Инновационная деятельность современного преподавателя в рамках профессиональной аттестации
статья

Хоменко Татьяна Викторовна

В современных условиях реформирования нашего общества важнейшую роль приобретает работа с молодёжью, особенно в профессиональных учебных заведениях. Подготовка гражданина, специалиста, воспитание личности является одним из приоритетов государственной политики. Не случайно за последние годы вышел целый ряд постановлений Правительства России, направленных на улучшение работы с молодёжью, на повышение качества воспитания в профессиональных учебных заведениях, особенно в системе среднего профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 ГАПОУ  РБ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА»

  «Совершенствование форм и методов воспитания в СПО»

Выполнила:

Сучкова Татьяна Викторовна,

преподаватель специальных дисциплин,

первая квалификационная категория,

     ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

Селенгинск

2022

Содержание

Введение

3

1

Педагогический опыт применения метода проектов в воспитательной работе СПО

7

1.1

1.2

Сущность,        структура        и        классификация        проектов        в воспитании

Воспитание обучающихся в процессе реализации проектов в учреждении СПО как педагогическая проблема

7

14

2.

Методические        рекомендации        по                     использованию проектной методики и оценка результатов и эффективности воспитательной работы в организациях СПО

24

2.1

Социально-педагогический анализ существующей системы воспитательной работы в ГАПОУ РБ «Политехническом техникуме»

24

Заключение

42

Список использованных источников

45

Приложение

 48

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях реформирования нашего общества важнейшую роль приобретает работа с молодёжью, особенно в профессиональных учебных заведениях. Подготовка гражданина, специалиста, воспитание личности является одним из приоритетов государственной политики. Не случайно за последние годы вышел целый ряд постановлений Правительства России, направленных на улучшение работы с молодёжью, на повышение качества воспитания в профессиональных учебных заведениях, особенно в системе среднего профессионального образования.

 Актуальность проблемы и темы исследования. В Концепции модернизации Российского образования до 2020 г. отмечается, что обществу нужны современно образованные, профессионально-нравственные молодые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. В основу для развития системы образования в целях профессионального образования таких работников должны быть положены принципы            проектной  деятельности.

Исходя из вышесказанного, актуальность исследования на социально- педагогическом уровне обусловлена необходимостью модернизации экономики, обусловливающая динамику роста производства и социального развития общества совершенствованием образования. В современной педагогической практике апробировано множество форм и методов обучения и воспитания, но развитие образовательной среды, которое должно осуществляться через создание воспитывающих ситуаций, обеспечивающих разнообразную творческую проектную деятельность, пока недостаточно обосновано в педагогической науке.

 

Цель исследования – разработать модель управления воспитательной работой в учреждении СПО на основе метода проектов.

Объект исследования – воспитательная работа в ГАПОУ РБ «Политехническом техникуме».

Предмет исследования – освоение метода проектов в воспитательной работе техникума.

Гипотеза исследования: применение метода проектов в воспитательной работе в организациях СПО существенно улучшит воспитательный процесс по сравнению с традиционной методикой воспитания, при условии:

- выявления педагогических возможностей реализации проектного подхода для повышения результативности и эффективности воспитательной  работы образовательной организации  СПО;

- разработки и  осуществления проектного подхода, в соответствии с которым обучающиеся играют активную субъектную роль в воспитательных мероприятиях образовательной организации СПО;

- реализации метода проектов как целостной педагогической модели, в которой педагоги и обучающиеся осознают цели, принципы, структуру, руководствуясь в   совместной   деятельности личностными  смыслами и коллективными значениями;

- разработки  и экспериментальной проверки  результативности и эффективности модели управления воспитательной работы в образовательной организации СПО используя метод проектов.

Для достижения цели исследования, проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:

1. Выявить педагогические возможности реализации проектного подхода в  воспитательной работе образовательной организации СПО.

2.    Выявить, определить и обосновать педагогические условия разработки и реализации проектного подхода, в соответствии с которым обучающиеся играют активную субъектную роль в воспитательных мероприятиях образовательной организации СПО.

3.  Рассмотреть структуру и классификации проектов в воспитании.

4. Разработать  и экспериментально проверить   результативность и эффективность модели организации воспитательной  работы в образовательной организации СПО.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы – изучение и анализ философской и педагогической литературы, раскрывающей сущность рассматриваемой проблемы; понятийно-терминологический анализ базовых определений исследования, эмпирические методы – наблюдение,   метод экспертной оценки, документальный, обработка и представление результатов опытно-поисковой работы; проектно-экспериментальные – проектирование и моделирование педагогических  объектов.

Опытно-поисковой базой исследования явилось ГАПОУ РБ «Политехнический техникум». В проведении опытно- поисковой работы приняли участие  325  обучающихся первых–вторых курсов различных специальностей и 25 преподавателей. Пять преподавателей как наиболее компетентные вошли в экспертную группу.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Уточнены и скорректированы понятия:

«Метод  проектов» – педагогическая технология, включающая активную целенаправленную деятельность обучающихся, которая направлена на формирование личностных качеств обучающихся в результате совместной деятельности.

  1. Определены критериальные показатели, отражающие эффективность педагогических условий разработки  и   реализации   проектного подхода в воспитательной работе организаций СПО, к которым относятся: степень активности и инициативности обучающихся, степень самостоятельности, степень сплоченности, степень ответственности, уровень воспитанности.
  2. Спроектирована структурно-функциональная модель управления воспитательной работой СПО на основе метода проекта.
  3. Определены личностные качества обучающихся, формирующиеся в результате овладения общих компетенций на основе спроектированной модели воспитательной работы в организациях СПО.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предложена и апробирована на практике структурно-функциональная модель совершенствования воспитательной  работы. Расширены    представления   о педагогических возможностях проектного подхода в воспитании молодого поколения, обеспечивающего формирование общих компетенций и значимых личностных качеств обучающихся.

1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СПО

1.1 Сущность,  структура  и  классификация  проектов   в воспитании

Проект предусматривает преобразование окружающей среды и самих обучающихся, но результат заранее нельзя предугадать с точность, но тем не менее проект гораздо более предпочтителен, чем другие формы воспитательной работы. Потому что эта форма развивает субъектность, т.е. активную, самостоятельную деятельность обучающихся по преобразованию окружающей среды и самих себя. Формирование субъектности и составляет сущность проектов в образовании.

Воспитательный проект - это синтез педагогических технологий, приемов и методов, созданный для реализации воспитательных целей.

На сегодняшний день актуальность модернизации содержательного аспекта воспитательного взаимодействия обучающихся является приоритетным направлением в образовании. Наиболее эффективно данную проблему можно решить за счет организации компетентностного подхода в воспитании, прогрессивные    образовательные    технологии и методы, к которым можно отнести метод проектов. Невозможно освоить компетенции, будучи объектом, потому что владение (комплексное поведение) не формируются в несубъектной позиции.

Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности обучающихся, гибкой организации процесса воспитания. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию субъектной личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности. Реализация   ключевых  компетентностей  через проектную деятельность  позволит обучающемуся  успешно     адаптироваться в условиях либеральной экономики, смены технологий и динамичного развития социальных отношений. Реализация воспитательного воздействия осуществляется посредством следующих компетенций

Нормативно- правовая компетенция

- знание законодательства о современном образовании;

- нормативно-правовое        обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя; умение применять правовую базу о защите детства.

Данная компетенция обязательна для подготовки и осуществления проектов, она обеспечивает внешний локус контроля, т.е формирует легальность деятельности, осознание законности.

Аналитическая компетенция

- обучение анализу воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;

- реализация мониторинга по изучения актуальных проблем личностного развития обучающихся в едином воспитательном пространстве.

Эта компетенция также обязательна для подготовки и осуществления проектов, она является переходной от объектной к субъектной позиции обучающегося. Обучающийся с помощью этой компетенции осваивает окружающий мир и свою позицию в этом мире, с точки зрения удовлетворения своих потребностей.

Социально-педагогическая компетенция

- создание опыта взаимодействия субъектов воспитательного процесса; поддержание партнерских отношений с семьей обучающихся;

- формирование        социально-психологического климата, способствующего всестороннему развитию личности обучающегося.

Наличие этой компетенции говорить о педагогическом мастерстве, т. е развитом умении организовывать воспитательную работу на основе проектов педагогами.

Социо - культурная компетенция

-  изучение потребностей, интересов и желаний  обучающихся в организации и проведении внеурочных мероприятий;

- сохранение и обогащение опыта культурной и духовной жизни нации.

Компетенция здоровьесбережения

- разработка совместно с администрацией образовательного учреждения программ развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

- овладение технологиями просвещения обучающихся в области здорового образ жизни. Объект он не будет заботиться о своем здоровье, он считает что здоровье обеспечивают медицинскими учреждения, а субъект он активно занимается здоровьем, ведет активный образ жизни и вовлекает в этот процесс других обучающихся.

Учитывая требования ФГОС освоения основной профессиональной программы специальностей СПО, выпускники должны овладеть общими и профессиональными компетенциями. Профессиональные компетенции обучающиеся   учреждений   СПО формируют при изучении профессиональных модулей, однако акцент на освоение общих компетенций, как правило, в урочной форме занятий не делается. Таким образом, актуально и целесообразно возложить формирование общих компетенций на внеурочную деятельность, применяя метод проектов.

В воспитательных  проектов:

  1. «Проекты игр» также нашли свое применение, примером могут быть проекты в формате квеста, которая является самой популярным жанром игр у современной молодежи. Игра в жанре квеста развивает организаторские, коммуникативные способности обучающихся, что стимулирует общение и служит  хорошим  способом    сплотить    играющих.   Погружение в происходящий сюжет игры позволяет участникам активно включиться в деятельность, способствуют развитию аналитических способностей, развитию фантазии,   воображения   и   творчества   участников.   Проекты в формате квест-игры позволяют развивать положительные качества личности, как: активность, инициативность, самостоятельность, патриотизм, коллективизм.
  2. «Экскурсионные проекты» предполагают целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Примером данного вида проектов может быть «Проект виртуальной экскурсии по образовательной организации», способствующий развитию творческой активности обучающихся, создания атмосферы сопричастности к жизни образовательного учреждения и сформирования личных качеств обучающихся: отзывчивость, креативность, высокая степень личной ответственности. В рамках профессионального образования экскурсионным проектом могут быть экскурсии по организациям, соответствующих профилю специальности, которые формируют активную гражданскую позицию и интерес к выбранной профессии, ответственность, трудолюбие, самоопределение.
  3. «Повествовательные проекты» - разрабатывая их, обучающиеся ставят цель «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной. Примером может быть проект, направленный на просветительскую работу с обучающимися через видеолекции, видеоролики с участием специалистов по профилактике различных заболеваний, а также распространение   печатной  продукции  о  здоровом   образе жизни. В результате у обучающегося формируются волевые качества личности, проявляющиеся через заботу о здоровом образе жизни.
  4. «Конструктивные проекты» - нацелены на создание конкретного, полезного продукта. Например, проекты создания компьютерных или образовательных программ, с целью обучения людей компьютерной грамотности, воспитывают у обучающихся такие качества как: коммуникабельность, самосовершенствование в области профессионального воспитания.

По виду целевой установки (У.Х. Килпатрик):

  1. Созидательный цель – практическое выполнение и использование;
  2. Потребительский цель – развитие потребительских качеств личности;
  3. Интеллектуальный  цель – развитие мышления;
  4. Проект-упражнение, направленный на выработку определенных умений и навыков.

По степени реализации (А.И. Парамонов):

  1. Учебный  -  не предполагается реализация проекта или идея проекта нереализуема;
  2. Длительностный -  есть реальный план реализации или уже сделаны попытки реализации.

По доминирующему виду деятельности (Е.С. Полат):

  1. Исследовательские проекты – предполагают аргументацию актуальности темы,   определения   проблемы,   предмета,   объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента.

Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов  и  обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования;

  1. Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн-петли» определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.);
  2. Приключенческие (игровые) проекты – предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д. Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью;
  3. Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечный фонд, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях);
  4. Практико-ориентированные проекты – проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Вывод:    Рассмотрев     структуру     и     классификацию     проектов в воспитательном процессе можно выявить, что формирование личностных качеств обучающихся возможны при использовании метода проектов. Используя различные виды проектов обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся,   которые   играют   активную   субъектную   роль в воспитательных   мероприятиях   образовательной   организации   СПО.      А реализация компетентностного подхода в воспитательной работе в сочетании с методом проектов, позволяет формировать не только общие компетенции, но и личностные качества обучающихся.

1.2 Воспитание обучающихся в процессе реализации проектов в учреждении СПО как педагогическая проблема

 Воспитание        обучающихся        в        процессе        реализации проектов в учреждении СПО как педагогическая проблема. Воспитание, согласно закона об образовании в РФ – «Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

С позиций личностно-ориентированного подхода, дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения.

Независимо  от  особенностей  трактовки  понятия «воспитания», в педагогической науке не вызывает сомнения вопрос о зависимости процесса воспитания, его целей, задач и содержательных направлений от социально- экономических и культурно-нравственных особенностей развития общества. Во многом это связано с тем, что духовно-нравственное становление детей и молодёжи, их жизненное самоопределение - важнейшая составляющая общественного развития.

Современное состояние социально-экономической сферы России характеризуется рядом особенностей   и   тенденций   (как   позитивного, так и негативного характера), определяющих требования к подготовке специалистов среднего звена, в том числе к уровню и качеству их воспитанности.

Во-первых,  возрастает   использование   специалистов среднего   звена в сервисном обслуживании населения (технический, технологический, информационный, транспортно-коммуникационный, социально-культурный сервис), где они являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы. Расширяется потребность в кадрах со средним профессиональным образованием в социальной сфере (пенсионное обеспечение, здравоохранение, культура и искусство, различные формы социально-психологической поддержки населения, реабилитационная деятельность, образовательные услуги, в том числе для лиц с особыми потребностями). Следовательно, всё большее число специалистов средней квалификации работает в системе профессий типа «человек-человек», что предъявляет новые требования к их общей и коммуникативной культуре.

Во-вторых, развитие малого предпринимательства не только расширяет сферу использования специалистов среднего звена, но и предоставляет им принципиально новые возможности самостоятельного создания рабочих мест для себя и других. Это требует от специалистов среднего звена таких качеств, как самостоятельность,   инициативность,    ответственность,  правовая и экономическая культура.

В-третьих, формирующаяся рыночная экономика способна занять лишь незначительную часть выпускников учебных заведений, что снижает экономический статус молодежи. Результат ликвидации института государственного распределения выпускников – высокий уровень безработных среди молодежи со средним и высшим профессиональным образованием. Следовательно, выпускник среднего профессионального учебного заведения должен иметь комплекс личностных качеств, обеспечивающих его конкурентоспособность – готовность к самообразованию, профессиональную мобильность и т.д.

В-четвёртых,  развитие   социокультурных   процессов приводит к формированию нового потребителя среднего профессионального образования,  для  которого  оно  носит  общепрофессиональный  характер в соответствии с индивидуальными возможностями и запросами. В этом случае среднее профессиональное образование выполняет функцию повышения уровня воспитанности личности.

Сказанное означает, что воспитательные задачи среднего профессионального образования по формированию общекультурного уровня выпускника нацелены модель опережающего образования, в основе которой лежит развитие личности обучающегося. Таким образом, увеличивается роль среднего профессионального образования в становлении духовных идеалов молодежи, оказании ей помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта. А значит, в такой же степени возрастает роль воспитания в среднем профессиональном образовании.

Появилось новое поколение студенческой молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами, что непосредственно отражается на воспитательной работе. На сегодняшний день можно выделить некоторые особенности современных подростков и соотнесем их с теми формами воспитательной работы, которые в наибольшей степени соответствуют данным особенностям:

1.  Сформировано «клиповое» сознание, не могут воспринимать непрерывно большой поток информации (формы: пром-акции, пиар-акции, тематические акции, акции на интернет-сайтах и форумах, блиц-турниры);

2.  Визуальное восприятием действительности (коллаж, информ-релиз, выставки художественных и фоторабот студентов);

3. Подражание сопровождается самостоятельными суждениями, носит избирательный характер (ринг, наедине со всеми, встречи с интересными людьми);

4. Любознательность, потребность в приключении,    стремление к неизвестному, рискованному. (квест-игра, пейнтбол);

5. Потребность в движении (флешмоб, спортивные соревнования, конкурсы, проекты, секции);

6.  Потребность в радости (дискотеки, конкурсы, шоу-технологии, бенефис, ток-шоу, праздники, тематические вечера);

7.    Потребность в проявлении инициативы, созидательности (защита проектов, акции, кружки);

8. Общительность, событийность, соревновательность (театрализованное шествие, тимбилдинг, он-лайн путешествия, виртуальные экскурсии, фестивали);

9  Субъектные взгляды, умение отстаивать свою позицию (дискуссионные качели, дебаты, круглые столы, турнир ораторов, открытая кафедра);

10. Потребность в уважении, доверии, признании, самостоятельности (клуб, совет студенческого самоуправления, психологические студии, тренинги);

11. Критическое мышление (конференции, деловые игры, мозговой штурм, сократовская беседа).

Неблагоприятной остаётся динамика развития таких социально опасных явлений, как наркомания и алкоголизм. На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей. Изматывающая вынужденная сверхзанятость родителей, направленная на поиск заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности, существенно осложняют взаимоотношения родителей и детей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения. Следовательно, воспитательная работа в образовательной организации СПО должна быть направлена на компенсацию недостатков воспитания в семье и в социуме. Поэтому важнейшей составляющей воспитания обучающихся образовательной организации СПО становиться студенческое самоуправление, способствующее созданию условий для личностного роста учащихся.

Принимая и реализуя управленческие решения вместе со студентами, администрация приобретает в их лице мощную поддержку. Студенческое самоуправление это одно из условий реализации творческой активности и самодеятельности  учебно-познавательном,    научно-профессиональном и культурном отношении.

Большое значение имеет организация самостоятельной работы студентов по учебным дисциплинам, так как при этом воспитывается сознательное отношение обучающихся к овладению теоретическими и практическими знаниями. По  словам Т.В.   Вторушина, «воспитание гражданственности и патриотизма начинается с привития любви и уважения к своему учебному заведению и его традициям».  

Учитывая социально-экономические требования к уровню и качеству воспитанности обучающихся, а также особенности подростков, можно сказать, что применение проектного подхода в области воспитания как никогда актуальны в современных условиях. Метод проектов за счет создания потенциально новых форм   воспитательной работы совершенствует   ее.      В проекте обучающиеся становятся субъектами, создаются благоприятные условия для лидерства, таким образом, предусматривая активную субъектную роль их в воспитательном процессе.

Используя метод проектов в воспитательной работе возможно оценить результативность и эффективность воспитания обучающихся в процессе реализации проектов.

Под результатом воспитательного процесса можно понимать достижение целей и задач воспитательной работы образовательной организации, которые могут быть отнесены к различным группам:

1.Воспитательные задачи – направлены на изменения личностных качеств обучающихся, их личностный рост. Воспитательные результаты решения этих задач проявляются в знаниях обучающимися норм поведения и желании следовать им, в реальных поступках. Результаты воспитания трудно выявить в «чистом виде», их можно обнаружить с помощью специальных методик.   Уровень воспитанности позволяет выявить меру соответствия благоприятных изменений в личности обучающегося запланированному воспитательному результату и таким образом, – степень реализации цели и задач воспитательной работы образовательной организации.

2. Задачи деятельности – связаны с созданием чего-либо, имеющего материальную, практическую и социально-культурную ценность. Результаты деятельности, напротив, можно видеть, пользоваться ими, они имеют количественные характеристики (создан музей, выпущено пять студенческих газет, проведено десять спортивных мероприятий, посажено двадцать деревьев).

3.Управленческие задачи – ориентируются на совершенствование структуры управления воспитательной работы. Результаты управления воспитательным процессом выражены в улучшении условий и способов организации работы, в создании или развитии структурных подразделений в области воспитания (кружков, секций, клубов, отрядов).

Под эффективностью воспитательного процесса следует понимать степень достижения запланированного результата и затраченные при этом педагогические усилия и средства. Для оценки эффективности воспитательной работы используются соответствующие показатели и критерии. Под критериями эффективности воспитания следует понимать соотношение затраченных усилий в процессе достижения заранее запланированного результат в уровне сформированности различных качеств личности.

В процессе   составления   воспитывающих   проектов   исходили,   что в процессе реализации одного проекта должно сформироваться несколько компетенций. Так например, проект  19.02.10 «Технология продукции общественного питания», посвященный презентации специальности, реализуемой образовательной организацией позволяет формировать следующие компетенции.

 Компетенция ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Компетенция ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Компетенция   ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Компетенция ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Компетенция ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Компетенция ОК 6  Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями  

Компетенция   ОК 7     Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Компетенция  ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Компетенция  ОК 9   Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Представленная модель – это один из вариантов организации воспитательной деятельности с помощью проектов в организациях СПО. Она включает в себя «портфель» проектов, который представлен в виде программ воспитания по видам деятельности и отдельно реализуемые проекты, схема которой представлена на рисунке 1.

Направления воспитательной работы        Обучающиеся СПО        Проекты

Рисунок 1. Модель воспитательной работы на основе метода проектов

Выводы: 1. Результативность применения метода проектов проявляется в развитии личностных качеств обучающегося: самостоятельности, инициативности, ответственности.

2. Эффективность применения метода проектов в воспитательной работе заключается в более высоком уровне развития личностных качеств обучающегося по сравнению с традиционными занятиями, где не применялся метод проектов.

3. Выявлены проблемы воспитанности обучающихся, которые затрудняют применение метода проектов:

 − низкая общая и коммуникативная культура обучающихся;

 − низкий уровень развития таких личностных качеств, как: самостоятельность, инициативность, готовность к инновациям, ответственность, конкурентоспособность, самообразование, профессиональная мобильность, правовая и экономическая культура.

 4. Результаты воспитательной работы – это достигнутые цели и задачи, а эффект – это затраты временных, людских и материальных ресурсов на то, чтобы достигнуть запланированного результата. Это ответ на вопрос: какие ресурсы затрачены, чтобы в результате работы над проектом обучающиеся приобрели положительные личностные качества. Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность направлена на развитие личностных качеств обучающихся, т.е. имеет ярко выраженное воспитательное значение.

2.      МЕТОДИЧЕСКИЕ        РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

2.1. Социально-педагогический анализ существующей системы воспитательной работы в ГАПОУ РБ « Политехническом техникуме»

В основу воспитательной работы техникума положено идея воспитания у молодежи      рефлексивного,       творческого,       нравственного       отношения к собственной жизни, умение соотносить ее с жизнью других людей, а также гармонически профессионального развития личности, ориентированной на самоопределение в обществе и самореализацию.

Свою историю Политехнический техникум начинает с 1979 года, когда было создано ГПТУ- 22. В 1991 году преобразовано в ВПУ -22, в 2001 году ВПУ -22 преобразовано в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 22 и в 2007 году переименовано в ГОУ СПО «Политехнический техникум». Постановлением Правительства Республики Бурятия № 513 от 30.12.2009 г. создано Автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования путём изменения типа существующего ГОУ СПО «Политехнический техникум», 1 апреля 2010 г. – АОУ СПО РБ «Политехнический техникум». В 2011 г. - АОУ СПО РБ "Политехнический техникум" реорганизован путём присоединения "Каменского техникума строительства и предпринимательства". Создан филиал в п. Каменск. 2016 г - ГАПОУ РБ "Политехнический техникум".

Возглавляет техникум О.В. Якимов – кандидат педагогических наук, почётный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, заслуженный учитель Республики Бурятия, лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области образования за 2016 год.

Политехнический техникум - это современный многопрофильный учебно-производственный центр органично сочетающий учебный процесс, производственную деятельность и широкий комплекс образовательных услуг. В настоящее время в учреждении обучается 560 человек на очном и заочном отделении. В техникуме ведётся подготовка студентов по строительному, технологическому, техническому профилям.  Техникум  в целом удовлетворяет запросы обучающихся и родителей.  Обучающиеся техникума  участвуют в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.  

В целом коллектив достаточно стабилен, профессиональный уровень педагогических кадров достаточно высокий. Обновление состава происходит за счет притока молодых педагогов. Для анализа существующей системы воспитательной работы в техникуме был проведен SWOT – анализ (Таблица 1).

Таблица 1 – SWOT – анализ состояния воспитательной работы техникума  

Возможности (О)

  1. Расширение связей с общественностью, поиск социальных партнеров, спонсоров.
  2. Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов работы
  3. Создание информационной сети в образовательном учреждении

 Возможны        самовоспитание        и   самокоррекция по средствам активизации работы студенческого совета

Угрозы (Т)

  1. Недостаточность        педагогической и коммуникационной культуры
  2. Отсутствие в штатном расписании педагогических ставок руководителей военно- патриотического клуба, волонтерского отряда и др.
  1. Трудности в преодолении пассивности обучающихся, сформированная в результате применения традиционных форм и методов воспитания

Сильные стороны (S)

  1. Стабильный        коллектив,        в        котором работают выпускники техникума
  2. Существует        студенческий           совет техникума
  3. Существуют органы самоуправления в группах (старосты) 

Слабые стороны (W)

  1. Низкая мотивация к урочной и внеурочной деятельности
  2. Низкая степень активности обучающихся в жизнедеятельности техникума
  3. Недостаточная        материально-техническая база образовательной организации
  4. Неинформированность        техниума о внутренних и внешних мероприятиях
  5. Недостаточное включение преподавателей в        реализацию        прогрессивных, образовательных проектов
  6. Недостаточное количество подпрограмм, относящихся    как    к    внеурочной,     так и к научно-исследовательской

деятельности  обучающихся

  1. Слабая организация работы с органами самоуправления в группах, студенческим советом, группы

На основании проведенного анализа необходимо разработать следующие меры по повышению эффективности воспитательного процесса в техникуме, направленного на воспитание активной, духовно-нравственной личности:

  1. Усовершенствовать структуру управления воспитательным процессом;
  2. Разработать модель управления воспитательной системы образовательного учреждения на основе его сильных и слабых сторон;
  3. Разработать информационную базу воспитательного процесса, которая обеспечивала бы эффективную коммуникационную связь между преподавателями, кураторами, обучающимися и родителями. 
  1. Моделирование воспитательной работы в организации СПО на основе метода проектов

Моделирование процесса управления воспитательной работы в техникуме, ориентировалось на реорганизацию самого процесса и перехода от традиционной системы управления к инновационной, на основе проектной методике. Процесс реорганизации воспитательной работы, представлен на рисунке 2.  

Программы воспитательной работы  по направлениям деятельности

Рисунок 2. Модель воспитательной работы организаций СПО на основе метода проектов

Проект гражданско-патриотического воспитания «Во мне живет Родина!»

Цель проекта - создание условий для развития чувства патриотизма и гражданской солидарности, осознания себя гражданином России, понимания социальной значимости выбранной профессии на основе принятия национальных базовых ценностей не менее, чем у 100% обучающихся ГАПОУ РБ «Политехнический техникум» через вовлечение их в студенческое объединение, с целью организации и проведения мероприятий гражданско- патриотической направленности.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформировать у студентов осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.
  2. Сформировать у студентов профессионально значимые качества, умения и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  3. Сформировать у студентов навык участия в проектных мероприятиях для повышения уровня гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Формы реализации модуля:

  • изучение учебных дисциплин (междисциплинарных курсов, профессиональных модулей)
  • проведение кураторских часов
  • информационные беседы со студентами по вопросам духовно- нравственного, патриотического и правового воспитания
  • просмотр документальных (художественных) фильмов духовно- нравственной, патриотической тематики в рамках часов куратора с последующим обсуждением в студенческих группах
  • проведение тематических книжных выставок
  • проведение экскурсий в музеи района и республики
  • участие в районных, республиканских, всероссийских митингах, акциях, приуроченных к памятным датам России
  • проведение встреч с ветеранами войны и труда, с представителями правоохранительных органов
  • групповые проекты патриотической направленности

Проект спортивного и здоровьесберегающего воспитания «ФизРост!»

Цель проекта - создание оптимальных и психологически безопасных условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья, формирование здорового образа жизни обучающихся путем создания студенческого спортивного клуба не менее, чем у 95% обучающихся техникума к 2024 году.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Сформировано ответственное отношение к своему здоровью и потребности в ЗОЖ у 90% обучающихся.
  2. Успешное функционирование студенческого спортивного клуба.
  3. В деятельность студенческого спортивного клуба вовлечено не менее 95% обучающихся к концу 2024 года.
  4. Не   менее   70%        обучающихся принимают участие не менее, чем в трех мероприятиях проекта.
  5. Ежегодно в студенческом спортивном клубе ведут свою деятельность не менее 3 спортивных секций.
  6. Организовано и проведено не менее 10 мероприятий спортивной направленности, с участием не менее 60 % обучающихся

Формы реализации модуля:

  • студенческие спортивные клубы
  • кураторские часы
  • проведение спортивных мероприятий в техникуме
  • участие в спортивных мероприятиях района, республики
  • организация секционной работы
  • проведение спартакиады техникума
  • проведение декады ФиС «Все на ГТО!»
  • проведение дня здоровья

Проект по студенческому самоуправлению «Кто, если не ты!»

Цель проекта - развитие студенческого самоуправления, формирование собственной активной социальной позиции, навыков ведения переговоров, развитие компетенций командообразования, расширение участия обучающихся в управлении общественными делами не менее, чем у 50% обучающихся техникума к концу 2024 года.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Успешное функционирование студенческого совета.
  2. В деятельность студенческого самоуправления и волонтерского движения вовлечено не менее 50 % к концу 2024 года.
  3. Не менее 70% принимают участие не менее, чем в трех мероприятиях проекта.
  4. Ежегодно проводится не менее 5 мероприятий по развитию социальных компетенций и лидерских качеств обучающихся.
  5. Организовано и        проведено        не        менее        мероприятий        при участии членов  студенческого совета.
  6. Проводится ежегодный творческий конкурс групп нового набора «Посвящение в первокурсники» силами членов студенческого совета, закрепленных в качестве наставников.

Формы реализации модуля:

  • организация студенческого самоуправления в группе и в техникуме
  • проведение тренингов, семинаров, акций
  • совершенствование волонтерского движения«Viva-Vita
  • кураторские часы
  • проведение мероприятий различной направленности и творческих конкурсов среди студентов

Проект по экологическому воспитанию «GREENSTREET»

Цель проекта -эффективное содействие развитию и проявлению студентами экологической компетентности не менее, чем у 60% обучающихся техникума   к концу 2024 года.

Ожидаемые результаты программы:

  1. Успешное функционирование студенческого строительного отряда техникума и ТОС

«Студенческий»

  1. В деятельность студенческого строительного отряда и ТОС вовлечено не менее 60% к концу 2024 года.
  2. Сформировать навыки экологической и гигиенической грамотности не менее, чем у 90% студентов техникума к концу проекта.
  3. Не менее 100% принимают участие не менее, чем в трех мероприятиях проекта.
  4. Организовано и проведено не менее 10 мероприятий при участии членов органов студенческого совета, строительного отряда техникума и ТОС «Студенческий».

Формы реализации модуля:

- создание эко-групп на базе студенческих групп разных курсов

  • организация работы стройотряда ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
  • проведение инструктажей по ТБ и ОТ
  • кураторские часы
  • экологические мероприятия и акции
  • текущие и генеральные уборки

Проект по профессиональному самоопределению(развитие карьеры) «Траектория успеха»

 Цели проекта:

  1. Трудоустройство не менее 75% выпускников техникума в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности к концу 2023- 2024 года.
  2. Повышение качества мотивационной готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности не менее 80% выпускников техникума к концу 2023- 2024 года.

Задачи проекта:

  1. профессиональное консультирование и психологическая поддержка выпускников техникума;
  2. взаимодействие техникума с организациями, осуществляющими деятельность в сфере охраны здоровья;
  3. сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям, а также привлечение студентов выпускных групп к самостоятельному активному поиску будущего места трудоустройства;
  4. сотрудничество в рамках проведения практической подготовки, заключение целевых договоров на обучение с организациями осуществляющими деятельность в сфере охраны здоровья
  5. проведение мониторинга трудоустройства выпускников, анализ результатов, корректировка деятельности;
  6. проведение профориентационных мероприятий среди обучающихся общеобразовательных организаций РБ
  7. участие обучающихся техникума в мероприятиях профессиональной направленности

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Количество студентов, вовлеченных в конкурсы профессиональной направленности (предметные олимпиады, чемпионаты, конкурс профессионального мастерства и другие) всех уровней не менее 40%
  2. 70% обучающихся принимают участие не менее, чем в трех мероприятиях проекта ежегодно
  3. Наблюдается устойчивый рост количества обучающихся, самостоятельно организующих мероприятия профессиональной направленности на уровне техникума
  4. Доля мероприятий профессиональной направленности, составляет не менее 60% от общего количества
  5. Трудоустройство выпускников составляет не менее 75% (в том числе с учетом службы в РА)
  6. Мотивационная готовность обучающихся к будущей профессиональной деятельности составляет не менее 80%
  7. К концу 2023- 2024 года у 60% студентов сформированы компетенции в области управления личными финансами и организацией предпринимательской деятельности
  8. 10% студентов техникума участвуют в проектной и грантовой деятельности

Формы реализации модуля:

  • изучение учебных дисциплин (междисциплинарных курсов, профессиональных модулей)
  • прохождение учебной и производственной практик
  • кураторские часы
  • участие в движении WSR
  • проведение профориентационных мероприятий
  • участие в конкурсах профессионального мастерства
  • участие        в мероприятиях профессиональной направленности в техникуме и за его пределами
  • экскурсии на предприятия
  • участие в научно-практических конференциях
  • мероприятия, посвященные профессиональным праздникам
  • проведение предметных декад
  • участие исследовательской деятельности
  • участие в проектной и грантовой деятельности
  • участие в мероприятиях по финансовой грамотности

Проект по социально-психолого-педагогическому сопровождению «Я и   общество»

Цель проекта – создание благоприятной        социально-психологической среды для развития, саморазвития, социализации обучающихся; создание условий дл\я успешного обучения, охраны здоровья и развития личности, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

 1.90-100% обучающихся социализированы и адаптированы.

 2.Отсутствие правонарушений среди обучающихся.

Формы реализации модуля:

  • кураторские часы
  • диагностика обучающихся
  • совет по профилактике
  • психолого-педагогические консультации
  • участие в мероприятиях техникума
  • участие в районных и республиканских мероприятиях
  • круглые столы с социальными партнерами
  • участие в волонтерской деятельности
  • спортивные мероприятия

Проект по культурно-творческому направлению «Творческий лифт»

Цель проекта - создание оптимальных условий для формирования, развития и становления социально-активной, творческой, инициативной личности путем вовлечения не менее 60% обучающихся техникума в творческую и культурно-досуговую деятельность к концу 2023- 2024 года

Ожидаемые результаты:

  1. Наблюдается устойчивый рост количества обучающихся, участвующих в культурно- творческих мероприятиях.
  2. Не менее 10% обучающихся принимают участие в городских и республиканских фестивалях и конкурсах.
  3. 60 % обучающихся ежегодно принимают участие не менее чем в 3мероприятиях Проекта.
  4. Ежегодно        проведено        не        менее        5конкурсов        творческой        направленности        среди обучающихся техникума.
  5. Организовано и проведено более 10 мероприятий в год творческой направленности, с участием не менее 60% обучающихся.
  6. Привлечено к реализации проекта не менее 3-х партнеров.

Формы реализации модуля:

  • творческие мероприятия в техникуме
  • кураторские часы
  • мероприятия, посвященные государственным праздникам
  • участие в мероприятиях районного, республиканского и всероссийского уровня
  • участие в мероприятиях РОО «совет директоров ПОО»

Оценка достижения обучающимися личностных результатов и сформированности общих компетенций проводится в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных настоящей программой и осуществляется в двух направлениях:

  • наличие условий для воспитания обучающихся: формирование воспитательного пространства и развитие образовательной (воспитательной) среды;
  • эффективность проводимых мероприятий, направленных на профессионально- личностное развитие обучающихся, формирование квалифицированных специалистов, готовых к самостоятельной профессиональной деятельности в современном обществе.

 Показатели внутренней оценки качества условий, созданных для воспитания обучающихся, эффективности реализации рабочей программы воспитания и оценка результативности воспитательной работы отражены в таблице 1. Оценка результативности воспитательной работы

Таблица 1. Оценка результативности воспитательной работы

Ключевые показатели

Ед. изм.

2021-

2022

2022-

2023

2023-

2024

1.Гражданско-патриотическое направление

Доля обучающихся проявляющих гражданско-патриотическую позицию и

демонстрирующих осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

%

70

90

90

Доля обучающихся с высоким Уровнем патриотического сознания

%

60

80

100

Доля обучающихся с активной

Гражданской позицией

%

60

80

100

Доля обучающихся с высоким уровнем культурно-исторических и духовных ценностей, способных противостоять идеологии терроризма и экстремизма

%

60

80

100

Доля обучающихся с высоким Уровнем социализации

%

60

80

100

Доля обучающихся с высоким уровнем правовой и политической

культуры

%

60

80

100

Доля обучающихся с высоким уровнем готовности выполнять

гражданский долг

%

60

90

100

Уровень        социальной        активности обучающихся        в        общественной        и профессиональной деятельности (низкий, средний, высокий)

%

С

С

В

Количество        студентов,        являющихся наставниками Проекта (чел.)

6

8

до 13

2.Спортивное и здоровье -ориентирующее направление

Доля обучающихся, умеющих использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе

Профессиональной деятельности

%

70

90

95

Доля обучающихся, принявших

участие в спортивных мероприятиях

районного и республиканского уровней

%

50

55

60

Результаты выступлений в республиканской спартакиаде(количество мест разного уровня)

шт.

10

Доля обучающихся, владеющих Культурным и нормами в сфере здоровья

%

25

40

60

Доля обучающихся, имеющих высокую мотивацию к здоровому образу жизни,

занятиям спортом

%

50

60

70

Доля обучающихся, регулярно занимающихся в спортивном клубе

%

95

95

95

Уровень социальной активности в спортивной жизни техникума (низкий,

средний, высокий)

%

С

С

В

Количество        студентов,        являющихся наставниками Проекта (чел.)

1

1

1

3.Студенческое самоуправление

Доля обучающихся, вовлеченных в волонтерскую деятельность

%

25

30

60

Количество обучающихся,

Зарегистрированных на платформе

«Добровольцы России»

Количество добровольческих событий,

мероприятий, инициированных органами студенческого самоуправления

ед

Доля обучающихся, имеющих Активную жизненную позицию

%

40

45

50

Доля обучающихся, вовлеченных в

деятельность общественных объединений

%

30

40

50

Уровень адаптации обучающихся в новом коллективе (низкий, средний, высокий)

%

С

В

В

Доля обучающихся, положительно

оценивающих результаты работы студенческого совета

%

65

75

90

Количество выполненных образовательной организацией мероприятий по студенческому самоуправлению по отношению к

запланированному количеству

7

8

10

Участие в конкурсе «Студент года»,

«Волонтер года» и пр.

чел

1

4

5

Ведение соц. сетей техникума (количество подписчиков)

19

20

22

Количество        студентов,        являющихся наставниками Проекта (чел.)

3

4

5

4.Экологическое (трудовое) направление

Доля обучающихся, умеющих

содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в ЧС

%

60

80

100

Доля обучающихся, обладающих навыками экологической культуры

%

60

80

100

Доля обучающихся, участвующих в экологических мероприятиях различного

уровня

%

25

30

70

Уровень социальной активности в общественной жизни и профессиональной деятельности побережному отношению к малой родине, родной земле (низкий,

средний, высокий

Н/С/В

С

В

В

Количество        студентов,        являющихся наставниками Проекта (чел.)

8

10

до 16

5.Профессиональное самоопределение (развитие карьеры)

Доля обучающихся, способных планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

%

50

70

75

Доля обучающихся, мотивированных к

дальнейшему самоопределению

%

60

70

75

Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях по

трудоустройству

%

-

-

75

Доля выпускников, трудоустроившихся по профилю полученной специальности

(в том числе службы в РА)

%

-

-

75

Количество мероприятий по профессиональной направленности

ед

16

20

25

Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях проекта (%)

%

Не

менее 70

Не

менее 70

Не менее 70

Доля обучающихся, принявших участие в профессиональных конкурсах разного

уровня.

%

10

10

20

Доля обучающихся с высоким уровнем

сформированности способности планировать

предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

%

50

75

90-100

Доля обучающихся с высоким уровнем сформированности навыков эффективного командообразования и

лидерских качеств

%

15

30

50

Количество бизнес-проектов,

разработанных обучающимися

ед

Количество        студентов,        являющихся наставниками Проекта

чел

6.Социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

Доля        обучающихся        с        высоким уровнем социализации и адаптации

%

70

90

100

7.Социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

Доля обучающихся, со

сформированными навыками духовно- нравственной культуры, ценностными ориентациями и мотивацией

наличностный рост

%

40

50

60

Доля обучающихся, проявляющих социальную активность в общественной

жизни и профессиональной деятельности

%

35

45

60

Доля обучающихся, принимающих участие в конкурсах и проектах различного уровня

по данному направлению

%

30

40

60

Количество проведенных

культурно-творческих мероприятий в техникуме с участием студентов группы

ед

10

10

10

Количество обучающихся, принявших участие в культурно- творческих мероприятиях различного

уровня

10

12

До 16

Доля обучающихся включенных в культурно-творческую деятельность

%

40

50

60

Количество        студентов,        являющихся

наставниками Проекта (чел.)

1

1

1

Количество        конкурсов        творческой направленности среди обучающихся

техникума

10

10

10

Вывод: Построенную модель воспитательной работы можно представить как целостную педагогическую модель, в которой педагоги и обучающиеся осознают цели и структуру, руководствуясь в совместной деятельности личностными смыслами и коллективными значениями, что подтверждает одно из положений гипотезы. В результате разработки и осуществления проектного подхода в воспитательной работе организаций  СПО можно сказать, что обучающиеся играют активную субъектную роль в воспитательных мероприятиях и реализуемых проектах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используя метод проектов, обучающиеся имели опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются     необходимые     умения     и     навыки     (умения     работать с информацией, умения планировать, распределять работу во времени, оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие).А также проекты дали возможность создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного, а успех придал уверенность в собственных силах, породил активность и способствовал саморазвитию.

Рассмотрев структуру и классификацию проектов в воспитательном процессе выявили, что формирование личностных качеств обучающихся возможны при использовании метода проектов. Используя различные виды проектов обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, которые играют активную субъектную роль в воспитательных мероприятиях образовательной организации СПО. А реализация компетентностного подхода в воспитательной работе в сочетании с методом проектов,     позволяет   формировать не   только     общие компетенции, но и личностные качества обучающихся.

Особенностью применения проектного метода в воспитании явилась активизация инициативной самостоятельной деятельности обучающегося, в результате которой формируется личностные качества воспитанника.

Было уточнение понятия «метода проектов» – педагогическая технология, включающая активную целенаправленную деятельность обучающихся, которая направлена на формирование личностных качеств обучающихся в результате совместной деятельности.

Метод проектов, как интерактивная педагогическая технология создала условия, необходимые для развития креативной личности, характеристиками которой можно считать: активность, решительность, высокая работоспособность, целеустремленность, коммуникабельность, уверенность в себе. Все эти качества личности обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

При анализе воспитательной работы в образовательном учреждении СПО, построенной на традиционной методике воспитания обучающихся, выяснили, что она не отражает современные тенденции развития российского профессионального образования. Устаревшие методы воспитания не позволяют развивать личность молодого, духовно-нравственного специалиста. Исходя из особенностей современных подростков, необходимо разработать модель управления воспитательной работы в организациях СПО, применяя интерактивный метод воспитания – метод проектов.

В процессе опытно-поисковой работы представлена модель воспитательной работы на основе метода проектов. Реализация представленной модели предполагает непосредственное управляющее воздействие на развитие свойств и качеств личности обучающегося в едином воспитательном пространстве. Построенную модель воспитательной работы можно представить как целостную педагогическую модель, в которой педагоги и обучающиеся осознают цели и структуру, руководствуясь в совместной деятельности личностными смыслами и коллективными значениями, что подтверждает одно из положений гипотезы.

В результате   разработки   и   осуществления   проектного   подхода в воспитательной работе организаций СПО можно сказать, что обучающиеся играют активную субъектную роль в воспитательных мероприятиях и реализуемых проектах. В результате реализации проектов, направленных на формирование личностных качеств обучающихся и в сочетаний с общими компетенциями. Определены показатели результативности и критерии эффективности проектной деятельности в воспитательной работе.

Результативность и эффективность проектного метода в воспитательной работе наглядно заметна, так как по большинству показателей видна положительная динамика перехода от низкого уровня к среднему, что доказывает подтверждение гипотезы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Москва: Просвещение, 1982. С.192.
  2. Васильев В.П. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации В. Васильев//Народное образование, 2008. №9. С. 177-180.
  3. Григорьева Н. В. Метод проектов в воспитательной деятельности как средство развития креативной личности в Иркутском колледже экономики сервиса и туризма // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II./ Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 36-38
  4. Гузеев В.В Проектное обучение как одна из интегральных технологий. (статья) Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2/ Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ/ Минск, РИВШ БГУ, 2013. С. 240.
  5. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения В.В. Гузеев//Директор школы, 1996. № 6.
  6. Даниленкова Г. Г. Педагогическое проектирование учебного процесса /Г.Г. Даниленкова//Сб. научн. ст./Калинингр. ун-т., 2008.
  7. Дьюи Дж. Методы проектирования/ Дж. Джонс //Москва: Мир, 1989. С. 326.
  8. Журавлева Л.А., Беликова Л.Ф., Хасанова И.И. Научно- методическое обеспечение воспитательного процесса в профессионально- педагогическом вузе: Практико-ориент. Моногр. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф-пед.ун-та, 2007. С 341.
  9. Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.практ. конф. / Научн. ред. Е. А. Омельченко. Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015.
  10. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003.
  11. Кириленко Т.В. Создание вариативной системы воспитания в учреждении СПО // Среднее профессиональное образование. 2006.№11. С. 911.7.Крылова М.Н. Методика профессионального обучения: практикум. Зерноград: Азово–Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО Донской государственный аграрный университет, 2014. С. 90.
  12. Кириленко Т.В. Создание вариативной системы воспитания в учреждении СПО/ Т.В. Кириленко //Среднее профессиональное образование, 2006.№11.С.9-11.
  13. Лазарев   Т.В.   Проектный   метод:   ошибки   в    использовании Т.В. Лазарев//Первое сентября, 2011. № 1. С. 9-10.
  14. Масленникова А.В. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация / А.В.Масленникова//Директор школы, 2004. № 7. С. 50-56.
  15. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении/ Г.Г. Митрофанова// Молодой ученый, 2011. №5. Т.2. С. 148-151.
  16. Менеджмент процессов. Под ред. Беккера Й., Вилкова Л. и др/ Москва, 2007. С 384.
  17. Методическое пособие. Проектная деятельность в учебном процессе// составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005.
  18. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд., испр. и доп. Москва: АРКТИ, 2005. С. 112.
  19. Моор М.В. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов/ М.В. Моор //Среднее профессиональное образование, 2012. №4. С. 92.
  20. Мазур И.И., В.Д. Шапиро, Н.Г Ольдерогге,А.В. Полковников. Управление        проектами        Современное        бизнес-образование Издательство: Омега-Л, 2013 г. С. 960.
  21. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя / Статья на сайте Московского института открытого образования. Статья на сайте        журнала        «Вопросы        интернет        образования». Попова Е.М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения обучающихся профессиональных образовательных учреждений: Автореф. дисс. канд.пед.наук: Москва, 2011. С. 24.
  22. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - Москва: АРКТИ, 2003. С.110.
  23. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1,

2004.

  1. Пивоваров М. А. Психолого-педагогические особенности воспитания
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"

ПРИЛОЖЕНИЕ А

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по образовательной программе среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

на период 2021 – 2024 учебный год

Но мер п/п

Содержание и формы деятельности

Участники

Место проведени я

Ответственные

Коды ЛР, ОК

Наименование проекта

СЕНТЯБРЬ

1.

День знаний

Все студенты

Техникум

Педагог- организатор

ЛР11 ЛР5 ОК2 ОК4 ОК6

ОК8

Творческий лифт

2.

Час куратора: «Вчера, сегодня, завтра» (знакомство с законами, традициями, историей техникума)

Студенты 2-3 курсов

Техникум

Кураторы

ЛР4 ЛР13 ЛР14 ЛР15 ОК1 ОК2 ОК9

«Траектория успеха»

3.

Акция «360 минут ради Байкала»

Студенты 2-х курсов

Пгт.

Селенгиск

Педагог- организатор Студ. совет

ЛР2 ЛР3 ЛР6 ЛР11 ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК8

ЛР5 ЛР10

«Кто, если не ты!» GreenStreet

4.

Тренинг-семинар «Лидерство – норма жизни» для обучающихся техникума»

Студенты 2-3 курсов

Техникум

Педагог- организатор

ЛР2 ЛР3 ЛР6 ЛР11 ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК8

ЛР7 ЛР8 ЛР12 ОК1

«Кто, если не ты!»

«Я и общество»

5.

Всероссийский открытый урок «ОБЖ»

Студенты 2-3 курсов

Техникум

Руководитель ОБЖ

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8 ОК1 ОК2

ОК6

«Во мне живёт РОДИНА!»

6.

Проведение инструктажей по ТБ и ОТ

Студенты 2-3 курсов

Техникум

Кураторы

ЛР5 ЛР10 ЛР11 ОК6

ОК7

GreenStreet

ОКТЯБРЬ

7.

День учителя

Студенты 2-3 курсов

Техникум

Студ. совет

ЛР2 ЛР3 ЛР6 ЛР11 ОК2

ОК3 ОК6 ОК7

«Творческий лифт»

«Кто, если не ты!»

ОК8 ЛР5

ОК2 ОК4

8.

«Правильный выбор профессии основа жизненной позиции» - Час куратора

Студенты 2-

3 курсов

Техникум

Кураторы по специальностям

ЛР4 ЛР13 ЛР14 ЛР15

ОК1 ОК2 ОК9

«Траектория успеха»

9.

Месячник по Гражданской обороне

Все студенты

Техникум

Руководитель ОБЖ

Заместитель директора по АХЧ

ЛР5 ЛР10 ЛР11 ОК6 ОК7

ЛР4 ЛР13 ЛР14 ЛР15 ОК1 ОК2 ОК9

GreenStreet

Траектория успеха

10.

Постановка обучающихся на профилактический учет

Студенты 2 курсов

Техникум

Социальный педагог

ЛР2 ЛР6 ЛР7 ЛР8ЛР12

ОК1 ОК8

Я и общество

11.

День здоровья

Студенты 2 курсов

Техникум

Рук-ль физ. Воспитания

Педагог- организатор

ЛР9        ОК6 ОК7 ОК8 ЛР2 ЛР6 ЛР7

ЛР8 ЛР12 ОК1

ФизРост

Я и общество

12.

Профессиональный праздник «День Повара»

Студенты 2-4 курсы

Техникум

Куратор

ЛР4 ЛР13 ЛР14 ЛР15

ОК1 ОК2 ОК9

Траектория успеха

НОЯБРЬ

13.

День народного единства – час куратора

Все студенты

Техникум

Куратор Педагог-

библиотекарь

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8 ОК1 ОК2 ОК6

Во мне живет Родина

14.

Выпуск тематической электронной газеты

«День народного единства»

Все студенты

Техникум

Педагог- организатор Студ. совет

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8 ОК1 ОК2 ОК6

ЛР11 ОК4 ОК8

Во мне живет Родина

Творческий лифт

15.

День матери - час куратора

Все студенты

Техникум

Куратор Преподаватель русского языка и

литературы

ЛР11 ЛР5 ОК2 ОК4 ОК6 ОК8

«Творческий лифт»

16.

Чемпионат WSR Ворлдскиллс

ТТОП031,ТТ ОП-41

Техникум

Администрация техникума

ЛР4 ЛР13 ЛР14 ЛР15 ОК1 ОК2 ОК9

«Траектория успеха»

17.

Выставка «История техникума в

фотографиях», «Жизнь техникума»

Все студенты

Техникум

Куратор Педагог-

библиотекарь

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8 ОК1 ОК6 ЛР11

ОК2 ОК4 ОК8

Во мне живет Родина Творческий лифт

18.

Международный день отказа от курения - Акция «Не прокури своё здоровье!»

Все студенты

Техникум

Куратор Руководитель ОБЖ

Руководитель физ. воспитания

ЛР9        ОК6 ОК7 ОК8 ЛР2 ЛР3

ЛР11ОК2 ОК3 ОК6

«ФизРост!»

«Кто, если не ты!»

ДЕКАБРЬ

19.

День борьбы со СПИДом – час куратора

Все

студенты

Техникум

Куратор

ЛР9        ОК6

ОК7 ОК8

«ФизРост!»

20.

Акция «День борьбы со СПИДом»

Все студенты

Техникум

Куратор Педагог- организатор

ЛР9        ОК6 ЛР2 ЛР3 ЛР6 ЛР11 ОК2 ОК3 ОК7 ОК8

«ФизРост!»

«Кто, если не ты!»

21.

День героев Отечества – час куратора

Все студенты

Техникум

Куратор Педагог-

библиотекарь

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8 ОК1 ОК2

ОК6

Во мне живет Родина!

22.

Защита производственной практики

ТТОП-

31,ТТОП-41

Техникум

Руководители

практики

ЛР4 ЛР13

ЛР14 ЛР15

«Траектория

успеха»

ОК1 ОК2 ОК9

23.

Новый год

Все студенты

Техникум

Студенческий совет

ЛР5

ОК2 ОК4 ОК6 ОК8

«Творческий лифт»

24.

Первенство техникума по настольному

теннису

Все

студенты

Техникум

Рук-ль физ.

воспитания

ЛР9        ОК6

ОК7 ОК8

ФизРост!

25.

Конкурс снеговых фигур

Все студенты

Техникум

Куратор

Педагог- организатор

ЛР5 ЛР10

ЛР11 ОК6 ОК7

GreenStreet

ЯНВАРЬ

26.

Татьянин день

Все студенты

техникум

Студенческий совет

ЛР 11

ЛР2 ЛР3 ЛР6 ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК8

ЛР5 ОК4

«Творческий лифт»

«Кто, если не ты!»

27.

Блокада Ленинграда – час куратора

Все студенты

Техникум

Куратор Педагог-

библиотекарь

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8

ОК1 ОК2 ОК6

Во мне живет Родина!

28.

Час куратора по итогам зимней сессии

Все студенты

Техникум

Куратор

ЛР9        ОК6 ОК7 ОК8 ЛР2 ЛР6 ЛР7

ЛР8 ЛР12 ОК1

Я и общество

29.

Экскурсия в музей техникума

2 курс

Техникум

Педагог-

библиотекарь Преподаватель истории

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8

ОК1 ОК2 ОК6

Во мне живет Родина!

ФЕВРАЛЬ

30.

День защитника отечества

Все студенты

Техникум

Куратор Педагог- организатор

ЛР2 ЛР3 ЛР6 ЛР11 ОК2 ОК3 ОК6 ОК7

«Творческий лифт»

«Кто, если не ты!»

ОК8

ЛР5 ОК4

31.

День российской науки – час куратора

Все студенты

Техникум

Куратор Рук-ль метод.

центра

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8 ОК1 ОК2

ОК6

Во мне живет Родина

32.

Конкурс «Мисс и мистер Политеха»

Все студенты

Техникум

Куратор Педагог- организатор

ЛР2 ЛР3 ЛР6 ЛР11 ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК8

ЛР5 ОК4

«Творческий лифт»

«Кто, если не ты!»

МАРТ

33.

Международный женский день

Все студенты

Техникум

Куратор Студенческий

совет

ЛР11 ЛР5 ОК2 ОК4 ОК6

ОК8

«Творческий лифт»

34.

Рациональное питание «Час куратора»

Все студенты

Техникум

Куратор

ЛР9        ОК6 ОК7 ОК8

ФизРост

35.

Конкурс чтецов «Весенняя капель»

2 курс

Техникум

ПМК общеобр. дисциплин

ЛР11 ЛР5 ОК2 ОК4 ОК6

ОК8

Творческий лифт

АПРЕЛЬ

36.

День местного самоуправления – час

куратора

Все

студенты

Техникум

Куратор

ЛР9        ОК6

ОК7 ОК8

Я и общество

37.

Двигательная активность – час куратора

Все студенты

Техникум

Куратор Рук-ль физ. воспитания Студенческий

совет

ЛР9        ОК6 ОК7 ОК8

ФизРост

38.

День самоуправления в техникуме

Все

студенты

Техникум

Педагог-

организатор

ЛР2 ЛР3 ЛР6

ЛР11 ОК2

Кто, если не ты

Студенческий

совет

ОК3 ОК6 ОК7

ОК8

39.

Защита производственной практики

ТТОП-21

техникум

Руководители практики

ЛР4 ЛР13 ЛР14 ЛР15

ОК1 ОК2 ОК9

«Траектория успеха»

40.

Республиканские олимпиады

2-3 курсы

ПОО РБ

Преподаватели

ЛР4 ЛР13 ЛР14 ЛР15

ОК1 ОК2 ОК9

Траектория успеха

МАЙ

41.

День Победы

Все студенты

Техникум

Куратор Педагог- организатор

Руководитель ОБЖ

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8 ОК1 ОК2 ОК6

ЛР2 ЛР6 ЛР11 ОК3 ОК7 ОК8

«Во мне живёт РОДИНА!»

«Кто, если не ты!»

«Творческий лифт»

42.

День рождения техникума – час куратора

Все студенты

Техникум

Куратор ПМК общеобр.

дисциплин

ЛР11 ЛР5 ОК2 ОК4 ОК6 ОК8

Творческий лифт

43.

Акции «Я помню. Я горжусь!», «Свеча памяти», «Бессмертный полк»

Все студенты

Техникум Пгт.

Селенгинск

Куратор Педагог- организатор

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8 ОК1 ОК2

ОК6

Во мне живет Родина

44.

5 дневные учебные сборы

Студенты – участники сборов

По Положению

преподаватель- организатор ОБЖ

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8

ОК1 ОК2 ОК6

«Во мне живёт РОДИНА!»

45.

День рождения техникума

Все студенты

Техникум

Педагог- организатор

ЛР11 ЛР5

ОК2 ОК4 ОК6 ОК8

Творческий лифт

46.

Декада ФиС «Все на ГТО»

Все

студенты

Техникум

Руководитель

физ. воспитания

ЛР9        ОК6

ОК7 ОК8

ФизРост

47.

Слет хорошистов и отличников

Хорошисты

Техникум

Педагог-

ЛР11 ЛР5

Творческий лифт

и отличники

организатор

ОК2 ОК4 ОК6

ОК8

48.

Спартакиады по 6-ти видам спорта

Все студенты

Техникум

Педагог- организатор Руководитель

физ. воспитания

ЛР9        ОК6 ОК7 ОК8

ФизРост

49.

Проект «К поселку с любовью: руководство к действию»

Все студенты

Техникум

Педагог- организатор

Зав. учебной частью

ЛР5 ЛР10 ЛР11 ОК6 ОК7

GreenStreet

ИЮНЬ

50.

День России – час куратора

Все группы

Техникум

Куратор

ЛР 1, ЛР3, ЛР5, ЛР8

ОК1 ОК2 ОК6

Во мне живет Родина

51.

Проект «Мой лучший выпускной»

ТТОП-41

Техникум

Педагог- организатор

ЛР11 ЛР5

ОК2 ОК4 ОК6 ОК8

Творческий лифт

52.

Торжественное вручение дипломов

ТТОП-41

Техникум

Кураторы выпускных групп

ЛР11 ЛР5 ОК2 ОК4 ОК6

ОК8

«Творческий лифт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Карпова Елена Вячеславовна ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА Федеральное государственное бюджетное образователь...

«ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СПО»

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исс...

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимы...

10.04.2017 Инновационная деятельность преподавателя спецдисциплин в современных условиях

Министерство образования Республики МордовияГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова »...

Инновационная деятельность педагога в рамках реализации ФГОС

Современный этап российского образования характеризуется развитием в условиях новой системы ценностей глобального общества, социально-экономических изменений, внедрения федерального государственного о...

Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина //

опубликована научная статья объемом 0,4 п.л.Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина // Теоретич...

Статья "Интерактивные технологии в деятельности современного преподавателя"

В данной статье описываются основные теоретические аспекты применения интерактивных технологий на учебных занятиях, а также рассматриваются примеры применения отдельных технологий на учебных занятиях ...