Профессиональная направленность общеобразовательных дисциплин
статья

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная направленность общеобразовательных дисциплин

В настоящее время среднее профессиональное образование, как неотъемлемое звено системы непрерывного образования выполняет особую функцию — готовит конкурентоспособного специалиста в конкретной профессиональной деятельности. Становление будущего специалиста профессиональной сферы является актуальной задачей, так как в современных условиях рынка труда востребован профессионал широкого профиля, обладающий мобильностью, навыками быстрой адаптивности к условиям непрерывно модернизирующихся производства и технологий, конкурентоспособности. Формирование такого специалиста в условиях техникума возможно на основе создания гибкой интегративной образовательной среды, которую можно сформировать в ходе профессиональной направленности общеобразовательных учебных дисциплин. Общеобразовательная подготовка в средних специальных учебных заведениях — это фундамент для освоения профессиональной образовательной программы. В совокупности они обеспечивают целостную теоретическую подготовку выпускника и формирование его общих и профессиональных компетенций.

В учреждениях системы СПО общеобразовательная подготовка осуществляется в основном на первом курсе, хотя изучение отдельных дисциплин продолжается и на последующих курсах среднего профессионального образования. Между тем в ходе наблюдения за учебной деятельностью студентов первых курсов и анализа содержания обучения показали, что студенты первого года обучения недостаточно ориентированы на овладение основной профессиональной деятельностью. Кроме того, у них еще не определилось отношение к профессии, поскольку на первом этапе изучаются общеобразовательные дисциплины, не связанные с профессией, поэтому у многих студентов теряется интерес к обучению. Кроме того, в практике среднего профессионального образования сложилось так, что общеобразовательные и специальные дисциплины рассматриваются дифференцированно. Следует предположить, что адаптация содержания общеобразовательной подготовки к профилю обучения может к какой-то степени решить данную проблему и повысить интерес к обучению у студентов.

В настоящее время вопросами интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин занимаются ряд исследователей (О. Б. Акимова, Д. А. Матвеев, Т. А. Никитина, О. А. Павлова, Р. М. Палтиевич, Г. В. Тюлеева и др.), в работах которых рассматриваются интеграционные процессы в условиях среднего профессионального образования, как целесообразный и необходимый процесс [1, 2, 3, 4, 5]. В работе Г. В. Тюлеевой показаны современные средства, формы интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин, которая, по мнению автора, может быть обоснованной в случае дублирования, выявления противоречия содержания в учебных программах и учебниках. Исследователь уделяет большое внимание интегрированному уроку, в котором одна тема объединяет несколько разных дисциплин [5, с. 229]. Но, несмотря на теоретические и экспериментальные исследования процессов интеграции, в данном контексте остаются недостаточно исследованными вопросы, касающиеся влияния общеобразовательной подготовки на профессиональные качества выпускника. Таким образом, наблюдается противоречие между практикой реализации общеобразовательной подготовки в ссузах, необходимостью формирования профессиональных качеств студентов при изучении общеобразовательных дисциплин и неразработанной спецификой дидактико-методических условий и отсутствием комплексной оценочной системы.

Следовательно, данные условия могут быть созданы следующими подходами в системе среднего профессионального образования:

1. рассмотрение общеобразовательной подготовки, наряду со специальной и производственной как единой системы профессионального образования студента;

2. направление общеобразовательной подготовки на формирование базовых знаний и компетенции, необходимых будущему специалисту определенной сферы деятельности;

3. ориентация общеобразовательной подготовки на формирование профессионального мировоззрения и профессиональной культуры выпускника;

4. включение в содержание рабочих программ общеобразовательных дисциплин тем учитывающих профиль профессиональной деятельности;

5. установление тесных деловых взаимоотношения и сотрудничества между преподавателями общеобразовательной и профессиональной подготовки при составлении тематического планирования и распределения часов, отводимых на изучение тем и разделов.

Итак, сочетание профессиональной и общеобразовательной подготовки является одним из важных условий функционирования современной системы среднего профессионального образования, которая должна базироваться в профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин. По наблюдениям и анализу результатов учебной деятельности студентов, характерным для обучающихся является недостаточная социально-гуманитарная подготовка и заметный низкий интерес к предметам общеобразовательного цикла.

По результатам обучения студентов первого курса группы СЗС 15–1 ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум», в первом полугодии 2015–2016 учебного года, качественная успеваемость по БД.05. Обществознание составила 48 %, уровень обученности — 0,69. Данная статистика свидетельствует о том, что отдельные студенты обладают низким и ниже среднего уровнем знаний по учебной дисциплине. Со студентами данной группы требуется организованная индивидуальная работа в целях восполнении пробелов школьного обучения. Но, как показывает практика, в системе среднего профессионального образования традиционная методика обучения и коррекция знаний для студентов, получающих специальность, не является актуальной. Во-первых, студенты, не адаптированы к новым требованиям системы СПО, во-вторых, общеобразовательные предметы в их представлении уходят на второй план и, в-третьих, по их мнению, «школьные предметы» не являются ведущими в их профессиональном обучении. Каким же должно быть содержание учебных дисциплин социально-гуманитарного профиля, чтобы в дальнейшей профессиональной деятельности принесло выпускникам положительные результаты и рассматривалось как единое целое системы СПО в получении выбранной специальности?

Рассмотрим возможную интеграцию общеобразовательных дисциплин в профессиональную подготовку студентов.

В результате внедрения профессионально ориентированных видов деятельности на уроках ОД, происходит стирание границ между общеобразовательными и специальными дисциплинами, и таким образом достигается интеграция в учебном процессе. В этом случае общеобразовательная дисциплина будет рассматриваться у студентов, как единое целое со специальными дисциплинами, которые в совокупности способствуют формированию глубоких знаний и разносторонних взглядов об окружающем мире и более качественной подготовки по выбранной специальности. Кроме того, внедрение игровых технологий на уроках дисциплин социально-гуманитарного профиля представляет наибольший интерес. В образовательный процесс следует включать деловые игры, способствующие формированию профессиональной ориентации в будущей профессиональной деятельности: 1. «Трудоустройство на работу в жд компанию». 2. «Какая жд специализация мне нужна?» 3. «Как разрешить конфликтную ситуацию на рабочем месте?» 4. «Профессиональные роли и престиж профессиональной деятельности. Интересной формой работы на уроках со студентами является практикоориентированная творческая деятельность, которая, при дальнейшей разработке ее элементов, может превратиться в самостоятельную педагогическую технологию — «Творческая мастерская». Сущность ее заключается в том, что общеобразовательная дисциплина рассматривается в тесной связи с профессией. Связующим звеном такого обучения является творческая деятельность студентов. Представим варианты творческой деятельности на уроках ОД: 1.Составление списка: «Топ-5 самых востребованных строительных специальностей». 2. Составление кластера: «Династия железножорожников». 3. Составление памятки: «ЖД компании в РФ». 4. Создание буклета. 5. Создание плаката: 6. Создание брошюры: «Династии железнодорожников (или известные железнодорожники в истории России. Проект: 11. Составление справочника. 12. Создание макета: ЖД вокзала или станции.13. Составление дидактических карточек (по изученной теме): «Вопросы и задания по пройденной теме». Как правило, практикоориентированные творческие задания, вызывают интерес у студентов, расширяют кругозор, закрепляют полученные знания в нестандартной и свободной форме, развивают творческие способности, формируют ответственность за порученную деятельность. Обучение через творчество, в системе СПО является наиболее приемлемой и желаемой формой для студентов, получающих специальность (профессию). Таким образом, изучив содержание профессиональной направленности студентов, следует резюмировать, что для успешной самореализации выпускника, кроме традиционных методов обучении и воспитания, необходимы нестандартные подходы и способы воздействия. В целом, наблюдается положительный результат от введения профильной общеобразовательной подготовки и развивается интерес студентов к процессу обучения. А что касается, комплексной оценки эффективности данного процесса, то на сегодняшний день рано делать выводы, покажет время и показатели сформированности общих и профессиональных компетенций у студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия профессиональной направленности по дисциплине профессионального цикла МДК 02.01 «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и управления Пенсионного Фонда РФ».

Представлена авторская МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия профессиональной направленности по дисциплине профессионального цикла МДК 02.01 «Организация работы органов и учреждений социальной защ...

Методическая разработка урока профессиональной направленности по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка урока профессиональной направленностипо дисциплине  «Иностранный язык в профессиональной деятельности»для специальности  08.02.03 Про...

Исторические предпосылки необходимости разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения их в программы общеобразовательных дисциплин при преподавании в системе СПО

Материалы апробированы на экспертном семинаре 29.09.2021 «Профессиональное обсуждение разработанных примерных рабочих программ и учебно-методического комплекса"» при участии ФГБОУ ДПО...

Конференция по обсуждению результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования

2 декабря 2021 года в Москве состоится профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам (предметам русский язык, лит...

Актуальные вопросы разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения в отдельные общеобразовательные дисциплины

В статье рассмотрены материалы, позволяющие преподавателям общеобюразовательных дисциплин в системе СПО разрабатывать и вводить в практику своей основной деятельности прикладные модули профессионально...

Статья:«Включение материалов профессиональной направленности в содержание общеобразовательной учебной дисциплины «География» в СПО»

В настоящее время в России складывается ситуация необходимости подготовки выпускников, отвечающих потребностям рынка труда. Проблема качества подготовки компетентных специалистов и их дальнейшее успеш...