Выступление на МО. Тема "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальных классов"
учебно-методический материал

Панькова Лариса Андреевна

Выступление педагога-психолога на методическом объединении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_shmo_n_kl.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение

обучающихся  начальных классов

(Выступление на МО)

Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

– формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

К обязательным видам деятельности педагога-психолога при сопровождении образовательного процесса относятся: консультирование, диагностика, развивающая и коррекционная работа, профилактика, экспертиза, просвещение.

Исходя из того, что развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся

Главной социально-психологической особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии, чем обеспечивается сохранение дееспособного и продуктивного поколения будущего. Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование). Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе. Для диагностики подбираются методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире.
В течение учебного года по запросу учителей проводятся коррекционно-развивающие занятия и классные часы по развитию межличностных отношений, эмоциональной сферы.

При поступлении в 1 класс проводится обследование психологической готовности ребенка к школьному обучению, и по результатам данного обследования выявляется уровень готовности (высокий, средний, низкий), на основании этих результатов  даются рекомендации родителям.    

Очень важным этапом является процесс адаптации первоклассников, для выявления адаптированных и дезадаптированных детей мы используем диагностическую программу скринингового исследования.

 

Так же проводится родительское собрание по результатам диагностики, в ходе которого родители получают рекомендации.

Каждый год на каждом возрастном этапе проводится диагностика сформированности уровня личностных УУД с помощью совокупности методик.  В 1 и 2 классе для выявления уровня самопознания и самоопределения проводится тест на определение самооценки «Лесенка», для выявления уровня смыслообразования проводится анкета «оценка уровня школьной мотивации», для выявления уровня нравственно-этической позиции проводится методика «Что такое хорошо и что такое плохо?». В 3 и 4 классе для вывления уровня самопознания и самоопределения проводится тест на определение самооценки «Лесенка», для выявления уровня смыслообразования проводится методика «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» (А.Д. Андреева), для выявления нравственно-этической позиции методика «Незаконченные предложения».

В 4 классе проводится диагностика уровня интеллектуального развития при переходе в среднее звено. Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение было направлено на развитие личности ребенка в соответствии с моделью выпускника начальной школы, а именно в сфере личностных результатов - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционнно-развивающего образования

Календарно-тематический планпрофессионального модуля        ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных кл...

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...

Выступление на МО учителей начальных классов.Тема: "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения. Рекомендации учителям"

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК 01.01 Теоретические основы организ...

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"....

Выступление учителя начальных классов на тему: "решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления"

Выступление учителя начальных классов на тему: "решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления"...

Открытое выступление перед студентами педколледжа филиала ГГТУ на тему: «Использование ИКТ в начальных классах в условиях реализации ФГОС».

Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информаци...