Программа воспитания и социализации обучающихся МБУ ДО "ДДТ"
рабочая программа

Лежава Майя Михайловна

Программа воспитания и социализации разработана на основе федеральных и региональных нормативных документов и в соответствие с общими положениями Программы развития ДДТ на 2021-2015 г.г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Губкинского

____________________________________________________________________________________________________

 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МБУ ДО «ДДТ» НА 2023-2026 ГОДЫ

Разработчики: директор, методист Лежава М.М.

зам. директора по УВР Паршикова Е.А.

педагог-психолог Москаль И.В.

Содержание программы

 

Пояснительная записка

2

1. Особенности организации воспитательной деятельности МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинский

3

2. Миссия, цель и задачи воспитания.

5

3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

6

3.1. Модуль «Детское объединение»

6

3.2. Модуль «Воспитательная среда»

8

3.3. Модуль «Работа с родителями»

12

3.4 Модуль «Наставничество»

13

3.5 Модуль «Самоопределение»

15

3.6. Модуль «Профилактика»

17

3.7. Модуль «Волонтерство»

18

3.8. Модуль «Детские общественные организации»

19

3.9. Модуль «Школьные медиа»

20

4. Основные направления самоанализа воспитательного процесса, организуемого в учреждении дополнительного образования  

21

Используемая литература

23

Приложение

24


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания и социализации обучающихся муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Губкинский на 2023-2026 годы, разработанная в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся», прошла апробацию в 2022-2023 учебном году и реализуется с 1 сентября 2023 года.

Особенность дополнительного образования состоит именно в его определении как особого вида образования: дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. И эта уникальность дополнительного образования вызывает необходимость определения актуального содержания воспитательной деятельности для учреждений дополнительного образования.

Нормативно-правовой основой для разработки Программы воспитания и социализации муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Губкинского на 2022-2025 годы (далее – Программа воспитания МБУ ДО «ДДТ» или ДДТ», Программа воспитания) послужили:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2020 года, включая все изменения до 06.12.2020 г.;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена 29.05.2015 № 996-р.;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей;
  • Устава МБУ ДО «ДДТ».

Программа воспитания направлена на создание условий для социально-активного и гармоничного вхождения обучающихся в социум, налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа показывает спектр реализации воспитательного потенциала педагогических работников через организацию совместной с детьми и их родителями деятельности. Миссия Программы воспитания сделать учреждение воспитывающей организацией.  

 Реализация прослеживается через:

  • Образовательную программу МБУ ДО «ДДТ»,
  • План сетевого взаимодействия с ОО поселка в рамках реализации ФГОС,
  • Программу «Целевая модель наставничества МБУ ДО «ДДТ»».
  • Образовательный инновационный проект ''Art&Я'', который включает следующие программы:
  •  «ArtИде*Я»;
  •  «Дизайнер*Я»;
  •  «Эко*Я»;
  • «Гражданская Академи*Я»;
  •  «Семь*Я».

К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.  

1. Особенности организации воспитательной деятельности.

 

Воспитание сегодня рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде[1].

Воспитательная система учреждения определяет ценностно-смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность и результативность. Следовательно, ведущая роль в решении задач воспитания принадлежит воспитательной системе учреждения. Воспитание и образовательный процесс в дополнительном образовании являются неразделимыми частями учебно-воспитательного процесса и определяются как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Воспитательная система муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Губкинского сочетает в себе как инновационные подходы к воспитанию, так и традиционные ценности, создает условия для совершенствования процесса воспитания детей и молодежи.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование», проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, предусматривает включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей воспитательного компонента, направленного на формирование у подрастающего поколения гражданской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения.  

Выстраивая воспитательный процесс в учреждении, педагогический коллектив основывается на специфике дополнительного образования:

  • деятельность педагогов дополнительного образования строится на основе интеграции основного и дополнительного образования;
  • дополнительное образование детей, как институт взросления и развития обучающихся;
  • особая образовательная среда как возможность для самореализации детей и раскрытия их талантов;
  • возможность объединения в творческие коллективы, разновозрастные группы, исходя из интересов и склонностей к какому-либо виду творческой деятельности;  
  • участие в занятиях основываются на принципе добровольности;  
  • разнообразие форм организации деятельности детей в зависимости от направленности образовательных программ;  
  • осуществление тесной взаимосвязи обучения и воспитания;  
  • реализация совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей;  
  • реализация разнообразных программ, рассчитанных на разные категории детей (творчески одаренные дети, дети с девиантным поведением, с ОВЗ и т.д.).

Особенность воспитательной деятельности учреждения основывается на:  

  • реализации целей и задач Концепция воспитания МБУ ДО «ДДТ»;
  • Программе развития МБУ ДО «ДДТ» на 2022- 2025 годы;
  • воспитательной миссии, традициях учреждения;
  • специфике образовательной деятельности (направленности);
  • традициях учреждения;
  • связях с социальными партнерами;
  • новых образовательных ресурсах, в том числе дистанционных.

В основе Программы воспитания лежит инновационный образовательный проект ''Art&Я'', основная миссия которого развитие возможностей социального партнерства.

Образовательная деятельность и воспитательная работа в ОО направлена на создание воспитательной среды, способствующей формированию и развитию творческих способностей учащихся; удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

         

Реализация Программы воспитания отражается на страницах Интернет:

 

  


  •  2. Миссия, цель и задачи воспитания.

Современное дополнительное образование обеспечивает добровольный выбор деятельности ребёнком. Добровольный выбор каждого ребенка выражается в удовлетворении его интересов, предпочтений, склонностей и способствует развитию, самореализации, самоопределению личности ребенка. Именно добровольный выбор обладает тем особым потенциалом, который обеспечивает приобщение обучающихся к личностно-значимым, социально-культурным ценностям через участие в различных видах созидательной деятельности. Добровольный выбор, который является основой дополнительного образования становится источником самоактуализации, как способа воплощения собственных индивидуальных творческих интересов, саморазвития и личностного роста во всех сферах жизнедеятельности общества.  

Основой воспитательного процесса в МБУ ДО «ДДТ» является воспитательный идеал: нравственный, творческий, социально активный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.  

Исходя из воспитательного идеала, формулируется цель воспитания – личностное развитие учащихся, проявляющееся:

  1. в освоении учащимися социальных знаний, которые общество выработало на основе общественных ценностей, направленных на формирование гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения;
  2. в формировании опыта самоопределения в разных сферах человеческой жизни;  
  3. в овладении учащимися способами саморазвития и самореализации, в том числе формирования современных компетентностей и грамотностей, соответствующих основным направлениям стратегии развития страны.

Данная цель ориентирует педагогов на создание воспитывающей среды, способствующей развитию личности ребенка и направленной на формирование усилий самого ребенка по саморазвитию. Партнерские отношения педагог=ребенок=родитель, сотрудничество всех участников образовательного и воспитательного процесса являются важным фактором успеха в достижении цели.

Достижению поставленной цели будут способствовать решение основных задач воспитания:

  1. реализовывать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как основу взаимодействия людей разных поколений, мотивировать к саморазвитию и самореализации на пользу людям;  
  2. использовать в воспитании детей возможности занятий по дополнительным общеобразовательным программам как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству;  
  3. содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе реализации программ препрофессиональной направленности, а также в совместной деятельности и участии педагогов и детей в различных социальных практиках;  
  4. поддерживать и развивать формы детской активности через развитие добровольчества, волонтерства;
  5. развивать социальное партнерство как один из способов достижения эффективности деятельности. 

3. Ожидаемый результат. Виды, формы, содержание деятельности.

В ходе достижения поставленной цели и реализации Программы воспитания ребенок получит:

  • необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений,
  • возможность эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими,
  • развитие уверенности в себе, развитие межличностного взаимодействия;
  • умение продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, умение смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций;
  • осмысление выбора своего жизненного пути.

Для построения и реализации Программы воспитания и социализации используется модульный принцип. Каждый модуль соответствует одному из направлений воспитательной деятельности учреждения и ориентирован на решение конкретной задачи воспитания.

Структура модуля включает в себя:

  • краткую информацию о потенциале направления деятельности;
  • задачу;
  • виды, формы, содержание деятельности;
  • календарный план мероприятий по реализации модуля на учебный год.

Выбор модулей обусловлен актуальными задачами, стоящими перед учреждением и приоритетными направлениями, которые определяет государственная и региональная политика в области образования.  

Модули: «Детское объединение», «Воспитательная среда», «Работа с родителями», «Наставничество», «Самоопределение», «Профилактика», «Волонтерство», «Детские общественные организации», «Школьные медиа» тесно связаны с деятельностью педагогов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.

3.1. Модуль «Детское объединение».

В учреждении деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и/ или разновозрастных детских творческих объединениях.  

Детские творческие объединения (коллективы) – кружок или группа – традиционная форма объединений детей по интересам. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, изучения одного учебного курса, соответствующего требованиям ДООП. Формами таких объединений могут быть лаборатории, студии, мастерские и пр.

Задачи для детских объединений: 

  • использовать в воспитании детей возможности занятий по дополнительным общеобразовательным программам как источника поддержки и развития интереса к познанию и творчеству;
  • содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе обучения по программам предпрофессиональной направленности и участием в совместной деятельности и социальных практиках.

ЗАДАЧА МОДУЛЯ. Повышение доступности дополнительного образования детей, формирование и развитие творческих способностей учащихся, создание условий для их личностного роста и самореализации всех участников образовательной деятельности.

Задача решается через реализацию таких направлений деятельности как:

  • Организация и содержательная поддержка самообразовательной работы педагогов в овладении системной научно-методической, исследовательской деятельности.
  • Развитие вариативности программ, индивидуализация обучения.
  • Достижение качественного результата в обучении и воспитании учащихся.

Ожидаемый результат: повышение качества образовательного процесса и предоставляемых образовательных услуг.

Задача реализуется через: образовательную программу МБУ ДО «ДДТ», Целевую модель наставничества, план сетевого взаимодействия, инновационный проект ''Art&Я''.

Основные направления деятельности

Наименование объединений

Целевая аудитория

Разработанные программы

Социально-педагогическая направленность

ШЛТР

Ранее развитие

Колесо истории

Слагаемые успеха

10-18 лет

5-7 лет

7-18 лет

14-18 лет

«Школа личностного и творческого роста»

«Ранее развитие»

«Путешествие в историю», «Я и социум», «Колесо истории»

«Слагаемые успеха»

Художественная направленность

Вензеля

Блик

Изумруд

Волшебный сундучок

Театр мод «АрхИдея»

5-14 лет

«Вензеля», «Вензеля-1», «Вензеля-2»

«Изобразительное творчество»

«Волшебный сундучок»

«АрхИдейка», «АрхИдея», «АрхИдея-1», «АрхИдея -2», «АрхИдея-3»

Техническая направленность

Компьютрон

Робототехника

Техно-Мир

Дизайн и проектирование

Самоделкин

Дизайнер*Я

7-14 лет

5-14 лет

5-12 лет

5-12 лет

5-12 лет

15-18 лет

«Компьютрон», «Компьютрон -2»

«Основы робототехники», «Робототехника»

«Основы Техно», «Техно-Мир»

«Основы дизайна», «Дизайн и проектирование»

«Самоделкин», «Самоделкин-2»

«3D –моделирование интерьера»

Физкультурно-спортивная направленность

Спортивная акробатика

5-18 лет

«Акробатика», «Спортивная акробатика», «Спортивная акробатика -2», «Спортивная акробатика -3»,

Туристско-краеведческая направленность

Истоки

7-18 лет

«Основы туризма», «Истоки», «Истоки-2»

Образовательные сообщества (перечень открытых групп для дистанционного обучения детей по дополнительным общеобразовательным программам) в сети Контакт:

  1. Школа личностного и творческого роста https://vk.com/public193117691 
  2. Колесо истории https://vk.com/public193195434 
  3. Дизайн и проектирование https://vk.com/club193153917 
  4. Компьютрон https://vk.com/club193116831 
  5. ДИЗАЙНиЯ https://vk.com/design.interior.ddt.purpe 
  6. Самоделкин https://vk.com/club193153840 
  7. Истоки https://vk.com/public193124567 
  8. Техно-Мир https://vk.com/club193122205 
  9. Объединение спортивной акробатики https://vk.com/public193122552 
  10. Художественное творчество («Блик», «Изумруд», «Волшебный сундучок») https://vk.com/public193122252 
  11. Робототехника https://vk.com/club193119240 
  12. Объединение «Вензеля» https://vk.com/club113546275 (хореография)
  13. Театр мод «АрхИдея» https://vk.com/club193127876 
  14. Свидетели Великой Победы https://vk.com/clubwitnessesofthegreatvictoryт
  15. Я – волонтер https://vk.com/club210835085 
  16. Ранее развитие https://vk.com/public210775131 \
  17. НОУ «Эврика» https://vk.com/public212137482 
  18. Экоотряд «Шанс» https://vk.com/ecoshans89 

3.2. Модуль «Воспитательная среда».

Воспитательная среда - это совокупность условий, в которых происходит взаимодействие, включенных в него людей, и разворачивается воспитательный процесс для всех, вступивших в это взаимодействие.

Структура воспитательной среды:

  • воспитательный компонент дополнительных общеобразовательных программ, учебно-методические разработки педагогов по вопросам воспитания;  
  • духовный или субъектный компонент – сложившиеся в учреждении отношения, ценности, традиции, привлекательные для учащихся, педагогов, родителей;  предметно-материальный компонент учреждения. МБУ ДО «ДДТ».

Спецификой осуществления воспитательного процесса является создание особой воспитательной среды, в которой ребенок учится уважительному и продуктивному взаимодействию с другими людьми, получает опыт социально-значимой коллективной творческой деятельности.

Воспитательная среда задает нравственные нормы и интеллектуальный фон жизни, формирует уровень притязаний личности и ее достижений, раскрывает воспитательный потенциал дополнительного образования.

Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей происходит через включение учащихся в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний.

Основой организации воспитательного процесса в МБУ ДО «ДДТ» становится совместная деятельность педагогов и обучающихся, а также их родителей или законных представителей, направленная на приобретение опыта решения жизненно важных проблем, творческих поисков и улучшения окружающего мира.

Цель МОДУЛЯ: создание воспитательной среды, способствующей развитию и саморазвитию всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Развитие таких направлений деятельности учреждения как: театральная деятельность, медиообразование, социально-педагогическое и социально-значимое проектирование, предпрофильная подготовка выпускников.

Задача решается через реализацию таких направлений деятельности как:

  • Совершенствование открытой образовательной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг (Федеральный проект «Современная школа»)
  • Развитие информационного пространства на основе ИКТ – технологий (Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»).
  • Расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей.

Ожидаемый результат: каждому ребенку предоставлена возможность выбрать в соответствии со своими потребностями и желаниями дополнительную общеобразовательную программу (объединение) для развития познания мира и творчества в определенной сфере прикладных наук.

Задача реализуется через: план воспитательной работы (работа с волонтерами, АДПОО, РДШ), план сетевого взаимодействия, подпрограммы «ArtИде*Я», «Дизайнер*Я».

2. Обеспечение условий гражданско- патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся через освоение ими ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Задача решается через реализацию таких направлений деятельности как:

  • Создание условий, обеспечивающих систему работы по развитию духовно-нравственных и гражданских качеств личности учащихся.
  • Формирование навыков здорового жизненного стиля участников образовательного процесса, создание комфортной психологической среды в учреждении (Программа «Социальные лифты для каждого»).
  • Обновление содержания предпрофессионального образования (Федеральный проект «Новые возможности для каждого»).
  • Эффективность воспитательных мероприятий.

Ожидаемый результат: новое содержание дополнительного образования соответствует требованиям к современному образованию, представленном в национальном проекте «Образование».

Задача реализуется через: план воспитательной работы, план сетевого взаимодействия, подпрограмма «Гражданская Академи*Я», модель наставничества МБУ ДО «ДДТ».

3. Совершенствование системы работы с детьми в области экологического образования посредством создания специальных проектов, форумов, конкурсов в области экологии.

Задача решается через реализацию таких направлений деятельности как:

  • Совершенствование развивающей среды, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся (Федеральный проект «Успех каждого ребенка»);
  • Формирование эффективной системы деятельности научного общества учащихся;
  • Повышение результативности достижений учащимися.

Ожидаемый результат: создание возможностей для проявления способностей каждым воспитанником, совершенствование системы работы с талантливыми и одаренными детьми.

Задача реализуется через: модель наставничества, план воспитательной работы, подпрограмма «Эко*Я».

4. Создание условий для вовлечения семьи в единое образовательное пространство учреждения, способствующее гармоничному развитию детско-родительских отношений и укреплению системы взаимодействия родитель-ребенок-педагог.

Задача решается через реализацию таких направлений деятельности как:

  • Уровень удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образовательных услуг;
  • Повышение педагогической культуры уровня родительской компетентности;
  • Расширение содержания и форм деятельности с родителями;
  • Создание оптимальных условий для активного участия родителей в деятельности образовательного учреждения.

        Ожидаемый результат: удовлетворенность родителей содержанием и результативностью деятельности учреждения.

Задача реализуется через: модель наставничества, план воспитательной работы, подпрограмма «Семь*Я».

Воспитательное пространство МБУ ДО «ДДТ» представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями.  

Виды, формы и содержание деятельности

Виды и формы деятельности:  

  1. Формы коллективной деятельности детей и взрослых, где воспитательное взаимодействие осуществляется скрыто, незаметно по ходу общей работы: коллективные творческие дела, коллективные творческие праздники, коллективные творческие игры. Все это создает творческую природу, особую природу социального творчества, когда дети и взрослые создают форму нового, лучшего способа взаимодействия.
  2. Формы прямого открытого воспитательного воздействия – воспитательные мероприятия и воспитательные занятия, где педагог целенаправленно формирует какое-либо общественно значимое нравственно обусловленное свойство личности или конкретное мнение (например, проектная и исследовательская деятельность).

Формы работы

Содержание работы

Ключевые дела и мероприятия

На уровне ОО

общеучрежденеские праздники, социальные  акции, ориентированные на преобразование окружающего социума

КТД:

Сентябрь – Тропа безопасности

Октябрь – Творчество в стиле Эко*Я

Ноябрь – Театральная ОЛИМПиЯ

Декабрь – Новогодний Фрэш

Январь- Планета спорта и ЗОЖ

Февраль – Славим Отечества сынов

Март – Территория ДаБро

Апрель – Океан изобретений

Май - Свидетели Великой Победы (Память. Отечество)

На внеучрежденческом уровне

  • Участие в патриотических акциях - акции возложения цветов к мемориалам Павшим героям,  
  • торжественные церемонии у мемориальных объектов в Дни воинской славы России;
  • акции                  экологической         и трудовой         направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума;
  • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям - «Георгиевская ленточка», «Ветеран» и другие.  

Инновационный проект «ArtИде*Я»

Инновационный проект «Гражданская Академи*Я»

Инновационный проект «Эко*Я»

На уровне деятельности объединений

  • участие детских объединений в реализации общих ключевых дел;
  • проведение в рамках объединения мероприятий в соответствии с планами на каникулы

План воспитательной работы объединения

План мероприятий на каникулярное время

На индивидуальном уровне

  • Вовлечение каждого ребенка в ключевые дела объединения и ДДТ в одной из возможных для него ролей.
  • Оказание индивидуальной помощи и коррекция поведения ребенка осуществляется через включение его в совместную работу с другими детьми.
  • Создание условий для реализации индивидуального участия детей в конкурсах различного уровня: помощь в подготовке конкурсных материалов, создания портфолио, оформления проекта.  

Инновационный проект «Семь*Я»

Инновационный проект «Дизайнер*Я»

Модель реализации мероприятий модуля «Воспитательная среда»

D:\документы\программа развития 2022-2025\модель программы (1).jpg

Процесс воспитания строится через коллективные творческие дела: традиционные творческие праздники; КТД совместно с родительским сообществом; церемонии награждения, социальные проекты, открытые дискуссионные площадки, праздники, фестивали и представления и др.

Основными механизмами реализации модуля являются:

  • Формирование в СМИ имиджа МБУ ДО «ДДТ», соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном обществе;
  • Открытый характер управления МБУ ДО «ДДТ», реализуемый через механизмы участия общественности, родителей в реализации Программы развития;
  • Информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве образовательных услуг;
  • Поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества;
  • Развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, мотивации детей к инновационной деятельности;
  • Опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.

Образовательные сообщества для реализации модуля «Воспитательная среда» на различных порталах сети Интернет:

3.3. Работа с родителями.  

Система дополнительного образования является составляющей всей системы образования и определяется необходимостью создавать условия для содержательного партнерства учреждения и семьи, где семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер.  

В связи с этим основной целью, стоящей перед педагогом, является необходимость осуществления психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения. Успешное достижение обозначенной цели возможно при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка.  

Для достижения высоких результатов совместного воспитания детей необходимо объединять усилия педагогов и родителей. Создание союза: педагог = дети = родители – один из актуальных вопросов на сегодняшний день.  

Задача: обеспечить согласованность позиций семьи и образовательного учреждения для более эффективного достижения цели воспитания, оказать методическую помощь в организации взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся в системе дополнительного образования, повысить уровень коммуникативной компетентности родителей (законных представителей) в контексте семейного общения, исходя из ответственности за детей и их социализацию.

Виды, формы и содержание деятельности

Возможные виды и формы деятельности:

на групповом уровне:  

  • родительские гостиные, на которых проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
  • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;  
  • родительские онлайн форумы, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются консультации психологов и педагогов.  

 на индивидуальном уровне:  

  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;  
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности;  
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Ведущей идеей модуля является создание оптимальных условий совершенствования культурно-образовательного пространства.

Содержание деятельности:

  • выставки семейного творчества, презентации, фотовыставки, творческие семейные форумы, портфолио семьи; семейные гостиные и мастерские по произведениям художественной литературы, посвященным семье;  
  • традиции и обычаи, творческие мастерские по подготовке подарков для членов семьи, праздничных украшений дома;  
  • традиции семейного досуга;  
  • продолжение работы по воспитанию эмоционального отношения, чувства сопричастности к истории своей семьи, преемственности поколений: исследовательские проекты по изучению семейного родословия, истории семьи как части истории страны;
  • знаменательные даты истории России, родного края;
  • развитие совместной деятельности детей, родителей        и педагогов: конференции, круглые столы, семинары, интернет-дискуссии, игровые программы, праздничные события, социальные проекты;  
  • дискуссии и диспуты, психолого-педагогические практикумы, правовые уроки, круглые столы по правовому просвещению детей и родителей.

Вид деятельности

Форма деятельности  

Содержание деятельности

Групповой уровень 

Управляющий Совет  

Участие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей.

Родительские собрания

Обсуждения проблем обучения и воспитания.

Семейные всеобучи

Получение родителями ценных рекомендации и советов от педагогов- психологов, социальных педагогов, обмен опытом и находками в деле воспитания детей.  

На индивидуальном уровне

Консультации,  беседы

Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. 

Праздники,         походы,

концерты, акции

Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности.

3.4. Модуль «Наставничество»

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

С 2020 года в МБУ ДО «ДДТ» реализуется Целевая модель наставничества, разработанная в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". 

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся.

Нормативно-правовой основой наставничества являются:

  • Распоряжение Министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
  • Приказ департамента образования ЯНАО от 07 октября 2020 года № 660 «О реализации целевой модели наставничества в Ямало-Ненецком автономном округе для обучающихся общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

В Целевой модели наставничества МБУ ДО «ДДТ» выделяются три главные роли:  

  1. Наставляемый –  участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
  2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
  3. Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.

Наставничество осуществляется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала ребенка или подростка. Один из способов раскрытия потенциала – формирование активной жизненной позиции обучающихся и стремление заниматься добровольческой деятельностью, способствующей самореализации личности.  

Модель наставничества предусматривает две основные роли: наставляемый и наставник. В роли наставника могут выступать: педагоги и иные должностные лица учреждения, родители обучающихся, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, студенты, выпускники, обучающиеся учреждения.

Наставничество способствует решению следующих задач:

  • адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;  
  • раскрытие потенциала каждого наставляемого;
  • формирование жизненных ориентиров;
  • повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, проектной и деятельности, профориентационных программах, соревнованиях, конкурсах;
  • создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);  
  • формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;  
  • развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире;  
  • создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры.  

Планируемые результаты:  

  • растет вовлеченность обучающихся в жизнь своих объединений;  
  • растет интерес к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью.  
  • растет подготовленность обучающихся к взрослой жизни;  
  • у обучающихся и педагогического коллектива развиваются навыки XXI века, обучающиеся преодолевают герметичность образовательного процесса и получают представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;  
  • формируется традиция наставничества.

Для обучающихся, в становлении которых участвовали выпускники и другие представители местного сообщества, культура наставничества оказывается новой нормой. Перейдя на следующую образовательную или профессиональную ступень, они сами реализуют себя в роли выпускников-наставников и несут ценности наставничества новым поколениям обучающихся.

Виды, формы и содержание деятельности.

Для организации наставничества необходимо:

  • сформировать пары/группы подходящих друг другу наставников и наставляемых. Основные критерии: профиль наставника должен соответствовать запросам наставляемого, а у наставнической пары/группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, так как наставничество – это в первую очередь основанные на доверии, уважительные и эмоционально окрашенные отношения;
  • создать условия для установления гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон;
  • сформулировать цели на ближайший период работы.

Взаимодействие наставника и наставляемого может проходить в рамках:

  • участия в совместных конкурсах и проектных работах;
  • участия в конкурсах и олимпиадах;
  • совместных походов на спортивные и культурные мероприятия;
  • создания клуба по интересам;
  • создания продукта;
  • выездных мероприятий;
  • совместного участия в занятиях с целью определения образовательной траектории наставляемого и др.

В целях популяризации роли наставника проводятся следующие меры:

  • проведение конкурсов профессионального мастерства наставников;  
  • поддержка системы наставничества через СМИ: истории о внедрении программы наставничества, о ее результатах, успешные истории взаимодействия наставника и наставляемого;
  • благодарственные письма родителям наставника из числа обучающихся.

Реализация модуля наставничество проводится в соответствии с приказом о назначении наставников на текущий учебный год.

3.5. Модуль «Самоопределение».

Модуль «Самоопределение» строится на опыте педагогической поддержки самоопределения, саморазвития и самореализации личности ребенка в воспитательных системах образовательных организаций г. Губкинский.

Задача: содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе совместной деятельности и социальных практиках.

Виды, формы и содержание деятельности.

Виды и формы деятельности:

  • мероприятия (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.д.);
  • события (общие по учреждению, дни единых действий, приуроченные к праздникам и памятным датам, акции, ярмарки, фестивали, флешмобы, челленджи т.д.);
  • игры (сюжетно-ролевые, деловые, спортивные, интеллектуальные и т.д.).

Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «самоопределение» включает в себя профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб учащихся:  

  • освоение обучающимися основ профессии в рамках обучения        по дополнительной общеобразовательной программе предпрофессиональной подготовки (программа «3-D моделирование дизайна интерьера»);
  • совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков и др.:  
  • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах г. Губкинский;
  • участие в работе профориентационных проектов, созданных в сети интернет: участие в мастер-классах, посещение открытых уроков профориентационной направленности;
  • индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.

Содержание деятельности:

  • педагогическая поддержка обучающихся в осознании вызовов времени, связанных с многообразием и многовариантностью выбора;
  • вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через определение и согласование границ свободы и ответственности, принятие индивидуальности другого, развитие самоуважения и взаимоуважения;
  • сопровождение в развитии способностей, одаренности, творческого потенциала, определяющих векторы жизненного самоопределения;
  • помощь         и         поддержка         потребностей         и         интересов         детей         и         подростков, направленных на освоение ими различных способов деятельности;
  • помощь и поддержка в освоении способов целеполагания для реализации жизненных планов (профессиональное самоопределение, выбор жизненной позиции, мобильность и др.), освоение социокультурных стратегий достижения жизненных планов;
  • развитие системы индивидуальной помощи и сопровождения детей.

Направление работы

Мероприятия  

Расширение знаний обучающихся о типах профессий, условиях работы, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной профессиональной деятельности.

Раздел «Психология успеха» программы объединения ШЛТР

Экскурсии на предприятия города, в СУЗы и ВУЗы, ярмарки профессий (очные и онлайн), деловые игры по профориентации.

Подготовка школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего. Консультации психолога по выявлению склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.

По графику педагога-психолога.

Аналитическая работа со справочниками средних и высших учебных заведений, аналитическая работа на основе медицинских справок и годности к выбранной профессии. Проведение тестирования по методикам «Кто я?», «Произвольное самоописание», «Профессиональная готовность» и др., фестиваль рабочих профессий.

Профориентационное онлайн-тестирование

Регистрация пользователей на платформе проекта «Большая перемена» и «Билет в будущее», тестирование в рамках проекта и консультация педагога-психолога по результатам тестирования

3.6. Модуль «Профилактика».

Состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей, от которой зависит благополучие общества. Здоровье - это своего рода фундамент человеческой жизни. На нем формируются этнические, интеллектуальные и другие ценностно-нормативные стороны личности. Наиболее эффективным путем формирования ценности жизни и здоровья детей является направляемая и организуемая взрослыми (педагогом, психологом, взрослыми в семье) совместная деятельность.

Дополнительное образование обладает социально-педагогическими особенностями, значимыми для профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, информационной безопасности и др.

Профилактическая работа – это один из значимых пунктов работы каждого педагога дополнительного образования в рамках воспитательной деятельности, каждый педагог дополнительного образования проводит профилактическую работу в своих детских творческих объединениях.

Задача: формирование у детей и подростков нравственных ценностей, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств, обеспечивающих конструктивную, социально приемлемую самореализацию, позитивную социализацию, противодействие возможному негативному влиянию среды.

Виды, формы и содержание деятельности

В целях профилактики учреждение может:

  • разрабатывать и реализовывать ДООП, формирующие мотивы, установки и навыки, препятствующие правонарушениям несовершеннолетних;
  • разрабатывать и реализовывать ДООП, направленные на повышение правовой грамотности и формирование бесконфликтной коммуникации несовершеннолетних;
  • разрабатывать и реализовывать ДООП физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой направленностей, которые могут препятствовать асоциальному поведению подростков;
  • включать методы социально-педагогических и психологических тренингов с целью повышения уровня конструктивного поведения в конфликтной ситуации, противостояния манипуляциям, формирования у подростков социальной компетентности;
  • способствовать участию обучающихся в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, тем самым создавая ситуацию успеха, возможность самоутвердиться, повысить личностную самооценку.

Содержанием деятельности может быть:

  • изучение тем, включенных в образовательную программу о здоровом образе жизни, аспектах физического, психологического и нравственного здоровья; изучение основ пожарной, дорожной, информационной безопасности; правового просвещения;
  • организация различных мероприятий, направленных на решение задач профилактической работы;
  • психолого-педагогическое сопровождение обучающихся через проведение консультаций, бесед, тренингов по определенным тематикам.

Обучающиеся получают представление о жизни как величайшей ценности, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья в разных видах деятельности:  

  • просветительская деятельность: участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни;  
  • практико-ориентированная деятельность: учатся экологически грамотному поведению дома, в ОО и в окружающем социуме;
  • учатся соблюдать правила дорожного движения; учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим; получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;  
  • рефлексивная деятельность: приобретают навык противостояния негативным явлениям, разрушающим ценность жизни и здоровья человека.

        Реализация модуля отражается в плане работы ДДТ в разделе «Социально-психологическая работа», а также в плане воспитательной работы в разделе «Самоопределение, профориентация».

3.7. Модуль «Волонтерство»

Волонтерство – это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом.

На внешнем учрежденческом уровне:

  • участие обучающихся в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе ДДТ (в том числе городского характера);
  • посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения гимназии;
  • привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений;
  • участие обучающихся (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся.

На уровне ДДТ:

  • участие обучающихся в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями ДДТ;
  • участие обучающихся в работе по благоустройству территории ДДТ (благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками);
  • деятельность Экоотряда «Шанс».

Эко-отряд «Шанс».

Цель: вовлечение учащихся в экологическое движение, направленное на содействие формированию экологического стиля жизни, экологического сознания, воспитание бережного отношения к природе, активной позиции к окружающей среде.

Задачи:

  • Формирование представления о глобальной и локальной экосистемах и понимания возможности минимализации экологических проблем;
  • Развитие системы экологического отряда;
  • Формирование навыков коллективной деятельности;
  • Организация общественно полезных дел, дающих возможность получить социальный опыт деятельности, так необходимый для личностного развития подрастающего поколения.  
  • Формирование социального опыта, направленного на помощь другим людям и обществу в целом; развитие в себе таких качеств, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.

Виды, формы и содержание деятельности

Основные направления деятельности

Наименование детского объединения

Целевая аудитория

Основные мероприятия

экологическое волонтерство, экологическое исследование, экологическое проектирование

Эко-отряд «Шанс»

Обучающиеся 10-18 лет

Основные мероприятия:

  1. Акции «Сохраним лес», «Чистый лес».
  2. Всероссийская акция «Климат и углеродный след»
  3. Всероссийская акция-квиз «PRO-Единство»
  4. Акция «красная ленточка», приуроченная ко Дню борьбы со СПИДом
  5. Всероссийский проект в рамках РДШ «На старт эко-отряд»
  6. Всероссийский посткроссинг Эко-отрядов
  7. Акция «Голубая ленточка», приуроченная ко Дню борьбы с курением.
  8. Реализация социально значимого проекта «Бюро добрых дел», направленного нам поддержку детей ВОВ и одиноких пенсионеров (совместно с ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в г. Губкинский» (экология души)
  9. Организация общественно полезных дел

3.8. Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе ОО детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).

 Виды и формы деятельности, которые реализуются в объединении:

  • организация общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
  • клубные встречи  (формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел и т.д.);
  • поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
  • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

Первичная ячейка РДШ, объединение «Слагаемые успеха».

Цель: содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, а также социального опыта по реализации лидерских и организаторских качеств личности, навыков командообразования.

Задачи:

  • Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию в проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.
  • Развитие у команды чувства уверенности в собственных силах и ответственности за общий результат.
  • Повышение эффективности команды, работающей над одним проектом и улучшение коммуникаций между участниками первичного отделения РДШ.
  • Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.

Основные направления деятельности

Наименование детского объединения

Целевая аудитория

Основные мероприятия

Гражданская активность, личностное развитие.

 «Слагаемые успеха»

Обучающиеся 14-18 лет

Основные проекты, в которых принимает участие первичное отделение ОО:

-Дни единых действий;

- Проект «На старт эко-отряд»;

-Проект «Сила РДШ»;

- Проект «Добро не уходит на каникулы».

- Акция «Стань Дедом Морозом»

3.9. Модуль «Школьные медиа»

        Цель         школьных         медиа         (совместно создаваемых         обучающимися и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся.

                Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение праздников, фестивалей, конкурсов, освещают (через сайт ДДТ https://ddt-gub.edusite.ru странички в соцсетях «ВКонтакте») наиболее интересные моменты жизни учреждения, популяризируют ключевые дела, освещают деятельность образовательной организации в информационном пространстве, привлекая внимание общественности к ОО.

Целевые приоритеты

Форма деятельности  

Содержание деятельности

Ученический медиацентр

Собрание медиацентра

Информационно-техническая поддержка мероприятий: осуществление видеосъемки, мультимедийное сопровождение ключевых дел (праздников, конкурсов, концертов, фестивалей и т.п.).

Разновозрастный редакционный совет

Собрание

редакционного совета

Освещение (через сайт ДДТ и страницу в социальной сети) наиболее интересных моментов жизни ОО, популяризация ключевых дел, праздников, конкурсов, деятельности первичной ячейки РДШ, Эко-отряда «Шанс»

  1. Основные направления самоанализа воспитательного процесса, организуемого в МБУ ДО «ДДТ»

Самоанализ осуществляется ежегодно. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;  
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;  
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие – это результат как социального воспитания, так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Основные направления самоанализа воспитательного процесса:

  1. Результаты воспитания, социализации, саморазвития обучающихся учреждения.  Динамика личностного развития обучающихся в каждом конкретно взятом объединении (коллективе). Анализ осуществляется на основе критериев, обозначенных в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в объединении (коллективе).
  2. Состояние организуемой в учреждении совместной деятельности детей и взрослых. Анализ наличия в учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. 

Показатели организуемой в учреждении совместной деятельности детей и взрослых:

  • системность         воспитательной         деятельности (наличие        общих ключевых мероприятий, традиций учреждения, реализуемых проектов и т.п.);
  • координация всех звеньев воспитательной системы;
  • наличие положительной эмоциональной атмосферы обучения;
  • соответствие личностно-развивающего потенциала занятий в рамках реализации ДООП воспитательной миссии и традициям учреждения;  
  • наличие детских общественных объединений, детско-взрослых сообществ в учреждении и их активность;
  • наличие форм работы по самоопределению и профориентации обучающихся;
  • вовлеченность         семьи         в         воспитательный         процесс         учреждения,
  • наличие мероприятий с участием семьи;
  • наличие предметно-эстетических зон в учреждении (оформление и эстетика общих и учебных помещений) и др.

Основные направления самоанализа воспитательной работы:

  • анализ работы с учащимися «группы риска» (отсутствие правонарушений, профилактическая работа);
  • мониторинг         уровня воспитанности (сформированность нравственных качеств личности);
  • диагностика личностного роста обучающихся (методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева);
  • мониторинг участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях разного уровня и результативность.

        Осуществляется анализ руководителями детских объединений МБУ ДО «ДДТ» совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования или педагогическом совете ОО.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:  

  • качеством организации воспитательной среды ДДТ;
  • качеством проводимых учрежденческих ключевых дел;
  • качеством совместной деятельности педагогов дополнительного объединения и обучающимися объединения;
  • качеством традиционных мероприятий и коллективно-творческих дел;
  • качеством работы школьных медиа;
  • качеством взаимодействия ДДТ и семей учащихся;
  • качеством образовательного бренда ОО.

Итог самоанализа – фиксация результатов, выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, корректировка действий для получения последующих желаемых результатов.

         

Используемая литература  

  1. Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник /Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. –  М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020.
  2. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773.
  3. ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник / Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. – 97 с. (Примерная программа воспитания).  
  4. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
  5. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ)
  6. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018.
  7. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 


[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации личности обучающихся

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...

Программа воспитания и социализации обучающихся

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры...

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»

Программа«Воспитание и социализация личности обучающихся»...

Программа воспитания и социализации обучающихся колледжа

Программа воспитания и социализации обучающихся колледжа...

Комплексная программа профессионального воспитания и социализации обучающихся на 2019-2024 г.

Комплексная программа профессионального воспитания и социализации обучающихся на 2019-2024 г....

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» при­звана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, во...