Использование современных педагогических технологий в организации и проведении воспитательной работы
рабочие листы

ДОКЛАД

на тему:

 «Использование современных педагогических технологий в организации и проведении воспитательной работы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ptsk.docx60.01 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему:

 «Использование современных педагогических технологий в организации и проведении воспитательной работы»

 Выполнена: Хакимовой М.К.

 социальным педагогом

Знание и использование современных образовательных технологий в практике воспитательно-образовательной работы является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.

В своей работе придерживаюсь социально-педагогической технологии:

  1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем обучающихся:

– проведение социальной паспортизации групп ОУ;

– изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях обучающихся;  
– социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем обучающихся, семьи.

2. Социально-педагогическая защита прав обучающихся:

– выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, опекаемые);

– защита прав и интересов обучающихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет профилактики, Комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.).

3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности обучающегося.

– раннее выявление неблагополучных семей;

– создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

– пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

– психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

– духовно-ценностное просвещение;

– содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

4. Социально-педагогическое консультирование.

– организация и проведение индивидуальных консультаций для обучающихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
– консультирование родителей, педагогов, кураторов по разрешению социально-педагогических проблем.

5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

– раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения обучающихся;

– обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета (ПДН, КДН и ЗП);

– способствование пропаганде здорового образа жизни;

– повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

В работе придерживаюсь следующих принципов:

  • взаимопонимания;
  • конфиденциальности;
  • доверия;
  • единства действий;
  • гуманности;
  • разумной требовательности.

             Современные образовательные технологии позволяют мне достичь хороших результатов в своей деятельности. Знаю следующие современные технологии:

        1. Технология развивающего обучения (позволяет опираться на свой потенциал, направлена на его целостное и гармоничное развитие);  

        2. Информационно-коммуникативная технология (способствует активации познавательной деятельности, формирует активную жизненную позицию в обществе);

        3. Здоровьесберегающая технология (формирует у детей здоровый образ жизни, способствует снижению вероятности употребления обучающимися ПАВ);

5. Субъективные технологии: индивидуальные, групповые (полезная деятельность, тренинги и т.д.)

 

Также в своей работе использую следующие методы:

1. Словесный (является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени. Словесный метод включает в себя: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию);

2. Наглядный (подразумевает применение наглядных пособий, которые тесно связаны с чувственным восприятием, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти обучающимися. Наглядные методы можно разделить на две группы: иллюстрации (рисунков, таблиц, карт) и демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов, социальных роликов));

3. Эвристический (частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку перед обучающимися вопроса и поиск ответа на него, таким образом, учащиеся активно участвуют в поиске решения).

4. Проблемный (проблема должна активировать мыслительные процессы обучающимися и побудить их к активному поиску решения. Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности обучающимися, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности);

5. Исследовательский (суть данного метода в том, что обучающимися должны сами добыть знания в процессе активного исследования поставленной проблемы. Полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, а обучающимися проявляют заинтересованность к поставленной проблеме);  

6. Объяснительно-иллюстративный (информация преподносится при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов);  

7. Анкетирование (анкеты социальный педагог может узнать интересы воспитанника, его особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это помогает составить план педагогической деятельности);

8. Убеждение (особенность использования этого метода заключается в том, что я имею дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же сформированы искаженные понятия об этих нормах. Убеждение — это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. Чтобы метод убеждения достиг своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко — это неотъемлемая часть моей профессиональной деятельности. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный приме.

9. Наблюдение (дает материал для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, со сверстниками, за его трудом, анализирует школьные документы, характеристики, медицинские выписки);

10. Беседа (дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника);

11. Тестирование (чаще всего к этому методу социальный педагог прибегает, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие);

12. Интервью (дает возможность получить сведения на заранее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме).

В настоящий момент в социальной помощи нуждаются не только дети, но и взрослые, которые не могут справиться, либо понять своих детей, в связи с проявлениями у них девиантного поведения. В свою очередь, в такой ситуации, социальный педагог выступает для детей защитником, воспитателем, посредником, координатором, организатором, помощником, духовным наставником, социальным терапевтом, а для взрослых является помощником в воспитательном и образовательном процессах.

В своей работе я выделяю следующие методы и направления:

- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;

- выявление детей «группы риска»;

- осуществление профилактической работы по предупреждению социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;

- осуществление правового просвещения обучающимися;

- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения обучающимися;

- взаимодействие с семьями обучающимися с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

- взаимодействие с преподавателями и кураторами с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;

- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

- участие в работе педагогических советов и методических объединений.

В своей работе я использую приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Осуществляю комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся, особенности личности обучающихся  и их микросреды, условия их жизни. Выявляю интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку так же выступаю посредником между обучающимися и специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов: КДНиЗП, ПДН МО МВД России «

«Нижневартовский».  Я использую в работе с обучающимися в целях профилактики и негативных социальных явлений, жестокости в детско-юношеской среде, в целях формирования бесконфликтной среды и внедрения в практику работы образовательной организации восстановительного подхода, медиативного способа урегулирования споров, учитывающегося все особенности участников спора, методические материалы международного дистанционного информационно-образовательного проекта «Медиация в образовании». Так же  определяю задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимаю меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся. Способствую установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействую созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Организую разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, использую компьютерные технологии. Обсуждаю с обучающимися актуальные события современности. Осуществляю работу по сопровождению детей из замещающих семей. Взаимодействую с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации, обеспечиваю охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, выполняю правила по охране труда и пожарной безопасности.  

Остановлюсь подробнее на некоторых направлениях и формах своей работы учитывающих особенности обучающихся (возрастные; ограниченные возможности здоровья; выдающиеся способности и т.п.).

Профилактика правонарушений среди обучающихся. Осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на различных видах учета, с учетом их особенностей.  Привлекаю к работе в этом направлении соответствующих специалистов, провожу дни «Правовых знаний»  с учетом возрастных особенностей учащихся (по возрастным группам);

Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением.Это направление связано с такими формами деятельности, как:

- учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.)

- тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин (при тестировании и интервьюировании учитываются способности учащихся, для детей с ОВЗ создаю специально рекомендованные им условия);

- индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (с учетом особенностей учащихся в беседе могут участвовать родителями, психолог, в ряде случаев – психиатр, невропатолог, нарколог);

- включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его (группа поддержки для ребенка выбирается так же с учетом его возрастных, коммуникативных, ограниченных возможностей);

-   вовлечение учащихся в ЗОЖ (с учётом возрастных особенностей детей использую здоровьесберегающую технологию:  проведение тематических физкультминуток; участие в спортивных соревнованиях школы и района; проведение классных часов по темам: «Режим дня в школе и дома», «Компьютер и ребёнок»; профилактический осмотр врача-нарколога). Моя задача – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы, ребята могли самостоятельно их применять).

- привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;

- установление контакта с семьей, при необходимости защиты прав ребенка – жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания (в работе  с неблагополучными семьями учитывается тип семьи, эмоциональное, физическое и психическое состояние детей, воспитывающихся в данной семье. В работе с неблагополучными семьями применяются следующие методы работы: наблюдение, убеждение, беседа, словесный, проблемный и др.)

- посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;

- организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься (выбор мероприятий зависит от возрастных особенностей участника, его состояния здоровья и т.д.);

- совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.

Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:

1. Правовое воспитание родителей (знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка; взаимодействие с сотрудниками МО МВД России, членами комиссии по делам несовершеннолетних; индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях (индивидуальную работу с родителями, так же организую с учетом их особенностей: физических, психологических, социальных и т.д.));

2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).

3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы.

4. В качестве особого направления выделяются методы работы в семьях, имеющих проблемы в семейном воспитании, требующих в силу особенностей своей жизнедеятельности социальной поддержки, помощи, реабилитации, прежде всего это семьи,  имеющие детей-инвалидов и престарелых родителей.

Использование методов обучения и воспитания, учитывающих различные особенности обучающихся способствует повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса у учащихся; психологическому комфорту в образовательном учреждении; эффективности профилактики правонарушений среди учащихся. 

Таким образом, в своей деятельности я использую разнообразные технологии, которые помогают мне учитывать ограниченные возможности здоровья обучающимися, возрастные особенности, создаю в индивидуальной работе с и обучающимися родителями благоприятный климат. У обучающихся  возникает чувство удовлетворения. У слабых ребят появляется уверенность в своих силах, создается положительная мотивация к учению. Следовательно, я могу утверждать, что я знаю технологии деятельностного подхода в обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

Доклад на ЦМК классных руководителей 2017 Использование современных педагогических технологий в организации и проведении воспитательной работы

Доклад на ЦМК классных руководителей 2017 Использование современных педагогических технологий в организации и проведении воспитательной работы...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

К.Е.КозловаСанкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж управления и экономики «Александровский лицей» На современном этапе развития ...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

    Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования...