Преподавание основ финансовой грамотности
статья

Курмакаева Роза Иматьевна

Изучение студентами финансовой грамотности позволит им сформировать свои общие и профессиональные компетенции, а также развить предпринимательскую компетенцию. Основы финансовой грамотности включены в состав программ по воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основы финансовой грамотности18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Основы финансовой грамотности в СПО

    В современном мире все больше внимания уделяется личной финансовой практике. Во многих странах на национальном уровне реализуются проекты, направленные на повышение знаний населения в данной области. Знание основ финансовой и правовой грамотности необходимо каждому студенту. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. В реализации настоящей Стратегии участвуют Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, в том числе Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другие. Стратегия повышения финансовой грамотности в России на 2017-2023 гг. является основой для разработки федеральных и региональных госпрограмм

         Что же означает само слово «грамотность»? В толковом словаре Д. Н. Ушакова «грамотность» определяется, как правильное умение писать и читать. Понятие «Финансовая грамотность» рассмотрена такими отечественными учеными, как: С. Н. Бегидова, Н. В. Гаркуша, О. Е. Гончарова, А. Н. Лизогуб, В. И. Марчук, А. И. Медведев, В. И. Морозова, Д. А. Русаленко, Е. Л. Рутковская, Л. Ю. Рыжановская. Ю. В. Антонова считает, что финансовая грамотность включает в себя умение пользоваться терминами финансовой грамотности, понимая их значения, умение применять знания на практике, решая финансовые задачи, которые связаны с экономическими понятиями, а также рассчитывать бюджет в малых объемах . По мнению О. Е. Гончаровой, финансовая грамотность является результатом процесса финансового пользования, которое определяется как сочетание определенных умений, необходимых для принятия правильных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благополучия». Е. Л. Рутковская считает, что финансовая грамотность школьников формируется в результате погружения их в сферу финансов и финансовую деятельность, которые одновременно требуют и развивают комплекс знаний и умений, личностных установок и способов действий. Л. Ю. Рыжановская определяет финансовую грамотность как элемент человеческого капитала – неотделимую от человека способность сознательно участвовать в общественном воспроизводстве в качестве инвестора, которая при разумном и ответственном подходе к выбору финансовых инструментов должна генерировать доход или, по крайней мере, обеспечивать финансовую стабильность носителю знаний. По мнению И. В. Морозова и С. В. Бегидовой финансовая грамотность является совокупностью знаний человека о денежной системе, понимания особенностей её формирования и регулирования, представлений о продуктах и услугах и умении применять знания на практике, понимая последствия своих действий и необходимость самому нести за них ответственность. В. И. Марчук и Д. А. Русаленко считают, что финансовая грамотность является сложной сферой, подразумевающей не только понимание ключевых финансовых понятий, но и использование для благоразумных шагов в целях повышения благосостояния людей и сохранения экономической безопасности

        Финансовая грамотность человека представляет из себя систему, состоящую из следующих компонентов: 1. Умение грамотно управлять капиталами, относясь к деньгам, как к инструменту для достижения желаемых целей. 2. Учет и планирование свободных финансов. В данном компоненте важность отдается грамотному распределению финансов, а также умению ставить перед собой финансовые цели. 3. Психология богатства и финансовое мышление. Понимание и умение применять эти компоненты в своей жизни дает полное право считать человека финансового грамотным.

        Овладение финансовой грамотностью в совокупности с компьютерной, языковой, математической, правовой, экономической и другими составляющими функциональной грамотности, помогает человеку ориентироваться в непростом и разнообразном мире современных финансов, принимать осознанные решения в процессе планирования доходов и расходов, в процессе сбережения денежных средств, в процессе принятия решения использовать или не использовать в жизни заемные средства, в процессе инвестирования; рационально анализировать различные возможности финансовых организаций, анализировать финансовые услуги и финансовые инструменты, обходить стороной недобросовестные и мошеннические предложения, уметь защищать свои права как потребителя финансовых услуг.

Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

       Возможно ли студенту легко и максимально продуктивно ее освоить для ведения последующей педагогической и, при необходимости, просветительской деятельности? Утвердительно отвечая на этот вопрос, обратим Ваше внимание на следующие направления содействия студентам в освоении финансовой грамотности, методов ее преподавания: 1) Наличие множества актуальных методик, учебно-методических, информационных, аналитических материалов по содержанию, обучению и просвещению в области финансовой грамотности, созданных в рамках Проекта Минфина России, многие из которых доступны на интернет-портале Проекта Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: вашифинансы.рф 2) Наличие адаптированных учебно-методических комплектов по обучению финансовой грамотности школьников, учащихся профессиональных училищ, студентов организаций среднего профессионального образования, учащихся школ-интернатов и воспитанников детских домов, на которые студентам необходимо опираться при изучении методики преподавания финансовой грамотности на разных уровнях образования. 3) Предоставление преподавателям, обучающих студентов педагогических направлений подготовки дисциплине «Финансовой грамотности и методы ее преподавания» (далее – «Дисциплины»), информационной, консультационной и методической поддержки в рамках образовательной компоненты Проекта Минфина России.

Педагог, проводящий занятия по финансовой грамотности может дать студентам правильные ориентиры, научить понимать:

  • устройство системы финансовых услуг, сопровождающих жизнь современного человека практически каждодневно;
  • значение, возможности и риски финансового сектора, способы защиты прав потребителя финансовых услуг;
  • финансовую систему во взаимосвязи с другими элементами экономических отношений и общественными отношениями в целом;
  • механизмы принятия самостоятельных и осознанных финансовых решений, обращения к профессиональным консультациям;
  • как самообучаться, постоянно овладевая необходимыми экономическими, финансовыми и правовыми познаниями;
  • как пользоваться информационными, справочными, и, в первую очередь, электронными ресурсами не только для получения информации, но и получения электронных услуг в сфере финансовых отношений;
  • неразрывность связи «финансовой грамотности» со знаниями в «бюджетной», «муниципальной», «налоговой», «пенсионной», «страховой» областях финансовой системы.

     Изучение студентами финансовой грамотности позволит им сформировать свои общие и профессиональные компетенции, а также развить предпринимательскую компетенцию. Основы финансовой грамотности включены в состав программ по воспитанию.

Повышение финансовой грамотности студентов приведет к формированию рационального финансового поведения студентов.

Содержание финансовой грамотности – увлекательный и полезный в жизни пласт знаний, умений и навыков. Овладев ими, студенты станут более эрудированными людьми, рациональными пользователями финансовых услуг, знающие свои права и обязанности и способные защитить себя в нужный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"

Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"...

Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

Методическая разработка практического занятия в рамках преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся: "Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся СПО)"

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихсяТема практического занятия: Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся С...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Финансовая грамотность»

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Фин...

Статья "Практика преподавания финансовой грамотности с использованием инструментов бережливого производства"

На протяжении нескольких последних лет разрабатываются программы повышения финансовой грамотности, формирования у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений, касающихся ...