Курсовая
учебно-методический материал

Баландина Мария Владимировна

Здесь расположена курсовая работа на тему "Методические основы формирования певческих навыков у старших дошкольников посредством применения вокально-артикуляционных упражнений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balandina.docx85.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Баландина Мария Владимировна

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ВОКАЛЬНО-АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 53.02.01

защите

Музыкальное образование

«_____» декабря 2022 г.

Курс: 3, группа: 30

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Шелепова Д.А.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель МДК 01.01 Теоретические и

методические основы музыкального

Курсовая работа защищена

образования в ДОО

с оценкой___________________

высшей квалификационной категории

«_____» декабря 2022 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОКАЛЬНО-АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

  1. Сущность проблемы формирования певческих навыков

6

1.2 Возрастные особенности формирования певческих навыков у старших дошкольников

8

1.3 Вокально-артикуляционные упражнения как средство формирования певческих навыков у старших дошкольников

12

Выводы по 1 главе

17

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ВОКАЛЬНО-АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

2.1 Анализ подходов к решению проблемы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

19

2.2 Методика формирования певческих навыков с помощью вокально-артикуляционных упражнений у старших дошкольников

25

2.3 Диагностический инструментарий оценки сформированности певческих навыков

28

Выводы по 2 главе

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

33

ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплексы вокально-артикуляционных упражнений для развития певческих навыков у старших дошкольников

36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В современной российской системе образования, а именно в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС ДО), разработанного на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, а также с учетом Конвенции ООН, признается самоценность дошкольного детства, рассмотрение детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий [1].

Дошкольный возраст определяется как сензитивный период для формирования и развития основных умений и навыков (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн). Психологические новообразования, возникающие на каждой возрастной ступени детства, несут в себе непреходящие ценности для всестороннего развития ребенка, вносят свой особый, неизменный вклад в формирование человеческой личности.

Дошкольный возраст – самый один из благоприятных периодов для формирования певческого голоса. Несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы.

Проблема формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста привлекала внимание многих музыковедов, педагогов-практиков (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, Е.И. Алмазов, А.Д. Войнова, А. Катинене, В.В. Шереметьев, Н. Кокина, К.В. Тарасова). Каждый из них предлагает свою систему обучения детей пению. Однако до сегодняшнего времени специальной методики постановки певческого голоса ребенка-дошкольника нет, что наносит ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью.

Опыт педагогической деятельности показал, что работа над формированием певческих навыков у детей дошкольного возраста достаточно сложна. Это связано с недостаточно сформированным певческим аппаратом, неумением дошкольника осуществлять координацию слуха и голоса. Дети поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо. Отсутствие чистоты интонации связано с неправильным дыханием и неправильным формированием гласных. Пение сопровождается невнятным произнесением слов. Причиной этого являлся недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Тем временем, пение – один из основных видов музыкальной деятельности детей, а также основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей, формирует их как гармонично развитую личность. Поэтому, необходимо, чтобы развитию певческих навыков уделялось больше внимания и в процессе иной образовательной деятельности, и в семье.

Мы считаем, что одним из эффективных методов формирования певческих навыков является систематическое использование как в процессе пения, так и перед подготовкой к нему – вокально-артикуляционных упражнений, цель которых выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Методические основы формирования певческих навыков у старших дошкольников посредством применения вокально-артикуляционных упражнений».

Цель исследования: изучить теоретические аспекты и методические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через применение вокально-артикуляционных упражнений.

Объект исследования: процесс формирования певческих навыков у старших дошкольников.

Предмет исследования: вокально-артикуляционные упражнения как средство формирования певческих навыков.

Задачи исследования:

  1. Изучить сущность проблемы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть особенности применения вокально-артикуляционных упражнений при работе со старшими дошкольниками.
  3. Проанализировать подходы к формирования певческих навыков через вокально-артикуляционные упражнения у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Подобрать диагностический инструментарий оценки сформированности певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Сделать выводы по итогам проведённого исследования и наметить перспективы.

Методы исследования: теоретические методы – изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, систематизация, сравнение и сопоставление литературы по теме исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОКАЛЬНО-АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

  1.  Сущность проблемы формирования певческих навыков

        

Музыка играет важнейшую роль в становлении личности в период ее развития. Известный ученый и психолог В.М. Бехтерев одним их первых заговорил о необходимости воспитания детей при помощи музыки. В своих работах, посвященных периоду «первого детства», он писал: «Музыка является благоприятным средством для развития внимания, ощущений чувственной сферы. Музыка формирует очень много важных для будущего развития ребенка навыков. От правильно организованного музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно эстетическое развитие человеческой личности» [3, с. 86].

«Музыка для ребенка, по словам педагога-музыканта Н.А. Ветлугиной, мир радостных переживаний. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию» [8, с. 125].

«В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» – писал видный психолог Б.М. Теплов. «Доказано, что музыка, которую слушает и поет будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может уже и формирует его вкусы и предпочтения» [25, с. 186].

Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые, общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно, подобно разговору» [26, с. 92]. По сути, пение – это синтез слова и музыки.

Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильней чем информация, полученная другим путем. 

Еще в 1940 году Н. А. Метлов, видный советский педагог-музыкант, в своей работе «Обучение пению детей старшей группы детского сада» выработал рекомендации по овладению певческими навыками: звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонирования, слаженностью пения [18].

Развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки. Навык – это деятельность, сформированная путём повторения, доведённая до автоматизма [11].

В своих работах В.М. Бехтерев отмечает, что певческие навыки – это взаимодействие певческой установки, звуковедения, дикции, певческого дыхания, навыка петь в ансамбле, выразительности исполнения [3].

Певческие навыки – это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта, взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. В процессе обучения детей пению необходимо развивать следующие певческие навыки: певческую установку, певческое дыхание, дикцию, звукообразование и звуковедение, чистоту интонирования, ансамблевое пение [20].

Работа над формированием певческих навыков у детей дошкольного возраста достаточно сложна. Это связано с недостаточно сформированным певческим аппаратом, неумением дошкольника осуществлять координацию слуха и голоса. Дети поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо. Отсутствие чистоты интонации связано, как правило, с неправильным дыханием и неправильным формированием гласных. Пение сопровождается невнятным произнесением слов. Причиной этого может стать недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Также у дошкольников не сформирован навык слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены. Проблема состоит не только в том, что детский голос еще слаб, но и потому, что дети еще не научились пользоваться слухом для контроля того, что они слышат и поют. У большинства детей дыхание короткое, диапазон голоса требует расширения.

1.2 Возрастные особенности развития певческих навыков у старших дошкольников

В первом параграфе мы рассмотрели сущность проблемы певческих навыков в дошкольном возрасте. В данном параграфе мы изучим возрастные особенности формирования певческих навыков.

Дошкольным возрастом принято считать возраст детей от 0 до 6 лет. Это возраст основного фундаментального физического развития. Увеличение массы тела, роста ребёнка, жизненной ёмкости объёма лёгких, развитие голосового аппарата, развитие связок и костно-мышечного аппарата ребёнка [19].

Костная система дошкольника находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей ещё не завершено, а в костной системе ещё много хрящевой ткани. Так же ещё только начинается процесс окостенения кисти и пальцев руки, поэтому мелкие и точные движения пальцев и самой руки довольно затруднены и утомительны для ребёнка. Происходит функциональное формирование мозга, развиваются систематическая и аналитическая функции коры головного мозга. Постепенно формируется соотношение процессов торможения и возбуждения. Преобладает в большей степени процесс возбуждения, так как дети в высокой степени возбудимы [6].

Основной деятельностью детей в этом возрасте становится познание. Познание мира, осознавание себя, поэтому у детей дошкольного возраста сильно развито познавательное чувство, через тактильные ощущения, визуальные, слуховые [27].

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей, а то и необходимой, в гармоничном развитии дошкольника. Так как воспитание слуха и голоса ребёнка оказывает положительное влияние на развитии речевого аппарата, а речь, как известно, является материей для основы мышления и логики [28]. Так же пение помогает решить многие проблемы звукопроизношения. Систематическое вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей. Пение не только может доставить удовольствие ребёнку, но и развивает его дыхательную систему, которая отвечает за формирование сердечно-сосудистой системы Из этого следует, что когда ребёнок невольно занимается дыхательной гимнастикой - он укрепляет своё здоровье [24].

В пении успешно формируется весь спектр музыкальных способностей, это и музыкальная отзывчивость на музыку, и развитие ладового чувства, так же развиваются музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Несомненно, что пение активизирует умственные способности, а так же развивает нравственные и эстетические предпочтения детей. Артикуляционный аппарат детей дошкольного возраста так же нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его развитию: правильное положение губ ребёнка, умение правильно открывать рот, освобождение артикуляционного аппарата от зажатости, от напряжения нижней челюсти, язык во рту должен находиться свободно – всё это влияет на физиологию артикуляционного аппарата и пения. Основу всему этому составляют певческие навыки [3].

Под певческими навыками мы будем понимать – частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта, взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. При формировании певческих навыков необходимо учитывать психолого-педагогические особенности возраста и особенности развития голосового аппарата. 

У детей старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации [5]. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки [30].

Дети старшего дошкольного возраста способны давать первичные эстетические оценки: красиво-некрасиво, нравится-не нравится. У них развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности.         

К 5-7 годам у ребенка формируются зрительная, слуховая чувственность. Дети развиваются эстетически, психологически и эмоционально. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью [2, с. 142].

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет не до конца сформированный голосовой аппарат – тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. Его развитию содействует продуманный репертуар, соответствующий певческим возрастным особенностям детей [9], подбирая который необходимо учитывать в первую очередь диапазон ребенка, т.е. тот объем звуков от самого высокого до самого низкого, в пределах которого хорошо звучит голос.

Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре первой - до второй октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 5-7 лет чаще всего являются (ми) фа-си первой октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное. 

Важным условием развития певческих навыков является координация слуха и голоса детей [2]. Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.

У детей старшего дошкольного возраста звук очень слабый. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей этого возраста несильный, хотя порой и звонкий, как правило дети поют фальцетом, без какой-либо тембральной насыщенности. 

Детские лёгкие малы по ёмкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. При неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, чрезмерно громкого пения голос ребенка теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание [13].

При пении фальцетом, то есть при использовании головных резонаторов, у детей старшего дошкольного возраста, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрирование голосовых связок. Таким образом, связки защищены от перенапряжения и голос оберегается от срыва [16].

Сила звука так же вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большое количество вокальных мышц. У детей это ведет к излишней активности в работе голосовых связок. Возникает крикливость, что так же вредно для развития детского голоса. Очень важно, чтобы ребенок говорил в быту спокойно, без крика, пел естественным голосом.

Таким образом, развитие певческих навыков детей имеет свою специфику, обусловленную психологическими особенностями и физиологическими возможностями возраста. При работе с детьми необходимо применять голососберегающие технологии. Детское пение, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса.

1.3 Вокально-артикуляционные упражнения как средство формирования певческих навыков у старших дошкольников

В первых параграфах нашего исследования нами были рассмотрены возрастные особенности формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игровая деятельность, то формирование певческих навыков должно проходить в интересной форме, на наш взгляд это – вокально-артикуляционные упражнения.

Пение занимает ведущее место в системе музыкального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Пение обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на детей, так как в нём сразу сочетаются музыка и слова. Именно пение помогает сформировать правильное дыхание, укрепляет голосовой аппарат и лёгкие. Так же в пении воспитываются такие важные качества личности как выдержка, организованность, воля. Необходимо перечислить основные задачи певческой деятельности:

  • ·Развитие музыкальных способностей.
  • ·Развитие музыкально-слуховых представлений.
  • ·Развитие ладового чувства, а так же чувства ритма.
  • ·Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  • ·Развитие эстетических эмоций, интересов и оценок.
  • ·Развитие вокально-певческих умений и навыков.
  • ·Воспитывание духовно-нравственной культуры ребят.
  • ·Развитие физической культуры детей [22].

Певческая нагрузка влияет на состояние здоровья дошкольников. Знание возрастных особенностей развития детского голоса способствует правильному формированию певческих навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата.

Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. Исходя из особенностей голоса детей и принимая то, что он окончательно еще не сформировался, нельзя приступать к пению без соответствующей подготовки.

Перед началом пения следует исполнить несколько вокально-артикуляционных упражнений, это дает возможность подготовить аппарат ребенка к полноценному пению.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, а также развить и овладеть навыками певческой дикции и артикуляции.

И.П. Павлов, подчёркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и её неограниченные компенсаторные возможности, писал; «Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» [21, c. 267].

Вокально-артикуляционные упражнения активизируют каждую из частей речевого аппарата – органов произношения, производящих звуки, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Целью вокально-артикуляционных упражнений является развитие певческих навыков.

Задачи вокально-артикуляционных упражнений:

  1. Дать возможность ребенку прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности.  
  2. Легко и незаметно подготовить голоса детей к пению, «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата.
  3. Устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц;
  4. Развить артикуляционную моторику, мимику.
  5. Развить выразительную дикцию.
  6. Обострить интонационный слух.
  7. Развить певческую интонацию.
  8. Сформировать координацию слуха и голоса.
  9. Скорректировать дефекты произношения, мешающие не только красоте звучания певческого голоса, но и речи.
  10.  Развить способность тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко произнося согласные звуки [12].

Все певческие навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное-артикуляционное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные.

Принципы работы над вокальными упражнениями были сформулированы еще в ХIХ веке русским композитором, основоположником русской вокальной школы М. И. Глинкой в его пособии «Школа пения». Его «концентрический» метод служит примером универсальности приемов, являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей [10].

Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений метода М. И. Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития детского голоса.

Сущность метода такова:

  1. Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
  2. Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно работать со слабыми или нездоровыми голосами – всего лишь несколько тонов, для здоровых голосов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
  3. Работать надо постепенно, без торопливости.
  4. Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
  5. Петь следует на умеренном звучании, не громко и не тихо.
  6. Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
  7. Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
  8. Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Абсолютно все рекомендации М. И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Исходя из этого, вокально-артикуляционные упражнения можно разделить на несколько видов в соответствии с их назначением.

Дыхательные упражнения под музыку помогают детям овладеть приемами певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы [22].

Упражнения для выработки подвижности голоса и расширения певческого диапазона развивают у детей свободное владение своим голосом как в низком, среднем, так и в высоком регистре. Этому хорошо способствуют подражательные упражнения, направленные на непринужденное перемещение голоса из низкого в высокий регистр. А также постепенное перемещение голоса, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. 

Упражнения, построенные на подражании звукам окружающего мира (кукование, мяуканье, тикание и др.) позволяют расширить диапазон певческого голоса, снимают усталость и напряжение голоса, используются как динамические паузы. Готовят ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией и дикцией. Эти упражнения помогают развитию таких певческих навыков как чистота интонирования и звукообразование.

Речевые ритмоинтонационные упражнения и ритмодекламация. Данный вид деятельности очень полезен для детей с недостаточной координацией слуха и голоса.

Непосредственно вокально-артикуляционные упражнения развивают способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко пропевая согласные звуки. Также развивают такое певческие навыки как чистота интонирования, звуковедение.

Вокально-артикуляционные упражнения предлагаются детям в виде песенок-игр, музыкальных скороговорок. Их мы найдем у таких авторов как Т. С. Овчинникова «Логопедические распевки», А. Евтодьевой «Петь – играя», «Весёлый разговор» составитель М. М. Погребенская. Этот вид деятельности можно проводить не только сидя на стульях, но и стоя в кругу с передачей какого- либо предмета, игрушки, или жеста [29].

Начинать работу над точностью интонирования определённых звуков и интервалов необходимо с понятия высоты звука. В программе «Учим петь детей» И. С. Мерзляковой представлены короткие песенки на каждый интервал. Такие песенки можно найти в сборнике «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной и «Хоровое сольфеджио» Г. Струве. Дети очень любят интонационные игры-повторялки, которые помогают сначала услышать правильное звучание, затем самим повторить его [8]. Для наиболее эффективной работы можно использовать наглядные пособия, в которых движущиеся детали показывают изменения высоты звука. (Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий) Добиться чистоты интонирования помогут упражнения, строящиеся на повторении за педагогом [29].

Темповые и динамические вокально-артикуляционные упражнения помогут развитию такого певческого навыка как ансамбль. Почувствовать единение с товарищами помогут упражнения, основанные на движении. Скорость движения музыки дети лучше всего поймут, если прочувствуют её своим телом. («Вот мы в автобусе сидим» Е. Железновой, «Поезд» М. Красева). Исполнение песни в одном темпе, слаженно – непростая задача для дошкольников.

Вокально-двигательные упражнения и игры с пением развивают координацию движений с пением и пропеванием различных фонем, слогов, слов, помогают снять напряжение. Игры с пением очень любимы детьми и используются для завершения занятия и создания у детей приподнятого настроения. Повторялки, игры-ловишки, игры замиралки и другие.

Таким образом, вокально-артикуляционные упражнения, являются незаменимыми для певческом развития детей, т.к. способствуют выработке правильных вокальных навыков, развитию певческой дикции и артикуляции, общему музыкальному развитию.

Выводы по 1 главе

В первой главе нами были рассмотрены вопросы, касающиеся формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством вокально-артикуляционных упражнений. Мы пришли к выводу, что:

  1. Певческие навыки – это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта; взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. В процессе обучения пению формируются следующие навыки: певческая установка, певческое дыхание, дикция, звукообразование и звуковедение, чистота интонирования, ансамблевое пение. Развитие певческих навыков способствует правильному формированию детского голоса.
  2.  Формируя певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста, необходимо учитывать физическое состояние ребенка 5-7 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован: гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей этого возраста не сильный, хотя, порой, и звонкий.
  3. Вокально-артикуляционные упражнения – это специально организованные упражнения, направленные на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, а также развить и овладеть навыками певческой дикции и артикуляции. Целью таких упражнений является планомерное развитие певческих навыков. Вокально-артикуляционные упражнения оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ВОКАЛЬНО-АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

2.1 Анализ подходов к решению проблемы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

В первой главе нашего исследования мы изучили теоретические основы формирования певческих навыков старших дошкольников посредством применения вокально-артикуляционных упражнений.

Для раскрытия сущности второй главы, мы изучили психолого-педагогическую и вокально-методическую литературу.

Как показывает анализ вокально-методической литературы, наиболее действенным методом формирования певческих навыков является упражнение (целенаправленное, специально организованное повторяющееся действие). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется, что говорит о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций.

Рассмотрим различные подходы к решению проблемы формирования певческих навыков, исходя из методик следующих авторов: С.Н. Богаченко, Н.Б. Гонтаренко, Л.Б. Дмитриева, В.В. Емельянова, А.Г. Менабени, О.П. Павлищевой, Сета Риггза.

О важности певческого дыхания говорят все без исключения педагоги-вокалисты, но мнения к подходу по данному вопросу различны.

По мнению О.П. Павлищевой – «Искусство пения есть искусство дыхания» [22, с.89]. В своей методике она говорит, что вдох должен быть энергичным и быстрым, при этом, достаточно глубоким и полным. «Нижние ребра должны мгновенно раздвинуться, диафрагма – сократиться, опуститься, выдвинув переднюю стенку живота» [22, с. 90]. Но при этом, автор предупреждает, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребра оставались все время раздвинутыми, так как это противоречит естественному движению грудной клетки в процессе дыхания и создает сильнейшее перенапряжение всей дыхательной мышечной системы организма. Обязательным условием также является бесшумность вдоха. Наиболее рациональный, по мнению О.П. Павлищевой, способ вдоха является смешанный вдох, то есть одновременно через рот и нос. Выдох должен быть максимально продолжительным, воздух должен истекать из легких плавно, без толчков. Автор указывает, что при взятии дыхания, следует избегать переполнения легких воздухом, так как это утомит певца и затруднит механику звукообразования.

С мнением, что в грудную клетку не следует брать большое количество воздуха согласна и А.Г. Менабени. С позиции данного автора, вдох должен быть достаточно глубоким и полным, его надо брать в нижний отдел грудной клетки и при этом энергично поднимать, и расширять нижние ребра, но в отличие от Павлищевой, А.Г. Менабени рекомендует оставлять данную вдыхательную позицию, с сохранением расширения ребер на протяжении всего звукоизвлечения. При этом, мягкое небо должно находиться в приподнятом состоянии, близком к зевку (полузевку) [16].

В.В. Емельянов, говоря о дыхании, подчеркивает, несколько изменив известную фразу итальянского педагога Ламперти Ф., что: «Школа пения есть школа «выдыхания»» [15, с. 59].

Эту позицию поддерживает и Н.Б. Гонтаренко, говоря, что для пения принципиальное значение имеет не столько тип дыхания, сколько характер выдоха. То, что процесс пения – это организованный выдох, подтверждено и исследованиями многих физиологов (В.П. Морозов, Юссон Р. и др.). Для нас также важно это положение, так как при работе с детьми старшего дошкольного возраста, большое значение играет формирование такого навыка, как «тянуть звук, петь плавно» [11].

Дыхание это физиологичный процесс и вмешательство в этот процесс может оказаться разрушительным для неокрепшей голосообразующей системы ребенка. Любое вмешательство в работу этой системы дошкольника, как минимум, помешать работе этих очень надежных, но достаточно тонких механизмов, а, как максимум, привести к их серьезной поломке типа астматического синдрома, спровоцированного искусственной организацией певческого дыхания.

В методической литературе возникает много разногласий по поводу дыхания в пении. Но как показывает практика, процесс организации певческого дыхания сугубо индивидуален и зависит от физиологии и особенностей нервной системы ребенка. Прогрессивный американский педагог-вокалист Сэт Риггз дает следующее определение: «Дыхание во время пения – это очень расслабленный процесс. Когда мы говорим, что им можно управлять, мы имеем в виду только то, что вы позволяете этому процессу протекать так, чтобы вдох и выдох происходили максимально комфортно по отношению к музыкальным задачам» [23, с. 64].

Придерживаясь аналогичной точки зрения, С.Н. Богаченко анализирует высказывания выдающихся вокалистов о дыхании и делает вывод, что дыхание в пении должно быть свободным, естественным, как в речи, что наиболее соответствует физиологии голосового аппарата ребенка и позволяет сохранять естественное положение гортани в пении [4].

Общеизвестен факт, что смещение гортани всегда приводит к изменению тембра певческого звука. Следовательно, вопрос о положении гортани в пении весьма существенен для вокальной педагогики. Среди певцов и педагогов существуют кардинально противоположные мнения по поводу, какое же положение гортани считать правильным при пении.

Так на протяжении долгого времени многие вокалисты считали, что единственно верным положением гортани во время пения является опущенное состояние. Существовали и прямо противоположные мнения.

Однако, в настоящее время появились более объективные предпосылки к изучению данного вопроса. Л.Б. Дмитриев, основываясь на рентгенологических исследованиях, а также учитывая субъективные мнения певцов, пришел к выводу, что качество звучания не связано с уровнем состояния гортани - высококачественное звучание можно наблюдать и при пониженной и при повышенной гортани, как и при гортани, расположенной на уровне положения покоя [12].

Именно на этом основывается американский педагог Сэт Риггз в своей методике «Пение в речевой позиции». «Только расслабленное, стабильное положение гортани обеспечит вашему звуку баланс низких, средних и высоких гармонических составляющих» [23, c. 83].

Большое значение в процессе формирования полезных певческих навыков у детей имеет дикция и артикуляция. Дикция – это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Артикуляция – это, прежде всего правильное и отчетливое произношение звуков.

С.Н. Богаченко выделяет следующие задачи вокальной дикции:

1. Получить разборчивое вокальное слово.

2. Получить естественную речевую интонацию вокального слова.

3. Чтобы вокальное слово не мешало формированию певческого звука [4].

Это очень важно при формировании такого навыка у детей, как «тянуть звук, петь плавно». Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста часто пользуются речевыми стереотипами. Это особенно заметно у детей, которые вначале всегда применяют речевые координации. Они «поют, как говорят» в буквальном значении этого слова, и потому певческие качества их голосов не могут проявиться в достаточной мере» [4, c. 75].

Как известно, звуки речи делятся на две основные группы – гласные и согласные, разнящиеся как по механизму своего образования, так и по акустическим характеристикам. Формирование звуков речи осуществляется артикуляционным аппаратом. В артикуляции принимают участие многочисленные мышечные органы ротоглоточного канала: губы, язык, мягкое небо, зев, глотка, а также мускулатура, двигающая нижнюю челюсть. Главным артикуляционным органом является язык.

Н. Б. Гонтаренко считает, что выработке безупречной дикции способствует наибольшая подвижность губ и языка – они, по ее мнению, не должны быть вялыми [11].

Однако в вокальной работе с детьми старшего дошкольного возраста, очень часто распространена такая ошибка. Педагог, пытаясь компенсировать вялость дикции детей, осуществляет показ упражнения или части вокального произведения явно утрируя произношение слов. Но как показывает практика, чрезмерная активизация артикуляции у детей часто приводит к излишнему напряжению мышц лица и шеи, что способствует формированию различных зажимов в гортани. Что касается певческой артикуляции у детей, то здесь очень важно приобретение навыка рационального произношения в пении, то есть, достижения наиболее четкого и ясного произношения при минимальных мышечных затратах, чему и способствует наибольшая подвижность губ и кончика языка. Слово должно быть максимально приближенно к слушателям и ни в коем случае не утрированным, так как утрированное произношение очень мешает вокализации и полетности звука.

Наряду с такими навыками как певческое дыхание и артикуляция, педагоги выделяют у детей такое важное качество голоса, как протяжность, другими словами полетность голоса – это свойство правильно поставленного певческого голоса быть хорошо слышимым в зале. Полетность связана с наличием в тембре голоса высокой певческой форманты, особенно хорошо воспринимаемой слухом. Большое значение в голосообразовании имеет наличие так называемых высокой и низкой певческих формант (зоны усиления обертонов, происходящего вследствие явлений резонанса).

В процессе формирования полезных певческих навыков у детей огромную роль играет резонансная система.

В своей монографии «Искусство резонансного пения» В.П. Морозов определяет понятие резонанс как явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела [20].

Сэт Риггз в своей методике «Пение в речевой позиции» дает такое определение резонанса: «Резонанс – это усиление идущего от связок звука в полостях, расположенных над гортанью» [23, с.38].

Проанализировав определения понятия «резонанс» мы понимаем, что резонанс это усиление звучания голоса. Отсюда можно сделать вывод, что певческие резонаторы (трахея, бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружающие его мелкие околоносовые пазухи) при определенной оптимальной настройке, способны во много раз усилить первичный звук голосовых складок за счет повышения коэффициент полезного действия голосового аппарата, то есть без каких-либо дополнительных усилий со стороны будущего певца. И тем самым избавить ребенка от необходимости перенапрягать гортань для достижения большой силы голоса.

Проанализировав различные подходы к формированию певческих навыков (навык четкой артикуляции, навык певческого дыхания, навык «тянуть звук, петь плавно»), мы можем выделить следующие критерии эффективности вокальных упражнений:

- упражнения, используемые при формировании навыков пения у детей старшего дошкольного возраста, не должны противоречить природе и физиологии обучаемого;

- вокальные упражнения должны быть основаны на принципах охраны детского голоса от влияния негативных факторов;

- вокальные упражнения должны составлять основу для формирования полезных певческих навыков.

Среди проанализированных подходов разных авторов к формированию навыков пения, в нашем случае у детей старшего дошкольного возраста, следует выделить цели и задачи упражнений, отвечающих критериям эффективности в вокальном обучении.

Таким образом, упражнения должны:

  • быть направлены на формирование навыков естественного сбалансированного дыхания в процессе пения (Сэт Риггз, С.Н. Богаченко, В.В. Емельянов);
  • способствовать наиболее удобному, относительно физиологических особенностей каждого ребенка, положению гортани при пении (Л.Б. Дмитриев, О.Г. Павлищева, Сэт Риггз);
  • быть направлены на приобретение навыка рационального произношения в пении, то есть, достижения наиболее четкой и ясной дикции при минимальных мышечных затратах, чему способствует наибольшая подвижность губ и кончика языка (Н.Б. Гонтаренко);
  • способствовать формированию высокой певческой форманты в голосе, являющейся одним из основных условий таких качеств в голосе, как яркость, полетность, звонкость, звука;
  • способствовать наиболее верной настройке резонансной системы, при которой происходит значительное усиление звука, за счет акустических резервов голосового аппарата (эффект резонанса, наличие высокой певческой форманты в голосе).

2.2 Методика формирования певческих навыков с помощью вокально-артикуляционных упражнений у старших дошкольников

Ранее мы изучили разнообразные подходы к решению проблемы формирования певческих навыков у старших дошкольников и пришли к выводы, что необходимо использовать упражнения, они должны быть предельно просты и иметь игровой характер.

Чтобы выполнение упражнений было более эффективным и носило результативный характер, в первую очередь, стоит обратить внимание на исходное положение, которое принимают дети, в вокальных методиках этот термин обозначается как певческая установка.

Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.

Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. Можно предложить детям постоять в неудобной позе, чтобы они сами поняли, что долго сохранять такое положение неудобно.

При ознакомлении с певческой постановкой корпуса педагог может использовать стихи, песенки и поговорки по данной теме.

Главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода исполнителей. Она достигается естественной позой певца. Мышцы лица, шеи, плеч в спокойном состоянии. Этот момент музыкальный руководитель должен контролировать постоянно, особенно в среднем дошкольном возрасте. Можно разнообразить положение корпуса: распевать стоя, разучивать репертуар сидя, готовый репертуар пропевать также стоя, проводить «физминутки» для раскрепощения мышечного тонуса [14].

Нужно добиваться, чтобы процесс пения был таким же естественным и органичным, как процесс речи. Перед началом пения можно напомнить детям о правильном положении корпуса коротким стихотворением.

Работа над развитием певческой культуры детей начинается с вокально-артикуляционных упражнений.

Цель – легко незаметно подготовить голоса детей к пению, разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более легким и понятным занятием.

Важнейшим фактором голосообразования у детей является дыхание. «Певческое дыхание» – это особая приспособительная деятельность дыхательной системы во время пения. Оно требует постоянного развития, систематической тренировки, ибо развитое, продолжительное, гибко управляемое дыхание большое достоинство певца [17].

Цель: укрепление физиологического дыхания, положительное влияние на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжение головного мозга.

Первое время дошкольникам полезно держать руки на поясе и научиться вдыхать носом, а выдыхать ртом. Процесс певческого дыхания нужно довести до сознания ребят и последовательно отрабатывать его механизм, на каждом занятии напоминать принципы певческого дыхания, следить за правильностью его выполнения.

Общеизвестным является факт влияния мелких движений на активизацию речемыслительных центров, на общее развитие ребенка.

Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Произнесение любого текста можно сопровождать мелкими движениями пальцев рук.

Цель: развитие двигательных качеств, повышение координации пальцев рук, способствование соединению пальцевой пластики с выразительным мелодическим и речевым интонированием.

Для плодотворной работы музыкальный руководитель должен всегда выполнять следующие правила:

  • вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике;
  • обучать навыку пения надо а сареlla на материале простейших попевок;
  • перед детьми должна стоять конкретная задача (например: «Споем распевку, делая ударения на нижнем и верхнем звуках»);
  • необходимо приучать детей слышать себя и слушать других;
  • выбор песенного репертуара осуществлять с учётом диапазона голоса детей дошкольного возраста;
  • следить, чтобы дети пели без напряжения, не кричали;
  • удерживать детей от длительного громкого пения;
  • пение должно быть естественным нефорсированным;
  • учить брать дыхание перед началом пения и между фразами, а не посередине слова;
  • недопустимо исполнение детьми песен из репертуара взрослых;
  • не использовать фонограмму при разучивании песен.

Таким образом, мы можем говорить о том, что необходимо тщательно подбирать вокально-артикуляционные упражнения, которые смогут формировать и развивать певческий навык дошкольников.

2.3 Диагностический инструментарий оценки сформированности певческих навыков

Одной из первоочередных задач при знакомстве с детьми на музыкальном занятии является выяснение действительных возможностей и данных детей. От этого зависит организация музыкального занятия с детьми дошкольного возраста. Прежде всего следует отметить необходимость наличия доброжелательности, непринужденной обстановки во время занятий. 

При первом знакомстве нужно использовать форму беседы, что позволило ребенку успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность музыкального руководителя, что в дальнейшем также способствовало созданию атмосферы доверия на музыкальных занятиях.

Прежде, чем перейти к музыкальным занятиям, необходимо провести диагностику уровня вокальных данных детей дошкольного возраста. Поэтому, вначале нужно провести диагностику певческих навыков каждого ребенка.

Рассмотри диагностику «Обучение пению детей дошкольного возраста» по программе С.И. Мерзляковой «Учим петь детей» для детей старшего дошкольного возраста [17]. Задания, которые предусматривает данная диагностика:

  • исполнение ребенком ранее известного вокального произведения, это может быть любая песня или попевка – что позволяло педагогу определить уровень вокальных данных и функциональное состояние голосообразующей системы ребенка;
  • выполнение вокальных упражнений (предложенных педагогом), позволяющих выявить потенциальные голосовые возможности ребенка и определить перспективу развития голоса.

Для наиболее точной оценки вокальных данных ребенка, в процессе исполнения вокального произведения, не нужно вмешиваться в процесс звукообразования, звуковедения, даже если это совершенно расходится с вашими представлениями.

Выделим критерии диагностики:

  • Эмоциональная отзывчивость: выразительное пение без напряжения и крика легким звуком.
  • Интонирование мелодии: вокально-слуховая координация.
  • Слуховое внимание: пение с музыкальным сопровождением и без него. Умение слышать вступление песни. Вместе начинать и заканчивать песню. Брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами.

На основе критериев, определили уровни диагностики вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста:

1 – (низкий уровень) – справляется с помощью педагога;

2 – (средний уровень) – справляется с частичной помощью педагога;

3 – (высокий уровень) – справляется самостоятельно.

Уровень развития певческих навыков определяется в соответствии с рекомендациями С.И. Мерзляковой:

Низкий уровень: интонация неустойчивая, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения.

Средний уровень: интонация устойчивая, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование в общем звучании ансамбля), певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено [17].

Высокий уровень: устойчивая интонация, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т.к. присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении певческого диапазона выровнено.

Таким образом, применяя данную диагностику, возможно определить уровень сформированности певческих навыков детей дошкольного возраста.

Выводы по 2 главе

Подводя итоги второй главы, можно выделить следующие моменты:

  • Упражнения являются наиболее эффективным методом формирования певческих навыков.
  • На успешность процесса формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста влияет выбор тех или иных вокально-артикуляционных упражнений.
  • Упражнения должны быть направлены на формирование навыков естественного дыхания, способствовать наиболее удобному положению гортани при пении, быть направлены на приобретение навыка рационального произношения в пении, способствовать формированию высокой певческой форманты в голосе, способствовать наиболее верной настройке резонансной системы, при которой происходит значительное усиление звука.

Мы видим, что необходимо тщательно подбирать вокально-артикуляционные упражнения, которые смогут формировать и развивать певческий навык дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале исследования мы поставили цель – изучить теоретические аспекты и методические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через применение вокально-артикуляционных упражнений. Для достижения цели мы определили задачи, которые в процессе исследования решали и пришли к выводу, что:

  • Старший дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка, он определяется как самый благоприятный для формирования и развития основных умений и навыков. У ребенка активно развивается мышление, память, воображение, речь. Все это способствует и активному музыкальному развитию.
  • Рассмотрение психофизиологических особенностей дошкольного возраста детей показало, что голосовой аппарат дошкольника ещё не сформирован полностью, из этого следует, что связки ещё тонкие, нёбо малоподвижное, и дыхание не всегда получается устойчивым, правильным. Организм находится в самом процессе роста, что влияет на формирование певческих навыков.
  • Опыт работы музыкальных руководителей многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что пение, развитие певческих навыков оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления. Все певческие навыки тесно связаны между собой.
  • Одним из средств развития певческих навыков могут выступать вокально-артикуляционные упражнения. Используя правильно подобранные вокально-артикуляционные комплексы для работы над развитием певческих навыков, можно решить некоторые проблемы звукопроизношения, увеличить диапазон голоса, сформировать правильную певческую постановку, которая поможет улучшить осанку. Эти упражнения развивают дыхательную систему, благодаря чему улучшается состояние сердечно-сосудистой системы. Следовательно, развивая певческие навыки, ребенок укрепляет свое здоровье.

Мы считаем, что вокально-артикуляционные упражнения могут положительно влиять на формирование певческих навыков дошкольников. Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что цель и задачи, которые были поставлены в начале исследования – достигнуты.

В дипломной работе мы планируем дополнить теоретический материал, а также разработать комплексы вокально-артикуляционных упражнений, направленных на развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральные законы

  1. ФГОС Дошкольное образование от 17.10.2013 № 1155. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 15.11.2022).

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Алмазов, Е. И. Воспитание детского голоса / Е. И. Алмазов ; Москва: Музыка, 1995. - 208 с.
  2. Бехтерев, В. М. Охрана детского здоровья / Т. В. Бехтерев ; СПб:
    Б-чка копейка, 1911. – 136 с.
  3. Богаченко, С. Н. Вокал. Сложное искусство петь просто…Тайны вокального голоса на дыхании / С. Н. Богаченко ; Одесса: ВМВ, 2008, - 252с.
  4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 400 с.
  5. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, С. И. Розум; Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 624 с.
  6. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина; Москва: Просвещение, 2001. –  240 с.
  7. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь /Н. А. Ветлугина; Москва: Просвещение, 1988. –  140 с.
  8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский ; Москва: Эксмо, 2013. – 508 с.
  9. Глинка, М. И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано / М. И. Глинка ; Москва : Планета музыки, 2020. – 72 с.
  10. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко ; Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 183 с.
  11. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев ; М.: Музыка, 1968, - 675 с.
  12. Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста / С. В. Еманова ; Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с.
  13. Зимина, А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. / А. Н. Зимина; Москва: Творческий центр «Сфера», 2010. – 261 с.
  14. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В. В. Емельянов ;СПб.: Лань, 1996. – 192 с.
  15. Менабени, А. Г. Вокально-педагогические знания и умения / А. Г. Менабени ; М.: Прометей, 1995. – 121 с.
  16. Мерзлякова, С. Учим петь детей 3-4 лет. Песни и упражнения для развития голоса / С. Мерзлякова ; Москва: Просвещение, 2021. – 97 с.
  17. Метлов, Н. А. Музыка-детям / Н. А. Метлов ; Москва: Просвещение, 1985. – 105 с.
  18. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методологические основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; Москва: ВЛАДОС, 2008. – 264 с.
  19. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В. П. Морозов ; М.: Института психологии – РАН, 2002. – 494 с.
  20. Павлов, И. П. Мозг и психика / И. П. Павлов ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 358 с.
  21. Павлищева, О. П. Методика постановки голоса. Краткое пособие для хормейстеров и преподавателей пения / О. П. Павлищева ; Л.: Музыка, 1964. – 124 с.
  22. Риггз, С. Пойте как звезды / С. Риггз ; СПб.: Питер, 2007. – 120 с.
  23. Рубинштейн, С.Л. Психология / С. Л. Рубинштейн ; СПб. – Питер, 2002. – 720 с.
  24.  Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов; Москва: Просвещение, 2003. – 231 с.
  25. Чернышевский, Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности / Н. Г. Чернышевский;  СПб. – Питер, 1999. – 281 с.

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

  1. Гордон, Л. А. Психология и педагогика интереса / Л. А. Гордон // Радяньска школа. – 2018. – №11. – С. 33-37.
  2. Михайловская, Е. Г. Активизация познавательной деятельности обучающихся / Е. Г. Михайловская // Начальная школа. – 2013. – №9. – С. 45-47.

Интернет – ресурсы

  1. Козловская, Е. Л. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности / Е.Л. Козловская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. – Т. 3. – С. 181–1885. URL: http://e-koncept.ru/2013/53379.htm (дата обращения: 3.12.2022).
  2. Шакирова, Л. Р. Теоретические основы изучения музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста / Л. Р. Шакирова, А. Р. Чернышева. — // Молодой ученый. 2019. — № 50 (288). — С. 408-411. URL: https://moluch.ru/archive/288/65264/ (дата обращения: 20.11.2022).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Комплексы вокально-артикуляционных упражнений для развития певческих навыков у старших дошкольников

Вокально-артикуляционные упражнения можно собирать в небольшие комплексы, каждый из которых будет работать на формирование того или иного одного или нескольких певческих навыков. Рассмотрим несколько таких комплексов.

Комплекс на формирование певческой установки

Цель: сформировать правильную певческую установку, чтобы ребенок чувствовал себя свободно, а его голос звучал естественно. 

Сесть или встать прямо, голову не поднимать слишком высоко, плечи свободно опущены.

1. Упражнение «Спинка- тростинка»

Мы проверим спинку,

Спиночку-тростинку.

Вот она какая-

Спиночка прямая!

2. Упражнение «Сидит дед»

Сидит дед, ему сто лет.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

 3. Упражнение. «Улыбочка»

Необходимо постараться изо всех сил натянуть сил натянуть губы не открывая рот

Комплекс на формирование певческого дыхания

Цель: помочь детям овладеть приемами певческого дыхания. Способствовать оздоровлению всей дыхательной системы.

1. Упражнение «Душистый цветок!» На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.

2. Упражнение «Петушок». Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо, влево:

Петя, Петя, Петушок

Целый день учил стишок.

Наклоны головы вперед-назад:

А запомнил он строку

Лишь одну: «Ку-ка-ре-ку!».

На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе: «Ку-ка-ре-ку!»

3. Упражнение «Надуваем шарик!» Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

Комплекс на формирование навыка певческого звукообразования

Цель: научить детей правильному звукообразованию.

1. Упражнение «Качели». Детям предлагается представить, как двигаются качели – поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приемом «глиссандо». Слова «Вверх», «Вниз», голосом показывая, куда движутся качели.

2. Упражнение «Ракета». «Запускаем двигатель» на одном звуке: «У-у-у», затем используется прием «глиссандо» вверх: «ракета взлетела».

3. Упражнение Веселый паровозик». Детям даётся установка: «Чей паровозик дольше проедет?». Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух-чух-чух…» - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.

Комплекс на формирование певческой дикции

Цель: совершенствовать произношение и дикцию

1. Упражнение «Линейка». Вдохните, задержите дыхание и на выдохе слитно (как одно слово) произносите линейку гласных, пока не закончится воздух.

2. Упражнение «Молодые лошадки». Быстро клацаем языком, челюсть свободна, рот немного приоткрыт, губы расслаблены в полуулыбке. Изображаем галоп молодой лошадки.

3. Упражнение «Мотоцикл». Пропеваем глиссандо вверх и вниз «Р…Р…Р…». Мотоцикл уезжает все дальше и дальше «Р-р-рь…Р-р-рь…» - затихая.

Комплекс на развитие певческих навыков

Цель: Формировать у детей певческие навыки.

1. Упражнение на певческую установку. «Рынок». Наклонить корпус вниз, ноги прямые, руки расслабленно висят, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз с земли, с трудом поднять резко бросить и расслабиться.

2. Упражнение на певческое дыхание. «Комарик». Дети ставят ладони на плечи («крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

3. Упражнение на звуковедение. Попевка «Зимние забавы»

Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)

И на саночках скачусь (поступенное движение вниз, быстрее темп)

4. Упражнение на певческую дикцию «Пчелки».

Пчёлки-жужжалки, пчёлки-кусачки,

Я вам сейчас покажу: чтоб не кусались.

Чтоб не мешались, я вас сейчас накажу!

Ж – Гав - Ж- Гав, Ж– Гав - Ж

Ж - Гав - Ж- Гав, Ж- Ж - Гав

При пении необходимо следить за четким произношением согласных звуков. Так же обратить особое внимание на использование дыхания (выдох не должен быть сильным).

Во время работы над вокально-артикуляционными упражнениями необходимо создать располагающую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях по английскому языку в средней школе"

Курсовая работа, направленная на антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях английского языка в средней школе....

Методические указания по выполнению курсовой работы по предмету "Экономика организации"

Содержат материал для выполнения курсовой работы по курсу «Экономика организации». Предназначены студентам специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных си...

Как написать курсовую по педагогике

Введение. Курсовая работа по педагогике является важной составной частью деятельности по приобщению студентов к педагогическому творчеству в процессе обучения в педагогическом колледже. Кур...

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

Методические рекомендации по написанию курсовых работ...

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ПРАКТИЧЕСКОЕ И НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

Конференция проводится с целью создания условий, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала студентов и преподавателей, включение их в научно-исследовательскую и проектную деят...

Методические указания к курсовой работе по дисциплине "Программирование в среде Delphi"

В данной методической разработке приведены основные цели и задачи курсовой работы, правила оформления курсовой работы и 25 вариантов тем. Курсовая работа рассчитана на создание приложения в среде Del...