он был универсальным гением. Универсализм заключается в том, что в поле его зрения находились не только литература, поэзия и вообще вся словесность, но и такие гуманитарные дисциплины, как философия, политэкономия, история и, конечно, наука. Следует также подчеркнуть, что Пушкин был энциклопедически образованным человеком. «А Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, – все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, – образ, который мы долго еще будем оттенять красками» Аполлон Григорьев Выражаясь философски, Пушкин критически переработал все, что было создано до него в русской литературе. Благодаря своему уникальному дарованию Пушкин одновременно создавал и литературный язык, и великие произведения.
«…Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукою знамя поэзии глубоко в русскую землю» Жуковский «Пушкин – символ русского народа и России. «Право называться национальным поэтом решительно принадлежит Пушкину и никому более, – писал Н. Гоголь. – Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез 200 лет. В нем русская природа и душа, русский язык и характер отразились в такой чистоте и очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
Тема одиночества человека в творчестве М.Ю. Лермонтова (3 (15) октября 1814 – 15 (27) июля 1841) Потомок выходца из Шотландии Георга Лермонта , взятого в плен при осаде крепости Белой в начале XVII в. Родился в Москве. Сын помещика, капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. Рано потерял мать. Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, вынудила Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей. Детство Лермонтова прошло в ее имении Тарханы Пензенской губернии. Образование Первоначально получал образование дома у иностранных учителей. С 1828 г. учился в Благородном пансионе при Московском университете. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г. переехал в Петербург, намереваясь продолжить обучение в Петербургском университете, но зачислен не был. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.
Деятельность Литературную деятельность начал в 1829 г., хотя первое его произведение, поэма «Хаджи Абрек», было напечатано лишь в 1835 г. Существует предание, что рукопись была отправлена в редакцию без ведома автора. Лермонтов автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «Демон», «Мцыри», автор драмы «Маскарад», прозаических произведений «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская» и др. Стихотворение «На смерть поэта», созданное после трагической гибели А.С. Пушкина, вызвало неудовольствие властей, и Лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. В 1838 г. вновь возвратился в Петербург. Лермонтов был талантливым живописцем. Его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. Многие из них связаны с кавказской темой.
Личная жизнь Михаил Юрьевич женат не был, но всю жизнь был увлечен Варварой Александровной Лопухиной, в замужестве Бахметевой . Она является адресатом любовной лирики поэта.
Смерть На одном из балов в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де Барантом , в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. Но Лермонтов был вновь выслан в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. В Пятигорске он встретил своего однокашника по школе прапорщиков Мартынова. Из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой Лермонтов был убит. В 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии.
Именно на Кавказе были написаны лучшие произведения писателя «Узник», «Молитва», «Желанье», «Бородино», «Герой нашего времени». Эти работы навеяны наблюдениями за военными действиями, общением с декабристами, желанием быть свободным. Символом ссылки является стихотворение «Узник», в котором ярко проявился мотив прекрасной свободы и заточения. Особенно известным стал роман «Герой нашего времени», в котором Лермонтов создал героя с противоречивым характером, который мечется и не находит в мире своего уголка, цели жизни. В романе отразились мрачные настроения автора, который находился в тяжелой жизненной ситуации и размышлял о человеке и его психологии. Поэт возвращается из ссылки в Петербург, где создает «Песню про царя Ивана Васильевича…». Он ведет спокойную жизнь, пишет, общается с другими писателями и входит в среду петербургских литераторов.
В 1840 году за дуэль с Э. де Барантом Лермонтов был снова сослан на Кавказ. Михаил Юрьевич участвует в военных действиях и даже заслуживает награду за мужество и отвагу. Он приезжает в Петербург в 1841 году, но ему отказано в награде и приказано покинуть столицу. Лермонтов получает разрешение остаться в Пятигорске, чтобы полечиться. В своем блокноте писатель оставляет свои последние стихи: «Утес», «Тамара», «Листок», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». В каждом из стихов можно увидеть итог жизни писателя. Особенно интересно в этом плане стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», в котором поэт говорит, что не хотел бы скорой смерти. И он её предсказал.
В отличие от Пушкина, которого в юности окрыляли мечты о скорой свободе, Лермонтов начинал свой путь, когда иллюзии были уже развеяны, а мечты его поколения кончались обычно «Сибирью или казнью и никогда -- торжеством» (АИ. Герцен). Во взглядах прогрессивной части российского общества 30-х гг. XIX в. проявились черты романтического миросозерцания, вызванные неудовлетворенностью современной действительностью. Это мировоззрение отличало глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой стороны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разрешения противоречий бытия и понимание невозможности этого (разрыв между идеалом и действительностью). Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся в николаевскую эпоху. В его поэзии основной конфликт романтизма -- противоречие между идеалом и действительностью -- достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в. Тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире -- ключевая в творчестве Лермонтова. Раскрытию этой темы и подчинено все богатство поэтических образов, мотивов, художественных средств, все многообразие мыслей, переживаний, чувств лирического героя.
Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова: тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества); тема одиночества (мотив непонятости , усталости и безысходности); тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом); тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души); тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания); тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков ); тема избранности (судьба поэта и его творений). Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения .
В лирике Лермонтова звучит тоска по гармонии, счастью, спокойствию, которые поэту кажутся недосягаемыми. Много стихов Лермонтов посвятил природе. В его стихах показан широкий пейзаж, который достигает неизмеримого пространства. Но лирический герой находится за пределами пейзажа, он там, где зритель. У Лермонтова природа и лирический герой всегда отдельно. Поэт показывает двусмысленность мира: это мир обыденности, что окружает поэта, и мир идеала, куда рвется его душа. В мыслях автор всегда стремится к чему-то постоянному и вечному. В изображении природы преобладают незаурядные слова и выражения. Таким образом природа превратилась в символ душевных переживаний, какой-то вечной тайны. В стихах о природе остро звучит мотив одиночества, как и в стихах интимной лирики. Темы лирики Теме поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов посвятил значительную часть своего творчества. Поэт в лирике Лермонтова традиционно противопоставлен толпе, он страдает от непонимания общества, но вместе с тем убеждён, что поэзия на заказ, угодная общественному мнению, не является истинным творчеством. Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова представлена в стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Смерть поэта», «Кинжал». Тема Родины раскрыта неоднозначно: поэт любуется родными пейзажами, восхищается славой военных побед России, черпает вдохновение в историческом прошлом родной страны, но осуждает настоящее, критикует самодержавие, высмеивает светское общество. Тема Родины представлена в следующих стихотворениях и поэмах: «Родина», «Листок», «Мцыри», «Как часто, пёстрою толпою окружён», «Нет, я не Байрон», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Прощай, немытая Россия…», «Кавказ», «Вечер после дождя», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…».
Философская лирика поэта отличается ощущением трагической двойственности человеческой души и тесно связана с мотивом выбора между добром и злом. К философской лирике Лермонтова можно отнести стихотворения «Молитва», «Мой демон», «Демон», «Ангел», «Выхожу один я на дорогу» и многие другие. Любовной лирике Лермонтова присуще ощущение разочарования, одним из самых частых является мотив страдания от неразделённой или ушедшей любви: лирический герой мучается от равнодушия, жестокости или измены возлюбленной. Тема любви представлена в стихотворениях «Я не унижусь пред тобою…», «У ног других не забывал…», «Любовь мертвеца», «Пусть я кого-нибудь люблю».
Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека -- глубокий и противоречивый. Так, в поэме «Демон» трагедия главного героя не столько в том, что он отвергнут Богом и обречен на одиночество, сколько в том, что в его душу вошло зло и стало управлять им. Сюжет произведения развивает именно движение добра и зла внутри героя. Демон мстит не Богу, а миру, созданному Богом. Демон хочет абсолютной гармонии (то есть как бы добра) -- и при этом отрицает все, в чем есть недостатки, то есть реальную земную жизнь. В поэме звучит мысль о том, что индивидуализм несет гибель, что возрождение возможно лишь через любовь. Исследованию внутреннего мира человека посвящен и роман «Герой нашего времени». Важен в произведениях Лермонтова такой мотив, как, с одной стороны, -- ощущение «необъятных сил» человеческой души, а с другой -- ненужность, напрасность активной деятельности, самоотдачи. Например, в стихотворении «Пророк» и в поэме «Мцыри» прославляются могущество воли, мятеж, борьба, к каким бы трагическим результатам они ни вели. Стремление к свободе у героев Лермонтова сочетается с крушением иллюзий. Герой его не приспособлен к тому миру, в который стремится.
Тема неприятия современного общества звучит, например, в драме «Маскарад». В ней показано губительное влияние «света» на души людей. Главный герой драмы Арбенин одновременно и преступник, и жертва. Он отрицает «свет», но живет по его законам. В результате губит невинную жену, так как не верит в естественные чувства, которые сохранила Нина вопреки светскому окружению. Любовь, чистота души, ум, чуждый расчету -- вот мера оценки характеров в драме. С темой современного общества связано и стихотворение «Дума» -- размышление поэта о судьбе своего поколения, о его безразличии к жизни, бездуховности , разочарованности. С неприятием бездушного света созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен...», « Валерик »). Жажда героического действия слышна в произведениях, посвященных славной истории России. Например, «Песня про купца Калашникова» о временах Ивана Грозного, в которой герой отстаивает не только свои честь и достоинство, но и общенародные моральные права. А в стихотворении «Бородино» лирический герой вспоминает о той славной поре национальной истории, когда весь народ поднялся на отпор врагу и каждый ощущал себя богатырем.
Тема Родины В поэзии Лермонтова Россия многогранна. Это и жандармская империя, как в стихотворении «Прощай, немытая Россия», где поэт утверждает, что нравственные пороки общества зависят от общественного строя, и страдающая народная Россия. О своей «странной» любви к крестьянской России, ее неброской красоте, ее быту рассказывает поэт в стихотворении «Родина». «Патриотизм Лермонтова -- истинный и разумный», -- считал критик Н.А. Добролюбов. Тема любви Любовь лирического героя Лермонтова -- сильное, но часто скорбное и безответное чувство. Поэт пишет о трагической невозможности счастливой любви. В таких произведениях, как «В полдневный жар в долине Дагестана...», «Расстались мы, но твой портрет...», Лермонтов продолжает тему обреченности человека на одиночество, невозможности соединения с «родной душой». И любовь пробуждает глубокие и светлые чувства: трогательная забота о любимой слышится в лермонтовской «Молитве» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою...»).
Тема поэта и поэзии Утверждением мысли о значительности роли поэта в жизни общества стало стихотворение «Смерть Поэта», с которого началась всенародная известность Лермонтова (так ярко и полно отразил он гнев и боль людей, вызванные гибелью Пушкина). Убийство Пушкина (Поэта) -- народная трагедия, в которой виноваты и заезжий иностранец, и «жадная толпа» («свет»), не способные оценить талант поэта, «славу» страны. В стихотворении «Поэт» Лермонтов напоминает о высоком назначении поэта, который своей творческой «властью» должен объединять людей «во дни торжеств и бед народных», пробуждая в них «благородные мысли». В стихотворении «Пророк» осмысливается судьба поэта, утверждается, что яркая, одаренная личность обречена на непонимание и враждебность общества. Поэтому единственный суд, который должен признавать человек, наделенный поэтическим талантом, -- суд совести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку-путешествию "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова".
Презентация к уроку помогает учащимся лучше ориентироваться в материале, обогащает урок....

Тема урока: «Введение новой лексики по теме «Профессии». Класс: 4 к УМК Вербицкой М.
Тема урока: «Введение новой лексики по теме «Профессии».Класс: 4Цели:Образовательная: — введение новых лексических единиц по теме «Профессии»;— освоение общего и специального вопроса .Развивающая:— ра...

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова для студентов 1 курса СПО с аннотацией, задачами, сответами....
Тема "маленького человека" в творчестве А. П. Чехова
Тема "маленького человека" в творчестве А. П. Чехова...

Урок - литературная гостиная "Творчество М.Ю. Лермонтова"
Литературная гостиная - одна из форм проведения внеклассной работы, позволяющая создать атмосферу возвышенной поэзии, музыки. Это позволяет студентам почувствовать некую сопричастность к высокому иску...

Рецензирование Методической разработки практического занятия по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека для конкурса педагогического мастерства «Призвание 2024»
РЕЦЕНЗИЯна методическую разработку практического занятия преподавателяГосударственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы«Медицин...

Рецензирование Методической разработки преподавателя электронного образовательного материала по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека для конкурса педагогического мастерства «Призвание 2024»
РЕЦЕНЗИЯна электронный образовательный материал преподавателяГосударственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы«Медицинский колл...