Статья "Практика преподавания финансовой грамотности с использованием инструментов бережливого производства"
статья

Баженова Марина Леонидовна

На протяжении нескольких последних лет разрабатываются программы повышения финансовой грамотности, формирования у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений, касающихся личных финансов и повышения эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг. Наиболее эффективно данная информация усваивается обучающимися СПО, тем более что в ближайшем будущем они станут частью финансовой сферы. Поэтому актуально не только ввести финансовую грамотность как общеобязательный предмет в колледжах, в то время как использование обучающихся в реализации программы повышения финансовой грамотности населения может осуществляться как в рамках научно-исследовательской работы, так и в процессе формирования практических навыков во время прохождения производственной практики, но и внедрять использование различных методов бережливого производства. Взаимодействие знаний в области финансовой грамотности и основ бережливого производства систематизируют работу обучающихся на информационных ресурсах в области защиты прав потребителей, с нормативно-правовыми документами. А также позволяют отработать необходимые навыки: умение искать и находить информацию о рынке, следить за основными показателями рынка, умение читать договор и понимать содержащуюся в нем информацию, сравнивать между собой предложения различных компаний и при принятии решения по созданию своего бизнеса позволит предотвратить напрасные потери вложенных средств, что в конечном счете поможет развитию малого предпринимательства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_praktika.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

Практика преподавания финансовой грамотности

с использованием инструментов бережливого производства.

Баженова М.Л., СПБ ГБ ПОУ «Промышленно-технологический колледж им. Н.И. Путилова», преподаватель,

Россия, г. Санкт-Петербург

      Граждане РФ имеют низкий уровень финансовой грамотности среди совершеннолетних (38%), что отмечается исследовательской группой мирового банка [1]. Проблема финансовой грамотности остается одной из важных и наиболее сложных в России. В определенной мере это можно связать с наследством, полученным от  СССР, когда большинство людей имело весьма ограниченное представление о финансах и финансовых услугах. Этому способствовали особенности административно-командной экономики и впоследствии, в связи с резким переходом к рыночной экономике в 90-х гг. ХХ века. При отсутствии необходимых навыков, необходимости приспосабливаться к меняющейся экономической ситуации, у подавляющей части граждан произошли потери накоплений. Все эти факторы вкупе с особенностями российской приватизации, подорвали доверие населения к финансовым структурам. Многие граждане отдают предпочтение хранению денежных средств дома, а не в финансовых инструментах. И хотя в «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» указывается положительная динамика, все же существует потребность в повышения финансовой культуры, как в личном, так и производственном плане.

     Повышение финансовой грамотности является приоритетной задачей, как для государства, так и для других участников рынка. Невысокий уровень финансовой грамотности ограничивает возможности экономического роста. Спектр предлагаемых финансовых услуг расширяется и усложняется, поэтому требует от потребителя более широкого спектра навыков и специальных знаний. Ко все большему расширению круга потребителей кредитных продуктов, неспособных реально оценить свои возможности по погашению взятых на себя обязательств приводит мнимая легкость заимствования средств. Изучение финансовой грамотности и заключается в выработке правильного поведения во время кризисов, снижению их негативных последствий. В свою очередь и сами граждане тоже должны быть заинтересованы в повышении своей грамотности, т.к. получают  возможность пользоваться финансовыми услугами с наибольшей для себя выгодой. Грамотный потребитель предъявляет высокие требования как к качеству продуктов и услуг, так и к созданию возможности совершенствовать рынок. Законопослушный и финансово подкованный налогоплательщик является гарантом поступления дохода в бюджет государства. Таким образом, учитывая рост финансового рынка, проблему выбора между конкурирующими финансовыми услугами, рост доходов населения, можно сделать вывод, насколько важно решение вопросов, связанных с недостатком финансовой грамотности.

      В качестве опорного определения финансовой грамотности используем предложенное Бекировой С.Э.: «финансовую грамотность можно определить, как совокупность знаний, умений и навыков по поводу законов, правил и закономерностей экономической и финансовой деятельности, понимание ключевых финансовых понятий, умение проанализировать предпосылки экономической ситуации, а также способность принимать на этой основе обоснованные решения с полным осознанием их последствий, осуществлять эффективные действия для реализации жизненных целей и планов в настоящем и будущем и готовностью принимать на себя ответственность за принимаемые решения» [3]. Важно отметить, что на следующем уровне ее более глубокое изучение включает в себя и взаимодействие с банками, кредитными организациями, использование эффективных денежных инструментов, трезвую оценку экономического положения своего региона и всей страны.

    Личная финансовая грамотность заключается в способности вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, создавать сбережения, тем самым обеспечивая будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям. Рациональное планирование бюджета и грамотное управление  личными финансами дает возможность увеличения личного благосостояния. Однако эта практика не получила широкого распространения среди населения, и как результат упускается возможность увеличения благосостояния всего населения с помощью достаточно простых средств. Одна из основных причин финансовой неграмотности заключается в особенностях менталитета, надежды на государство. Данный подход только снижает мотивацию людей усваивать финансовые знания. В то же время в развитых странах люди предпочитают сами себя обеспечивать, не надеясь на государственную помощь. Для понимания эффективных средств борьбы с финансовой неграмотностью надо определить критерии грамотности. Такими критериями можно считать:

- число клиентов банков,

- умение граждан рассчитывать свой бюджет,

- способность распознать финансовую пирамиду,

- компетентность в вопросах финансовой сферы, с возможность ведения учета,

- осуществление планирования и контроля за личным и семейным бюджетом, осознанный выбор финансовых продуктов и услуг с учетом имеющихся возможностей и рисков,

- создание собственного бизнеса.

    На протяжении нескольких последних лет государство разрабатывает программы повышения финансовой грамотности, формирования у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений, касающихся личных финансов, и повышения эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг. Наиболее эффективно данная информация усваивается обучающимися СПО, тем более что в ближайшем будущем они станут частью финансовой сферы. Поэтому актуально не только ввести финансовую грамотность как общеобязательный предмет в колледжах,  в то время как использование обучающихся в реализации программы повышения финансовой грамотности населения может осуществляться как в рамках научно-исследовательской работы так и в процессе формирования практических навыков во время прохождения производственной практики, но и внедрять использование различных методов бережливого производства. Взаимодействие знаний в области финансовой грамотности и основ бережливого производства систематизируют работу обучающихся на информационных ресурсах в области защиты прав потребителей, с нормативно-правовыми документами. А также позволяют отработать необходимые навыки: умение искать и находить информацию о рынке, следить за основными показателями рынка, умение читать договор и понимать содержащуюся в нем информацию, сравнивать между собой предложения различных компаний и при принятии решения по созданию своего бизнеса позволит предотвратить напрасные потери вложенных средств, что в конечном счете поможет развитию малого предпринимательства. Именно для раскрытия потенциала российского финансового рынка, усиления его инвестиционной функции имеет принципиальное значение повышение грамотности населения. Повышение уровня финансовых знаний способствует грамотному поведению, выражающемся в формировании семейного бюджета, эффективном управление денежной наличностью, занятие предпринимательской деятельностью и использованию разнообразных финансовых продуктов и услуг, способствует формированию активного сберегательного и инвестиционного поведения, увеличивая приток средств в экономику. В совокупности все эти факторы работают на повышение инвестиционной привлекательности финансового рынка, его конкурентоспособности и эффективности, и, как следствие, росту международного авторитета страны.

    Далее рассмотрим взаимосвязь основ финансовой грамотности с основами бережливого производства. Для этого рассмотрим определения предлагаемого Петровой Л.В., Фёдорова Е.Ю.: бережливое производство (lean production) - концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь [4]. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника с максимальной ориентацией на потребителя. Выделяются несколько подходов к повышению эффективности работы компаний, но наиболее распространённой на сегодняшний день является концепция бережливого производства. Концепция бережливого производства предполагает, что компания должна постоянно проводить работу по выявлению и устранению потерь. Потерями считаются все операции, на которые затрачиваются ресурсы, но которые не создают новую ценность.

Потери — это действия, без которых можно обойтись. Выделяют семь видов потерь:

1. Перепроизводство: в результате перепроизводства происходит перерасход сырья и материалов, возникает необходимость хранить нереализованную продукцию на складе, что также связано с затратами. Причинами перепроизводства могут быть:

- неправильное планирование выпуска продукции (ошибки в определении наиболее популярных видов продукции);

- отсутствие переналадки производственной линии;

- избыточное оборудование.

    Потери оцениваются как сумма стоимости невостребованной продукции и затрат на её хранение и для устранения этого вида потерь необходимо правильно планировать выпуск продукции, производить переналадку оборудования.

2. Избыточные запасы (хранение лишних запасов): это вид потерь, связанных с затратами на хранение нереализованной продукции, сырья и материалов в большем объёме, чем необходимо для бесперебойной организации производства. Отказаться совсем от хранения сырья и материалов на складе нельзя, иначе может произойти остановка производства, но сами запасы — это замораживание средств предприятия, которые можно было бы использовать более эффективно. Причины хранения лишних запасов — несовершенство планирования производства и поставки сырья и материалов. Потери оцениваются как размер замороженных в лишних запасах средств компании.

3. Ненужная транспортировка: это последствия нерационального размещения производственного оборудования. Этот вид потерь возникает, если заготовка совершает перемещения, например между цехами, которых можно было бы избежать, если бы оборудование было расположено по-другому. Лишние перемещения ведут к возможным повреждениям заготовок и к повышению себестоимости продукции, что, в свою очередь, может снижать прибыль предприятия. Для устранения этого вида потерь необходимо организовать рациональную транспортировку заготовок. Потери оцениваются как сумма стоимости перемещения заготовок от одной операции до другой и стоимости бракованных изделий, дефекты по которым возникли во время транспортировки.

4. Ненужные перемещения: это потери, связанные с нерациональной организацией труда рабочих и служащих. Не все действия, перемещения рабочего добавляют ценность, поэтому необходимо сократить все ненужные перемещения рабочих, расставив оборудование более рационально, создав такие инструменты и оснастку, которые позволят сократить число действий, не приносящих ценности. Потери оцениваются как время, потраченное рабочим на совершение операций, не приносящих ценности.

5. Ожидание: это потери, связанные с простоем рабочих и оборудования.

Причиной возникновения простоев может быть остановка производства из-за перепроизводства, могут быть сбои в поставке сырья и материалов. Для устранения этого вида потерь необходимо наладить систему планирования и организации производственных процессов. Потери оцениваются как время, потраченное на простои.

6. Лишние этапы обработки: это потери, связанные с операциями по обработке изделия, и без проведения которых изделие бы удовлетворило заказчика. Лишние этапы обработки связаны с несовершенством технологии, а также с отсутствием стандартов выполнения операций. Для устранения этого вида потерь необходимо исследовать запросы потребителя, совершенствовать технологию производства, составлять стандарты изготовления изделия. Потери оцениваются как затраты на производство лишних операций.

7. Выпуск продукции с дефектами (переделка): вид потерь связан с необходимостью, во-первых, контролировать качество изготовления, во-вторых, оценивать возможность переделки изделия, в-третьих, непосредственно с необходимостью переделки или доработки изделия, устранения дефекта производства.

Причинами возникновения потерь могут являться низкая квалификация рабочих, несоответствующее качество материалов. Потери оцениваются как сумма стоимости бракованных изделий и затрат на доработку изделия.

Указываемые потери имеют особое значение особенно в контексте перехода на новый ФГОС СПО, в соответствии с которым обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:

- планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,

- использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

- использовать принципы бережливого производства (уважение к человеку, ориентация на создание ценности для клиента);

Отметим также компетенций бережливой личности (по Н.С. Давыдовой) [5]:

- приверженность ценностям и принципам бережливого производства (уважение к человеку, ориентация на создание ценности для клиента);

- умение определять и достигать цели (целеполагание, SQDCM);

- проектное и процессное мышление (аналитическое мышление, краткосрочность и эффективность проектов, кроссфункциональность);

- знание и владение инструментами бережливого производства (картирование потока создания ценности, 5С, Канбан, TPM, SMED);

- креативность и инновационность (гибкость мышления);

- взаимодействие с людьми (командное взаимодействие, мотивация, ведение переговоров);

- эффективность (самоконтроль, умение ориентироваться на ценности клиента, целостное образование и развитие).

С какой бы стороны мы ни начали погружаться в проблему  взаимодействия финансовой грамотности и бережливого производства, решение лежит в грамотной организации процесса отработки необходимых навыков в образовательном цикле с погружением в  производственную реальность и создание условий, близких к реальным.

Для отработки необходимых навыков предлагается рассмотреть условное предприятие, на котором организуются группы контроля качества (кружки качества) для отработки необходимых навыков работы в группе, выявлению причин несоответствия качества (потерь), а также навыков, необходимых в предпринимательской деятельности.

Далее предлагается проведение следующих этапов работы:

1. Организация групп качества.

2. Распределение функций и задач в группах контроля качества.

3. Подведение результатов.

    Кружки качества это маленькие группы, состоящие из 5-7 человек, работающих на линии для того, чтобы постоянно управлять и улучшать продукт, сервис и работу. В деятельности кружков качества, все обучающиеся изучают общее понимание проблемы, подходы контроля качества, инструменты, процедуру решения проблем, ищут реальные пути решения проблемы, возникшие на предприятии.

Цели деятельности кружков качества:

1. Повышение индивидуальных способностей для получения чувства удовлетворения. У людей есть желание повысить свои способности, что возможно при повышении знаний и навыков для достижения желаемого результата через деятельность кружков. Знания и навыки, повышающиеся через деятельность кружков, могут быть применены для улучшения работы, преодоления проблем и достижение целей. Это одновременно дает возможность обучающимся развиваться и получать чувство достижения целей.

2. Уважение к человеческим ценностям в создании проактивной рабочей среды, которая придает значение жизни. В деятельности кружков, участники уважают мнение других. Это дает результат в укреплении чувства единства и приятной рабочей среды. Взаимодействие с руководством и коллегами, совместное решение проблем повысит взаимную коммуникацию, общую проактивность рабочей атмосферы.

3. Улучшение рабочей среды и вклад в развитие компании. Индивидуальные способности улучшатся, повысится результативность активного участия и вовлеченность в ежедневную работу. Это разовьет способность к гибкому подходу на производственные колебания и улучшит общее качество работы. Деятельность кружков напрямую внесет вклад в развитие компании.

Далее приведем алгоритм процедуры решения проблем.

Этап 1: Выбор темы

Выбор темы самый важный процесс в решение проблем кружками качества. Все участники должны принимать участие в обсуждении, следуя данной процедуре и так же спрашивать мнение руководства в выборе темы для того, чтобы в выборе были все удовлетворены.

1) Выбор темы, которая поможет участникам кружка качества

2) Выбор специфичной темы

3) Сужение до одной темы

4) Выбора названия темы

Этап 2: Понимание текущей ситуации и установка цели

Понимание текущей ситуации проясняет уровень обеспокоенности из-за существующих проблем (текущий статус) и позволяет вас открыть различные варианты, классифицируя ситуацию различными способами (удовлетворенность). Цель должна быть вызывающей, не легкой в достижении, но такой, чтобы участники работали напряженно для ее достижения.  

1) Прояснение текущей проблемы

2) Понимание фактов количественно

3) Графические данные

4) Рассмотрение данных под разным углом

5) Поиск отклонений

6) Установка цели

Этап 3: Подготовка плана действий

    О кружках качества зачастую говорят: нет плана - нет деятельности; нет деятельности – нет самовыражения; нет самовыражения – нет развития. План действий  один из самых важных инструментов для развития участников. План действий может не быть разработан хорошо вначале, однако возможно сделать хороший черновик плана после получения определенного опыта в планировании.

1) Определение графика действий

2) Распределение ролей

Этап 4: Анализ причин

Анализ выявляет причины скрытые за различными вариантами, выявленными на предыдущих шагах. Общее направление сужает предположения до нескольких причин и оценивает для выявления истинной причины.

1) Выявление причины

2) Дальнейшее расследование причин и их сокращение

3) Проверка важной причины, используя имеющиеся данные (факты)

Этап 5: Понимание и выделение контрмер

1) Разработка контрмер

2) Разработка плана внедрения

3) Разработка контрмер при проверке результатов

Этап 6: Проверка результатов

Существует два вида результатов деятельности кружков качества: ощутимые эффектны и неощутимые. Ощутимые эффекты могут быть проверены, используя численные значения, такие как «уровень дефектов сократился», «стоимость сократилась», или «время доставки сократилось». Неощутимые эффекты это те, что нельзя пересчитать, такие как «командная работа улучшилась», «понимание качества повысилось», или «мотивация повысилась».

1) Сравнение ценности цели и достижение ценностей (понимание ощутимых эффектов)

2) Понимание других результатов

3) Понимание неощутимых эффектов

Этап 7: Стандартизация и установление контроля

Этот этап необходим при внедрении контрмер, которые позволили улучшить состояние или решить проблему. Этот эффект может более не иметь место или проблемы могут продолжаться, если отнестись к этому этапу несерьезно.

1) Стандартизация (Установка правил)

2) Следование процедурам при стандартизации

3) Обучение персонала

4) Следование стандарту

5) Контроль результата

После завершения каждого этапа, кружок качества резюмирует и отчитывается о процессе и результатах руководству. Также, кружки делают презентацию по итогам работы внутри и за пределами предприятия. В результате презентации, работа может быть оценена многими людьми. Отражение и включение сильных и слабых сторон в следующие шаги способствует дальнейшему росту участников кружка.

    Таким образом, интеграция проблемных полей финансовой грамотности и бережливого производства в контексте подготовки специалистов в соответствии с ФГОС СПО требует не только аналитических процедур при разработке учебного материала, но также предполагает использование широко диапазона приемов, в частности групповой работы и отработки алгоритма процедуры решения проблем. Фактически требуется сочетание научно методологической базы с педагогическими приемам, позволяющими формировать необходимые в повседневной жизнедеятельности и трудовой деятельности знания и навыки, являющиеся необходимыми в условиях высокой динамики развития современной экономической системы.


Список использованных источников:

1. Financial Literacy Around the World: Insights from the Standard & Poor's Ratings Services Global Financial Literacy Survey, 2015. - URL: http://www.finlit. mhfi.com.

2. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. Правительство РФ - URL: http://static.government.ru/media/files/ FJj6iZ8geL94xUACfr2s32ZQoUgqP7fd.pdf

3. Бекирова С. Э. Финансовая грамотность населения как основа благосостояния семьи // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. №2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-naseleniya-kak-osnova-blagosostoyaniya-semi (дата обращения: 19.02.2024).

4. Петрова Л.В., Фёдорова Е.Ю. Бережливое производство как инструмент управления экономической эффективностью транспортной компании // ТДР. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/berezhlivoe-proizvodstvo-kak-instrument-upravleniya-ekonomicheskoy-effektivnostyu-transportnoy-kompanii (дата обращения: 19.02.2024).

5. Н. Давыдова. Путь бережливой личности. Особенности пути. Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero. 2020. ISBN 978-5-0051-1441-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"

Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"...

Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

Методическая разработка практического занятия в рамках преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся: "Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся СПО)"

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихсяТема практического занятия: Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся С...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Финансовая грамотность»

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Фин...

Преподавание основ финансовой грамотности

Изучение студентами финансовой грамотности позволит им сформировать свои общие и профессиональные компетенции, а также развить предпринимательскую компетенцию. Основы финансовой грамотности включены в...