Тенденции образования нового времени
статья

Гамбаль Ольга Александровна

В данной статье рассматривается новые методы преподавания и обучения, основные изменения в образовательной системе, преимущества образования нового времени, а также вызовы и проблемы образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tendentsii_obrazovaniya_novogo_vremeni_17.04.24.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Гамбаль О.А.

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент, Рудковская И.В.

(г. Горловка,РФ)

 ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Современный мир претерпевает значительные изменения во всех сферах жизни, и образование не является исключением. В эпоху цифровых технологий происходит трансформация образовательной системы, которая влечет за собой изменения в подходах к обучению, использовании информационных технологий и влияет на образовательный процесс в целом.

Современное общество переживает период интенсивного развития цифровых технологий, которые проникают во все сферы жизни, включая образование. Технологический прогресс и цифровизация образования приводят к значительным изменениям в образовательной системе, требуя пересмотра традиционных методов преподавания и обучения.

1. Основные изменения в образовательной системе

Цифровые технологии вносят в образовательную систему ряд значительных изменений. Во-первых, они меняют способы передачи знаний и обучения. Традиционные лекции и учебники уступают место интерактивным онлайн-курсам, вебинарам и мультимедийным материалам. Обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать формат обучения, время и место его проведения, что способствует гибкости и индивидуализации образовательного процесса [4].

Во-вторых, цифровые технологии расширяют доступность образования. Они позволяют обучаться удаленно, не привязываясь к определенному месту и времени. Это особенно актуально для людей, которые не могут по разным причинам посещать учебные заведения, например, из-за физических ограничений или географического удаления. Таким образом, цифровые технологии демократизируют образование, делая его доступным для всех [8].

В-третьих, цифровые технологии предоставляют широкие возможности для интерактивного обучения. Студенты могут взаимодействовать с учебными материалами, выполнять практические задания, общаться с преподавателями и другими студентами через онлайн-платформы и социальные сети. Это способствует активизации и мотивации обучающихся, улучшает усвоение материала и развивает навыки сотрудничества и коммуникации [6].

2. Преимущества цифровых технологий в образовании

Применение цифровых технологий в образовании имеет ряд преимуществ. Во-первых, они позволяют индивидуализировать образовательный процесс. Благодаря использованию онлайн-курсов и адаптивных образовательных платформ, обучающиеся могут учиться в своем собственном темпе, выбирать интересующие их темы и задания, получать персонализированную обратную связь. Это помогает каждому обучающемуся достичь максимальных результатов и раскрыть свой потенциал.

Во-вторых, цифровые технологии способствуют развитию навыков XXI века. Современный мир требует от выпускников гибкости, креативности, критического мышления и коммуникационных навыков. Цифровые технологии предоставляют обучающимся возможность развивать эти навыки, работая с различными инструментами и программами, решая проблемы, создавая проекты и сотрудничая с другими учащимися.

В-третьих, цифровые технологии помогают расширить границы образования. Они позволяют обучающимся общаться и сотрудничать с людьми из разных стран и культур, учиться на иностранных языках, получать доступ к мировым знаниям и опыту. Это способствует развитию межкультурного понимания, толерантности и глобального мышления.

3. Вызовы и проблемы цифровизации образования

Цифровизация образования сталкивается с рядом вызовов и проблем. Во-первых, необходимо развивать информационную грамотность учащихся и преподавателей. Цифровые технологии требуют от людей умения работать с компьютерами, программами, поисковыми системами, анализировать и оценивать информацию. Недостаточная информационная грамотность может привести к некачественному обучению и неправильному использованию цифровых ресурсов.

Во-вторых, цифровизация образования требует значительных финансовых вложений. Приобретение компьютеров, программного обеспечения, создание и поддержка онлайн-платформ, обучение преподавателей – все это требует дополнительных средств. Не все образовательные учреждения могут позволить себе такие расходы, особенно в развивающихся странах.

В-третьих, цифровизация образования вызывает опасения относительно приватности и безопасности данных. Сбор, хранение и обработка персональной информации обучающихся и преподавателей может стать объектом хакерских атак или злоупотребления. Необходимо разработать соответствующие законы и механизмы защиты данных, чтобы обеспечить безопасность образовательного процесса.

Трансформация образовательной системы в эпоху цифровых технологий представляет собой сложный и многогранный процесс, который требует пересмотра традиционных методов и подходов к обучению. Цифровые технологии меняют способы передачи знаний, расширяют доступность образования и предоставляют новые возможности для интерактивного обучения. Однако, цифровизация образования также сталкивается с вызовами, такими как развитие информационной грамотности, финансовые вложения и защита данных. Для успешной трансформации образовательной системы необходимо совместное усилие образовательных учреждений, правительств и общества в целом. Только так можно обеспечить качественное и доступное образование для всех в эпоху цифровых технологий.

В заключении можно отметить следующее, что в современном мире информационные технологии играют значительную роль в образовании. Они позволяют расширить доступ к знаниям и обучению, создать новые формы и методы образовательного процесса. Однако, вместе с преимуществами, существуют и некоторые проблемы и вызовы, связанные с использованием информационных технологий в образовании. Например, необходимость подготовки педагогов к работе с новыми технологиями, а также проблема отсутствия равного доступа к образованию для всех слоев населения.

Также  хочется отметить,  что современное образование должно быть ориентировано на развитие творческого мышления, критического мышления и навыков самостоятельной работы. Инновационные подходы, такие как проблемно-ориентированное обучение, проектная деятельность, коллективное обучение и др., способствуют развитию этих навыков и создают условия для активного вовлечения обучающихся в образовательный процесс.

Однако, несмотря на все преимущества и инновационные подходы, существуют и некоторые проблемы и вызовы образования нового времени. Например, проблема перегрузки информацией, отсутствие мотивации обучающихся, недостаточная подготовка педагогов к новым методам обучения и др. Все эти проблемы требуют дальнейшего исследования и поиска решений.

Несмотря на все сложности, образование нового времени имеет свои перспективы развития, таких как использование информационных технологий и инновационных подходов в образовании позволяет создать более гибкую и адаптивную систему обучения, которая учитывает индивидуальные потребности и интересы обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Банникова Л. Н. Инженерное образование: вызовы нового времени (материалы «Круглого стола») // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2015.№ 4 (144). – 2015. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/35579 (дата обращения: 31.03.2024).

2. Виноградова Н. В., Попова Т. Н., Буренина В. И. SMART-технологии как инновационный путь развития и как ответ на вызовы нового времени // Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения. – 2020. – С. 384-388. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42809936 (дата обращения: 31.03.2024).

3. Глаз В. Н., Кочкарова З. Р. Роль информационных технологий в современном образовании // НАУКА И ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ. – 2019. – С. 11-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37367650 (дата обращения: 31.03.2024).

4. Егоров Е. Е. и др. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению // Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – Т. 4. – №. 4. – С. 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-v-sisteme-sovremennyh-podhodov-k-obucheniyu (дата обращения: 31.03.2024).

5. Егорычев А. М., Ростовская Т. К. Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЭ. – 2021. – №. 1. – С. 55-64. URL: https://ma123.ru/wp-content/uploads/2021/01/Egorychev-Rostovskaya_CITISE_1-2021.pdf (дата обращения: 31.03.2024).

6. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. – 2020. – №. 5. – С. 6-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnye-transformatsii-v-sfere-obrazovaniya-v-usloviyah-vnedreniya-tsifrovyh-tehnologiy (дата обращения: 31.03.2024).

7. Корнеев А. Н., Толоконникова Е. В. Дистанционное обучение: будущее развития образования. – 2019. URL: https://izd-mn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (дата обращения: 31.03.2024).

8. Красовская Л. В., Исабекова Т. И. Использование информационных технологий в образовании // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3. – №. 4 (14). – С. 29-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii (дата обращения: 31.03.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)

Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...

"Профессии нового времени"

Выбор профессии – важное и ответственное дело.  С  целью формирования теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий, вниманию воспитанниц были представлены новые професс...

Философия Нового времени

Особенности философии Нового времени....

Методическая разработка по теме "Отличительные черты стиля Барокко" к разделу "Художественная культура Нового времени" по дисциплине ОДБ.09.Мировая художественная культура

Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме поисковых групп. В процессе игры  ребята расширят знания об искусстве 17-18 века,  о стиле барокко как явлении культуры XV...

Ценностные ориентации русской женщины Ранннего Нового времени

В статье рассматриваются социальные роли россиянки рубежа XVII - XVIII веков...